по подготовке и согласованию штатных расписаний организаций муниципальной сферы г. Иркутска

1.3. В целях установления достоверности определения организациями численности и оплаты труда по должностям руководителей, специалистов, служащих и профессий рабочих, соответствия наименований профессий (должностей) Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденному Постановлением Госстандарта России, Единому тарифно-квалификационному справочнику, штатные расписания согласовываются Учредителем и комитетом по экономике и финансам администрации г. Иркутска (далее - комитет по экономике и финансам).

II . Задачи штатного расписания.

2.1 Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом. Штатное расписание служит основой для формирования фонда оплаты труда и является первичным учетным документом по учету кадров.

2.2. Наличие штатного расписания для организации является обязательным. В соответствии с ним составляется бюджетная смета, а также производится расчет заработной платы работников.

При этом необходимо учесть, что общий фонд оплаты труда в месяц, установленный штатным расписанием, должен быть больше, чем сумма тарифных ставок (должностных окладов). Для расчета месячного фонда заработной платы в организациях учитывается среднее количество отработанных одним работником часов в месяц.

3.5.7. Графы 6-8 «Надбавки » предусматриваются системой оплаты труда и предназначаются для указания постоянно действующих доплат, надбавок в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором и локальными нормативными актами.

Надбавки и доплаты устанавливаются в виде фиксированной суммы в рублях или в виде процентов к окладу.

3.5.8. При заполнении графы 9 "Всего, руб. (гр. 5 + гр. 6 + гр. 7 + гр. 8)" показывается сумма заработной платы работников, занимающих определенную должность, по каждой строке.

3.5.9. Графа «Примечание» предусматривается для отражения особенностей по конкретному наименованию должности (основания установленных доплат, надбавок и др.).

3.5.10. После заполнения всех граф основной части штатного расписания в строке «Итого» указываются суммы по графам 4-9.

Итоговые показатели 4-й и 9-й граф отражаются в приказе, которым утверждается штатное расписание, с конкретным количеством штатных единиц и определением фонда оплаты труда.

3.5.11. Заключительная часть штатного расписания.

Штатное расписание подписывают руководитель кадровой службы и главный бухгалтер , с расшифровкой подписей.

Учитывая, что штатное расписание утверждается приказом руководителя, то оно оформляется как приложение к приказу. При издании приказов визы заинтересованных лиц проставляются на листе согласования к приказу.

Справки, заключения, отзывы, служебные записки и другие документы, созданные при подготовке, утверждении и согласовании штатного расписания, хранятся в организации вместе с его проектами в течение 5 лет после утверждения штатного расписания.

Вся переписка учредителя с комитетом по экономике и финансам при согласовании штатного расписания подлежит хранению у Учредителя не менее 5 лет или постоянно.

I V . Порядок согласования штатного расписания.

4.1. Утвержденное руководителем организации штатное расписание направляется Учредителю, в ведении которого находится организация, для анализа и согласования.

К штатному расписанию прилагаются все необходимые документы, являющиеся обоснованием составления штатного расписания по заданным позициям, в том числе в части соответствия включенных в него данных достаточности численного состава работников для гарантированного выполнения ими функций, задач и объемов работ, с подтверждающими нормативными правовыми актами.

4.2. Учредитель проводит экспертизу штатного расписания на соответствие Общероссийскому Классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденному постановлением Госстандарта России, Единым тарифно-квалификационным характеристикам, а также количества штатных единиц и средств на оплату труда, предусмотренных на текущий финансовый год.

4.3. После проверки представленных документов Учредитель, являющийся главным распорядителем финансовых средств, направляет штатное расписание в трех экземплярах (оригиналах) на согласование в комитет по экономике и финансам с приложением следующих документов:

Сопроводительного письма;

- пояснительной записки , в которой излагается характер деятельности, технические данные и краткие характеристики обслуживаемых объектов, объемные показатели, в зависимости от которых востребуется численность по штатному расписанию;

Расчетов ставок рабочих (например, уборщиков служебных помещений, дворников, рабочих по обслуживанию зданий) и других документов, на основании которых установлена численность работников.

При необходимости комитет по экономике и финансам вправе запросить у Учредителя дополнительные документы, необходимые для проведения экспертизы штатного расписания.

4.4. Комитет по экономике и финансам проводит экспертизу и готовит заключения:

Департамент экономики - на соответствие штатного расписания Общероссийскому Классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденному постановлением Госстандарта России от № 000, Единым тарифно-квалификационным характеристикам;

Департамент финансов комитета по экономике и финансам - по подтверждению обоснования штатных единиц и средств на оплату труда, предусмотренных на текущий финансовый год.

4.5. Если установлено, что в представленных на согласование штатных расписаниях введены не предусмотренные штатным перечнем или штатным нормативом должности или профессии, неправильно установлены должностные оклады (тарифные ставки) или выявлены другие недостатки, согласование таких штатных расписаний проводится только после их устранения. Выявленные при проведении экспертизы замечания комитета по экономике и финансам к штатному расписанию в письменном виде направляются Учредителю для их устранения в течение двух недель.

После согласования штатного расписания, первый экземпляр направляется непосредственно в организацию, второй - Учредителю-главному распорядителю финансовых средств, третий остается в департаменте экономики комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска.

V. Порядок внесения изменений и дополнений в штатное расписание

5.1. Все происходящие в организации в течение года какие-либо изменения в структуре, составе и численности должностей (профессий) отражаются в штатном расписании. Для корректировки штатного расписания применяют 2 способа:

1) внесение изменений в штатное расписание;

2) утверждение нового штатного расписания.

5.2. Первый способ применяют в случае незначительных изменений штатного расписания.

5.3. Второй способ применяют, если в организации произошли существенные изменения. При этом необходимо учитывать, что в случае сокращения штата или численности работающих новое штатное расписание может быть введено в действие не ранее чем через 2 месяца после его утверждения (ч.2 ст.81, ст.180 Трудового Кодекса РФ).

5.4. Все изменения в штатном расписании утверждаются приказом руководителя организации. На основании приказа бухгалтерия и служба кадров вносят изменения в свои рабочие экземпляры штатного расписания.

5.5. Штатное расписание, утвержденное руководителем на очередной период без изменений, на согласование в комитет по экономике не представляется. Также в комитет по экономике и финансам на согласование не представляются изменения, вносимые в штатное расписание, в случае индексации заработной платы , в соответствии с муниципальными правовыми актами мэра, локальными актами организации или изменением разрядов работникам, в пределах диапазонов, установленных Едиными тарифно-квалификационными характеристиками, Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих, тарифных разрядов.

5.6. Учредитель информирует комитет по экономике и финансам об организациях, в штатные расписания которых внесены изменения, не требующие согласования комитетом по экономике и финансам.

5.7. Руководитель организации по согласованию с Учредителем вправе вводить дополнительные штатные единицы, сокращать ранее имеющиеся, вносить изменения окладов в действующее штатное расписание за счет и в пределах утвержденного фонда оплаты труда на текущий финансовый год.

В случае введения дополнительных штатных единиц в муниципальных бюджетных учреждениях Учредителем совместно с руководителем организации подготавливается соответствующее обоснование, и изменения утверждаются нормативным правовым актом мэра г. Иркутска.

5.8. Изменения в штатные расписания муниципальных бюджетных учреждений на новый финансовый год должны быть согласованы в комитете по экономике и финансам до 1 октября текущего года, до принятия бюджета г. Иркутска.

В исключительных случаях предложения о внесении изменений в штатное расписание подведомственными организациями представляются их руководителями Учредителю по мере необходимости в установленном порядке.

5.9. Для учета штатных расписаний бухгалтерия или отдел кадров обязаны вести журнал учета регистрации штатных расписаний, согласно приложению № 2.

Департаментом экономики КЭФ

СОГЛАСОВАНО:

Первый заместитель мэра -

председатель комитета по

экономике и финансам

Начальник департамента экономики

комитета по экономике и финансам

Начальник департамента финансов

комитета по экономике и финансам

Начальник отдела финансового

контроля департамента финансов

комитета по экономике и финансам

Начальник отдела анализа и

планирования расходов по учреждениям

социальной сферы департамента финансов

комитета по экономике и финансам

Главный специалист - юрист

комитета по экономике и финансам

Нет, штатное расписание утверждает руководитель организации приказом (раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5.01.2004 г. № 1).

Обоснование

Как составить штатное расписание

Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации (ст. 57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).*

Кто обязан составлять

Кто обязан составлять штатное расписание

В Трудовом кодексе РФ не сказано, что штатное расписание должно быть в каждой организации. Однако нет и документов, отменяющих практику его составления. При этом есть веские аргументы в пользу оформления данного документа:

штатное расписание позволяет определиться с количеством сотрудников, необходимых организации, денежными суммами на их содержание и со структурой самой организации;

штатное расписание может подтвердить обоснованность применения льгот по налогам и отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг, затрат).

Государственные (муниципальные) учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают штатное расписание (ч. 2 ст. 13 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 № 583, п. 2 Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 211, п. 19 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2016, протокол № 11, решение Верховного суда РФ от 14 апреля 2004 г. № ГКПИ2004-170, определение Верховного суда РФ от 18 мая 2004 г. № КАС04-198).

