Выбор профессии - одна из важных жизненных задач. Трудовое становление личности в любых социально- экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания.

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что возникает все более сильная потребность в разработке качественно новых подходов, связанных с повышением активности личности на этапе профориентации, обеспечении возможностей самореализации личности в динамично меняющемся мире.

Задача профориентации - формирование психологической готовности молодого человека к профессиональному самоопределению, ненавязчивое сопровождение в подготовке к выбору профессии. Сегодня существует множество популярных методик по самодиагностике при выборе профессии, тесты, советы, рекомендации. Для занятий по профориентации со школьниками разработаны беседы, игры, конкурсы, викторины

Пособия дают возможность ознакомиться с профессиями и занятиями, существующими в обществе, с проблемами духовного роста, социального взросления. Но в полной мере повлиять на выбор будущей профессии, помочь в профессиональном самоопределении, они могут молодым людям, имеющим определенные способности, склонности, достижения в той или иной области учебной деятельности, поддержку и помощь со стороны родителей.

В современной школе с переходом к предпрофильной подготовке и профильному обучению ведется целенаправленная подготовка школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Ядром реформы системы образования является профильное обучение. Необходимость первичного профессионального самоопределения учащихся в процессе профильного обучения и предпрофильной подготовки является общепризнанной. Происходит формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии, выявление интересов, проверка возможностей подростка

Цели такой подготовки и обучения - " формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности" .

Авторы справедливо отмечают, что именно в 9 классе, в данный возрастной период, наиболее интенсивно формируются ценностные установки, личностные ориентации, проявляются те или иные способности, выявляется интерес к выбору профессии.

Личностное самоопределение зависит от самого человека, профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных или неблагоприятных условий). Сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой и осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности.

Профессиональная ориентация - длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека.

С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев выделяют этапы постижения детьми и подростками мира профессий, формирования ценностно - смысловых сторон профессионального труда.

  • Первый - эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру - людям труда.
  • Второй - I- III(IV) классы - пропедевтический, в ходе которого происходит формирование любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям.
  • Третий - IV (V) - VII классы - поисково-зондирующий - формирование у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с с выбором профессии и своего места в обществе.
  • Четвертый - VIII - IX классы - (профильная ориентация) - период развития профессионального самопознания - сформированности у школьника личностного смысла выбора направления образования.

У детей, лишенных заботы, тепла и ласки со стороны родителей " выпал" полностью первый этап, в сознании отпечатались сцены из жизни их неработающих, ведущих асоциальный образ жизни родителей. Это означает, что отсутствуют необходимые для успешного протекания второго этапа условия.

Большинство воспитанников детских домов в возрасте 14 - 16 лет имеют социально-педагогическую запущенность, низкий интеллект, проблемы медико - социального характера. Такие негативные черты личности как эмоциональная незрелость, импульсивность, неуверенность в себе, недостаток воли, агрессивность характеризуют многих выпускников детских домов. Инфантильность, замедленность самоопределения, незнание и неприятие самого cебя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы - все это характеризует детей, воспитывающихся в интернатных заведениях.

Социальные сироты, не имеющие примера созидательной конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, нуждах которого заботится государство. Узкий мир образовательного заведения, где воспитываются дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей влияет на формирование жизненных ценностей, путей достижения жизненных целей. Часто воспитанники имеют очень общее представление об обычной жизни, в том числе не только бытовой, социальной, но и профессиональной, что свидетельствует о социальной незрелости. Имеющийся скудный опыт взаимодействия с социумом, другими людьми и самим собой не может происходить беспроблемно.

Для качественной реализации программы профориентации необходимо проведение целенаправленной работы в детских домах по трудовой подготовке воспитанников, а для этого необходима организация столярных, швейных и других мастерских..

Важным и значимым является формирование у воспитанников мотивации к получению образования, профессиональному выбору, построению жизненных перспектив, связанных с получаемой профессией.

