Поэт говорит о первом ландыше, вырвавшемся из-под снега. О пробуждении природы после зимней спячки.

Стихотворение состоит из трех строф.

В первой строфе создается образ самого первого цветка – ландыша. Фет говорит о его девственности, нетронутости. О его чистоте, которую еще не испортили ни непогода, ни человек. Употребляя слово «девственная» поэт, возможно, сравнивает цветок с девушкой. Как она прекрасна! И никто еще не касался ее. Румянец на щеках, отражение лучиков солнца в блестящих глазах. Это скрытое сравнение – метафора. Стихотворение начинается с риторического обращения: « О первый ландыш!». Поэт сам радуется этому цветку и хочет обратить внимание читателя на это проявление весны. ведь как прекрасно начало весны, когда природа просыпается, птицы радостно щебечут, сидя на деревьях! В первой строфе используется олицетворение: «ты просишь», эпитет «душистая чистота», чтобы показать красоту цветка. Поэт использует аллитерацию – повторение звуков [ш] и [н]. Эти звуки употреблены и в слове «ландыш». Автор еще раз обозначает тему стихотворения.

Строки во второй строфе начинаются с риторического восклицания. Смысл этих восклицаний заключается в том, что Афанасий Фет восторгается этим ландышем, этим временем года. Употребляет метафору ландыш – «подарок воспламеняющей весны». Весну поэт изображает с помощью эпитетов «луч весенний ярок», «воспламеняющей весны». Весна воспламеняет чувства людей, да и животных. Коты мяукают, их называют «мартовскими котами», им тоже, как и людям хочется любви.

В третьей строфе появляется образ девы, которая хочет вернуть мужа. И от бессилия, от невозможности это сделать ей печально. Во всех трех строфах и в названии стихотворения встречается слово «первый».

Таким образом, Фет хотел подчеркнуть начало: начало весны, первый луч, первый раз.

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

Анализ стихотворения А.А. Фета «Первый ландыш»

Видеть прекрасные моменты А.А. Фет мог всегда и при любых обстоятельствах. Достаточно ему было просто выйти на улицу, как дивный мир природы пытался окутать его колдовством своей красоты. Вот так обычная весенняя прогулка в 1854 году преподнесла всему миру возможность по-новому взглянуть на обычный скромный цветочек, на ландыш, благодаря пейзажному лирическому стихотворению.

С первых строк поэт приписывает этому предвестнику весеннего тепла признаки и качества, которыми обладает живое существо. Автор замечает, что первый ландыш, как только проснулся и выглянул из-под своего теплого одеяла, из-под снега, сразу почувствовал потребность в солнечных лучах, и стал просить их. Такое стремление порадовать всех своею нежностью и пьянящим ароматом, вызывает восхищение автора. Он отмечает негу в том, что этот нежный цветок дарит душистую чистоту этому прекрасному дню.

Во второй строфе своего сочинения автор воздает хвалу первому лучу. Первые признаки весеннего теплого дня отражаются в пламени лучей солнца, которые поэт называет подарком. Третья строфа посвящена сравнению ландыша с молодой девой. Вот она вздыхает, и в этом герой проводит аналогию с цветком. Он нежен и чувственен, его аромат пьянящий. Его белый наряд показатель наивности и тонкости искренней души. Эти две части, дополняя друг друга прекрасно описывают то настроение, которое хрупкий ландыш подарил поэту, вдохновив его на столь чудное произведение.

Яркость стихотворению придают изобразительно выразительные средства, такие как эпитеты и метафоры. В них читается восторг лирического героя данного произведения, что написано четырехстопным ямбом. Фет регулярно использует спондеи и пиррихии, что усиливает эмоциональный характер произведения. Чувствуется, что в воздухе витает пробуждение не только природы, но и чувств.

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Первый ландыш»

Афанасий Афанасьевич Фет – это великий русский поэт и непревзойдённый мастер художественного слова. Он умел видеть и очень тонко чувствовать всю красоту и непередаваемую прелесть русской природы, и посвятил ей очень много своих задушевных стихотворений.

Одним из лучших произведений автора, которое относится к пейзажной лирике, можно назвать стихотворение «Первый ландыш». Поэт написал его ранней весной 1854 года, гуляя по весеннему лесу. А вернувшись домой, он на одном дыхании сочинил эти проникновенные строчки, в которых описал чудо пробуждения природы после долгой зимы и возрождение её к новой жизни.

