Лазарева суббота. История праздника

Святой праведный Лазарь являлся жителем Вифании, братом Марфы и Марии. Христос часто посещал Лазаря и его сестер. Незадолго до праздника Пасхи Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Христу: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болен ». На это Исус сказал: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией ». Христос сказал своим ученикам: «Лазарь, друг наш, умер ». Христос пошел в Вифанию. Марфа первая встретила Исуса со словами: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю: чего Ты ни попросишь у Бога, даст Тебе ». На что Спаситель ответил: «Воскреснет брат твой ». Вскоре пришла Мария и родственники, и пала она к ногам Исуса, говоря: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой ». Видя их скорбь, Христос прослезился и спросил, где положили Лазаря. Когда они вместе подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Исус Христос велел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему, что уже четыре дня, как Лазарь во гробе, и потому смердит. Христос возвел очи к небу, сотворил молитву и сказал громко: «Лазарь, выйди вон! ». Умерший вышел из гробницы, обвитый по рукам и ногам пеленами, и лицо его было повязано белым платом. Многие из иудеев, удостоившись видеть сие чудо, уверовали во Исуса Христа, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его » (Ин. 11:53).

После Воскресения Христа Лазарь из-за гонений покинул Иудею и перебрался на Кипр в 33 году н. э. (в 30 лет), где вскоре апостолы Павел и Варнава в 45 году поставили его епископом Китиона (Ларнака). На Кипре Лазарь, как и апостолы, проповедовал учение Христа. Согласно греческому преданию, Лазарь после своего воскресения прожил еще 30 лет и закончил свою земную жизнь в 63 году на острове Кипре.

Почитание святого праведного Лазаря

Мощи праведного Лазаря были обретены в 890 году в городе Китии (ныне Ларнака) в мраморной раке, на которой была надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христов ». В 898 году при императоре Льве Мудром мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX - начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, вероятно, не полностью вывезенные в Константинополь.

Первая могила праведного Лазаря (где он бы воскрешен Спасителем) в Вифании в настоящее время принадлежит мусульманам. Чуть далее расположены две церкви - православная и католическая. Сама Вифания получила в византийскую эпоху название Лазарион, а позднее мусульмане стали называть ее Эль-Азария.

Память святого Лазаря совершается в субботу шестой седмицы Великого поста и 30 октября (17 октября ст. ст.), в честь перенесения мощей. Прославлен во святых как праведный и считается епископом Китийским. Католическая церковь совершает память святого Лазаря 17 декабря и считает его первым епископом Марселя.

Воскрешение Лазаря. Богослужение

Лазареву субботу называют также «малой Пасхой »: на это указывают соответствующие богослужебные тексты и некоторые особенности устава, характерные только для этого дня. Так, в пятницу на утрени перед чтением канона поется «Воскrніе хrт0во ви1дэвше», что соответственно чину воскресного богослужения; праздничный тропарь общий для двух праздников, для самой субботы и для последующего за ней Цветоносного воскресенья. Последние стихеры перед Великим славословием чередуются с воскресными стихами, в конце поется воскресная стихера «Преблагословена еси Богородице Дево ». С этого дня начинается богослужение по Триоди Цветной ,книги октай и минея опускаются до недели св. апостола Фомы.

Тропарь, глас 1

Џ бщее воскRсeніе прeже своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ воздви1же лaзарz хrтE б9е. тёмже и3 мы ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ побэди1телю смeрти вопіeмъ, њсaнна въ вhшнихъ, блгcвeнъ грzдhи в0 и3мz гDне.

Кондак, глас 7

И $же всёхъ рaдость хrт0съ и4стина, свётъ и3 жив0тъ, и3 мjру возвaніе, сyщымъ на земли2 kви1сz. своeю бlгостію, бhвъ о4бразъ воскRсeніz. и3 всёмъ подаS б9eственое њставлeніе.

Канон празднику на павечернице составил прп. Андрей Критский , на утрени - прп. Феофан Песнописец .

Воскрешение Лазаря. Иконы

Евангельский сюжет Воскрешение праведного Лазаря является одним из самых ранних изображений, появившихся в христианском изобразительном искусстве. Вероятно, иконографическая традиция данного Воскрешения Лазаря сложилась ранее возникновения празднования этого евангельского события. Этот сюжет присутствует уже в самых ранних дошедших до наших дней христианских памятниках, в частности, в росписях катакобм и рельефах саркофагов.

