Пешеходная зона - это специально отведенная городская территория, предназначенная только для передвижения пешеходов. Проезд автомобильного транспорта по ней категорически запрещен. Иногда встречаются пешеходно-трамвайные улицы. По ним разрешается передвигаться только трамваям.

Фото первой пешеходной зоны Москвы - улица для пешеходов Арбат

Причины создания пешеходных зон

В условиях развития и урбанизации современных городов, больше всего загрязняют окружающую среду транспортные средства. Кроме того, они приносят и другие неприятности на дорогах - пробки, дорожно-транспортные происшествия и т.д. Для снижения возникновения опасных для участников дорожного движения ситуаций, власти больших городов ограничивают скорость передвижения на транспорте. Например, Нью-Йоркская полиция ввела ограничение скорости 30 миль/ч (примерно 48 км/ч). В большинстве европейских мегаполисов, на улицах с двухсторонним движением, введена максимальная скорость 50 км/ч, но на этом транспортные департаменты стран не останавливаются и вносят предложение снизить это ограничение до 30 километров в час.

С целью уменьшения количества выделяемых автомобилями вредных веществ, городские муниципалитеты вводят ограничения на въезд автомобилей в некоторые центральные районы, а также ведут строгую политику относительно ограничения пространства парковки транспорта. Дополнительно повышают налоги на транспортные средства.

Впервые применение этих мер началось в восьмидесятых годах прошлого столетия. Изначально городские жители приняли новые правила в штыки и не стеснялись выражать свое недовольство, но со временем, поняли целесообразность таких методов. В нынешнее время, городские жители не только понимают действия муниципалитета, но и помогают им, покупая небольшие компактные автосредства. Муниципалитет, в свою очередь, проводит огромную работу, чтобы минимализировать негативные последствия того или иного ограничения - продумывают дополнительные маршруты объезда, вводят одностороннее движение, просчитывают трафик.

Во многих европейских городах созданы улицы, где запрещено движение автомобильного транспорта. Например, в Копенгагене находится самая крупная пешеходная зона Строгет - ее площадь около 100 тыс.кв. метров. В состав этой зоны входит несколько городских улиц.

Брюгге - столица провинции Фландрия в Бельгии - почти полностью предназначена для пешеходов, из транспорта здесь могут передвигаться только мотоциклы, скутеры, велосипеды и конные экипажи. Полицейские строго следят за соблюдением правил ограничения передвижения и постоянно проверяют разрешение на въезд у водителей обслуживающего транспорта.

В тоже время, существует негативная закономерность - чем крупнее город, тем меньшее количество пешеходных зон находится на его территории. Например, в громадном Париже таких улочек всего лишь несколько, а в английской столице Лондоне только одна улица для пешеходов - Карнаби-стрит.

Понятие «Пешеходная зона» впервые появилось в европейских городах в начале пятидесятых годов прошлого века.

Обозначение улиц для пешеходов в Европе (слева - в Германии, справа - в Австрии):

В Советском Союзе обозначение «Пешеходная зона» впервые было использовано в 1975 году в центре литовского города Шауляй. Следующим городом, последовавшему примеру Шауляй, стал Каунасс - в нем открыли известную Лайсвес аллею.

В Российской Федерации территория, предназначенная для передвижения только пешеходов, по всему периметру обозначается дорожным знаком 5.33. Правил дорожного движения «Пешеходная зона». Ранее, вместо него, дорожники использовали обозначение «Движение запрещено». В месте, где зона заканчивается, устанавливается знак 5.34. Правил дорожного движения «Конец пешеходной зоны». Знаки 5.33. и 5.34. относятся к категории знаков дорожного движения особого предписания.

Обозначение «Конец пешеходной зоны» в странах бывшего Советского Союза:

Знаки 5.33 и 5.34 в России:

Дополнительная информация подается внизу в виде надписей или табличек. Например, звездочка в нижней части символизирует запрет проезда автомобильного транспорта только по субботам, воскресеньям и по праздничным дням. На данном участке дороги в будние дни движение осуществляется как обычно, в стандартном режиме.