Стихотворение состоит из двенадцати строчек. Но в столь малом объёме автору удалось очень реалистично и красочно передать картину весенней лесной полянки, которая не освободилась ещё от снежных сугробов и власти зимы.

Снег продолжает лежать на земле, но тем прекраснее и таинственнее кажется нам чудо природы, которое мы все можем наблюдать, стоит нам только этого захотеть – маленький, трепетный, нежный и такой беззащитный цветок ландыша, рождение которого дарит нам надежду на возрождение и продолжение жизни.

Но поэт в своём стихотворении ставил целью не просто отразить красоту пробуждения природы весной, а и сам процесс возрождения естественных чувств человека. Ведь всегда весна ассоциируется с понятиями молодости, красоты и любви, а красу и нежность первого весеннего цветка он сравнивает с молодой и красивой девушкой. Проводя между ними подобную параллель, Фет пытался показать людям единство людей и мира природы.

Ведь время цветения ландыша также быстротечно, как и время, отведённое человеку на период его юности. И поэтому, люди должны уметь учиться радоваться каждой минуте своей жизни и быть благодарными Богу за такой подарок, как человеческая жизнь.

Автор стихотворения считает, что человек должен как можно больше общаться с природой, которая помимо своей внешней красоты, дарит людям ещё и добро, радость жизни и душевное умиротворение. А сколько радости может принести человеку вид простой красочной поляны, солнышко, пение птиц и маленький цветущий ландыш…

«Первый ландыш» А.Фет

«Первый ландыш» Афанасий Фет

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает
О чем — неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.

Анализ стихотворения Фета «Первый ландыш»

Афанасий Фет является одним из наиболее утонченных лириков в русской поэзии. Его стихи, посвященные родной природе, обладают не только удивительным изяществом и образностью, но и точностью метафор. Стоит также отметить, что Фет – один из немногих поэтов, который в своем творчестве нередко приписывает неодушевленным предметам качества живых существ. Этот прием автор использует и в стихотворении «Первый ландыш», которое было написано Фетом весной 1854 года после загородной прогулки, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление. Он был поражен, насколько мудра и щедра природа, а также восхищен красотой весеннего леса, который только начинает пробуждаться от зимней спячки .

Символом весны для поэта является первый ландыш, которым Фет искренне восхищается, отмечая: «Какая девственная нега в душистой чистоте твоей!». При этом поэт замечает мельчайшие подобности удивительно теплого весеннего дня, радуясь первым лучам солнца, которое только-только начинает по-настоящему припекать, даря окружающему миру свои ласковые лучи. Ландыш же, увиденный на поляне, автор воспринимает, как «подарок воспламеняющей весны», ее предвестника и верную спутницу. И если первые подснежники на проталинах для поэта лишь символ уходящей зимы, то ландыши он воспринимает как верный знак того, что весна уже окончательно и бесповоротно вступила в свои права.

Этот хрупкий, нежный и очень изящный цветок Афанасий Фет сравнивает с юной девой, которая пока еще не может разобраться в собственных чувствах и «в первый раз вздыхает – о чем – неясно ей самой» . И этот вздох наполнен «избытком жизни молодой», предчувствием и ожиданием счастья. Подобная метафора раскрывает романтическую натуру поэта, который проводит очень удачную параллель между девушкой и цветком, подчеркивая тем самым, что все одушевленные и неодушевленные существа изначально живут в гармонии с природой. Но момент цветения ландыша так же мимолетен и скоротечен, как и молодость. Поэтому в финальных строчках этого стихотворения сквозит легкое сожаление о том, что время одинаково беспощадно для всех, кто живет на этой земле. Поэтому не стоит его тратить на никчемные поступки и мысли. Гораздо лучше наслаждаться каждым прожитым мгновением и получать радость от общения с природой и от совершенства окружающего мира, который настолько благосклонен к человеку, что позволяет ему увидеть маленькое чудо, именуемое весенним ландышем.

«Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

Ещё с момента выхода в свет первого сборника стихов Афанасий Фет приобрел репутацию искусного художника слова. Его описания природы, заставляющие видеть красоту окружающего мира, с каждым годом становились утончённей и выразительнее. Стихотворение "Первый ландыш" написано в 1854 году, когда свет увидели уже два сборника Фета. В "Первом ландыше" каждое слово, как и в других стихах, дышит любовью к природе и красоте.

Анализ этого произведения нужно начинать с композиции. Стихотворение состоит из двух частей: в первой описание ландыша и весеннего пробуждения природы, во второй - сравнение цветка и юной девушки.

Первая часть - это два четверостишия, насыщенные изобразительно-выразительными средствами. Эпитеты "солнечных" . "душистой" . "пленителен" . "воспламеняющей" передают воодушевление, даже ликование лирического героя. Весна, пробуждение природы, возвращение сочной, яркой красоты - это зажигает взгляд автора, который заставляет и читателя ощутить нечто подобное. После описания первого ландыша лирический герой восхищается весенним солнечным лучом, восклицания "как" . "какие" поднимают эмоциональный накал, и кульминацией становится строка "Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны!" В этом предложении - и благодарность, и восторг, и отзвук надежды на душевное возрождение - "воспламеняющая" весна может зажечь и сердце человеческое.

Во второй части, состоящей из одного четверостишия, автор переходит к размышлению, сравнивая весенний цветок и солнечный луч с движением молодой души. В большей степени цветок, это подчёркивается словами "девственный" в первой части и "дева" во второй. Нежный, чистый ландыш, появившийся из-под снега, дарящий свой аромат всему миру, так же трогателен, как юная девушка, только расцветшая первой красотой, ещё не знающая, что ожидает её в жизни, и доверяющая всему. Трогательность и невинность подчёркиваются словами "первый" . "робкий" . "молодой" . Но надежда, которая чувствуется в приближении тепла, всегда оправдывается - природа расцветает. А надежда человеческой души может бесследно растаять. И "избыток жизни молодой" растратится зря. В этой параллели заключается философский смысл произведения.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, как и большинство других произведений Фета. Этот размер передаёт жизнерадостность, воодушевление автора, любующегося природой. Нераздельность окружающего мира и настроения человека - лейтмотив творчества поэта, и в "Первом ландыше" эта мысль раскрыта максимально, она даже предвосхищает будущее.

Кроме анализа "Первого ландыша" есть и другие сочинения:

Послушайте стихотворение Фета Первый ландыш

Автор искренне восторгался весной. Если читать стих «Первый ландыш» Фета Афанасия Афанасьевича, просто понять, что поэта интересовало любое проявление этого времени года. В данном стихотворении, датированном 1854 годом, признаком весны послужил прекрасный цветок.

Произведение представляет авторский взгляд на образ ландыша. Конечно, появление цветка прямо из-под снега воспринимается поэтом, как подарок начинающейся весны. Фет не мог оставить без внимания такое явление. Чтобы усилить передачу своих ощущений от увиденного, он даже наделил ландыш некоторыми человеческими характеристиками. По мнению автора, цветок способен просить у начинающейся весны больше ярких лучей света, способен видеть сны. Состояние ароматного чистого ландыша для Фета созвучно с ощущениями молодой девушки. Наступление весны и человеку, и цветку предвещает какие-то значимые изменения, в ожидании которых они томятся.

Текст стихотворения Фета «Первый ландыш» создан в очень ритмичной и мелодичной манере, поэтому его легко читать выразительно и учить наизусть. Сделать это можно на нашем сайте онлайн. Также стихи просто полностью скачать при подготовке к уроку литературы (8-9 класс).

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает
О чем – неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.

Одним из самых чувственных русских лириков является Афанасий Фет. Он очень тонко и точно чувствует природу, замечает все ее особенности, еле уловимые моменты, на которые другой человек и бы. Анализ стихотворения Фета позволяет не только ближе узнать красоту но и раскрыть многогранность поэта. Все стихи автора очень живые, красочные, переполненные звуками. Довольно часто он наделяет неодушевленные предметы качествами живых существ, что также сказывается на чувствах, вызываемых произведением.

Тема природы - это основное направление поэта. Анализ стихотворений Фета дает понять, насколько он любил родной край, как трепетно относился к растениям, животным. Ярким примером любви его к окружающему миру является стихотворение «Первый ландыш». Это небольшое, но очень яркое и запоминающееся произведение Фет написал весной 1854 года. Тогда он возвращался домой после прогулки через весенний лес и был поражен красотой и богатством природы, которая только пробуждалась после долгой зимней спячки.

Всего 12 строчек, а как точно и эмоционально автор описал красоту весеннего леса, погожий солнечный день, прелесть хрупкого ландыша и возвышенные человеческие чувства! Анализ стихотворения Фета показывает, насколько удачно поэт отмечает мельчайшие детали окружающего мира. После прочтения этой работы перед глазами сразу возникает картина красивой лесной поляны, на которой кое-где лежит снег, а сквозь него робко выглядывают первые ландыши. Автор не просто так предвестником весны назвал именно этот цветок. Первые подснежники говорят лишь об уходящей зиме, а вот ландыши открыто заявляют, что весна уже пришла и стала полноправной хозяйкой. цветов дополняет яркое солнце, дарящее свои теплые, но еще не жгучие лучи.

Анализ стихотворения Фета показывает, что поэт в своей работе стремился передать не только красоту окружающей природы, но и человеческие чувства. Весной просыпается не только природа, но и романтическое настроение. Эта пора ассоциируется с молодостью, силой, радостью, любовью. Поэтому автор сравнивает весенний ландыш с молодой девушкой, робко вздыхающей от неведомых ей ранее чувств. Она еще сама не может разобраться в себе, но ждет каких-то счастливых и радостных перемен в жизни.

Поэт умело использует метафоры, и анализ стихотворения Фета «Первый ландыш» это лишний раз доказывает. Автор специально проводит параллель между и молодой девушкой, тем самым доказывая, что в природе все едино. Период цветения ландыша скоротечен так же, как и молодость. В конце стихотворения сквозит сожаление о том, что время никого не жалеет.

Анализ стихотворения Фета позволяет понять, что автор призывает всех радоваться каждому мгновению жизни, а не тратить его на никчемные мысли и поступки. Ведь все могут быть счастливыми, нужно лишь научиться любить окружающий мир. Общение с природой делает человека добрее и спокойнее. Пение птиц, поляна среди весеннего леса, цветущий ландыш - это и есть маленькие чудеса, которые приносят простому человеку радость и умиротворение.

В русской литературе Афанасий Афанасьевич Фет заслужил славу тонкого ценителя природы, в которую вдыхал жизнь и наполнял пленительными образами в своих произведениях. Одним из ярких образчиков его творчества является стих «Первый ландыш» как гимн пробуждения природы после долго зимнего сна. Предлагаем познакомиться с кратким анализом «Первый ландыш» по плану 9 класса.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1854 году.

Тема стихотворения – Возрождение природы после долгого зимнего сна. Неразрывная связь природы и человека.

Композиция – Стих состоит из трех строф: в первых двух описывается торжество природы весной, а в третьей строфе поэт сопоставляет ландыш с прекрасной девушкой.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры «розы грустят и смеются», «тонко позванивает колокольчик в цветнике».

Эпитеты «солнечный», «душисты», «воспламеняющий», «молодой».

Сравнения – молодая девушка сравнивается с только что появившимся из-под снега ландышем.

Олицетворения - «вздох благоухает».

История создания

Свое небольшое, но весьма эмоциональное и образное произведение Афанасий Афанасьевич написал в 1854 году, во время прогулки по весеннему лесу. Писатель, всегда очень тонко чувствовавший и понимавший красоту природы, был поражен прелестью леса, который сбрасывал с себя зимние оковы.

Восхищенный мудростью, щедростью и безграничной силой природы, Фет на одном дыхании написал свое изящное стихотворение, в котором центральным образом стал хрупкий, нежный ландыш.

Тема

Главная тема произведения - весеннее перерождение природы. Олицетворением наступающей весны и грядущих радостных перемен служит первый ландыш, тянущийся к теплым солнечным лучам. Природа стремится навстречу солнцу, даруя новую жизнь.

Однако в своей литературной работе Фет стремился продемонстрировать не только утонченную красоту природы, но и человеческих эмоций. Недаром во все времена у всех народов весна является синонимом любви, свежести, молодости, красоты.

Именно поэтому поэт сравнивает нежный ландыш с юной прелестницей, испытавшей доселе неведомые ей чувства. В силу своей неопытности она еще не может в них разобраться, но вздыхает в предчувствии счастливых перемен. В “Первом ландыше” не указан напрямую лирический герой, однако его восторженным настроением пронизано все произведение.

Афанасий Афанасьевич недаром сравнивает цветок с девушкой. Будучи непревзойденным мастером пейзажной лирики, он способен проводить необычайно точные параллели между природой и человеком, доказывая их неделимое единство.

В цветении ландыша он видит всю прелесть быстротечной юности. Счастливая пора молодости ускользает очень быстро, и именно потому так важно радоваться каждому мгновению жизни. В своем стихе Фет пытается донести читателям простую идею - истинное счастье и полнота жизни возможны только в том случае, если научиться искренне любить окружающий мир. В каждом лепестке, в каждой травинке можно увидеть настоящее чудо, несущее радость и свет.

Композиция

Композиционная структура произведения представлена двумя частями. Первая часть, состоящая из двух строф, описывает весеннее пробуждение природы. Тонкое и изящное изображение ландыша как предвестника весны, восхищение возрождающейся жизнью усиливает эмоциональный накал, который изливается в кульминации - «Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны!».

Во второй части стихотворения, состоящей из одной строфы, автор переходит к философским размышлениям, сравнивая ландыш с юной девушкой.

Жанр

Стихотворение «Первый ландыш» написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Для придания большей эмоциональности стихотворению поэтом использована широкая гамма выразительных художественных средств. Проявления весны описаны эпитетами «солнечный», «душистый», «воспламеняющий», «молодой».

Для придания образности и «оживления» природы Фет умело использует метафоры («розы грустят и смеются», «тонко позванивает колокольчик в цветнике») и сравнения (сопоставление ландыша с девушкой).

Своим произведением Фет обращается не к разуму, а к чувствам. Именно поэтому в стихотворении так много восклицательных предложений, призванных подчеркнуть его эмоциональную составляющую.

«Смело можно сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит г-н Фет», - писал когда-то Некрасов о гениальном лирике, оставившем значительный след в русском искусстве.

Афанасий Афанасьевич Фет – личность довольно загадочная, непростая для понимания. Его жизненный путь ни в коем образе нельзя назвать ровным, заурядным или посредственным, равно как и творчество. Тайны, окутавшие Фета как человека и поэта, уходят корнями в самое зарождение, которое вызывало массу вопросов и у искусствоведов, и у простых любителей поэзии. Самое удивительное, что даже перед Афанасием Афанасьевичем были открыты далеко не все двери в прошлое, связанное с происхождением фамилии, дарованной ему при появлении на свет.

Особенности жизни Афанасия Афанасиевича Фета

Автор большого числа гениальных поэтических творений родился в 1820 году. Считается, что мать лирика, известная как Беккер Каролина-Шарлотта, будучи замужем за Карлом Фетом и имея положение беременной женщины, сбежала из Германии с потомственным дворянином Шеншиным, оставив не только прежнюю жизнь, но и прежнее имя. Она стала Елизаветой Петровной Шеншиной, родив и воспитав великого поэта.

Многое из семейной истории Афанасия Афанасьевича остаётся неясным. Существуют неопровержимые факты, касающиеся его сложной биографии. Будучи четырнадцатилетним подростком, в связи с раскрывшейся тайной о незаконном рождении, он лишился дворянского титула, наследства, фамилии. Все это, разумеется, не могло не сказаться на жизненном пути великого человека, на становлении его как поэта, как творческой личности, которую до сих пор сравнивают с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Быть может, не случись когда-то личной трагедии, не пошатнись душевное равновесие будущего лирика, мир никогда бы не узнал одного из ярчайших представителей так называемого «чистого искусства». Что касается фамилии, благодаря благосклонности бывшего мужа Каролины-Шарлотты, Афанасий получил фамилию «Фет». Он до самой смерти ее презирал, всеми силами отстаивая право называть себя русским дворянином Шеншиным.

С чего начались первые шаги Фета в поэзию?

С поступления в Московский университет на словесное отделение факультета философии, судьба свела автора с Аполлоном Григорьевым. Он сумел разглядеть в простом студенте величайший талант. Не без поддержки Григорьева вышел первый сборник Фета «Лирический пантеон», попавший во внимание таких мастеров как Белинский и Гоголь, довольно одобрительно отозвавшихся о творчестве юного поэта. Разумеется, для начинающего автора высокая оценка авторитетных личностей стала немалым стимулом для дальнейшей работы и поиска своего места в мире поэзии. К тому же, в 1842 году стихи Фета были опубликованы в целом ряде известных журналов, среди которых можно выделить «Москвитянин» и «Отечественные записки», что укрепило в набиравшем известность лирике веру в себя.

Однако радость и восторг от успехов на поприще литературы не сумели излечить оскорблённую душу молодого поэта. Он по-прежнему болезненно относился к своему положению «иностранца Фета», мечтая вернуть прежнее российское гражданство и дворянскую родословную.

Прославиться в качестве поэта было для него, как он утверждал – второстепенно. Именно поэтому, окончив учёбу в университете, Фет решительно идёт на военную службу, которой посвящает долгие восемь лет жизни. Данный период обозначился как время внутреннего опустошения, непонимания. Стечением времени интерес и тяга к поэзии угасают, наступает трудное финансовое положение, происходит трагическая смерть возлюбленной. Мысли всё мрачнее, интереса к жизни всё меньше. В таком морально тяжёлом состоянии Фет узнаёт, что для получения звания офицерского чина ему недостаёт выслуги и уровня армейского звания, согласно новому указу, что вводит обнадёженного поэта в крайнее отчаяние.

Однако судьба вновь улыбается Фету и в 1853 году он знакомится с Гончаровым, Тургеневым и, что самое важное, - с Некрасовым, занявшим место редактора прославленного журнала «Современник». Вокруг него находилась вся элита российской литературной среды, под влиянием которой Фет возвратился к творческой деятельности, публикуя второй долгожданный сборник стихов. Он, как и первый, принес массу восторженных отзывов, уважение, почёт.

Среди тех, кто дал лирику высокие оценки, были Боткин и Дружинин – это влиятельные критики девятнадцатого века. Некрасов всерьёз заинтересовался подающим значительные надежды поэтом.

Стихи из сборника вновь расходятся по популярным журналам, о Фете говорят многие. Говорят люди разное. Чернышевский высказывает мнение, что новоиспечённый лирик пишет пустяки, Добролюбов считает, что Фет обладает даром, но ценности его творения не имеют, следовательно, не несут особого значения. Некрасов же восхищался поэтом, выйдя при этом на первый план. Поэзия Некрасова, обладающая практической стороной, пришлась более по душе российскому светскому обществу, нежели поэзия «чистого искусства» Фета.

На поэта, человека тонкой души, происходящее вокруг оказало дикое давление, но, тем не менее, он выпускает третий сборник. Он уходит со службы, понимая, что бессмысленно надеяться на реализацию задуманных планов по возвращению дворянского титула, женится, однако женится не по любви и принимает решение посвятить себя помещичьему делу, осев в своём имении в Степановке.

Трудно сказать, правильно ли поступил Фет или не правильно. При всём овладевающим им равнодушии он с увлечением отдался новым обязанностям, новому жизненному укладу. Верный друг лирика - Аполлон Григорьев - высказывал опасения за жизнь Фета, боясь, что тот способен совершить самоубийство в связи с потерей жизненных ориентиров и утратой страсти к тому, в чём был настоящим профессионалом.

Так или иначе, упорная цель всей жизни Афанасия Афанасьевича была достигнута. В 1873 году ему вернули дворянское звание, и человек, известный как поэт, чьё творчество пронизано лиризмом, нежностью и неуловимым трепетом, без сомнений расстаётся с прославленной фамилией, становясь дворянином Шеншиным.

Сказать, что Фет был человеком неоднозначным – это ничего не сказать. К сожалению, как часто случается с великими людьми, непризнанными при жизни, он покинул земной мир, так и не узнав, насколько было велико его творчество, какой вклад оно окажет на развитие русской литературы спустя какое-то время.

Фета осуждали за то, что он писал о любви, о чувствах, о природе, никоим образом не стремился коснуться в поэзии политики и социальной жизни общества, не стремился стать обличителем, моралистом, нести правду. Впоследствии именно это стало бриллиантом работ лирика. Именно в этом заключалась ценность его творчества. После трёх лет со смерти Фета символисты ставят его в ряд с лучшими поэтами за всю историю России. Бальмонт выразился о нём и о Тютчеве как о поэтах, «царящими над современной литературной молодежью». Брюсов признавался, что знал стихи Фета наизусть, поэт являлся в его глазах неким божеством, сумевшим превзойти самого Лермонтова.

Е. В. Ермилова пишет: «Характерно, что в последнее время с общим возросшим интересом к поэзии Фета в работах о нём подчёркивается именно «ясный и мужественный взгляд на мир», «точность наблюдений, реалистичность воспроизведения духовного мира человека», «трагическая доминанта» его творчества, преображение трагедии, страдания – в красоту и радость, «в жажду бытия». Именно так воспринимается сегодня творчество Фета.

Этот поэт занимает в русской поэзии особое место. С одной стороны он продолжатель Жуковского и Тютчева, а с другой – один из предшественников таких поэтов, как Блок.

Особенности творчества Фета

Его стихи пронизаны изяществом, образностью, богаты на метафоры, олицетворения. Так наделение неодушевлённого предмета качествами живой души автор использует в необычайно светлом стихотворении «Первый ландыш», написанное лириком весной 1854 года, которому стоит уделить особое внимание.

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает
О чем - неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.

Особенно интересна композиция данного стиха. Начинает автор с описания ландыша и весеннего пробуждения природы, а заканчивает сравнением благоухающего цветка с юной, расцветающей девушкой. Стихотворение наделено эпитетами: «душистой», «солнечных», «пленителен», «робкий», «воспламеняющий», точно передающими трепет лирического героя перед чистым, нежным образом весны и всего того, что она собою несёт.

Во втором четверостишии он восхищается солнечным лучом, восклицания «как», «какие», - все это обостряет эмоциональный накал. Кульминацией служат слова: «Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны!» В этом предложении заключены надежды лирического героя на чистую страницу не только в природе, но и в собственной жизни, в сердце. Он с волнением в груди предчувствует тихие шаги счастья.

Что касается сравнения ландыша с невинной душой, то наиболее ярко это подчёркивается словами «девственный», «дева». Только-только появившийся из-под снега на свет цветок, источающий благоухание, так же чист, светел и робок, как юная беззащитная девушка, с нежностью и любовью глядящая на мир.

Трогательность и невинность подчёркиваются словами «первый», «робкий», «молодой». Жизнь цветущего ландыша столь же быстротечна, мгновенна, как и сама юность. Она подобна вспышке, лишь единожды имеющей возможность к яркому, искрящему сиянию. Фет призывает в полной мере ощутить этот свет, ведь надежда способна бесследно раствориться в тумане, а юность пройти мимо, оставив после себя лишь разочарование и выгрызающую изнутри боль о том, чего не воротить, не переписать. «Избыток жизни молодой» легко может растратиться впустую.

Удивителен тип стихотворения – это четырёхстопный ямб. Он свойственен произведениям Фета, так как наиболее полно передаёт затрагиваемые в поэзии лирика тему жизнелюбия, светлых, лёгких чувств, неразделённости чудесной природы и человека.

«Первый ландыш» - это короткая история о чудесном, неповторимом мгновении. Слова поэта обращены вовсе не к разуму, а к сердцу. Именно эту тонкую материю стремился коснуться Фет, которого неспроста называли певцом потрясающего, необъяснимого мира природы. Однако и скромным поэтом ощущений его назвать несправедливо, так как строки, кажущиеся на первый взгляд простыми, пронизаны тайнами бытия и глубокими философскими рассуждениями.

При всех жизненных обстоятельствах поэзия была для Фета главным делом жизни – об этом говорят именно его стихи, которым он отдал всю свою нежность, любовь, вдохновение, впечатления, гибкость ума, способность увидеть нечто в тех вещах, которые мы привыкли считать обыденными.

В 1889 году Страхов написал о Фете такие слова: «Он в своём роде поэт единственный, несравненный, дающий нам самый чистый и настоящий поэтический восторг, истинные бриллианты поэзии… Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию…». С этими словами весьма сложно поспорить.