В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции — «Елеуса»). Елеуса (греч. Ελεούσα - милостивая от έλεος - сострадание, сочувствие) — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца — Спасителя — на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных — на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери , от которой отличается отсутствием западных атрибутов - лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому , была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» — «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) – Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения — приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.

В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Православная Икона «Умиление» с изображением Пресвятой Богородицы отличается от других светлым ликом и умилительно-восторженным выражением, это связано с великим значением иконы – запечатлением счастливого мига до рождения младенца, однако после Благовещения.

Пресвятая Богородица изображена на холсте в тот миг, когда ангел Гавриил сообщил ей, что она приведет в мир Сына Божьего. Значение иконы – умиление, благоденствие, чудо – которые должны свершиться и перед этим дивом.

Именно поэтому перед ней получают исцеление самые тяжелые больные не только телом, но и сердцем. Все лицо Марии светиться восторгом и счастьем, а глаза скромно потуплены, что говорит о смирении перед Богом в любых желаниях Его.

В чем помогает «Умиление»?

Икона считается женской, ею желательно оберегать жизнь молодых женщин и девочек. Она помогает пережить сложный пубертатный период, покровительствует в зачатии и родах, сохранении чистоты, добром нраве и целомудрии девушки. Желание получить исцеление от недуга, просьбы о счастливой судьбе дочерям, женском счастье и удачном замужестве приводят людей к лику «Умиление».

Изначально икона была изображена на холсте, и прикреплена к кипарисовой доске. Роскошную ризу и праздничный венец из драгоценных камней и жемчужин презентовал Николай второй.

Изначально хозяином чудотворной иконы был Преподобный Серафим Саровский. Он молился ей об исцелении болезней людей, которые приходили к нему за помощью.

Преподобный Серафим мог видеть сердца и души людей, поэтому помогал им. Маслом лампадки, горевшей у лика Богородицы, он смазывал больных, и они выздоравливали.

Сам Серафим называл икону «Радость всех Радостей» – это наиболее точное отображение самого счастливого и чудесного мига на лице Матери Божьей.

Оригинал иконы находится в келье Преподобного Серафима. С иконы монахини сделали много копий, некоторые из которых переняли на себя чудодейственную силу оригинала. Существует утверждение, что икона помогает всем людям по их вере – чем сильнее вера человека, тем ощутимее помощь Божией Матери.

Умер Преподобный перед этой же иконой. Серафим Саровский завещал «Умиление» сестрам Дивеевского монастыря.

икона Богородицы «УМИЛЕНИЕ» (СЕРАФИМО - ДИВЕЕВСКАЯ)

_____________________________________________________

Икона Богоматери была келейным образом . Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл ко Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл икону УМИЛЕНИЕ сам преподобный Серафим.

После прославления преподобного Серафима в лике святых император Николай II подарил для иконы Умиление драгоценную ризу. В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди. В июне 1991 года икону передали патриарху Алексию II, и сейчас она находится в Патриаршей резиденции. Один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – Серафимо-Дивеевскую икону «Умиление» выносят на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор.

_______________________________________________________

Почитание иконы Умиление связано с именем преп. Серафима Саровского (П. И. Мошнин, 1759-1833, канонизирован в 1903 г.). Согласно жизнеописанию, составленному по воспоминаниям близко знавших Саровского старца людей, вся его жизнь проходила под покровительством Богоматери. Богоматерь неоднократно являлась ему в видениях, исцеляла от смертельных болезней. У преп. Серафима было несколько икон Богоматери. Среди них особое место занимала келейная икона, называемая Умиление, которую старец именовал также «Радость всех радостей». Перед нею, стоя на коленях в молитве, он скончался. Икона была написана на полотне, натянутом на кипарисовую доску. После смерти преп. Серафима игумен Нифонт передал образ в близлежащий Дивеевский женский монастырь, находившийся под покровительством старца Серафима. В Дивееве на икону сделали серебряную золоченую ризу. Здесь в соборе св.Троицы для иконы был устроен особый придел, посвященный ее имени - Умилению Богоматери. Икона праздновалась 28 июля и 9 декабря (день основания обители). Митрополитом Серафимом (Чичаговым) прославленной иконе была составлена особая служба. К открытию мощей преп. Серафима с иконы был сделан список для Саровского монастыря. После канонизации началось изготовление списков в иконописных мастерских Дивеевского монастыря и его подворья в Петергофе. Икона изображалась в различных печатных изданиях и на житийных образах преп. Серафима.

