День Крещения называется Богоявлением, так как, согласно Евангелию, в момент крещения Иисуса Христа в водах Иордана Бог был явлен в трех ипостасях - Отца, Сына и Святого Духа. В Сочельник полагается строгий пост. Популярная традиция – купаться в этот день в специальных прорубях – «иорданях». По народной традиции, на Крещение верующие окунаются в прорубь, трижды осеняя себя крестным знамением и произнося молитву Троице.

Но купаться можно не всем!

Всего один аргумент в пользу купания в ледяной воде. Организм действительно получает закаливающий эффект, и все.
Прежде чем купаться в ледяной воде без специальной подготовки и опыта закаливания необходимо измерить давление, ведь вместо ожидаемой благодати можно получить осложнения.
Главные опасности купания в ледяной воде: сердечный приступ из-за спазма сосудов, судороги, быстрое развитие пневмонии. Категорически противопоказаны купания людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхолегочными, гинекологическими заболеваниями, диабетом, гипертонией, эпилепсией и склонностью к судорогам, с воспалением почек, заболеваниями щитовидной железы, инфекционными болезнями. Врачи категорически запрещают купаться в мороз детям, так как у маленьких детей несовершенная система терморегуляции.

Впрочем, по народным повериям, вся вода в ночь на 19 января становится святой – даже из под крана. Однако большинство верующих все-таки придут в эти дни в храмы, чтобы сделать запасы освященной крещенской воды. Люди верят, что она помогает при болезнях; ее пьют для прибавления духовных сил и здоровья, ею освящают ею жилища. Кроме того, она остается свежей очень долгое время даже в закрытых ёмкостях.

Считается, что если окунаться в прорубь с истинной верой, то человек не заболеет. Однако стоит прислушаться к советам бывалых . И самый главный совет: не пить спиртного. И не только потому, что это противоречит самой сути христианского праздника, но и потому, что может закончиться весьма плачевно. Вот лишь некоторые советы и наблюдения людей опытных:

«Самый главный совет: не пить перед купанием и после. И если идешь в места массового скопления людей, то желательно иметь друга с машиной что бы переодеться (если рядом нет организованных кабинок для переодевания)».

«Водка – злейший враг холодных купаний. Заболеть практически нереально, если все делать правильно».

«Это – религиозный праздник, алкоголь категорически противоречит в этот день всей концепции праздника. Это уже неоднократно обсуждалось, причем, и самими священнослужителями. Алкоголь сильно притупляет инстинкт самосохранения, а это может печально закончиться!»

Наиболее полные правила для купания в проруби на Крещение опубликовал в Интернете пользователь vi@lex. Вот его:

Правило первое: протестируй свой организм на наличие медицинских противопоказаний . Доктора категорически возражают против купания в проруби на Крещение при наличии ряда проблем со здоровьем. В частности, сердечно-сосудистые заболевания; сахарный диабет, глаукома, конъюнктивит; язвенная болезнь желудка, энтероколит, холецистит и другие. ОБЯЗАТЕЛЬНО пройдите обследование!

На заметку! Тем кто перенёс сердечные заболевания, категорически запрещено окунаться в ледяную воду.

Перед купанием желательно не быть сытым. После купания не пить жирный бульон.

Правило второе: для купания в проруби на Крещение нужно правильно выбрать место . Идеальная полынья для купания в проруби на Крещение – это:
— проверенное место (желательно – организованное, а не сельский пруд в полночь);
— глубина купели не должна превышать 1,8 метра;
— купель должна быть ограждена (во избежание случайного падения в воду).

Правило третье: не забудь про обмундирование! Тебе понадобятся: купальник или плавки, полотенце и махровый халат, комплект сухой одежды. Возьми с собой и какую-нибудь обувь, чтобы не идти по льду босиком – это далеко не каждому человеку под силу. Но учти, что тапочки не должны быть на резиновой подошве – она скользит. Можно взять шерстяные толстые носки, в них дойти до проруби, в них же и плавать. После купания нужно переодеться в сухое белье.

