Чтобы ответить на этот вопрос, используйте сравнение, может быть, не совсем корректное, но образное. Почему разгорается пламя костра? Во-первых, совершенно необходимо, чтобы было топливо, то есть горючий материал. Во-вторых, высокая температура, чтобы «запустить» первоначальную реакцию окисления, а потом она уже пойдет сама. Наконец, в-третьих, необходимо следить, чтобы на разгорающееся пламя не попала вода, иначе оно погаснет.

В вашей ситуации (предпосылки, возникновение и развитие конфликта) «горючим материалом» послужит столкновение или просто несовпадение интересов, взглядов, привычек конфликтующих сторон. Человеческая натура такова, что именно свои взгляды и привычки он считает правильными и самыми естественными. Поэтому сталкиваясь с другой точкой зрения на тот или иной вопрос, проблему, он часто инстинктивно рассматривает это как вызов, направленный лично против него. Само собой, что оппонент может вести себя точно так же. В таком случае «пожароопасность» резко возрастает.

Ну а роль той самой вспышки, дающей высокую температуру, играет так называемый «конфликтоген», то есть неосторожное или резкое слово, пренебрежительный жест, усмешка или демонстративное молчание. Разумеется, вовсе не обязательно, что один из перечисленных факторов (или даже целый ряд) непременно спровоцирует начало конфликта, уподобившись той вспышке или пальцу, нажимающему на спусковой крючок. В ряде случаев конфликта удастся избежать. Но рано или поздно он разгорится.

Теперь, что касается условий, способствующих усилению, разрастанию возникшего конфликта. Если та сторона, против которой было направлено грубое слово, презрительный взгляд или жест, усмешка и т.д., проявит терпение, великодушие, удержится от ответного выпада в том же духе или, тем более, постарается перевести начинающийся конфликт в шутку, то она с блеском сыграет роль воды, загасившей разгорающееся пламя. К великому сожалению, это происходит очень редко. Человеческая натура такова, что тот, кто посчитает себя обиженным (тем более оскорбленным), в 99% случаев захочет отплатить обидчику «той же монетой». И даже еще более «весомой». При этом он зачастую действует по правилу: «Лучшая защита – нападение». Слово за слово, и вот уже полыхает жаркий костер полномасштабного конфликта. С взаимными оскорблениями и переходом на личности. Хорошо, если дело не доходит до рукоприкладства! Но испорченное настроение в любом случае обеспечено.

Поэтому как бы трудно это ни было, надо все-таки останавливаться вовремя. Помните, что любой пожар легче предотвратить, чем тушить.

Никакое действие, направленное на предупреждение или эффективное разрешение конфликтов не может быть предпринято, если мы ничего не знаем о причинах их возникновения и особенностях развития. Поэтому, в настоящем уроке основное внимание будет уделено рассмотрению именно этих вопросов. Вы узнаете о том, какие существуют группы причин появления конфликтов и чем они отличаются друг от друга, а также о том, каковы основные этапы и стадии их развития и что представляет собой их динамика.

Причины возникновения конфликтов

Всего можно выделить четыре основные группы, на которые делятся причины конфликтов:

  • Объективные причины
  • Организационно-управленческие причины
  • Социально-психологические причины
  • Личностные причины

Поговорим о каждой группе в отдельности.

Объективные причины конфликтов

Объективные причины конфликтов - это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановки. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых - мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.

К наиболее распространённым объективным причинам относятся следующие:

Происходящее в процессе жизнедеятельности в естественном ритме столкновение духовных и материальных интересов людей.

ПРИМЕР: Два человека спорят в магазине о том, кому достанется понравившийся им товар, оставшийся в единственном экземпляре.

Недостаточно разработанные правовые нормы, которые регулируют конфликтное решение проблем.

ПРИМЕР: Руководитель часто оскорбляет своего подчинённого. Подчинённый, защищая своё достоинство, вынужден прибегать к конфликтному поведению. В наше время ещё не разработано каких-либо эффективных способов защиты от произвола руководителей интересов подчинённых. Подчинённый, конечно, может подать жалобу в соответствующие инстанции, но, скорее всего, это не даст результата. Отсюда и получается, что в подобных ситуациях подчинённым приходится любо идти на уступки, либо вступать в конфликт.

Недостаточное количество духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни и деятельности.

ПРИМЕР: В наше время в обществе можно наблюдать всевозможные дефициты различных благ, что непременно сказывается как на жизни людей, так и на особенностях конфликтов между ними. Несколько человек могут претендовать на одну и ту же перспективную и хорошо оплачиваемую должность. Это способствует возникновению конфликтов между людьми, и объективной причиной конфликта здесь будет выступать распределение материальных ресурсов .

Организационно-управленческие причины конфликтов

Организационно-управленческие причины - это вторая группа причин возникновения конфликтов. В некоторой степени эти причины можно назвать более субъективными, нежели объективными. Организационно-управленческие причины взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов, а также с их функционированием.

Основными организационно-управленческими причинами являются:

Структурно-организационные причины - их смысл заключается в том, что структура организации не соответствует тем требованиям, которые выдвигает ей деятельность, которой она занимается. Структуру организации должны определять задачи, которые она решает или планирует решать, другими словами, структура должна быть адаптирована под них. Но загвоздка в том, что привести структуру к соответствию задачам очень проблематично, отсюда и возникают конфликты.

ПРИМЕР: При проектировании организации, а также в прогнозировании её задач были допущены ошибки; в процессе деятельности организации постоянно меняются стоящие перед ней задачи.

Функционально-организационные причины - как правило, вызываются отсутствием оптимальности в связях между организацией и внешней средой, различными подразделениями организации или отдельными сотрудниками.

ПРИМЕР: Конфликты могут возникать по причине несоответствия прав работника и его обязанностей; несоответствие оплаты труда качеству и количеству проделанной работы; несоответствие между материально-техническим обеспечением и объёмом и особенностями поставленных задач.

Личностно-функциональные причины - обусловлены недостаточным соответствием сотрудника, исходя из профессиональных, нравственных и других качеств, которых требует занимаемая им должность.

ПРИМЕР: Если работник не обладает требуемыми организацией качествами, могут возникнуть конфликтные отношения между ним и вышестоящим руководством, коллегами и т.д., т.к. допускаемые им ошибки могут затрагивать интересы всех, с кем происходит его взаимодействие.

Ситуативно-управленческие причины - являются следствием ошибок, допускаемых руководителями и их подчинёнными в процессе поставленных перед ними задач (управленческих, организационных и т.п.).

ПРИМЕР: Если принято неверное управленческое решение, может возникнуть конфликт между его исполнителями и авторами; подобные ситуации возникают и тогда, когда работник не выполнил поставленную перед ним задачу или сделал это ненадлежащим образом.

Социально-психологические причины конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов основываются на социально-психологических предпосылках, заложенных в межличностных взаимоотношениях. Они также подразделяются на несколько видов:

Неблагоприятный социально-психологический климат - обстановка, в которой нет ценностно-ориентационного единства и низкий уровень сплочённости людей.

ПРИМЕР: В организации или какой-либо группе людей преобладает отрицательная атмосфера, подавленность, негативное отношение людей друг к другу, пессимизм, агрессия, антипатия и т.п.

Аномия социальных норм - это рассогласованность социальных норм, принятых в организации или социуме. Она может порождать двойные стандарты - ситуации, когда один человек требует от других того, чему не следует сам.

ПРИМЕР: В организации есть человек, которому всё сходит с рук, а от другого требуется выполнять немыслимые задачи и нести ответ за каждое действие.

Расхождение социальных ожиданий с реализацией социальных ролей и выполнением функционала - появляется по причине того, что у одного человека могут быть уже сформировавшиеся ожидания, а другой человек может даже не подозревать об этом.

ПРИМЕР: Руководитель ожидает от подчинённого, что он будет выполнять свои обязанности конкретным образом, но не поставил его в курс дела. Подчинённый выполняет работу так, как это должно происходить в его понимании. В итоге ожидания руководителя не оправдываются, что и служит причиной возникновения конфликта.

Конфликт поколений - как правило, связан с различными манерами поведения людей и разницей в их жизненном опыте.

ПРИМЕР: Пожилой человек считает, что молодёжь должна вести себя определённым образом, соответствующим тому представлению, которое закреплено в его сознании. Молодые люди, в свою очередь, ведут себя так, как правильно с их точки зрения. Вследствие этого несоответствия может возникнуть конфликт.

Коммуникационные барьеры - другими словами, непонимание между людьми, которое может возникнуть как неосознанно, вследствие неумения эффективно общаться и концентрации лишь на своих интересах, так и преднамеренно, чтобы затруднить партнёру процесс коммуникации.

ПРИМЕР: угрозы, поучения, команды, приказы, обвинения, унижения, нравоучения, логические аргументации, критика, несогласия, допросы, выяснения, отвлечение внимания, намеренный увод от проблемы и всё то, что может нарушить ход мыслей другого человека, заставить его доказывать свою позицию.

Территориальность - относится к области экологической психологии. Под территориальностью подразумевается занятие одним человеком или группой людей конкретного пространства и взятие его и всего, что находится в нём, под свой контроль.

ПРИМЕР: Группа молодых людей приходит в парк и желает занять скамейку, на которой уже сидят люди. Они требуют уступить им место, что и может послужить причиной конфликта, т.к. другие могут место не уступить. Другим примером может послужить ввод войск на территорию какой-либо страны с целью занять там определённые позиции, подчинить её своему контролю, установить свои порядки.

Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре - если в неформальной организации присутствует деструктивный лидер, он, намереваясь достичь личных целей, может организовать группу людей, которая будет подчиняться его указаниям, а не указаниям формального лидера.

ПРИМЕР: Можно вспомнить кинофильм «Повелитель мух» - по сюжету произошла следующая ситуация: группа мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове, выбрала конкретным лидером одного из ребят. Вначале все его слушали и выполняли его распоряжения. Однако впоследствии один из ребят посчитал, что лидер ведёт себя неэффективно. Впоследствии он становится неформальным лидером и переманивает ребят на свою сторону, в результате чего мальчик, бывший формальным лидером, теряет всякий авторитет и власть.

Трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива - возникают во множестве случаев, когда в организацию, компанию или любую другую группу людей приходит новый человек. В таких ситуациях нарушается стабильность коллектива, из-за чего он становится подвержен негативному воздействию как изнутри, так и снаружи.

ПРИМЕР: В сформировавшийся коллектив отдела организации приходит новый человек, обладающий своими особенностями и качествами. Люди начинают присматриваться, адаптироваться, проверять друг друга, устраивать всевозможные «тесты». В процессе такого взаимодействия могут возникать конфликтные ситуации разного рода.

Респондентная агрессия - свойственна, главным образом, слабым и беззащитным людям. Проявляется в том, что возмущение человека направляется им не на его источник, а на окружающих его людей: родственников, друзей, коллег и т.д.

ПРИМЕР: Молодой человек работает менеджером в компании. Но в силу своего характера и особенностей личности, над ним все подшучивают, «подкалывают» его, иногда не совсем дружелюбно. Но он не может никому ответить, т.к. по натуре слаб. Его возмущение сублимируется в агрессию, которую он вымещает, приходя домой, на своих родных - кричит на них, ругается с ними, затевает ссоры и т.п.

Психологическая несовместимость - ситуация, когда люди несовместимы друг с другом по каким-либо психологическим критериям: характеру, темпераменту и т.п.

ПРИМЕР: Семейные ссоры и скандалы, разводы, насилие на бытовой почве, негативная атмосфера и коллективе и т.д.

Личностные причины конфликтов

Личностные причины конфликтов находятся в тесной взаимосвязи с особенностями участвующих в нём людей. Как правило, обуславливаются спецификой происходящих в психике человека процессов во время его взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.

К представленному типу причин можно отнести следующие:

Оценка человеком поведения другого как недопустимого - характер поведения каждого человека зависит от его личностных и психологических особенностей, а также его психического состояния, отношения к другому человеку или ситуации. Поведение человека и его общение могут расцениваться партнёром либо как допустимые и желательные, либо как недопустимые и нежелательные.

ПРИМЕР: Два человека встретились в новой компании. Один из них привык общаться в сугубо грубой форме, к чему остальные члены компании уже относятся нормально, для другого же такое поведение недопустимо, вследствие чего он выражает совё негодование по этому поводу. Люди вступают в конфронтацию - возникает конфликтная ситуация.

Низкий уровень социально-психологической компетентности - проявляется в ситуациях, когда человек не подготовлен к эффективным действиям в конфликтных ситуациях или не имеет никакого представления о том, что для выхода из предконфликтной ситуации можно использовать множество бесконфликтных способов.

ПРИМЕР: Между двумя мужчинами возникает ожесточённый спор на какую-либо острую тему. Но в том время, как из них может привести аргументы в свою пользу и разрешить спор словесно и без агрессии, другой привык решать все вопросы с помощью кулаков. Как только ситуация начинает накаляться один прибегает к физическому контакту - возникает конфликтная ситуация, хотя до этого её можно было охарактеризовать как предконфликтную и применить к ней массу способов, чтобы обойти «острые углы».

Недостаточная психологическая устойчивость - даёт о себе знать тогда, когда человек не способен на воздействие стрессовых факторов при социальном взаимодействии.

ПРИМЕР: Причиной конфликта здесь может стать даже банальная «толкучка» с утра в транспорте - один человек нечаянно наступил другому на ногу, второй в ответ начинает возмущаться и оскорблять первого.

ПРИМЕР: Супруги на семейном совете не пришли к компромиссу, в результате чего ситуация усугубилась и начался скандал; на совещании или в процессе дисциплинарной беседы сотрудники не пришли к консенсусу и положение дел ухудшилось - начался «разбор полётов», выяснение отношений, переходы на личности и т.п. В итоге начинается конфликт.

Открытый период

Открытым периодом конфликта называется само конфликтное взаимодействие или, проще говоря, сам конфликт. Он состоит из следующих этапов:

Инцидент. Он представляет собой самое первое столкновение субъектов, во время которого происходит попытка применения своих личных сил с целью разрешить ситуацию с выгодой для себя. Если ресурсов одного из субъектов достаточно для того чтобы обеспечить перевес в свою сторону, на этом конфликт может быть исчерпан. Однако нередко конфликты развиваются и дальше в виду череды инцидентов. Причём, конфликтные взаимодействия субъектов могут способствовать изменению изначальной структуры конфликта, видоизменять его, добавлять новые стимулы для совершения новых действий.

ПРИМЕР: Во время ссоры люди начинают использовать подходящие для них методы ведения борьбы: оказывать давление друг на друга, перебивать, перекрикивать, усиленно обвинять. Если один из оппонентов сумел подавить второго, ссора может окончиться. Но одна ссора может перерасти в другую, стать серьёзным скандалом со всеми вытекающими из него последствиями.

Эскалация. Процесс эскалации можно охарактеризовать как переход от переговоров к активному противостоянию. В свою очередь, борьба станет причиной новых, более бурных эмоций, которые способствуют увеличению ошибок и искажению восприятия, что в итоге приводит к ещё более интенсивной борьбе и т.д.

ПРИМЕР: Во время дисциплинарной беседы разговор между коллегами перерос в ожесточённый спор, затем люди начали переходить на личности, оскорблять друг друга, унижать. Эмоции начали брать верх, затуманивая рассудок оппонентов. После выхода из кабинета один может начать прилюдно обвинять другого, другой может начать склонять остальных на свою сторону, плести интриги, строить козни и т.д.

Сбалансированное противодействие. Этот этап характеризуется тем, что взаимодействие субъектов конфликта продолжается, но интенсивность его постепенно идёт на спад. Участники осознают, что продолжение противостояния при помощи силовых методов не даёт соответствующего эффекта, однако действия сторон по достижению компромиссного решения или согласия ещё не наблюдаются.

ПРИМЕР: Участники семейного скандала или серьёзного конфликта на работе начинают понимать, что предпринимаемые ими действия по достижению перевеса в свою пользу не приносят результата, т.е. их усилия оказываются тщетными; активных агрессивных действий предпринимается всё меньше. Стороны постепенно понимают, что пора бы уже прийти к согласию и наладить нормальные взаимоотношения, но никто из них пока что не идёт на это открыто.

Завершение конфликта. Смысл данного этапа заключается в том, что субъекты конфликта переходят от конфликтного противодействия к поиску более адекватного разрешения ситуации с целью прекратить конфликт на любых условиях. Основными формами завершения конфликтных взаимоотношений можно назвать их устранение, угасание, урегулирование, разрешение или перерастание в новый конфликт.

ПРИМЕР: Конфликтующие стороны приходят к взаимопониманию: отношения супругов налаживаются и становятся менее агрессивными, т.к. оба смогли пойти навстречу друг другу, понять противоположные позиции; коллеги нашли общий язык, разобрались в том, что кого не устраивает, и разрешили свой спор. Но так может происходить не всегда - если завершением конфликта станет его перерастание в новый конфликт, тогда последствия могут быть весьма неутешительными.

Послеконфликтный (латентный) период

Послеконфликтный период так же, как и предконфликтный, является скрытым, и состоит из двух этапов:

Частичная нормализация отношений субъектов. Она происходит в тех случаях, когда отрицательные эмоции, присутствовавшие в конфликте, до конца не исчезли. Для представленного этапа характерны переживания людей и осмысление ими своей позиции. Нередко происходит коррекция самооценки, отношения к оппоненту, уровня своих притязаний. Также может обостриться чувство вины за предпринятые во время конфликта действия, но негативные установки субъектов по отношению друг к другу не представляют для них возможности сразу же начать процесс нормализации отношений.

ПРИМЕР: Супруги, между которыми был конфликт, осознают свою вину, понимают, что они были неправы, но в каждом из них ещё присутствует обида, негодование и другие отрицательные эмоции, которые не позволяют им попросить друг у друга прощения, забыть о скандале, вернуться к прежнему ритму жизни.

Полная нормализация отношений. Окончательно отношения могут нормализоваться только тогда, когда все стороны конфликта приходят к осознанию того, что наиболее важно найти способ конструктивного дальнейшего взаимодействия. Этот этап отличается тем, что во время общения люди преодолевают свои негативные установки, достигают обоюдного доверия и принимают активное участие в какой-либо совместной деятельности.

ПРИМЕР: Коллеги по работе пошли на уступки друг другу, преодолели свою гордость, в некоторой степени пересмотрели своё отношение к ситуации, к своему поведению, к поведению оппонента. Вполне вероятно, что они вместе будут выполнять какое-либо задание, данное руководителем, или даже сами придут к тому, что совместная деятельность может сплотить их и улучшить взаимоотношения.

Помимо представленных выше периодов динамики конфликта, можно также выделить ещё один период, для которого характерна дифференциация сторон . Это означает, что конфликт развивается по нарастающей, вследствие чего противодействие участников усиливается. Противоборство сторон друг другу продолжается до того момента, когда всякое дальнейшее усиление перестанет иметь смысл. Это и будет тем моментом, когда начнётся интеграция конфликта - стремление участников прийти к устраивающему каждого из них соглашению.

ПРИМЕР: Возможно, вам доводилось видеть художественный фильм «Водопад ангела» с Лиамом Ниссоном и Пирсом Броснаном в главных ролях. Два героя на протяжении всей картины противостоят друг другу, они - непримиримые враги, их целью является убить друг друга. Но ситуация в конце фильма складывается таким образом, что эта цель теряет всякую актуальность для каждого из героев, и, даже имея возможность её достичь, они находят другой выход из ситуации. В результате герои не только не убивают друг друга, но и становятся единомышленниками с одной общей миссией.

Подытожим урок : знание причин возникновения и этапов развития конфликтов является необходимым условием для овладения навыком их предупреждения и нейтрализации, ведь, как говорится, лучшим способом избежать пожара будет погасить его едва теплящийся очаг, чем тушить уже бушующее пламя. Умение достойно выходить из любых конфликтов сводится, главным образом, к тому, чтобы быть способным находить компромиссы и идти на уступки.

В следующих уроках нашего тренинга мы поговорим о способах и методах управления, урегулирования и разрешения конфликтов, их профилактики и предотвращения, а также более подробно коснёмся темы внутриличностного конфликта.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Существуют две противоположных точки зрения о причинах конфликта в организации:

  • 1) конфликт является свойством человеческого характера, стремлением к первенству, доминированию, конфликтному поведению -- субъективные причины;
  • 2) конфликт вызывается объективными причинами, не зависящими от личности.

Мы придерживаемся, идеи о том, что конфликт возникает из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин.

У.Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:

  • 1) Информационный фактор--это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.
  • 2) Структурный фактор -- формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). Б. Майерс дополняет: "доступные ресурсы, процедуры принятия решения".
  • 3) Ценностный фактор -- те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:
    • - личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);
    • -групповые системы верований и поведения;
    • - системы верований и поведения общества;
    • - ценности всего человечества;
    • - профессиональные ценности;
    • - религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.
  • 4) Фактор отношения -- удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. Это такие аспекты как:
    • - основа отношений (добровольные или принудительные);
    • - сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
    • - ожидания от взаимоотношений;
    • - важность взаимоотношений;
    • - ценность взаимоотношений;
    • - длительность взаимоотношений;
    • - совместимость людей в процессе взаимоотношений;
    • -вклад сторон во взаимоотношения и т.д.
  • 5) Поведенческий фактор -- это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество.

Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации могут быть весьма разнообразны. К ним относятся:

  • 1. Недостатки в организации производственных процессов, неблагоприятные условия труда, несовершенство форм его стимуляции.
  • 2. Неправильные действия руководителя из-за отсутствия у него опыта (неумение распределить задание, неправильное использование системы стимулирования труда, неумение понять психологию подчиненного).
  • 3. Недостатки стиля работы и неправильное поведение руководителя, столкновение со стереотипами, утвердившимися в сознании подчиненных под влиянием стиля работы прежних руководителей.
  • 4. Расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни.
  • 5. Нарушение внутригрупповых норм поведения, распад коллектива на различные группировки, возникновение разногласий между разными категориями работников (например, «старожилами» и «новичками», выделение «незаменимых»).
  • 6. Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности.
  • 7. Несовместимость в силу личностных, социально-демографических (пол, возраст, социальное происхождение) различий. Личностные конфликты учащаются в однородных по полу коллективах, они в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствуя развитию трудового коллектива
  • 8. Личностные характеристики отдельных людей - специфические особенности поведения, отношения к труду и коллективу, черты характера.

Р. Л. Кричевский указывает три группы причин конфликтных отношений: обусловленные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы. Также, говоря об организационном конфликте, стоит упомянуть о двух уровнях причин конфликтов: организационном (проблемы менеджмента) и психологическом (проблемы отношений между людьми)

Перечислить все возможные причины возникновения конфликта в организациях не представляется возможным, но среди основных причин конфликта в организации можно выделить и следующие:

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных компаниях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем целей организации.

Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Различия в ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно делать то, что ему говорят.

Различия в манере поведения и в жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Исследования показывают, что люди с чертами характера, которые делают их в высшей степени авторитарными, догматичными, безразличными к такому понятию как самоуважение, скорее вступают в конфликт. Другие исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Основными проблемами передачи информации, вызывающие конфликт являются неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникать или усугубляться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.


Каждый третий имеющий работу и состоящий в браке россиянин страдает от семейных конфликтов, поводом для которых служит чрезмерная профессиональная занятость. При этом чаще остальных с недовольством близких сталкиваются региональные представители. Таковы результаты опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала .

Интересно, что не только супруг или супруга выражают недовольство повышенной занятостью второй половины. Дети, даже взрослые, также нередко ревнуют родителей к работе либо полагают, что их интересы для родителей должны быть приоритетнее рабочей необходимости: «Особенно это всех огорчает, когда внуки заболевают, а у бабушки отчеты». Чаще других от конфликтов, связанных с чрезмерным увлечением работой, страдают россияне 25-34 лет - 38%. Это и неудивительно, ведь в этом возрасте работники, как правило, максимально проявляют себя в труде, нарабатывают профессиональные знания и опыт. Россиянам постарше, видимо, удается найти «золотую середину» между трудолюбием и трудоголизмом: лишь 26% опрошенных старше 45 лет выслушивают упреки домочадцев.

Ожидаемо, что число респондентов, ссорящихся с домочадцами по поводу работы, растет с увеличением дохода: если среди участников опроса с доходом менее 25 000 рублей в месяц таких 29%, то среди тех, чей ежемесячный заработок превышает 45 000 рублей, - уже 35%. От высокооплачиваемых специалистов ждут соответствующей отдачи на работе, как следствие - нехватка времени на семью и ссоры.

К счастью, для большинства респондентов работа не является поводом для конфликтов с домочадцами: 58% состоящих в браке и имеющих работу россиян умеют сочетать труд и отдых. «Я умею планировать свой рабочий день так, чтобы и работу всю успешно завершить и с семьей вечером пообщаться», - комментируют опрошенные. Некоторые признаются, что однажды им даже пришлось делать выбор - семья или работа: «Это в прошлом, я изменила свои приоритеты». Как и следовало ожидать, наиболее опытными в вопросах семейных отношений оказались россияне старше 45 лет: большинство из них (65%) не ссорятся с домашними из-за работы. «В семье есть понимание, что это источник доходов. Работе я уделяю разумное количество времени и внимания», - делятся респонденты.

Среди представителей различных сфер деятельности чаще всего «достается» от членов семьи региональным представителям (55%). Их профессия связана с многочисленными разъездами, командировками, что и вызывает упреки домочадцев. Вторую строчку нашего рейтинга заняли менеджеры по логистике (51%). Практически в равной мере страдают от ссор с близкими из-за чрезмерной любви к компьютерному «железу» коллеги по IT-сфере - программисты и системные администраторы (48% и 45% соответственно).

Среди офисных сотрудников объектами упреков домочадцев чаще всего становятся маркетологи (43%). По количеству домашних ссор прорабы несколько опережают проектировщиков (41% против 39%), врачи - медсестер (39% и 35% соответственно). Наряду с обычными сотрудниками от семейных ссор страдает более трети директоров департаментов и компаний (37%).

Среди работников сферы сбыта с конфликтами из-за работы чаще сталкиваются менеджеры по продажам (37%). Аналитики страдают от конфликтов в семье чаще, чем экономисты (38% и 30%), а вот аудиторам и бухгалтерам «достается» практически в равной степени (36% и 35%). Реже остальных с домочадцами по поводу работы конфликтуют продавцы (25%), охранники и офис-менеджеры (по 24%), а также квалифицированные рабочие (21%).


Населенных пунктов: 280
Время проведения: 24 января – 20 февраля 2013 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет, состоящее в браке и имеющее работу
Размер выборки: 3000 респондентов

Вопрос:

Вариант ответа
Все Пол Возраст, лет Ежемесячный доход, руб.
муж жен до 24 25-34 35-44 45 и старше до 24999 25000-34999 35000-44999 от 45000
да 33% 33% 34% 35% 38% 36% 26% 29% 30% 30% 35%
нет 58% 57% 58% 59% 52% 54% 65% 61% 62% 61% 57%
затрудняюсь ответить 9% 10% 8% 6% 10% 10% 9% 10% 8% 9% 8%

«Да» - 33%
«Особенно это всех огорчает, когда внуки заболевают, а у бабушки отчеты».
Бухгалтер, Санкт-Петербург, 54 года

«А что делать? Тут либо голод, либо разлука».
Начальник сектора, Москва, 28 лет

«Да, это случается, так как я работаю не только в офисе, но и являюсь доцентом кафедры, а также веду дипломные работы студентов».
Руководитель подразделения, Санкт-Петербург, 50 лет

«Очень часто жена недовольна тем, что я много свободного времени посвящаю работе».
Инженер по охране труда, Химки, 59 лет

«Конфликтные ситуации возникают только из-за командировок в другие города или при работе в выходные дни».
Главный инженер сети по эксплуатации, Москва, 49 лет

«Не сказал бы, что конфликты, но жена возмущается».
Ведущий IT-специалист, Москва, 24 года

«Любая дама требует постоянного поклонения. Постоянно ревнует, если часть времени поклонник расходует не на нее. Любая дама – это мать. Какая мать не любит контролировать свое чадо?»
Менеджер департамента закупок, Москва, 56 лет

«Нет» - 58%
«Бытовые проблемы решены (квартира, дача, дети выросли), поэтому можно уделять больше времени работе».
Начальник производства, Санкт-Петербург, 54 года

«Нет, никогда. Я умею планировать свой рабочий день так, чтобы и работу всю успешно завершить и с семьей вечером пообщаться».
Программист 1С, Саратов, 29 лет

«Эти вопросы я привык решать самостоятельно, независимо от чьего-либо мнения».
Заместитель генерального директора по производству, Рязань, 50 лет

«В семье эта тема никогда не поднималась. Это связано со всеми моими должностями, которые я занимал, и семья принимает это как должное».
Руководитель участка технической поддержки, Курск, 50 лет

«Семья важнее всего на свете».
Бухгалтер, Москва, 36 лет

«Отсутствие работы – угроза семье».
Специалист по видеонаблюдению, Голицыно, 53 года

«В семье есть понимание, что это источник доходов. Работе я уделяю разумное количество времени и внимания».
Ведущий специалист по ревизионной работе службы экономической безопасности, Москва, 52 года

«Муж так же, как и я, живет на работе».
Руководитель тендерного отдела, Москва, 50 лет

«Мы оба врачи и с пониманием относимся к нехватке времени».
Заведующий терапевтическим отделением, Егорьевск, 51 год

«Это в прошлом, я изменила свои приоритеты».
Заместитель главного бухгалтера, Санкт-Петербург, 39 лет

«Затрудняюсь ответить» - 9%
«Мы все работаем усердно».
Начальник ЦНИТ, Москва, 51 год

Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 24 января – 8 апреля 2013 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет, имеющее постоянную работу и состоящее в браке
Размер выборки: 5000 респондентов

Вопрос:
«Случаются ли в вашей семье конфликты, связанные с тем, что вы чересчур много времени и внимания уделяете своей работе?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Профессия/специальность Да Нет Затрудняюсь
ответить
Региональные представители 55% 39% 6%
Менеджеры по логистике 51% 42% 7%
Программисты 48% 44% 8%
Системные администраторы 45% 47% 8%
Менеджеры по маркетингу 43% 49% 8%
Прорабы 41% 47% 12%
Менеджеры по рекламе 40% 49% 11%
Врачи 39% 52% 9%
Медицинские представители 39% 50% 11%
Проектировщики 39% 53% 8%
Аналитики 38% 53% 9%
Дизайнеры 37% 54% 9%
Менеджеры по продажам 37% 55% 8%
Директора, руководители 37% 55% 8%
Технологи 37% 55% 8%
Учителя, преподаватели 37% 54% 9%
HR-менеджеры 36% 60% 4%
Аудиторы 36% 51% 13%
Бухгалтеры 35% 54% 11%
Водители 35% 51% 14%
Медицинские сестры 35% 59% 6%
Менеджеры по закупкам 35% 53% 12%
Операционисты банков 35% 61% 4%
Менеджеры по работе с клиентами 34% 55% 11%
Юристы 33% 56% 11%
Тренеры 32% 53% 15%
Инженеры 31% 62% 7%
Секретари 31% 60% 9%
Экономисты 30% 59% 11%
Кладовщики 29% 61% 10%
Переводчики 27% 69% 4%
Продавцы-консультанты 25% 67% 8%
Офис-менеджеры 24% 66% 10%
Охранники 24% 65% 11%
Квалифицированные рабочие 21% 63% 16%

Некоторые комментарии респондентов:

«Да»
«Особенно, когда я не прихожу домой 4 дня».
Руководитель отдела, 27 лет, Москва

«Часто приходится задерживаться на работе и работать по выходным. Во время аврала семью вижу урывками и только перед сном».
Инженер, 26 лет, Кабанск

«Слишком серьезно отношусь к своей работе».
Секретарь, 34 года, Зеленоград

«Но это больше в шутку, чем серьезные конфликты».
Главный бухгалтер, 45 лет, Саратов

«Конфликты бывают, и это нормально».
Юрист, 46 лет, Псков

«Учитывая стремление к карьерному росту, периодически возникает необходимость работать сверхурочно: либо задерживаться на работе, либо выходить на работу в выходной день, поэтому иногда возникают разногласия в семье, которые быстро разрешаются».
Экономист, 31 год, Красноярск

«Практически постоянно!»
Кладовщик, 34 года, Санкт-Петербург

«У меня конфликты с мужем возникали в тех случаях, когда я выезжала в частые командировки. Стационарная работа в городе с небольшими задержками на работе никого не раздражает»
Аудитор, 41 год, Санкт-Петербург

«Работаю и подрабатываю в другом месте, и всего один выходной в неделю».
Врач анестезиолог-реаниматолог, 37 лет, Москва

«Иногда, когда я по своей инициативе работаю дома, моему супругу это не очень нравится, даже если это оплачивается отдельно».
Дизайнер, 29 лет, Москва

«Дефицит рабочих кадров, иногда приходится работать за двоих, времени и сил на семью остается очень мало!»
Медицинский представитель, 35 лет, Волгоград

«Очень часто. Это одна из основных причин, почему я сейчас собираюсь сменить сферу деятельности».
Менеджер по маркетингу, 26 лет, Краснодар

«Из-за этого распалось два моих брака. Работал для семьи по большому счету, я трудоголик, а в итоге – два развода».
Системный администратор, 29 лет, Воронеж

«Нет»
«Оба понимаем необходимость и увлеченность работой».
Начальник отдела кадров, 42 года, Самара

«Я на работе не задерживаюсь, и на дом работу не беру».
Инспектор по кадрам, 29 лет, Воронеж

«Работа только в рабочее время».
Инженер, 52 года, Санкт-Петербург

«Были раньше при ненормированном рабочем времени».
Инженер, 40 лет, Калуга

«Я приучила мужа к этому, так как не хочу погрязнуть в домашней работе».
Менеджер по закупкам, 36 лет, Москва

«Я отличный специалист, поэтому не уделяю много времени работе».
Ведущий инженер, 39 лет, Югорск

«Моя семья понимает, что я зарабатываю деньги, и всегда поддерживает меня, понимая, что мне это тоже нужно».
Генеральный директор, 38 лет, Москва

«Мы оба уделяем много времени работе, от этого зависит наша зарплата. Мы понимаем друг друга и поддерживаем».
Менеджер по работе с клиентами, 30 лет, Волгоград

«Муж работает дольше и больше меня. Поэтому конфликты возникают из-за того, что муж чересчур много времени уделяет работе, а на семью времени не остается».
Юрист, 32 года, Вологда

«В нашей семье не бывает таких конфликтов, потому что мужчина должен работать и зарабатывать деньги для всей семьи в свое удовольствие».
Водитель, 42 года, Москва

«Мой муж так же, как и я, проводит много времени на работе, а дети с бабушкой».
Продавец-консультант, 29 лет, Москва

«Очень люблю свою работу и своей семье стараюсь уделять максимум внимания и заботы. Все получается!»
Аналитик, 26 лет, Саратов

«Несмотря на наши с супругом разные графики (он работает 5/2, я – 2/5) и мои частые путешествия по работе в Европу, мы никогда не конфликтовали по этому поводу! Вы знаете, самая большая любовь – это любовь на расстоянии. Чем меньше видимся, тем больше любим».
Дизайнер, 29 лет, Москва

«На данный момент моя работа и мой заработок являются одним из важнейших источников пополнения семейного бюджета, поэтому о конфликтах, связанных с моей работой, не может быть и речи».
Водитель, 30 лет, Москва

«Для меня семья – это приоритет номер один».
Инженер, 26 лет, Москва

«Жизнь – это работа, а не сплошной отдых, и мы это понимаем, наверное, в отличие от некоторых...»
Тренер-преподаватель по боксу, 39 лет, Санкт-Петербург

«Затрудняюсь ответить»
«Бывают случаи...»
Менеджер по продажам, 31 год, Ижевск

«Жена иногда ворчит, что за такую зарплату работать надо меньше и не задерживаться на работе».
Прораб, 44 года, Пенза

«Раньше случались конфликты, теперь – нет, но я испытываю чувство вины по поводу того, что недостаточно провожу времени с ребенком».
Менеджер по рекламе, 26 лет, Ярославль

«Иногда бывает, но если это затраченное время идет на пользу в финансовом плане, то конфликты угасают».
Системный администратор, 26 лет, Орск

«Пока нет, но, думаю, скоро будут…»
Начальник юридического отдела, 32 года, Москва


Код для вставки в блог

Конфликты из-за работы чаще всего случаются в семьях региональных представителей

Каждый третий имеющий работу и состоящий в браке россиянин страдает от семейных конфликтов, поводом для которых служит чрезмерная профессиональная занятость. При этом чаще остальных с недовольством близких сталкиваются региональные представители. Таковы результаты опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала .");