Фразеологическими сращениями называются такие лексически неделимые словосочетания, значение которых не определяется значением входящих в них отдельных слов. Например, смысл оборотов бить баклуши - «бездельничать», с бухты-барахты - «необдуманно», содом и гоморра - «суматоха, шум», спустя рукава - «небрежно», как пить дать - «непременно» и других не мотивирован значением составляющих компонентов, так как, во-первых, в лексической системе современного языка нет полноценных по значению самостоятельно существующих слов баклуши, бухты, барахты, содом, гоморра ; во-вторых, значение слов бить, спустить (спустя), рукава, дать, пить оказывается в условиях данного словосочетания лексически ослабленным, даже опустошенным (ср.: основные значения бить - «наносить удары», спустить - «переместить сверху вниз», рукава - «часть одежды, покрывающая руку»; дать - «вручить», пить - «поглощать жидкость»).

Таким образом, основным признаком фразеологического сращения является его лексическая неделимость, абсолютная семантическая спаянность, при которой значение целого оборота не может быть выведено из значения составляющих его слов.

Семантически сращение в большинстве случаев оказывается эквивалентом слова («своеобразным синтаксически составным словом», по терминологии акад. В.В. Виноградова). Например: шиворот-навыворот - «наоборот», положа руку на сердце - «откровенно, чистосердечно», из рук вон - «плохо», трусу (или труса) праздновать - «бояться, опасаться» и т.д.

Грамматические формы слов, составляющих фразеологическое сращение, иногда могут изменяться. Например, в предложениях Прохор приглашал и Протасова: тот универсально образован и в горном деле собаку съел (Шишк.) или: - Что до тканей, в них я не знаток, о них спросить царицу Марью. Бабы на том собаку съели (А.К. Т.) - сохраняется зависимость между словом съел и субъектом действия: он съел, они съели и т.д. Однако на общее значение сращения такое изменение грамматических форм не оказывает влияния.

В некоторых сращениях грамматические формы слов и грамматические связи уже не могут быть объяснены, мотивированы с точки зрения современного русского языка, т.е. они воспринимаются как своего рода грамматические архаизмы. Например: от мала до велика, на босу ногу, средь бела дня, ничтоже сумняся (или сумняшеся ), так себе, куда ни шло, себе на уме, шутка сказать, диву даться и т.д. Устаревшие грамматические формы слов (а иногда и слово в целом) и немотивированные синтаксические связи лишь поддерживают лексическую неделимость оборота, его семантическое единство.

Синтаксически фразеологические сращения выступают в роли единого члена предложения. Например, в предложении Укорял он меня всю дорогу за то, что мы... ничего не делаем, работаем спустя рукава (С. Антонов) выделенное фразеологическое сращение выполняет функцию обстоятельства образа действия. В предложении Своею речью ставит вас в тупик (Вяземский) сращение является сказуемым.

Примечание . Фразеологические сращения по-другому называются идиомами (гр. idiōma - свойственное только данному языку неразложимое словосочетание, от греч. idios - своеобразный).

Фразеологическими сочетаниями называются такие устойчивые обороты, общее значение которых полностью зависит от значения составляющих слов. Слова в составе фразеологического сочетания сохраняют относительную семантическую самостоятельность, однако являются несвободными и проявляют свое значение лишь в соединении с определенным, замкнутым кругом слов, например: слово слёзно сочетается только со словами просить, умолять . Следовательно, один из членов фразеологического сочетания оказывается более устойчивым и даже постоянным, другой - переменным. Наличие постоянных и переменных членов в сочетании заметно отличает их от сращений и единств. Значение постоянных членов (компонентов) является фразеологически связанным. Например, в сочетаниях сгорать от стыда и тоска берет постоянными будут сгорать и берет , так как именно эти слова окажутся основными (стержневыми) элементами и в других фразеологических сочетаниях: сгорать - от стыда, от срама, от позора; сгорать - от любви; сгорать - от нетерпения, зависти; берет - тоска, раздумье; берет - досада, злость; берет - страх, ужас; берет - зависть; берет - охота; берет - смех . Употребление иных компонентов невозможно (ср.: «сгорать от радости», «берет улыбка»), это обусловлено существующими семантическими отношениями внутри языковой системы. Значения подобных слов являются в системе данных оборотов фразеологически связанными (см. § 2), т.е. реализуются только с определенным кругом слов.