Правило четвертое: перед купанием надо слегка разогрейся , но не до седьмого пота. Тело должно быть горячим, но не потным.

Правило пятое: православная традиция подразумевает троекратное окунание в прорубь с головой. Но имей в виду, что купания в проруби на Крещение – это не канон, а традиция. То есть не будет грехом, если ты побережешь свою голову , зная, что с мокрыми волосами по морозу – не большой подарок (особенно если ехать на другой конец города общественным транспортом). ОБЯЗАТЕЛЬНО укутайте голову, если Вы не на личном авто.

Правило шестое: берегись эйфории ! Многие люди, окунувшись в воду, испытывают прилив неудержимой радости, который провоцирует их задержаться в воде минут на пять. Имей в виду, что этот приступ радости – не благодать Божья, а следствие сложнейших химических реакций, протекающих в организме под воздействием холода. Задержавшись в воде под воздействием эндорфинов, ты рискуешь своим здоровьем.

Правило седьмое: согрейся после купания ! Разотрись полотенцем, быстро оденься. И выпей что-нибудь горячее (припасенный заранее чай с малиной, например).

Правило восьмое: никакого спиртного до купания ! И максимум, что можно себе позволить после, – это немного церковного кагора ( на нашем сайте). Широко распространено мнение о том, что спиртное греет организм. Но это только в первые полчаса после принятия, затем же наступает обратный эффект, чреватый серьезными простудами.

Правило девятое: доверяйте своему организму ! И если взгляд на холодную воду вызывает в тебе ужас, подумайте еще раз: стоит ли?

Правило десятое: не заходите в воду без молитвы , т.к. это прежде всего обряд очищения.

Пусть краткой («Отче наш», например), пусть своими словами, но обратись в этот день Богу со словами, идущими из самого сердца. И перед тем как зайти в воду, поговори с ней. Вода – это особая информационная сущность в любой день года. А на Крещение она действительно живая. Попроси ее очистить тебя от старого, ненужного и наполнить тебя светом и чистотой!»

Впрочем, многие верующие считают, что в Крещение окунуться можно в любую воду – не обязательно в прорубь! Главное – вера!

19 января – Крещение Господне, большой праздник, который с нетерпением ждут все христиане. В этот день священники проводят обряд освящения воды или водоосвящение, после чего можно окунуться в Иордань, чтобы избавиться от грехов и исцелиться. Поскольку праздник приходится на середину зимы – самое холодное время года, то купаться в проруби нужно правильно.

Когда можно купаться в проруби?

Купаться можно уже накануне христианского праздника, а именно – 18 января, но только после того, как в храме будет совершен обряд освящения. Готовиться к этому празднику начинают заранее, вырубают в водоемах проруби в виде креста. Называется такая купель – иорданью. После того, как священник проведет службу, можно окунуться в прорубь. Никаких жестких правил церковью не установлено, как правильно купаться в иордани, нужно только окунуться в освященную воду 3 раза и произнести такую фразу: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа».

Купание в проруби на Крещение – как правильно

Купание в ледяной воде издревле считается исцелением от всех болезней. Люди давно поняли, что вода исцеляет не только тело, но и душу. Становится вода священной в любых водоемах только после проведения обряда водосвятия.

Поскольку вода 18 и 19 января очень холодная, большинство водоемов покрываются льдом, то купаться в такой иордани – настоящее испытание. Верующие люди считают, что специально готовиться к этому событию нет необходимости, вода примет каждого, только нужно подойти к водоему с хорошими мыслями и тогда можно получить то, о чем просишь.