Вполне логично, что катакомбные фрески, рельефы связаны с темой воскресения из мертвых, победой над смертью. Художникам было важно выразить веру в освобождение от первородного греха и связанных с ним тления и смерти. Сюжет Воскрешение Лазаря указывает на будущее всеобщее воскресение, поэтому его нередко изображали в местах захоронений.

В ранних памятниках христианского искусства Воскрешение праведного Лазаря представлено лаконично, как двухфигурная сцена. Изображения Христа в этот период начинают формироваться, Спаситель изображается с бородой и длинными волосами, а также и безбородым юношей. В руке Христа легкая тросточка - атрибут чудотворца, понятный для людей того времени символ совершаемого чудотворения. Со временем тросточка трансформируется в короткий жезл, а затем вовсе исчезает. Богу для свершения чуда не нужен инструмент, достаточно Его собственной воли. Кроме того, изображения приобретают евангельскую точность, в тексте Евангелия от Иоанна совершенно четко указывается на обращение Спасителя к Богу Отцу и приведены Его слова «Лазарь, выйди вон!» (Ин. 11:41-43), других подробностей процесса свершения чуда нет.

Художники из восточных провинций империи гробницу изображали так, как она выглядела, то есть как пещеру в скалах. Постепенно композиция на гробницах наполняется деталями. Изображаются сестры Марфа и Мария, иудеи, открывающие гробницу, человек, снимающий пелены с воскрешенного Лазаря.


Храмы на Руси в честь Воскрешения Лазаря

В честь святого Лазаря освящена церковь в городе Ларнака (Кипр), построенная в IX веке над гробницей Лазаря. Она является одной из трех византийских церквей, сохранившихся на Кипре. С XIII по XVI век храм принадлежал Римско-католической церкви, а в 1571 году церковь стала мечетью. В 1589 году турки продали ее православной церкви, и в последующие два столетия она использовалась как для православных, так и для католических служб. Во время ремонта церкви в ноябре 1972 года под алтарем был обнаружен мраморный саркофаг с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, вероятно, не полностью вывезенные в Константинополь. Сейчас храм принадлежит Кипрской православной церкви.

В честь Воскрешения Лазаря освящен древнейший храм Москвы. Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря) расположена в Московском кремле и входит в состав комплекса Большого Кремлевского дворца. Церковь была сооружена в 1393-1394 гг. по заказу княгини Евдокии, супруги великого князя Димитрия Донского. Ранее на месте церкви существовал деревянный одноименный храм и находился при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма великой княгини. Церковь 1393-1394 годов сохранилась до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. В 1395 году храм расписывали известные иконописцы Феофан Грек и Симеон Черный с учениками. В 1479 году в связи с пожаром рухнула верхняя часть церковного здания, но вскоре церковь была восстановлена. В 1514-1518 годах архитектор Алевиз Новый соорудил храм на уровне жилого яруса дворца новым объемом, в котором разместился главный престол в честь Рождества Богородицы. Нижнюю часть древнего храма зодчий сохранил в виде подклета, в котором был устроен придел Лазаря. При царе Феодоре Алексеевиче в 1681-1684 гг. храм был перестроен в одноглавую церковь. Лазаревский придел был упразднен. Когда началось строительство Большого Кремлевского дворца, верхняя часть была вновь перестроена, а в древнем подклете была устроена церковь Воскрешения Лазаря . В настоящее время храм не действует, доступ в него перекрыт.

В честь Воскрешения святого Лазаря была освящена церковь в Кижах. Этот древнейший памятник деревянного зодчества России, по преданию, был построен в XIV в. преподобным Лазарем Муромским, греком по происхождению, родом из Константинополя. Церковь стала первой постройкой Муромского Успенского мужского монастыря (XIV в.), который расположен в Пудожском районе Республики Карелия, на восточном берегу Онежского озера. В 1959 г. церковь была перевезена на остров Кижи и отреставрирована. В церкви сохранился иконостас из 17 икон XVI-XVIII вв.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Воскрешение Лазаря. Живопись

Евангельский сюжет Воскрешения Лазаря неоднократно становился одной из популярных тем картин известных художников. Так, на своих полотнах изображали Воскрешение Лазаря такие живописцы, как Джотто, Караваджо, Гверчино, Альберт ван Оуватер, Рембрандт Харменс ван Рейн, Винсент Ван Гог, М.В. Нестеров.


Лазарева суббота. Народные традиции

В Лазареву субботу отрывают вербы затем, чтобы на следующий день, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), встретить Христа. Вечером в субботу во время богослужения веточки вербы освящаются святой водой. В народе бытует поговорка: «На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил». Считалось, что если в Лазареву субботу появилось много «сережек» вербы (распустились почки), то весь год будет урожайным и богатым на радости.

В Лазареву субботу готовили брагу, гречневые блины, кашу и рыбный курник. В этот день молодые девицы собирались вместе и ходили по избам делать «лазари» - петь песни. В ответ хозяева дарили девушкам съедобные подарки. После окончания обряда певуньи делили дары поровну и счастливые расходились по домам.

Отметим, что в Лазареву субботу не принято устраивать больших пиршеств и веселий. Поскольку Лазарева суббота приходится на Великий пост, праздник отличается сдержанным весельем, без пиров и развлечений - это день смиренного и светлого ожидания. В честь праздника в этот день разрешается икра. У других славянских народов существуют свои традиции в этот день: болгары в Лазареву субботу исполняли весенний девичий обряд лазарования - девочки ходили по домам с пением лазарских песен, участниц одаривали подарками; греки в этот день пекут «лазаракиа» («лазарчики») - антропоморфное печенье из пряного сладкого теста.

Душеполезное поучение в Лазареву субботу

Желая укрепить духовно Своих учеников перед грядущими крестными страданиями, Господь совершил величайшее и небывалое доселе чудо, ибо ни Сам Он, ни прежде Него бывшие святые до этого дня никогда еще не воскрешали из мертвых тела людей, которые по времени начинали уже разлагаться. Воскресение Лазаря имеет прообраз как имевшего последовать в скором времени Воскресения Христова, так и всеобщего Воскресения для всех людей, которое явится при кончине мира. Свт. Иоанн Златоуст так раскрывает духовный смысл этого предивного и выше естественного события, ясно показывающего Божественное достоинство Спасителя:

Се светозарное предтече торжество, Христова Воскресения. Се провозсия память Лазарева, чудеса Христова проявляя. Образ сей четверодневнаго воскресения Лазарева, плоды носит тридневнаго Воскресения Христова. Сей Лазарь явился вторый предотеча во тме сидящим. Сей первый враг бысть адовы погибели. Днесь Христос чудес Своих всего мира исполни. Днесь Христос силу смерти разорь, четверодневнаго возставляет Лазаря, Свое прообразуя Воскресение («Златоуст», сл. 58-е).

Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании на Евангелие от Иоанна с недоумением порицает иудейских начальников, так как они, ослепленные безумной завистью, ради бывшего чуда воскресения из мертвых окончательно уже решаются предать на смерть Христа Спасителя. Отмечает также и коварное их лукавство: чтобы оправдать себя, священники распускают в народе слухи о якобы готовившейся опасности от римлян, которые ради умножения чудес могли бы заподозрить весь еврейский народ в политической неблагонадежности. Решились они убить заодно и воскресшего Лазаря, чтобы загладить память о минувшем чуде, которое особенно досадно им было еще и потому, что случилось в преддверие великого праздника и служило таким образом к сугубой славе ненавистного им Сына Божьего. Узнав об этом, Лазарь вынужден был бежать и скрываться на Кипре. Как написано в Синаксаре Триоди Цветной, после пребывания во гробе он не мог вкушать уже обыкновенной пищи, «кроме услаждающаго» ; святительский же омофор имел он как дар Пречистой Богородицы: «омофор его, Пречистая Мати Божия Своима рукама сотворши, тому дарова».

Из всех четверых евангелистов только один Иоанн Богослов рассказывает о воскрешении Лазаря, так как в то время, когда писали другие апостолы, св. Лазарь был еще жив. Св. ап. Иоанн точно раскрывает как Божественную, так и человеческую природу Господа, ибо мы видим Его не только самовластно приступающим законы природы, но и вопрошающим о месте погребения Лазаря и проливающим слезы сострадания.

Иоанн, сравнительно с прочими евангелистами, возвещает о Господе высшее учение и богословствует великое; посему и из дел Его телесных повествует о более уничиженных. Посему и в скорби Господа он находит много человеческого и тем доказывает истинность плоти его, чтобы ты познал, что Господь был Бог и вместе Человек ().

Как известно, Св. Писание имеет также и иносказательный смысл, поэтому бл. Феофилакт дает нам еще одно толкование для пояснения чудесного события, как можем воспринимать его касательно себя самих:

Понимай, пожалуй, чудо это и в отношении к внутреннему человеку. Ум наш - друг Христов, но часто побеждается слабостью человеческой природы, падает в грехе и умирает смертию духовною и самою жалкою, но со стороны Христа удостаивается сожаления, ибо умерший - друг Его. Пусть же сестры и сродницы умершего ума, как Марфа (ибо Марфа телеснее и вещественнее), и душа, как Мария (ибо Мария набожнее и благоговейнее), придут ко Христу и припадут перед Ним, ведя за собою помыслы исповедания, как те - иудеев. Ибо Иуда значит исповедание. И Господь, без сомнения, предстанет при гробе, лежащее на памяти ослепление повелит отнять, как бы камень какой-нибудь, и приведет на память будущие блага и муки. И воззовет великим голосом евангельской трубы: выйди вон из мира и не погребайся в житейских развлечениях и страстях, - и, таким образом, воскресит от греха умершего, которого раны пахли злобою. Умерший издавал запах потому, что был четверодневен, то есть умер для четырех кротких и светлых добродетелей и был празден и недвижим к ним. Впрочем, хотя и был он неподвижен и связан по рукам и ногам, сжат узлами собственных грехов и казался совершенно бездеятельным, хотя и по лицу был покрыт платком, так что при наложении плотского покрова не мог видеть ничего божественного, но услышит: развяжите его добрые и служащие спасению ангелы или священники и дайте ему прощение грехов, пусть он идет и приступит к деланию добра ().

1. Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
2. Там же
3. Там же


Лазарева суббота празднуется накануне Вербного воскресенья. Расскажем, что едят в Лазареву субботу во время поста, вспомним традиции и обычаи праздника.

Лазарева суббота в 2018 году: какого числа праздновать

В 2018 году Лазарева суббота празднуется 31 марта. В церковном календаре она предшествует . Эти праздники тесно связаны.

Смысл Лазаревой субботы

В этот день мы вспоминаем чудо, совершенное Спасителем, - воскрешение им своего друга Лазаря.

Вот как описывает его Православный журнал «Фома» : перед тем как отправиться в Иерусалим, Христос прибыл в Вифанию, где несколько дней назад умер Лазарь; шел четвёртый день после его погребения.

Иисус вместе с учениками пришли к гробу усопшего, где Господь сотворил чудо: из отворенных дверей гробницы вышел воскресший Лазарь. Многие, став свидетелями этого события, уверовали во Христа.

Очень символично, что Спаситель совершает это чудо за несколько дней до крестной смерти и своего собственного воскресения. Христос показывает людям, что победа над смертью уже близко, что всех верующих в Него и исполняющих Его заповеди ждет жизнь вечная.

Пост в Лазареву субботу: что можно есть

Лазарева суббота приходится на Великий пост, поэтому меню трапезы строго описано в православных канонах. В Лазареву субботу едят рыбную икру, разрешено растительное масло и вино.

На Руси в Лазареву субботу хозяйки варили брагу, пекли гречневые блины, готовили кашу и рыбный курник. Но съедалось все это в Вербное воскресенье, ведь в честь Входа Господня в Иерусалим в строгом Великом посте делается послабление - можно есть рыбу.

Лазарева суббота в 2018 году: что надо делать, традиции

Традиции отмечания Лазаревой субботы и Вербного воскресенья тесно переплетены на Руси. Именно в Лазареву субботу люди приносят в храм веточки вербы. Священник совершает чин освящения верб на вечерней службе - утрене. Поэтому субботу называли не только Лазаревой, но и Вербной.

В деревнях в Вербную (Лазареву) субботу ломали вербы. Горожане тоже отправлялись ломать вербу - на берега близко протекающих рек.

Лазарева суббота: обычаи других народов

На Кипре, в древности существовала традиция: в Лазареву субботу процессия детей с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей города. Процессию возглавлял мальчик, украшенный красными маками и желтыми маргаритками. Мальчик представлял Лазаря. Дети при этом пели Лазареву песню. В храмах во время церемонии изображалось Воскресение Лазаря, в действе принимали участие священнослужители и дети.

У гагаузов и болгар в Вербную субботу совершали красивый обряд - лазарование. «Лазаровали» совсем маленькие девочки от шести до двенадцати лет, «лазарки». Они ходили по домам по трое или по шестеро и пели специальные лазарские песни. Одна из лазарок обычно изображала «невесту» и несла корзину для угощений. Ее лицо закрывали белой фатой или платком. Благодарили «лазарок» подарками: сырыми яйцами и мелкими монетками.

  • Смотрите также: 3 сильные

Можно ли поминать / справлять поминки в Лазареву субботу?

Священники говорят, что правил, которые запрещали бы устроить поминальную трапезу в Лазареву субботу, нет. Поэтому, если случилось так, что человека отпевают в Лазареву субботу или же на этот день приходится какой-то срок со дня его смерти (например, 40 дней или год), поминки устраивать можно, разумеется, выбирая блюда с учетом поста.

Лазарева суббота

Описание праздника

Хри-сти-ан-ское бо-го-сло-вие рас-смат-ри-ва-ет это чу-до как зри-мый сим-вол вла-сти Хри-ста над жиз-нью и смер-тью, как уве-ре-ние уче-ни-ков в сво-ем Вос-кре-се-нии и бу-ду-щем вос-кре-ше-нии мерт-вых. По-это-му дан-но-му со-бы-тию по-свя-ще-на суб-бо-та ше-стой сед-ми-цы Ве-ли-ко-го по-ста (суб-бо-та Ла-за-ре-ва), пе-ред празд-ни-ком Вхо-да Гос-под-ня в Иеру-са-лим (Верб-ным вос-кре-се-ньем). Ра-ди точ-но-сти сле-ду-ет за-ме-тить, что здесь бо-го-слу-жеб-ное вре-мя не сов-па-да-ет с ис-то-ри-че-ским: вос-кре-ше-ние Ла-за-ря про-изо-шло за ме-сяц или два до Вхо-да Гос-под-ня в Иеру-са-лим (см. .)

Сам же «Ла-зарь Чет-ве-ро-днев-ный», или «друг Бо-жий», - это го-сте-при-им-ный жи-тель Вифа-нии (пред-ме-стья Иеру-са-ли-ма), брат Мар-фы и Ма-рии, в до-ме ко-то-ро-го оста-нав-ли-вал-ся Иисус Хри-стос ( ; ). Его вос-кре-ше-ние из мерт-вых на чет-вер-тый день (от-сю-да про-зва-ние), со-вер-шен-ное Хри-стом в фор-ме пуб-лич-но-го мес-си-ан-ско-го «зна-ме-ния», ста-ло для иудей-ских вла-стей, опа-сав-ших-ся ре-ли-ги-оз-ных вол-не-ний, по-след-ним ар-гу-мен-том в поль-зу немед-лен-ной над Ним рас-пра-вы ( ).

Со-глас-но цер-ков-но-му пре-да-нию, по-сле вос-кре-ше-ния Ла-зарь про-жил еще 30 лет и умер в сане епи-ско-па Ки-ти-о-на (о. Кипр). В кон-це IX в. его мо-щи пе-ре-нес-ли в Кон-стан-ти-но-поль. Па-мять - 17/30 ок-тяб-ря и в суб-бо-ту Ла-за-ре-ву.

Юрий Ру-бан

Литература

Кас-си-ан (Без-об-ра-зов), еп. // Путь. Па-риж, 1929. № 16; Ра-ин А. П. Вос-кре-се-ние Ла-за-ря // Стран-ник. 1904. № 3.

Проповедь митрополита Сурожского Антония. Воскрешение Лазаря.

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Лазарева суббота.

Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Лазарева суббота.

Книги, статьи, стихи

Воскрешение Лазаря. Заговор первосвященников и фарисеев.

Иисус приближался к Иерусалиму и уже недалеко был от Вифании, селения на юго-восточном склоне горы Елеон, где жили Лазарь и сестры его, Мария и Марфа. Лазарь был болен, поэтому сестры его, услышав о приближении Иисуса, послали сказать Ему об этом, надеясь, конечно, что Он поспешит к ним и исцелит больного. Иисус любил всю семью Лазаря и при каждом путешествии Своем в Иерусалим заходил к нему, чтобы отдохнуть от шума всюду следовавшей за ним толпы...

Суббота Святого Лазаря, праведника, воскрешенного Христом как символ грядущего воскрешения всех умерших, не имеет четко определенной даты. Как и многие другие православные праздники, Лазарева суббота тесно связана с днем Пасхи. В 2017 году Лазарева суббота выпадает на 8 апреля.

Лазарева суббота в 2017 году

Лазарева суббота или День святого Лазаря — это один из значимых православных праздников, нашедший свое отражение и в народных традициях. Дата этого праздника напрямую зависит от даты Пасхи, так как тесно связана именно с Днем Воскрешения Господня.

Лазареву субботу отмечают на шестой день (субботу) шестой седмицы (недели) Великого поста. Как выяснить, какого числа отмечается Лазарева суббота в 2017 году? Для этого нам нужен календарик и дата начала Великого поста. Итак, главный православный пост в 2017 году приходится на период с 27 февраля по 15 апреля. Шестая неделя/седмица поста – это период с 3 по 9 апреля. Таким образом, готовимся отмечать День святого Лазаря 8 апреля, в субботу.

Суббота святого Лазаря

Лазарева суббота в православии – это день, посвященный великому чуду, сотворенному Христом, воскрешению Лазаря, праведника, удостоившегося впоследствии звания святого.

Лазарь был братом Святой Марии, женщины, омывшей ноги Христа и отеревшей их своими волосами. Своим благочестием и праведностью известен был Лазарь не только в родном поселении Вифании, но и далеко за пределами его. Иисус шел с учениками-апостолами проведать Лазаря, но в дороге узнал, что тот умер. Сказав своим ученикам, что ведет он их, чтобы уверовали они в Него, Христос привел их к гробнице Лазаря.

Помолившись у пещеры, в которой был похоронен Лазарь, Иисус воскресил праведника, воскликнув «Лазарь! Иди вон!». В дальнейшем эта фраза стала буквально канонической в теоретическом богословии.

Чудо воскрешения Лазаря символизирует грядущее возвращение к жизни всех умерших, которое и обещал своим последователям Христос. Благодаря этому поступку Христа множество людей уверовали в него как в Сына Божьего, однако именно оно и убедило окончально фарисеев, что Иисуса из Назарета необходимо убить.

В ознаменование воскрешения как великого и значимого для всех христиан события и был учрежден новый праздник – Суббота святого Лазаря.

Народные традиции и обычаи

У славян Лазарева суббота имела и второе название – Вербная, и именно с празднованием вербной недели и связано большинство традиций этого дня.

В день святого Лазаря начиналась главная подготовка к – самому яркому празднику в период Великого поста. И первым шагом в такой подготовке была «ломка вербы». Тонкие вербные веточки с пушистыми шариками-почками отламывали от деревьев, растущих у ручьев и озер, в долинах и логах. В славянских странах эти ветви исполняли роль вайи – пальмовых ветвей, которыми народ Иерусалима встречал въезжающего в город Иисуса.

Вечером, на праздничное богослужение эти веточки несли в церковь, где их благословляли и кропили святой водой – освящали. И теперь верба была готова для различных народных обрядов, корни которых тянулись еще из темного язычества. Так, освященными ветвями принято было «хлестать» — легонько бить всех обитателей избы, приговаривая при этом: «Верба хлест, бей до слез». Наши предки были глубоко убеждены, что таким образом из тела человека изгонялась всякая «хворь и пакость» — болезни и дурные мысли.

У простого народа Лазарева суббота была посвящена подготовке к Вербному воскресенью: в этот день пекли пироги, так как Великий пост предполагал некоторое смягчение на праздники и дозволял употреблять в пищу масло и рыбу.