Можно приводить массу утверждений в защиту того, что должно восприниматься беспрекословно. Однако гораздо нагляднее будет представить на примерах нарушений в этом развитии. Возможно, именно осознание серьезности последствий заставит родителей более внимательно относиться к здоровью малыша, а взрослых – заняться собой вовремя.

Безусловно, на физическое развитие влияет множество факторов, но около половины этих факторов под силу изменить всем – это образ жизни, спортивная активность, правильный режим сна и питания, правильная еда.

  • Если в жизни ребенка отсутствуют систематические занятия физическими упражнениями, чаще всего он начинает отставать в развитии. Если наблюдается небольшой недостаток двигательной активности, то он может приводить к снижению дееспособности и роста организма. Если дефицит движений велик – постепенно могут атрофироваться мышцы, развиваться ожирение, появляются другие неприятные последствия, которые повлекут за собой более значительные заболевания. Физическое развитие как показатель здоровья особенно наглядно можно наблюдать на примере детей и подростков, сравнивая состояние их организма с более активными сверстниками.
  • Отсутствие физической активности может приводить к таким неприятным последствиям, как плоскостопие, нарушения осанки. Особенно часто они развиваются у школьников, поэтому задача родителей – обеспечить ребенку условия для полноценных спортивных тренировок.
  • Привычка неправильно сидеть, может приводить к трудностям в разгибании мышц шеи, голени, спины. Физическое развитие как показатель здоровья в этом случае очень наглядно: привычки принимать неправильные позы, задерживаясь в ней часами, непременно принесут с собой последствия в виде болей, нарушении гибкости, снижению двигательных возможностей.
  • При недостаточных и несистематических развивающих физических нагрузках человек не способен выдерживать продолжительные нагрузки, даже в бытовых условиях. Элементарное поднятие по лестнице без помощи лифта вызывает одышку, боли в ногах, спине. Таких примеров масса. Но если рассматривать физическое развитие как показатель здоровья , то становится ясно – регулярные и систематические занятия по правильно подобранной программе помогут исправить эти недостатки, вернув радость и легкость жизни.

Физическое развитие и спорт неразделимы, и в этой статье мы попробуем разобраться в этом вопросе максимально детально.

Обмен веществ

Занятия спортом стимулируют процесс обмена веществ в организме, а именно, обмен веществ — представляет собой источник энергии для нормальной деятельности всех без исключения функций и жизненных процессов организма. Занятия спортом поддерживают работоспособность механизмов, которые осуществляют в организме обмен энергии и веществ, а без этого невозможно физическое развитие, и спорт – лучший инструмент для поддержания здоровья всех систем жизнедеятельности организма.

Кровеносная система

Безусловно, именно сердце является главным центром кровеносной системы человека, от его работы напрямую зависит физическое развитие – и спорт помогает увеличить работоспособность и мощность сердечной мышцы. Механизм воздействия спорта на сердце прост: во время занятий масса и размеры сердца увеличиваются, так как утолщаются стенки сердечной мышцы, и сердце начинает работать активнее и выносливее.

Органы дыхания

Благодаря физическим тренировкам организм адаптируется к гипоксии (нехватке кислорода), клетки приобретают способность работать интенсивно даже при нехватке кислорода.

Опорно-двигательная система

Не только наследственность обуславливает физическую полноценность. На физическое развитие и спорт имеет большое влияние, даже когда речь идет об опорно-двигательной системе.

В процессе спортивных тренировок кровоснабжение мышц усиливается, нервная система лучше контролирует их деятельность, растут мышечные волокна.

Именно в результате тренировок мышечной системы формируются выносливость и способность к физической работе, с увеличением активности в детском и подростковом возрасте изменяется костная система, начинается более активный рост. Кости приобретают высокую прочность, становятся очень устойчивыми как к травмам, так и к продолжительным нагрузкам. Работоспособность организма в целом повышается, а затраты энергии на ее выполнения снижаются. Благодаря правильному дыханию во время тренировок нормализуется нормальная деятельность всех органов, находящихся в брюшной полости, правильная система занятий помогает избавиться от нарушений осанки.

С первой секунды жизни начинается физическое развитие человека (совокупность функциональных и морфологических свойств организма, которые определяют выносливость, дееспособность, запас сил), и примерно к 25 годам оно достигает своего максимума.

Человека в целом не разделимы: одним из наиболее важных показателей здоровья является именно физическое развитие.

На соответственно влияет множество факторов. Чтобы иметь возможность влиять на ход развития, необходимо знать об этих факторах максимум – эта информация поможет укрепить здоровье организма, сделать развитие более полноценным.