Как правильно купаться в проруби:

  • Есть правила, которые желательно соблюдать каждому человеку. Соблюдение этих правил поможет избежать неприятных последствий. Купаться можно только в специально отведенных местах, только у берега и желательно не в одиночку.
  • Перед тем, как окунуться в ледяную воду, нужно хорошенько разогреть тело, можно сделать легкую зарядку или пробежаться.
  • Что взять с собой: удобную обувь, чтобы ее легко можно было снять и она не скользила по льду, махровый халат, полотенца.
  • Обязательно к воде нужно подходить в теплой обуви и носках, а перед тем, как погрузиться в водоем, снять все лишнее.
  • Идти к проруби нужно очень медленно и осторожно, потому что, как правило, специально оборудованные места посещает много людей, каждый стремится побыстрее окунуться в иордань, поэтому на пути к проруби образовывается скользкая дорожка.
  • Каждое место для купания должно быть оборудовано специальной лестницей и поручнями, чтобы можно было спуститься в купель и подняться. Альтернатива деревянной лестнице – прочные веревки.
  • Окунаться желательно только по шею, хотя многие верующие утверждают что нужно окунуться в иордань полностью. Да, желательно, но это если бы иордань была не с леденящей водой. Полностью голову окунать не стоит, потому что могут резко сузиться сосуды.
  • Запрещается нырять в прорубь с головой, так как организм может получить холодовой шок.
  • За 2 часа до купания, нужно плотно поесть. На голодный желудок окунаться нельзя.
  • Первый раз окунаясь в иордань, важно не медлить и быстро погружаться. Плавать нежелательно, потому что вода слишком холодная и это может привести к учащению сердцебиения. Если хочется поплавать, тогда нужно сначала привыкнуть к температуре воды.
  • В проруби можно находиться не больше минуты, чтобы не вызвать переохлаждение организма.
  • Плавать с закрытыми глазами в проруби опасно, так как чем больше глубина, тем больше вероятность смещения с отправной точки, а это – большой риск уйти под лед.
  • Если погружаетесь в иордань вместе с ребенком, держите его за руку, от холодной воды он может испугаться.

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

- на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

Ставшее на протяжении веков традицией, купание в сделанной на водоеме проруби во время древнейшего христианского праздника Крещения, вызывает много вопросов у людей разного исповедания и не верующих. Это действительно способ физического и духовного очищения человека, или красивая дань моде. Что происходит в момент погружения в ледяную купель и кому такая процедура принесет пользу.

Традиции праздника Крещения

Крещение 19 января и сама традиция окунаться в ледяную купель у нас берет свое начало в 988 году еще со времени введения в Киевской Руси христианства. Согласно библейской истории, Иисус по его личной просьбе был крещен именно в этот день. Во время проведения Иоанном Крестителем обряда, Иисус находился в водах реки Иордан, на него сошел Дух святой в образе голубя и голоса свыше, провозглашающего его сыном Божьим. Это событие и стало основой праздника. Само слово крещу в переводе с древнегреческого означает непосредственно погружение в воду. Считается, что своим крещение Бог сделал воду святой, то есть имеющей особенные целительные свойства. Учитывая, что вода в Ветхом Завете считается основой всего живого, становиться понятной важность этой традиции.

После Божественной Литургии во всех храмах освящается вода. В это время Водосвятия все водные стихии также наделяются чудодейственными качествами. Для проведения Крещенских купаний в крестообразной проруби совершаются многолюдные шествия, в христианстве именуемые Крестным ходом на Иордан. Считается, что омытое святой водой тело, подобно очищенной душе, уверовавшей в Спасителя, получит здоровье и благословение, приобщится к таинству Святой Троицы. Кроме христианского подтекста, традиция такого купания известна еще со времен древних скифов и более ранних языческих обрядов. Таким способом посвящали в воины, оздоравливали, закаляли новорожденных для адаптации к суровому климату.

