Пояс Богородицы будет находиться в Санкт-Петербурге 20-24 октября, Екатеринбурге - 24-27 октября, Норильске - 27-29 октября, Владивостоке - 29 октября-1 ноября, Красноярске - 1-4 ноября, Нижнем Новгороде - 4-6 ноября, Дивееве - 6-7 ноября, Саранске - 7-10 ноября, Самаре - 10-13 ноября, Ростове-на-Дону - 13-16 ноября, Калининграде - 16-19 ноября и Москве - 19-23 ноября.

Святой Пояс Богородицы и Ватопедский монастырь

Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, – единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его .

В первые века христианской эры он находился в . Известно, что в IV веке он хранился в каппадокийском городе Зела, и в этом же веке император Феодосий Великий вновь привез его в Иерусалим. Оттуда его сын Аркадий доставил Пояс в Константинополь.

Поначалу святыню поместили в храм Халкопратион, откуда в 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь. В царствование Льва VI Мудрого (886-912) Пояс принесли в императорский дворец, и с его помощью исцелилась супруга василевса Зоя.

Она была обуреваема нечистым духом, и император молился Богу об исцелении. Было ей видение, что она излечится от своей слабости, если на нее положат Пояс Богородицы. Тогда император попросил патриарха открыть раку.

Патриарх снял печать и открыл раку, в которой хранилась реликвия. Пояс Божией Матери оказался целым и невредимым от времени. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от своего недуга.

В знак благодарности Божией Матери императрица вышила весь Пояс золотой нитью. Так он приобрел тот вид, который имеет сегодня. С благодарственными гимнами он вновь был помещен в раку, а рака запечатана.

В XII веке, в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), официально был учрежден праздник святого Пояса, проводимый 31 августа. До того его чествовали 1 июля, в совместном праздновании с Честными Ризами Богородицы.

Пояс оставался в Константинополе до конца XII века. Но среди последствий поражения Исаака Ангела от болгарского царя Асана в 1185 г. было и то, что Пояс оказался выкраден и доставлен в Болгарию. Позже он попал к сербам.

Князь Лазарь I отдал Пояс вместе с частицей истинного Креста в дар Ватопедскому монастырю. С тех пор он хранится в святилище, расположенном в кафоликоне, главном монастырском соборе.

В правление турок братия монастыря брала с собой Пояс при своих отъездах на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию. Они делали это с целью распространить благодать святыни, поднять дух порабощенных греков и избавить их от случавшихся эпидемий.

Чудеса, явленные посредством святого Пояса во все века, неисчислимы. Вот лишь несколько примеров.

Однажды жители Эноса попросили, чтобы для них доставили святой Пояс, и монахов, сопровождавших реликвию, приютил у себя дома священник. Его жена тайком отрезала лоскут от Пояса. Когда отцы собрались обратно и сели на корабль, он не тронулся с места, хотя на море стояла тишь. Жена священника, завидев это странное происшествие, поняла, что поступила неправедно, и вернула монахам часть Пояса. Корабль тотчас же отплыл.

Лоскут так и остался отделенным. Впоследствии произошел похожий случай.

Во время войны за независимость Греции святой Пояс был доставлен на Крит по просьбам его жителей, страдавших от чумового поветрия. Но когда монахи собирались вернуться в свою обитель, турки их арестовали и увели на казнь. Тем временем британский консул Доменикос Санантонио выкупил святой Пояс, и его отвезли в Санторин, где была новая резиденция дипломата.

Сразу же эта новость разнеслась по острову. Местный епископ известил Ватопедский монастырь, и его настоятель Дионисий отправился в Санторин. Консул запросил 15000 пиастров выкупа за Пояс. Островитяне проявили единодушие и смогли собрать эту сумму. Так святой Пояс был возвращен, и игумен Дионисий отвез его в Ватопед.

Жена консула поступила так же, как супруга священника в Эносе. Она втайне от мужа отрезала небольшой лоскут от святого Пояса, прежде чем его вернули игумену Дионисию. Через недолгое время ее муж скоропостижно преставился, а ее мать и сестра тяжко заболели. В 1839 г. она послала в монастырь письмо с просьбой, чтобы из монастыря прислали нарочных, которые получили бы от нее отрезанный лоскут.

В 1864 г. святой Пояс привезли в Константинополь, когда в нем свирепствовала холера. Едва только судно, на котором был Пояс, приблизилось к гавани, пагуба прекратилась, и никто из пораженных ею не умер.

Это странное чудесное событие возбудило любопытство султана. Он повелел, чтобы Пояс доставили в его дворец, и он смог бы его почтить.

Во время пребывания святого Пояса в Константинополе один грек из квартала Галата обратился с просьбой, чтобы его принесли к нему домой. Сын его тяжело болел, но когда святой Пояс доставили, тот уже скончался. Однако монахи не теряли надежды. Они попросили, чтобы им показали останки, и как только на них положили Пояс, юноша восстал из мертвых.

В 1894 г. жители города Мадита в Малой Азии пожелали, чтобы туда привезли святой Пояс, поскольку саранча опустошала их посевы и портила плодовые деревья. Когда судно, на котором находился Пояс, подошло к гавани, небо затмили тучи саранчи, которая вслед за тем ринулась в море, и корабль не мог отдать якорь. Мадитяне на берегу, увидев чудо, стали непрерывно петь гимн «Кирие елейсон» (Греческое Κύριε ελέησον – «Господи, помилуй!»).

Вплоть до нашего времени посредством святого Пояса совершается множество чудес. Так, женщины, страдающие бесплодием, получают тесьму от ковчежца, где хранится Пояс. Если у них есть вера, то обретают во чреве.

Чудеса, происходившие при посредстве святого Пояса Пресвятой Богородицы

Прекращение мора

«В Эносе моровое поветрие чумы прекратилось благодатным действием святого Пояса Богородицы».

Из Эноса святой Пояс перевезли в Дидимотихон. В другом письме, от 12 сентября, этот же отец сообщает:

«Здесь, как и в Эносе, мор прекратился благодатью святого Пояса».

Избавление от нашествия саранчи

Отец Косма Хрисулас в отчете для монастыря пишет:

«В 1915 г. мы попросили, чтобы в наше село Неохори, а также в Каллиполеос принесли святой Пояс из Ватопедской обители. Причиной тому было нашествие саранчи. Когда Пояс доставили, в небе появились стаи птиц, которые принялись саранчу поедать. Так мы были спасены от этого бедствия».

Святой Пояс на Итаке

На острове Итака реликвию – светло-коричневый пояс, вышитый золотой нитью, хранила г-жа Евфимия Софиану из Вафу. Эту святую реликвию св. Иоаким дал ее бабушке по матери Марии Молфеси-Софиану.

Пояс помещался возле домашнего иконостаса, и его давали девушкам, которые повязывали его вокруг головы или живота во время таинства венчания в качестве своего рода знака девственности. Это считалось великим благословением. Затем его возвращали семье Софиану.

В последний раз его отдали семье беженцев в 1935 г. В этой семье был обычай перекрещивать этим поясом больных детей. К несчастью, реликвия была утрачена при разрушительном землетрясении в 1953 г.

Cпасение от засухи

В 1957 г. несколько жителей Фасоса прибыли в монастырь. Они просили о том, чтобы святой Пояс доставили на их остров. Дело в том, что несколько лет там не выпадал дождь, и засуха грозила обезлюдением. Отцы согласились и решили отправиться на Фасос несколько дней спустя.

По монастырской традиции, когда святой Пояс покидает стены обители, отцы сопровождают святой Пояс в торжественном ходе к небольшому порту. Они держат хоругви и кадило, разносится звон церковных колоколов. По пути к морю поют молебный канон Божией Матери.

Так было и в тот день, и отцы взошли на борт небольшого судна, отходившего на Фасос, который был на расстоянии 2-3 часов плавания. Погода стояла ясная, и не было никаких знаков, что надвигается дождь.

Когда они добрались до порта Фасоса, там уже шел ливень, столь сильный, что они не могли покинуть судно. И они вернулись в монастырь, воздавая хвалу Пресвятой Богородице, которая вмешалась и спасла благочестивых островитян, видя благость их намерений и внемля их призывам.

