Беседа с учащимися

Тема : Что значит быть гражданином?

Возрастная группа : 12-13 лет

Цель занятия : помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»;

формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом;

развитие сотрудничества, при работе в группах;

выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят;

воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине;

создание мотивации на свое культурное совершенствование;

расширение кругозора учащихся.

Тип урока : урок-беседа

Оснащение : наглядный и раздаточный материал, музыка

Ход беседы :

Н.А.Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». (на доске слова)

Что значит быть гражданином? «Гражданин – это…» - начиная рассуждать о понятии, мы осознаем, что слово обозначает что-то большое и значимое, что-то величественное и дорогое.

Граждане и неграждане существовали, например, и в древнегреческой демократии и в римской античности. Гражданство обычно связано с такими политическими правами как избирать и быть избранным, занимать определенные посты, быть под защитой государства , а обязанностью гражданина почти везде является военная служба.

Каждый из нас обязан быть Гражданином. Мы должны не только знать законы, в которых прописаны наши права и обязанности, не только пассивно выполнять требования, но и активно отстаивать свои права.

Как вы думаете, что такое «права», что такое «права человека»?

(учащиеся высказываются)

Обратимся к словарю. Права - это система правовых норм, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства. Скажите, пожалуйста

ВЕРНО ЛИ, ЧТО:

1.Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?

2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде?

3.Права должны соблюдать только взрослые?

4.Права - это сама жизнь

5.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.

6.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.

Самый главный закон – Конституция. Что сказано в нашей Конституции?

Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике.

Знакомство с:

Государственные символы РФ.

Когда принят закон о гербе?

Что из себя представляет флаг РФ?

Что означает каждый цвет?

Назовите день флага РФ.

Какие понятия включает в себя слово “гражданин”?

Патриотизм

Боль за родную природу

Высокая нравственность

Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Но что такое Родина?

Настоящий гражданин должен:

– Знать и соблюдать законы государства.

– Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

– Быть добросовестным во всех делах.

– Охотно выполнять общественные поручения.

– Проявить готовность защищать Родину.

– Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

– Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

– Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

– Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

– Уметь встать на защиту слабых.

– Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

Из всего сказанного мы можем определить настоящего гражданина как высоконравственную и законопослушную личность.

Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.

Что же такое закон?

Закон – это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.

За все поступки нужно нести ответственность.

Итог урока

На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин. А сейчас давайте еще раз вспомним кто же такой гражданин.


ГКОУ РО « Пролетарская специальная

школа – интернат »

на заседании школьного педагогического совета

Доклад

Тема: « Ч т о з н а ч и т б ы т ь г р а ж д а н и н о м?»

Прежде чем раскрыть тему выступления я постараюсь дать определение

понятия гражданина для дальнейшего формирования его основных качеств

характера в процессе обучения учащихся на уроках чтения и классных часах.

Гражданин - это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, пользуется всеми правами, исполняет все обязанности этого государства. Долг каждого гражданина России - уважать достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей его многонационального государства.

Воспитание гражда нина – важнейшая задача для любой страны. Она актуальна и для России.

Быть гражданином – значит служить своей стране, любить её и делать всё для её процветания. Гражданин – это субъект, частичка общества, страны. Формирование качеств гражданина мною осуществляется на уроках литературного чтения, внеклассных и классных часах.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности – приоритетной ценности, обретение которой позволит осознать человеческие достоинства.

При работе над воспитанием гражданственности в условиях коррекционной школы возникают трудности. К воспитательной системе необходимо подключить ребёнка из неблагополучной семьи, что приводит к сложностям в обеспечении норм гражданского поведения как семьи, так и ребёнка.

У обучающихся, воспитанников за норму жизни принимаются отклонения, такие как эталон курева, употребление алкоголя, а по части

употребления ненормативной лексики могут выйти на первое место.

В этом заключается противоречие воспитания: в школе дают знания и умения одного направления, а дома обучающиеся, воспитанники сталкиваются с другими нормами поведения.

Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку сделать правильный выбор между двумя жизненными позициями.

У воспитанников с проблемами в развитии гражданская позиция не воспитывается сама по себе, как не могут развиться у них нормы и признаки

гражданственности: умение действовать свободно и ответственно.

Чтобы обучающийся, воспитанник стал настоящим патриотом, необходимо, чтобы в нём жил интерес к истории родного края и Отечества, была воспитана чуткость, доброта и милосердие, развита дисциплина, упорство, мужество, привита любовь к Родине.

В коррекционном обучении наиболее значимую роль в развитии

гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребёнка.

Так, в старших классах, на уроках литературного чтения, мы с воспитанниками изучаем и анализируем произведения советской и зарубежной литературы.

Проводим глубокий анализ данных произведений различной тематики.

Произведение М.Горького «Песня о Соколе» заставляет воспитанника проникнуться мыслью о величии подвига. Безумство храбрых – это стремление забыть всё простое, будничное, чтобы всего себя отдать подвигу, самопожертвованию. Люди, подобные Соколу на протяжении всей своей жизни стремятся совершать что - то значительное. Они не думают о том, что подвиг может оказаться губительным для них, они готовы к такому исходу событий заранее, но их это не страшит.

В рассказах Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин»,

« Серебряный лебедь» и др. повествуется о личностях высоких моральных

качеств, о героях и событиях Войны 1812 года, которые оставались

верными высокому идеалу, способному на самопожертвование во имя

Перечисленные произведения помогают воспитанникам через соучастие, сочувствие героям книг осознать себя как человека, личность, гражданина.

В стихотворении «Будь человеком» Сергей Михалков обращается

к нашему поколению и призывает:

Живёшь ты в атомный наш век,

И сам не муравей,

Будь Человеком, человек,

Ты на земле своей!

Такие стихотворения оказывают положительное воздействие на учащихся. Они трепетно начинают относиться к окружающей их природе, стараются сохранить себя как часть природы.

Чтобы быть достойным гражданином воспитанникам необходимо:

Повышать культуру, улучшать моральный облик;

Знать основные правила вежливости;

Это всё отражено в учебнике по чтению 6-го класса, где напечатана статья «Здравствуйте!» (перевод с польского Д.Гальпериной).

Изучение этой статьи даёт некоторый положительный результат в поведении обучающихся, воспитанников.

Гражданин должен выполнять свой гражданский долг перед Родиной. Гражданский долг воспитанника – хорошо учиться, соблюдать дисциплину, выполнять все режимные моменты в школе - интернате.

О гражданском долге в 7 классе с воспитанниками и обучающимися

проведена беседа, где я являюсь классным руководителем.

Традиционной целью гражданского воспитания является формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме.

Рабочей программой в старших классах предусмотрено изучение регионального компонента, который отражён в программе уроками внеклассного чтения. Они знакомят воспитанников с творчеством писателей родного края (М.Шолоховым, Н.Николаевым, А.Н.Скриповым, В.Н.Дерябиным), которые дают представление о жизни, быте и обычаях жителей нашего региона, сопоставляют изучаемое со знакомой местностью и окружающей действительностью.

Проведены уроки внеклассного чтения на темы :

« Сказки Донских писателей»;

М. Шолохов « Родинка», « Алёшкино сердце », «Жеребёнок» ;

Н.Николаев « Конопушки»(о природе донского края) и т.д.

Целями и задачами уроков внеклассного чтения являются - через произведения приобщать воспитанников к культуре родного края, воспитывать любовь к малой Родине, скреплять дружбу народов, живущих на Дону.

  • Кто такой гражданин?
  • Что такое гражданство?
  • Можно ли человека лишить гражданства?
  • Что значит быть достойным гражданином России?

Мы живём в государстве, которое называется Российская Федерация, и являемся его гражданами. Гражданин - это очень важное звание, которым гордятся люди и которое дано не всем. Каждый гражданин наделён правами, но имеет и обязанности, которые следует исполнять.