Икона из Третьяковской галереи представляет собой точную копию почитаемого образа. Изображение Богоматери поясное, со сложенными на груди руками, склоненной головой и опущенным взором. Иконография западная, появившаяся в России в XVII в. На иконе-копии средствами живописи имитированы золоченый оклад и риза, убрус и венец, украшенные драгоценными камнями. Лики руки исполнены мягкой светотеневой моделировкой в стиле академической живописи начала XX в., использовавшемся для написания икон. Венец обрамляет надпись: «радуйся невесто неневестная».

____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

На этой иконе Пресвятая Богородица изображена в тот момент, когда Архангел Гавриил предстал перед ней и сообщил, что она родит Мессию, Сына Божьего. Молодая Дева Мария смотрит вниз, скрестив руки на груди, и ее лицо показывает самое глубокое смирение.

«Умиление» икона Божьей Матери

Икона Божией Матери «Умиление», описание

«Умиление» — образ Пресвятой Богородицы Псковско-Печерской — относится к типу иконописи «Елеуса», которая является наиболее распространенной в русской иконописи. Она изображает Деву Марию, держащую руки своего Сына Иисуса Христа. Ребенок прижал щеку к Матери Божией, показывая высокую степень сыновней любви.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» Пресвятой Богородицы отличается от других тем, что Матерь Бога изображена одна. Ее руки скрещены на груди крест-накрест, и вся внешность передает состояние глубокого смирения и любви. Этот образ не относится к типу иконографии «Елеуса».

Псково-Печерский образ Божией Матери «Умиление» был написан монахом Арсением Хитрошем в 1521 году. Эта святая икона известна своими чудесными средствами поддержки и защиты православных христиан в трудные моменты жизни.

Икона Божьей Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская история

Дивеевская икона «Умиление» считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини считают ее своей небесной игуменью. Эта икона была в келье Серафима Саровского. Он очень почитал этот образ, называя его «Радости радостей».

Серафим Саровский использовал масло из лампады, горевшей перед иконой, чтобы благословить многих посетителей, которые приходили к нему за таинством исповеди, помазав их крестом, сказав молитву об отпущении грехов. У кого были физические болезни, сообщали, что они были исцелены от этого священного масла.

В конце своей жизни преподобный Серафим поручил сестрам монастыря Дивеево подготовить подходящее место для Благословенной Матери.

2 января 1833 года великий подвижник, христианский чудотворец и духовный отец Серафим был найден мертвым в своей маленькой келье в лесу, окружающем Саровский монастырь, Россия. Он был найден на коленях в молитве перед иконой «Умиление» Пресвятой Богородицы, которая служила ему вдохновением на протяжении всей его жизни.

После прославления Серафима как святого в 1903 году, драгоценные камни были подарены царем Николаем II, чтобы украсить икону.

Это связь иконы с Серафимом и монастырем Дивеево, дает Иконе свое третье имя — после «Умиления» и «Радости радостей» — «Серафимо-Дивеевская».

В послереволюционный период, когда Дивеевский монастырь был закрыт, икона «Умиление» Серафимо-Дивеевская была доставлена ​​Муровской Дивеевской игумене Александре.

В 1991 году чудесный образ был передан Алексию II — Патриарху Московскому, который разместил икону в Патриаршей Церкви, где она в настоящее время. Ежегодно чудесный образ приносят в Богоявленский собор для поклонения. В монастыре Дивеском теперь находится копия чудесного образа.

Икона «Умиление» Пресвятой Богородицы значение, в чем помогает

При молитве к иконе Богородицы «Умиление» многие христиане просят об укреплении веры, примирении воюющих, об избавлении от вражеского вторжения и сохранении российского государства. Но чаще всего к ней приходят молодые девушки и женщины, изливающие многочисленные просьбы об успешном браке, об исцелении от бесплодия и рождении здоровых детей.

Любая икона «Умиление» показывает состояние души святой Богородицы: ее бесконечную любовь к людям, большую чистоту и святость.

Многие христиане после искренней молитвы перед святым образом отмечают глубокое спокойствие, веру и надежду на чудесную силу Пресвятой Богородицы. Ценность этого священного образа Богоматери заключается в том, чтобы помогать всем, кто спрашивает ее помощи.

В православных церквях огромное количество всевозможных икон и мощей. Не каждый верующий знает, каково значение иконы «Умиление» и в чём она помогает. В то же время эта святыня - одно из наиболее почитаемых православными христианами изображений Богоматери. Такая известность связана с его чудотворной силой, способствующей преодолению самых разнообразных недугов и хворей.