От фразеологических сращений и единств фразеологические сочетания отличаются тем, что не являются абсолютно лексически неделимыми. Несмотря на фразеологическую замкнутость оборотов данного типа, даже лексически несвободные компоненты без ущерба для общего фразеологического значения могут быть заменены синонимом (ср.: потупить голову - опустить голову; сесть в лужу - сесть в калошу; насупить брови - нахмурить брови и т.д.). Это создает благоприятные условия для возникновения вариантов фразеологических единств, а нередко и синонимов.

Синтаксические связи слов в подобных оборотах соответствуют существующим нормам, по которым создаются и свободные словосочетания. Однако в отличие от последних эти связи устойчивы, неразложимы и всегда воспроизводятся в одном и том же виде, семантически присущем тому или иному фразеологизму.

Тришкин кафтан, человек в футляре, с корабля на бал, карась-идеалист и др. То же можно сказать и о пословицах, утративших назидательную часть, например: голод не тетка (уже забыто продолжение - пирожка не подсунет ), собака на сене (опущена вторая часть: сама не ест и другим не дает ) и т.д. Поговорки в большинстве своем входят в разные группы фразеологических оборотов.

Из сложных терминов к фразеологизированным выражениям относятся те, которые приобрели новое значение, например: абсолютный нуль - о малой значимости человека и т.п.

Фразеологическое сочетание слов

Фразеология (гр. phrasis - выражение + logos - учение) - наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер: вверх тормашками, попасть впросак, кот наплакал, спустя рукава . Фразеологией называется также вся совокупность этих сложных по составу устойчивых сочетаний - фразеологизмов .

Фразеологизмы, в отличие от лексических единиц, имеют ряд характерных особенностей.

1. Фразеологизмы всегда сложны по составу , они образуются соединением нескольких компонентов, имеющих, как правило, отдельное ударение, но не сохраняющих при этом значение самостоятельных слов: ломать голову, кровь с молоком, собаку съел. (Не принадлежат к фразеологизмам предложно-падежные сочетания типа с кондачка, под мышкой .)

2. Фразеологизмы семантически неделимы , они имеют обычно нерасчлененное значение, которое можно выразить одним словом: раскинуть умом - "подумать", пятое колесо в телеге - "лишний", вверх тормашками - "навзничь", кот наплакал - "мало" и т.д. Правда, эта особенность свойственна не всем фразеологизмам. Есть и такие, которые приравниваются к целому описательному выражению садиться на мель - "попадать в крайне затруднительное положение", нажимать на все педали - "прилагать все усилия для достижения или выполнения чего-либо". Такие фразеологизмы возникают в результате образного переосмысления свободных словосочетаний.

3. Фразеологизмы в отличие от свободных словосочетаний характеризует постоянство состава . Тот или иной компонент фразеологизма нельзя заменить близким по значению словом, в то время как свободные словосочетания легко допускают такую замену. Например, вместо кот наплакал нельзя сказать "кошка наплакала", "котенок наплакал", "щенок наплакал", вместо раскинуть умом - "разбросить умом", "раскинуть головой"; (ср. свободные словосочетания читаю книгу, просматриваю книгу, изучаю книгу, читаю роман, читаю повесть, читаю сценарий ).

Однако некоторые фразеологизмы имеют варианты : от всего сердца - от всей души, наводить тень на плетень - наводить тень на ясный день. Тем не менее существование вариантов не означает, что в этих фразеологизмах можно произвольно обновлять состав: нельзя сказать "от всего духа", "от всего сознания" , а также "наводить тень на забор" (на ясное утро ).

4. Фразеологизмы отличает воспроизводимость . В отличие от свободных словосочетаний, которые строятся нами непосредственно в речи, фразеологизмы употребляются в готовом виде, такими, какими они закрепились в языке, какими их удерживает наша память. Так, сказав закадычный , мы обязательно произнесем друг (не: приятель, знакомый, юноша, товарищ ), заклятый может быть только враг (не недруг, вредитель ). Это свидетельствует о предсказуемости компонентов фразеологизмов.

5. Большинству фразеологизмов свойственна непроницаемость структуры : в их состав нельзя произвольно включать какие-либо элементы. Так, зная фразеологизм потупить взор , мы не вправе сказать "низко потупить взор", "еще ниже потупить взор", "потупить печальный взор" и т. д. Исключение составляют фразеологизмы, которые допускают вставку некоторых уточняющих слов разжигать страсти - разжигать роковые страсти .

Структурной особенностью отдельных фразеологизмов является наличие у них усеченной формы наряду с полной : пройти сквозь огонь и воду (...и медные трубы); выпить чашу - выпить горькую чашу (до дна), семь раз отмерь (...один раз отрежь) . Сокращение состава фразеологизма в подобных случаях объясняется стремлением к экономии речевых средств.

6. Фразеологизмам присуща устойчивость грамматической формы их компонентов: каждый член фразеологического сочетания воспроизводится в определенной грамматической форме, которую нельзя произвольно изменять. Так, нельзя сказать "бить баклушу", "вытачивать лясу" , заменив формы множественного числа баклуши, лясы формами единственного числа, не употребляют полное прилагательное вместо краткого во фразеологизме на босу ногу и т. д. Лишь в особых случаях возможны вариации грамматических форм в составе отдельных фразеологизмов: греть руку - греть руки; слыхано ли дело - слыханное ли дело.

7. Для большинства фразеологизмов характерен строго закрепленный порядок слов . Например, нельзя переставить компоненты в фразеологизмах все течет, все изменяется, ни свет ни заря; кровь с молоком и др. В то же время фразеологизмы глагольного типа, т е. состоящие из глагола и зависящих от него слов, допускают перестановку компонентов: набрать в рот воды - в рот воды набрать; не оставить камня на камне - камня на камне не оставить .

Неоднородность структуры ряда фразеологизмов объясняется тем, что фразеология объединяет довольно пестрый языковой материал, причем границы некоторых фразеологических единиц очерчены недостаточно определенно.

Изучения любого языка начинается с изучения письменности, затем учат произношение звуков и, наконец, все это слагается в слова. И если на первых порах правила образования фраз заучить становится легко, и, в принципе, можно запомнить некую закономерность, с помощью которой в языке образуются части речи, то камнем преткновения всегда останутся они - фразеологические единства, или, проще говоря, - идиомы, которые выучить можно только путем долгой зубрежки и никак иначе.

Для чего нужны фразеологические единства

Впрочем, не нам, русскоговорящим людям, жаловаться на невозможность понять на другом языке, поскольку у русских людей всегда найдется эдакое «красное словцо», которое полностью описывает текущую ситуацию.

Русский язык считается одним из самых сложных в изучении из-за наличия множества времен, спряжений глаголов, способов образований новых частей речи, но вот самое убийственное - это как раз таки идиомы, те самые фразеологические сращения, единства. Посоперничать с богатством крылатых выражений русский язык может разве что с китайским.

Идиомы употребляются в речи с целью украсить ее, сделать более интересной, реже - чтобы придать определенную эмоциональную окраску. Не всегда даже сами носители языка знают, откуда произошло то или иное выражение, но всегда с удовольствием используют в своей речи устойчивые выражения.

Чтобы понять, что значат некоторые выражения в каком-либо языке, нужно поближе познакомиться с менталитетом этого народа, изучить их привычки и повадки, правила жизни. И тогда, возможно, вся эта каша из слов станет более понятной.

Что такое фразеологизмы и идиомы?

Сложнее всего объяснить нелогичное сочетание слов детям, ведь в их понятии мир логичен и последователен, а значит, фразеологические единства - это что-то выпадающие из привычного хода событий, и надо найти этому объяснение.

Для начала следует разобраться со всей этой путаницей: фразеологические сращения, фразеологические единства и фразеологические выражения - все это одно и то же или между ними все-таки есть различия? Да, на самом деле между ними для лингвистов и филологов различия чуть ли не колоссальные, а для простых людей все это - идиомы. Но если объяснять вкратце, то:

  • Фразеологическое сращение - это неделимое сочетание слов, поскольку если эти слова разделить, то теряется общий смысл всей фразы. Иначе говоря, соединяясь между собой, слова образуют совершенно новый, переносный смысл.
  • Фразеологическое единство - в отличие от первого варианта, в этом случае слова все же употребляются в своем прямом значении, и фразу, в принципе, возможно понять, даже переведя ее на другой язык: аллегорический образ все же просвечивается.
  • или выражения характеризуются тем, что у них есть одно постоянное слово, которое может сочетаться с другими переменными. Проще говоря, это метафорическое выражение своих чувств, которое как раз таки более понятно из всего вышеперечисленного.

Примеры фразеологизмов

С подбором идиом у любого человека не возникает никаких проблем. Все знают устойчивые выражения «валять дурака», «бить баклуши», «из рук вон», «с бухты-барахты», «согнуть в три погибели», «всыпать по первое число» и так далее. Эти сращения неделимы сами по себе, отсоединить эти слова друг от друга - значит разрушить саму каноничность высказывания. Примеры таких фраз встречаются в повседневной жизни настолько часто, что русскому человеку совершенно не режет ухо употребление таких сочетаний, зато иностранцу очень долго придется объяснять, кто такой дурак и почему его надо валять.

Всем знакомы выражения «плыть по течению», «грызть гранит науки», «ловить на живца», «буря в стакане воды», «не покладая рук» и так далее. Это уже фразеологические единства. Примеры таких выражений встречаются даже чаще идиом. И поскольку они не режут слух носителям языка, порой мы этого даже не замечаем.

Сочетания и единства

Немного сложнее все с фразеологическими сочетаниями, поскольку тут действительно потребуется фантазия для того, чтобы понять человека. Русские люди, например, очень любят «сгорать» от своих чувств, будь то стыд, обида или любовь. Или вот еще: ну не понять иностранцу, куда все-таки русские несут бред или околесицу. То есть в этих выражения есть постоянное слово, которое используется в переносном значении, и второе переменное слово.

Как видно из описания, фразеологические единства и фразеологические сочетания понять иностранцу порой гораздо легче, а вот со сращениями способ борьбы только один: заучивать их наизусть. И желательно лишний раз не интересоваться у русского, что такое «лепта», «баклуши» или «аршин» - он и сам, честно говоря, не знает.

Народный фольклор

Взгляд на мир у многих поколений формируется путем передачи информации от родителей к детям, и так на много поколений вперед. Стихотворения, песни, сказки, былины, скороговорки, пословицы и поговорки - все это устное народное творчество, причем у каждого народа оно свое. Изучая культуру предков, зачастую гораздо проще понять, как в то время вели себя и думали над чем-либо люди, и так же легче понять, где премудрости тех времен нашли себе место в современной науке.

Фразеологические единства есть не что иное, как те же самые поговорки, которыми люди разговаривали раньше. В. И. Даль, например, любил путешествовать по деревням и увековечивать такие выражения, записывать их и пояснять. И отчасти это его заслуга, что многие выражения сохранились и по сей день.

Чем же

Тем, что, как правило, несут в себе определенному поучительную мораль, заключенную в одном предложении. То есть предложение можно перефразировать, заменить или упустить некоторые слова, сохранив при этом смысл - оно не является единым целым, в отличие от поговорок, слова в которых неизменны. Именно поговорками зачастую описывали ситуации, выражали эмоции, да и просто общались на Руси.

Откуда берутся крылья

Большинство идиом и устойчивых выражений известно еще с тех времен, когда Россия была Русью, а Киев - матерью городов русских, но нельзя отрицать, что сильное влияние на словарный запас оказывают и классические писатели, крылатые фразы которых так полюбились людям.

Самое известное русское произведение, откуда позаимствовано множество выражений - это «Горе от ума» Грибоедова. Всем знакомы фразы: «свежо предание», или возглас «Карету мне, карету!», или же «Сюда я больше не ездок». Но мало кто знает, что все это взято из великого русского произведения. Нередко и само название пьесы используют как фразеологизм.

Выражения из произведений Пушкина, Толстого, Булгакова и многих других классиков настолько плотно вошли в речь, что уже потеряли свои корни. Оттого-то она и классика, что знакома всем.

Говоря о крылатых фразах, невозможно не упомянуть и советское кино, когда многие книги к тому же и экранизировались. Достаточно вспомнить «Золотого теленка»! «Утром деньги - вечером стулья», - может сказать русский человек и и даже не подумает о том, как воспринимаются фразеологические единства такого рода иностранцами. Кому-то это может показаться наглостью, но мы-то поймем отсылку к Остапу Бендеру и даже вместе посмеемся.

Фразеология в повседневности

Многие из нас даже не задумываются, почему мы используем те или иные выражения и где растут ноги у этих высказываний. Фразеологические единства, примеры которых любой русский человек вспомнит незамедлительно, на самом деле отражают менталитет, обычаи и мышление народа.

Для примера можно рассмотреть отличие двух устойчивых фраз в русском и в английском языке: «Сделай или умри!» - говорят англичане. В то же время русский человек скажет наоборот: «Умри, но сделай», что означает бесстрашие перед смертью.

Или другое выражение: «отдать последнюю рубаху», которое говорит о привычке жертвовать всем ради благополучия других людей.

Русское сердце

Заслуживают внимания и фразеологизмы, в которых затронуто сердце. «Разбить сердце», «от всего сердца/от всей души», «сердце замирает», «сердце кровью обливается» и так далее. Дело в том, что в большое внимание уделяется внутреннему миру человека. Издавна считается, что в груди живет душа, в самом сердце скоплены все чувства и самое сокровенное.

Фразеологическое единство «положа руку на сердце» возникло из-за обычая класть руку на грудь, когда кто-то говорит искренне. Этот жест говорит о том, что человек буквально открывает перед другим свое сердце и таким образом подтверждает истину своих слов. Вспомните обычай давать клятву на Библии, при этом ведь на нее кладут руку. Но что делать, если книги под рукой нет? Положить руку на то, что свято для человека в такой же мере, как упомянутая книга. Поэтому он и кладет руку на сердце.

Фразеологизмы в английском языке

Не только русский язык порой вводит в сочетанием несочетаемого, - фразеологические единства в английском языке тоже присутствуют. Некоторые из них связаны с историей, другие - с менталитетом и привычками англичан.

Самое распространенное английское выражение, пожалуй, звучит так: "Every cloud has a silver lining". Как и в случае с русским, перевести это дословно даже не стоит пытаться. Стоит просто запомнить, что это выражение звучит как подбадривание, мол, «все не может быть настолько плохо».

Англичане любят поедать слова. Прямо так и говорят: "To eat one"s words", что очень похоже по смыслу на русское «забрать слова обратно». Многие выражения в английском языке часто имеют аналоги в русском, и наоборот, поэтому понять некоторые фразеологические единства как русским, так и англичанам легко.

Китайские фразеологические единства

Соперничать с русским языком в плане численности различных выражений может разве что китайский язык. В нем, как известно, около тысячи иероглифов и в разы больше слов. В одном жители Поднебесной похожи на русских совершенно точно: и по сей день в их родном языке сохранились выражения, придуманные еще в прошлые века далекими предками. Китайцы относятся к истории своего народа очень бережно, а потому и союзные фразеологические единства в китайском языке, несмотря на то, что грамматика с тех времен значительно поменялась, сохранились и по сей день.

Отличительной особенностью емких высказываний в китайском является то, что такие фразы там, как правило, состоят из двух частей: первая - само вторая часть - пояснение того, что имеется в виду. Например: 守株待兔 - «ждать у моря погоды», «уповать на судьбу». Для переводчиков китайского особенно интересно переводить такого рода фразеологизмы, поскольку они формировались еще тогда, когда даже письменность была другой.

Фразеологические сочетания

Фразеологическое сочетание - это устойчивое выражение, в котором у одного из компонентов есть буквальное (словарное) значение, т.е. это частично мотивированные словосочетания. Фразеологические сочетания являются устойчивыми оборотами, однако их целостное значение следует из значений составляющих их отдельных слов.

По сравнению с фразеологическими сращениями и единствами, фразеологические сочетания семантически делимы, т.е. в их составе допускается замена или подстановка отдельных слов. В русском языке, например, в словосочетаниях "сгорать от любви, ненависти, стыда, нетерпения " слово "сгорать " является постоянным членом с фразеологически связанным значением.

В английском языке словосочетания: "to show one "s teeth " - "огрызаться" (дословно - "показывать свои зубы"). Семантическую самостоятельность в этом сочетании проявляет слово one "s - "чьи-то". Его можно заменить на такие слова, как: my, your, his и т.д.; "to talk through one "s hat " - "нести вздор, пороть чепуху" (дословно говорить сквозь шляпу); "to burn one "s fingers " - "обжечься на чём - либо" (дословно обжечь свои пальцы).

Фразеологические единства

Фразеологическое единство - выражения с единым целостным значением, которое возникает путем слияния значений лексических компонентов.

Для фразеологического единства характерна образность; каждое слово должно имеет своё значение, но в конечном итоге, они приобретают переносный смысл. Как правило, фразеологизмы такого типа являются тропами с метафорическим значением (например, "грызть гранит науки ", "пускать пыль в глаза ", "плыть по течению ", "держать камень за пазухой ", "уйти в свою скорлупу ", "из пальца высосать ", "кровь с молоком "). Отдельные слова, которые входят в его состав, семантически несамостоятельны, и значение каждого из компонентов подчинено единству общего образного значения всего фразеологического выражения в целом. Следует отметить, что при дословном переводе иностранец сможет догадаться только о смысле словосочетания.

Так же как и идиомы, фразеологические единства семантически неделимы, их грамматические формы и синтаксический строй строго определены. Замена слова в составе фразеологического единства, в том числе и подстановка синонима, ведёт к разрушению метафоры (например, гранит науки o базальт науки) или изменению экспрессивного смысла: попасться на удочку и попасть в сети являются фразеологическими синонимами, но выражают разные оттенки экспрессии . Но, в отличие от идиом, единства подчиняются реалиям современного языка и допускают в речи вставку других слов между своими частями. Например, "довести" (себя, его, кого-либо) до белого каления, "лить воду на мельницу" (чего-либо или кого-либо) и лить воду на (свою, чужую и т.п.) мельницу. В английском языке примеры фразеологических единиц: зайти в тупик, бить ключом, держать камень за пазухой, водить за нос; англ. "to know the way the cat is jumping " - "знать, куда ветер дует" (дословно -

"знать, куда прыгнет кошка"). Выражение "to be born with a silver spoon in one "s mouth" имеет значение "родиться в сорочке" (дословно родиться с серебряной ложкой во рту); "at the drop of the hat - " немедленно, в тот же час, по малейшему поводу" (дословно в момент падения шляпы); "to keep a dog and bark oneself " - "выполнять работу своего подчиненного" (дословно облаять, обругать, сорвать раздражение, злость).

Фразеологические сочетания

Фразеологическими сочетаниями называются такие устойчивые обороты, общее значение которых полностью зависит от значения составляющих слов. Слова в составе фразеологического сочетания сохраняют относительную семантическую самостоятельность, однако являются несвободными и проявляют свое значение лишь в соединении с определенным, замкнутым кругом слов, например: слово слёзно сочетается только со словами просить, умолять. Следовательно, один из членов фразеологического сочетания оказывается более устойчивым и даже постоянным, другой - переменным. Наличие постоянных и переменных членов в сочетании заметно отличает их от сращений и единств. Значение постоянных членов (компонентов) является фразеологически связанным. Например, в сочетаниях сгорать от стыда и тоска берет постоянными будут сгорать и берет, так как именно эти слова окажутся основными (стержневыми) элементами и в других фразеологических сочетаниях: сгорать - от стыда, от срама, от позора; сгорать - от любви; сгорать - от нетерпения, зависти; берет - тоска, раздумье; берет - досада, злость; берет - страх, ужас; берет - зависть; берет - охота; берет - смех. Употребление иных компонентов невозможно (ср.: «сгорать от радости», «берет улыбка»), это обусловлено существующими семантическими отношениями внутри языковой системы. Значения подобных слов являются в системе данных оборотов фразеологически связанными (см. § 2), т.е. реализуются только с определенным кругом слов.

От фразеологических сращений и единств фразеологические сочетания отличаются тем, что не являются абсолютно лексически неделимыми. Несмотря на фразеологическую замкнутость оборотов данного типа, даже лексически несвободные компоненты без ущерба для общего фразеологического значения могут быть заменены синонимом (ср.: потупить голову - опустить голову; сесть в лужу - сесть в калошу; насупить брови - нахмурить брови и т.д.). Это создает благоприятные условия для возникновения вариантов фразеологических единств, а нередко и синонимов.

Синтаксические связи слов в подобных оборотах соответствуют существующим нормам, по которым создаются и свободные словосочетания. Однако в отличие от последних эти связи устойчивы, неразложимы и всегда воспроизводятся в одном и том же виде, семантически присущем тому или иному фразеологизму.

Фразеологические сочетания - достаточно многочисленная по составу и весьма распространенная по употреблению группа.