Перевод Сергея Акишина специально для .

Молитвы к поясу Пресвятой Богородицы

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Благодарим монастырь Ватопед на Святой горе Афон за предоставленные фотографии.

Пояс Пресвятой Богородицы - настоящая реликвия, которая странствовала по всему миру и имеет длинную историю. К поясу Богоматери часто обращаются верующие женщины, которые страдают от бесплодия: о чудесах исцеления с помощью этой святыни ходят легенды.

Таинственное обретение

Известно, что во время погребения Девы Марии апостола Фомы не было в Иерусалиме. В этот момент он находился где-то в районе Индии, где распространял Благую Весть. Прибыл апостол Фома лишь на третий день, и тогда, будучи безутешным и желая проститься с Богоматерью, он попросил открыть гробницу. Апостолы выполнили его просьбу и изумились - гробница оказалась пуста. На дне они нашли лишь погребальную пелену, от ткани которой исходило чудное благоухание. Апостолы принялись молиться и вопрошать к Богу. Они хотели, чтобы Бог открыл им тайну, куда исчезло тело Девы Марии. Тогда Пресвятая Богородица явилась перед ними за вечерей и поприветствовала их: «Возрадуйтесь! - ибо Я с вами во все дни».

По преданиям, ещё до явления апостолам, Богородица явилась к апостолу Фоме, пока он молился и скорбел. Дабы его утешить, Богородица бросила с неба свой пояс, который Фома затем отнёс остальным ученикам.

Чудесное исцеление

Пояс Пресвятой Богородицы почитался великой святыней и был заключён в золотой ковчег. Этот ковчег в конце IX - начале X века был впервые открыт по просьбе императора Льва Мудрого. Его жену императрицу Зою одолевал нечистый дух, и Лев Мудрый молился Богу об её исцелении. Однажды императору случилось видение, что его жена исцелится, если на неё положат пояс Богоматери. По просьбе императора и с разрешения патриарха ковчег был вскрыт. Поразительно, но за десять веков хранившийся в ковчеге пояс сохранился в первозданном виде. Как только Пояс приложили к больной женщине, обуревавший её нечистый дух исчез. В знак благодарности императрица Зоя вышила весь Пояс, но не простой нитью, а золотом.

Разделение Пояса

Впоследствии Пояс был разделён на части, это произошло в Х веке. Так, святыня находилась одновременно в Грузии, Болгарии и на Кипре.

Елена, которая была племянницей византийского императора Романа III Аргира, также исцелилась благодаря Поясу Пресвятой Богородицы. Чудодейственный предмет отправился в Грузию, когда после войны Роман III Аргир заключил мир с грузинским царём Багратом IV Куропалатом и закрепил союз его свадьбой с Еленой. Невеста привезла реликвию с собой, с разрешения своего дяди, разумеется. Затем, в начале XIX века, пояс ненадолго оказался в России. Дочь грузинского царя Георгия XII Нино после принятия подданства России прислала реликвию российскому императору. Как ни странно, Александр I лишь украсил ковчег драгоценными камнями, а затем отправил подарок обратно и повелел выстроить в Зугдиди церковь. Каменная церковь должна была стать местом хранения Пояса Богородицы.

Эта часть Пояса до сих пор хранится в драгоценном киоте в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери.
В Сирии, в городе Хомс, есть знаменитый «Умм Зуннар» - храм, посвящённый Поясу. Святыня помещена согласно сирийским традициям: серебряный цветок на ножке-подставке с ажурными лепестками, а в центре, под стеклом, - тонкий поясок из верблюжьей шерсти, который по преданиям является частью пояса Богоматери. Пояс украшен золотыми нитями длиной около 60 сантиметров. Рядом с украшенной настоящими цветами нишей, в которой хранят сам Пояс, в «Умм Зуннаре» стоит специальный кувшинчик, куда прихожане бросают записки, адресованные Богоматери. В этот храм реликвия тоже попала необычно: в 1953 году в турецком монастыре в Мардине был найден древний манускрипт, где на арамейском языке указывалось место хранения Пояса. Манускрипт гласил, что это часть Пояса, которую Фома взял с собой. По молитвам верующих от этой части святыни многие годы происходят чудесные исцеления.

Другая часть пояса Пресвятой Богородицы хранится на Святой горе Афон. Туда, в грецкий Ватопедский мужской монастырь попала часть реликвии, которую носили с собой византийские императоры в военные походы. Это - подарок последнего независимого сербского правителя XIV века, Лазаря Хребеляновича. Князь Лазарь Хребелянович также прославлен как великомученик в лике святых православной церкви в Сербии.

Божественная мера

Пояс использовался при строительстве многих храмов на Руси в качестве эталона - божественной меры. Длина пояса составляет 1 метр 20 см. Так, например, Благовещенский собор Дивеевского монастыря имеет пропорции 30 поясов в длину, 20 в ширину и 50 в высоту. В сумме они равны ста, то есть совершающейся по чёткам монашеской сотнице.

Исцеление от поясков

Считается, что по вере паломника взятый из святого места камень может творить чудеса, а список с чудотворной иконы имеет такую же силу, как и оригинал. Точно так и маленькие пояски, которые делаются монахами Ватопедского монастыря и освящаются от пояса Богоматери, обладают исцеляющей силой - силой веры молящегося. Части оригинального Пояса переезжают с места на место, к ним выстраиваются длинные очереди и православные верят: в паломничестве путь имеет большое значение, и стояние в очереди к святыне - а значит подготовка к ней - неразделимо с самой встречей.

Пояски, освящённые на поясе Пресвятой Богородицы, передаются из рук в руки. Они отправляются людьми друг другу в разные страны и исцеляют множество недугов. Масса свидетельств об этих исцелениях известна с давних времён. Случаются они и в наше время. Больше всего таких свидетельств от людей, ранее страдавших бесплодием. Считается, что пояс Богородицы - сильнейший оберег при беременности и родах.

В России части Пояса хранятся в Петербурге (Казанский собор), Москве (храм Илии-Пророка) и в Серапионовых палатах Троице-Сергиевой лавры.

Пояс Пресвятой Богородицы

Поя́с Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Ζώνη τῆς ὑπεραγίας Θεοτόκου) - христианская святыня, принадлежавшая Божией Матери. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме. В честь реликвии в Православной церкви установлено празднование - «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы» (греч. Μνήμη τῆς καταθέσεως τῆς τιμίας Ζώνης τῆς ὑπεραγίας Θεοτόκου), совершаемое 13 сентября (н.ст.).
В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди), на Афоне (Ватопедский монастырь), на Кипре (монастырь Троодитисса). Частички Пояса также есть в России: в Серапионовых палатах Троице-Сергиевой лавры, в Казанском соборе в Петербурге и в храме Илии-Пророка в Обыденском переулке в Москве, где к ним можно приложиться в любое время.

Исторический экскурс

Как известно, апостол Фома не участвовал в погребении Девы Марии - в это время он был в районе Индии и распространял там Благую Весть. Только на третий день он прибыл в Иерусалим. Скорбя и желая проститься с Богородицей, он просил апостолов открыть ее гробницу. Открыв же, апостолы изумились, потому что гробница оказалась пуста. В ней остались лишь погребальные пелены, от которых шло дивное благоухание. "Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?" - пишет Дмитрий Ростовский. В ответ на их вопрошание, Богородица явилась апостолам за вечерей и приветствовала их словами: «Радуйтесь! - ибо Я с вами во все дни». Однако существует предание, что на третий день, то есть до этого явления, Богородица явилась апостолу Фоме по его молитве. Чтобы утешить его, она бросила ему свой пояс с неба. Это предание запечатлено на православных иконах, а на святой горе Афон есть фреска VI века с изображением Фомы, приносящего пояс остальным ученикам.