Икона, называемая «Умиление» («Милующая»), - это поясное изображение Девы Марии, отражающее тот момент, когда она уже получила благую весть от архангела Гавриила, но ещё не родила Иисуса. Образ создан с помощью красок светлых тонов, что позволяет передать радость и восторг Божьей Матери, которая словно бы молится, немного склонив голову, полуопустив глаза и скрестив ладони на груди.

Вокруг её венца начертаны слова «Радуйся, Невеста Неневестная». Эта фраза является напоминанием о том, что Мария зачала и родила ребёнка, не зная мужчины. В этом проявилось чудо Божие, а также отразилась её собственная целомудренность и чистота.

Изначально лик Пресвятой Богородицы был написан на холсте, прикреплённом к кипарисовой доске. Позднее по велению Николая II икона «Умиление» была обрамлена в драгоценную ризу.

Используя масло из лампадки, горящей вблизи образа, святой Серафим Саровский, получивший это изображение лика Богоматери в дар, исцелял верующих от самых различных хворей. Позднее он сам умер во время прочтения молитвы перед святыней.

В 1991 году изображение было передано в Москву, где его должны были поместить в патриаршую церковь, но икону ежегодно отправляют в Богоявленский собор, чтобы она была доступна прихожанам для поклонения.

У неё есть несколько дней особого почитания (по новому/по старому стилю):

  • 22.12/09.12;
  • 01.08/19.07;
  • 10.08/28.07.

Каждый из них связан с каким-либо особым событием или созданием списков (копий) образа. Самые известные из них можно найти:

  • в соборе Серафима Саровского (Голицыно);
  • в Серафимо-Дивеевском храме (Троицкий собор);
  • в Патриаршем Богоявленском Соборе (Москва).

В этот ряд можно добавить Псково-Печерский образ, но стиль его написания заметно отличается, хотя название и сюжет являются такими же, как и у прочих изображений.

Значение и помощь

Семистрельная икона «Умиление» характеризуется тем, что значение напрямую связано с образом самой Богоматери, способной миловать даже самых грешных, давая им своё покровительство. Она символизирует чистоту помыслов и доброту нрава, а также помогает девушке приобрести и сохранить эти качества.

Также образ помогает женщинам:

  • укрепить своё здоровье (как душевное, так и физическое):
  • справиться со сложностями подросткового периода;
  • выйти из депрессии;
  • излечить бесплодие;
  • облегчить роды;
  • успокоить злобу;
  • избавиться от помыслов безнравственного содержания;
  • обрести гармонию и счастье;
  • найти достойного мужа.

К лику Девы Марии можно обращаться с просьбами о помощи во многих других вопросах, если в этом возникнет необходимость. Независимо от того, о чем молится иконе «Умиление» Божией Матери верующий человек, ему следует делать это с открытым сердцем, всецело полагаясь на заступничество Богородицы.

Если лик Божией Матери «Умиление» приходит мужчине или женщине во сне, то это является предвестием радости и добра.

Если говорить о том, каково значение иконы Остробрамской и в чем она помогает, то обнаружится, что эта святыня весьма сходна с образом «Умиление». Однако Остробрамская (Корсунская Благовещенская) Богоматерь почитается и христианами, и католиками, а также обладает более богатой отделкой, изготовленной из золота, серебра, жемчугов и драгоценных камней.

В то же время другое изображение Девы Марии, именуемое «Умиление злых сердец» (и часто ассоциирующееся с «Семистрельной» иконой), напротив, внешне заметно отличается наличием 7 мечей, направленных на Богородицу и символизирующих 7 смертных грехов . Вместе с тем она тоже является чудотворной и помогает укрепить силу духа.

Не последнее место в перечне занимает «Троеручица», которая, хоть и изображена с младенцем Иисусом на руках (в отличие от других икон), однако также помогает в исцелении недугов и поддержании веры в самые трудные периоды жизни человека.

Иногда в этот ряд добавляют «Трилетствующую» Богоматерь (трилетствовать означает «находиться в возрасте трёх лет»). Но этот образ не считается официальным, и РПЦ его не принимает, полагая, что он недостаточно глубок и содержателен для того, чтобы поддерживать духовный рост верующих.

Однако следует помнить, что независимо от того, где находится икона Божией Матери «Умиление», в чём помогает и какое значение имеет, её сила и воплощённая в ней радость всегда открыты верующим людям, что даёт им возможность надеяться на разрешение их жизненных и духовных трудностей.