Особенности купания в проруби

В день праздника Крещения для доступности всем желающим на водоемах специально устраиваются оборудованные по всем правилам безопасности, проруби обязательно в виде креста. После освящения проруби люди могут набрать воды, умыться, а самые решительные искупаться. Если тело относительно приспособлено к холоду, то большое значение имеет настрой перед купанием. Живая структура воды способна меняться под воздействием определенной информации, поэтому погружаясь в прорубь, надо настроиться только на положительное влияние. Непосредственно во время погружения в организме человека молниеносно происходит много процессов:

  • под кратковременным воздействием холода мобилизуется кора головного мозга, центральная нервная система, что положительно для организма;
  • стрессовая ситуация ведет к скачку иммунитета, обезболиванию, снятию воспаления, спазмов, отеков;
  • под влиянием холодной воды высвобождаются внутренние силы, температура тела может на несколько секунд достичь 40°, вызывая гибель болезнетворных микробов, вирусов, клеток;
  • теплопроводность воды больше воздуха в 28 раз, что дает огромный закаливающий эффект.

Учитывая перечисленные плюсы процедуры окунания в холодную воду можно уверенно говорить о его пользе. Несмотря на то, что специальной физической подготовки к такому купанию в принципе не требуется, в некоторых случаях может быть ряд трудных моментов. Без опаски провести окунание официальная медицина рекомендует мужчинам и женщинам среднего возраста без сложных патологий. В любом случае таинство купания на Крещение глубоко индивидуальное решение каждого человека.

Как правильно провести купание в Крещение

Кроме соответствующего настроя такое купание требует соблюдения определенных правил, помогающих правильно и безопасно провести обряд. Главным моментом, особенно при массовом проведении, является наличие специально оборудованной проруби. Прорубь должна быть устроена на глубине воды не более 1,8 м, хорошо ограждена для избегания случайных падений, оборудована ступеньками и поручнями для спуска. Все желающие окунуться в прорубь должны иметь при себе купальник или плавки, теплый халат, полотенце, комплект сухой одежды, белья, тапочки или шерстяные носки.

Перед началом рекомендуется слегка разогреться, например, сделать пробежку, выполнить приседания или несложные упражнения. При этом тело не должно быть потным, а только горячим. Для предупреждения резкого сужения сосудов мозга мочить голову не надо, а лучше окунаться только по шею. Прыгать в прорубь нельзя, начинать погружение надо с ног. Плавать не рекомендуется, после троекратного окунания лучше сразу выйти и не находиться в воде более 1 минуты. Непосредственно после купания надо растереться полотенцем, без промедления надеть сухое белье и одежду. Часто полотенце может даже не пригодиться, так как кожа моментально высыхает. Но следуя церковным правилам при купании в крещенской проруби необходимо окунуться с головой три раза. При этом должна присутствовать короткая искренняя молитва, обращенная к Богу, по убеждению православных это заряжает воду огромной силой.

Противопоказания к купанию

Категорически запрещается непосредственно перед купанием и после него употреблять алкогольные напитки. Алкоголь в крови плохо влияет на состояние терморегуляции организма, иногда с непредвиденными последствиями. Под его влиянием сосуды расширяются, увеличивая расход тепла. Некоторое время после употребления человек может почувствовать прилив тепла, но затем, резко наступает обратный эффект и можно серьезно простудиться. Также нельзя курить, так как нарушается кровообращение. Сразу после окунания лучше выпить травяной отвар или горячий чай. Купаться в холодной проруби на забитый или голодный желудок вредно.

При очевидности пользы Крещенского купания к разряду противопоказаний относится наличие хронических или острых заболеваний. К таковым относятся нарушения сердечнососудистой, эндокринной и нервной систем, а также всевозможные воспаления мочеполовой системы, носоглотки, отит. Не рекомендуется окунаться в ледяную прорубь при перенесенных травмах энцефалите, эпилепсии и других сложных патологиях. Чтобы избежать вреда и получить только пользу, рекомендуется проконсультироваться с врачом.

«Окунаться в прорубь — русская благочестивая традиция,
не имеющая сакраментального значения»

Священник Филипп Пономарев :

— Окунаться в прорубь на праздник Крещения Богоявления — русская благочестивая традиция, не имеющая сакраментального значения, и Церковь никого не обязывает строго ее соблюдать. Собственно, об этом написано уже довольно много. Все зависит от желания человека. Но для многих верующих эта традиция имеет очень важное значение.

Например, в Москве, где я родился и вырос, традиция освящать вырубленную во льду купель массово возобновилась в девяностые годы. На Подворье Оптиной Пустыни в Останкине, которое сейчас является Подворьем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в праздник Крещения непременно служилась ночная служба, по уставу очень долгая, а утром, когда едва-едва брезжил рассвет, вокруг Останкинского пруда шел Крестный ход, после которого настоятель освящал специально вырубленную во льду купель. А потом окунались в освященной проруби старики, женщины, дети, конечно же, и взрослые мужчины — все, кто хотел. Было, однако, принято до купания подойти к священнику и взять на это благословение.

В этом смысле вопрос о том, что в ночь на Крещение необходимо идти под душ, выглядит довольно странным. Ведь если традиция «идти на иордань» восходит к Священной Евангельской истории, когда Спаситель принял Иоанново крещение в водах Иордана, то какое значение может иметь необходимость принятие душа в крещенскую ночь? Скорее это выглядит неким суеверием или заблуждением.

Действительно, масса людей на Крещение, не заходя в храм Божией и не задумываясь о глубочайшем смысле праздника — Богоявления Господня, стремятся окунуться троекратно в проруби просто потому, что им хочется прочувствовать какую-то экстремальную ситуацию в жизни, или, может быть, поднять душевный настрой, или просто «за компанию». В их жизни, конечно, это ничего не изменит: «Даст Бог — на будущий год еще искупаемся», — и все. Но я знаю по крайней мере один случай, когда человек, приехавший «на купания» с шумной компанией, после зашел в близстоящий храм, где ему кто-то доходчиво и аккуратно объяснил смысл того, зачем он только что окунался в ледяную воду. Юноша стал ходить в храм, на богослужения, потом исповедоваться и причащаться. Здесь, наверное, многое зависит от нас — людей, которые должны объяснять другим смысл и значение того или иного церковного действия, традиций, и делать это корректно и на доступном языке.

Я полагаю, что главной пользой через символическое после богослужения для христианина может быть большее приобщение к реальности праздника Крещения — Богоявления Господня. Недавно мы праздновали Рождество Христово, славословили вместе с ангелами и пастухами Воплощение в мире «нашего ради спасения» Иисуса Христа. В праздник Крещения Господня Святая Церковь напоминает нам о великой тайне Бога Троицы, явленной всему миру более 2000 лет назад в водах реки Иордан. Это реальность, которой живет Церковь, и в которую призывается войти каждый христианин.

«Купание в проруби никакого отношения
к духовной жизни не имеет»

, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии:

— По моему мнению, купание в проруби никакого отношения к духовной жизни не имеет. Это одна из традиций, которая, к сожалению, переросла в суеверие. Нужно подходить с рассуждением к подобным процедурам, беречь свое здоровье и не рисковать им. Людям, которые не ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, на мой взгляд, никакой духовной пользы от купания в проруби не будет. Многие из тех, кто традиционно погружается в прорубь на Крещение Господне, говорят потом, что по выходе из холодной воды они испытали облегчение и эйфорию: «Будто заново родился, все грехи в проруби оставил». Этому состоянию есть медицинское объяснение. Погружение в ледяную воду — большой стресс для организма. А при стрессе в кровь выбрасывается гормон адреналин, под воздействием которого и возникают подобные ощущения. Ничего общего с духовностью это состояние не имеет.

