Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства — одно из государственных направлений, которое было создано с целью получения информации об иностранных жителях и лиц без гражданства и фиксации их перемещения по стране.

Последние изменения, внесенные в 109 ФЗ

ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 30 июня 2006 года, а одобрен 7 числа следующего месяца после принятия. Также в это время были внесены коррективы в ФЗ 79. Подробности об этом

Закон направлен на соблюдение требований, которые выдвигаются Российской Федерацией в отношении каждого жителя. В ответ закон соблюдает права каждого на перемещение по стране, выборе города проживания или других свобод и прав человека.

Краткое содержание ФЗ 109:

  • Описание основных положений закона;
  • Перечисление должностей государственных служащих, которые занимаются миграционным учетом и определение их власти;
  • Описание процедуры постановки на учет жителей из-за рубежа по месту проживания;
  • Фиксирование жителей из-за рубежа о нахождении на территории Российской Федерации;
  • Описание оснований для привлечения к ответственности в случае нарушения ФЗ 109;
  • Описание заключительных положений.

Последние изменения в Федеральный закон № 109 были внесены 28 ноября 2015 года. Также правки вносились и в ФЗ 115. Подробности

Были изменены следующие статьи:

Подпункт б п 1 ч 2 статьи 20 был изменен. В нем говорится о том, что иностранный житель не обязан регистрироваться в государственной службе в случае, если он проживает в гостинице или ему оказывают медицинскую помощь. Также он не обязан регистрироваться в случае, если посетил Российскую Федерацию для осуществления работы вахтовым способом.

Ч 9 ст 22 была изменена. В ней говорится о том, что фиксировать информацию о проживании иностранных гостей или лиц без гражданства обязано учреждение, в котором пребывает конкретное лицо. После фиксации подобных данных, уполномоченный сотрудник обязан передать их в орган миграционного учета.

Ч 10 ст 22 была изменена. В ней говорится о том, что если лицо из-за рубежа прибыло в гостиницу или другое учреждение, уполномоченное лицо обязано зафиксировать данные о времени прибытии и уведомить об этом орган миграционного учета. Для этого может быть использовано средство связи в соответствии с требованиями, которые выдвигаются Правительством РФ.

Ч 3 ст 23 была изменена. Если лицо с иностранным гражданством выезжает из гостиницы или другого учреждения, администрация должна в течение суток уведомить об этом орган миграционного учета.

Ч 4 ст 23 была изменена. Если гражданин с иностранным местом жительства снимается с учета из отеля или другого учреждения, администрация обязана уведомить об этом орган миграционного учета. Могут быть использованы современные средства связи в порядке, установленным правительством Российской Федерации.

Ниже рассмотрены основные статьи ФЗ 109:

В статье 5 описываются права и интересы человека при миграционной фиксации. Жители из-за рубежа могут свободно передвигаться на территории РФ. Они имеют право останавливаться для временного пребывания в любом населенном пункте и несут аналогичные обязанности с гражданами Российской Федерации. Исключением являются случаи, которые устанавливаются международными договорами РФ.

Порядок регистрации осуществляется:

  • На таможенной территории;
  • На территории военного городка;
  • На территориях, где для места пребывания требуется специальное разрешение;
  • В зонах с высоким риском заболевания инфекций;
  • В военный период.

Действия государственных органов в случае их неправомерности могут быть обжалованы в суде или других вышестоящих органах.

В статье 15 описываются причины, которые обязывают жителя из-за рубежа регистрироваться на территории Российской Федерации. Причиной для регистрации является право находиться и пользоваться конкретной недвижимостью, которая расположена в одном из субъектов РФ. Чтобы установить такое право, нужно сослаться на жилищное законодательство РФ.

Регистрация иностранного гражданина включает в себя запись об информации в виде адреса недвижимости иностранного гражданина. Дополнительно сведения фиксируются в миграционном учете.

В статье 17 определяются виды и количество документов, которые потребуются при регистрации иностранного гражданина на территории РФ.

Документы:

  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
  • Решение о временном проживании или документ «вид на жительство»;
  • Официальное разрешение, подтверждающее, что гражданин вправе пользоваться недвижимым имуществом.

