Ночь с 6 на 7 июля наши предки считали волшебной. В наступивший день они отмечали древний праздник Ивана Купалы. Как известно, славяне до прихода православия поклонялись многочисленным богам,

одним из которых был бог плодородия Иван Купала. Его описывали как прекрасного молодого мужчину в венке из желтых цветов.

Согласно легенде, разлученный в раннем детстве со своей родной сестрой, Купала, встретив ее через много лет, женился на ней, не предполагая, что связал себя узами с родственницей.

Закончилась эта история трагически: узнав правду, брат и сестра покончили собой, утопившись.

Отсюда и эротический характер праздника. В этот день допускалась относительная свобода интимных отношений. Считалось, что, пройдя через них, человек очищается. А для приведения себя в «нужное» состояние славяне пили особые отвары трав, действовавшие как современная виагра.

По поверью, в ночь на Ивана Купалу деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестом листьев. Беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

"Подготовка к празднику была полна магических действ. Рано утром женщины черпали росу. Для этого брали чистую скатерть, простыню и какую-либо посудину. На лугу скатерть катали по росе и затем отжимали в емкость. В купальской росе также омывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую болесть, а также, чтобы с лица исчезли угри и прыщи."

Иногда купальскую росу использовали в доме - ею обрызгивали стены и мебель, чтобы в дом не проникли болезни и не водились клопы.

Купальская роса использовалась и при болезнях глаз. Нужно было только, чтобы страдающий глазами сам умылся ею.

Помимо росы в этот день целебна всякая вода - речная, колодезная, ключевая и даже из-под крана. А также масло, которое собирали на муравейниках.

На празднике люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, составляли и водили хороводы, пели песни, а старики добывали из деревьев живой огонь и разжигали костры из жертвенных трав. В середину костра ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом - символом солнца.

Парни и девушки всю ночь и весь день веселились у костров, прыгали через них по одному и парами, взявшись за руки: кто удачнее и выше, тот и счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.

Перепрыгивали и через крапивные кусты, чтобы очиститься от скверны. Над кострами матери сжигали сорочки больных детей, полагая, что от этого болезни уйдут.

Ночь желаний

В магический костер было принято бросать наговоренные вещи. Наговор на вещь делался следующим образом: брали, например, носовой платок, подносили его к губам, чтобы коснуться своим дыханием, и трижды шепотом произносили те болезни, неприятности или качества характера, которые хотели сжечь в огне купальской ночи. После этого прыгали через костер и сразу бросались в воду.

Девушки опускали в реку березовые венки с зажженными свечками, гадая таким образом на любовь. Если венок тут же тонул - милый разлюбил, и выйти замуж за него не удастся. Поплыл без всяких помех на середину реки – к скорому замужеству, а если тут же прибился к берегу – к долгой холостой жизни.

Одинокие девушки, несчастные в любви, чтобы приворожить избранника, в полночь на Ивана Купалу должны были трижды обежать вокруг ржаного поля. Желательно обнаженными. Считалось, что пока нагая красавица «нарезает» круги, возлюбленный будет видеть ее во сне, а наутро поймет, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю свою жизнь.

Существовал также обычай в этот день париться в бане с вениками из цветов иван-да-марьи и есть кутью, которую варили из ячменя и заправляли маслом.

Ночью купались в росе, а днем в реках, обливали водой каждого встречного, плясали вокруг украшенного дерева, которое величали «Марой», погружали его в воду, а сами пели песни, что «Марена» утонула.

Несмотря на то что купание в реке считалось обязательным, на Купалу оно было опасным, так как именинником в этот день был сам водяной, который терпеть не может, когда на его именины в воду лезут люди. Поэтому и мстит им, топит всякого неосторожного.

"Если у вас есть заветное желание – 7 июля оно вполне может исполнится. Нужно только в этот день двенадцать огородов (заборов) перелезть."

В ночь на Ивана Купалу расцветают волшебные травы: сон-трава, тирлич, колюка, разрыв-трава, одолень-трава, папоротник.

До сих пор многие верят, что папоротник расцветает чудесным огненным цветком, который указывает все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

По преданию, около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше и выше, затем зашатается, перевернется и запрыгает, а в 12 часов ночи разрывается с треском и появляется огненно-яркий цветок, на который даже смотреть больно. Если его в этот момент не сорвать, им тут же завладеет нечистая сила, незримо присутствующая рядом.

Проделки нечистой силы

В ночь на Ивана Купалу и весь последующий день ведьмы и прочая нечисть получают невероятную силу и изо всех сил стараются причинить всевозможный вред людям и животным.

Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу. Слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и поэтому в это время делается очень опасной: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.

Для предохранения себя от нечистой силы кладут на окнах жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов - молодое осиновое деревце, вырванное с корнем.

У ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом прошлогоднего купальского костра. Обрызгав себя ею, ведьма теряет вес и может преспокойно лететь на шабаш на Лысую гору. Либо на помеле, либо на лошади. Поэтому лошадей на Купалу тщательно запирали в конюшне, так как обратно они с шабаша уже не возвращались.

В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё сельское население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.

Солнце в этот день действует с особенной живительной силой. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется».

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня – 12 июля, который рассматривали как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь шла на горку, где всю ночь гуляла, жгла костры и ждала солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

По поверью, родившиеся на Ивана Купалу чрезвычайно влюбчивы и всю жизнь ищут свой идеал.

Рождество Иоанна Предтечи

Иван Купала – народное название церковного праздника Рождества Иоанна Предтечи, Иоана Крестителя.
7 июля (24-е по старому стилю) – период летнего солнцеворота. Говорят, в этот день природа пребывает в самом соку, на вершине своих сил.

На языческой Руси в это время чествовалось божество земных плодов – Купала. Его представляли в виде красивого и веселого юноши с большим венком из трав и ярких цветов на голове, держащего в руках летние дары природы. В благодарность за щедрость Купале приносили жертвы – сжигали на кострах травы, а кроме того, водили хороводы, распевали славящие божество песни.

С приходом христианства в празднование Купалы вплелись традиции отмечаемого в это же время церковного праздника Рождества Иоанна Предтечи. Образ Иоанна Предтечи, по библейским сказаниям крестившего простой люд в водах реки Иордан, в народном сознании постепенно слился с образом божества Купалы, и его именем крестьяне прозвали святого Иоанна. А к языческим огненным обычаям присоединились обряды, связанные с водой, напоминающие о крещении как омовении в реке, по созвучию со словом «купать».

Огонь...

Как отголосок язычества в ночь на Ивана Купалу в деревнях разводили костры. Добывать живой огонь с помощью трения друг о друга сухих веток позволялось самому старшему и уважаемому мужчине из поселения или же самому красивому и удалому парню. Вокруг купальских костров всей деревней водили хороводы, пели песни. Не выйти на гуляние в эту ночь было дурной приметой.

Люди верили, что огонь в ночь на Ивана Купалу обладает очистительными свойствами. Поэтому все – от мала до велика – прыгали через костры, чтобы в пламени сгорело все плохое. Примечали: чем выше пролетишь над пламенем, тем будешь удачливее и здоровее. Матери сжигали на купальском огне одежду больных детей. Влюбленные перелетали через костер, держась за руки: если не расцепятся, будут жить вместе долго и счастливо. Считалось также, что, преодолевая огненную преграду, люди символично приносят себя в жертву божеству земных плодов.

Купальский огонь старались развести как можно выше, «чтобы искры долетали до неба»: на пригорке, холме, чаще возле реки. Крестьяне считали, что чем дальше он будет виден, тем лучше. На стол или расстеленную на земле скатерть выставляли собранную вскладчину закуску и выпивку.
В некоторых местностях люди поджигали закрепленное посреди костра на шесте колесо. Такой горящий круг, как и сам огонь, символизировал солнце.

Огонь в купальскую ночь играл важную роль – как олицетворение все того же светила. В старину верили, что солнце на Ивана Купалу выезжает из своих чертогов на трех конях: серебряном, золотом и бриллиантовом. Оно пляшет, играет на небе, рассыпая огненные звезды. Полагали также, что в это время Солнце играет свадьбу со светоносной красной девицей Зарей-зарницей. Обязательный обряд этой солнечной свадьбы – купание светила в водах.

...и вода

Языческие легенды о купании Солнца, евангельское крещение водой Иоанном Крестителем, называемым в Священном Писании предтечей Солнца (Христа), созвучие Купалы с «купать», почитание воды как стихии, без которой нет плодородия, легли в основу водных обрядов в ночь на Ивана Купалу и на сам купальский день.
Так же как и огонь, вода, по народным поверьям, в купальскую ночь обладала особыми свойствами. Крестьяне после гуляний у костра перемещались к открытым водоемам. Верили, что если искупаться до рассвета Иванова дня, весь год будешь здоровым, смоешь с себя сглаз и порчу. В языческие времена люди считали, что, купаясь, приносят своеобразную жертву божеству.

Как и на Крещение, вода во всех источниках в купальскую полночь становилась целебной.
Целебными свойствами наделялась и роса, утром покрывшая траву. На заре Ивана Купалы хозяйки выходили «черпать росу». Расстилали на влажной луговой траве чистые скатерти, а после выжимали впитавшуюся в них росу в кадушки. Ею умывались и для красы лица, и чтобы прогнать всякую «болесть», кропили стены домов и кровати, изгоняя тем самым нечистую силу.

Земля и травы

Свои соки и силу земля, вместе с солнцем и водой, передавала не только людям, но и растениям.
В ивановскую ночь крестьяне украшали себя венками, опоясывались травами. Многие отправлялись в лес или поле за лекарственными «зелиями» и «корениями», обладающими в это время наибольшей силой. Знатоками в этом деле были знахари. Они ведали, где какую травку взять, какие слова при этом прошептать.

Самые отважные отправлялись на поиски цветущего только в эту ночь папоротника. Верили, что сорвавшему и уберегшему его до первых петухов от манящей или пугающей нечистой силы, откроются все клады, помыслы людские и девичьи сердца.

Разгул нечисти

Купальская ночь считалась одной из самых страшных и таинственных в году. Верили, что в это время стираются границы между человеческим и потусторонним мирами. В эту ночь растения и животные разговаривали между собой, и люди могли слышать их голоса. А деревья якобы переходили с места на место.

Крестьяне говорили, что ведьмы, колдуны и прочая нечисть в ночь на Ивана Купалу собираются на шабаш. А та ведьма, которая почему-то не полетела на Лысую гору, попытается навредить людям: посевы потоптать-повыдергивать, молоко у коров увести, наслать неприятности в дом. Чтобы оградить себя и свое хозяйство от проделок нечистой силы, деревенские жители рассыпали пепел от купальского огня по полям, рисовали головешками кресты на окнах и дверях, вставляли в стены домов купальские травы.

Снятие запретов

Одной из особенностей купальской ночи было снятие запретов. После совместного купания холостые парни и девушки, молодые семейные мужчины и женщины уединялись в ближайших лесах и рощах вовсе не со своей второй половинкой.

По словам игумена Псковского Елизарьева монастыря Памфила, это было «мужем и отрокам великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девами растление». Девушек, забеременевших и родивших после этого праздника, охотно брали в жены. Замужних же из дому не выгоняли, так как стать отцом, пусть и неродного ребенка, родившегося после ночи на Ивана Купалу, было почетным.

В ночь на Ивана Купалу природа находилась на вершине своего расцвета. Люди так же, как и она, старались жить полной жизнью, соединиться со стихиями, взять у матушки-природы как можно больше и как можно лучше отблагодарить ее.

Иван Купала - один из древнейших славянских празднеств, напрямую связанный с летним солнцестоянием, днем, когда солнце достигает самой высокой точки в небе. Соответственно, и отмечают это событие как раз 23-24 июня. После этой знаменательной даты дни начинают убывать, Солнце теряет свою силу.

