Комментарий к статье 11

1. Статья 11 установила широкую сферу действия трудового права по кругу лиц, в силу чего законы и иные источники трудового права распространяются по общему правилу на всех работников и на всех работодателей, использующих личный наемный труд.

Согласно формулировке ч. 1 ст. 11 ТК в сферу действия трудового права практически вовлекаются все лица, которые трудятся на условиях, характерных именно для трудовых правоотношений (см. ст. ст. 16, 57 ТК и комментарий к ним), причем вне зависимости от того, составлялся или не составлялся работодателем, а также подписывался или не подписывался работником письменный текст трудового договора. Данный вывод основывается на том, что фактический допуск работодателем любого лица к работе означает заключение с ним трудового договора (см. ст. ст. 15, 16 ТК и комментарий к ним) и, значит, включение возникших между ними отношений в сферу действия норм трудового права. Тем самым ч. 1 ст. 11 ТК провозглашает презумпцию действия норм трудового права в отношении всех лиц, систематически применяющих личный труд в интересах и под руководством работодателя.

В силу прямого действия принципа равенства прав и возможностей работников (см. ст. 2 ТК и комментарий к ней) нормы трудового права должны распространяться на всех работников независимо от их пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального, семейного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (см. ст. 3 ТК и комментарий к ней). Исходя из содержания этого принципа, нормы трудового права действуют ныне и в отношении лиц, связанных с работодателем (организацией) не только трудовыми отношениями, но и отношениями имущественного или организационного характера. В этом смысле действие норм трудового права не ограничивается кругом лиц, которые имеют обычный статус наемного работника, они распространяются также на работников-акционеров, работников-участников товариществ, представителей руководящего персонала различных юридических лиц и т. д.

Данное утверждение также подтверждается содержанием п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в силу которого нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и, соответственно, подлежат применению всеми работодателями (юридическими и физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В отношении представителей руководящего персонала различных организаций широкая сфера действия норм трудового права означает лишение юридической силы всех тех моделей их правового статуса, которые основаны только на гражданско-правовых началах. В силу этого правовое положение лиц, выполняющих функции единоличных органов юридических лиц, также должно основываться на заключаемом с ними трудовом договоре (см. статьи гл. 43 ТК и комментарий к ним).

2. Нормы трудового права распространяются на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории РФ. При этом для признания работодателя субъектом трудового права по общему правилу не имеет значения: а) является ли он физическим или юридическим лицом (организацией); б) финансируется ли его деятельность из какого-либо бюджета (государственного, муниципального и др.) или он функционирует на коммерческих началах; в) создана ли организация-работодатель за счет национальных или иностранных инвестиций и др. Для действия норм трудового права в принципе не имеют значения и такие факторы, как организационно-правовая форма юридического лица, его экономический потенциал, форма собственности, численность работников и др. Разумеется, все эти обстоятельства и факторы могут вызывать определенные особенности в регулировании трудовых отношений, но они должны устанавливаться только Трудовым кодексом либо иными федеральными законами (см. п. 5 комментария к настоящей статье).

3. Часть 3 ст. 11 развивает идею о презумпции наличия трудовых правоотношений у любого физического лица, выполняющего личным трудом регулярную оплачиваемую работу в интересах другого лица. Практическая реализация этой идеи обеспечивает широкую сферу действия норм трудового права, дополнительной гарантией которой служит предоставляемая суду возможность переквалификации гражданско-правовых правоотношений, формально связывающих на основании соответствующего договора работника и работодателя, в трудовые правоотношения. Тем самым в рамках судебной юрисдикции фактически имеется реальная возможность признавать юридически ничтожными гражданско-правовые сделки, опосредующие применение личного наемного труда, и распространить на стороны данных отношений положения трудового законодательства в случае, когда фактическое содержание этих отношений является трудовым, а не гражданско-правовым. Следует обратить внимание на то, что право на принятие подобного решения предоставлено только судебным органам. Им не обладают государственные инспекторы труда, несмотря на то что по общему правилу они уполномочены выдавать работодателю различные предписания, подлежащие обязательному исполнению (см. ст. 357 ТК и комментарий к ней).

Возможность признания гражданско-правового договора трудовым перерастает в практическое судебное решение как минимум в силу того, что заинтересованное лицо обратилось в судебные органы с иском (заявлением) о признании трудовыми правоотношений, связывающих его с конкретным работодателем, и представило доказательства, свидетельствующие в пользу фактического наличия трудовых правоотношений, подтвердив тем самым истинность утверждений.

Статья 11 ТК не определила круг субъектов, управомоченных выступать инициаторами распространения на взаимоотношения конкретного работника и работодателя норм трудового права. В принципе в качестве таковых могли бы выступать все заинтересованные лица, которым в соответствии с законом дано право на обращение с иском или заявлением в суд по спорам, возникающим из индивидуальных трудовых правоотношений. Однако действующее законодательство не предоставило такой возможности работодателю. В силу ч. 2 ст. 391 ТК он вправе обращаться с иском в суд лишь в случае привлечения работника к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю, поэтому, если работодатель проявит инициативу на переквалификацию гражданско-правового договора, заключенного с конкретным лицом, в трудовой договор, то ему следует получить согласие работника на признание и надлежащее документальное переоформление заключенного между ними гражданского договора в трудовой.

В силу ч. 1 ст. 391 ТК правом на данный иск обладает в первую очередь работник как сторона трудовых правоотношений. Практический смысл подачи работником этого иска может состоять в том, что искомое судебное решение может иметь для него преюдициальный характер в части получения различных социальных благ, например, возмещения ущерба, причиненного его здоровью, зачета времени работы в трудовой стаж, подтверждения необходимости уплаты работодателем страховых взносов, признания права на льготы, гарантии и т. п.

Поскольку с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан вправе обращаться в суд также прокурор и профессиональный союз (ч. 1 ст. 45 и 46 ГПК), то и они обладают возможностью обращения в судебные органы с целью признания трудовыми формально основывающиеся на договоре гражданско-правового характера взаимоотношения работника с работодателем.

Любой истец (заявитель) должен представить суду доказательства, свидетельствующие о трудовом характере отношений, связывающих конкретное лицо с работодателем. Тем самым он должен подтвердить факты, обозначающие намерения работника вступить именно в трудовые отношения с работодателем на условиях, свойственных содержанию трудового договора, а не гражданско-правовой сделки (см. ст. ст. 56, 57 ТК и комментарий к ним).

Иначе говоря, инициатор судебного разбирательства обязан доказать факт отсутствия прямого волеизъявления работника на заключение гражданско-правового договора с работодателем и факт его волеизъявления на заключение трудового договора, который не учел работодатель при организационно-правовом оформлении их взаимоотношений. Иное решение вопроса означало бы сужение гражданско-правовой дееспособности физических и юридических лиц и не соответствовало бы положениям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также ст. 11 ТК.

Судебное решение, подтверждающее трудовой характер правоотношений, связывающих физическое лицо с работодателем, обязывает последнего оформить трудовой договор надлежащим образом (см. ст. ст. 67, 68 ТК и комментарий к ним). Датой вступления данного решения в силу следует считать день вступления в силу соответствующего гражданско-правового договора, а при отсутствии оговорки о нем - день подписания гражданско-правового договора. С этого же дня указанное судебное решение рассматривается в качестве правового акта, подтверждающего наступление юридического факта, послужившего основанием для возникновения трудовых правоотношений между физическим лицом и работодателем. Под этим углом зрения оно будет иметь общеобязательное правовое значение для всех третьих органов и лиц в части признания и реализации различных трудовых прав и обязанностей работника и работодателя.

4. Широкая сфера действия норм трудового права по кругу лиц, в дополнение к сказанному в п. п. 1 и 2 комментария к настоящей статье, проявляется также в том, что они по общему правилу распространяются на трудовые отношения с участием не только российских, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, работников международных организаций, иностранных юридических лиц и организаций, созданных за счет иностранных инвестиций.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Соответственно, они обладают общей гражданской правосубъектностью, в рамках которой реализуют и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

В то же время иностранцы и лица без гражданства приравниваются по своему правовому положению к гражданам РФ лишь в том случае, когда они законно находятся на территории РФ. В свою очередь, законно находящимися в России они признаются тогда, когда имеют вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России, и соблюдают требования законодательства о миграционном учете абз. 8 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. (Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").

Однако, несмотря на равный с российскими работниками правовой статус, иностранный гражданин, равно как и лицо без гражданства, имеют право осуществлять трудовую деятельность в России только в разрешительном порядке, который предполагает: а) получение работодателем от Федеральной миграционной службы или ее территориальных органов разрешения на привлечение и использование иностранных работников; б) получение иностранным работником или лицом без гражданства разрешения на работу также от Федеральной миграционной службы или ее территориальных органов органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения. Указанный порядок регламентирован: а) Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681; б) Постановлениями Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 665 "Об утверждении на 2007 год квоты на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности"; от 15 ноября 2006 г. N 682 "Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы"; 15 ноября 2006 г. N 683 "Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации" (Российская газета. 2006. 16 нояб.).

Данный разрешительный порядок не действует в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства:

1) постоянно проживающих в РФ;

2) временно проживающих в РФ;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;

6) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы в течение каникул;

7) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Россию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

Для трудовой деятельности иностранцев и лиц без гражданства установлен ряд ограничений. В частности, временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.). В свою очередь, все иностранные граждане (лица без гражданства) не имеют права:

1) находиться на государственной или муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

Широкая сфера действия трудового права проявляется также в распространении его норм на всех работодателей, безотносительно к тому, являются они российскими или иностранными гражданами (лицами без гражданства) либо юридическими лицами. Иначе говоря, субъектом российского трудового права является каждый работодатель, предоставляющий на территории России регулярную оплачиваемую работу любому физическому лицу. Фактически нормы трудового права не распространяются лишь на работодателей, выведенных за пределы сферы действия трудового права федеральным законом либо международным договором РФ. Кроме того, исходя из принципа экстерриториальности, нормы российского трудового права не могут быть распространены на территорию зарубежных дипломатических представительств, а также на их сотрудников, аккредитованных в России.

5. По общему правилу нормам, составляющим массив отрасли трудового права, свойственно единство, позволяющее предоставлять равные права и возможности разным работникам, занятым у самых различных работодателей, и тем самым обеспечивать принципиальную общность правового регулирования труда на всей территории РФ. Однако наряду с единством, трудовому праву свойственна дифференциация, представляющая собой введение в правовое регулирование труда определенных особенностей, которые основываются либо на частичном ограничении действия общих норм трудового законодательства, либо на создании дополнительных правил, адресованных отдельным категориям работников (см. ст. 251 ТК и комментарий к ней). В практическом плане любая дифференциация правового регулирования труда выливается либо в изъятия, либо в дополнения правового положения определенных категорий работников и в конечном счете ведет к формальному нарушению принципа юридического равенства с другими работниками. В силу этого все особенности в правовом регулировании конкретного труда, выражающиеся в изъятиях трудовых прав работника, должны устанавливаться только Трудовым кодексом либо иными федеральными законами (см. абз. 13 ч. 1 ст. 6 ТК и комментарий к ней). В свою очередь, дифференциация трудового права, приводящая к дополнению трудовых прав какой-либо категории работников и созданию для входящих в нее лиц определенных трудовых льгот или гарантий, может устанавливаться как нормами трудового законодательства, так и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 5 ТК и комментарий к ней), а также коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами (см. ст. 9 ТК и комментарий к ней). При этом содержание перечисленных источников трудового права не должно приводить к необоснованной дискриминации других категорий работников или других работников (см. ст. 3 ТК и комментарий к ней).