Золотой ковчег, в который долгое время был заключен почитавшийся как великая святыня пояс, впервые был открыт в конце IX - начале X века в царствование императора Льва Мудрого. Сделано это было с разрешения патриарха для жены императора Зои, обуреваемой нечистым духом. Император молился Богу об исцелении своей жены. И произошло видение, что та излечится от своей слабости, если на нее положат пояс Богородицы. Когда ковчег был вскрыт, оказалось, что пояс, пролежавший в нем почти десять веков, не истлел. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от нечистого духа. В знак благодарности Божией Матери Зоя вышила весь Пояс золотой нитью. После этих событий святой Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский, составил Слово в «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего».

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). Елена, племянница византийского императора Романа III Аргира (Аргиропуло), получила исцеление от пояса Богородицы. Когда в 1028 году после войны с Грузией император заключил с ней мир, он выдал Елену за грузинского царя Баграта IV Куропалата, чтобы скрепить политический союз. С разрешения императора невеста привезла с собой в дальнюю страну часть Пояса. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I. Удивительна реакция российского царя. Украсив ковчег драгоценными камнями, он послал его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения святыни. И доныне эта часть Пояса хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.

В Ватопедском мужском монастыре на Святой горе Афон в Греции хранится часть пояса Пресвятой Богородицы, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую когда-то отбили у византийцев болгары. Это - дар сербского князя Лазаря Хребеляновича, правившего в XIV веке - последнего независимого правителя Сербии. Этот князь прославлен в лике святых Сербской православной церкви как великомученик. История обители настолько тесно переплетена с историей Пояса, что уже не мыслится отдельно от нее. Об этом свидетельствует и прозвище «агиазониты» (то есть «святопоясники»), данное на Афоне ватопедским монахам. 5 Храм Пояса Богородицы в Сирии В городе Хомс (древней Эмесе) существует храм, посвященные Поясу пресвятой Богородицы, знаменитый "Умм Зуннар". По традиции этих мест, святыню поместили в серебряный цветок на ножке-подставке. В центре растения, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 сантиметров. По преданию, это часть пояса Богородицы. Обрели ее в 1953 году после того, как в монастыре в Мардине (современная Турция) был обнаружен старинный манускрипт на арамейском языке. В этом манускрипте и было указано место, где хранится половина пояса, которую Фома взял с собой. От этой части святыни также происходят многочисленные исцеления по молитвам верующих. В "Умм Зуннаре", рядом с украшенной живыми цветами нишей, где хранится Пояс Богородицы, стоит кувшин. В него верующие люди бросают записки, адресованные Небесной Заступнице.

Местонахождение. Доступность для паломников

После падения Константинополя известно о нескольких местах нахождения частей этой реликвии:

  • монастырь Ватопед (Афон) - дар сербского князя Лазаря, считается частью пояса, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую отбили у византийцев болгары.
  • монастырь Троодитисса (Кипр)
  • Влахернская церковь в Зугдиди (Грузия) - часть, привезённая племянницей императора Романа III, ставшей женой грузинского царя Баграта IV. В начале XIX века Нино, дочь царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала часть пояса в дар императору Александру I, который, украсив его драгоценными камнями, вернул обратно и повелел построить в Зугдиди церковь для хранения реликвии.
  • Храм Илии Пророка Обыденного (Москва) - частичка святыни, хранящаяся в мощевике у придела апостолов Петра и Павла.
  • Казанский собор (Санкт-Петербург) - 21 сентября 2011 года частица пояса Богородицы подарена собору на вечное хранение.
  • Прато (Италия) - Sacra Cintola - реликвия, предположительно захваченная крестоносцами во время I Крестового похода в Иерусалиме, почитается как пояс, который Дева Мария вручила апостолу Фоме в момент своего Вознесения. Реликвия была привезена из Иерусалима в 1141 году купцом Прато Микеле Дагомари, хранится в кафедральном соборе города (en:Prato Cathedral).

Чудеса

Пояс Пресвятой Богородицы

Чудеса, явленные посредством святого Пояса во все века, неисчислимы. Вот лишь несколько примеров.

Однажды жители Эноса попросили, чтобы для них доставили святой Пояс, и монахов, сопровождавших реликвию, приютил у себя дома священник. Его жена тайком отрезала лоскут от Пояса. Когда отцы собрались обратно и сели на корабль, он не тронулся с места, хотя на море стояла тишь. Жена священника, завидев это странное происшествие, поняла, что поступила неправедно, и вернула монахам часть Пояса. Корабль тотчас же отплыл.