Выполнение требований запрета является обязательным для водителей всех видов транспортных средств.

Сходство и различие знаков 5.33. и 4.5.

Если сравнить дорожные знаки 5.33. и 4.5. ПДД Российской Федерации, то можно увидеть некоторое сходство между ними.

Знак 4.5 «Пешеходная дорожка»

Они похожи не только по своему внешнему виду, но и по основным требованиям. Знаком 5.33. с установленного места открывается участок, по которому двигаться можно только пешеходам, транспортным средствам передвижение запрещается. Действует он до места установки знака 5.34. «Конец пешеходной зоны».

Знак 4.5. запрещает передвижение транспортных средств и разрешает передвигаться только пешеходам. Местом его установки, является начало пешеходной дорожки, а действие распространяется до первого пересечения с проезжим участком дороги. Как видите, первое и основное различие - это их зона действия.

Вторым различием между знаками 5.33 и 4.5. является то, что пешеходная дорожка - это определенный вид дороги, созданный исключительно для передвижения пешеходов, а пешеходной зоной является обычная дорога с тротуаром, обочиной и проезжей частью, но предназначенная только для тех, кто идет пешком.

Следующее, третье отличие - это то, что для знака 4.5. предусматривается ряд исключений для движения транспорта. Например, движение машин экстренных служб, техники коммунального хозяйства, маршрутного транспорта и, при отсутствии альтернативы, допускается движение транспортных средств, обслуживающих магазины. Для знака 5.33 никаких исключений не предусматривается.

Пешеходная зона: штрафы

К сожалению, водители не всегда придерживаются правил дорожного движения и доставляют неудобства пешеходам, припарковавшись или передвигаясь на своем транспортном средстве там, где это запрещено. Например, от такой несправедливости страдают жители и гости города Феодосия.

Видеосюжет с Феодосии:

Пунктом 9.9. Правил дорожного движения Российской Федерации запрещено передвижение транспорта по тротуарам, пешеходным дорожкам и зонам. Все исключения этого пункта оговорены в пунктах 12.1. и 24.2. Разрешается передвижение автомобилей дорожных служб, транспортных средств коммунального хозяйства, а также автомобили, перевозящие грузы для торговых точек, расположенных в зоне запрета проезда (только в том случае, если отсутствуют другие варианты проезда к месту назначения). При движении транспортным средством в пешеходной зоне, на пешеходной дорожке или тротуаре, водитель должен обеспечить безопасность движения пешеходов. В этом случае максимально допустимая скорость 20 км/ч.

Оживленное движение автомобилей в зонах, где традиционно присутствует много людей, требует особого контроля над ситуацией. В отдельных случаях, с целью принятия мер безопасности и создания комфортного передвижения пешеходов, появились целые пешеходные зоны. Подобные места обязательно обозначены дорожным знаком «Пешеходная зона».

О дорожном знаке

Места, где действует данные знак, создают максимально удобные условия для пеших людей с приоритетом прав пешехода. Данные знаки устанавливаются только в тех зонах, где действительно требуется ограничить активность автотранспорта и позаботиться о безопасности. У знака есть парный знак, сообщающий о конце зоны, выделенной для пешеходов. Таким образом, сообщив о начале пешеходной зоны, водителю также необходимо сообщить о ее завершении.

Дорожный знак зачастую используется вместе с дополнительными информационными табличками об ограничениях в действии данного знака:

  • информация о времени предупреждает о том, что знай пешеходной зоны действует только в определенный период суток;
  • значок «звездочка», размещенный под пешеходом на дорожном знаке, означает введение зоны для пешеходов только на период праздников или в выходные дни.

Причины установки знака

Обоснованность установки знака становится очевидной, чем многолюднее улица или площадь. В отдельных районах населенного пункта вводят полный запрет на въезд автомобильного транспорта ни при каких обстоятельствах.

К основным причинам, побуждающим устанавливать подобные знаки, относят:

  • заботу об экологии и здоровье, снижение вредных автомобильных выбросов в местах скопления множества народа;
  • снижение аварийности, вызванной многолюдностью улиц и площадей;
  • создание комфортных условий для туристов, осматривающих достопримечательности в центральной исторической части города (например, в Москве).

Из наиболее известных российских пешеходных зон стоит отметить Арбат, где всегда проходит огромное количество пешеходов, преимущественно, туристов.

Различия между пешеходной дорожкой и зоной

Необходимо различать особенности действия знака «Пешеходная дорожка». Если по знаку о пешеходной зоне вводится полный запрет на движение машин и иной дорожной техники на обширном участке, то при организации пешеходной дорожки выделяется конкретный участок дороги, где действует исключительное право пешехода.

Для того, чтобы понять зону действия пешеходной дорожки, необходимо найти ближайший вслед за местом установки знака перекресток. Для пешеходной зоны окончание действия знака должно быть зафиксировано установкой отдельного обозначения.

Возникает вопрос, как быть, когда в местах действия знака расположены розничные магазины и организации, требующие стабильного подвоза продуктов и материалов. Согласно ПДД, подвоз продукции в магазин, а также погрузочно-разгрузочные мероприятия по обслуживанию розницы и по потребности в жилишно-коммунальном облуживании, то он возможен при размещении обозначения пешеходной дорожки.

В аналогичной ситуации, при наличии знака «Пешеходная зона» любой несанкционированный проезд транспорта повлечет административное наказание.

Ответственность за нарушение

Во многих источниках в качестве наказания за въезд в пешеходную зону указывается назначение административного штрафа в размере 2000 рублей. В качестве подтверждающего доказательства опираются на второй пункт к ст. 12.15 КоАП.

Однако, открыв Кодекс, можно увидеть несоответствие: данная норма закона подразумевает 2-тысячный штраф за въезд в зону расположения велосипедной дорожки или дороги для пешеходов.

Регулируя наказание, если автомобиль все-таки въехал в зону ограничений, следует ссылаться на иное положение закона. В данном случае речь идет о нарушении правил, предписанных дорожными знаками или разметкой (см. закон №196-ФЗ) с назначением штрафа в 500 рублей.

На видео о правилах передвижения

Если водитель столкнулся с ситуацией выписки штрафа, необходимо убедиться, что в постановлении указана верная ссылка на законодательство, т.е. наказание может быть признано правомочным. Если знак свидетельствует, что впереди территория для пешеходов, водитель должен остановить свой автомобиль перед въездом, чтобы исключить риск неприятных разбирательств по поводу корректного назначения штрафа.

Проезд автомобиля по тротуару считается серьезным нарушением ПДД, так как в результате этого возможен наезд на пешехода. Что грозит водителю за подобные действия, и какой налагается штраф за езду по тротуару в 2019 году? Какие еще меры воздействия применяются в отношении водителя за это нарушение?

Прежде чем перейти к вопросам санкций, налагаемых на водителя за езду в неположенном месте, следует уточнить, как отличить тротуар от дороги и каким видам транспортных средств все же разрешен заезд на пешеходную дорожку. ПДД дают такое определение понятию «тротуар»: это элемент дороги, в пределах которого разрешено передвигаться пешеходам. Эта территория может располагаться либо впритык к проезжей части или велополосе, либо между ними размещен газон.

Несмотря на то что по своему предназначению пешеходная дорожка и тротуар по ПДД - это одно и то же, различия между ними, все же, существует. Пешеходная дорожка не является элементом дороги, это специально обустроенная для перемещения пеших лиц полоса земли или искусственное сооружение, которая может быть размещена и вдали от проезжей части. Пешеходные дорожки находятся в парках, междомовых зонах, скверах.

Нередко нарушения правил водителями связано с тем, что они не видят разницы между тротуаром и прилегающей территорией, называемой обочиной. Обочина - это тоже, как и тротуар, прилегающий к проезжей части элемент дороги, находящийся на том же уровне и выделенный либо разметкой, либо отличающийся другим покрытием. Таким образом, существуют различия - тротуар, или прилегающая территория:

  • расположена на одинаковом уровне с проезжей зоной;
  • имеет другое покрытие или особую разметку;
  • не имеет разделительного газона;
  • не предназначена для движения людей.

Движение по тротуару ПДД позволяют не только лицам, передвигающимся пешим ходом. В некоторых случаях и для определенной категории автотранспорта перемещение по пешеходной дорожке тоже не запрещено.

В каких случаях разрешена езда

Штраф за проезд или стоянку на пешеходной зоне выписывается не всегда. Иногда допускается стоянка транспорта на краю тротуара. Оставить машину можно при наличии знака, разрешающего парковку, и таблички с указанием положения транспортного средства по отношению к тротуару. В остальных случаях нарушителю грозит .

Иногда в месте организованной парковки разделительный бордюр слишком высокий и из-за этого оказывается непреодолимым для автомобилей с низким клиренсом. В таких обстоятельствах автовладельцы заезжают на тротуар в другом месте, где установлен более низкий бордюр, и далее передвигаются по тротуару до зоны парковки. На этих участках сотрудники ГИБДД лояльно относятся к езде по тротуару и санкции не накладывают.

Допускается ли движение автомобилей по тротуарам или пешеходным дорожкам в других случаях? Действительно, инспекторы ГИБДД не должны накладывать санкции на водителей, которые въезжают на тротуар для следующих целей:

  • разгрузить товар у торговой точки;
  • доехать до собственного жилья.

Таким образом, тем предпринимателям, кто не знает, можно ли заезжать на тротуар для разгрузки товара в магазин, ответ однозначно положительный. Если водитель заехал на пешеходную зону по одной из перечисленных причин, а его остановил сотрудник дорожной полиции, надо просто прояснить ситуацию. Если же инспектор все же выписал штраф - это неправомерно, такие действия представителя органа правопорядка можно оспорить. Перемещаться по пешеходной зоне не возбраняется также спецтехнике коммунальных, дорожных служб.

Езда на велосипеде по тротуару также не запрещена, если отсутствует велополоса на дороге, велосипедисту невозможно ехать по правой стороне проезжей части или по обочине. Но если при езде по пешеходной дорожке велосипедист мешает лицам, передвигающимся пешим ходом, он должен спешиться и продолжить движение как пешеход.

Штраф за езду по пешеходной дорожке

Статистика правонарушений показывает, что чаще всего водители ездят по тротуару, когда пытаются объехать заторы на дорогах. Наказание за езду по тротуару обычно заключается в денежных санкциях. Нарушителям правил, прежде чем совершить противоправное деяние, следует знать, какой штраф за езду по тротуару на машине в 2019 году могут наложить инспекторы ГИБДД. Согласно КоАП, сумма штрафа составляет 2 тыс. рублей.

Если автовладелец паркует транспортное средство на тротуаре, это тоже карается законом. На нарушителя налагается , его величина составляет 1.5 тыс. рублей. За то же нарушение, но в Москве и Санкт-Петербурге, водитель лишится 3 тыс. рублей в виде штрафа.


Нередко в условиях мегаполиса, при катастрофическом дефиците стоянок, водители наезжают на газон с целью парковки. Газон - это участок территории, на котором находится травяной покров, созданный естественным или искусственным способом. Парковать автотранспорт на таких участках запрещено, такое положение зафиксировано в ПДД. Нарушитель выплачивает , он составляет 1.5 тыс. рублей. Если водитель заехал на газон в столице или Санкт-Петербурге, денежные санкции увеличиваются в два раза.

Как уже было сказано ранее, ездить по тротуару на велосипеде разрешено лишь в некоторых случаях. Штраф за езду по тротуару на велосипеде - 800 рублей. Но практика показывает, что велосипедистов редко штрафуются за подобные действия. Инспекторы ГИБДД крайне лояльны к велосипедистам, ездящим по тротуару.

Любой протокол о наложении штрафа можно обжаловать. Это можно сделать, написав жалобу в ГИБДД или составив исковое заявление в судебную инстанцию. Обжаловать несправедливое наказание можно в течение 10 дней с момента оформления протокола.