В основу дифференциации норм трудового права обычно кладутся: а) субъектные особенности работника или работодателя; б) специфика трудовой функции работника; в) режим, место приложения или отраслевые характеристики труда конкретной категории работников; г) местность, в которой протекает тот или иной труд; д) своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя.

Применительно к работнику дифференциация норм трудового права основывается на таких факторах, как пол, возраст, наличие семейных обязанностей, прохождение обучения. Соответственно им ТК выделяет в отдельные главы особенности правового регулирования труда: а) женщин и лиц с семейными обязанностями (см. статьи гл. 41 ТК и комментарий к ним); б) несовершеннолетних (см. статьи гл. 42 ТК и комментарий к ним); в) лиц, совмещающих работу с обучением (см. статьи гл. 26 ТК и комментарий к ним). Отсутствие российского гражданства в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. является основой, определяющей особенности правового положения работников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства (см. п. 3 комментария к настоящей статье).

Относительно работодателя дифференциация норм трудового права основывается на его принадлежности к: а) физическим лицам (см. статьи гл. 48 ТК и комментарий к ним); б) организациям-субъектам малого предпринимательства (см. ст. 59 ТК и комментарий к ней); организациям-банкротам (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Специфика трудовой функции работника положена в основу выделения особенностей правового положения: а) государственных и муниципальных служащих (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"); б) руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа юридических лиц (см. статьи гл. 43 ТК и комментарий к ним).

В зависимости от специфики режима, места приложения или отраслевых характеристик труда выделяются особенности регулирования труда: а) лиц, работающих вахтовым методом (см. статьи гл. 47 ТК и комментарий к ним), б) работников транспорта (см. статьи гл. 51 ТК и комментарий к ним); в) педагогических работников (см. статьи гл. 52 ТК и комментарий к ним); г) работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей (см. статьи гл. 53 ТК и комментарий к ним); д) работников религиозных организаций (см. статьи гл. 54 ТК и комментарий к ним); е) надомников (см. статьи гл. 49 ТК и комментарий к ним). Принадлежность местности, в которой протекает труд, к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям определяет льготный характер правового регулирования отношений лиц, работающих в соответствующих регионах (см. статьи гл. 50 ТК и комментарий к ним).

Своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя является фактором, определяющим дифференциацию правового регулирования труда: а) работников-совместителей (см. статьи гл. 44 ТК и комментарий к ним); б) работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев (см. статьи гл. 45 ТК и комментарий к ним); в) работников, занятых на сезонных работах (см. статьи гл. 46 ТК и комментарий к ним).

6. Трудовой кодекс имеет широкую, но в то же время и не безграничную сферу действия. Каждый гражданин нашей страны вправе распоряжаться своими способностями, выбирать любой не запрещенный законом род общественно полезной деятельности, включая воинскую и иную службу, предпринимательскую деятельность, самостоятельный труд и т. д. (ст. ст. 32, 34, 37 Конституции РФ). Кроме того, срочная воинская служба осуществляется в нашей стране не только на добровольной основе, но и в силу призыва на срочную воинскую службу в порядке выполнения конституционной обязанности гражданина РФ (ст. 59 Конституции РФ). С этих позиций действие норм трудового права, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах, не распространено на лиц, относящихся к категории: а) военнослужащих при исполнении ими обязанностей; б) членов советов директоров (наблюдательных советов), исполняющих свои функции без заключения трудового договора с соответствующей организацией; в) работающих по договорам гражданско-правового характера (например, договора подряда - ст. 702 ГК, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ - ст. 769 ГК, договора возмездного оказания услуг - ст. 779 ГК) и др.

В то же время действие трудового законодательства распространяется на государственных служащих (с особенностями, установленными Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"); муниципальных служащих (с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "Об основах муниципальной службы Российской Федерации"); прокурорских работников (п. 1 ст. 43 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"); работников таможенных органов (ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации") и др. В области регулирования рабочего времени законодательство о труде распространяется на военнослужащих (ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); сотрудников органов внутренних дел (ст. 43 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1).

Полный текст ст. 11 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 11 ТК РФ.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;
другие лица, если это установлено федеральным законом.

Комментарий к статье 11 ТК РФ

1. В комментируемой статье определена сфера действия трудового законодательства.

Сфера действия трудового законодательства определена , устанавливающей, что одной из основных задач трудового законодательства является правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Советские кодексы определяли сферу действия трудового законодательства не одинаково, но всегда указанием на соответствующий круг лиц. В частности, если Кодексы 1918 и 1922 годов распространяли трудовое законодательство как на работающих по найму, так и на предприятия, учреждения, организации и т.д., то есть на работодателей (п.2 введения КЗоТ 1918 года и ст. 1 КЗоТ 1922 года), то КЗоТ 1971 года - только на рабочих и служащих (ст. 1).

Следует отметить, что в ранее действовавшей редакции ч.1 звучала по-другому: "Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем". Очевидно, что данная норма была не совсем удачной, поскольку указывала только на работника, но не на других субъектов трудового права. Кроме того, более правильно говорить о воздействии законодательства на общественные отношения, а не на субъекты права.

В то же время ряд авторов считают современную редакцию ч.1 комментируемой статьи также не совсем удачной. В частности, И.И.Андриановская справедливо задает вопрос о том, каково соотношение ч.1 ст. 11 и ст. 1 ТК РФ: "Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения". По сути, речь идет об одном и том же. И если раньше ст. 11 определяла действие ТК РФ по кругу лиц, то теперь значение ч.1 ст. 11 ТК РФ не совсем понятно.