Лоскут так и остался отделенным. Впоследствии произошел похожий случай.

Во время войны за независимость Греции святой Пояс был доставлен на Крит по просьбам его жителей, страдавших от чумового поветрия. Но когда монахи собирались вернуться в свою обитель, турки их арестовали и увели на казнь. Тем временем британский консул Доменикос Санантонио выкупил святой Пояс, и его отвезли в Санторин, где была новая резиденция дипломата.

Сразу же эта новость разнеслась по острову. Местный епископ известил Ватопедский монастырь, и его настоятель Дионисий отправился в Санторин. Консул запросил 15000 пиастров выкупа за Пояс. Островитяне проявили единодушие и смогли собрать эту сумму. Так святой Пояс был возвращен, и игумен Дионисий отвез его в Ватопед.

Жена консула поступила так же, как супруга священника в Эносе. Она втайне от мужа отрезала небольшой лоскут от святого Пояса, прежде чем его вернули игумену Дионисию. Через недолгое время ее муж скоропостижно преставился, а ее мать и сестра тяжко заболели. В 1839 г. она послала в монастырь письмо с просьбой, чтобы из монастыря прислали нарочных, которые получили бы от нее отрезанный лоскут.

В 1864 г. святой Пояс привезли в Константинополь, когда в нем свирепствовала холера. Едва только судно, на котором был Пояс, приблизилось к гавани, пагуба прекратилась, и никто из пораженных ею не умер.

Это странное чудесное событие возбудило любопытство султана. Он повелел, чтобы Пояс доставили в его дворец, и он смог бы его почтить.

Во время пребывания святого Пояса в Константинополе один грек из квартала Галата обратился с просьбой, чтобы его принесли к нему домой. Сын его тяжело болел, но когда святой Пояс доставили, тот уже скончался. Однако монахи не теряли надежды. Они попросили, чтобы им показали останки, и как только на них положили Пояс, юноша восстал из мертвых.

В 1894 г. жители города Мадита в Малой Азии пожелали, чтобы туда привезли святой Пояс, поскольку саранча опустошала их посевы и портила плодовые деревья. Когда судно, на котором находился Пояс, подошло к гавани, небо затмили тучи саранчи, которая вслед за тем ринулась в море, и корабль не мог отдать якорь. Мадитяне на берегу, увидев чудо, стали непрерывно петь гимн «Кирие елейсон» (Греческое Κύριε ελέησον – «Господи, помилуй!»).

Вплоть до нашего времени посредством святого Пояса совершается множество чудес. Ватопедские монахи делают маленькие пояски, освящают их на Поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Известно, что благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы эти пояски помогают в исцелении раковых и других больных, а также бесплодия у женщин. Монахи раздают верующим своеобразную памятку о том, как надо пользоваться освященными поясками. В ней говорится, что «больной опоясывается этим пояском на какое-либо время, живя в покаянии, исповедуясь и причащаясь Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому по возможности пост и супружеское воздержание во время ношения пояска». При этом отмечается, что «духовная жизнь в покаянии и постоянном участии в Таинствах Церкви должна, конечно, продолжаться в течение всей жизни, поскольку она является единственным способом нашего общения и единения с Богом».

Видео

Пояс Пресвятой Девы Марии

Удивительная святыня - Пояс Пресвятой Девы Марии - единственная сохранившаяся реликвия земной жизни Богородицы. Это одна из самых древних и самых почитаемых христианских святынь. Сегодня Пояс Богородицы хранится в монастыре Ватопед, на Святой Горе Афон.

Согласно Преданию, Матерь Божия соткала Пояс из верблюжьей шерсти и носила его до конца Своей земной жизни. Пояс был отдан на хранение двум благочестивым иерусалимским вдовам и передавался из поколения в поколение, сохраняясь в Иерусалиме, а в конце IV века его перевезли в Константинополь.