Люди считают, что, придя раз в год на Крещение к проруби, они тем самым ведут христианскую жизнь. Это глубокое заблуждение. Не нужно этим убаюкивать свою христианскую совесть. Также бытует мнение, что если человек окунется в проруби три раза, Господь тут же отпустит все его грехи. Это тоже неправда, потому что грехи отпускаются человеку в Таинстве Исповеди, и то при глубоком, сокрушенном и покаянном чувстве, когда человек изо всех сил покаялся перед Богом и начал вести борьбу с грехом. Именно тогда Господь, видя эти труды, и отпускает человеку грехи — опять же в Таинстве Исповеди, а не в проруби. Не бывает такого, что человек грешит весь год, потом приходит к проруби, окунается в ней три раза и освобождается от греха. Люди не понимают, что как жили они во грехе, так и будут жить, если не обратятся к истинному и глубокому покаянию и не приступят к исповеди.

«В крещенской воде нельзя не только купаться,
но даже нельзя крестить детей»

, настоятель Борисо-Глебского храма г. Раменское, Раменский район Московской области:

— На праздник Крещения Господня и накануне — в Крещенский сочельник — совершается великое освящение воды в память Богоявления на реке Иордан. Это святая вода великой агиасмы, великой святыни. В последнее десятилетие повсеместно стали распространяться купания в святой воде. К сожалению, зачастую люди и без молитвы, и в нетрезвом состоянии, и даже с нецензурными криками погружаются в ледяную воду. Не вспоминая о Господе Иисусе Христе, великий церковный праздник превратили в развлечение и повод для греха. Многие не знают, что в крещенской воде не только нельзя купаться, но даже нельзя крестить детей. Крещенскую воду, как великую святыню, следует раздавать для освящения домов, для благоговейного кропления. Её можно пить с молитвой и благоговением. Обычно пьют её натощак, но в особых случаях можно пить святую воду и поевши: при чрезвычайных обстоятельствах, при страшных искушениях, а также по традиции в самый день праздника.

Вот что читаем в настольной книге священнослужителя, изданной в конце XX века:

«Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим Таинством. О важности этих молитв говорит то, что даже в сокращенном чине Крещения «страха ради смертнаго», где опускается чин запрещения злых духов и Символ веры, молитва на освящение воды сохраняется.

Именно вода открывает нам значение Крещения. В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны Таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основных стороны этой символики. Во-первых, вода — первичная космическая стихия. В начале творения «... Дух Божий носился над водой» (Быт. 1:2). Одновременно она — символ разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и основа смерти, разрушительная сила: таков двойственный образ воды в христианском богословии. И наконец, вода — символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все Священное Писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Мы встречаем воду в самом начале книги Бытия, где она знаменýет само творение, Космос. Когда же «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...» (Быт. 6:5), Он обрушил праведный гнев Свой на человеков и омыл грехи их в водах всемирного потопа. Господь повелел Моисею установить умывальницу в скинии и наполнить ее водой для омовения рук и ног первосвященника перед совершением жертвоприношений Богу. Как знамение завершения Ветхого Завета и начала Нового, святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана. И Сам Господь Иисус Христос освятил водную стихию, приняв Крещение от Иоанна...

Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще святой воды, допускается только в тех случаях, когда разрешается употребление даже неосвященной воды, то есть при Крещении младенцев мирянами страха ради смертного».

То есть даже для Крещения младенцев воду великой агиасмы нельзя применять кроме случаев самых чрезвычайных, когда нельзя освятить обычную воду для Таинства Крещения. Младенца нельзя в ней крестить, а пьяным дядькам можно в ней купаться?!

По вере вашей будет вам. Но и испытывать, искушать Господа Бога своего нельзя. Нельзя рисковать здоровьем детей и собственным здоровьем в надежде, что Бог сохранит нас, если мы поступаем безумно. Сколько людей получили инфаркты от резкого погружения в ледяную воду, сколько детей получили воспаления лёгких из-за переохлаждения! Враг рода человеческого диавол старается из всего доброго, церковного, святого вынуть внутреннюю духовную спасительную сущность, заменив внешним, пустым, не имеющим связи с Господом Иисусом Христом и вечным спасением души. Вроде бы Пасху отпраздновали, поехав на кладбище и выпив там водки, — а по сути только нагрешили и о Христе Воскресшем даже и не вспомнили. Вроде бы Крещение отпраздновали, с гиками и криками окунувшись в ледяную воду, — а по сути и не вспомнили об очищении души от греха и без всякого благоговения отнеслись к святой воде великой святыни. Вроде бы новый год радостно встретили — да не вспомнили, что Новый год от Рождества Христова, что не изменению цифры в календаре своего гаджета надо радоваться, а Воплощению Сына Божьего, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес...

«Если человек погружается в крещенскую прорубь,
пусть это будет для него символом обновления»

, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

— В нашей русской традиции вообще очень распространено погружение в святые источники, причем в любое время года. А ключевая вода — всегда холодная, круглый год там температура около 4 градусов. Это такой своего рода народный аскетизм, когда русский православный человек, посещая святое место, непременно окунается в источнике — он старается соприкоснуться со святыней как можно теснее. В день Богоявления мы вспоминаем Крещение Самого Господа Иисуса Христа, и кто-то тоже погружается в только что освященную прорубь, чтобы по образу Спасителя полностью окунуться.

Конечно, купание в проруби не является непременной принадлежностью праздника Крещения. Церковный устав этого специально не предписывает. Это сложившийся благочестивый обычай, так что не надо упрекать тех, кто не привык к моржеванию и боится погрузиться в ледяную воду. Ведь главное назначение святой воды — пить ее понемногу, окроплять свое жилье, святая вода должна содействовать нашей духовной жизни. Принеся из храма святую воду, надо покропить ею все комнаты, а потом по утрам с молитвой пить натощак и принимать как благословение Божие. Вот это важно, а не принятие душа в день Крещения или непременное погружение в ледяную прорубь.

Надо учесть особенности здоровья разных людей. Ведь Христос принял Крещение не в зимней российской проруби, а в более теплом Иордане. Как же быть? Если в прорубь погружается христианин со слабым здоровьем, например, с больным сердцем, для которого само погружение в ледяную прорубь является не очень полезным стрессом, то к этому мое личное отношение будет, пожалуй, двояким. Либо, как говорится, «по вере вашей да будет вам» — и за веру погружающегося Господь убережет его от нежелательных проявлений болезни, а может быть, даже и исцелит. Либо, если нет у тебя крепкой веры, то, как говорится, «не искушай Господа Бога твоего», не бери на себя подвиги, которые не соответствуют твоим силам.

Есть люди, которые нечасто ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, но на Крещение обязательно погружаются в прорубь. Иногда они говорят, что такое погружение смывает с человека все грехи. Нужно помнить, что все грехи с человека смываются только в двух случаях — в таинстве Крещения, когда человек вступает в Церковь и крещается во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и при таинстве Исповеди, которое, кстати, называется вторым крещением. Впрочем, хорошо уже то, что невоцерковленные люди чтут церковный праздник хотя бы таким образом. Может быть, это служит какой-то предварительной ступенью на пути к серьезной церковной жизни, и пока они ограничиваются такой ощутимой внешней формой приобщения к празднику Крещения Господня через погружение в прорубь.

Если человек погружается в прорубь в день Крещения, то пусть это будет для него символом обновления, чтобы после этого стараться вести жизнь так, как заповедал Христос, чтобы принятое погружение стало новым стимулом следовать за Спасителем на всех путях своей жизни. И как ты не боишься погружаться в ледяную прорубь, так же не бойся менять свою жизнь от греха к добродетели, не бойся придти в храм, исповедать свои тайные грехи, воздерживаться от того, что оскверняет нашу душу — и тогда ты примешь от Господа Иисуса Христа подлинное обновление и радость жизни.