________________
Андриановская И.И. Значение преемственности в формировании предмета трудового права как отрасли права // Юридический мир. 2009. N 3.

2. Часть 2 комментируемой статьи указывает на возможность применения трудового законодательства к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено ТК РФ или иным федеральным законом.

О каких конкретно случаях использования личного труда идет речь не совсем понятно. Буквальное понимание нормы таково, что трудовое законодательство может применяться в любом случае, когда он связан с личным выполнением физическим лицом какой-либо работы, оказанием услуги и т.д.

Ю.П.Орловский приводит такой пример: "лица, работающие по договору подряда, обязаны соблюдать требования по охране труда, установленные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах".

________________
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). 5-е издание / Под ред. Ю.П.Орловского. М.: Контракт; Инфра-М, 2009.

И.И.Андриановская также понимает под случаями использования личного труда гражданско-правовые отношения. Однако она же задает вполне справедливый вопрос: "как положение ч.2 ст. 11 ТК РФ согласуется с конкретно обозначенным в ч.8 ст. 11 ТК кругом лиц, на которых трудовое законодательство не распространяется?".

________________
См.: Андриановская И.И. Трудовой или гражданско-правовой договор? // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2012. N 4. С.55-59.

Андриановская И.И. Значение преемственности в формировании предмета трудового права как отрасли права. Там же.

На наш взгляд, речь в данной норме идет не об отношениях, основанных на договорах гражданско-правового характера, которые регулируются исключительно гражданским законодательством.

Существует достаточно много видов профессиональной деятельности, которые не могут быть в полной мере урегулированы нормами гражданского права, и на которые должны распространяться нормы трудового законодательства.

И.Я.Киселев говорит о распространении в зарубежных правовых системах норм трудового права на отношения, не связанные с наемным трудом (ремесленников, мелких торговцев, лиц свободных профессий).

________________
См.: Киселев И.Я. Зарубежное трудовое право: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 1998. С.11.

К числу лиц, которые осуществляют личный труд, и на которых распространяется трудовое законодательство, относятся, например, члены производственного кооператива, занятые в трудовой деятельности (см. Федеральный закон от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ "О производственных кооперативах").

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность всех работодателей руководствоваться трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. В данном положении акцент сделан на то, что необходимость соблюдения трудового законодательства не зависит от вида работодателя и формы собственности - физическое ли это или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или обычный гражданин, бюджетная или частная организация. Однако сей факт не означает, что трудовое законодательство не может предусматривать особенности правового положения указанных работодателей.

4. Важной гарантией трудовых прав граждан является норма о применении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, когда они установлены договором гражданско-правового характера, но фактически являются трудовыми. Об этом же говорится в абз.3 п.8 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ.

Ни ТК РФ, ни ГК РФ отличий указанных отношений друг от друга не фиксируют. В случае спора необходимо руководствоваться понятием трудового отношения (ст. 15 ТК РФ), а также признаками трудового отношения, определенными в рекомендации МОТ N 198 "О трудовом правоотношении" (принята в г.Женеве 15 июня 2006 года на 95-й сессии Генеральной конференции МОТ). К таковым п.13 данной Рекомендации относит:
- тот факт, что работа: выполняется в соответствии с указаниями и под контролем другой стороны; предполагает интеграцию работника в организационную структуру предприятия; выполняется исключительно или главным образом в интересах другого лица; выполняется лично работником; выполняется в соответствии с определенным графиком или на рабочем месте, которое указывается или согласовывается стороной, заказавшей ее; имеет определенную продолжительность и подразумевает определенную преемственность; требует присутствия работника; предполагает предоставление инструментов, материалов и механизмов стороной, заказавшей работу;
- периодическую выплату вознаграждения работнику; тот факт, что данное вознаграждение является единственным или основным источником доходов работника; осуществление оплаты труда в натуральном выражении путем предоставления работнику, к примеру, пищевых продуктов, жилья или транспортных средств; признание таких прав, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплату стороной, заказавшей проведение работ, поездок, предпринимаемых работником в целях выполнения работы; или то, что работник не несет финансового риска.

К слову, Рекомендация предусматривает, что государства-члены должны предусмотреть возможность определения в своих законодательных и нормативных правовых актах либо иными средствами конкретных признаков существования трудового правоотношения, что в ТК РФ не сделано.

Руководствуясь указанными признаками, суды достаточно часто принимают решения о признании сложившихся отношений трудовыми.

Иллюстрацией к этому служит определение Пермского краевого суда от 20 апреля 2011 года по делу N 33-3818, в котором судом установлены признаки, характеризующие спорные правоотношения, сложившиеся между сторонами, как трудовые, а не гражданско-правовые: постоянное нахождение истца на рабочем месте, конкретный вид поручаемой истцу работы, наличие сменного графика, дней отдыха и иные.

Обратная ситуация отражена в апелляционном определении Московского городского суда от 24 июля 2014 года по делу N 33-20810 о признании авторского договора договором, регулирующим трудовые отношения, выплате авторского вознаграждения. Истец указал, что в нарушение требований закона ответчик выплатил истцу авторское вознаграждение не на основании ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Решением суда в удовлетворении требования отказано, поскольку заключенные сторонами договоры не содержат ни одного признака трудового договора, вознаграждение рассчитано правильно.

5. В сферу действия трудового права включены иностранные работники и работодатели, международные организации.

Важнейшим международным источником, регулирующим труд иностранных работников, является Конвенция МОТ N 97 "О трудящихся-мигрантах" (заключена в г.Женеве 1 июля 1949 года). Конвенция обязывает государство предоставлять без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола, иммигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются его собственные граждане в отношении заработной платы, включая семейные пособия, режим рабочего времени, оплачиваемые отпуска и т.д. К сожалению, Российская Федерация эту конвенцию и многие другие документы в сфере труда работников-мигрантов не ратифицировала.