Иностранный гражданин может не предъявлять документ о праве пользования конкретным недвижимым имуществом, если ранее он предоставлял этот документ в муниципальное учреждение. В этом случае орган миграционного учета самостоятельно запрашивает подобные документы.

Что такое трудовая миграция?

Трудовая миграция — это разновидность миграции, которая связана с перемещением населения с целью нахождения достойного рабочего места. Трудовые миграции бывают двух видов:

  • Временные;
  • Постоянные.

Трудовые миграции на постоянной основе — это вид перемещения, когда граждане хотят закрепиться в другой стране навсегда. Не имеет значения, с использованием каких документов они будут проживать в другой стране — вид на жительство или получение гражданства.

Временные трудовые миграции. Включают такие области деятельности, как:

  • Рыбалка в виде трудовой занятости;
  • Строительство;
  • Предоставление услуг;
  • Сбор урожая и др.

На территории Российской Федерации широко используется временная трудовая миграция.

Скачать действующую редакцию закона о миграции

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регулирует отношения между жителями из-за рубежа, пребывающих на территорию Российской Федерации с целью предпринимательской деятельности. Чтобы скачать закон с последними изменениями и дополнениями, следует перейти по .

Миграция населения — перемещение больших групп людей из одних регионов в другие административные округи. В некоторых случаях под миграцией подразумевается перемещение нескольких человек. Основная цель этих действий заключается в смене постоянного места жительства или места временного пребывания при въезде на территорию РФ.

Существует два вида миграции :

  • Внутренняя. Люди перемещаются внутри страны: между сельской местностью, городами или регионами;
  • Внешняя. Люди перемещаются между государствами и континентами.

Обратите внимание: Гражданин, который переехал в другую страну — это эмигрант, а тот, кто прибыл в страну — иммигрант. В целом все совершившие миграцию люди называются мигрантами.

В миграционное законодательство России каждый год вносились изменения. Поправки коснулись как внешней, так и внутренней миграции граждан. Одним из важных принятых решений государством была отмена крепостного права в 1861 году.

С точки зрения законодательных документов в Советском Союзе свобода иммигрантов и эмигрантов защищалась. Но получить документы, которые позволили бы пересечь границу, было затруднительно.

Новый этап развития миграционного права граждан начался с момента принятия действующей Конституции Российской Федерации. Затем были приняты Федеральные законы «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах». Депутаты Государственной думы внесли изменения и дополнения в эти законодательные положения.

Один из важных законов о миграции называется ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Он был принят 30 июня 2006 года, а одобрен 7 июня того же года.

В Российской Федерации ФЗ №109 регулирует отношения между иностранными лицами, приехавшими в страну для заработка или постоянного места проживания.

Краткое содержание Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Перечисляет органы, которые занимаются миграционным учетом и их полномочия;
  • Глава 3 — Описывает процесс регистрации иностранных граждан по месту жительства;
  • Глава 4 — Учитывает иностранных граждан по месту пребывания;
  • Глава 5 — Определяет ответственность за нарушение законодательства РФ;
  • Глава 6 — Описывает заключительные положения.

Трудовая миграция

В некоторых регионах население прибегает к трудовой миграции. Основные причины такого вида переселения:

  • Экологический фактор;
  • Сложная политическая обстановка;
  • Особенности быта и социума.

Главная причина трудовой миграции: гражданин не может прокормить себя или свою семью. Поэтому он вынужден переехать в другой город или даже страну для получения достойной заработной платы.

Другая причина: специалист с большим опытом хочет достичь карьерного роста. Поэтому он отправляется за рубеж.

Вооруженные конфликты и война — еще одна причина трудовой миграции граждан. Например, во время Второй Мировой Войны ощущалась острая нехватка рабочей силы. В то время погибло много людей, в результате чего основную часть населения составляли несовершеннолетние дети.

Экономические проблемы также являются причиной трудовой миграции. Страны с предприятиями, в которых предлагаются высокие заработные платы, богаты природными ресурсами. Более отсталые от развития государства обречены на нищету. Именно поэтому мигранты отправляются в другие страны в поисках хорошей заработной платы. При этом не каждое государство способно регулировать положение трудовой миграции граждан на федеральном уровне, поэтому проблема отсутствия рабочей силы будет решена еще не скоро.