Кто такие граждане и что такое патриотизм

Попробуем разобраться, кого называют гражданами и что обозначает такое высокое звание. Гражданами называют людей, которые имеют правовые отношения со своим государством.

    Советуем запомнить!
    Гражданами называют людей, которые имеют правовые отношения со своим государством, права и обязанности, закреплённые в законах и охраняемые государственной властью.
    Гражданство - это взаимная ответственность человека и государства; связь гражданина с определённым государством.

Таким образом, государство защищает своего гражданина, а он, в свою очередь, выполняет возложенные на него обязанности, отстаивая интересы своего Отечества.

Гражданин России имеет право принимать участие в управлении государством, выбирать представителей в органы власти, высказывать собственную точку зрения по важным проблемам для страны на референдуме. В Конституции РФ записано: «...граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

Гражданина любого государства отличает любовь к своей Родине.

Уезжая на длительное время в другую страну, многие люди начинают отчётливо осознавать смысл и значение слова «Родина», испытывая добрые чувства к тому государству, где они родились и выросли. Подобные чувства, связанные с большой любовью, уважением к своей стране, называют патриотическими.

    Умная мысль
    «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней».
    - - Алексей Николаевич Толстой, русский писатель - -

Чувство патриотизма характерно для большинства жителей любой страны. Патриотизм заставляет людей жертвовать своими интересами, жизнью во имя государства во время войн, гордиться принадлежностью к конкретному государству, отстаивать его интересы.

В годы Великой Отечественной войны Александр Матросов, пытаясь подавить огневую точку противника, своим телом закрыл амбразуру дзота (это оборонительное сооружение из дерева и земли) и ценою своей жизни спас жизнь многим другим красноармейцам. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Мальчишки и девчонки смело защищали свою страну, совершали подвиги во имя Родины.

А вот пример сегодняшних дней. Девятилетнюю Сашу Братанову называют самым отважным ребёнком России. Эта девочка вынесла из охваченного огнём дома четырёх своих племянников. Международная ассоциация детских фондов вручила ей почётный знак премии «Преклонение». Владельцев такой награды в мире - единицы.

Патриотизм не ограничивается одной жертвенностью. Не сорить на улице, не пачкать стены в подъезде, беречь школьную мебель, помогать старшим, хорошо учиться - это тоже патриотизм. Быть патриотом означает заботиться о своей стране и своих близких.

Кто является гражданином Российской Федерации?

В нашей стране действует Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». В нём закреплены правила, в соответствии с которыми человек становится гражданином России или перестаёт им быть. Гражданство Российской Федерации приобретается:

  1. по рождению;
  2. в результате приёма в гражданство Российской Федерации;
  3. в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
  4. по иным основаниям.

Ребёнок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином России в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Если родители ребёнка являются гражданами Российской Федерации, то и их ребёнок автоматически становится гражданином, независимо от того, где он появился на свет. В другом случае между родителями устанавливается письменное соглашение, на основании которого решается вопрос о гражданстве ребёнка.

Человек с 18 лет имеет право обратиться к Президенту РФ с просьбой о приёме в российское гражданство, независимо от своего происхождения, национальной принадлежности, уровня доходов, образования, вероисповедания.

Но получить гражданство может не каждый. Закон устанавливает определённые требования. Например, для иностранца, захотевшего стать гражданином Российской Федерации, надо проживать в России не менее пяти лет.

Обратимся к закону

    Закон «О гражданстве Российской Федерации» (Извлечение)

    Отклоняются заявления о приёме в гражданство Российской Федерации... поданные лицами, которые:
    а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
    б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации...;
    в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
    г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства...;
    д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений...;
    е)преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации...;
    ж)осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

Изучив отрывок из Закона «О гражданстве Российской Федерации», дайте консультацию человеку, который захотел стать гражданином России, но ему отказали в этом. По каким основаниям это могло быть сделано?

По Конституции РФ нельзя лишить человека гражданства, более того, государство берёт на себя заботу о своих гражданах, даже тех, кто находится за границей. В жизни известны случаи, когда россияне оказывались в беде за рубежом: например, в связи со стихийными бедствиями, военными столкновениями, и государство предпринимало все усилия, чтобы помочь своим гражданам вернуться на Родину.

Достойный гражданин своего Отечества

Быть гражданином Отечества означает стать активным участником общественной жизни, включаясь в решение важных вопросов во имя процветания и развития своей Родины. Гражданин всегда гордится своей страной, он чтит её историю, памятники культуры, помогает старшим и людям, которые нуждаются в поддержке, а сам становится успешным, получив образование и профессиональный опыт.

Доктора Леонида Рошаля журналисты зовут «детским доктором мира». Ему звонят из любой точки Земли и просят о помощи, если там пострадали дети. После землетрясения в Спитаке (Армения) в декабре 1988 года детский хирург Леонид Рошаль встал посреди научной конференции и сказал: «Я срочно выезжаю в Армению. Кто со мной?» Опыт, полученный им и его бригадой в Спитаке, признан уникальным. С этого момента прошли более 20-ти экспедиций Рошаля и команды его единомышленников в районы катастроф. Он помогал справляться с последствиями землетрясений в самых разных концах земли: в Египте, Турции, Индии. Он спасал детей после железнодорожной катастрофы возле Уфы, взрыва завода в Усть-Каменогорске, террористического акта в Каспийске.

Леонид Рошаль говорит: «Дети - лучшие люди в мире. Я лечу их вне зависимости от того, какой они национальности, каких политических и религиозных убеждений их родители».

    Подведём итоги
    Взаимоотношения человека с государством определяет его гражданство. В государстве могут проживать граждане (те, кто имеет правовую связь с государством), иностранцы (граждане другой страны). Документом, подтверждающим гражданство, является паспорт. Гражданин должен быть патриотом своей страны, любить её, заботиться о ней.

    Основные термины и понятия
    Гражданин, гражданство.

Проверьте свои знания

  1. Объясните смысл понятий: «гражданин», «гражданство».
  2. На каком основании приобретается гражданство России? Возможно ли человека против его воли лишить российского гражданства?
  3. Какими качествами должен обладать гражданин?
  4. Приведите примеры проявления патриотизма в современной России.

Практикум

  1. Продолжите фразы.
    Быть патриотом - это...
    Быть достойным гражданином - это значит...
  2. Считаете ли вы себя патриотом России? Свой ответ обоснуйте.
  3. Согласны ли вы с высказыванием президента США Джона Кеннеди (1961-1963): «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси себя, что ты можешь сделать для неё». Свой ответ аргументируйте.
  4. Во времена СССР композитор Оскар Фельцман и поэт Игорь Шаферан сочинили песню, в которой были такие слова: «Раньше думай о Родине, а потом о себе...» Согласны ли вы с этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

На мой взгляд, гражданин — это прежде всего человек неравнодушный, знающий, лю-бящий и ценящий культурное наследие своих предков. Ему больно, оттого что разрушен дво-рец, построенный выдающимся архитектором прошлого, взорван памятник, осквернён монас-тырь.

Я уверен, что без прошлого нет настоящего и будущего. Мы не должны быть Иванами, не помнящими родства. На мой взгляд, беспамят-ство — преступление по отношению к истори-ческому и культурному наследию России. Ведь государство сильно не только своей военной и экономической мощью, но ещё и уважением к достижениям предков, сохранением традиций и уникальных памятников старины, памятью о важных событиях и выдающихся личностях.

Мы должны ценить творения ума и рук наших прародителей, знать историю своего народа, чувствовать и беречь хрупкую связь времён. Иначе вся наша земля однажды пре-вратится в мираж, призрак.

Как же воспитывать настоящих граждан своей страны? Нужно не призывать к патри-отизму, а прививать его с детства, начиная с малого: любви к семье, месту рождения, до-му. Ключом же к уважению, пониманию ис-тинных ценностей, по моему мнению, являет-ся знание родной истории. Любовь к Родине не может появиться в человеке внезапно, по-тому что кто-то приказал. Это чувство растёт и укрепляется в течение всей жизни.