При использовании иностранной рабочей силы необходимо руководствоваться не только трудовым, но и административным законодательством. Ключевым источником, в соответствии с которым осуществляется привлечение иностранных работников, является ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". С 13 декабря 2014 года на основании Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 409-ФЗ "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства" ТК РФ дополнен главой 50.1 "Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства". Кроме того, в данной сфере действует большое количество подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих процедурные вопросы при привлечении российскими работодателями работников-иностранцев.

Следует отметить, что в нашей стране труд работников-мигрантов достаточно сильно ограничен. Это выражается в квотировании въезда на территорию Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности и получения разрешений на работу. При этом стоит отметить, что участие в трудовых отношениях зависит от категории иностранного работника. Так, в соответствии с п.4 ст. 13 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Однако данный порядок не распространяется на многие категории иностранцев, например, являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования.

Кроме того, установлен более мягкий правовой режим для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также для высококвалифицированных специалистов.

Труд иностранных работников запрещается или ограничивается в некоторых сферах профессиональной деятельности, связанных с государственной и муниципальной службой или безопасностью государства (ст. 14 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"). Помимо этого, Правительство РФ ежегодно устанавливает допустимые доли иностранных работников в отдельных сферах трудовой деятельности, причем в ряде случаев работа иностранных работников вообще не допускается.

Так, в 2015 году не допускается осуществление иностранными работниками розничной торговли фармацевтическими товарами, розничной торговли в палатках и на рынках, прочей розничной торговли вне магазинов и др. (см. постановление Правительства РФ от 19 декабря 2014 года N 1420 "Об установлении на 2015 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации").

6. Часть 6 комментируемой статьи фиксирует метод единства и дифференциации трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Напомним, что в соответствии со особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников относятся к полномочиям Российской Федерации в сфере трудовых отношений. В ТК РФ имеется специальный раздел, полностью посвященный регулированию труда отдельных категорий работников, - раздел 12 части четвертой.

Необходимо обратить внимание, что некоторые особенности правового регулирования трудовых отношений с участием отдельных категорий работников встречаются и в общих разделах ТК РФ. При этом данные особенности касаются как тех категорий работников, которые не указаны в 12 Разделе, так и тех, что там содержатся. Например, устанавливает сокращенное рабочее время для несовершеннолетних работников (особенности правового регулирования их труда закреплены в Главе 42 12 Раздела) и для работников, являющихся инвалидами 1 или 2 группы (12 Разделом ТК РФ их труд не регулируется).

Кроме того, труд отдельных категорий работников может регулироваться также другими федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами. Например, специальное правовое регулирование труда работников железнодорожного транспорта осуществляется ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", а дисциплина их труда помимо ТК РФ и федерального закона регулируется также и специальным Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 года N 621).

7. В ч.7 комментируемой статьи установлены правила действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права в отношении государственных служащих и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" государственная служба Российской Федерации представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба.

Понятие правоохранительной службы раскрывается в ст. 7 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ, согласно которой правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Военная служба согласно ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ являются Конституция РФ, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Однако согласно ч.8 комментируемой статьи трудовое законодательство не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Как отмечается в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе (например, ч.8 комментируемой статьи: трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей и др.).

Специфика государственной гражданской службы раскрыта в ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При этом ст. 73 указанного закона закрепила норму, согласно которой федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.

Таким образом, специальные законы, по сути, наделены большей юридической силой, чем ТК РФ, что по меньшей мере спорно, поскольку, государственная служба является одной из форм реализации гражданином конституционного права на труд.

В свою очередь, в п.2 ст. 3 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ" сказано, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным федеральным законом. Отсюда можно сделать вывод, что к отношениям с участием муниципальных служащих трудовое законодательство применяется не субсидиарно, а непосредственно, с учетом специального законодательства.

8. Часть 8 комментируемой статьи определила категории лиц, на которых действие трудового законодательства не распространяется, - это военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы, члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера, и другие лица, если это установлено федеральным законом.

Интересен вопрос о распространении норм трудового законодательства на отношения с участием руководителя организации - единственного участника (учредителя), члена организации, собственника ее имущества.

Практика арбитражных судов указывает на возможность применения трудового права в отношении таких субъектов. В частности, указывается, что ст. 11 ТК РФ установлен перечень лиц, на которых не распространяется действие ТК РФ, законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. В этой связи суды разъясняют, что руководители, являющиеся единственными участниками (учредителями) организаций, в числе лиц, на которых трудовое законодательство не распространяется, указанной нормой не названы (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2010 года по делу N А45-3118/2010, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2010 года по делу N А45-26792/2009, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 января 2011 года по делу N А29-679/2010).

Пункт 2 ст. 273 ТК РФ исключает единственных участников - руководителей организации из сферы действия главы 43 ТК РФ, но не из сферы действия всего трудового законодательства (в связи с этим спорной видится позиция ВС РФ, выраженная в определении от 11 июля 2008 года N 71-В08-2), ведь никто не будет спорить, что данный труд носит личный характер, а в ч.8 ст. 11 ТК РФ в перечне исключений из сферы действия трудового законодательства он не содержится.

Другой комментарий к ст. 11 ТК РФ

1. Комментируемая статья установила широкую сферу действия трудового права по кругу лиц, в силу чего законы и иные источники норм трудового права распространяются по общему правилу на всех работников и на всех работодателей. В силу этого в сферу действия трудового права должны включаться все лица, трудящиеся на условиях, характерных для трудовых правоотношений (см. ст. ст. 16, 57 ТК и комментарии к ним), причем вне зависимости от того, составлялся или не составлялся работодателем, а также подписывался или не подписывался работником письменный текст трудового договора, поскольку фактический допуск работодателем лица к работе всегда означает заключение с ним трудового договора (см. ст. ст. 15, 16 ТК и комментарии к ним).