Физическое развитие и здоровье . От чего зависит?

Внешние факторы

  • Социальные условия. Региональные и национальные особенности стиля и уклада жизни, степень экономического развития, гигиенические навыки, культурно-образовательный уровень и т.д.
  • Неблагоприятное развитие плода внутри утробы матери (недоношенность, внутриутробные воздействия, врожденные пороки).
  • Экологически небезопасная обстановка.
  • Нерациональное питание, неправильный режим питания.
  • Неверный режим отдыха и труда (чрезмерная утомляемость, недостаточная активность).
  • Вредные привычки.

Внутренние факторы

  • Наличие заболеваний.
  • Наследственность (именно на генетическом уровне формируются особенности физического развития, эта программа передается от одного поколения к другому и может не изменяться либо совершенствоваться). Физическое развитие и здоровье в большей мере обуславливаются именно наследственностью.

Чтобы улучшить физическое развитие и здоровье человека, необходим комплексный подход. Трудно говорить о полноценном развитии, если в семье ребенка не приучили к элементарным правилам гигиены, игнорируют необходимость физического воспитания и практикуют употребление однообразной пищи. Поэтому, чтобы физическое развитие и здоровье было максимально полноценным, необходимо:

  • Наладить режим отдыха и активности, спать не менее 8 часов в день.
  • Пересмотреть свой рацион питания, употреблять больше полезных продуктов и исключить откровенно вредные.
  • Заняться спортом, проводить тренировки регулярно, несистематический подход будет неэффективен.

Взаимосвязаны между собой: правильно организованные физические упражнения, оздоравливающие процедуры напрямую влияют как на уровень физподготовки человека, так и на состояние его здоровья.

Для объективной оценки физического развития используются такие параметры, как: масса тела, рост, развитие функциональных особенностей всего организма (мышечная сила рук, мышечный тонус, развитие мускулатуры, состояние осанки и т.д.). Соответственно, для полноценного физического развития необходим комплексный подход, в котором немаловажное значение имеет именно физическое воспитание.

Физическое развитие и состояние здоровья физического

Грамотное физическое воспитание способствует развитию двигательных возможностей, повышает защитные реакции организма, улучшает процессы жизнедеятельности в целом. При правильном выборе системы упражнений, ее регулярном применении, проведении закаливающих процедур, изменении режима и характера питания можно значительно улучшить состояние не только тех людей, которые не имеют серьезных проблем со здоровьем. Эффективны эти средства при наличии отклонений в работе сердца, при отклонениях в физическом развитии (плоскостопие, деформации позвоночника, дефекты осанки).

Физическое развитие и состояние здоровья умственного

Занятия физическими упражнениями предполагают постоянное умственное развитие: регулярно возникающие познавательные ситуации, совершенствование старых техник выполнения упражнений и овладение новыми, умение правильно распределять силы, как на время всего занятия, так и во время соревнований – все это не проходит бесследно. Также на тренировках постоянно происходят ситуации, в которых человеку следует принимать быстрые и рациональные решения, преодолевать трудности. Все эти навыки и умения могут успешно использоваться и в повседневной жизни, принося все новый жизненный опыт.

Физическое развитие и состояние здоровья нравственного

Если занятия физическим воспитанием правильно организованы, то они положительно влияют на формирование моральных качеств. Умение доводить начатое до конца, дисциплинированность, крепкая воля, настойчивость, умение расценивать начальные неудачи как опыт на пути к цели – все это воспитывает в человеке умение преодолевать трудности, ставить перед собой цель и идти к ней. Эти качества незаменимы в повседневной жизни, они способствуют развитию человека и личности.

Физическое развитие

Оценка физического развития в армии США: измерение роста и взвешивание.

Физи́ческое разви́тие - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства . Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности .

Общие сведения

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции .

Физическое развитие, наряду с рождаемостью , заболеваемостью и смертностью , является одним из показателей уровня здоровья населения . Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека .

Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие во внутриутробном периоде и в раннем детском возрасте, способны нарушить последовательность развития организма, иногда вызывая необратимые изменения. Таким образом, факторы внешней среды (условия питания, воспитания, социальные, наличие заболеваний и другие) в период интенсивного роста и развития ребёнка могут оказать бо́льшее влияние на рост, чем генетические либо другие биологические факторы .

Основные параметры

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата . Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния

  1. Аэробная выносливость - способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
  2. Скоростная выносливость - способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
  3. Силовая выносливость - способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
  4. Скоростно-силовая выносливость - способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
  5. Гибкость - способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
  6. Быстрота - способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
  7. Динамическая мышечная сила - способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц - «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
  8. Ловкость - способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
  9. Состав тела - соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
  10. Росто-весовые характеристики и пропорции тела - эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение . Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.
  11. Важным показателем физического развития человека является осанка - комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.

Физическая подготовленность и физическая готовность

Так как понятия «физическое развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, следует отметить, что физическая подготовленность - это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.

Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью .

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и ее цели.

Физическая работоспособность

Работоспособность человека - умение человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью.

См. также

  • Костный возраст
  • Зубной возраст

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Физическое развитие" в других словарях:

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - человека, совокупность морфол. и функциональных показателей организма, определяющих запас его физич. сил, выносливость и дееспособность. Ф. р. растущего организма характеризует процесс формирования, созревания (биол. возраст) и… … Демографический энциклопедический словарь

    I Физическое развитие совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Каждому возрастному периоду индивидуального развития соответствует определенная степень Ф … Медицинская энциклопедия

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - процесс роста организма, наращивание ловкости и силы, становление физических функций под влиянием условий жизни и видов физической деятельности. В него входит также и специальное физическое развитие, направленное на выполнение особых видов… … Профессиональное образование. Словарь

    физическое развитие - fizinis ugdymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinių ypatybių, gebėjimų, reikalingų sudėtingai žmogaus veiklai, ugdymas fiziniais pratimais. atitikmenys: angl. physical education; physical training vok. Körpererziehung, f; … Sporto terminų žodynas

    физическое развитие - fizinis išsivystymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kompleksas morfologinių ir fiziologinių savybių, tam tikru mastu apibūdinančių organizmo fizinio ir lytinio subrendimo būklę, fizinį pajėgumą ir harmoningumą. Fizinį… … Sporto terminų žodynas

    физическое развитие - fizinis išsivystymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Vystymosi rezultatas – morfologinių požymių (visuotinių kūno dydžių, kūno dalių proporcijų, konstitucijos) ir fiziologinių savybių visuma tam tikru gyvenimo momentu (metu) … Sporto terminų žodynas

    физическое развитие - fizinis vystymasis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus organizmo morfologinių ir funkcinių savybių dėsningas kiekybinis ir kokybinis kitimas, vykstantis visą gyvenimą dėl natūralaus augimo, fizinio aktyvumo, gyvenimo… … Sporto terminų žodynas

    Процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и… … Большая советская энциклопедия

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - 1) закономерный процесс морфологического и функционального развития организма человека, его физических качеств и физических способностей, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни; 2) в узком значении физическое состояние человека,… … Психомоторика: cловарь-справочник

    1) процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития; 2) совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и… … Большой медицинский словарь

Книги

  • Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-4 лет. ФГОС , Сучкова Ирина Михайловна, Мартынова Елена Анатольевна. Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-4 лет по программе "Детство" . ФГОС ДО Представленное планирование отражает содержание работы по…

Физическое развитие - биологический процесс, характеризующийся на каждом возрастном этапе определенными анатомическими и физиологическими особенностями.

Что же понимается под «физическим развитием»?

В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфо-функциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей cреды бесспорно вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием «образ жизни» индивидуума (жилищно-бытовые условия, питание, двигательная активность и др.). Учитывая биологический характер понятия «физическое развитие", последнее отражает и биологические факторы риска его отклонений (этнические различия).

Споры вокруг связи физического развития и состояния здоровья носят, главным образом, методологический характер и связаны с определением, что первично в этом сочетании: физическое развитие определяет уровень здоровья, или уровень здоровья - физическое развития. Однако, абсолютно однозначно отмечается прямая взаимосвязь этих двух показателей - чем выше уровень здоровья, тем выше и уровень физического развития.

На сегодняшней день общепринятым определением физического развития следует считать следующее: "Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени". Такое определение охватывает оба значения понятия "физическое развитие": с одной стороны оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой – морфо-функциональное состояние на каждый отрезок времени.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития организма:

· чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;

· процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;

· в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Наблюдение за физическим развитием детей и подростков - неотъемлемая часть работы, как врача, так и педагога, любого детского коллектива. Это имеет особое отношение к работе учителя физической культуры, непосредственно обеспечивающего физическое развитие ребенка, поэтому он должен хорошо владеть методикой антропометрических измерений и уметь правильно оценить уровень физического развития.


Как правило, комплексный уровень физического развития детей проверяется в ходе обязательных медицинских осмотров. Такому осмотру должно предшествовать антропометрическое обследование детей с оценкой степени их физическое развития.

Объем обязательных антропометрических исследований дифференцируются в зависимости от возраста ребенка: до 3-х лет рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, окружность головы; от 3-х до 7 лет - рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, на максимальном вдохе и выдохе.

Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются рост, вес и окружность грудной клетки в покое. Что касается включаемых в программу антропометрического обследования таких показателей, как окружность головы (у детей до 3-х-летнего возраста) и грудной периметр на вдохе и выдохе (у школьников), то они несут терапевтическую информацию и к оценке степени и гармоничности физического развития отношения не имеют.

Для оценки физического развития детей и подростков определяют:

1. Соматометрические признаки - длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки.

2. Соматоскопическиекие признаки - состояние кожных покровов, слизистых оболочек, подкожного жирового слоя, костно-мышечной системы; форма грудной клетки и позвоночника, степень полового развития.

3. Физиометрические признаки - жизненная емкость легких, мышечная сила, кровяное давление, пульс.

4. Состояние здоровья.

Это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.

Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего.

В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.).

Уровень физического развития определяется в сравнении с нормативными таблицами.

Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта:

Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

  1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
  2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
  3. 3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности , которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости . Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности . Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Список использованной литературы:

  1. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

Физическое развитие человека

Физическое развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья. Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем, носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.

Выделяют три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1. Эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2. Природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т.д.);

3. Социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т.д.).

Все факторы находятся в единстве и взаимодействии и оказывают влияние на физическое развитие человека.

Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (соматоскопия) и антропометрия (соматометрия).

Наружный осмотр позволяет оценить осанку, форму грудной клетки, живота, ног, развитие мускулатуры, состояние кожи, степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата.

Антропометрия – это метод изучения человека, позволяющий измерить параметры тела человека, дать количественную характеристику их изменчивости.

6. Двигательная активность, ее влияние на устойчивость
и адаптационные возможности человека

Двигательная (физическая) активность является естественной потребностью человека в движении, сущность которой заключается в наличии взаимодействия двух видов деятельности – двигательной и мыслительной. Первый вид характеризует активность внешнюю (моторную), второй – активность внутреннюю (умственную).

В жизни постоянно возникают ситуации, когда человек, будучи подготовлен к существованию в одних условиях, должен готовить себя (адаптироваться) к деятельности в других. При этом проблема адаптации связана с тем, что физиологические и биологические процессы сопоставляются с социальными проблемами развития человека и общества.

Исследования адаптации человека приобрели особое значение в связи с ускорением научно-технического прогресса, выходом людей за пределы привычной для них среды обитания – освоение экстремальных районов (Арктика, Антарктика, пустыни и т.д.), космического пространства. Возросла актуальность изучения закономерностей адаптации человека к рассогласованности биоритмов, ионизирующему излучению, химическому загрязнению, шуму, вибрации, электромагнитным полям.

Чем необычнее и сложнее для человека новые условия жизнедеятельности, тем тяжелее протекает у него адаптация. Иногда адаптационные резервы истощаются после того, как организм в течение длительного периода был в состоянии адаптированности. В таком случае наступает дизадаптация, которая может принимать различные формы.

Из многообразия факторов повышения адаптации особое место отводится занятиям физическими упражнениями, которые формируют физиологические механизмы, расширяющие возможности организма, его готовность к адаптации, что обеспечивает в различные периоды эффективное развертывание приспособительных физиологических процессов.

При профилактике десинхронизации биологических ритмов особое место отводится организации режима жизнедеятельности в строгом соответствии с ритмическими особенностями организма. Особое внимание следует уделять профилактике сезонных нарушений, организации работы при многосменной деятельности, синхронизации функций при переездах из одного часового пояса в другой, оптимизации умственных и физических нагрузок, строгому соблюдению режима труда и отдыха, графику и рациону питания.

Плохая организация учебного процесса, неритмичность работы, отсутствие своевременного отдыха, недостаточная двигательная активность – основные факторы, вызывающие переутомление, снижающие внимание, восприятие, память и другие показатели умственной работоспособности у студентов. Предопределяющей основой успешного сохранения устойчивости физической и умственной работоспособности в различных условиях и разное время, условиях дефицита времени, нервно-эмоционального напряжения и стресса, является высокая степень автоматизации двигательных условных рефлексов и устойчивость функций центральной нервной системы.

Устойчивость организма человека в условиях замкнутого пространства во многом сопряжена с его способностями преодолевать гипоксию – недостаточность количества кислорода в окружающем воздухе.

Физическая тренировка, особенно на выносливость, значительно повышает уровень работоспособности человека в условиях снижения содержания кислорода в окружающем воздухе. Это достигается посредством совершенствования различных приспособительных механизмов в процессе физической тренировки. К ним относятся: увеличение количества эритроцитов в крови, повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, образование запасов кислорода в мышечных волокнах и др.

При изменении микроклимата или резко меняющихся погодных условий в организме человека заметно изменяются процессы жизнедеятельности.

Похолодание сильно влияет на обмен веществ и энергии. Наблюдается снижение содержания в крови углеводов; содержание липидов (группа жиров и жироподобных веществ различного химического строения), наоборот, повышается.

При жарком климате предъявляются большие требования к механизмам теплоотдачи. Основная реакция на высокую температуру – расширение кожных кровеносных сосудов, что сопровождается учащением сердцебиения, падением артериального давления.

Реакции организма человека на изменение температуры внешней среды приводит к нарушению теплового баланса, к снижению способности к умственной и физической работе в течение периода акклиматизации.

Физическая тренировка и закаливание повышают устойчивость организма человека к резко меняющимся погодным условиям, к изменению микроклимата, значительно сокращают период акклиматизации и способствуют более быстрому восстановлению умственной и физической работоспособности.

Физическая подготовленность приобретает большое значение при необходимости адаптироваться к вибрации и укачиванию, которые могут существенно снижать производительность труда и даже приводить к полной потере работоспособности.

Эффективными профилактическими средствами являются:упорядоченный режим работы и отдыха, производственная гимнастика, регулярные занятия физическими упражнениями, укрепляющими мышечную систему и весь опорно-двигательный аппарат.



Для повышения устойчивости организма к воздействию проникающей радиации, быстрому выведению радионуклидов из организма необходимо сочетать правильно организованные занятия физическими упражнениями с рациональным питанием, витаминизацией, гигиенически обоснованным режимом труда и отдыха.

Лекция 3.

Тема: Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности

План:

1. Здоровье человека как ценность, факторы его укрепления и сохранения.

2. Структура и влияние образа жизни на здоровье человека.

3. Здоровый образ жизни и его составляющие.

4. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.

5. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

6. Физиологические основы освоения и совершенствования двигательных действий.

7. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности.

8. Основы биомеханики естественных локомоций человека.

1. Здоровье человека как ценность, факторы его укрепления
и сохранения

Проблема сохранения здоровья человека затрагивается многими исследователями. Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И., Давиденко Д.Н., 1998):

· соматическое текущее состояние органов и систем органов человеческого организма;

· физическое – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма;

· психическое – состояние психической сферы человека;

· сексуальное – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви;

· нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно выходят на психосоматический уровень здоровья.

Одной из важнейших задач, обеспечивающих укрепление здоровья человека, является своевременная диагностика здоровья, его количества и качества. Существующие в традиционной медицине методики оценки здоровья основаны на противопоставлении здоровья и болезни или на принципах нормологии.

Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенерации и т.д.

Различают субъективные и объективные показатели здоровья . К субъективным относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Объективные показатели связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др.

Основные критерии здоровья :

· генетический (особенности строения и функционирования генотипа человека);

· физиологический (особенности строения и функционирования анатомо-физиологических систем организма человека);

· психический (особенности строения и функционирования нервной системы, особенности психики и личностного статуса человека);

· социальный (социальная активность человека).

Здоровье человека складывается из нескольких факторов и является результатом взаимодействия наследственных особенностей организма с условиями окружающей действительности. В зависимости от этих условий выделяют группы факторов сохранения и укрепления здоровья , имеющих неравноценную связь с сознанием и активной деятельностью человека.

1. Факторы, не зависящие от сознания и активной деятельности человека:

· генотип;

· наследственно детерминированные особенности организма и психики.

2. Факторы, косвенно зависящие от сознания и активной деятельности человека (общественно-экономические):

· социально-экономические условия жизни;

· экология мест проживания;

· уровень развития здравоохранения.

3. Факторы, прямо зависящие от сознания и активной деятельности человека (образ жизни):

· плодотворный труд;

· рациональный режим труда и отдыха;

· отказ от вредных привычек;

· оптимальный двигательный режим;

· личная гигиена;

· закаливание;

· рациональное питание.

По данным экспертов ВОЗ здоровье человека обусловлено на 50% условиями и образом жизни, на 20-25% – экологическими факторами, на 15-20% – генетическими особенностями организма, на 5-10 % – состоянием и уровнем развития здравоохранения.