Однако чаще всего выпускники детских домов не только не имеют возможности выбрать профессию и место обучения, которые им нравятся, но и не ориентированы на те профессии, которые им предстоит освоить. Недостаточное знание самого себя, заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, отсутствие мотивации к труду типичные трудности при проведении профориентационной работы с воспитанниками детского дома. У детей, которые не могут объективно оценивать свои профессиональные возможности, взросление которых проходит вне семьи, в условиях общежития, необходимо особенно кропотливо формировать реалистичный уровень притязаний.

У воспитанников нет внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, что создает серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности воспитанника сиротского учреждения.

Предпрофильное обучение является фактором социализации детей - сирот. Анализ выбранных учащимися 9-х классов элективных курсов позволяет сделать вывод о том, что они не связаны с будущей профессией, позволяют подготовиться к сдаче ЕГЭ. Собеседование с выпускниками подтвердило выводы авторов о том, что состояние выпускников интернатных учреждение чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью, неуверенность в своих силах; тревога по поводу возможных неудач.

Старшеклассники выразили беспокойство по поводу трудностей в общении в новом коллективе сверстников, возможного непонимания со стороны преподавателей. Боязнь самостоятельной жизни выпускниками непосредственно связывается с возможным нарушением их прав, трудностями в защите своих интересов. Предстоящее проживание в общежитии вызывает отрицательные эмоции и является крайне нежелательным для выпускников. [Прил. 4]

Фактором, который определяет выбор учебного заведения и будущей профессии, является обучение по программе коррекционной школы. Получение документа об окончании 9 классов коррекционной школы перед выпускниками автоматически закрывает двери многих профессиональных учебных заведений, а получение ряда профессий - делает невозможным. Несмотря на то, что заключения ПМПК определяют дальнейшее обучение детей по программе VIII вида, кроме медицинского диагноза причинами неуспеваемости детей являлись педагогическая запущенность, отсутствие условий в семье для полноценного развития детей, контроля со стороны родителей.

Юноши и девушки, понимая каким препятствием для них в получении желаемой профессии, является обучение в коррекционной школе, обращаются с просьбой устроить их для получения более перспективной профессии, хотя для этого требуется получение документа об окончании основной школы. Три выпускницы 2008 года были приняты в виде исключения в профессиональный лицей.

Анализ устройства выпускников и получения ими профессий за 10 лет существования детского дома позволил составить диаграммы и сделать определенные выводы. Значительная часть воспитанников обучалась по программе коррекционной школы, что составило 61% выпускников. [Прил.2]

Возможность обучения в профессиональных училищах по профессии мастер строительных работ (каменщик, штукатур - моляр) дает получение документа об окончании 9 классов коррекционной школы (39 человек) [Прил. 1]

Далее профессии распределились следующим образом: портной (11) , автослесарь (6), продавец (6), педагогический колледж (2) Ни один выпускник не поступил в высшее учебное заведение. В 2009 году единственная выпускница 11 класса планирует поступление в педагогический колледж в районном центре. Из девяти выпускников 9-х классов 5 человек учатся в основной школе, лишь один из них намерен продолжить обучение в 10 классе. Подростки осознают недостаточный уровень своих знаний, способностей, говорят о возможных трудностях сдачи ЕГЭ.

Поскольку значительная часть воспитанников прибыли в детский дом из Енисейского района, в г. Енисейске учатся или работают их старшие братья и сестры, понятно их желание получать профессию именно в учебных заведениях этого города. Несмотря на то, что в г. Лесосибирске ПУ № 14 принимает юношей, закончивших 9 классов коррекционной школы, предоставляет общежитие, обучались в нем за 10 лет 11 человек. [Прил. 3]

В решении проблем дальнейшего обучения выпускников детских домов недопустим формальный подход, безразличие к судьбам детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большой контраст между условиями проживания в детском доме и затем в общежитии учебного заведения вызывает неприятие, нежелание там жить, а значит - и учиться.

Отдельными проблемами является дальнейшее обучение выпускников детских домов в профессиональном заведении, посещение ими учебных занятий, соблюдения правил проживания в общежитии. Поиски легких путей получения материальных благ приводят к совершению правонарушений со всеми вытекающими последствиями, что осложняет получение профессии, успешность в дальнейшей жизни.

Экономический и финансовый кризис ухудшил материальное и социальное положение многих россиян. Последствия кризиса повлияют на судьбы многих выпускников школ, профессиональных учебных заведений. Особенно тяжело отразится современная экономическая ситуация в стране на судьбах, будущем, профессиональной деятельности детей, вышедших из стен детских домов. В большинстве случаев они лишены моральной, материальной поддержки родителей, поддержки со стороны старших братьев, сестер и других родственников.

От социально-психологической, педагогической и моральной поддержки теми, кто рядом с выпускниками, от созданных условий для успешной адаптации и социализации в обществе во многом зависит их будущее.

Список использованной литературы.

1. Акулова О.В. "Информационная работа в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П. тряпициной, - СП б, 2005

2. Володина Ю. Профильная подготовка как средство профессионального самоопределения детей - сирот. (Программа сопровождения в условиях предпрофильной подготовки) Социальная педагогика, 2008 № 4

3. Ю. Орсаг, О. ПаншинаВоспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, юношеского возраста в период их социально-профессиональной адаптации (из опыта работы детского дома) Социальная педагогика, 2006 № 4

4. Овчинников А. Профессиональное самоопределение - эффективное средство социализации детей-сирот. Социальная педагогика. 2008 №4

5. Психологические особенности профориентационной работы с инвалидами. Методическое пособие. Красноярск 2002.

6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники.

7. Г. Резапкина. Уроки выбора профессии. Школьный психолог. 2006 № 14

8. Сборник профориентационных игр, викторин, конкурсов. ч. 2. Методическое пособие из серии "Библиотека профконсультанта". Агентство труда и занятости населения администрации Красноярского края, ГУ Центр Занятости населения города Енисейска

9. Сборник профориентационных игр и сценариев мероприятий (Из опыта профконсультантов ЦЗН) Красноярск. 2005

10. Справочное издание "Образование и карьера. Поступай правильно!" ООО ИГ "Красноярская пресса"

11. Селевко П..К. Найди свой путь: Учебное пособие предпрофильного обучения. - м. народное образование. НИИ школьных технологий, 2006.

12. Н.В. Тутубалина. Твоя будущая профессия: сборник тезисов по профессиональной ориентации./ Н.В. Тутубалина - Изд. 2-е - Ростов н\ Д: " Феникс". 2006.

13. С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. Материалы курса "Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении" педагогический университет "Первое сентября". 2006.

14. Шашмуратова Н. Трудовая социализация воспитанников Серменевского детского дома. Социальная педагогика. 2007, №4

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, - опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей - помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Ребёнок должен выбрать профессию сам.

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер - вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

Мария, редактор

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

Ангелина, переводчик

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

Настя, копирайтер

Конечно, - это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

5. Забудьте про тесты профориентации

Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования - безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика - иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература - на филолога, ничего не нравится - тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Мария, менеджер

Повальное увлечение ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом - просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

8. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал - заканчивай».

После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное - получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

Антон, дизайнер

Диплом об образовании и несколько лет учёбы - это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Чек-лист заботливого родителя

Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

А вам родители помогали с выбором?

Каждый год, чем ближе выпускные экзамены, тем больше нервничают родители и волнуются будущие выпускники школ — куда идти дальше? Выбор профессии родителями — что может быть естественнее в такой ситуации? И преимущества такого подхода в данном вопросе вроде бы как очевидны.

  1. Родители имеют больше жизненного опыта.
  2. Лучше знают жизнь.
  3. Родители плохого не посоветуют/не пожелают.
  4. Родители лучше знают своих детей.
  5. В конце концов, кто за это все будет платить? В большинстве случаев тоже родители.

А теперь давайте разберем эту тему «по косточкам».