Тем самым ч. 1 ст. 11 ТК провозглашает презумпцию действия норм трудового права в отношении всех лиц, систематически применяющих личный труд в интересах и под руководством работодателя. При этом нормы трудового права действуют на основе принципа равенства прав и возможностей работников (см. ст. 2 ТК и комментарий к ней) и распространяются на всех работников независимо от их пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального, семейного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (см. ст. 3 ТК и комментарий к ней).

Исходя из содержания того же принципа, нормы трудового права действуют ныне и в отношении лиц, связанных с работодателем не только трудовыми отношениями, но и отношениями имущественного или организационного характера. В этом смысле действие норм трудового права не должно ограничиваться кругом лиц, имеющих стандартный статус работника, они по общему правилу должны распространяться на работников со статусом акционеров, участников товариществ, представителей руководящего персонала различных юридических лиц, причем независимо от организационно-правовых форм и форм собственности последних (см. п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

2. Нормы трудового права распространяются также на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории РФ. Для признания работодателя субъектом трудового права по общему правилу не имеет значения: а) является он физическим или юридическим лицом (организацией); б) финансируется его деятельность из какого-либо бюджета (государственного, муниципального и др.) или он функционирует на коммерческих началах; в) создана организация-работодатель за счет национальных или иностранных инвестиций и др. Для действия норм трудового права не имеют значения и такие факторы, как организационно-правовая форма юридического лица, его экономический потенциал, форма собственности, численность работников и др. Разумеется, все они могут вызывать определенные особенности в регулировании трудовых отношений, при условии, что они установлены нормами ТК либо иных федеральных законов.

3. Широкая сфера действия норм трудового права по кругу лиц в дополнение к сказанному в п. п. 1 и 2 комментария к настоящей статье проявляется также в том, что они распространяются на трудовые отношения с участием российских граждан, иностранцев, лиц без гражданства, работников международных организаций, иностранных юридических лиц и организаций, созданных за счет иностранных инвестиций. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Соответственно, они обладают общей гражданской правосубъектностью, в рамках которой реализуют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, хотя и с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13 указанного Федерального закона). Иностранцы и лица без гражданства приравниваются по своему правовому положению к гражданам РФ лишь в том случае, когда они соблюдают требования законодательства о миграционном учете и пребывают на территории РФ законно, что подтверждается видом на жительство, разрешением на временное проживание, визой и (или) миграционной картой, а также иными предусмотренными федеральным законом или международным договором РФ документами (абз. 7, 8 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").

Несмотря на одинаковый с российскими работниками правовой статус, иностранный гражданин, как и лицо без гражданства, вправе осуществлять трудовую деятельность в России только в разрешительном порядке, который предполагает получение работодателем в установленном порядке разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников (п. п. 2, 4 ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также получение иностранным работником или лицом без гражданства разрешения на работу, подтверждающего их право на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности (абз. 14 п. 1 ст. 2 указанного Закона). Данный разрешительный порядок не действует в отношении ряда лиц, указанных в п. 4 ст. 13 этого Закона.

Применительно к самой трудовой деятельности иностранцев и лиц без гражданства также установлены ряд ограничений. В частности, временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 4.2 ст. 13 указанного Закона). При этом все иностранные граждане (как и лица без гражданства) не имеют права заниматься перечисленными в законе видами деятельности и замещать определенные должности (п. 1 ст. 14 указанного Закона).

Широкая сфера действия трудового права проявляется в распространении его норм на всех работодателей, безотносительно к тому, являются они российскими или иностранными гражданами (лицами без гражданства) либо юридическими лицами. Иначе говоря, субъектом российского трудового права является каждый работодатель, предоставляющий на территории РФ регулярную оплачиваемую работу любому физическому лицу. Однако нормы трудового права не распространяются на работодателей, которые могут быть выведены за пределы сферы действия ТК федеральным законом либо международным договором РФ. Исходя из принципа экстерриториальности нормы ТК не распространяются на территорию зарубежных дипломатических представительств, а также на их сотрудников, аккредитованных в России.

4. По общему правилу нормам отрасли трудового права свойственно единство, позволяющее предоставлять равные права и возможности разным работникам, занятым у самых различных работодателей, и тем самым обеспечивать принципиальную общность правового регулирования труда на всей территории РФ. Однако наряду с единством трудовому праву свойственна и дифференциация, представляющая собой введение в правовое регулирование труда определенных особенностей, которые основываются либо на частичном ограничении действия общих норм трудового законодательства, либо на создании дополнительных правил, адресованных отдельным категориям работников (см. ст. 251 ТК и комментарий к ней).

В практическом плане любая дифференциация правового регулирования труда выливается либо в изъятия, либо в дополнения правового положения определенных категорий работников, что ведет к формальному нарушению принципа юридического равенства работников. В силу этого все особенности в правовом регулировании конкретного труда, выражающиеся в изъятиях, должны устанавливаться только ТК либо иными федеральными законами (см. абз. 13 ч. 1 ст. 6 ТК и комментарий к ней). В свою очередь, дифференциация трудового права, приводящая к дополнению трудовых прав какой-либо категории работников трудовыми льготами или гарантиями, может устанавливаться как нормами трудового законодательства, так и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 5 ТК и комментарий к ней), а также коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами (см. ст. 9 ТК и комментарий к ней). При этом содержание перечисленных источников трудового права не должно приводить к дискриминации других категорий работников или других работников (см. ст. 3 ТК и комментарий к ней).