Также существует еще одно предание, согласно которому, на третий день после Успения, Богородица явилась апостолу Фоме, и чтобы утешить его, бросила ему свой пояс с неба. Это предание запечатлено на Святой Горе Афон во фреске VI века, на которой Фома приносит пояс апостолам.

Во времена царствования Льва VI Мудрого (886-912) с помощью Пояса исцелилась его супруга. Ей было видение, что она выздоровеет, если на нее положат Пояс Богородицы. Тогда Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и она избавилась от недуга.

В знак благодарности императрица вышила Пояс золотой нитью. После этих событий святой Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский, составил Слово в «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего».

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса).

В XII веке был учрежден праздник святого Пояса, который праздновали 31 августа (по юлианскому календарю).

Пояс оставался в Константинополе до конца XII века. Но его похитили и увезли в Болгарию. Позже он попал к сербам.

Ватопедскому монастырю в XIV столетии Пояс Пресвятой Богородицы подарил князь Сербии святой Лазарь. С тех пор он хранится в главном монастырском соборе.

Чудеса, явленные благодаря святому Поясу во все века, неисчислимы.

В 1864 году Пояс вновь привезли в Константинополь, когда в нем была холера. Когда корабль с Поясом приблизился к гавани, холера прекратилась, и никто из пораженных не умер.

Во время пребывания святого Пояса в Константинополе один грек попросил принести святой Пояс к нему в дом, для больного сына. Но когда пояс принесли, тот уже умер. Но монахи положили Пояс на юношу, и он воскрес.

Ватопедских монахов на Афоне называют «агиазониты» или «святопоясники».

Монахи Ватопедского монастыря изготавливают пояски и прикладывают их к Поясу Пресвятой Богородицы. Благодатью Божией Матери, от них совершаются многие чудеса.

Благословением Пресвятой Богородицы через Ее Честной Пояс многие бездетные супруги стали родителями, исцеляются больные раком и другими заболеваниями.

Чтобы Пояс исцелял, подавал облегчение, нужно во время его ношения, – читать молитву Пресвятой Богородице:

"Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших".

Интересно также, что Пояс Пресвятой Богородицы стал мерой при строительстве соборов. Так размер Благовещенского собора Дивеевского монастыря определен поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, и составляют 20 поясов в ширину - 24 метра, 30 в длину - 36 метров, 50 в высоту - 60 метров. 20, 30 и 50, сложенные вместе, равны 100, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам. Пояс стал мерой для постройки и ряда других храмов в честь Богородицы.

13 сентября православные отмечают положение честного Пояса Пресвятой Богородицы. История обретения, путешествий и чудес этой святыни захватывает дух.

Утешение апостола Фомы

Как известно, апостол Фома не участвовал в погребении Девы Марии - в это время он был в районе Индии и распространял там Благую Весть. Только на третий день он прибыл в Иерусалим. Скорбя и желая проститься с Богородицей, он просил апостолов открыть ее гробницу. Открыв же, апостолы изумились, потому что гробница оказалась пуста. В ней остались лишь погребальные пелены, от которых шло дивное благоухание. "Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?" - пишет Дмитрий Ростовский. В ответ на их вопрошание, Богородица явилась апостолам за вечерей и приветствовала их словами: «Радуйтесь! - ибо Я с вами во все дни».

Однако существует предание, что на третий день, то есть до этого явления, Богородица явилась апостолу Фоме по его молитве. Чтобы утешить его, она бросила ему свой пояс с неба. Это предание запечатлено на православных иконах, а на святой горе Афон есть фреска VI века с изображением Фомы, приносящего пояс остальным ученикам.

Императрица Зоя и нечистый дух

Золотой ковчег, в который долгое время был заключен почитавшийся как великая святыня пояс, впервые был открыт в конце IX - начале X века в царствование императора Льва Мудрого. Сделано это было с разрешения патриарха для жены императора Зои, обуреваемой нечистым духом. Император молился Богу об исцелении своей жены. И произошло видение, что та излечится от своей слабости, если на нее положат пояс Богородицы. Когда ковчег был вскрыт, оказалось, что пояс, пролежавший в нем почти десять веков, не истлел. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от нечистого духа. В знак благодарности Божией Матери Зоя вышила весь Пояс золотой нитью. После этих событий святой Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский, составил Слово в «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего».

Разделение пояса

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса).

Елена, племянница византийского императора Романа III Аргира (Аргиропуло), получила исцеление от пояса Богородицы. Когда в 1028 году после войны с Грузией император заключил с ней мир, он выдал Елену за грузинского царя Баграта IV Куропалата, чтобы скрепить политический союз. С разрешения императора невеста привезла с собой в дальнюю страну часть Пояса. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I. Удивительна реакция российского царя. Украсив ковчег драгоценными камнями, он послал его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения святыни. И доныне эта часть Пояса хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.

Ватопедский монастырь

В Ватопедском мужском монастыре на Святой горе Афон в Греции хранится часть пояса Пресвятой Богородицы, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую когда-то отбили у византийцев болгары. Это - дар сербского князя Лазаря Хребеляновича, правившего в XIV веке - последнего независимого правителя Сербии. Этот князь прославлен в лике святых Сербской православной церкви как великомученик.

История обители настолько тесно переплетена с историей Пояса, что уже не мыслится отдельно от нее. Об этом свидетельствует и прозвище «агиазониты» (то есть «святопоясники»), данное на Афоне ватопедским монахам.

Храм Пояса Богородицы в Сирии

В городе Хомс (древней Эмесе) существует храм, посвященные Поясу пресвятой Богородицы, знаменитый "Умм Зуннар". По традиции этих мест, святыню поместили в серебряный цветок на ножке-подставке. В центре растения, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 сантиметров. По преданию, это часть пояса Богородицы. Обрели ее в 1953 году после того, как в монастыре в Мардине (современная Турция) был обнаружен старинный манускрипт на арамейском языке. В этом манускрипте и было указано место, где хранится половина пояса, которую Фома взял с собой. От этой части святыни также происходят многочисленные исцеления по молитвам верующих. В "Умм Зуннаре", рядом с украшенной живыми цветами нишей, где хранится Пояс Богородицы, стоит кувшин. В него верующие люди бросают записки, адресованные Небесной Заступнице.

Много поясков

Православные верят, что список с чудотворной иконы так же свят, как и оригинал, что камень из святого места, привезенный домой, может сотворить чудо по вере паломника. Так и маленькие пояски, сделанные монахами Ватопедского монастыря и освященные на поясе пресвятой Богородицы, обладают той же силой, что и сам пояс - силой веры молящегося. Эти пояски люди передают друг другу, делят на части, посылают в разные страны. Многие пишут об исцелениях не только по "оригиналу", но и через эти посланные им простые пояски и их части. Считается, что в паломничестве важен путь, в очереди к святыне - молитвенное (пред)стояние в этой очереди - то есть подготовка, молитва и встреча со святыней - одно.

Божественная мера и чудо исцеления

Пояс Пресвятой Богородицы - не только реликвия и святыня, но и эталон, божественная мера, которая использовалась при строительстве соборов. Например, пропорции Благовещенского собора Дивеевского монастыря определены поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, и составляют двадцать поясов в ширину (24 м.), тридцать в длину (36 м.), пятьдесят в высоту (60 м.). Двадцать, тридцать и пятьдесят, сложенные вместе, равны ста, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам. Пояс стал мерой для постройки целого ряда Богородичных храмов на Руси, в том числе Успенской церкви в Ростове и Успенской церкви в Суздале.

Множество свидетельств о чудесных исцелениях от пояса Богородицы известно с давних времен. Продолжаются чудеса и в наше время. По молитвам людей разрешаются их беды самого разного рода. Но больше всего свидетельств, связанных с поясом, поступает от людей, страдавших бесплодием и излечившихся (в Ватопедский монастырь не иссякает поток писем с фотографиями новорожденных) и от тех, кто исцелился от тяжелейших болезней, в том числе онкологических.

В России части пояса Богородицы хранятся в Серапионовых палатах Троице-Сергиевой лавры, в Казанском соборе в Петербурге и в храме Илии-Пророка в Обыденском переулке в Москве, где к ним можно приложиться в любое время.