Утвержденное штатное расписание может служить основанием для расчета нормативных затрат на оплату труда при выделении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (выделении бюджетного финансирования). Кроме того, утвержденное штатное расписание позволит обосновать получателям бюджетных средств целевое расходование средств, выделенных на зарплату.*

Форма штатного расписания

В какой форме составить штатное расписание

Организации госсектора могут по собственному выбору:

использовать унифицированную форму штатного расписания (№ Т-3), утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1;

 применять самостоятельно разработанную форму.

Подробнее об этом см. Вправе ли организации госсектора применять самостоятельно разработанные формы кадровых документов.

Штатное расписание – документ обезличенный. В нем указывают не конкретных сотрудников, а количество должностей в организации и оклады по ним. Сотрудников же назначают на должности приказами руководителя уже после утверждения расписания.

Совет : чтобы обезопасить себя от претензий проверяющих, не устанавливайте в штатном расписании разную зарплату для должностей с одинаковыми по сложности трудовыми функциями.

Одинаковое наименование должностей подразумевает и одинаковые должностные обязанности. При этом нужно соблюсти принцип равной оплаты за труд равной ценности (ст. 22 и ч. 2 ст. 132 ТК РФ). В трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников можно закрепить различный уровень работ, разные права и обязанности, разный уровень ответственности. Однако лучше по-разному назовите должности, используя слова «старший», «младший», «ведущий» и т. п.

Утверждение

Кто утверждает штатное расписание

Когда расписание составлено, его должен подписать главный бухгалтер и руководитель кадровой службы (или сотрудник, ответственный за кадровый учет). Если штат большой и расписание занимает несколько листов, то главный бухгалтер по своему усмотрению может подписаться как один раз (в конце документа), так и на каждом его листе. После этого штатное расписание должен утвердить руководитель организации приказом. Об этом сказано в разделе 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.*

Срок действия

Какой срок действия штатного расписания

Какого-либо срока действия штатного расписания не установлено. После того как штатное расписание утверждено, в него по мере необходимости вносят изменения. Каждый год утверждать (пересматривать) штатное расписание организация не обязана, однако вправе это делать по своему усмотрению.

Изменение расписания

Когда вносить изменения в штатное расписание

Изменения в штатное расписание можно вносить в любое время, когда в этом есть необходимость, поскольку частоту и периодичность изменения штатного расписания работодатель определяет самостоятельно (п. 1 письма Роструда от 22 марта 2012 г. № 428-6-1). Кроме переименования должностей, установления другого оклада и т. п., в трудовом законодательстве есть отдельные процедуры, которые также могут привести к трансформации штатного расписания. Например, сокращение численности или штата сотрудников (ст. 180 ТК РФ), организационные или технологические изменения (ст. 74 ТК РФ) и т. д.

Переименование должности сотрудника и изменение размера его зарплаты в штатном расписании влечет за собой изменение существенных условий трудового договора. А значит, до внесения изменений в штатноерасписание нужно оформить перевод на другую работу (ст. 72.1 ТК РФ). То есть нужно издать приказ о переводе по форме № Т-5 либо по самостоятельно разработанной форме.

Далее заключите с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору и внесите запись о переводе в его трудовую книжку (п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).

Если наименование должности или зарплата изменяются по инициативе администрации по организационным или технологическим причинам, процедура будет немного другой. Необходимо за два месяца уведомить сотрудника о предстоящих изменениях. Если сотрудник не согласится работать в изменившихся условиях, направьте ему письменное предложение другой работы, соответствующей его квалификации и состоянию здоровья. При отсутствии такой работы – предложите вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Если сотрудник откажется от всех предложений или у вас нет подходящей работы, оформите увольнение по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).

Такой порядок предусмотрен в статье 74 Трудового кодекса РФ.

В завершение процедуры оформите приказ о внесении изменений в штатное расписание. К этому приказу приложите штатное расписание с внесенными изменениями. С приказом под подпись ознакомьте сотрудников, которых коснулись изменения.

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат организации. В нем содержится следующая информация: перечень структурных подразделений, должностей работников, сведения о должностных окладах и персональных надбавках, общей численности и месячном фонде заработной платы организации или учреждения. Эти данные необходимы руководителю организации для оптимизации работы, более эффективного использования трудовых и материальных ресурсов. В статье мы ответим на некоторые вопросы, касающиеся штатного расписания.

Штатное расписание (ф. Т-3) является кадровым документом, его форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1. Этот документ содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее – Указания)). Кроме того, в штатном расписании указываются по каждой должности размеры оклада (тарифной ставки), доплат и надбавок.

Бюджетное учреждение может осуществлять свою деятельность, используя различные источники финансирования, например, субсидии на выполнение государственного задания и средства, полученные от платных услуг. В связи с этим оплата труда специалистов отдельных должностей может осуществляться как за счет двух источников, так и за счет одного из них. На практике широкое применение получило составление двух, а в отдельных случаях и трех штатных расписаний для каждого источника. Правильно ли это?
Отметим, что действующим законодательством разделение штатного расписания на части в зависимости от источников формирования фонда оплаты труда не предусмотрено. В качестве доказательства приведем следующие аргументы.