Истоки его — в уважении, трепетном от-ношении к месту, где родился, вырос, к отче-му дому, людям, воспитавшим тебя, в памяти о предках. Ещё в детстве каждый из нас дол-жен начать изучать историю Отечества, дабы исполняться гордостью за своих предков. Тог-да не будет у нас брошенных стариков, ветша-ющих древних памятников, полуразрушенных зданий великих архитекторов прошлого, забы-тых книг и умирающих народных ремёсел.

Не зная прошлого, нельзя любить на-стоящее, думать о будущем. «Дерево сильно корнями», — утверждает пословица. Наши корни — это наше прошлое, история и наци-ональная культура. Без них дерево не может жить, они держат его в почве и питают. Материал с сайта

Не зная или забывая свою великую исто-рию, исконную культуру, мы можем утратить национальное достоинство, национальную са-мобытность. Тот, кто не ценит культуры своей страны, не сможет уважать великие достижения других народов, скорее всего, начнёт покло-няться второсортному, доморощенному или чу-жестранному, сможет воспринимать только массовую культуру. Как правило, человек, вос-питанный вне традиций собственной культуры, не имеет будущего, какую бы страну для про-живания он ни выбрал. Такой не может быть патриотом своей Родины, он равнодушен к её настоящему, его не заботит её будущее.

Кризисы и потрясения — тяжёлые уроки истории, но их необходимо усвоить, чтобы не повторить вновь. Мы должны всегда помнить о своих корнях, которыми мы можем гор-диться. История часто даёт ответы на самые острые вопросы современности, культурные традиции питают почву для рождения новых талантов и гениев. Достижения наших пред-ков вселяют надежду, что и наш собственный труд приведёт страну к долгожданному про-цветанию.

Что значит - быть настоящим гражданином (вводное занятие из тематического цикла бесед «Воспитать гражданина»)

Цели и задачи : помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества, взаимопомощи (при работе в группах); выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят; воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; создание мотивации на свое культурное совершенствование.

Ход занятия

I. Введение в тему.

Учитель . Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины. Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов.

И цель нашего сегодняшнего занятия - постараться понять, кого же можно назвать гражданином, каким должен быть настоящий гражданин, то есть какими качествами он должен обладать.

Качеств, по которым можно приблизить личность к идеалу гражданина, много. И у каждого из вас есть свое представление о том, каким должен быть настоящий гражданин.

Отчет о выполнении опережающего задания.

Сейчас каждый сможет убедиться, насколько правильны его суждения. (10-15 качеств зачитываются из карточек, которые составили дети самостоятельно.) Затем в ходе обсуждения создадим обобщенный «портрет гражданина».

На доске открывается таблица, где записаны эти качества.

Настоящий гражданин должен:

Знать и соблюдать законы государства.

Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

Быть добросовестным во всех делах.

Охотно выполнять общественные поручения.

Проявить готовность защищать Родину.

Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

Уметь встать на защиту слабых.

Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

Учитель . Если ваше представление о том, каким должен быть настоящий гражданин, верно, то ваши записи должны совпадать с записью на доске. Но если они пока не совпадают, ничего страшного, просто давайте еще раз вместе разберемся в данной проблеме, подумаем.

II. Основная часть.

1. Обсуждение понятия «нравственность».

Учитель. Более подробно сегодня остановимся на таких вопросах:

Что такое нравственность и что такое закон?

Что общего в этих понятиях и в чем их разница? Почему настоящий гражданин должен быть высоконравственным и должен соблюдать закон?

Построим нашу работу по плану (записан на доске).

1. Что такое нравственность?

2. Каким должен быть культурный человек?

3. Что такое закон?

Мораль (нравственность) - это нормы поведения, принятые в обществе, которые помогают людям жить. (Определение на плакате.)

