Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

Ромодановскому К.О.

ПИСЬМО

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Если вам необходимо осуществить официальное трудоустройство гражданина Белоруссии в России, но вы не знаете, как это правильно сделать, просто воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией по приему на работу граждан Белоруссии.

Вариант №1. Прием на работу граждан Беларуси и оформление белорусов в штат вашей организации.


Вариант №2. Прием на работу и оформление граждан Белоруссии за штат.

  1. Трудоустройство граждан Беларуси по упрощенной форме.

Что безопаснее для работодателя - оформление в штат или за штат?

Узнайте, куда безопаснее оформить иностранных сотрудников по .

Вариант №1. Пошаговая инструкция по трудоустройству граждан Республики Беларусь в штат работодателя

1. Постановка на учет в МВД в качестве работодателя иностранцев.

Чтобы трудоустроить граждан Белоруссии, индивидуальному предпринимателю или юрлицу нужно получить аккредитацию МВД в качестве работодателя иностранцев.

Для этого потребуется собрать пакет документов и предоставить их в территориальное отделение МВД.

2. Миграционный аудит документов и оформление недостающих.

При приеме на работу граждан Белоруссии работодатель должен удостовериться, что у будущего сотрудника на руках полный пакет документов.

Документы для приема на работу гражданина Белоруссии:

  • ксерокопия загранпаспорта;
  • СНИЛС (при наличии);
  • действующая регистрация;
  • полис ДМС;
Важно! Внимательнейшим образом проверять сроки действия документов! Все документы должны быть действительны на протяжении всего периода сотрудничества с гражданином Беларуси.

Внимание! Если принять на работу гражданина Белоруссии без полного пакета документов или с документами, у которых истек срок, работодателю грозит штраф вплоть до миллиона рублей или приостановка деятельности его предприятия на срок до 3 месяцев.

3. Оформление гражданина Беларуси в свой штат.

3.1. Предоставить сотруднику на подписание следующие документы:

Важно! Еще до заключения трудового договора с гражданином Белоруссии нужно получить его подпись в каждом документе.

3.2. Подписание трудового договора с гражданином Белоруссии.

При подписании трудового договора с белорусом необходимо учесть следующие особенности:

  • Договор можно оформить только с совершеннолетним работником.
  • Трудовое соглашение составляется на русском языке. Но можно также оформить договор дополнительно на белорусском.
  • Информацию о сотруднике в трудовой договор необходимо переносить из его паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.
  • Сам договор должен заключаться на неопределенный срок.
3.3. Выпуск приказа о приеме сотрудника на работу и ознакомление с ним рабочего под роспись.

3.4. Внесение в трудовую книжку записи о приеме на работу белорусского сотрудника.

Отметим, что правила оформления и ведения трудовых книжек в нашей стране едины и для граждан РФ, и для работников из Белоруссии.

Сейчас в России действуют две равносильные формы трудовых книжек: образца 1974 и 2004 гг. Какие-либо другие недействительны.

Если у белорусского сотрудника нет трудовой книжки установленного образца, то выдать ее должен работодатель, взяв при этом с мигранта заявление об ее отсутствии.

В случае, если гражданин Белоруссии утратил свою трудовую книжку, работодателю необходимо сделать ее дубликат.

При этом переносить в трудовую книжку записи из других имеющихся у иностранца книжек недопустимо.

3.5. Заведение на сотрудника личной карточки Т-2.

В ней сотрудник подписывается в подтверждение того, что он предоставил достоверную информацию и ознакомлен с приказами.

3.6. Получение подписи сотрудника, подтверждающей, что он ознакомлен с документами об обработке персональных данных.

4. Проверка регистрации гражданина Белоруссии.

При приеме на работу сотрудника из Беларуси необходимо убедиться, что у иностранца есть действующая регистрация, а затем нужно будет постоянно отслеживать сроки ее действия. Как только срок регистрации подходит к концу, необходимо предупредить об этом работника и попросить его предоставить новую регистрацию не позднее 5 дней после истечения срока текущей регистрации.

Если сотрудник не предоставит новую регистрацию, его придется уволить.

Важно! Если у иностранного гражданина не будет регистрации по адресу его фактического проживания, в соответствии с ФЗ № 163, вносящего уточнения в миграционный учет иностранных граждан, сотруднику будет грозить штраф от 2 000 до 5 000 тысяч рублей, а за повторное нарушение – депортация из РФ.

5. Уведомление о приеме на работу гражданина Белоруссии.

Работодатель обязан уведомить ГУВМ МВД о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином не позднее трех рабочих дней с даты подписания договора.

Важно! Неуведомление или несвоевременное уведомление МВД приведет к штрафу до миллиона рублей или приостановке деятельности фирмы сроком до 90 суток.

6. Начисление и выплата налогов и взносов с зарплаты гражданина Белоруссии.

За трудоустроенного гражданина Белоруссии работодателю необходимо ежемесячно перечислять такие же налоги, как и за гражданина РФ, а именно:

Важно! Зарплата работника не может быть ниже МРОТ (для Санкт-Петербурга – 17 000 руб.).

Помимо этого, работодатель не можете платить разную заработную плату россиянам и их белорусским коллегам на одной должности. Иначе может быть назначена проверка зарплатной комиссией и работодателю придется доначислять зарплату сотрудникам, а также уплатить все ранее неоплаченные налоги. А кроме того, компания будет оштрафована на 20% от суммы невыплаченных налогов.

Важно! Все отчетности требуется сдавать в срок и в строго определенной форме.

Прием на работу иностранных граждан в 2017 году основывается на законодательных положениях, действовавших ранее. Порядок будет зависеть от страны, из которой прибывает человек, длительности пребывания в РФ и уровня его квалификации.

Прием на работу иностранных граждан в 2017 году

Методика оформления в качестве работающих на территории РФ граждан других стран определяется их текущим статусом, который может быть следующим:

  1. Временно пребывающий:
    • лицо может иметь миграционную карту, но у него отсутствует право временного проживания и вид на жительство;
    • субъект находится в РФ на основании визы или в безвизовом порядке.
  2. Временно проживающий:
    • имеется в наличии разрешение на проживание сроком на 3 года.
  3. Постоянно проживающий:
    • у лица имеется вид на жительство, для получения которого необходимо прожить на территории РФ не менее года;
    • вид на жительство имеет срок в 5 лет, после чего требует продления.

Особняком выделяются на фоне остальных высококвалифицированные специалисты, для которых установлены определенные параметры в отношении получаемого дохода:

  • от 83 500 руб. и более - для занятых в турбизнесе, исследованиях или в области медицины;
  • от 167 000 руб. - для прочих отраслей экономики.

Если приглашенный сотрудник будет работать в «Сколково», то какие-то специфические требования к нему отсутствуют.

Последние события на Украине спровоцировали волну мигрантов, прибывающих из этого государства. Процедура их приема на работу в РФ носит упрощенный характер и во многом схожа с трудоустройством российских граждан. Единственное дополнительное условие для них - наличие письменного подтверждения статуса беженца.

Необходимость наличия визы для трудоустройства

Статус визового режима напрямую оказывает влияние на процесс трудоустройства в РФ иностранного гражданина. Прибывающим из подавляющей части стран, не имеющих с РФ общих границ (например, США, Канады, стран Евросоюза) необходимо получать визы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Из государств, прямо граничащих с РФ, визовый режим действует в отношении Эстонии, Латвии, Грузии.

Точно узнать о необходимости получения выходцем из другого государства визы можно в письме МИД РФ от 27.04.2012 № 19261/кд.

Получается, что от наличия визы, правового статуса прибывающего будет зависеть как документооборот при трудоустройстве, так и объем контактов работодателя с различными госучреждениями. При этом сообщать о приеме иностранцев миграционной службе придется при любых обстоятельствах, поскольку отступление от этого правила чревато наказанием в виде штрафа. Его сумма может составить от 400 000 до 800 000 руб. для компании и от 35 000 руб. для должностного лица.

Базовый документ, на который следует опираться в случае приема на работу гражданина другого государства, - закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Также следует учитывать нормы ТК РФ и иные положения, касающиеся трудовых отношений.

Прием на работу гражданина Белоруссии в 2017 году

С 2000 года в отношениях между Россией и Белоруссией действуют положения договора о создании Союзного государства. Складывающееся в результате тесное взаимодействие между странами на всех уровнях позволяет гражданам Белоруссии беспрепятственно получить работу в РФ. Помимо этого несколько стран, включая Армению, Казахстан, Киргизию и Белоруссию, являются членами ЕАЭС. Исходя из этого, в отношении граждан Союзного государства действуют положения соглашения о ЕАЭС от 29.05.2014.

Никаких дополнительных документов соискателям из Белоруссии предъявлять не нужно. Для них отсутствует требование о наличии патента и приглашения на прибытие в страну, для них не нужно уточнять квоту по иностранной рабочей силе в службе занятости.

Гражданин Белоруссии должен предъявить при приеме на работу:

  • трудовую книжку, применяемую в РФ (при наличии);

Текущее положение иностранца

Разрешительные документы, на пересечение границы РФ

Необходимость получения разрешения на привлечение иностранного работника

Наличие разрешения на ведение трудовой деятельности у принимаемого лица

Как скоро нужно уведомить миграционные службы:

Комментарии по спорным вопросам

Порядок оформления на работу

а) о прибытии

б) о заключении (расторжении) трудового договора или договора подряда

Проживающие в РФ постоянно

Вид на жительство

Аналогично гражданам РФ, разница только в том, что вместо документа, удостоверяющего личность, предъявляется вид на жительство, кроме того, медполис иностранец оформляет сам

б) 3 рабочих дня

Проживающие на территории РФ временно

Разрешение на временное проживание

Разрешается трудоустраиваться только в пределах места проживания

Аналогично гражданам РФ, разница только в том, что вместо документа, удостоверяющего личность, предъявляется разрешение на проживание, кроме того, медполис иностранец оформляет сам

б) 3 рабочих дня

Пребывающие временно по визе из другого государства

а) 7 рабочих дней;

До того как использовать труд иностранного специалиста, необходимо подать заявку в службу занятости. В случае если на отечественном рынке подходящей кандидатуры не будет найдено, оформить разрешение использовать труд зарубежного персонала. Работник ставится на учет в ФМС. Полис ДМС он оформляет самостоятельно, либо компания сама занимается решением данного вопроса

б) 3 рабочих дня

Временно пребывающие без визы, за исключением государств ЕАЭС

Миграционная карта

Нужен патент

а) 7 рабочих дней;

Разрешается трудоустраиваться только в пределах места проживания и по специальности, указанной в разрешении на работу

Нанимателю необходимо сформировать приглашение на въезд. Прибывший обязательно оплачивает патент, после этого заключается трудовой контракт. Медицинский полис въезжающий также оплачивает сам, либо организация оформляет договор на оказание ему медуслуг

б) 3 рабочих дня

Выходцы из государств, входящих в ЕАЭС

Паспорт зарубежного государства

б) 3 рабочих дня

Имеющие официальный статус беженца

Удостоверение беженца

Условия, идентичные тем, что установлены для граждан РФ. Однако медполис приехавшему придется получать самостоятельно

б) 3 рабочих дня

Высококвалифицированные специалисты в различных областях

За исключением стран, с которыми подписан договор о безвизовом режиме - виза, вид на жительство

а) 7 рабочих дней;

Существует ограничение по сумме вознаграждения, ниже которого платить нельзя

Делать заявку в службу занятости и оформлять разрешение на выполнение работ не нужно - как для самого работника, так и для его семьи

Возможно получение разрешение на работу в РФ

б) 3 рабочих дня. Раз в квартал необходимо подавать информацию в ФМС о выплаченном вознаграждении за выполненные трудовые обязанности

Предварительно с кандидатом оформляется трудовой контракт или договор ГПХ, после этого оформляется разрешение на работу, делается приглашение на въезд. Лицо ставится на учет в ФМС. Полис на сотрудника оформлять не нужно

  • СНИЛС (только в случае постоянного проживания в РФ);
  • диплом о полученном образовании.

В течение 3 суток после трудоустройства такого сотрудника компания должна сообщить об этом факте в миграционную службу. Вставать на учет прибывшие из Белоруссии лица должны в течение 30 дней после приезда в РФ. Схожие правила применяются и в отношении иных работников, приехавших из государств-членов ЕАЭС.

Систематизированные данные об особенностях приема иностранцев в табличном виде

При нарушении указанного порядка на компанию может быть наложен штраф в сумме до нескольких сотен тысяч рублей. Должностные лица, допустившие нарушение, также могут быть подвергнуты штрафам.

***

Глобализация и укрепление международных связей, с одной стороны, увеличивают рынок труда, позволяя привлекать иностранных специалистов. С другой - все эти явления требуют постоянного совершенствования законодательства в части труда мигрантов.

Но иностранцы в отличие от россиян при трудоустройстве должны предъявить своему будущему работодателю, кроме прочих, документы, подтверждающие их право трудиться в РФ. Это может быть разрешение на работу для иностранных граждан, патент, разрешение на временное проживание, вид на жительство.

Оформление иностранцев на работу в 2017 году, как и прежде, предполагает оформление с ними . В нем помимо обычных сведений о работнике таких, как ФИО и данных его документа удостоверяющего личность, должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего его право трудиться в РФ.

При этом ТК РФ разрешает заключать трудовые договоры с иностранцами на неопределенный срок. А если документ, позволяющий иностранному гражданину работать в России, перестанет действовать, то работодатель сможет его . Такое основание для увольнения иностранного работника прямо поименовано в ТК РФ.

Высококвалифицированные иностранные специалисты - 2017

Высококвалифицированные иностранные специалисты - это отдельная категория иностранных граждан. имеет свою специфику. Они могут получить только после того, как с ними будет заключен трудовой договор. Но этот договор вступит в силу тогда, когда будет выдано разрешение.

НДФЛ с доходов иностранных граждан

Ставка, по которой исчисляется , по общему правилу зависит от его статуса - резидент или нерезидент. Для нерезидентов она, естественно, выше и составляет 30%. Однако иностранцы определенных категорий должны платить НДФЛ с доходов от трудовой деятельности по ставке 13%. А именно:

  • граждане стран-членов ЕАЭС;
  • беженцы;
  • иностранцы, получившие временное убежище в РФ;
  • высококвалифицированные специалисты из числа временно пребывающих в РФ;
  • и др.

Кстати, НДФЛ с доходов временно пребывающих иностранцев, работающих в РФ на основании патента, уплаченные этими работниками по патенту.

Работодателям или заказчикам услуг, заключившим трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Республики Беларусь, не нужно уведомлять об этом миграционную службу. К такому выводу пришел Верховный суд в постановлении от 30.05.17 № 78-АД17-19 .

Суть спора

Согласно действующему законодательству, работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранцев, обязаны уведомлять территориальные органы ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) с такими работниками трудовых и гражданско-правовых договоров. Это необходимо сделать не позднее трех рабочих дней с даты заключения (прекращения, расторжения) соответствующего договора (абз. 1 п. 8 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ). Неуведомление ФМС о приеме на работу иностранца влечет серьезный штраф или приостановление деятельности (ч. 3 и ч. 4 ст. КоАП РФ).

С подобной проблемой столкнулась организация из Санкт-Петербурга. Она была оштрафована на 400 тысяч рублей за то, что не уведомила миграционную службу о приеме на работу гражданина Республики Беларусь.

Решение суда

Однако Верховный суд признал штраф незаконным. Он сослался на решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России . В пункте 1 этого документа сказано следующее: действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется. Граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, и других вопросах трудовых отношений. Из упомянутого документа следует, что в отношении граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в России, и их работодателей, положения Закона № 115-ФЗ не применяются. Следовательно, даже если работодатель не уведомил ФМС о приеме на работу гражданина Белоруссии, это не является основанием для штрафа, предусмотренного статьей