Психолог и писатель Лео Бабаута утверждает, что человеческий разум можно выдрессировать, прямо как щенка.

Разум можно научить почти всему.

К примеру, он может привыкнуть к любой ситуации — долго сидеть в тишине или сосредоточиться на задаче.

Однако, как правило, мы обучаем наш разум делать то, чего не хотим: отвлекаться, поддаваться соблазнам и побуждениям, жаловаться, избегать дискомфорта, прокрастинировать. Это происходит потому, что мы вознаграждаем свой ум за подобное поведение — делая что-либо из этого, мы даем разуму нечто приятное и комфортное. Это именно то, что бы мы делали, если хотели закрепить это поведение.

Подумайте об этом: вам не нравится работать над задачей, и идеальным поведением было бы открыть задачу, осознать ее важность и сосредоточиться на ней. Но обычно мы ее откладываем (прокрастинируем) и беремся за свои любимые отвлекающие дела. Отвлечение становится наградой для мозга, поэтому это поведение закрепляется.

Мы делаем это весь день. Каждый день.

Что, если мы захотели бы обучить свой разум делать что-то иное?

Суперсила обучения разума

Мы можем заставить разум привыкнуть к чему угодно:

  • Наслаждаться здоровой пищей
  • Избегать фастфуда
  • Не хотеть употреблять алкоголь, кофе, сахар, сигареты, наркотики
  • Не хотеть играть в видеоигры, смотреть Youtube/Netflix, новости или блоги, порно или социальные сети
  • Сохранять внимательность
  • Обращаться к чувствам вместо того, чтобы избегать их
  • Нормально себя чувствовать в дискомфортных ситуациях

Тогда это становится суперсилой. Мы тратим так много времени и энергии, избегая того, что нам не нравится, и пытаясь найти то, что нас успокаивает. Что, если бы мы могли научиться не избегать неудобных вещей и не искать вместо них удобные? Мы были бы богами.

Отправляясь на неприятное вам мероприятие, вместо того, чтобы избегать, прятаться или искать зону комфорта… вы могли бы просто остаться в зоне неудобства и поговорить с людьми, которых вы не знаете. И это не было бы проблемой, потому что вы научили свой разум спокойно переносить дискомфорт.

Если вы привыкли к некоторым элементам комфорта (кофе, сладкие продукты, газировка, телевидение, алкоголь, косяк, сигареты), вы потратите на них много денег и во многих случаях истощите здоровье и банковский счет. Можно стараться не ходить туда, где доступны эти вещи, и тратить много энергии, чтобы не употреблять их каждый день. Но что, если бы вы научили свой разум ощущать комфорт и расслабляться, не прибегая к ним? Вы могли бы постепенно приучить разум обходиться без них, шаг за шагом, чтобы стать полностью свободными.

Метод дрессировки щенка

Разум похож на маленького щенка. Он реагирует на поощрения, но обучать его нужно понемногу за один раз, пока он не начнет последовательно исполнять то, чего вы хотите.

Я не говорю, что мы можем контролировать свой разум на 100%. Просто мы можем применить некоторые методы стимулирования, чтобы со временем заставить его приспособиться ко всему, чего мы хотим.

Итак, давайте рассмотрим этот метод обучения щенков и как его можно применить к разуму:

  • Определите цель. Если вы хотите, чтобы щенок научился какому-то поведению, нужно решить, что это за поведение. То же самое с разумом: хотите ли вы, чтобы он концентрировался, не избегал дискомфорта социальных ситуаций, обращался к чувствам, присутствовать с телесными ощущениями во время стресса, был сострадательным, когда кто-то жалуется? Выберите одну цель на один раз.
  • Определите награду. Что нравится вашему разуму? Чашка чая, просмотр TED talks на YouTube или чтение блога Zen Habits… выберите что-то одно для поощрения. Старайтесь выбирать что-то относительно здоровое (не выбирайте пончики), что вы могли бы дать себе сразу после желаемого поведения.
  • Тренируйтесь понемногу. Невозможно ожидать, что вам удастся сохранять концентрацию весь день целиком. Разум устает. Попытка быть совершенным все время — хороший способ потерпеть неудачу. Поэтому выбирайте небольшие дозы — 10 минут медитации один или два раза в день, сфокусированная работа интервалами по 20 минут (и делайте только 3 интервала) с перерывами, 30 минут в день без жалоб, например. После коротких тренировок можно постепенно увеличивать время, будучи уверенными, что вы можете проделать это хотя бы в небольших количествах. Постепенно ваш разум научится делать больше.
  • Награждайте себя, когда достигаете цели. Если вы проделали 20 минут концентрированной работы, дайте себе небольшую награду. Например, загляните на 2 минуты в свои любимые социальные сети. Я люблю пить определенную кокосовую воду после занятий йогой. Это удовольствие, которое закрепляет предшествующее поведение.
  • Устанавливайте промежуточные цели для сложных задач.Если вы хотите, чтобы щенок делал что-то сложное, вам нужно очертить промежуточную цель. Например, если нужно научить щенка идти в определенное место, сначала наградите его за то, что он направился в нужную комнату, затем в нужную часть комнаты, и затем – на конкретное место. Вы можете проделать то же самое со своим разумом — если цель слишком сложная (неделя медитации), сначала определите меньшую задачу (10 минут медитации) и позвольте себе медленно двигаться к основной цели. Сначала вознаградите себя за достижение промежуточной цели, но когда она будет даваться легко, вознаграждение нужно перенести на цель посложнее (20 минут медитации).
  • Не наказывайте себя за плохое поведение. Но и не вознаграждайте. Если вы сдаетесь и делаете что-то, чего не хотите делать (например, курите травку), не поощряйте себя. Но и наказание тоже не полезно. Раньше побить собаку газетой было обычной практикой, но сегодня тренеры считают, что это не так хорошо работает, как позитивное поощрение. Что делать вместо этого? Либо игнорируйте плохое поведение полностью (стремясь вознаградить поведение, которое хотя бы близко к тому, чего вы хотите), либо давая понять, что плохое поведение не приветствуется: говоря «Нет» или прерывая плохое поведение твердой, но нежной рукой. При тренировке разума это будет простое прерывание плохого поведения («Нет, нам не нужно этого делать»), а затем попытка перейти к хорошему поведению и получить за это вознаграждение. Поэтому в основном игнорируйте плохое поведение или подчеркивайте, что это нехорошо, но не вините себя за него.
  • Отрабатывайте одно действие за раз. У большинства людей возникает соблазн научиться всему сразу. Но отработка одного действия за раз — более совершенный подход. Например, если вы хотите прекратить смотреть YouTube, попробуйте провести без него полдня (вознаграждая себя чем-то другим, но не YouTube), а затем, после того как вы справитесь с этим, поставьте целью полный день, затем два дня — и так далее. Затем вы можете то же самое проделать с видеоиграми или порно, затем с социальными сетями. Но не хватайтесь за все сразу, если только вы не проделали то же самое индивидуально с каждым пунктом раньше.
Как мы воспринимаем окружающий мир?

Человек не может воспринимать окружающий мир совершенно объективно. Это можно сравнить с тем, как вы вставляете слайд в видеопроектор и смотрите на изображение.

Обычный равномерный свет, проходя через пленку, превращается в картинку на экране. Восприятие выступает в качестве экрана, светом является окружающий мир, а слайдом - наше мировоззрение, то есть модель нашего понимания этого мира.
Представление каждого человека о себе и об окружающем мире зачастую далеко от истины. Искажение вносят наши слайды.

Например, вас беспокоят некоторые личные недостатки, и вы из-за этого испытываете чувство неполноценности - ведь кажется, что другим это тоже не нравится. Тогда, общаясь с людьми, вы вставляете в свой «проектор» слайд комплекса неполноценности и видите все в искаженном свете.

Допустим, в данный момент вы беспокоитесь, как одеты. Может даже казаться, что другие обращают на вас внимание и смотрят с усмешкой или презрением.
Но в головах окружающих вовсе нет об этом мыслей. Эти мысли присутствуют только в вашей голове в виде слайда, искажающего действительность. Любой человек, как правило, на 90% занят мыслями о своей особе - так же, как и вы сами. Даже если вы проходите собеседование для приема на работу, будьте уверены: интервьюер сам озабочен больше тем, как лучше сыграть свою роль.

Слайды вносят искажения в ваши представления о том, что думают о вас другие люди. Слайд - это искаженная картина действительности . Слайд - это то, что есть в вашей голове , но нет у других.

Например, вы считаете свою внешность недостаточно привлекательной. Если это вас не очень волнует, искажения нет. Все есть как есть. Но дело даже не в том, что вы думаете о своей внешности, а какое влияние оказывает слайд на вашу жизнь. Если вас беспокоит собственная внешность, вы создаете в своей голове слайд: «Я некрасивая (некрасивый)» и смотрите на окружающий мир через него, как через фильтр. Это слайд, потому что он зафиксирован только в ваших мыслях. Внешность могут оценивать, то есть придавать ей значение, только потенциальные партнеры. А это очень небольшой процент людей. Остальным окружающим и дела нет до вашей внешности. Не верите? Тогда спросите у самого авторитетного арбитра, то есть у себя самого: насколько вас волнует внешность тех, кто не входит в круг ваших потенциальных партнеров или соперников. Скорее всего, вы даже не задумывались над вопросом - привлекателен данный человек или нет. То же самое думают (или вообще не думают) окружающие в отношении вас. Можете быть уверены, что это так, даже если вы считаете себя уродливым. Уродство производит впечатление только в момент первой встречи, а потом на это перестают обращать внимание, как на привычную декорацию.
Итак, предположим, что вы вставили в голову слайд о своей непривлекательной внешности. Все, что идет от других людей - взгляды, жесты, мимика, слова, - вы воспринимаете через свой слайд. Что вы увидите? Приветливая улыбка превращается в усмешку. Чей-то веселый смех в злорадную потеху над вами. Кто-то тихо перешептывается - сплетничают про вас. Чей-то беглый взгляд - косо посмотрели. Кто-то поморщился от боли в животе - боже, что он о вас подумал! Наконец, любой комплимент превратится в издевку. А ведь у других и в мыслях ничего подобного не было.

Это только в вашей голове - собственный слайд.

В соответствии с такими мыслями будет определяться и поведение, которое сделает вас действительно непривлекательными. Руки начнут выполнять неестественные движения, и вам некуда будет их деть. Лицо исказится напряженной гримасой, все умные мысли куда-то исчезнут, комплекс неполноценности вступит в свое нераздельное господство. В итоге слайд, сидящий в вашем воображении, получит фактическую реализацию.

Слайды действуют двояким образом.

С одной стороны, они искажают представление человека о его месте в этом мире и об отношении к нему окружающих.

С другой стороны, они искажают его представление о внешнем мире. В частности, каждый склонен видеть свойства своего слайда в окружающих людях.

Например, человек не любит какие-то врожденные качества своего характера. Он стремится запрятать их от себя подальше, чтобы самому не видеть. Но неприглядный слайд затушевать невозможно, он сидит в голове и делает свое дело. У человека возникает иллюзия, что другие думают и поступают примерно так же, как он сам. А если некоторые качества в себе не нравятся, он склонен видеть то же самое в других, то есть навешивать на них свои проекции.

Проекция - это когда недовольство собой, загнанное в подсознание, выплескивается на окружающих.

Человеку не хочется ругать самого себя за некоторые плохие стороны, поэтому он склонен видеть эти же самые стороны у других. Люди часто охотно ругают других за то, что им самим не нравится в себе. Вы и сами делали то же самое, не отдавая себе отчета. Это, конечно, не значит, что если человек кого-то в чем-то обвиняет, значит, это есть и у него. Однако так бывает очень часто.

Понаблюдайте сами. Если вас в чем-то пытаются незаслуженно обвинить или приписать чужие качества, задайте себе вопрос, нет ли у самого обвинителя того же, что он пытается навесить на других. Скорее всего, будет именно так, потому что если у вас этого действительно нет, значит, у обвинителя сидит в голове слайд, который и проецирует свою картину. Что же лежит в основе слайда, на какой пленке он держится?

Важность. Вас беспокоит собственная внешность, если это для вас важно. Слайд находится в вашей голове, но у других его нет, если это не представляется им важным. Уродство человека становится привычной декорацией для окружающих потому, что для них это не значимо. Оно имеет важность только для самого обладателя неординарной внешности. Внешность просто необычная, и не более того. Необычную внешность делает уродством именно слайд важности.

Те незначительные штрихи, которые вследствие важности человек в самом начале набросал на свой негативный слайд, проявляются все более резко и расцветают во всей красе.

Сегодня мы поговорим о таком феномене человеческой психики, как психологическая защита.

Что такое психологическая защита?

Это система механизмов, которые защищают нас от отрицательных переживаний, душевной боли, тревожности и многих других негативных факторов, угрожающих целостности личности. Если бы не психологические защиты, мы постоянно находились бы в сильном стрессе, плакали или кричали бы по любому поводу, кидались бы на окружающих, совершали бы импульсивные поступки и т.д. – словом, видели бы жизнь в черном цвете.

Впервые психологические защиты начал изучать австрийский психолог, психиатр и основоположник психоанализа З. Фрейд. Работу системы защит он трактовал как способ разрешения противостояния между бессознательными влечениями и социальными нормами (требованиями, запретами и т.д.).

Механизмы психологической защиты универсальны: они заложены в нас природой и представляют собой шаблоны поведения или реагирования на психотравмирующую ситуацию.

Психологическая защита не меняет действительность, события, характеры людей, кроме того, она искажает восприятие действительности. В связи с этим многие проблемы остаются нерешенными. Что делать? Психологи советуют: чтобы страх ушел, посмотрите ему в глаза. Давайте разбираться по порядку.

Три линии психологических защит

Существуют три линии психологических защит:

  • осознаваемые стереотипы (помогают нам существовать в социуме);
  • архетипические защиты (защищают общество, группу, коллектив через личность);
  • бессознательные защиты (оберегают нашу психику от износа).

Одновременно эти линии формируют целостную систему, которая поддерживает наше духовное равновесие и помогает справляться со стрессом. Рассмотрим каждую из линий подробнее.

Осознаваемые стереотипы

Эти стереотипы формируются в нашем сознании с раннего детства, когда мы усваиваем социальные нормы и правила. Поначалу это нормы своей семьи: мыть руки перед едой; есть с помощью приборов, а не руками; рисовать в альбоме, а не на столе. Спустя какое-то время ребенок изучает нормы и других сообществ: как вести себя на улице, в гостях, в детском саду, в школе и т.д. Все это позволяет нам избегать остракизма, и в результате общество, в котором мы существуем, принимает нас. Благодаря заложенным в детстве началам мы экономим время на обдумывание и совершение действий, а также повышаем вероятность благоприятного разрешения ситуации.

Например, мы изначально учимся соблюдать субординацию, уважительно разговаривать со старшими, проявлять в отношении к ним знаки внимания, учитывать их мнение и т.д. Также мы осознаем границы дозволенного (например, узнаем, что в магазине нельзя вести себя как дома и пр.).

Архетипические защиты

Это ряд поведенческих моделей, которые помогают преодолевать трудности и не растеряться в экстремальных ситуациях, возникающих в жизни группы, общины, коллег, друзей, близких людей и т.д. Считается, что эти защиты формировались тысячелетиями, а поскольку человек так и остался элементом общины, защиты продолжают функционировать. Они проявляются в нашем поведении не всегда, а лишь в случаях, когда обществу угрожает опасность. Человек может даже не знать о ресурсах своей психики и возможностях своего организма, а в стрессовой ситуации ради спасения родных – совершить героические поступки, на которые бы не решился в обычной жизни. Медицине катастроф известны случаи, когда дети, попав в экстремальную ситуацию, не задумываясь, помогали тем, кто слабее (например, мальчики помогали вытащить девочек, давали им свою одежду; девочки успокаивали взрослых, которые не могли взять себя в руки). Такие действия они совершали автоматически, на подсознательном уровне: «Если ближнему плохо – ему надо помочь».

Подсознательные модели поведения вы можете наблюдать и у себя. Например, ваш друг поссорился со своими родителями, и вы автоматически начинаете помогать ему – выслушивать, утешать, давать советы. Многие готовы пойти на самопожертвование ради благополучия другого. А все дело в подсознании, которое диктует нам программу защиты малого или большого социума.

Бессознательные защиты

Каждый слышит то, что хочет услышать.

Суть бессознательной защиты в том, что наша психика без искажения воспринимает только ту информацию, которая не может ее травмировать. Если какие-то факт, событие, действия или слова человека угрожают нашему душевному спокойствию, вызывают тревогу или напряжение, сразу же включается бессознательная защита. В результате мы вообще не воспринимаем входящую информацию или воспринимаем ее в искаженном виде. Например, некоторые жены защищают своих мужей: «Он не алкоголик, просто у него работа напряженная». Или заболевший человек говорит: «Сегодня мне получше, к врачу не пойду. Да не болен я, чего вы все пристали?» Так работает механизм отрицания: «Вы все неправы, у меня/нас все нормально!» В результате человек искусственно восстанавливает свое душевное равновесие, защищается от страхов, снижает внутреннее напряжение. К сожалению, эта уловка сознания помогает лишь на время. Алкоголик так и остается алкоголиком, а заболевший не выздоравливает. Через какое-то время душевное равновесие нуждается в восстановлении.

Рассмотрим формы бессознательных защит.

Бегство. В эпоху палеолита в случае угрозы жизни человек защищался или спасался бегством. Сегодня бегство модифицировалось и приобрело бессознательные формы. Например, если человеку с самого детства не удавалось выстроить доверительные отношения с людьми, он все чаще уходит в себя и в результате становится интровертом. Или если человек не уверен в благоприятном исходе какого-либо сложного дела, он под любым предлогом будет отказываться ходить в организации, созваниваться с людьми и вообще прилагать какие-то усилия.

Основное и тягостное последствие бегства – это неумение конструктивно общаться, просить о помощи, вносить предложения или делать замечания, если что-то не удовлетворяет. К примеру, боязнь обидеть, боязнь выставить себя в неблагоприятном свете ведут к неконкретной формулировке или замене просьб. В результате человек не разрешает свой вопрос, тратит время и испытывает личностный дискомфорт оттого, что «опять ничего не вышло».

Например, сотрудница возвращается из отпуска и видит на своем столе гору чужих бумаг. Ей стыдно попросить виновника убрать за собой, и она делает это сама. В результате проблема не решается, а ситуация повторяется после каждого отпуска.

Иногда бегство проявляется в виде ухода в какую-либо определенную деятельность (не путать с хобби). В ситуации бегства человек настолько увлекается любимой деятельностью, что направляет все свои душевные и умственные силы только на нее. Эта деятельность спасает его от неразделенной любви, от неуверенности в себе, помогает забыть о проблемах и личностных недостатках. Конечно, такой человек может продемонстрировать выдающиеся результаты в своей сфере, однако ему не удастся завести себе приятелей или друзей, потому что его личность все это время развивалась дисгармонично.

Отрицание характеризуется избирательностью внимания: «Моя хата с краю, ничего не знаю».

Избирательность помогает нам игнорировать то, что вызывает у нас тревогу и увеличивает силу конфликта. Часто отрицание является первой реакцией на необратимые события – болезнь, смерть. Также отрицание можно увидеть в семейных отношениях: многим проще закрыть глаза на проблему, чем ее решать. Например, жена не замечает отчужденности мужа и вместо того, чтобы поговорить, делает вид, что все хорошо. В результате муж уходит к другой. Или родители не замечают, что сын пристрастился к наркотикам. Итог: у сына тяжелая наркотическая зависимость. Почему так происходит? Люди попросту не позволяют себе думать, что в их семье может случиться такое.

Кроме того, форма отрицания может приобрести вид самовосхваления. Например, ребенок плохо выступил на соревновании, возвращается домой и всем рассказывает о своей победе, причем сам полностью верит в эту победу, или ленивый работник, который создает видимость работы: заваливает свой стол бумагами (якобы некогда убирать), ходит по коридору с документами, простаивает в приемной, отвечает по телефону раздраженным голосом, словно намекая: «Я так занят, а тут еще и вы». Причем он искренне надеется, что его не раскусят.

Рационализация. Иногда нам кажется, что проще съесть жабу, чем признать свою неправоту. А чтобы ее не признавать, природа придумала замечательный механизм – рационализацию. Этот механизм помогает найти объяснения собственному неблаговидному поступку. Благодаря рационализации можно отгородиться от «злостного мира» и почувствовать себя царем на фоне ничего не понимающих людей.

Например, человек, не желающий искать работу, оправдывается, что нет достойных предложений; ребенок, съедающий все сладкое в доме, считает, что он еще маленький и ему все можно; начальник, третирующий подчиненных, доказывает себе, что совершает великую миссию, не позволяя работникам расслабляться.

Кстати, герой повести «Сахалин» А.П. Чехова, убив свою жертву, оправдывал свое поведение тем, что тот громко чавкал за столом, нарушая общий этикет.

Подавление выражается в том, что мы можем забывать некоторые чувства, факты, события и людей, которые принесли нам в свое время боль, страдания или просто какие-либо неприятные эмоции. К примеру, имя человека, который нас когда-то обидел, или время работы конторы, в которую надо сходить, чтобы решить неприятный вопрос. Таким образом психика защищается, старается спасти нас от общения с неприятными людьми, уберечь от походов в неприятные места и т.д.

Вытеснение также связано с особым механизмом работы памяти. Вытеснение похоже на подавление, за исключением того, что событие забывается не полностью. Из памяти стирается наиболее травмирующая часть.

К примеру, подруга постоянно жалуется вам на то, что свекровь к ней жестока. Когда вы просите ее привести примеры, она ничего не может рассказать толком. Помнит, что был конфликт, а вот по какому поводу и что послужило отправной точкой – не помнит.

Помнить больше хорошее, чем плохое, – это естественная функция психики. Но вот особо чувствительные люди, наоборот, запоминают только плохое. Это приводит к гнетущему состоянию, депрессии, мучительным воспоминаниям травмирующих ситуаций: «А вот он мне сказал то-то, а поступил так-то. Как он мог?»

Замещение выражается в виде удовлетворения неприемлемого желания иным способом, допускаемым обществом. Также оно может происходить в виде переноса с одной реакции на другую. С одной стороны, этот перенос позволяет решить проблему, а с другой – избежать порицания общества.

Например, один человек за что-то сердится на другого и хочет ему отомстить. Поскольку месть порицается обществом, человек мстит своему врагу обидными шутками. Если же тот обижается, он тут же просит извинения, говоря, что не хотел никого обидеть, это всего лишь шутка.

Поэтому, если над вами постоянно подшучивают, не стоит винить себя в излишней обидчивости. Возможно, эти люди затаили злобу на вас, но не знают, как сказать об этом.

В офисной жизни скрытая враждебность может проявляться в виде гиперконтроля над подчиненными. К примеру, начальнику не нравится работник, который очень похож на нерадивого ухажера его дочери. Он понимает, что если попытается рассказать о причине своей враждебности кому-то из окружения, то его засмеют. Потому начальник находит искусственный повод, чтобы выплеснуть свою агрессию на подчиненного, ‑ начинает его чрезмерно контролировать, придирается, обвиняет, что он ничем не занимается, и т.д.

Проекция. Вспомним фольклор: «Неча на зеркало пенять, коли рожа кривая», «Кто обзывается ‑ тот сам так называется», «На соседа смотришь во все глаза, а на себя – опустивши веки» (вьетнамская поговорка).

Правота этих выражений неоспорима: прежде чем оценить кого-то, посмотри на себя. Себя критиковать больно – проще отыграться на ком-то другом. В психологии такое поведение называется проекцией. При проекции человек, видя свои недостатки, не желает их признавать, но замечает их у других. Таким образом, человек проецирует свои пороки и слабости на других людей. Согласитесь, как же трудно признаться себе, что мы кому-то завидуем, и как же легко увидеть эту зависть у другого человека!

Проецировать можно чувства, мысли и даже поведение. Так, обманщику кажется, что все вокруг шулеры и хотят его обмануть, жадному человеку окружающие видятся скупыми, а нуждающийся в деньгах будет ненавидеть людей с низким достатком.

Кстати, у проекции есть не только негативные, но и позитивные проявления. Например, если вам кажется, что все вокруг чудесно и замечательно, это означает, что вы находитесь в гармонии с самим собой; если вы видите в лице коллег только друзей, это означает, что вы добрый и общительный человек. Недаром говорят: «Улыбнись миру ‑ и мир улыбнется тебе».

Идентификация выражается в отождествлении себя с каким-либо человеком, в присвоении его личностных качеств себе, в возвышении себя до его образа. Идентификация также может выражаться в стремлении быть похожим не только на какого-то одного человека, но и на группу людей. Идентификационную защиту еще называют социальной мимикрией. Чаще всего социальная мимикрия проявляется у подростков. К примеру, школьник стремится быть как все, старается слиться со своей компанией. Если в компании все носят дорогие джинсы, он будет выпрашивать их у родителей; если в компании принято курить, он обязательно пристрастится к этой пагубной привычке. Желание быть похожим на окружающих создает у подростка иллюзию защищенности.

Также социальная мимикрия проявляется в желании быть похожими на людей, которых мы опасаемся или от которых зависим. Очень часто люди, которых обижают, начинают копировать поведение своих обидчиков. Одним эта идентификация нужна с целью стать такими же «волевыми» и «сильными», а другим – с целью отыграться на более слабых. В психологии этот механизм называется «идентификация с агрессией».

Отчуждение выражается в разделении нашего «Я» на несколько частей и последовательном их использовании. Такой процесс происходит в моменты, когда человек испытывает сильную физическую или душевную боль. Приведем самый простой пример. Человек, проживший в родном крае почти всю жизнь, вдруг уезжает на чужбину. Несомненно, ему будет очень тяжело покинуть родные края, особенно если там остаются дорогие для него люди. На новом месте ему будет казаться, что кусочек его души остался в родном краю.

Боязнь нового. Вы замечали когда-нибудь, что ваши близкие, родные и друзья вроде бы просят вашего совета, но на самом деле в нем не нуждаются? Такие люди вообще опасаются узнавать что-то новое, ведь нужно перестраиваться, пересматривать свои взгляды на жизнь, сомневаться в ранее полученных знаниях, теориях и мнениях. А потому такие люди подсознательно защищаются от советов – много говорят сами и не дают вам высказаться, жалуются и вас не слушают (синдром поиска жилетки), капризничают, протестуют (говорят, что вы придумываете неподходящие советы), обвиняют вас в некомпетентности, обещают последовать совету потом, но не выполняют обещания.

Искусственные психостимуляторы. Алкоголь, табак, наркотики не только сводят здоровье на нет, но и создают иллюзию «управления» своим психоэмоциональным состоянием. Возникшую проблему они, конечно же, не решают.

Другие бессознательные защиты

К ним принято относить:

  • психосоматические заболевания (возникновение соматических заболеваний по причине душевных травм);
  • пассивную агрессию (склонность везде и всюду опаздывать, нежелание выполнять определенную работу);
  • отреагирование, или агрессию на неповинных (резкие вскакивания, крики, удары по столу, агрессивные нападки на людей по выдуманным поводам);
  • диссоциацию (после травмирующих ситуаций склонность делать вид, что ничего не случилось, нежелание решать проблемы, самоустранение);
  • интернализацию (отказ от получения желаемого: «Да больно мне это надо. Обойдусь»);
  • регрессию (возврат к детским моделям поведения – капризам, истерикам, швырянию вещей и т.д.).

Польза и вред бессознательных защит

Перво-наперво рассмотрим пользу.

Психологические защиты:

  • помогают сохранить целостность личности и уберечь ее от распада, особенно при противоречивости желаний. Известно, что в человеке существует множество разных «Я» (одно «Я» хочет одного, другое – другого, третье – третьего). Психологические защиты нужны, чтобы собрать все эти «Я» воедино и позволить им «договориться»;
  • помогают сопротивляться болезням, верить в свои силы, успокаивают, что все будет хорошо, все восстановится;
  • предотвращают дезорганизацию психической деятельности и поведения. Например, в момент внезапного стресса неверие во все происходящее спасает сознание от разрушения;
  • оберегают от отрицательных качеств, которыми человек не обладает, но ошибочно признает за собой. Например, человеку кажется, что он излишне требователен к другим, хотя в реальности таковым не является. С целью защиты он может начать убеждать себя, что излишне требовательные люди более успешны в бизнесе, обладают отличной проницательностью и требовательны к себе. Таким образом, защиты спасают человека от мифических недостатков и снижают самообвинение;
  • восстанавливают самоуважение, помогают принять болезненную ситуацию без снижения самооценки: «Ну и пусть. Я все равно лучше них», «Эти люди меня недостойны» и т.д.;
  • помогают сохранить социальное одобрение. Например, человек сделал что-то не так и, зная об этом, оборачивает ситуацию: «Виноват не я, а другие люди/судьба/обстоятельства», «Не я такой – жизнь такая»;
  • сохраняют отношения между людьми. Например, работнику не нравится, что его коллега все время сплетничает и пытается втянуть его в разговор. Он предпочитает не доводить ситуацию до конфликта и вместо того, чтобы высказать все, притворяется необщительным.

Если говорить о вреде психологических защит, то они:

  • не меняют порядок вещей, а лишь на некоторое время избавляют от тревоги и неудобств;
  • искажают реальность, не дают нормально ее оценить. Особенно это встречается в оценке любимых людей. Например, говорят, что «любовь слепа». Если любимый человек вдруг совершает ужасный поступок, мы отказываемся в это верить, виним себя, что сразу не поняли, что он за человек, или бросаемся защищать провинившегося;
  • вытесняют из сознания факты, события. Это временно успокаивает, но страх остается загнанным внутрь подсознания и оттуда воздействует на человека в течение длительного времени;
  • путают человека. Например, вместо того, чтобы признаться себе в неприязненном отношении к своему ребенку, разобраться в причинах этой проблемы и отработать ее, родитель прикрывается гиперопекой, навязчивостью по отношению к своему ребенку, чем еще больше усложняет отношения.

Зрелые бессознательные защиты

Существуют естественные бессознательные защиты, которые не несут вреда и помогают справиться с напряжением. Их называют зрелыми бессознательными защитами . К ним относятся:

плач – природная и естественная защитная реакция человека на стресс. Каждый знает, что, поплакав, на душе становится сравнительно легче. Все дело в физиологических процессах, происходящих в этот момент в организме.

Ученые считают, что слезы уменьшают боль, заживляют небольшие ранки на коже, защищают кожу от старения. Кроме того, плач нормализует кровяное давление и оказывает антистрессовое воздействие;

сон . Многим людям после сильного стресса требуется продолжительный сон, чтобы восстановить душевные и физические силы. Так работает механизм компенсации. Так что если ваш близкий – любитель поспать, не будите его без видимых на то причин, возможно, его организм сейчас занят переработкой стресса;

сновидения . В прошлом номере мы говорили о том, как сновидения помогают нам справляться с накопленным в течение дня напряжением, что во сне моделируются ситуации, в которых вы можете проявить себя сильным, смелым и решительным, а значит, проработать все свои стрессы и победить страхи. Только вот этот механизм подключается не в реальном, а в воображаемом мире. Следовательно, человек меньше страдает и не оказывает отрицательного влияния на окружающих в отличие, например, от проекции или рационализации;

сладости , как известно, поднимают уровень глюкозы в крови, а это способствует выработке гормона радости – эндорфина. Поэтому умеренное потребление сладостей ведет к переработке стресса. Главное – не увлекаться и соблюдать правила здорового питания;

сублимация – трансформирование нежелательных, травмирующих и негативных переживаний в различные виды конструктивной и востребованной деятельности (спорт, творчество, любимую работу). Чем больших успехов человек достигает в любимой деятельности, тем устойчивее становится его психика;

альтруизм . Недаром говорят: «Если тебе плохо, помоги тому, кому еще хуже». На самом деле все несчастья познаются в сравнении. Когда мы видим, что другому человеку приходится намного хуже, собственные проблемы кажутся мелочными. К тому же любая помощь нуждающемуся помогает нам почувствовать себя нужным, а это наилучшим образом спасает от стресса;

добрый и необидный юмор . Как известно, вовремя сказанная шутка разряжает обстановку и улучшает отношения между собеседниками. Учитесь смеяться над собой и над своими проблемами. Попробуйте ассоциировать свою проблему с какой-либо шуткой, переложите ее в веселую историю, Посмотрите смешные фотографии, скачайте доброе кино. И главное – чаще улыбайтесь, ведь смех продлевает жизнь.


Почему человек хочет одного, а получает другое?

Если предположить, что вся Вселенная создает наш мир, то мы, получая отклик, знакомим всю Вселенную, с тем, как этот мир создан. Осознавая этот мир, мы решаем, нравится он нам или не нравится, принимать его или нет. Мы может только реагировать на уже созданный мир и сравнивать его с собой.

Человек, проживший много лет и наработавший целый механизм сравнений, начинает приспосабливаться и искажать свой реальный мир. Например, если я что-то чувствую и это передаю как естественность, то и обратно мир будет естественный. Как я его «запускаю», так он и "откликается". Я буду этому сопротивляться? Нет.

Если, например, я посылаю поток своих неестественных чувств, то в ответ получаю неестественность или искажение. Тогда зачем винить мир в том, что все не по-моему? Я его искажаю и обратно, как в зеркале, получаю искаженную реальность.

Почему человек говорит: «Есть я, мое тело, моя частная собственность, а внешний мир - это чужое?» Потому что внешний мир для него искаженный и чужой. Он его так создал. За счет неестественности человек отделил себя от внешнего мира и говорит: "Вот это я, а это искажение". Поэтому он может бросать мусор, топтать, химией заливать все вокруг - и ему все равно.

К 30, 40, 50 годам у человека, как правило, возникает "ступор". Он настолько искажает неестественностью весь свой мир, что не понимает, куда дальше идти и что делать. Многие, чтобы уйти от этой искаженности, начинают заниматься духовными практиками…

Но это не решает проблему. Нужно перестать обманывать себя.

Почему человеку нужно кем-то быть? Потому что он все время себя с чем-то сравнивает. Если человек отбрасывает сравнения и привязанность к результату своего творения, то он начинает жить в мире со своими внутренними потоками и быть самим собой. Тогда ему не нужно уходить от людей в ашрамы и еще куда-то, а наоборот, взаимодействовать с людьми и максимально открываться им на уровне своей естественности.

И как только вы запускаете новый жизнепоток, вы тут же лишаетесь родственников, потому что они формировали в вас умение искажать. Потом вас покинут друзья, товарищи, сотрудники, партнеры, и от вас отвернутся ваши единомышленники.

В итоге вы остаетесь тотально одинокими, и у вас не будет никого. Если вы дошли до состояния тотального одиночества и брошенности, то это первый сигнал к тому, что вы готовы к принципиально новому качеству жизни…

Быть искренним — это игра, вам больше не нужно ничего доказывать. Вы больше ничего не требуете от этого мира. Вы принимаете мир таким, какой он есть и взаимодействуете с тем, что дает максимальное движение. Где организовывается движение? Только на границе известного и неизвестного...

Роман Никольский. Фрагмент лекции

То как человек воспринимает реальность очень сильно зависит от той информации, которая заложена у него с детства. В качестве иллюстрации можно привести известный опыт с двумя котятами. Одного с рождения поместили в обстановку, где не было вертикальных предметов, а другого - где не было горизонтальных. Через некоторое время котят пустили в обычную комнату. Первый все время натыкался на ножки стульев - для него не существовало вертикальных линий. Второй, соответственно, не понимал, что такое горизонтальные линии, и скатывался со ступенек.

Человек не может воспринимать окружающий мир совершенно объективно. Это похоже на то, как вы вставляете слайд в видеопроектор и смотрите на изображение. Обычный равномерный свет, проходя через пленку, превращается в картинку на экране. Восприятие выступает в качестве экрана, светом является окружающий мир, а слайдом - наше мировоззрение, то есть модель нашего понимания этого мира.

Представление каждого человека о себе и об окружающем мире зачастую далеко от истины. Искажение вносят наши не осознаваемые убеждения. Например, вас беспокоят некоторые личные недостатки, и вы из-за этого испытываете чувство неполноценности - ведь кажется, что другим это тоже не нравится. Тогда, общаясь с людьми, вы вставляете в свой «проектор» слайд комплекса неполноценности и видите все в искаженном свете. Допустим, в данный момент вы беспокоитесь, как одеты. Может даже казаться, что другие обращают на вас внимание и смотрят с усмешкой или презрением.

Но в головах окружающих вовсе нет об этом мыслей. Эти мысли присутствуют только в вашей голове в виде негативного убеждения, искажающего действительность. Любой человек, как правило, на девяносто процентов занят мыслями о своей особе - так же, как и вы сами. Даже если вы проходите собеседование для приема на работу, будьте уверены: интервьюер сам озабочен больше тем, как лучше сыграть свою роль.

Слайды в нашей голове.

Слайды вносят искажения в ваши представления о том, что думают о вас другие люди. Слайд - это искаженная картина действительности. Слайд - это то, что есть в вашей голове, но нет у других. Например, вы считаете свою внешность недостаточно привлекательной. Если это вас не очень волнует, искажения нет. Все есть как есть. Но дело даже не в том, что вы думаете о своей внешности, а какое влияние оказывает данное убеждение на вашу жизнь. Если вас беспокоит собственная внешность, вы создаете в своей голове убеждение: «я некрасивая (некрасивый)» и смотрите на окружающий мир через него, как через фильтр. Это слайд, потому что он зафиксирован только в ваших мыслях.

Внешность могут оценивать, то есть придавать ей значение, только потенциальные партнеры. А это очень небольшой процент людей. Остальным окружающим и дела нет до вашей внешности. Не верите? Тогда спросите у самого авторитетного арбитра, то есть у себя самого: насколько вас волнует внешность тех, кто не входит в круг ваших потенциальных партнеров или соперников. Скорее всего, вы даже не задумывались над вопросом - привлекателен данный человек или нет. То же самое думают (или вообще не думают) окружающие в отношении вас. Можете быть уверены, что это так, даже если вы считаете себя уродливым. Уродство производит впечатление только в момент первой встречи, а потом на это перестают обращать внимание, как на привычную декорацию.

Видеоуроки по математике.

Итак, предположим, что вы вставили в голову убеждение о своей непривлекательной внешности. Все, что идет от других людей - взгляды, жесты, мимика, слова, - вы воспринимаете через свое убеждение. Что вы увидите? Приветливая улыбка превращается в усмешку. Чей-то веселый смех в злорадную потеху над вами. Кто-то тихо перешептывается - сплетничают про вас. Чей-то беглый взгляд - косо посмотрели. Кто-то поморщился от боли в животе - боже, что он о вас подумал! Наконец, любой комплимент превратится в издевку. А ведь у других и в мыслях ничего подобного не было. Это только в вашей голове - собственное убеждение.

В соответствии с такими мыслями будет определяться и поведение, которое сделает вас действительно непривлекательными. Руки начнут выполнять неестественные движения, и вам некуда будет их деть. Лицо исказится напряженной гримасой, все умные мысли куда-то исчезнут, комплекс неполноценности вступит в свое нераздельное господство. В итоге убеждение, сидящее в вашем воображении, получит фактическую реализацию.

Искажение реальности. Возникновение проекций и иллюзий.

Внутренние убеждения действуют двояким образом. С одной стороны, они искажают представление человека о его месте в этом мире и об отношении к нему окружающих. С другой стороны, они искажают его представление о внешнем мире. В частности, каждый склонен видеть свойства своего убеждения в окружающих людях. Например, человек не любит какие-то врожденные качества своего характера. Он стремится запрятать их от себя подальше, чтобы самому не видеть. Но неприглядный слайд затушевать невозможно, он сидит в голове и делает свое дело. У человека возникает иллюзия, что другие думают и поступают примерно так же, как он сам . А если некоторые качества в себе не нравятся, он склонен видеть то же самое в других, то есть навешивать на них свои психологические проекции.

Проекция - это когда недовольство собой, загнанное в подсознание, выплескивается на окружающих. Человеку не хочется ругать самого себя за некоторые плохие стороны, поэтому он склонен видеть эти же самые стороны у других. Люди часто охотно ругают других за то, что им самим не нравится в себе. Вы и сами делали то же самое, не отдавая себе отчета. Это, конечно, не значит, что если человек кого-то в чем-то обвиняет, значит, это есть и у него. Однако так бывает очень часто. Понаблюдайте сами. Позиция Смотрителя при общении позволит легко определить, когда кто-то пытается навесить на вас свою проекцию. Если вас в чем-то пытаются незаслуженно обвинить или приписать чужие качества, задайте себе вопрос, нет ли у самого обвинителя того же, что он пытается навесить на других. Скорее всего, будет именно так, потому что если у вас этого действительно нет, значит, у обвинителя сидит в голове слайд, который и проецирует свою картину.

Тоже самое действует и в обратную сторону: если Вы кого-то в чем-то обвиняете или Вас раздражает, не дает покоя какое-то качество другого человека - задумайтесь, не навешиваете ли Вы на него свою психологическую проекцию? Задайте себе вопросы: "Почему меня так раздражает этот человек? Что я не могу в нем принять? Почему меня это так волнует? Почему я вижу и замечаю в этом человеке именно это качество, ведь многие другие люди видят его(этого человека) совсем другим? Что во мне резонирует с этим человеком, если я притянул(ла) его в свою реальность? Что пытается показать мне этот человек своим поведением? Не навешиваю ли я на него свои проекции?" Научитесь задавать себе вопросы. Это очень полезно. Это помогает посмотреть на ситуацию со стороны и повысить свою осознанность в повседневной жизни.

Не об этом ли писал Шекспир:-)

Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть.
Напраслина страшнее обличенья.
И гибнет радость, коль ее судить
Должно не наше, а чужое мненье.

Как может взгляд чужих порочных глаз
Щадить во мне игру горячей крови?
Пусть грешен я, но не грешнее вас,
Мои шпионы, мастера злословья.

Я - это я, а вы грехи мои
По своему равняете примеру.
Но, может быть, я прям, а у судьи
Неправого в руках кривая мера,

И видит он в любом из ближних ложь,
Поскольку ближний на него похож!

(Уильям Шекспир. Сонет 121. Перевод Самуила Яковлевича Маршака.)

Что же лежит в основе слайда?

Что же лежит в основе слайда, на какой пленке он держится? Важность. Вас беспокоит собственная внешность, если это для Вас важно. Убеждение находится в вашей голове, но у других его нет, если это не представляется им важным. Нестандартная внешность человека становится привычной декорацией для окружающих потому, что для них это не значимо. Оно имеет важность только для самого обладателя неординарной внешности. Внешность просто необычная, и не более того. Необычную внешность делает уродством именно важность.

Известный французский художник Анри де Тулуз-Лотрек в детстве сломал обе ноги и остался на всю жизнь калекой. Пока Лотрек взрослел, он был очень угнетен своим уродством. С годами физическое несовершенство проявлялось все явственней, и от этого он страдал еще больше. В конечном итоге переживание по поводу несовершенства дошло до высшей точки, и Лотреку пришлось смириться с неизбежным. Он плюнул на свое уродство и продолжал жить. Как только он избавился от важности, слайд прекратил свое существование и удача повернулась к Лотреку лицом. Он пользовался большим успехом у женщин, не говоря уже о том, что ему удалось с блеском реализовать свой талант. Он, кстати, был одним из основателей знаменитого кабаре «Мулен Руж» в Париже, и женщины его очень любили, как вы понимаете, не только из-за его картин.

"Облака". Автоматический заработок в интернет.

Слайды возникают тогда, когда вы придаете избыточное значение чему-либо. Если вы не знаете наверняка мнения окружающих и при этом для вас это очень важно, считайте, в вашей голове на 100% засел соответствующий слайд. Слайд является порождением воображения, и в этом смысле его можно рассматривать как иллюзию. Но эта иллюзия оказывает активное влияние на жизнь человека. Так продолжается до тех пор, пока человек не перестанет придавать свое убеждению большое значение или не переключится на создание позитивного слайда, позитивного убеждения о самом себе и о мире, в котором он живет. Как только важность исчезла, негативное убеждение теряет свою основу, растворяется и прекращает работать.

Стоит вам вставить позитивный, цветной слайд, и вы увидите, что он работает так же безотказно, как и негативный. Покажите себе самому положительные стороны своей личности, представьте себя в наилучшем свете, и люди будут воспринимать вас так же. В этом проявляется другое положительное качество слайда, которое можно и нужно использовать.

С использованием материалов книги Вадима Зеланда "Шелест утренних звезд"

Как выявить и устранить негативные убеждения.
  • Как и когда закладываются в нас негативные убеждения и каким образом они влияют на дальнейшую жизнь?
  • Почему мы родились именно в этом теле и этой семье?
  • Что делать, если проблемная ситуация долго не решается и как выйти из замкнутого круга?
  • Две медитативные практики, помогающие выявить ситуации в которых сформировались негативные убеждения и отпустить все ненужные обиды, сожаления и прочий жизненный негатив, для последующей более легкой замены негативных убеждений на позитивные.

Если статья понравилась и была полезна - подписывайтесь на обновления.