Влияние родителей на выбор профессии

Начнем с того, что родители бывают разные. Некоторым вообще не важно, какую профессию выберет их ребенок, другим же наоборот это супер-важно. И то и другое — явный перегиб, поэтому эти две категории родителей мы рассматривать не будем. Хотя о тех родителях, для кого тема супер важна, мы поговорим как-нибудь в другой раз в другой статье, потому что тема достаточно емкая, и требует отдельного разговора.

Что можно сказать родителям о выборе профессии детьми

Безусловно, вы желаете своему ребенку только добра и плохого не посоветуете. И безусловно, у вас больше жизненного опыта и различных поучительных историй о правильных и неправильных жизненных выборах. И даже соглашусь с тем, что вы искренне думаете, что вы знаете своих детей лучше, чем кто бы то ни было, включая самих ваших детей. НО

  • опыт у вас ваш, и советы вы даете исходя из вашего опыта, ваших знаний и представлений о жизни, которые могут совсем не подходить к вашему ребенку, даже если этот ребенок тоже ваш;
  • очень часто на ваш выбор профессии для вашего ребенка влияют ваши собственные предпочтения, ваши собственные убеждения, ваши собственные взгляды на то, что престижно и что не престижно, что даст хороший заработок, а что нет, и т.п.;
  • может быть еще хуже — что-то типа: «Вон у МарьВанны соседки (из нашего отдела, у подруги и пр.) дочка закончила «калинарный техникум», в столовку поваром устроилась — и сама сыта, и домой еще по целой сумке продуктов приносит! Чем не жисть?!»
  • жизнь меняется так быстро, что опыт и взгляды на жизнь 20-30 летней давности уже слегка начали обрастать мхом;
  • ну и еще один фактор — родители чаще всего знают два генеральных направления, первое — это куда точно не надо , и второе — куда было бы не плохо, все остальные варианты не рассматриваются.

Прошу прощения, если невольно задела чьи-то чувства. Если у вас все совсем не так — я искренне рада за вас и ваших детей.

Помощь родителей в выборе профессии

Если родители не обладают специальными знаниями по профориентации, то помощь заключается в том, чтобы организовать консультацию вашего ребенка у специалиста, который поможет ему выбрать подходящую профессию. Собственно на этом шаге, активная роль родителей в выборе профессии ребенка может закончиться.

Безусловно, многие могут сказать — не у всех есть возможность попасть на тестирование и грамотную профессиональную консультацию у специалиста по профориентации. Кто-то живет в маленьком городе или в поселке, где просто нет такой услуги для населения.

Тут можно сказать только одно — хвала Небесам, интернет доступен практически везде и много услуг можно оплатить и получить, что называется, не вставая с дивана.

Эмпирическое наблюдение влияния родителей на выбор профессии детьми говорит о том, что чаще всего это влияние сводится либо к лозунгу «Делай как я»,то есть предлагается идти по стопам родителей в выборе профессии. Либо к тому, что «У меня не получилось стать музыкантом, художником, врачом — давай хоть ты в люди выбьешься».

И как-то сам собой возникает закономерный вопрос.

Выбор профессии задача выпускника, или его родителей?

Вопрос отнюдь не риторический. Часто родители берут на себя роль «вершителей судеб», забывая, что осуществлять этот выбор придется их детям. И жить с этим тоже придется уже взрослым людям, которые когда-то были их маленькими детьми. Ведь если задуматься, то от выбора профессии зависит не только то, что они будут делать на своем рабочем месте, и сколько им за это будут платить.

Но так же от этого будет зависеть, как они будут чувствовать себя на своем рабочем месте, от этого так же будет зависеть круг их общения, состояние их здоровья и многие другие важные в жизни каждого человека вещи.

Осталось упомянуть еще об одной категории людей, каким-либо образом оказывающих непосредственное влияние на выбор профессии выпускниками школ. Это учителя.