Скачать Федеральный закон о миграции 109

Одним из методов государственного регулирования считается миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

Законодательные положения направлены на:

  • Соблюдение прав каждого гражданина на территории РФ;
  • Свободное передвижение;
  • Выбор места жительства или пребывания в пределах государства;
  • Обеспечение другими права и свободами личности.

Основные цели миграционного учета следующие:

  • Создание условий жителям Российской Федерации для реализации своих прав и возложенных на них обязанностей;
  • Выработка и создание государственной политики для регулирования процесса миграции;
  • Создание статистической достоверной информации о перемещениях жителей РФ. Такие данные необходимы для формирования прогноза о перемещениях людей, а также для ведения наблюдения о миграции государственными органами власти;
  • Создание плана для развития инфраструктуры на территории РФ;
  • Контроль экономики в кризисных ситуациях;
  • Сбор информации об иностранных граждан, которые находятся в РФ;
  • Решение иных общественно-политических и социально-экономических проблем.

Сотрудники миграционного учета получают личную информацию о каждом иностранном гражданине. Эти данные передаются в информационную систему миграционного учета. Доступ к ней ограничен. Срок хранения сведений об иностранном гражданине устанавливается индивидуально Правительством Российской Федерации.

Органы миграционного учета могут взаимодействовать с другими федеральными органами исполнительной власти и местного самоуправления. Основная цель взаимодействия — обезопасить данные, предоставленные иностранными лицами. Информация защищается в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Российской Федерации.

Иностранные граждане в обязательном порядке должны зарегистрироваться по месту пребывания. Переданная сотрудником информация отправляется в миграционный учет. После окончания срока пребывания или истечения срока действия визы подобные лица снимаются с миграционного учета.

Желаете проанализировать законодательные положения ФЗ №109? Скачайте закон по

С 8 июля 2018 года вступили в силу изменения закона о миграционном учете иностранных граждан. Теперь работодателям запрещено ставить на миграционный учет своих иностранных работников, как это было раньше. Все иностранные граждане должны вставать на учет по месту фактического пребывания, то есть там, где они спят и отдыхают. Принимающей стороной для иностранца теперь может стать только собственник (или иной правообладатель) помещения, где иностранный гражданин фактически живет.

Предыстория

Двое волонтеров из США в июле 2016 г. прибыли в Самару по приглашению религиозной организации “Церковь Иисуса Христа Святых последних дней”. Организация поставила их на миграционный учет по своему юридическому адресу. Но фактически проживали американцы в квартире, которая находилась по другому адресу в Самаре.

Через месяц представители полиции предъявили американцам обвинение в нарушении правил пребывания, в частности, правил миграционного учета (ч. 1 ст. 18.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ). В тот же день, Самарский районный суд признал их виновными и назначил наказание в виде штрафа (2000 руб. на каждого) и административного выдворения за пределы РФ . Обвинение состояло в том, что якобы, по мнению полиции, иностранцы сменили место пребывания с офиса на жилое помещение и не уведомили об этом маневре МВД. Конечно, обвинение спорное по его сути и по выбору обвиняемого, ведь в таком правонарушении могла быть виновата только принимающая сторона (собственник квартиры), а не иностранцы. Наказание тоже последовало слишком серьезное для такого неоднозначного нарушения. Однако таково было решение полиции, а затем и суда.

Американцы выехали из России, но не оставили это дело, чувствуя несправедливость обвинения, и с помощью адвоката подали жалобу на несоответствие норм миграционного законодательства Конституции РФ.

В итоге, Конституционный суд РФ встал на сторону иностранцев и постановил исключить любую неопределенность в вопросе миграционного учета в Федеральном Законе “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ” (далее – Закон № 109-ФЗ).

Неопределенность в вопросе миграционного учета

Сейчас, если у иностранца трудовые отношения с компанией в России, работодатель может поставить его на миграционный учет по адресу своего офиса (нежилого помещения). Таким образом, иностранец может фактически проживать в квартире, но быть “зарегистрированным” по адресу работодателя. Такая ситуация вполне законна и распространена.

Формулировки в Законе № 109-ФЗ терминов “место пребывание” и “принимающая сторона” допускают постановку на миграционный учет по адресу работодателя. Также в текущей версии закона нет обязанности непосредственно проживать по адресу миграционного учета, можно “находиться” по данному адресу (например, работать в течение дня).