Бюджетные учреждения относятся к государственным (муниципальным) учреждениям. Системы оплаты труда таких организаций устанавливаются с учетом рекомендаций, разработанных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, и мнений соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Так, в соответствии с п. 19 Единых рекомендаций*(1) штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения. Аналогичные требования содержатся в п. 10 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее – Положение).

В пункте 35 Единых рекомендаций рекомендовано формирование единого штатного расписания в учреждении независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения.
Таким образом, поскольку действующим законодательством разделение штатного расписания на части в зависимости от источников формирования фонда оплаты труда не предусмотрено, в учреждении должно составляться одно штатное расписание по всем должностям вне зависимости от того, в какой деятельности занят работник.

Итак, мы выяснили, что штатное расписание является единым документом по организации. Какими нормативными актами следует руководствоваться при разработке штатного расписания? Отметим, что в целях унификации наименований профессий и должностей, а также определения объема трудовых обязанностей работника приняты следующие классификаторы:
– Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (в редакции от 18.07.2007);
– Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (в редакции от 29.04.2008);
– Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 (в редакции от 20.12.2003).
Кроме того, Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, разъясняющий отдельные вопросы, связанные с применением указанного справочника на практике.

Для справки. Напомним, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих и порядок его применения предназначены для организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

При разработке штатного расписания рекомендуем отражать наименования должностей, а также закреплять в трудовых договорах обязанности в соответствии с названными классификаторами, особенно если работник занимает должность, для которой нормативными правовыми актами предусмотрены гарантии и компенсации.
При разработке штатного расписания иногда возникает вопрос: как правильно отражать количество штатных единиц в данном документе? В соответствии с Указаниями при заполнении формы штатного расписания (ф. Т-3) в графе 4 "Количество штатных единиц" отмечается предусмотренное в данной организации количество штатных единиц, в том числе неполных. Например, при необходимости приема на работу по совместительству сотрудника на должность юриста в графе 4 штатного расписания можно указать не "1", а "0,5".
Дополнительно скажем о заполнении еще некоторых строк данной формы. Так, в графе 5 "Тарифная ставка (оклад) и пр." должна быть указана в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу) в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством РФ.

Статья 143 ТК РФ, предусматривающая тарифную систему оплаты труда, дает основание для установления "вилки" должностных окладов, то есть указания должностного оклада по свободной должности от минимального до максимального размера. При установлении "вилки" окладов по одноименным должностям следует помнить об обязанности работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ). Как разъяснили чиновники Роструда в Письме от 27.04.2011 N 1111-6-1, размеры окладов по одноименным должностям в штатном расписании следует устанавливать одинаковые. Определение заработной платы работнику с высокой квалификацией может быть реализовано путем добавления к окладу надбавок и других выплат. Отметим, что стимулирующие и компенсационные выплаты: доплаты и надбавки компенсационного характера, премии и иные поощрительные выплаты – указываются в графах 6-8 штатного расписания.

Далее, на практике может возникнуть необходимость корректировки штатного расписания. Какие-то должности могут быть в него добавлены, а какие-то удалены. Все изменения штатного расписания вносятся приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица.
Однако при изменении численности штата в сторону уменьшения следует учитывать, что в соответствии со ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с ними в силу п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан:
– в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. Аналогичные разъяснения приведены в Определении КС РФ от 15.01.2008 N 201-О-П;
– предупредить каждого работника персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).
Нередко на практике возникают ситуации, когда учреждение меняет источник оплаты труда работника. Например, должность была перемещена в раздел должностей работников, выплата заработной платы которым финансируется за счет средств от приносящей доход деятельности. Следует ли уведомлять данного работника за два месяца о том, что произведено подобное изменение? Нужно ли вносить поправки в с ним, если размер заработной платы сотрудника остался прежним?
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ условие оплаты труда является обязательным для включения в . Изменение определенных сторонами условий , в том числе условия об оплате труда, допускается только по соглашению сторон, которое должно заключаться в письменной форме в силу ст. 72 ТК РФ. При этом условия оплаты труда не должны зависеть от источника формирования фонда оплаты труда (бюджетный, внебюджетный).

Исключения из этого правила составляют случаи, предусмотренные ст. 74 ТК РФ. Данная норма наделяет работодателя правом в одностороннем порядке изменить условия договора, определенные при его заключении, в связи с изменением организационных или технологических условий труда. О предстоящих изменениях, определенных сторонами , а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ. Однако и в этом случае переход на иной источник формирования фонда оплаты труда сам по себе не является основанием для внесения изменений в .
В рассматриваемой ситуации принятое руководством бюджетной организации решение об изменении источника выплаты заработной платы не влияет на право работника на оплату труда равной квалификации. Поэтому какого-либо специального уведомления работников о планируемом изменении в соответствии со ст. 74 ТК РФ не требуется.

Следующий вопрос, который может возникнуть на практике, связан с сокращением отдельных единиц должностей штатного расписания. Чаще всего ликвидация каких-либо должностей вызвана недостаточностью денежных средств для оплаты труда таких специалистов. Тем не менее учреждение нуждается в их услугах при возникновении определенных ситуаций. Например, в организации случилась авария, связанная с повреждением канализационных систем. Своего сантехника в штате нет. Вправе ли в данном случае организация заключить срочный с указанным специалистом?

В силу ст. 58 ТК РФ срочный заключается тогда, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ, например:
– на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;
– на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;
– для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);
– для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;
– с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы и др.
Однако для этого в штатном расписании организации должна быть единица данной профессии, на которую можно принять вышеуказанное лицо, иначе выплата ему заработной платы будет являться незаконной.
Например, с лицами, привлекаемыми для устранения производственной аварии, можно заключить договоры гражданско-правового характера. Для этого тоже должен быть соблюден ряд условий:
– наличие соответствующих денежных средств по соответствующей подстатье КОСГУ. Заметим, что это касается и договоров, заключаемых с условием оплаты за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Если указанные расходы заложены в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, то оно вправе их произвести, следовательно, и принять на себя обязательства по их оплате;
– неукоснительное соблюдение норм Закона о контрактной системе*(2).

* * *

Подводя итог всему сказанному, отметим следующее:
1. Штатное расписание (ф. Т-3) является кадровым документом, составляемым по утвержденной форме единым документом по организации.
2. Должности в штатном расписании необходимо отражать в соответствии с установленными классификаторами.
3. Оклады по одноименным должностям следует устанавливать одинаковые. Реализация права работника получать за квалифицированный труд большую заработную плату должна быть исполнена путем установления соответствующих надбавок и выплат, предусмотренных системой оплаты труда данного учреждения.
4. При сокращении единиц штатного расписания следует учитывать требования ТК РФ, в частности предупредить каждого работника персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

М. Зарипова,
эксперт журнала
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение"

, Предыдущая запись
Следующая запись

Штатное расписание школы содержит полный список должностей, определенных в организации, количество ставок на каждую должность, информацию о распределении обязанностей сотрудников учреждения, развернутую информацию о суммах выплат. Из документа можно узнать число сотрудников административного, педагогического, учебно-вспомогательного направления.

Образец штатного расписания школы

Расписание используется как основа для начисления заработных плат, оформления служебных записей, фиксации профессионального уровня педагогов и обязанностей персонала. Ознакомиться с образцом штатного расписания школы, можно, скачав файл:

Трудовой Кодекс страны предписывает наличие данного документа в каждом учреждении (ст.15), независимо от статуса и финансирования. При проведении инспекционных проверок, расписание будет проверяться в обязательном порядке. Отсутствие документа грозит наложением штрафа на руководителя школы в размере пяти тысяч рублей, а для самой организации – в 10 раз больше. Поэтому ежегодно ответственные сотрудники разрабатывают документ в установленные сроки.

Лица, выполняющие работу по составлению документа, должны быть назначены приказом или иметь данную обязанность в должностной инструкции. Следует отметить, что в случае изменений кадрового состава или размеров выплат, документ актуализируют после утверждения приказа об изменении штатного расписания в школе.

Утверждение документа – задача вышестоящего органа, управляющего образовательной деятельностью региона. При этом такие организации руководствуются Типовыми штатами ОУ, утвержденными еще в прошлом столетии, но до сих пор актуальными.

Нормативы, установленные в этих документах, в настоящее время используются в качестве примера и являются минимальными. Необходимо помнить, что при проверке инспектор не имеет права требовать четкого следования данным штатам, в связи с тем, что они носят рекомендательный характер.

Как составить штатное расписание школы по образцу

Разработкой документа занимается руководящий состав организации. Прежде чем начать работу в данном направлении, необходимо издать приказ об утверждении штатного расписания в школе. Пример приказа доступен по ссылке:

В качестве основополагающего документа для составления расписания используют методические рекомендации, которые были установлены Департаментом образования. Типовая форма (N T-3) расписания, принятая постановлением Госкомстата РФ, заполняется с учетом норм численности учащихся заведения. Организация имеет право дополнить форму, внося в нее уточняющую информацию.

Типовое штатное расписание общеобразовательной школы обычно включает в себя следующие разделы:

    название документа и период его действия;

    название подразделений, список руководящего персонала, педагогов, специалистов и обслуживающих работников;

    перечень должностей в порядке, соответствующем подразделениям, по старшинству;

    количество сотрудников по должностям, в том числе с указанием неполной ставки.

    оклады либо тарифную сетку по трудовым договорам;

    дополнительные выплаты в виде надбавок или премий и т.д.;

    итоговую сумму начислений.

Удобно разбить форму штатной сетки на несколько разделов по количеству категорий сотрудников. К административным должностям относятся руководитель школы и его заместители. Педагогические работники – это преподаватели, учителя ОБЖД, музыкальные работники, психологи, библиотекари, логопеды, инструкторы по физическому воспитанию, тьюторы, старшие методисты. К должностям учебно-воспитательного направления относятся вожатые, секретари, кассиры, бухгалтера, лаборанты, завхоз. Обслуживающий персонал включает должности уборщиц, слесарей, кочегара, водителя, гардеробщицы.

Количество сотрудников в заведении определяется, в первую очередь, его наполненностью и бюджетированием, а также с учетом вида учреждения, учебных программ, числа младших и старших классов. Например, расписание школы со стандартной формой обучения будет отличаться от документов, разработанных для школ-интернатов, организаций с углубленным изучением отдельных предметов или заведений вечернего (сменного) или коррекционного обучения.

По ряду причин штатное расписание общеобразовательных школ может изменяться. Школы на государственном обеспечении устанавливают численность сотрудников на основании внешних приказов. Частные организации имеют право добавлять должности и выплачивать им зарплату. Если муниципальное учреждение может позволить себе оплачивать работу дополнительного персонала, оно также может изменить штатное расписание в сторону увеличения единиц или должностей.

За составление тарифных списков в заведении отвечают две комиссии: тарифная аттестационная и экспертная. Их деятельность заключается в определении дополнительных выплат за отрицательные условия труда. Результаты работы комиссий необходимо оформлять в виде приказа за подписью директора.

В документе указывают суммы заработной платы за месяц, расшифровывая составляющие их части. Эти данные являются основой для определения расходов организации, ими также оперируют при составлении планов, привлечении дополнительных работников и принятии управленческих решений.

Кроме основных должностей, в штатную сетку должны быть включены совместители и специалисты, которые определяют и поддерживают специфический уклон школы (языки, спортивная направленность и т.д.). При составлении документа кроме следования нормативным актам, необходимо опираться на внутришкольные акты: Устав, сметные бумаги, количественные нормы, расчетные документы.

Следует понимать, что численность персонала может не совпадать с числом штатных единиц, потому что сотрудники могут быть оформлены как на 0,25, так и на 1,5 ставки. С увеличение количества параллельных классов должно увеличиваться и число должностей или сотрудников, работающих на одной должности. Для расчета ставок в штатном расписании школы используют стандартные методики и таблицы. Одна из таких таблиц представлена ниже:

Количество штатных единиц (ставки) в расписании школы

Обобщенная методика установления ставок включает в себя следующий расчет: количество рабочих учебных часов в неделю по группе обучающихся делят на норму нагрузки педагогов конкретного заведения. Количество ставок на каждый класс рассчитывают, опираясь на базисный учебный план школы.

При составлении документа необходимо внимательно относится к названиям должностей. Они должны соответствовать установленным в классификаторах для того, чтобы сотрудники учреждения могли претендовать на льготы.

Если ответственный работник впервые приступает к составлению штатной сетки в текущем году, не лишним будет воспользоваться шаблоном штатного расписания школы на 2019 год:

Действие документа длится один учебный год, после чего процедура повторяется, начиная с издания приказа о назначении ответственных и составлении расписания.

О штатном расписании упоминается в ст. 15, 57 ТК РФ, и этого уже достаточно для того, чтобы уделить ему особое внимание. Для бюджетных учреждений такой документ необходим, поскольку в соответствии с ним составляется смета доходов и расходов, а также начисляется заработная плата. Кем утверждается данный документ? В какой форме он составляется? Об этом вы узнаете из предложенной статьи.

Одним из документов для начисления оплаты труда является штатное расписание. Наличие или отсутствие данного документа, а также его содержание зависят от работодателя. Если трудовыми договорами установлены должности и специальности, то учреждение обязано составить штатное расписание. При проверках трудовые и налоговые инспекции просят представить такой документ одним из первых.
Отсутствие штатного расписания может трактоваться как нарушение законодательства о труде и охране труда. Статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции в виде административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 500 до 5 000 руб.;
— на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.
Работодатель вправе вводить новую штатную единицу, сокращать ранее имеющуюся, вносить изменения окладов, тарифных ставок или сдельных расценок в существующее штатное расписание в любом количестве без ограничения. Единственное условие: такие изменения и дополнения должны быть внесены на основании локального нормативного акта (приказа или распоряжения). Кроме того, необходимо указать дату введения штатного расписания. Для учета количества штатных расписаний бухгалтерия или отдел кадров обязаны вести специальный регистр, форму которого учреждение разрабатывает самостоятельно.