В основу дифференциации норм трудового права могут быть заложены: а) субъектные особенности работника или работодателя; б) специфика трудовой функции работника; в) режим, место приложения или отраслевые характеристики труда конкретной категории работников; г) местность, в которой протекает тот или иной труд; д) своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя. Применительно к работнику дифференциация норм трудового права основывается на таких факторах, как пол, возраст, наличие семейных обязанностей, прохождение обучения. Сообразно этому ТК посвящает особенностям правового регулирования труда отдельные главы, касающиеся: а) женщин и лиц с семейными обязанностями (гл. 41); б) несовершеннолетних (гл. 42); в) лиц, совмещающих работу с обучением (гл. 26). Отсутствие российского гражданства тоже является основой для введения особенностей в правовое положение трудящихся в России иностранцев и лиц без гражданства.

Специфика трудовой функции работника положена в основу выделения особенностей правового положения: государственных и муниципальных служащих (Федеральные законы от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"); руководителей организаций и членов коллегиальных исполнительных органов юридических лиц (гл. 43 ТК) и др.

В зависимости от специфики режима, места приложения или отраслевых характеристик труда в ТК выделяются особенности регулирования труда: а) лиц, работающих вахтовым методом (гл. 47); б) работников транспорта (гл. 51); в) педагогических работников (гл. 52); г) работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (гл. 53); д) работников религиозных организаций (гл. 54); е) надомников (гл. 49); ж) спортсменов и тренеров (гл. 54.1). Принадлежность местности, в которой протекает труд, к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям определяет льготный характер правового регулирования отношений лиц, работающих в соответствующих регионах (гл. 50 ТК).

Своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя в силу ТК является фактором, определяющим дифференциацию правового регулирования труда: а) работников-совместителей (гл. 44); б) работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев (гл. 45); в) работников, занятых на сезонных работах (гл. 46).

Относительно работодателя дифференциация норм трудового права основывается на его принадлежности к физическим лицам (гл. 48 ТК), организациям - субъектам малого предпринимательства (см. ст. 59 ТК и комментарий к ней), организациям-банкротам (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

5. Трудовой кодекс имеет широкую, но в то же время не безграничную сферу действия. Помимо трудовой деятельности, каждый гражданин нашей страны, распоряжаясь своими способностями к труду, вправе выбирать любой иной не запрещенный законом род общественно полезной деятельности, включая военную и иную службу, предпринимательскую деятельность, самостоятельный труд и т.д. (ст. ст. 32, 34, 37 Конституции РФ). Военная служба в нашей стране может осуществляться не только на контрактной основе, но и посредством призыва на срочную военную службу в порядке выполнения конституционной обязанности гражданина РФ (ст. 59 Конституции РФ). В этом смысле действие норм трудового права, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах, не распространяется на лиц, формально и реально не являющихся работниками, а относящихся к категориям: а) военнослужащих при исполнении ими воинских обязанностей; б) членов советов директоров (наблюдательных советов), исполняющих свои функции без заключения трудового договора с соответствующей организацией; в) лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера (например, договора подряда - ст. 702 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК), договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ - ст. 769 ГК, договора возмездного оказания услуг - ст. 779 ГК). В то же время действие трудового законодательства распространяется в определенных пределах на государственных служащих (с особенностями, установленными Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации"); муниципальных служащих (с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации"); прокурорских работников (п. 1 ст. 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"); работников таможенных органов (ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации") и др.

В области регулирования рабочего времени нормы законодательства о труде имеют по существу универсальный характер и применяются, помимо работников, например, к военнослужащим (ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих") и сотрудникам органов внутренних дел (ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Консультации и комментарии юристов по ст 11 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 11 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Правовые нормы трудового законодательства регулируются, поэтому их должны соблюдать все работодатели. Малейшие нарушения могут вызвать ряд проблем с инспекцией, в том числе судебные разбирательства, наложение штрафов, отзыв лицензии. Так как в законы периодически вносят изменения, поправки необходимо ежегодно отслеживать.

Из статьи вы узнаете:

Соблюдение норм трудового законодательства: общая информация

Нормы трудового законодательства РФ - установленные правила трудовых отношений, санкционированные посредством издания законодательных актов. Они носят обязательный характер, поэтому их нарушение не допускается. Контролем соблюдения норм занимается инспекция, а также прокуратура.

Правовые нормы трудового законодательства регулируют все отношения между работником и работодателем:

  • трудовые отношения;
  • трудоустройство работников;
  • организацию труда, управление им;
  • социальное партнерство;
  • содействие занятости лиц;
  • коллективные отношения;
  • организацию подготовки и повышения квалификации;
  • осуществление контроля над соблюдением законодательства;
  • обеспечение мер охраны труда;
  • социальную, правовую защиту работников;
  • деятельность профсоюзов;
  • отношения взаимной материальной ответственности;
  • решение трудовых споров;
  • защиту прав, а также интересов работодателей.

Правовые нормы трудового законодательства применяются ко всем положениям, распространяются на всех работников. Дискриминация исключена вне зависимости от пола, семейного положения, гражданства и нации. При этом в качестве работодателя может выступать юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, государственное предприятие или же иностранная компания.

Условно нормы можно разделить на две категории: основополагающие и особенные. При этом классификация норм обширна. Различают:

  • декларативные - утверждают принципы трудового законодательства;
  • дефинитивные - раскрывают понятия и определения;
  • оперативные - постоянно изменяющиеся или периодически отменяющиеся.

Кроме того они подразделяются на:

  1. диспозитивные - предполагают возможность выбора;
  2. императивные - неизменимые условия.

Не все нормы зафиксированы в ТК РФ. Многие процедуры регулируются внутренними нормативами, установленными работодателем. Важно не нарушать права сотрудников, так как это может спровоцировать составление искового заявления с их стороны. Несмотря на то, что не все правила регулируются статьями, многие из них могут быть оспорены.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Виды норм трудового законодательства РФ

Правовые нормы трудового законодательства и производные от них являются бессрочными. Они отменяются только в том случае, если устаревают. Законы разрабатываются с учетом действующих принципов конституционного и международного права. Носят обязательный характер, а также вступают в силу в установленном порядке.

Правовые нормы гарантируют соблюдение следующих принципов:

  1. каждый человек имеет полное право выбирать профессию на свое усмотрение, реализуя тем самым право на свободный труд;
  2. нельзя принудительно подвергать труду, особенно несовершеннолетних граждан;
  3. вознаграждение должно начисляться без дискриминации по полу, возрасту, нации и т.д.;
  4. все имеют право на защиту от безработицы;
  5. работники могут участвовать в забастовках, спорах, что регулируют правовые нормы трудового законодательства;
  6. право на отдых гарантируется всем гражданам, работающим отведенный период.

Общие нормы регулируют вопросы трудовой деятельности, независимости от сферы. Они рассчитаны на многократное применение, не могут изменяться по желанию работодателя, если это влечет нарушение закона.

Общие нормы направлены на следующие сферы трудовых отношений:

регламентируют принципы воздействия субъектов трудовых отношений;

устанавливают гарантии для работников и работодателей;

регулируют соблюдение трудовых прав;

влияют на охрану труда;

уточняют конституционные принципы, определения.

Локальные правовые нормы трудового законодательства действуют и устанавливаются исключительно на конкретном предприятии, в отдельных его подразделениях. К ним можно отнести трудовой договор, соглашение, коллективный договор и т.д.

На территории РФ должны строго соблюдаться принципы и нормы международного права. Поэтому все законы разрабатываются с учетом международных соглашений о свободе граждан, охране труда. Они учитывают и специальные нормативы для отдельных категорий граждан: инвалидов, беременных женщин, лиц в декретном отпуске.

Читайте по теме в электронном журнале

Нарушение норм трудового законодательства: ответственность

Нарушение норм трудового законодательства влечет санкции. Руководитель или работник может быть привлечен к уголовной, административной ответственности, а также дисциплинарному взысканию. Размер штрафов зависит от нарушений, прочих факторов. В случае серьезных происшествий возможно заключение под стражу с отбыванием наказания в колониях.

Примеры нарушений со стороны работодателя:

Руководителя компании можно привлечь к уголовной ответственности за частичную невыплату зарплаты более трех месяцев или при полной невыплате денежных средств более двух месяцев, за необоснованное увольнение сотрудника, отказ в приеме на работу беременной женщины.

Прочие примеры административных нарушений: увольнение работников по причине их забастовки, нарушение правил обработки и хранения персональных данных, нарушение прав инвалидов и т.д. Размер штрафов определяется в ходе судебного заседания.

Правовые нормы трудового законодательства регулируют взыскания с работников за нарушение трудовой дисциплины, в том числе за прогулы, материальный ущерб. Профсоюз должен контролировать соблюдение установленных правил, чтобы защищать права не только работодателя, но и работника .

Нормы - основа отношений. Они охватывают все аспекты, гарантируют права, свободу трудящихся, регулируют условия, формируют основу для защиты личных и профессиональных интересов. Серьезные нарушения могут привести не только к ответственности со стороны владельца организации, но и временный или постоянный отзыв лицензии.

Применение норм трудового законодательства: что нужно учитывать

Применение норм трудового законодательства возможно касательно трудовых договоров и соглашений. На договоры гражданско-правового характера они не распространяются, как и не влияют на трудовые отношения военных при исполнении, членов советов директоров.

Если будут доказаны некоторые факты касательно выполнения работы по гражданско-правовому договору, он должен быть изменен, при этом действия работника и работодателя будут подчиняться установленным нормам ТК РФ. Как правило, это происходит, если доказаны следующие обстоятельства:

выполнение работы или оказания услуги;

независимость сторон правоотношения;

периодическая оплата за конкретную работу;

полное отсутствие подчиненности при выполнении работы;

временный характер правоотношений.

Если организация нарушает правовые нормы трудового законодательства, составляя гражданско-правовой договор вместо трудового, чтобы не платить налоги, за это последует ответственность. Все работодатели, независимо от организационно-правовой формы, обязаны руководствоваться действующими положениями ТК РФ и иных актов, содержащих установленные нормы.

Законодательство влияет и на иные акты, регулирующие права и обязанности работодателей и работников, применяемые к отношениям, связанным с использованием личного труда. Опытный кадровый работник должен разбираться во всех законах, поправках к ним, в противном случае компания или юридическое лицо может понести ответственность за нарушения.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.


Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.


Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.


Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.


На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.


Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.


На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.


Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):


военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;


члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);


лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;


другие лица, если это установлено федеральным законом.




Комментарии к ст. 11 ТК РФ


1. Трудовой договор отличается от договора гражданско-правового характера, фактически регулирующего трудовые отношения, тем, что:

1) должность включается в штатное расписание или работник зачисляется в штат организации;

2) работник обязуется выполнять любую порученную работу;

3) договором обусловлена трудовая функция (ст. 56 ТК);

4) работа осуществляется в течение определенного времени;

5) работник обязуется выполнять определенную меру труда, закрепленную в рабочее время, или он должен выполнить определенный заранее объем работы;

6) проработанное время отмечается в табеле учета рабочего времени;

7) работник подчиняется приказам и распоряжениям менеджеров (руководителей) организации;

8) работник несет дисциплинарную ответственность по ст. 192 ТК;

9) работодатель имеет право поощрять работника на основании ст. 191 ТК;

10) на работника распространяется действие правил внутреннего трудового распорядка (устав, положение о дисциплине);

11) работник выполняет работу лично.

Трудовое законодательство регулирует трудовые отношения как процесс, а гражданское право регулирует отношения по поводу не труда, а результата труда.

2. См. также п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

3. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

4. Особенности применения комментируемой статьи рассматриваются в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2008 г. N 25-В07-27.