Однако, по мнению Конституционного Суда РФ (далее – КС РФ), отсутствие более точных формулировок и уточнений вызывает неопределенность толкования нормы. С таким выводом можно согласиться, потому что сейчас закон разрешает вставать на миграционный учет по адресу организации иностранцам, приехавшим сюда на работу, но для иностранцев с деловыми, частными и гуманитарными визитами закон становится неоднозначным, как и произошло в случае с двумя американцами. При такой ситуации у контролирующих органов появляется возможность толковать закон на свое усмотрение.

Также, по мнению КС РФ, вызывают неопределенность формулировки в законе, связанные с тем, кто именно должен подавать уведомление о прибытии в место пребывания иностранца – принимающая сторона или все-таки иностранец. Это вызвано наличием в законе фразы “иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания..” (часть 1 статьи 20 Закона № 109-ФЗ), как будто бы он имеет право самостоятельно оформлять и подавать такое уведомление в миграционные органы без специальных оснований (например, когда принимающая сторона по документально подтвержденным причинам не может сама подать такое уведомление).

Постановление Конституционного Суда РФ

В своем постановлении КС РФ, выявил указанные выше неопределенности, и признал, что такие нормы в Законе № 109-ФЗ противоречат Конституции РФ.

КС РФ поручил законодателям принять меры и внести изменения в текущую версию Закона № 109-ФЗ. В результате в государственную думу был внесен законопроект № 350179-7, о котором речь пойдет ниже.

До принятия нового закона, КС РФ постановил руководствоваться следующим толкованием:

«если иностранный гражданин уже встал на миграционный учет по адресу компании и не прерывает с ней связь на протяжении пребывания в России, но фактически проживает помещении по другому адресу, которое ему предоставила принимающая сторона, то вставать еще раз на учет по адресу этого жилого помещения не нужно. Во всех остальных случаях иностранные граждане обязаны вставать на миграционный учет по фактическому месту проживания».

Обзор изменений

Поправка № 1 : “местом пребывания” иностранного гражданина может стать исключительно жилое помещение, где он фактически проживает (спит и отдыхает) . Единственное исключение – местом пребывания может стать адрес юридического лица, если иностранный гражданин фактически там проживает или у жилого помещения, принадлежащего этому юридическому лицу, нет своего адреса (имеются ввиду строительные бытовки и подобные помещения).

Интересно то, что в перечне отсутствует вариант предложенный КС РФ – возможность вставать на миграционный учет по адресу компании и проживать в квартире по другому адресу, при условии, что связь с компанией не утрачивается (например, при трудовых отношениях).

Поправка № 2 : принимающей стороной иностранного гражданина в России могут быть лица, перечисленные в законе, в том числе юридические лица, филиалы и представительства, но только если они предоставили в соответствии с законодательством РФ для фактического проживания иностранного гражданина жилое или иное помещение.

Возникает вопрос, что именно означает фраза “предоставили в соответствии с законодательством РФ жилое помещение”. Возможно предполагается ситуация, когда компания арендует для иностранного гражданина квартиру и предоставляет ему право там проживать. Будет ли соответствовать данной норме ситуация, когда компания компенсирует иностранному работнику затраты на аренду квартиры пока неизвестно.

Поправка № 3 : иностранный гражданин более не обязан вставать на миграционный учет, он «подлежит постановке» , что означает четкое закрепление ответственности за нарушение правил учета за принимающей стороной, кроме некоторых случаев указанных в законе.

Поправка № 4 : изменена статья «Основания для учета по месту пребывания». В текущей редакции закона, таким основанием является фактическое пребывание иностранного гражданина в месте, которое не является его местом жительства (прим. – здесь не имеется ввиду фактическое проживание, «местом жительства» для иностранных граждан в законе называется место, где оформлена долгосрочная регистрация для лиц, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство).

В новой редакции закона основаниями для миграционного учета иностранного гражданина по месту пребывания будут следующие события :

  • пребывание по месту фактического проживания в жилом помещении,
  • пребывание в гостинице, организации, оказывающей гостиничные услуги, санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, туристической базе, кемпинге или ином помещении, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
  • пребывание по адресу организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность или иную деятельность не запрещенную законом, в случае фактического проживания по адресу этой организации либо в помещении данной организации, если оно не имеет своего адреса.

Это все основания для постановки на миграционный учет, которые будут введены. Основание для постановки по адресу компании (приглашающей компании для деловых визитов, компании-работодателя для рабочих визитов) отсутствует.

Что стало, когда закон вступил в силу

Представим ситуацию, когда экспат работает в России и проживает арендованной квартире.

Если квартиру арендует сам иностранец , а организация просто компенсирует ему затраты, то принимающей стороной в этом случае будет собственник квартиры. Исходя из текста законопроекта работодатель не сможет поставить его на миграционный учет, потому что компенсацию затрат на квартиру нельзя рассматривать напрямую как «предоставление жилья». И это значит, что работодатель не будет принимающей стороной для данного иностранца.

Здесь возникают риски. Во-первых, собственник квартиры может отказаться от «регистрации» кого-либо по своему адресу в силу своих опасений и расторгнуть договор аренды. Для многих любые манипуляции с регистрациями на квартиру – болезненный вопрос. Более того, принимающая сторона несет довольно серьезную ответственность за иностранца в России.

Во-вторых, собственник может неправильно или не вовремя осуществлять постановку на учет и работодатель не сможет это проконтролировать. В-третьих, собственник может постоянно проживать заграницей и, чтобы иметь возможность осуществлять постановку на учет в квартире, он должен выдать нотариально заверенную доверенность на представителей. Такую доверенность согласятся выдать не все собственники. В то же время, на практике не все миграционные органы принимают документы по такой доверенности (вопреки гражданскому законодательству). Если в квартире не один собственник, а несколько – это будет еще одним отягчающим моментом, так как потребуются нотариально заверенные согласия других собственников.

Если квартиру арендует организация по договору аренды и предоставляет ее иностранцу для проживания, то исходя из текущего текста закона, организация может сама заполнить и сама подать бланки уведомлений в МВД (то есть стать принимающей стороной), но адресом места пребывания все равно нужно указать адрес квартиры.

Другие материалы на эту тему:

2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.

«7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;»;

Фз 115 о миграционном учете с изменениями 2018

Российской Федерации»; 2) в статье 20: а) в абзаце первом пункта 2 части 2 слово «трех» заменить словом «семи»; б) в пункте 2 части 3 слово «трех» заменить словом «семи»; в) в части 4.1 слово «трех» заменить словом «семи»; г) в пункте 5 части 6 слово «трех» заменить словом «семи»; 3) в части 8 статьи 22 слова «временное нахождение» заменить словами «пребывание (нахождение, проживание)», слова «уполномоченным федеральным органом исполнительной власти» заменить словами «федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции»; 4) в статье 24: а) слово «Лица» заменить словами «1. Лица»; б) дополнить частью 2 следующего содержания: «2.

Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в случае приглашения ими членов своей семьи, определенных пунктом 1.1 статьи 13.2 указанного Федерального закона.»; б) абзац тринадцатый считать абзацем четырнадцатым; 2) часть седьмую статьи 25.6 изложить в следующей редакции: «Обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год.

- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2017 г. № 22-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан США Н.Д.Вордена и П.Д.Олдхэма»

Руслан, добрый день!
1. Если собственник квартиры заключить договор с организацией где работает иностранный гражданин, то кто в этом случае становится принимающей стороной? - я считаю, что принимающей стороной в данном случае становится организация, где работает иностранный гражданин. Из текста закона следует, что принимающей стороной является лицо (физическое или юридическое), предоставившее помещение для фактического проживания иностранному гражданину (п. 7 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 109-ФЗ «О миграционном учете в РФ»). Таким образом, нет прямого указания, что чтобы стать принимающей стороной нужно именно быть собственником этого помещения. В МВД нужно будет предоставить договор аренды между собственником жилья и организацией, а также документы, подтверждающие, что организация предоставляет это жилье иностранному гражданину для пребывания. Скорее всего потребуется согласие от собственника квартиры на осуществление миграционного учета по адресу его квартиры.
2. И в какой территориальный орган МВД подается уведомление, по тому где квартира находится или по организации? - по месту пребывания, т.е. по месту нахождения квартиры.
3. И на уведомлении (корочке) принимающей стороной будет организация или собственник квартиры? - организация (см. п. 1).

