Честная глава Пророка и Предтечи Господня Иоанна

Святое Предание рассказывает нам о том, что после усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала в своем дворце в “безчестном месте”. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Благочестивой Иоанне, жене царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука - Лк. 8, 3) было известно, где Иродиада закопала честную главу. И она тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской - в одном из поместий Ирода.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует и Евангелие (Мф. 14, 2).

Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

Второе обретение главы Иоанна Предтечи

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина , его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться честному Кресту и гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил св. Иоанн Предтеча обрести свою честную главу. Нам известно только, что это было открыто им во сне и что после обретения честной главы в указанном им месте они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Емесы (ныне Хомс), вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Предтеча не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему самим Провидением мешком.

Господь, ради главы Иоанна Крестителя, благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал честную главу своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.

Однако, по Промыслу Божию честная глава, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, зараженному ересью Ария . Приходившие к нему больные люди получали у него исцеления, не ведая, что причиной тому было не мнимое благочестие последнего, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре злочестие его было раскрыто, и он был изгнан из Емесы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.

По прошествии многого времени милостью Божией произошло второе обретение честной главы. Об этом нам известно доподлинно по описанию как самого архимандрита Емесской обители Маркелла, так и из жития преподобной Матроны (память 9 ноября), написанного св. Симеоном Метафрастом . По сказанию первого, честная глава открылась ему 18 февраля года. Спустя неделю епископом эмесским Уранием было открыто ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в Емесу в новосозданную церковь во имя Иоанна Предтечи. Все эти события сопровождались как исцелением больных, так и чудесным обличением неверия некоторых клириков.

Через некоторое время честная глава св. Иоанна была перенесена в Константинополь , где находилась вплоть до воцарения иконоборческой ереси . Благочестивые христиане, покидая Константинополь , тайно вынесли с собой главу Иоанна Предтечи и спрятали ее в Команах (неизвестно, о каких Команах идет речь - Каппадокийских или Понтийских).

Третье обретение главы Иоанна Предтечи

После утверждения православия на константинопольском соборе 842 года честную главу возвратили в византийскую столицу около года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение главы св. Иоанна Крестителя.

Студийская частица

В году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе.

В этот собор была перенесена и главная его святыня: лицевая часть честной главы святого Иоанна.

Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания честной главы приехал в году святой Людовик, король Франции. Затем приезжали его сын – Филипп III Смелый, Карл VI и Карл VII, которые сделали большие приношения для украшения мощей.

В году папа римский Климент VIII , желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей св. Иоанна.

После революции года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.

Реликварий честной главы св. Иоанна Предтечи оставался в соборе до ноября года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а честную главу приказали отправить на кладбище. Но воля высокого начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув (Louis-Alexandre Lescouve) тайно вернулся в сокровищницу и забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну (Lejeune). В году глава св. Иоанна была возвращена в собор.

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в Средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

Новый всплеск интереса к мощам произошел в середине века, а именно в году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно св. Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.

Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене , второй – в Париже . По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами.

По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  1. Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  2. С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает “кости Средних веков”.
  3. Лицевая часть, называемая головой св. Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем “кости Средних веков”. С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости Мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 1000 и 2500 лет.
  4. Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25-40 годами).
  5. Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому “средиземноморским” (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

Использованные материалы

  • Страницы календаря портала Православие.ру :

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 7 июня, Православная Церковь совершает празднование в честь третьего обретения главы святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Пророк Иоанн Креститель - после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники (по новому стилю): 6 октября - зачатие, 7 июля - рождество, 11 сентября - усекновение главы, 20 января - собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта - первое и второе обретение его главы, 7 июня - третье обретение его главы, 25 октября - праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа.

Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью - постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов.

Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями - схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...»

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира (Ин. 1, 29). Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства.

Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери.

Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.

За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, покинутой ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка - его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петербурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел.

В царствование Константина Великого два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Иоанн Креститель прославляется Церковью как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Третье обретение честнóй главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи со ссылкой святителя Иоанна Златоуста глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810-820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле.

Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который отправил посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая по старому стилю положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Святом Афоне.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского;

сщмч. Ферапонта , еп. Кипрского;

прмц. Елены Коробковой;

прмч. Тавриона Толоконцева.

Всех, кто носит эти святые имена, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам мира душевного, здравия телесного и неоскудевающей помощи Божией по молитвам ваших небесных покровителей! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

Материал по теме

История честной главы Крестителя Господня– на ее счету было три обретения – очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения: каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предтечи. Рассказать, какие аргументы ученый мир приводит пользу той или иной святыни, мы попросили Тимофея Китниса, историка и руководителя Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

После усекновения главы Иоанна Предтечи, тело его забрали ученики и похоронили в самарийском городе Севастия, а честная глава была выброшена Иродиадой на свалку. Однако жена царского домоправителя Хузы тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и захоронила на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода .

Первое обретение честной главы произошло в IV веке, когда эта земля уже принадлежала благочестивому вельможе Иннокентию , который решил построить на ней церковь.

В дальнейшем, после ряда событий, глава Иоанна Предтечи оказалась закопанной в пещере около города Емесса. В 452 году произошло ее Второе обретение, когда ее нашел архимандрит местного монастыря Маркелл .

Третье обретение честной главы произошло около 850 года. Во время набегов сарацин святыня была перенесена из Емессы в Команы, где в годы иконоборчества ее закопали в землю.

После того, как ересь иконоборчества была побеждена, патриарху Игнатию было явлено во сне место, в котором находилась честная глава. Патриарх сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, в результате чего произошло Третье обретение главы святого Иоанна Предтечи. После этого святыня была перенесена в Константинополь, где ее положили в придворной церкви.

Сегодня в Команском монастыре свт. Иоанна Златоуста была совершена праздничная Божественная Литургия, на которой молитвенно воспоминали и чествовали Третье обретение честной главы Иоанна Предтечи. Ее совершил игумен монастыря, председатель ОВЦС Абхазской Православной Церкви игумен Игнатий (Киут).

Святая Православная Церковь сохранила Священное Предание о трёх обретениях главы Предтечи Иоанна Крестителя, в честь каждого установлено празднование.

Первое обретение произошло в IV веке, второе - в V веке, а третье – в IX веке.

Согласно церковному преданию, Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце, откуда она была вынесена благочестивой служанкой (имя которой было Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода) и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе.

Спустя годы вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва для фундамента, он обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от неё знаменьям. После обретения главы, Иннокентий её бережно хранил, но перед смертью, опасаясь, что реликвия будет поругана, спрятал её в своей церкви, которая спустя время обветшала и разрушилась.

В правление императора Константина Великого, в Иерусалиме глава Иоанна Предтечи была найдена двумя монахами-паломниками, которые прибыли в город поклониться Гробу Господню. Одному из них явился Иоанн Креститель и указал место, где находилась глава. Монахи взяли её с собой и положили реликвию в мешок из верблюжей шерсти, но, проявив леность, отдали нести реликвию встретившемуся им гончару из сирийского города Емессы. По преданию, явившийся святой повелел горшечнику оставить неблагочестивых монахов и принять на хранение святыню.

Всю жизнь он бережно хранил реликвию, каждый день возжигал светильники и молился. Перед смертью гончар, по велению Иоанна Крестителя поместил главу в водоносный сосуд, запечатал и передал своей сестре. Он наказал сестре бережно хранить реликвию, а перед смертью передать её благочестивому христианину. Позднее реликвия оказалась у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Позднее над пещерой возник монастырь и в 452 году явившийся, по преданию, архимандриту обители Иоанн Креститель указал на место сокрытия своей главы. Она была найдена и перенесена в Константинополь.

Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений. В 842 году на Констанинопольском соборе было восстановлено иконопочитание. После собора, согласно церковному преданию патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказу императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте.

После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви. Феодору Студиту приписывается Речь на обретение главы Иоанна Предтечи в которой описывается история её третьего обретения. Православная церковь отмечает первое и второе обретение 9 марта (24 февраля по юлианскому календарю), а третье обретение отмечается 7 июня (25 мая). Но так как в этом году празднование совпало с Троицкой и родительской субботой, службы были перенесены на два дня ранее.

Тропарь Предтечи

Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже, за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.

Кондак Предтечи

Плотскаго Твоего пришествия убоявся,/ Иордан страхом возвращашеся;/ пророческое же служение исполняя,/ Иоанн трепетом спряташеся;/ Ангельския чини ужасахуся,/ зряще Тя, во струях плотию крещаема;/ и вси, сущии во тьме, озаряхуся,// воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Православные 7 июня (по новому стилю) празднуют третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Афонская обитель Дохиар отмечает панигир.

После усекновения главы Предтечи, его ученики похоронили тело учителя в Севастии, а главу спрятала Иродиада в недостойном для погребения месте. Согласно Евангелие от Луки, благочестивая Иоанна, которая была женой царского домоправителя Хузы, тайно взяла главу святого, поместила ее в сосуд и погребла на Елеонской горе.

Спустя много лет поместьем овладел благочестивый вельможа по имени Иннокентий, который начал строить там храм. Когда стали копать ров для фундамента – нашли сосуд с главой Иоанна Крестителя. Так произошло первое обретение главы. Иннокентий бережно хранил святыню, а потом закопал ее там же, где и нашел, чтобы не допустить поругания над ней.

Второе обретение главы Иоанна Крестителя произошло во времена правления равноапостольного царя Константина Великого. Тогда двум инокам, которые пришли на Святую Землю, дважды явился святой Иоанн Предтеча и сообщил, где сокрыта его глава. Ее обрели и положили в мешок из верблюжьей шерсти. По дороге они встретили горшечника и доверили ему нести эту ношу. Ему также явился святой Предтеча и сказал уйти от иноков с тем, что было у него в руках.

Горшечник послушался и хранил главу у себя дома. Незадолго до смерти он поместил ее в сосуд и отдал сестре. Святыня хранилась у христиан, пока ее не завладел священник Евстафий, впавший в ересь арианства. Больные исцелялись, а он приписывал эти чудеса арианству. Когда эту ложь и кощунство обнаружили, он сбежал. Святыню он закопал в пещере, недалеко от Емессы. Он хотел вновь вернуться и продолжить обманывать людей. Но Господь не допустил этого.

В той пещере поселились иноки, а затем на этом месте возникла обитель. В 452 году настоятелю монастыря - архимандриту Маркеллу святой Иоанн Предтеча в видении открыл место, где хранилась его глава.

Во время, когда святитель Иоанн Златоуста был в ссылке, главу святого Иоанна перенесли в Емесу. Во времена набегов сарацин (около 810-820 гг.) - в Команы и там, в иконоборческий период святыню вновь закопали. После Торжества Православия и возвращения иконопочитания, Патриарху Игнатию во время ночной молитвы открылось свыше, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Патриарх рассказал об этом императору, который отправил людей в Команы, и в третий раз обрели главу, в указанном Патриархом месте. Это произошло около 850 года.

Затем святыню вновь перенесли в Константинополь, в придворную церковь. Сейчас честная глава Иоанна Крестителя хранится в студийском Предтеченском монастыре, а часть - на Афоне, в обители Дохиар.