Давайте постараемся это понять. Вы только появились на свет: маленькие, неразумные, и с малых лет родители говорили вам, что такое хорошо, что такое плохо. Ведь родители уже знали эти правила, по которым живут люди, и старались передать их вам. Вы играли в песочнице с малышами, начинали плакать и отбирать у кого-нибудь понравившуюся игрушку, и мама тут же говорила: «Это чужое, брать нельзя!» Вы поднимали руку, хотели ударить девочку, а мама сразу: «Что ты, ведь драться некрасиво, тем более обижать девочку». Вы подрастали и уже начинали понимать, что можно делать, чего нельзя, и когда ехали в трамвае, уже не бежали занимать место, ведь мама не раз говорила: «Ты уже большой, постоишь, уступи место бабушке!»

Постепенно и у вас накапливался опыт морального поведения. Вы знали, что хорошо, что плохо, но тем не менее мы не всегда делаем то, что нужно, то есть нарушаем правила морали. В то же время вы хорошо понимаете, что за это вас накажут. И хорошо, если вы поймете, что поступать по справедливости лучше для вас и окружающих.

Если вы нарушаете правила, принятые в обществе, то вы совершаете аморальные поступки.

Задание по группам.

Постарайтесь назвать несколько таких действий, которые можно отнести к аморальным поступкам. (Записать.)

Для более слабого класса предложить выбрать поступки из перечисленных ниже: сорить в общественном месте; ходить босиком по траве; распивать алкогольные напитки; зарабатывать много денег: смотреть видеофильмы; грубить; ловить рыбу; курить; сплетничать, жадничать; обманывать.

Как вы поняли, что такое нравственность?

2. Обсуждение понятия «культура человека».

Учитель. «В человеке должно быть все прекрасно: и тело,

и душа, и мысли...». Эти слова принадлежат прекраснейшему человеку и замечательному писателю А. П. Чехову.

Когда мы говорим о культуре человека, то используем 2 понятия: внутренняя культура (то есть состояние души человека, его внутреннее содержание) и внешняя культура поведения. (Обсуждаем, в чем это проявляется.)

Работа с тестом «Познай людей и самого себя» (см. учебник «Граждановедение», ч. III, с. 82).

Учитель. Я надеюсь, работа над темой помогла вам глубже понять, что такое культурный человек. Хочется также верить, что сегодняшнее занятие поможет вам стать более культурными.

3. Обсуждение понятия «закон».

Учитель. Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.

Мы переходим рассмотрению вопроса, что такое закон.

Закон - это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.

Законы появились не так давно, и все наиболее известные моральные нормы были взяты за основу. Давайте это рассмотрим на одном примере. Во все времена у всех народов было запрещено брать чужое, воровать. Воровство считалось тяжелым грехом, за который жестоко наказывали, вплоть до лишения жизни или отрубания руки. Именно этот запрет и стал одним из законов, но сейчас за воровство не лишают жизни, не отрубают руки, но человека судят и лишают свободы (сажают в тюрьму).

Но размеры краж бывают разными.

Я приведу примеры, а вы постарайтесь определить, какие из перечисленных действий можно отнести:

К крупным кражам;

К мелким кражам;

К аморальным поступкам.

И как бы вы доказали виновность.

1) Ученик попросил у одноклассника ручку и оставил ее себе.

3) Мальчик, стоя в очереди в кассу, забрал сдачу, которую забыл стоявший впереди него мужчина.

4) Двое подростков утащили с лотка кассету с записью популярной музыки.

5) Группа молодых людей проникла на пустую дачу и унесла телевизор, картину, ковер.

Мы рассмотрели также условия и ситуации, в которых нарушены моральные нормы и законы. К какому выводу вы пришли? (За все поступки нужно нести ответственность.)

Что же общего между понятиями мораль и закон? (Нельзя нарушать. Обязательно последует наказание.) А в чем разница? (Разная степень вины и наказания.)

III. Итог.

На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин, и более подробно остановились на двух наиболее значимых качествах.

На следующих занятиях мы продолжим наш разговор, а сейчас давайте еще раз посмотрим на таблицу и вспомним, о чем мы с вами говорили.