Иван Купала, также Иванов день — народный языческий праздник, отмечаемый в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и на Украине. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. До крещения праздник Ивана Купалы был приурочен к дню летнего солнцестояния (20-22 июня по старому стилю). C принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня по старому стилю. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля (в XX-XXI веках). В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию.

Название праздника возникло в результате постепенного наложения (в процессе христианизации) названия церковного дня в память Иоанна (Ивана) Крестителя (Иоанна Предтечи) на древний дохристианский (славянский) праздник Купалье, посвящённый языческому богу Купале, который является календарным, и приурочен к самой короткой ночи (21-22 июня).

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами.
Купаться в Иванов день — обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник — сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой.



Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки.

Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.

Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».


Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.


Народные поверья и обычаи
-В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.
-В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.


Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
-В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
-Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание сбудется.


Приметы на Ивана Купала

В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! (Девушки, прежде чем исполнить этот обряд, стоит поэкспериментировать с различным горючим материалом и выбрать что-нибудь наиболее долгогорящее:).

В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится! (Где наши лошадки и где та Лысая гора:).

В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов. (Интересно, что понимается под муравьиным маслом? Может быть, муравьиная кислота?).

В зачарованную купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. (Страшно оказаться в таком лесу, где деревья могут вспомнить обо всем зле, причиненном человеком?)

В полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: "Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!" (Эта примета подходит биологам. Кто, кроме них, сумеет отличить одну травинку от другой?).


На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет. (Возможно, так и произойдет, если скотина благополучно переживет нервный стресс от вида и запаха медвежьей головы).

Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется. (Все исполнится, особенно если вовремя сумеете убежать от разгневанных садоводов-огородников).

Если в праздник погода дождливая, спустя неделю наступят жаркие дни, которые простоят до конца августа.

Увидеть змею в праздник – к неприятностям.

Если в Купальскую ночь звезды яркие, а утром много росы, урожай овощей будет обильным.

Ребенок, рожденный в праздничную ночь, будет успешным, здоровым. Считается, что он с рождения наделен магическими способностями.

В этот день нельзя кушать ягоды – умершие родственники останутся голодными на том свете.

Девушкам не стоит принимать в этот день ни от кого, особенно от парней, никаких даров, в том числе, сладостей. В старину считалось, что они могут быть заговоренными на зло, потому что в день Ивана Купалы ведьмы и колдуны обретают особую силу.

Услышать в Купальскую ночью пение кукушки – к холодной осени.

Пение сверчка в эту ночь сулит добрую весть.

Уходя с празднования дня Ивана Крестителя, нельзя оборачиваться, чтобы посмотреть на костер. Считается, что, в противном случае, к человеку пристанет нечисть, и в течение всего года будет пить его энергию.

Защитить себя от злых сил на весь год поможет купание в водоеме на закате. О традициях, обычаях празднования дня Ивана Крестителя читай в .

Гадания, ритуалы, обряды в праздник Ивана Крестителя

На праздник Иван Купала молодые девушки любят гадать на суженного, счастье, здоровье, привлекают в свою жизнь любовь, суженного, читают молитву от одиночества.

Гадание на суженого

После бани с купальским веником, выйдя из бани, его нужно бросить назад. В какую сторону полетит веник, в той стороне живет суженый.

Гадание на замужество

В Купальскую ночь нужно собрать растения, закрыв глаза. Не глядя на букет, положить его под подушку, а на утро посчитать, сколько разных трав удалось собрать. Если их 12 и более, значит, в этом году быть замужеству.

Гадание на счастье

Сорвав два стебля любой травы, нужно вставить их в расщелину в доме. Через время, когда стебли подсохнут, нужно посмотреть, сплетаются ли они. Если да, судьба будет благосклонной, в отношениях с милым будет все хорошо. Смотрящие в разные стороны стебли – к ссорам с любимым, возможно, к расставанию.

Гадание на ромашках

Два цветка окунают в воду, смотрят, плывут ли они друг к другу. Если да – скоро в жизни появится суженый. В противном случае, встреча с ним случится нескоро.

Гадание на длину жизни

В праздничную ночь зажигают свечу. Сгоревшая до конца, она сулит долгие годы жизни. Если свеча потухнет, следует проявить осторожность, позаботиться о здоровье.

Гадание на пламени костра

Глядя на огонь, загадывают желание. Яркое пламя означает исполнение задуманного, слабый огонь говорит, что желание пока не сбудется.

Ритуал на добро, обряд на избавление от бед и несчастий

На листе бумаги нужно описать все неприятности, которые произошли в течение последнего года, а затем этот лист сжечь в купальском костре. Все беды уйдут, а человека будет ждать только добро.

Ритуал на счастье в личной жизни

Не причесавшись и не обувшись, замужние женщины собирают рассветную росу, читая такой заговор:

Заговор на счастье в личной и семейной жизни:

«Батюшка, Иван-Цвет, встала я нынче чуть свет. Перед иконой помолилась, в дверях перекрестилась, воды не испив, лица не умыв, языка не развязав, пояса не повязав. Дай мне, Купала, силу, чтобы я победила. Дай мне росы твоей собрать, чтобы сердце раба Божьего (имя) к любви призвать. Чтобы он, как роса в лугах, горел, играл, любил меня и не изменял, нигде бы ни с кем бы меня не забывал. Любил бы меня сейчас молодой, а в старости – седой и больной. Как хмель вьется вокруг забора, так бы и он вился вокруг моего подола. Как млеет утренняя роса, дожидаясь солнца, так ждал бы, дожидался раб Божий (имя) меня. Как мать без дитя мается, так бы и он без меня маялся и тосковал, никогда бы не забывал, словом плохим не называл меня, свою жену, рабу Божью (имя). Аминь. Аминь. Аминь»


Заговоренную росу нужно добавлять в пищу или напитки мужа.

Ритуал против одиночества на Иван Купалу

Перед ликом Божьей Матери зажигают 7 свечей, свяченых в храме, затем произносят молитву 40 раз:

Молитва от одиночества:

«О многострадальная Матерь Божья, превысшая всех дочерей земли по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобой на земле перенесенных, прими многоболезненные воздыхания наши и сохрани нас под покровом Твоей милости. Иного бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не ведомы, но, яко дерзновение имущая ко иже из Тебе рожденному, помози и спаси нас молитвами Своими. Да непреткновенно достигнем Царства Небесного, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единого Бога ныне и присно, и во веки веков. Аминь»


Ивана Купала считается одним из самых главных праздников, посвященных солнцу, огню, воде и природе. С древних времен, в этот день благодарения солнца, люди устраивали народные гуляния, вершили обряды, разводили костры. Согласно легендам, именно в Иванов день проходит свадьба богини утренней зари и бога солнца.

Как и на любой другой праздник, приметы на Ивана Купала предостерегают, сохраняют, предсказывают то, что готовит вам судьба.

Народное веселье и гуляния посвящались свадьбе богов и одним из главных актов действа, были купания в воде, от которых и пошло название «Купала». Если вы искупаетесь на рассвете, тогда к вам снизойдет благословение Богини Зари, она подарит вам долголетие, сохранит молодость и красоту. Поэтому существует и еще одна традиция – умываться и ходить по росе босиком. А если вы искупаетесь на закате, тогда брат Богини Зари возьмет вас под свою охрану и защитит от нечисти, сглаза и бед.

Когда во время купания в реке вокруг вас появляются круги на воде – это значит, что силы природы дарят вам чистоту и счастье. Вообще к знаку круга на праздник Ивана Купала придается большое значение: круг, он же коловорот, по языческому поверью, является колесницей Бога Солнца и когда вы видите где-нибудь круг – в воде, круглый след, оставшийся после того, как капля дождя упала в песок или на дорогу, это считается счастливым знаком.

Приметы на Ивана Купала в своем большинстве, связаны с разгулом духов, которые так же празднуют божественную свадьбу и не всегда хорошо себя ведут по отношению к людям. Так, если вам слышится какой-то голос, доносящийся ниоткуда, это сулит беду, несчастье. Если вам приснится странный сон, и вы будете в нем разговаривать с невидимым собеседником – это тоже к несчастью.

В некоторых областях нашей страны существует традиция зажигать на ночь обычную церковную свечу, которая поможет вам защититься от веселья духов. Если свеча прогорит до конца ничем не потревоженная – это сулит удачу в делах и личной жизни, а вот если она внезапно погаснет, так и не догорев до конца – быть беде.

Если в ночь на Ивана Купала вы услышите в доме или во дворе песню сверчка – вас ожидает хорошая новость.

Когда вы уже покидаете праздник, нельзя оглядываться на костер, иначе к вам прицепится ведьма и будет вредить вам весь год до следующего праздника Купала, питаясь вашей жизненной силой.

Нельзя в этот день кушать ягоды, т.к. считается, что этим вы воруете ягоды у своих умерших родственников и на том свете они не смогут ими наслаждаться.

Если все небо в купальскую ночь усыпано звездами – будет богатый грибной урожай, а если днем пройдет гроза – не ждите орехов.

Обильная роса на Иванов день к богатому урожаю огурцов.

Дети, рожденные в купальскую ночь, обладают колдовскими талантами, могут повелевать духами и с самого рождения находятся под защитой богов – Даждьбога и Зари.

Молодым и незамужним девушкам можно погадать в Купальскую ночь: выйдите за порог дома и не глядя, сорвите букет цветов, который затем положите под подушку. Если утром вы проснулись и сосчитали цветы и их вышло 12 или больше, значит в этом году выйдете замуж, если меньше – придется еще годик подождать.

Если ночью вы слышите кукушку – осень будет холодной, если нет – теплой и затяжной.

Если вас ненароком в этот день облили водой или на вас попали капли с дерева, будете удачливыми весь год.

Не принимайте от незнакомых парней подарки, особенно вкусные презенты – конфеты, пирожные. Приметы на Ивана Купала гласят, что в таких «подарках» кроется очень сильный приворот, который делала опытная ведьма. Так же не стоит вообще брать из чужих рук какие-либо вещи в этот день, на которых могут быть порча, снятые от других людей хвори и беды. Не забывайте, что именно день Ивана Купала дает могущество всем ведьмам и не факт, что на вашем жизненном пути встретится добрая волшебница.

Обычаи праздника Ивана Купала и приметы, связанные с этим днем, дошли до наших дней. Он пережил приход христианства, выстоял времена полного отрицания в стране религии и продолжает волновать воображение многих людей. Его таинственность одновременно манит и пугает, как цветок папоротника, ставший его символом.

Народные приметы на Ивана Купала

В праздник Иван Купала приметы и обычаи соблюдались очень строго, ведь он посвящен богу плодородия Купале. Изначально праздновали его в самый длинный день солнцестояния 21-22 июня, кода лето входит в полную силу и солнце обладает особой силой. После принятия славянами христианства праздник не исчез, но его привязали ко дню рождения Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя) и стали праздновать 24 июня. Еще одно изменение даты празднования произошло при переходе с юлианского на григорианский. И в настоящее время его празднуют 6-7 июля.

Праздник окутан множеством мистических и таинственных явлений. Он связывает воедино силы огня и воды. В эти дни люди с помощью этих стихий стремятся к очищению, для чего накануне праздника посещают баню с особенными вениками из целебных трав. А во время празднования очищение проходит во время обрядового прыгания через костер. Но при этом считается, что в эту ночь особо активна нечисть, а поэтому купание может быть опасным из-за русалок, а ведьмы собираются на свой на Лысой горе. Особо сильными считались приметы на Ивана Купалу, поэтому им уделялось пристальное внимание.

Приметы на Ивана Купала - погода

Во все времена для земледельцев погода в летнее время была самым главным фактором выживания и на приметы о ней смотрели первоочередно на:

  • дождь на Ивана Купала примета того, что будет скудный урожай хлеба;
  • ясный день с играющим солнцем предвещал позднюю осень;
  • много звезд на ясном небе – можно ждать богатый урожай;
  • радуга на небе – ждите счастье.

Приметы на Ивана Купала на деньги

Приметы на Ивана Купала были связаны и с обретением денег и богатства. Главной из таких примет был мистический цветок папоротника. Для того, кому повезло найти и сорвать этот цветок открывались все клады, скрытые в земле на любой глубине. Этот человек обретал возможность понимать птиц и животных, обретал власть и колдовскую силу.

Существовали и другие приметы на деньги на Ивана Купалу:

  • если собрать все деньги в доме, сложить в одно место рядом с кроватью, а утром долго и тщательно их пересчитывать, то до следующего Иванова дня в доме не переведутся деньги;
  • приход гостей в праздник сулил хозяевам богатство, таких гостей обязательно угощали пирогами;
  • спать в Иванову ночь нельзя, иначе в дом проникает нечисть и несет беды и бедность.

Приметы на Ивана Купала для незамужних

Незамужние девушки всегда на этот день строили самые смелые планы. Они старательно соблюдали все приметы и обряды на Ивана Купалу:

  • девушки плели венки из особого набора трав, прикрепляли свечу и пускали по реке. Утонувший венок означал, что суженный разлюбил. Если венок плыл далеко и свеча не гасла, то быть свадьбе и долгой счастливой жизни. Погасшая свеча грозила болезнью.
  • если после купальской бани веник из трав бросить за спину, то его верхушка укажет, в какую сторону девушка выйдет замуж;
  • чтобы узнать про замужество в этом году надо ночью собрать траву и спрятать под подушку. Утром пересмотреть траву, если будет 12 разных трав, то можно готовиться к свадьбе;
  • если, прыгая через костер, пара не размыкает рук, то они непременно поженятся.

Приметы на Ивана Купала для замужних

Замужним женщинам так же очень важно было знать, какие приметы на день Ивана Купалы им важнее:

  • очень сильной считалась утренняя роса, собранная в Иванов день. Женщины должны были собирать ее непричесанными, не умытыми. Такой росой умывались, чтобы обрести здоровье, утерянную красоту и молодость. Этой росой кропили дом, чтобы в нем жилось счастливо, сытно и без бед;
  • если болеют детки, то надо на костре в этот праздник сжечь одежду больного ребенка, болезнь пройдет;
  • чтобы вернуть мужа, который посматривает в сторону, надо сварить особую кашу и утром вместе с мужем поесть из одной тарелки, при этом надо кормить мужа с серебряной ложки и произносить заговор.

Приметы на Ивана Купала для зачатия

Божество Иван Купала у славян был покровителем любви и брака, а потому на этот праздник позволялись вольности, которые в обычное время для девушек и женщин были невозможны. Женщины, которые хотели завести детей, особенно те, у кого сделать это не получалось, старались, чтобы зачать в эту ночь.

  • приметы на день Ивана Купала убеждали, что ребенок, зачатый в этот день, будет красивым, богатым и счастливым;
  • женщины, которые готовились стать матерями, собирали травы, чтобы потом купать в них своих деток для здоровья и удачи. В состав купальских трав входили ромашка, крапива, любисток, полынь, ива, чабрец;
  • чтобы вылечиться от бесплодия надо прыгать через купальский костер.

Рожденные в день Ивана Купала - приметы

Не только зачатие, но и рождение в Иванов день признавалось издавна большим счастьем. Приметы и суеверия на Купалу утверждали, что ребенок, рожденный в этот день, не только вырастет богатым и счастливым, но будет обладать сверхъестественными способностями, смогут колдовать и общаться с духами.

Из рожденных на Купалу детей вырастают философы, они любвеобильны и приветливы. Но есть опасность, что могут увлечься материальной составляющей жизни и стать скопидомами. Приметы и обычаи на Ивана Купала живут много веков, они могут различаться для разной местности, но все эти приметы объединены одной общей целью – пройти очищение, чтобы жизнь возрождалась из года в год