Взаимодействие педагогов с родителями по выбору профессии

Очень хорошо, если это взаимодействие есть. Но тут тоже есть одно большое НО. Педагог в первую очередь оценивает способности ученика по его предмету, и в какой-то степени может оценивать психологические особенности этого ученика. Но учителя далеко не всегда знают, как их ученики ведут себя на других уроках, или вне школьных стен, где над учениками не давлеют школьные правила, порядки и ограничения.

Родители со своей стороны могут оценивать способности своих детей исходя из своих наблюдений за ними дома, в привычной для детей обстановке, возможно, они так же могут знать о том, какие отношения у их детей складываются с друзьями в неформальной обстановке, где нет таких жестких правил как в школе, и таких традиций и ритуалов как дома в семье.

Маленькая заметка на полях: часто ли вы встречали родителей, которые объективно оценивают своих детей?

И очень хорошо, если педагоги найдут общий язык с родителями и сопоставив ту информацию, которую дают им родители и свои собственные наблюдения и помогут или подскажут что-то родителям относительно будущей профессии учеников.

Что делать, если выпускник за все время обучения в школе ни к чему особого интереса не проявлял

По всем предметам имел примерно одинаковую успеваемость, ни в детском ни в подростковом возрасте ничем не увлекался? На консультациях по профориентации тоже особой ясности не появляется, или диапазон предлагаемых профессий настолько широк, что в переводе на бытовой русский язык это могло бы звучать примерно так: «А иди ты, парень, …. куда захочешь».

Уже ни для кого не секрет, что таких детей становится все больше. И старшее поколение часто сетует на то, что молодежь «нонче не та, что давеча» — ничего им не надо, ничего не интересно, делать ничего не хотят и пр. Такому положению вещей есть много причин. Перечислять и рассматривать их в рамках этой статьи я не стану.

Во-первых я не все эти причины знаю, и не уверена в том, что есть хотя бы один специалист на Земле, который знает абсолютно все эти причины. Во-вторых — только одно перечисление с кратким описанием займет не мало места. В-третьих — далеко не все из них стоит тут упоминать, и т.д.

Тут я упомяну вскользь только одну из таких причин. Думаю, что это будет вам не безинтересно, коль скоро вы вообще попали на сайт эзотерической тематики и дочитали мой опус до этого места. Причина эта заключается в том, что, в прямом смысле этого слова «так звезды встали». Что это такое, и что с этим можно сделать. Ответ может дать астролог или астропсихолог.

Как Формула Души может подсказать подходящую профессию

Формула Души — одно из направлений астропсихологии. О том, что можно узнать о человеке по Формуле Души, и чем могут быть полезны эти знания в реальной жизни я напишу в самое ближайшее время. А пока могу сказать, что примерно с 70 годов прошлого столетия стало все больше рождаться детей, которые с детства ни к чему особого интереса не проявляют, либо этот интерес очень быстро угасает.

Что там в небе случилось я не знаю, могу только констатировать это как данность. И у многих людей в Формуле Души до 20, хотя мне встречались даже такие люди, у которых и до 50 лет нет ни одной планеты ни в одном знаке, можно сказать, что у них образуется своеобразный вакуум в формуле души, точнее — в карте рождения. Все планеты «столпились» во второй части жизни, когда получать образование, что-то кардинально менять в своей жизни уже далеко не каждому под силу. Хотя есть и такие люди, которые отважились на такой шаг, и достигли весьма впечатляющих результатов.

Но это единицы, и они скорее редкое исключение, чем общее правило. И этому есть множество причин, и, пожалуй самая главная из них — это сложившаяся в обществе тенденция устанавливать возрастной ценз при приеме на работу и на учебу в ВУЗах и пр. учебных заведениях, основанная на мифах/бреднях/заблуждениях о том, что после 40 лет человек не способен обучаться и работать по новой профессии.

Чем в этом случае может помочь консультация астропсихолога

Если вы обратитесь за консультаций к астропсихологу — он поможет выбрать ту профессию/вид деятельности, наиболее подходящие условия, в которых человеку будет работать комфортнее всего (а следовательно дольше сохранять физическое и эмоциональное здоровье), а так же будет ему лучше работать по найму, или организовать свой собственный бизнес и много других дополнительных нюансов на тему профессии и условий будущей профессиональной деятельности.

Например, по картинке, расположенной выше можно сказать, что этот человек прирожденный лидер, у него несомненно, есть потенциал для того, чтобы стать хорошим стратегом, управленцем высокого уровня, кроме этого, у него великолепный потенциал для научно-исследовательской деятельности, а так же он сможет стать весьма приличным врачом в области женского и/или детского здоровья. Можно определить профессию еще более конкретно, но это уже другая тема, которой я тоже обязательно коснусь более детально и подробно в самое ближайшее время.

А сейчас я хочу рассказать вам совсем о другом аспекте жизни и будущего этого нашего героя. В данном конкретном случае мы как раз имеем возможность наблюдать, что у этого человека с рождения и, примерно, до 35 лет находится как раз тот самый вакуум. Чем это данному конкретному человеку может грозить? (Кстати, этот человек — индиго посвященный.)

Если в его детстве или хотя бы в подростковом возрасте не встретится какой-то очень увлеченный наукой (в нашем случае — математикой, физикой, компьютерными технологиями) человек, или человек с сильной волей, направленной в мирное русло. и не вовлечет его в круг своих интересов, то в лучшем случае он просто будет жить до 35 лет как кабачок на грядке, умеющий играть в продвинутые компьютерные игрушки, а в худшем — встанет на путь серьезного криминала.

И к тому времени, когда он начнет понимать, чем ему хочется заниматься в жизни, он наломает уже столько дров, что вопрос выбора профессии может стать уже не актуальным.

Порой бывает очень грустно, когда обращаются на консультацию люди в возрасте 40 +-, которые как-то хотят поменять свою жизнь, потому что уже невмоготу жить по старому, ходить на постылую работу, общаться с совсем неинтересными им людьми и ждать выхода на пенсию. И на консультации вдруг выясняется, что у них великолепные способности к совсем другим видам деятельности.

Я уже не говорю о том, что если бы эти люди занимались тем, к чему они самой Вселенной «предназначены», то это было бы совсем другое качество жизни, совсем другой уровень дохода, совсем другие перспективы. Конечно и в 40 можно коренным образом поменять свою жизнь и добиться в ней успеха. Но будем честны перед собой — у многих ли хватит на это смелости? А сил? А выдержать косые взгляды и покручивание пальцем у виска себе в след со стороны своего близкого и прочего окружения?

Это все к тому, что рано или поздно каждый человек «просыпается» и понимает, какая профессия ему подошла бы лучше всех остальных, но это пробуждение может наступить и в 40 и в 60… НО если в 20 кто-то подсказал, куда идти, чтобы когда в твои 40 ты «проснешься» у тебя уже было бы соответствующее образование и опыт, и тогда ты рванешь ввысь, со скоростью ракеты, и не смотря на свои 40 добьешься всего, чего тебе хочется.

А если родители дадут себе труд выяснить таланты и способности своего ребенка в первые месяцы после рождения, и будут развивать эти способности и таланты с первых месяцев жизни своего ребенка, через игрушки, игры, кружки, студии — какого успеха в жизни сможет достичь ваш ребенок!

P.S. Разумеется астропсихология — не панацея от всех бед. Но это, на сегодняшний день, один из немногих методов, подтвердивших свое право голоса многими столетиями своего существования.

Безусловно найдутся люди, которые скажут, что фигня вся эта ваша астропсихология с астрологией, поразвелось тут всяких «спецов» и «проффи» как собак нерезаных. Но опять же — давайте будем честны пред собой — есть Учителя, Врачи, Повара, Портные, Парикмахеры и т.д., которых принято называть Мастер своего Дела, или Врач от Бога, Учитель от Бога, а есть ленивые, бездарные «подмастерья», называющие себя «профессионалами» без зазрения совести.

Так же и среди астрологов, астропсихологов, предсказателей, гадалок есть те, кто от Бога, а есть те, кто рядом мимо проходили…

Получить дополнительную информацию в таком важном деле, как выбор профессии, никогда не помешает.

В любом случае, не зависимо от того, будете вы выбирать профессию с помощью астропсихологии, или как-то еще, я искренне желаю вам и вашим детям сделать самый верный и самый удачный выбор.

С уважением к вам и к вашим взглядам

Наталия Ваммас

С уважением к вашим взглядам и вашим ценностям,
Наталия Ваммас.

Проблема выбора профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. К выбору необходимо подходить крайне внимательно. Не стоит пускать это на самотёк. Необходимо ознакомится с информацией профессионалов, учесть свои способности, внутренние убеждения и реальные возможности.

Чтобы получить профессию, которая будет нравиться, и обеспечивать всю жизнь, необходимо внимательно изучить себя. В первую очередь нужно разобраться в своих интересах, склонностях, характере и физических возможностях. Необходимо определить главные и второстепенные качества.

После этого не помешает детальное ознакомление с профессиями, которые соответствуют изученным характеристикам. И только после этого необходимо выбирать учебное заведение. Главное помнить, что тяжело в учении...

Нельзя отступать от поставленных целей. Помощь в выборе профессии могут оказывать родители, родственники, учителя и просто знакомые. Но не стоит надеяться только на них. В конце концов, каждый человек знает о себе больше, чем кто-либо другой.

После поступления в учебное заведение начинается официальное получение профессии. Для более качественного обучения можно составить некий план: выделить главную и второстепенные цели, определить пути и средства достижения этих целей, сосредоточить свои внутренние силы для борьбы с возможными трудностями и препятствиями. Ну и, конечно же, должны быть так называемые запасные планы.

Самые большие ошибки, которые нарушают правила выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • погоня за «престижными» профессиями;
  • боязнь плохого отношения к себе из-за профессии;
  • отождествление одного предмета или качества с профессией;
  • ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии;
  • ошибочное мнение в понятии профессия.

Кроме этого всего нужно учитывать свой темперамент. От него зависит стиль работы.

Сангвиники – надёжные работники, если дело не касается однообразной и медлительной работы. Им необходима живая и подвижная работа, которая реализует из способности к смекалке и находчивости.

Холерики отлично выполняют цикличную работу. В такой работе успех им обеспечен.

Флегматику подходит учебная и производственная работа, не требующая постоянного быстрого выполнения каких-либо действий. Для них главное не скорость, а качество.

Меланхолик же, полная противоположность сангвинику. К тому же его производительность полностью зависит от настроения.

Также, при выборе надо учитывать, какие специалисты будут востребованы в той или иной области. К сожалению наверняка это определить нельзя. Но можно сказать уверенно одно – уже сейчас чувствуется нехватка персонала на производствах. Уровень зарплаты за последний год увеличился в полтора раза. Поэтому, если имеются наклонности к техническим специальностям, то самым надёжным выбором будут именно производственные профессии.

(в помощь выбирающему профессию)

Значение правильного выбора профессии

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйтесь информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

  • изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;
  • подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
  • ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;
  • читайте специализированные книги и журналы;
  • наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
  • побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;
  • продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в вы- бранной профессии;
  • ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
  • сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;
  • приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности /b>

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:

  • практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
  • чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
  • встречи со специалистами;
  • самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития

Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)?
  • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в из- бранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, что- бы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • Какие ваши ближайшие и долго- срочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выполнить все пункты.

Помните!

Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

Могу – возможности личности (со- стояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей

Личный профессиональный план учащегося


Характеристика профессионального плана

  • Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения).
  • Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.).
  • Устойчивость плана во времени (уверенность в правильности вы- бора и стремлении к его осуществлению).
  • Реалистичность плана (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора).
  • Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии).
  • Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности).
  • Согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах « человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знковая система», «человек-художе-ственный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда города, района, в котором вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности.

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «Именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Каков размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать и какова их стоимость?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Где находится учебное заведение и какое его полное название?