Основные моменты ФЗ 109 о миграционном учете с изменениями

  • Статья 20 часть 2 пункт 1 подпункт б, статья 20 часть 2 пункт 2 подпункт а, статья 20 часть 6 пункт 5, статья 23 часть 3 - было заменено понятие учреждение на организацию;
  • Статья 20 часть 2 пункт 1 подпункт г, статья 20 часть 2 пункт 2 подпункт б - произошло информативное замещение на определение понятия специального учреждения, сейчас в контексте имеется в виду организации социального обслуживания;
  • Статья 22 часть 9, статья 22 часть 10, статья 23 часть 4 - произведена замена реабилитационных учреждений на социальные организации с услугами стационара.

Лица, которые нарушили правила постановки на учет прибывших иммигрантов несут ответственность на законодательном уровне. При этом, сам иностранный гражданин (если ему по ряду причин не была ранее передана ответственность) не отвечает за данный вопрос.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г

Иностранные граждане, зарегистрированные по месту пребывания на день вступления в силу Федерального закона, считаются состоящими на миграционном учете по месту пребывания до истечения срока временного пребывания или до истечения срока действия визы и подлежат постановке на миграционный учет в случае изменения места пребывания на территории РФ. Иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание и зарегистрированные по месту временного проживания на день вступления в силу Закона, вправе зарегистрироваться по месту жительства в течение срока действия разрешения. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, зарегистрированные по месту жительства на день вступления в силу Федерального закона, подлежат регистрации по месту жительства при изменении места жительства.

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

109 фз о миграционном учете иностранных граждан изменения 2018

  • для того чтобы российские и иностранные граждане имели возможность реализовать свои права и свободы, а также исполняли возложенные на них обязанности;
  • для того чтобы предупредить незаконную миграцию и тем самым обеспечить правопорядок;
  • для того, чтобы государство имело полную и достоверную информацию о перемещениях иностранных граждан для прогнозирования ситуации.

Положения данного закона регулируют сведения о передвижениях иностранцев и лиц, которые не имеют гражданства, по территории России (т.е. въезд на территорию России, передвижение или изменение места жительства или места пребывания на территории России, а также выезд за её пределы).

Федеральный закон о миграции в Российской Федерации

ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 30 июня 2006 года, а одобрен 7 числа следующего месяца после принятия. Также в это время были внесены коррективы в ФЗ 79. Подробности об этом в статье:

В статье 5 описываются права и интересы человека при миграционной фиксации. Жители из-за рубежа могут свободно передвигаться на территории РФ. Они имеют право останавливаться для временного пребывания в любом населенном пункте и несут аналогичные обязанности с гражданами Российской Федерации. Исключением являются случаи, которые устанавливаются международными договорами РФ.

Новый закон для мигрантов с 2018 года

  • Законопроект № 286371-7 был внесен на рассмотрение 16.10.2017. Депутаты предлагают внести поправки в понятие «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении», убрав из него слово «жилой». Тем самым ответственность по ст. 322.3 УК РФ будет наступать и за регистрацию в жилых помещениях. Таким образом, законодатели ведут борьбу с фактами регистрации десятков, а иногда и сотен иностранцев по адресам офисов.
  • Второй проект освещался здесь: Предлагается ввести административную ответственность за ведение иностранцем трудовой деятельности без заключения договора (законопроект).

Однако нужно отметить, что п. 2 ч. 1 ст. 13 закона № 108-ФЗ допускает введение по решению Президента РФ дополнительных мер безопасности в период проведения соревнований. Это было сделано Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 202 (далее - указ № 202). Новое в миграционном законодательстве регулирование будет действовать с 25.05 по 25.07.2018.

Возможные изменения в правилах миграционного учета иностранных работников

а) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает (данная норма относится к иностранцам, имеющим разрешение на временное проживание или вид на жительство и зарегистрированных по месту жительства, которые в силу каких-либо причин проживают вне адреса регистрации и, следовательно, подлежат учету по месту пребывания);

3. С учетом того, что проектом не вводится особый порядок вступления закона в силу, закон вступит в силу по общему принципу — в течение 10 дней со дня его официального опубликования. В день вступления закона в силу все иностранные граждане, на момент вступления закона в силу поставленные на учет по адресу юридических лиц, окажутся вне правового поля. Поскольку привести свой правовой статус в соответствии с законом в течение указанного времени они (и органы миграционного учета) физически не успеют. Скорее всего речь пойдет о нескольких миллионах человек.

Фз 109 о миграционном учете с изменениями 2018

Принимающая сторона заполняет уведомление о прибытии, которое вместе с копией всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а также копией миграционной карты представляется непосредственно в орган миграционного учета или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, где незамедлительно проставляется соответствующая отметка о приеме уведомления о прибытии, после чего отрывная часть уведомления возвращается принимающей стороне.

Кроме того, иностранному гражданину необходимо самостоятельно уведомить подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России о своем прибытии в место пребывания при наличии документально подтвержденных уважительных причин (например: болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление в орган миграционного учета.

05 Июл 2018 903

а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;

Б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 , 3.1 и настоящей статьи;

2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона:

А) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3 , 3.1 и настоящей статьи;

Б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

3. При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.

3.1. При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.

4. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением.

5. Изъятие принимающей стороной у иностранного гражданина документов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 2 настоящей статьи, не допускается.

6. Прием уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания органом миграционного учета и организацией федеральной почтовой связи осуществляется только при предъявлении лицом, подающим такое уведомление, документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Размер платы за указанные услуги почтовой связи устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи.

7.1. Порядок подтверждения выполнения действий, указанных в части 7 настоящей статьи, в случае утраты или повреждения отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень содержащихся в нем сведений, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, сроки хранения копии уведомления в организации федеральной почтовой связи, а также форма выражения принимающей стороной согласия на пребывание (нахождение, проживание) у нее иностранного гражданина и перечень документов, прилагаемых к уведомлению, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

9. Фиксация сведений об иностранных гражданах, осуществляющих свою трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом, либо находящихся в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо находящихся в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, осуществляется администрацией соответствующих организации или учреждения по прибытии и убытии данных иностранных граждан. Указанная фиксация осуществляется для последующего уведомления в установленном порядке соответствующего органа миграционного учета о прибытии и об убытии данных иностранных граждан.

10. При нахождении иностранного гражданина в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения о прибытии данного иностранного гражданина в указанное место пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 22 ФЗ от 18.07.2006 № 109-ФЗ

    Постановление от 31 августа 2018 г. по делу № А15-5423/2017

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО) - Административное

    Постановление от 31 августа 2018 г. по делу № А15-5422/2017

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО)

    Прибытия в место пребывания – в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации. Подпунктом «а» пункта 2 части 2 статьи 22 Федерального закона № 109-ФЗ установлено, что для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи...

    Решение от 31 августа 2018 г. по делу № А32-26370/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края) - Административное

    Суть спора: Об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности

    Об административных правонарушениях в размере 250000 рублей. В результате проведенного мероприятия выявлен факт незаконного осуществления трудовой деятельности в обществе гражданина Китайской Народной Республики Ван Вэньчжоу, 22 . 06.1958 года рождения. Ван Вэньчжоу осуществлял трудовую деятельность в должности специалиста по обслуживанию деревообрабатывающих станков без разрешения на работу на территории Российской Федерации. За незаконное осуществление...

    Решение № 7-1008/2018 от 29 августа 2018 г. по делу № 7-1008/2018

    Решение № 7-1009/2018 от 29 августа 2018 г. по делу № 7-1009/2018

    Верховный Суд Республики Татарстан (Республика Татарстан) - Административные правонарушения

    Прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи. В подпункте «а» пункта 2 части 2 статьи 22 Закона № 109-ФЗ указано, что для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных пунктами 1 и 2 части 2 и...

    Решение от 29 августа 2018 г. по делу № А56-75878/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Колледж» на основании распоряжения № 15/4-335 от 18.05.2018 сотрудниками Отдела выявлено нарушение, выразившееся в неисполнении ЧПОУ «ИГТК» обязанности, предусмотренной статьями 20 и 22 Закона N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства...