Работодатели должны знать, что они не обязаны отпускать своих работников для опроса в полицию, поскольку такая причина не относится к государственным или общественным обязанностям, которые должны исполняться в рабочее время. К такому выводу пришел Мосгорсуд.

Что случилось?

Московский городской суд вынес апелляционное определение от 26.05.2017 по делу N 33-15618/2017 . Судьи сделали вывод, что работодатель имеет право уволить за прогул работника, который был на опросе в полиции.

Отсутствие на работе без уважительной причины - прогул

В суд обратился гражданин, которого уволили с должности водителя за прогул по п. 6 ч. 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ . Истец утверждал, что в указанный день он отсутствовал на работе по уважительной причине, так как находился по вызову в полиции, где давал объяснения, однако работодатель это обстоятельство не учел. При увольнении заработная плата была выплачена не в полном объеме, ему не выдали трудовую книжку и иные документы, связанные с работой, в связи с чем он не смог трудоустроиться на новое место работы. Он просил восстановить его на работе, выплатить зарплату и компенсацию за вынужденный прогул, а также аннулировать запись в трудовой книжке.

Но судьи в удовлетворении исковых требований работника отказали. Суд отклонил довод истца о том, что в силу статьи 170 ТК РФ работодатель обязан был освободить его от работы в связи с обязательством о явке в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции УВД МВД России по г. Москве. Судьи отметили, что несмотря на то, что перечень государственных и общественных обязанностей в Трудовом кодексе РФ прямо не прописан, он определен федеральными законами. В частности, к таким обязанностям относится явка в органы дознания, к следователю, прокурору, в налоговый орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или в суд в качестве:

  • потерпевшего,
  • свидетеля,
  • их законного представителя,
  • эксперта,
  • специалиста,
  • переводчика,
  • понятого.

Это указано в постановлении Правительства РФ от 01 декабря 2012 года N 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела". На основании этого можно сделать вывод, что явка работника в правоохранительные органы для опроса не относится к безусловному основанию для признания причины отсутствия на работе уважительной, поскольку не отнесено действующим трудовым законодательством к государственным или общественным обязанностям, которые должны исполняться в рабочее время.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" полиция вправе вызывать граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

Следует отметить, что право вызова закреплено за полицией также , , , , , , , , , УПК РФ, согласно которым орган дознания, дознаватель вправе по находящимся в их производстве уголовным делам вызывать любое лицо для допроса или для дачи заключения в качестве эксперта, а также , 25.8 , 25.9 , 25.10 , 30.4 КоАП РФ, в соответствии с которыми должностные лица полиции могут вызывать различных лиц для участия в производстве по делам об административном правонарушении.

Вызов в полицию граждан и должностных лиц может быть как письменным, так и устным (в том числе по телефону). При письменном вызове в повестке указываются: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства (организации) гражданина (должностного лица), который вызывается в полицию, его правовой статус; фамилия, имя, отчество сотрудника полиции, к которому приглашается гражданин (должностное лицо), адрес и служебный кабинет, куда должен прийти гражданин (должностное лицо), день и время явки, а также последствия неявки без уважительных причин. Порядок вызова на допрос по уголовному делу предусмотрен статьей 188 УПК РФ.

Учитывая, что время явки в полицию приходиться на рабочее время, нередко возникает вопрос об уважительности отсутствия на работе.

Определением от 30 апреля 2010 г. № 6-В10-1 Верховный суд Российской Федерации определил, что при документальном подтверждении факт вызова в органы внутренних дел является уважительной причиной для отсутствия на работе.

Участие в судебном заседании признается уважительной причиной отсутствия на работе. Данная позиция отражена в Определении Московского областного суда от 11.05.2010 по делу № 33-9048/2010, где сказано, что право на судебную защиту - это право не только на обращение в суд, но и на личное участие в отстаивании своих прав и свобод. Работник имеет право на освобождение от трудовых обязанностей при наличии соответствующего документа (судебной повестки, определения суда и пр.), подтверждающего факт необходимости участия в судебном заседании в определенный день и определенное время. В свою очередь, работодатель должен предоставить такую возможность, освободив работника от выполнения трудовых обязанностей в определенный день и определенное время, что должно быть соответствующим образом заранее согласовано сторонами. Отсутствие работника на работе в связи с участием в судебном процессе не может быть основанием для его увольнения за прогул.

Согласно вышеизложенной судебной позиции, лицо, вызываемое в полицию или в суд, вправе получить у должностного лица повестку для подтверждения уважительности отсутствия на работе.

Добрый день Ирина.

За время исполнения государственных или общественных обязанностей, если они исполняются в рабочее время, работнику выплачивается денежная компенсация. Ее выплату осуществляет государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению указанных обязанностей. В данной ситуации работодатель обязан освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей (ст. 170 ТК РФ).

Денежная компенсация работнику, вызванному в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд в качестве потерпевшего, свидетеля, их законного представителя, понятого, выплачивается за счет федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства (ст. 131 УПК РФ, п. п. 1, 2 ст. 96 ГПК РФ). Размер такой компенсации определяется исходя из фактических затрат времени на исполнение государственных (общественных) обязанностей и среднего заработка работника (п. 2 ст. 95 ГПК РФ).

Данная компенсация выплачивается работникам после выполнения ими своих обязанностей (ст. 97 ГПК РФ).

В настоящее время продолжает действовать Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 14.07.1990 N 245). Пунктом 2 указанной Инструкции установлено, что за все время, затраченное работником в связи с вызовом к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или суд (кроме Конституционного Суда Российской Федерации и арбитражного суда), сохраняется средний заработок по месту его работы за все рабочие дни.

Однако в соответствии со ст. 170 ТК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 131 УПК РФ работодатель обязан сохранить за работником только его рабочее место (должность).

При решении вопроса о сохранении за работником среднего заработка в период его отсутствия на рабочем месте необходимо руководствоваться ст. 423 ТК РФ. Согласно указанной норме до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты РФ и бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются в части, не противоречащей трудовому законодательству РФ. Следовательно, при отсутствии работника на рабочем месте в связи с вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или суд работодатель обязан сохранить за ним только рабочее место (должность).

Время отсутствия работника отмечается в табеле учета рабочего времени (форма N Т-12 или Т-13, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1). При этом применяется буквенный код "Г" или цифровой код "23". Основанием для внесения такого условного обозначения является повестка либо справка того органа, в который был вызван работник.

С уважением, Игорь Данилов

Уважаемые специалисты, помогите пожалуйста разобратся в ситуации.

Я вот уже 80 дней являюсь подозреваемым по ст 159. ч1. И около 70 дней назад давал подписку о невыезде, но она уже не действительна, т.к. обвинения мне так и не были предъявлены. Был один официальный допрос, на котором я четко изложил свою позицию, в которой исключается умысел. С тех пор дознаватель дёргает меня по телефону с требованием прийти на допрос. Первый раз спустя недели 3 она вызвала меня на допрос по телефону, я пришёл сам.

Она попыталась развести меня на «деятельное раскаянье», но я ей объяснил что виновным себя не считаю, так с чего бы мне брать на себя вину. После этого про меня забыли до сих пор.

Сейчас начали дёргать по телефону, врать о том что я под подпиской о невыезде, сегодня мне в двери оставили повестку, отсканированную её же и прилагаю: http://rghost.ru/53369127/image.png

Текст такой:

[Приложение 130 Иванову Ивану Ивановичу адрес--------]

[ПОВЕСТКА]

[о вызове на допрос]

[ТЕЛЕФон (сотовый её) Кабинет№ ___]

[Дознавателю (ФИО)]

[Для допроса в качестве подозреваемого]

[При себе иметь паспорт или документ, удостоверяющий личность.]

[В случае неявки в указанный срок без уважительных причин Вы можете быть подвергнуты приводу на [основании ст 54 и 113 УПК РФ.]

[Дознаватель (подпись)]

Как я понимаю, я могу её игнорировать, т.к. повестка должна быть вручена под роспись лично мне и правильно составлена (в моей же повестке нет даже номера дела).Как должна выглядеть правильно офрмленная повестка? Где закреплены правила оформления?
И что делать если меня попытаются доставить в органы сотрудники полиции? Есть ли у них основания для привода?
Кстати дознаватель уже 3ий по счёту за всё время.
Возможно ли что дело вообще не было возбуждено? (был 1 официальный допрос с протоколом в присутствии бесплатного адвоката + подписку о невыезде я подписывал).
Я так и не могу понять, что им от меня надо и на какой стадии само дело(если оно есть)?

Требуется: Любая помощь

Предложите платную юридическую помощь

Предложите автору вопроса свою помощь в решении его вопроса.
Ваше предложение увидит ТОЛЬКО автор вопроса.
Когда пользователь одобрит Вашу заявку, Вы сможете продолжить работу с Делом пользователя в специальном рабочем кабинете , приглашать коллег для совместной работы с Делом, обмениваться документами и т.д.

Оформить предложение...

К сожалению, Вы исчерпали лимит активных заявок.
Ваш текуший лимит: 0 активных заявок
Для увеличения лимита необходимо подключить ПРО-аккаунт

В ашего сотрудника вызвали в прокуратуру, суд или налоговую в качестве свидетеля (потерпевшего, законного представителя, понятого и т.п.). Как отразить в табеле учета рабочего времени отсутствие такого работника? Кто оплачивает данный невыход? Обратимся к законодательству и ответим на эти вопросы.

Оформляем день «отдыха»

Вызов гражданина в его рабочее время в «органы» является уважительной причиной невыхода такого сотрудника на работу. При этом работодатель должен сохранить за этим работником его место работы (должность) на время исполнения им государственной обязанности (ч. 1 ст. 170 ТК РФ). В этом случае основанием является повестка либо уведомление из соответствующей инстанции.

Несмотря на то, что уволить за невыход такого сотрудника на работу нельзя, все же следует получить от него заявление (Пример 1). Ведь вы должны узнать, по какой причине в этот день он не явится на работу.

Получив от работника соответствующее заявление, составьте приказ в свободной форме (Пример 2).

Пример 1

Свернуть Показать

Пример 2

Свернуть Показать

Подтверждением того, что сотрудник действительно исполнял государственные обязанности, будет та же самая повестка, только уже с отметкой из соответствующей инстанции о явке.

Невыходы на время исполнения работником государственных обязанностей в табеле учета рабочего времени отмечают буквенным кодом «Г» либо цифровым кодом «23» (постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»).

Может получиться и так, что сотрудник не предупредит о своем невыходе на работу (например, он был привлечен следователем в качестве понятого). В этом случае после предоставления работником повестки (с отметкой о явке в госорган) следует скорректировать данные табеля учета рабочего времени.

Кто оплачивает вынужденный «прогул»?

В соответствии с ч. 2 ст. 170 ТК РФ государственный орган, который привлек работника к исполнению государственных обязанностей, выплачивает ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию. Конкретные размеры выплат прописаны в соответствующих федеральных законах и иных нормативно-правовых актах.

Отметим, что в настоящее время продолжает действовать Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденная постановлением Совета Министров РСФСР от 14.07.1990 № 245 (далее - Инструкция). Именно на основании этого документа специалисты Минздравсоцразвития РФ в письме от 15.03.2011 № 784-19 сделали вывод о том, что работникам, вызываемым к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых, за все время, затраченное ими в связи с таким вызовом, работодатель выплачивает сумму среднего заработка. Конкретно речь шла об арбитражном суде и гражданском судопроизводстве.

Тем не менее не все так просто. Ведь согласно ст. 423 ТК РФ указанная Инструкция применяется лишь в той ее части, которая не противоречит ТК РФ. В свою очередь в ч. 2 ст. 170 ТК РФ сказано, что государственный орган, который привлек работника к исполнению государственных обязанностей, выплачивает работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию. Однако фактически все зависит от того, куда и зачем вызывают работника. Так что рассмотрим этот вопрос подробнее.

Осуществление налогового контроля

Представители налогового ведомства могут привлекать граждан в качестве свидетелей и понятых. При этом в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано практически любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 Налогового кодекса РФ, далее - НК РФ). Понятые же - это любые граждане, не заинтересованные в исходе дела, участвующие при проведении обыска либо выемки документов (п. 1 и 3 ст. 98 НК РФ, п. 3 ст. 92 НК РФ и п. 3 ст. 94 НК РФ).

Свидетелям и понятым налоговые органы возмещают понесенные ими в связи с явкой в инспекцию расходы на проезд, на наем жилого помещения и суточные (п. 1 и 4 ст. 131 НК РФ). Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утверждено постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 № 298.

Отметим, что за сотрудниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется на время их отсутствия заработная плата по основному месту работы (п. 3 ст. 131 НК РФ).

Явка в арбитражный суд

В данном разделе речь пойдет о свидетелях, т.е. лицах, располагающих сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела (ч. 1 ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ, далее - АПК РФ).

Свидетелям возмещаются понесенные ими в связи с явкой в арбитражный суд расходы на проезд, на наем жилого помещения и суточные (ч. 1 ст. 107 АПК РФ). Финансовое обеспечение данных затрат происходит в пределах средств, выделяемых на содержание арбитражных судов. На это указано в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.03.2010 № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу возмещения процессуальных издержек» (далее - Закон № 20-ФЗ).

За работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы (ч. 4 ст. 107 АПК РФ).

Гражданское судопроизводство

Свидетель, участвующий в гражданском процессе, также имеет право на возмещение расходов, связанных с вызовом в суд, и на получение денежной компенсации в связи с потерей времени (ч. 3 ст. 70 ГПК РФ). Указанным лицам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд, на наем жилого помещения и суточные (ч. 1 ст. 95 Гражданского процессуального кодекса, далее - ГПК РФ). Финансовое обеспечение данных затрат происходит в пределах средств, выделяемых на содержание судов общей юрисдикции (п. 3 ст. 9 Закона № 20-ФЗ).

В свою очередь работающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и их среднего заработка (ч. 2 ст. 95 ГПК РФ). Обратите внимание: здесь не идет речь о работодателях, что совершенно законно позволяет им не оплачивать работникам время участия в судах.

Кстати, данный вопрос разбирался на заседании Конституционного Суда России. Судьи сказали, что ч. 2 ст. 95 ГПК РФ, устанавливающая правило о выплате денежной компенсации гражданам, вызываемым в суды в качестве свидетелей, направлена на защиту прав данной категории участников процесса. При этом указанная норма не регулирует вопросы сохранения среднего заработка сторонам, участвовавшим в судебном заседании. Разрешение вопроса об установлении правил сохранения среднего заработка работника относится к полномочиям законодателя (определение КС РФ от 27.01.2011 № 12-О-О).

Уголовный процесс

Теперь поговорим об участниках уголовного процесса, таких, как потерпевшие, свидетели и понятые. Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред (ч. 1 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ, далее - УПК РФ). Свидетель - лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний (ч. 1 ст. 56 УПК РФ). Понятой - лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч. 1 ст. 60 УПК РФ).

Вышеуказанным лицам оплачиваются расходы на проезд, наем жилого помещения и суточные (п. 1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ). Финансовое обеспечение данных затрат происходит в пределах средств, выделяемых государственным органам, наделенным полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, а также средств на содержание судов общей юрисдикции (п. 4 ст. 9 Закона № 20-ФЗ).

Также возмещается недополученная указанными лицами заработная плата за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд (п. 1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ). Данные суммы выплачиваются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства (ч. 1 ст. 131 УПК РФ). Так что в этом случае, как и в гражданском судопроизводстве, работодатели не участвуют в выплатах работникам.

Участие граждан в осуществлении правосудия

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном соответствующими федеральными законами (ч. 1 ст. 8 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», далее - Закон № 1-ФКЗ). При этом участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом (ч. 2 ст. 8 Закона № 1-ФКЗ). Указанным лицам за время участия выплачивается вознаграждение из федерального бюджета (ч. 4 ст. 8 Закона № 1-ФКЗ).

Материальное обеспечение присяжных заседателей (ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации») таково:

  • суд выплачивает вознаграждение (1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период);
  • суд возмещает командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно.

Выплаты арбитражному заседателю (ст. 6 и п. 3 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», далее - Закон № 70-ФЗ) выглядят так:

Налоговые нюансы

Как видите, на работодателя бремя выплаты среднего заработка сотруднику за его невыходы на работу ложится в следующих случаях:

  • если сотрудника вызывают в качестве свидетеля в налоговый орган (п. 3 ст. 131 НК РФ) либо в арбитражный суд (ч. 4 ст. 107 АПК РФ);
  • если сотрудник участвует в осуществлении правосудия в качестве арбитражного заседателя (ст. 6 и п. 3 ст. 7 Закона № 70-ФЗ).

К сведению

Свернуть Показать

Здесь возникает некоторое противоречие. Ведь в ст. 170 ТК РФ ничего не сказано о том, что работодатель должен выплачивать средний заработок работникам за время исполнения ими государственных обязанностей. Поэтому вы можете выдать работнику справку о недополученной им заработной плате для предоставления в госорган. Однако, как показывает практика, эти расходы ему никто не возместит.

Порядок исчисления средней заработной платы прописан в ст. 139 ТК РФ. Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы утверждено постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее - Положение).

Сумму начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных или общественных обязанностей, предусмотренную законодательством:

  • учитывают при определении базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда (п. 6 ст. 255 НК РФ);
  • облагают НДФЛ (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ);
  • облагают страховыми взносами на обязательное социальное страхование (ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», далее - Закон № 212-ФЗ), а также
  • облагают взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 20.1 и 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Справедливости ради отметим, что по поводу обложения указанных выплат страховыми взносами можно и поспорить. Ведь в данном случае начисление среднего заработка осуществляется не в силу трудового договора, а в соответствии с требованиями законодательства. Тем не менее чиновники думают иначе. В их разъяснениях не раз звучало, что выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, так же подлежат обложению страховыми взносами, как и производимые в рамках трудовых правоотношений, а значит, связанные с трудовыми договорами. Исключениями являются только те суммы, которые указаны в ст. 9 Закона № 212-ФЗ (письма Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2010 № 589-19 и от 23.03.2010 № 647-19). Похоже, чиновники рассуждают так и по поводу начисления взносов «на травматизм», говоря, что перечень законодательно установленных и не облагаемых взносами выплат, приведенный в ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ, является исчерпывающим (письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).