Квалификационная характеристика

Если выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо с ограничениями, то наименование этих должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 57 ТК РФ).
Постановлением Минтруда РФ N 9*(1) установлен Порядок применения единого квалификационного справочника. Квалификационные характеристики каждой должности состоят из трех разделов:
1) «Должностные обязанности» — содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему определенную должность;
2) «Должен знать» — содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей;
3) «Требования к квалификации» — определяет уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.
Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик устанавливает аттестационная комиссия организации.

Оформление штатного расписания

Форма штатного расписания (N Т-3) утверждена Постановлением Госкомстата РФ N 1*(2). В пункте 2 данного постановления говорится о ее применении всеми организациями независимо от формы собственности, следовательно, и бюджетными учреждениями.
При необходимости учреждение на основании Постановления Госкомстата РФ N 20*(3) может вносить в форму штатного расписания дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты формы Т-3 должны оставаться без изменений, так как удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения подлежат оформлению соответствующим организационно-распорядительным документом учреждения.
Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках, месячном фонде заработной платы (см. образец заполнения формы штатного расписания на стр. 91).
При заполнении формы штатного расписания наименование организации указывается строго по свидетельству о регистрации. Если в регистрационном свидетельстве зафиксировано полное и краткое название организации, то в штатном расписании можно указать любое из них. Обязательно отражается код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).
Номер штатного расписания может содержать буквенный индекс для удобства регистрации. Даты составления, утверждения и вступления в силу штатного расписания могут как совпадать, так и не совпадать. Документ может быть утвержден не в день составления, а позже. Дата вступления документа в законную силу может быть более поздней по сравнению с датой его составления.
При заполнении формы штатного расписания могут возникнуть вопросы о порядке отражения данных в некоторых графах (Указания по применению унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты утверждены Постановлением Госкомстата РФ N 1):
— при заполнении графы 4 в случае наличия неполной штатной единицы она указывается в соответствующих долях, например 0,2, 0,5, 2,75 (имеет смысл отразить не только существующие на настоящий момент штатные единицы, но и вакантные должности, поскольку принимать новых сотрудников можно только на открытые позиции, которые предусмотрены штатным расписанием);
— в графе 5 указывается в рублях месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации;
— в графах 6-8 отражаются стимулирующие и компенсационные выплаты.
В части 4 ст. 133 ТК РФ перечислены доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты. В настоящее время надбавки к заработной плате используются в качестве стимула для повышения эффективности труда работников. В частности, применяются надбавки за высокие производственные показатели, высокое профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, за выслугу лет.
Надбавки и доплаты могут выплачиваться в твердой сумме (в этом случае при изменении оклада их размер может быть как сохранен, так и изменен) либо в процентах (тогда их размер автоматически изменяется после изменения оклада). Премии, доплаты и надбавки, используемые в учреждении, должны быть зафиксированы в локальном нормативном актеколлективном договоре, положении о персонале, положении о зарплате труда и премировании. В штатном расписании обязательно указывается, за что выплачивается та или иная надбавка, премия, доплата. Количество граф в этом разделе может быть увеличено, но, как отмечалось выше, не уменьшено в зависимости от количества применяемых в организации надбавок и доплат.
Если работодатель не имеет возможности отразить данные графы в рублях, например, в связи с тем, что надбавки установлены работнику в процентах или коэффициентах, допускается в соответствующих графах указывать проценты или коэффициенты;
— графа 10 заполняется в случае, если сотрудникам полагаются «северные» надбавки или надбавки за ученую степень (в графе дается ссылка на Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» или на Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») либо если в компании работают сотрудники-сдельщики.
Обратите внимание: если произошло сокращение штата или численности работающих, то новое штатное расписание может быть введено в действие не ранее чем через два месяца после его составления, так как о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работники должны быть предупреждены работодателем персонально под расписку не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).

Утверждение штатного расписания

Штатное расписание до утверждения должно быть подписано руководителем кадровой службы и главным бухгалтером. В бюджетных учреждениях штатное расписание утверждается вышестоящим органом.

Практика применения штатного расписания

Прямых ссылок на необходимость составления штатного расписания учреждением в нормативно-правовых актах нет, но в отдельных письмах, постановлениях, а также в арбитражной практике можно встретить разъяснения по поводу применения штатного расписания, в том числе при налогообложении. Рассмотрим, в частности, пояснения при исчислении налога на прибыль, ЕСН.
Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. Налоговым кодексом не предусмотрена прямая связь между обоснованностью расходов на оплату труда и наличием у налогоплательщика штатного расписания, но в отдельных разъяснениях арбитражной практики и Минфина данная зависимость обосновывается. Рассмотрим такой случай.
На практике налогоплательщик часто приглашает сотрудников сторонних организаций для выполнения определенных функций. При этом в штате имеется специалист, на которого возложены аналогичные обязанности. В такой ситуации уменьшить прибыль на данные расходы можно, если выполняемые функции не дублируют обязанности штатного специалиста (письма Минфина РФ от 08.10.2003 N 04-02-05/3/78, от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/167). Такого же мнения придерживаются и судебные органы (постановления ФАС ЗСО от 07.09.2005 N Ф04-5839/2005(14601-А46-26), ФАС ВВО от 19.01.2004 N А11-4426/2003-К2-Е-1961). В другом случае налогоплательщики смогли документально доказать, что не происходит дублирования функций штатных работников (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2005 N А40-9344/05-80-41).
В ходе выездных проверок ФСС также обращает внимание на наличие штатного расписания (п. 89 Методических указаний N 24*(4), п. 57 Методических указаний N 134*(5)).

Образец заполнения унифицированной формы штатного расписания

Унифицированная форма N Т-3

————¬
¦ Код ¦
+————+
Форма по ОКУД¦ 0301017 ¦
+————+
по ОКПО¦ 12345678 ¦
Спортивная школа «Старт» L————
—————————————————
наименование организации

Штатное расписание ————-T————¬
¦ Номер ¦ Дата ¦
¦ документа ¦составления ¦
+————+————+
¦ 5-штр ¦ 16.12.2006 ¦Утверждено
L————+————-
Приказом организации от «16» декабря 2006 г. N 35
на период 2007 г. с «01» января 2007 г. — ——— — —
——— — ——— — Штат в количестве 20 единиц
——
———————T—————T————T————T——————T————-T————¬
¦ Структурное ¦ Должность ¦ Количество ¦ Тарифная ¦ Надбавки, руб. ¦ Всего, руб. ¦ Примечание ¦
¦ подразделение ¦(специальность,¦ штатных ¦ ставка ¦ ¦ (гр. 5 + ¦ ¦
+————-T——+ профессия), ¦ единиц ¦ (оклад) и +——T——T——+гр. 6 + гр. 7¦ ¦
¦наименование ¦ код ¦ разряд, класс ¦ ¦ пр., руб. ¦ ¦ ¦ ¦ + гр. 8) х ¦ ¦
¦ ¦ ¦ (категория) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гр.4) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ квалификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦
+————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————+
¦Администрация¦ ¦Директор спор-¦ 1 ¦ 10 000 ¦2 000¦ — ¦ — ¦ 12 000 ¦ ¦

+————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————+
¦ ¦ ¦Заместитель ди-¦ 1 ¦ 8 000 ¦1 200¦ — ¦ — ¦ 9 200 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ректора спор-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦тивной школы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————+
¦ Тренерский ¦ ¦Инструктор-ме- ¦ 4 ¦ 6 500 ¦ 650¦ — ¦ — ¦ 28 600 ¦ ¦
¦ состав ¦ ¦тодист спортив-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ной школы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————+
¦ ¦ ¦Тренер-препода-¦ 6 ¦ 6 000 ¦ 600¦ — ¦ — ¦ 39 600 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ватель по спор-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ту ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————+
¦ ¦ ¦Тренер-врач ¦ 1 ¦ 5 300 ¦ 265¦ — ¦ — ¦ 5 565 ¦ ¦
+————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————+
¦ ¦ ¦Тренер ¦ 5 ¦ 5 000 ¦ 250¦ — ¦ — ¦ 26 250 ¦ ¦
+————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————+
¦Бухгалтерия ¦ ¦Главный бухгал-¦ 1 ¦ 9 000 ¦1 350¦ — ¦ — ¦ 10 350 ¦ ¦
¦ ¦ ¦тер ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————+
¦ ¦ ¦Бухгалтер ¦ 1 ¦ 6 000 ¦ 300¦ — ¦ — ¦ 6 300 ¦ ¦
L————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————-
Итого ¦ 20 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 137 865 ¦
L————+————+——+——+——+—————

Руководитель кадровой службы Директор Пахомов Е.А Пахомов
———— —————- ———————-
должность личная подпись расшифровка подписи

Главный бухгалтер Сусекина Н.В. Сусекина
—————- ———————
личная подпись расшифровка подписи

Е. Ромашова,
эксперт журнала «Оплата труда: бухгалтерский учет и
налогообложение»

————————————————————————-
*(1) Постановление Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 «Об утверждении Порядка применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
*(2) Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
*(3) Постановление Госкомстата РФ от 24.03.1999 N 20 «Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации».
*(4) Постановление ФСС РФ от 17.03.2004 N 24 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам».
*(5) Постановление ФСС РФ от 04.12.2003 N 134 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам».