Многие иконы, будь то именные иконы, венчальные или праздничные, имеют свою историю. И особенно удивительны сказания о старинных образах, которые считаются чудотворными. Одной из таковых является икона Божьей Матери «Неувядаемый цвет» .

Откуда и когда появился на Руси образ «Неувядаемый цвет» доподлинно неизвестно, зато известно, откуда появилось такое название. Это наименование пошло от песнопения в честь Божьей Матери. Кроме того, ещё издревле сравнивали Богородицу с неувядающим цветком. На Руси икона появилась благодаря паломникам в 17-18 веках. В тот период списки с иконы стали появляться в различных русских монастырях.

Этот нечасто встречающийся в российских храмах образ горячо любим верующими людьми. Молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» («Благоуханный цвет») помогает людям в «нашествии печали», при потере близких людей, в состоянии одиночества. Совершается много исцеление больных. Во всех этих случаях Божия Матерь помогает обрести духовные силы для преодоления испытаний, продолжения жизни, исполнения христианского долга. Одной из самых проникновенных молитв, обращенных к этой иконе Пресвятой Богородицы, является акафист.

Значение, которое имеет икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» очень велико. Она сама по себе символизирует чистоту и непорочность. Поэтому перед ней молятся девушки именно о том, чтобы сохраняться свою праведность и чистоту. Особенное значение она приобретает для юных девушек, так как они испрашивают у неё помощи в выборе будущего супруга. Она нередко также используется и как венчальная икона для невесты. Ей благословляют и даруют её жене. Во время семейной жизни икона Божьей Матери «Неувядаемый цвет» помогает справиться с горестями. Которые могут выпасть на долю супруги.

Чистая и пламенная молитва к этой иконе помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. В народе существует поверье, что икона «Неувядаемый Цвет» помогает девушкам и женщинам сохранять красоту и молодость. Эта икона для вымаливания красоты и любви окружающих людей.

Перед иконой “Неувядаемый Цвет ” верующие молятся, прежде всего, о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а так же о вразумлении при выборе будущего супруга.

Только сегодня аудио-каст + брошюра “Неувядаемый цвет – женская икона для молодости и красоты” + подарок

Тут важно заметить, что если Феодоровская икона Божией матери стала покровительнице семьи и брака, то это как бы добрачный стандарт!

Именно такое значение имеет этот образ, а потому становится очень важным для женщин.

Икона Божией Матери “Неувядаемый цвет”, моя самая любимая, она выполнена росписью на шелке и очень-очень красивая. Вот ее изображение.

На самой иконе “Неувядаемый цвет ” и многочисленных ее списках Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее – цветок белой лилии.
Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: “Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты”.
На некоторых списках вместо лилий изображены розы или другие цветы.
Списки иконы “Неувядаемый цвет” (“Благоуханный цвет” ) прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.

Д. Даллас привел как наиболее раннее изображение “Богоматери Неувядаемый Цвет” гравюру, исполненную в западном стиле, в венецианском издании Библия, называемая Новая Сокровищница (1612 г., греч.), в которой Богоматерь с Младенцем стоит на месяце, из головы Христа растут розы
Соединение западных элементов с темой Акафиста, по мнению этого автора, и дало новую иконографию, которая является продуктом иконографического творчества поствизантийской эпохи. Им указаны ранние православные иконописные изображения Богоматери с цветами.
Первое из них датируется около 1700 года и представляет собой контаминацию иконографии “Богоматерь Живоносный Источник” и “Богоматерь Неувядаемый Цвет”.
Среди иконографических источников этого типа икон Богоматери автор называет католическую «Rosencranzmadonna».


В них есть одна обязательная деталь - цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь.
Иногда на этих иконах есть пространные надписи.
Чаще всего Мария и Младенец на иконах “Богоматерь Неувядаемый Цвет” облачены в царские одежды.
Возникновению данного образа предшествовали отдельные православные иконы Богоматери, в которых или Христос, или Богоматерь держат в руках цветок.


При выяснении вопроса происхождения иконы «”Неувядаемый цвет ” если только руководствоваться данными православных сайтов или книгами типа « Православный календарь на…» то вырисовывается следующая картина.
1.Утверждают, что происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано с Афоном: по склонам Святой горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты.
Но тогда почему на подавляющем большинстве икон относящихся к исследуемому типу изображены лилии?
Появление самой иконы в Московском царстве относят к XVII – XVIII векам. И туда икона, очевидно, попала через паломников.
Так же установлено, что наиболее древний образ, относящийся к типу икон Божией матери «Неувядаемый цвет» упоминаемый в исторических документах, относится к XVIII столетию и что он находился, появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте позже построенного храма Христа Спасителя. Сам этот образ не сохранился, но остались его многочисленные копии –« списки». Но все же обращались, потому, как с художественной стороны эта икона выделялась на фоне других икон Божией матери своею привлекательностью.

Иконы “Богоматерь Неувядаемый Цвет” разнообразны, порой совершенно несхожи между собой, как, впрочем, и некоторые другие иконографии позднего происхождения.
В них есть одна обязательная деталь - цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Древнейшая и наиболее чтимая русская икона Богоматери “Неувядаемый Цвет ” прославилась в московском Алексеевском девичьем монастыре.
Ее первое упоминание относится к 1757 году, но, скорее всего, она находилась там и раньше.
Икона Алексеевского монастыря имела сложную иконографию:
На переднем плане иконы был изображен престол с кувшином и цветочной ветвью; слева (от Богоматери) - Богомладенец во весь рост, босой, правой рукой Он облокачивается на левое плечо Богоматери, в левой Его руке - скипетр; голова Богоматери склонена к Младенцу, на Ее не покрытой мафорием голове - венец, в правой руке - ветвь, обвитая лентой с надписью: “Цвете Неувядаемый!
Празднование этому образу происходило 3 апреля по старому стилю (16 апреля по новому)

“Неувядаемый цвет” – женская икона для молодости и красоты

Младенец Христос представлен стоящим на престоле, в некоторых иконах накрытом покровом с Голгофским крестом.

Но сложная композиция иконы “Богоматерь Неувядаемый Цвет” со временем практически исчезает.
По записанному в сочинении Ф. Ловцова преданию, икона “Богоматерь Неувядаемый Цвет” была принесена с Афона прихожанину церкви Малевскому-Малевичу в 1865 году, почиталась как чудотворная.

С этой иконы и был сделан список для храма Успения в Могильцах. Иконография чудотворного образа существенно отличалась от широко известной к тому времени Алексеевской святыни.
По описанию Ловцова, на ней Мария восседает на престоле, правой рукой поддерживая Младенца, стоящего на цветке, который вырастает из-под ног Богоматери.
У Младенца в правой руке держава, левая прижата к груди. У Марии в правой руке - цветы лилии. Оба они представлены в царских венцах. Венец над Богоматерью держат Ангелы. Празднование иконе происходило 31 декабря.
Точной иконографической аналогией этому чудотворному образу является икона первой трети XIX века из Центрального музея им. Андрея Рублева.

В сочинениях некоторых авторов появление иконографии “Богоматерь Неувядаемый Цвет” связывалось с чудом от цветка Богоматери, называемого “неувядаемым”.
Но упоминаний о чудотворных иконах Богоматери “Неувядаемый Цвет” на Афоне ни в сочинениях популярного духовного писателя Святогорца, в которых есть целые пассажи, посвященные богородичным цветам, ни в многочисленных русских изданиях, посвященных афонским святыням, нет.
В 1864 году, незадолго до того, как появилась в Москве икона церкви Успения на Могильцах, происходит чудо исцеления от богородичного цветка, о чем подробно сообщается в изданном Русским Пантелеимоновым монастырем “Сказании о чудесах Богоматери, совершившихся в недавнее время на Святой Горе Афон” монаха Мелетия.
Это событие, вкупе с популярными описаниями путешествий на Афон паломников, и послужило, скорее всего, импульсом к объяснению названия иконы в связи с богородичными неувядаемыми цветками и к большей популярности этой иконографии в XIX веке.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою «Неувядаемый Цвет»

О Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиих к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему, Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше. Буди нам Мати и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наша. О Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас. О Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наша душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшнем суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святой образ иконы Божией Матери Христа «Неувядаемый Цвет» был придуман и создан, как думается, в шестнадцатых - семнадцатых веках на Афоне.

Основой образа послужили тексты, взятые из гимна - акафиста. В этом тексте есть слова, которые сравнивают Иисуса и его мать Святую Богородицу с прекрасными и бессмертными цветами.

Днём почитания иконы считается 16 апреля . Одним из самых древних образов Богоматери в православной церкви является именно этот образ . С ней связано много разных и необычных историй создания и проявления святости.

Икону можно отнести к самым малоизвестным . Вопрос её происхождения и развития иконописных сюжетов, в отечественной литературе практически отсутствует. Образ Пречистой Девы Марии, появился как следствие развития акафистного цикла.

История появления иконы

В восемнадцатом веке в Константинополе появилась поклонная, праздничная икона Богородицы «Неувядаемый Цвет». Дальнейшее распространение иконы было на Греческие земли. Считается, что особую популярность образ приобрёл в Фессалониках.

Источником, послужившим этому образу, является канон Благодарный Иосифа песнописца. В этом каноне есть слова - «этот неувядаемый цвет», но они больше относились к Христу.

Но в наименовании иконы Божьей Матери слова уже относятся к самой Марии. Ошибочное толкование слов и послужило к развитию этого типа иконографии. Наиболее ранним прообразом для иконы была гравюра, написанная в западном стиле из венецианской библии под названием «Новая сокровищница». Она относится к периоду 1612 года.

Здесь Богородица изображена в полный рост и стоящая на месяце. Голову Христа украшают четыре розы. Ещё одним иконографическим предшественником иконы можно считать образ Мадонны с гвоздикой в руке, написанной молодым Леонардо да Винчи.

Икона стоит в ряду самых значимых образов, посвящённых Богородицы. На самом деле, изображения иконы Божьей Матери разнообразны, но их всех объединяет один символ - это цветок.

Цветы могут быть использованы в гирляндах, на процветших жезлах. Цветы изображаются на постаменте, котором восседает Богородица и маленький Иисус. Чаще всего на иконах Богоматерь изображается в роскошных, золочёных одеждах. А также на иконах бывают изображения Марии по пояс, но всегда в руках Богородицы есть цветок.

С иконой связано много мифов. Один миф связан с её названием. Предполагалось, что наименование произошло от богородичного цветка, который растёт на Афоне. Известно, что в девятнадцатом веке произошло исцеление от «бессмертного» цветка Богородицы.

Эта история была записана монахами в сказаниях о Божьей Матери и издана Пантелеймоновым монастырём на Афоне. Такое событие в совокупности с живописными описаниями паломников на Афон и стало поводом тому, что наименование образа стали приписывать к богородичному цветку. Но это только миф. Стоит заметить, что на иконах, чаще изображается Богоматерь с цветком-лилией в руках.

Местонахождение списков

В России прославление получили четыре образа Богородицы. Первый и самый древний находился в московском Алексеевском монастыре, на месте которого сегодня находится храм Христа Спасителя. Ещё две иконы находятся в государственной Третьяковской галереи.

Одна из них прибыла из храма Святителя Николая - «Заутренняя», другая прибыла из храма святого Иакова Сыромятника. Четвёртая икона находится в Государственном Русском музее. Она была доставлена из ныне не существующего собора Троицка - Петровского.

Все иконы различаются по своей иконографии и истории происхождения. Но их объединяет одно - это радость. И радость изображена в мерцающем золоте, в тончайшем орнаменте и с благоуханием цветов.

Икона Богородицы почитается Русской православной церковью и в наши дни. В честь неё строятся храмы в Москве и московской области по адресу: посёлок «Рублево», по улице В. Ботылева, строение под номером сорок пять.

Икона «Неувядаемый цвет»




В чем помогает и значение иконы «Неувядаемый Цвет»

Значение этого образа велико для православных верующих.

  • Святой образ для всех православных несёт глубокое значение. К ней идут за помощью и успокоением. Помолиться перед святым и чистым образом, означает справиться со своим горем. К Богородице обращаются женщины всех возрастов.
  • Молодые и незамужние женщины молятся о помощи в поиске своего суженного. Женщины, имеющие детей, просят молясь, дать дочерям и сыновьям благословение Господа нашего. Ведь, как известно, нет на свете сильнее слов, чем слова любящей матери.

Перед святым образом, обращаясь к Богородице, просящие молятся о своих близких.

Она помогает:

Молящиеся перед иконой Богоматери избавляются от смутных и греховных чувств, поселившихся в душе. Уходят все сомнения и страхи перед будущей жизнью. Чаще всего к образу идут молодые и незамужние, потерявшие веру в обретении своей второй половинки.

В словах, обращенных к лику Богоматери, звучат чувства и искреннее желание найти суженого, который не оставит её, как бы не сложилось в жизни. Но не только женщины приходят к лику Богородицы. В церкви, у иконы частыми гостями бывают и мужчины.

О чём молятся перед иконой

Молитвы перед Святым образом дают силу и веру в завтрашний день, изгоняют мрачные и терзающие душу сомненья .

  • Люди, верующие в Господа, прежде всего молятся перед иконой, в надежде сохранить в себе праведность и чистоту дел, и мыслей.
  • А также о правильном выборе и принятии решения о будущем супруге.
  • Молятся о здоровье, целомудрии и женском благополучии.
  • А также молятся о помощи в решении семейных проблем, избавлении от всех болезней.
  • В молитве просят помочь найти цель и смысл жизни.

Молитва Божьей Матери «Неувядаемый Цвет» о замужестве читается женщинами, чтобы выйти удачно замуж и обрести семейный покой . Институт брака учит, что брак, это обязательство, которое берёт на себя верующий. Предназначение любой женщины в исполнении божественной воли - это продолжение рода.

Только женщина способна дать жизнь новому человеку. Поэтому и в молитвенных словах, читаемых перед иконой вложен огромный смысл и желание исполнить волю Господа. Слова молитвы могут быть разными, главное, чтобы шли от сердца .

Произносимые с особой верой и желанием, помогут женщине в осуществлении её желания в довольно короткие сроки.

Один из многочисленных вариантов молитвы к Божьей Матери:

«Пречистая Матерь Божья, услышь слова мои обращённые к тебе в молитве. От меня простой грешницы. Прошу слова молитвы к престолу вознеси сына Божьего. Он милостив и буду я услышана. В молитве своей прошу тебя будь заступницей и покровительницей.

Испроси для слуги твоей благ: жизни в любви и согласии супругам, детям покорности, всем обиженным и униженным терпения и благодушия. Для всех прошу разума, милосердия, духа кротости, чистоты и праведности.

О, Пресвятая Дева Мария, убереги меня от ложной гордости и самолюбия. Сохрани во мне и приумножь желание к труду и благослови, прошу тебя, мои труды. Закон Бога учит людей жить в праведном супружестве, то позволь и мне святая Мария, исполнить своё предназначение став достойному мужу супругой.

Ибо слова Господа не позволяют человеку оставаться в жизни одному. Для чего и создал Господь помощницу и жену мужу. Благословил и передал им своё желание, чтобы они росли и размножались и тем самым заполняли просторы Земли.

Пресвятая Матерь Божья, молю тебя словами чистыми идущими от самого сердца. Дай мне мужа, супруга благочестивого, доброго и честного. Чтобы были мы вместе в любви и согласии. И могли прославлять тебя Господи - отца и сына, и Святого Духа сейчас и во веки веков. Аминь».

Отзыв

«Мы в браке с мужем уже три года. Сначала всё было нормально. Мы понимали друг друга, можно сказать, с полуслова. Помогали и поддерживали в трудной ситуации. Но к сожалению, как, наверное, и в любой семье, и у нас возникло недопонимание, на этой почве происходили частые ссоры. Конечно, мы старались и шли на компромиссы, но, увы, ничто не помогало. Я готовилась морально к нашему разрыву. Но если говорить честно, то ни мне не мужу разрыва не хотелось. У меня есть бабушка. Она очень набожный человек. И вот она и рассказала мне про икону Богоматери. Бабуля сказала, что надо молиться иконе и просить Матерь Божью сохранить отношения и семью. Теперь молюсь и читаю молитву каждый день. На душе становится как-то легче и появляется надежда. Отношения с мужем начали налаживаться».

Катерина.

Далеко не в каждой церкви можно найти именно этот образ Матери Христа. Но к счастью, в любой церковной лавке можно купить либо фото иконы «неувядаемый цвет», либо небольшую репродукцию образа. Их можно использовать по прямому назначению - для своих личных целей.

Разместив у себя в доме и по необходимости произносить перед образом слова молитвы. Но не стоит забывать, что это только образ.

Настоящее исцеление души, и помощь даёт Господь - Отец наш.

Без глубокой веры в силу Господа, слова молитвы не имеют значения. Вспомните слова Христа: «По вашей вере и будет вам дано». Чудотворный образ Богородицы, даёт помощь только истинно верующим.

История происхождения иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» трогательна и одновременно величественна. С давних пор на острове Кефалония, расположенном близ Афона, очень красивого и самого большого острова в Ионическом море, есть традиция – ее сохраняют и теперь: в день Благовещения Пресвятой Богородицы сюда приносят белые цветы, подобные лилии, с которой в руке к Пречистой явился архангел Гавриил, чтобы явить Ей волю Божию о Ней. Цветы трепетно и бережно кладут под киот, к Ее лику, и там они остаются до самого праздника Ее Успения без воды и без солнечного света. Но происходит чудо: спустя почти пять месяцев стебли их, высохшие, находившиеся в полумраке, невероятным образом наполняются влагой, оживают, вместо засохших соцветий возникают новые бутоны и распускаются в белые пышные цветы – вот он, «неувядаемый цвет»!

Предположительно именно этой замечательной традицией были вдохновлены афонские монахи на написание уникального образа, от которого в свою очередь родилось множество иконописных версий, весьма разнящихся между собой, но по типу восходящих к Одигитрии-Путеводительнице. По другим данным, первое появление этого образа произошло в Константинополе, однако к этому склоняется меньшее количество исследователей разнообразнейшей иконографии «Неувядаемого цвета».

Но, наверное, помимо чудесного воскрешения сухих цветов у образа Божией Матери на острове Кефалония, вдохновительной основой для изобразительного воплощения непременного и отличительного атрибута иконы «Неувядаемый цвет» стали эпитеты из текстов богослужений, где Пречистую сравнивали с цветком – «неувядаемым, благоуханным». От второго эпитета возник еще один распространенный список – «Благоуханный цвет», его первое появление считается более поздним. Эпитет же «неувядаемый» взят из «Канона благодарного Пресвятой Богородице» Иосифа Песнописца. Канон вошел в состав действующих богослужебных литературных собраний Православной Церкви, и его духовно возвышенное, восхищающее и трогающее душу искренней любовью к Заступнице содержание стало источником для написания новой иконы.

Преподобным Иосифом Песнописцем создано множество канонов, сохранившихся в молитвенном наследии русского православия. Как пишет о нем в статье «Церковные песнотворцы» (глава «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца») монахиня Игнатия: «Каноны преподобного Иосифа отличают продуманность образов, положенных им в основу каждого своего произведения, исключительное изящество выражения, часто особая форма изложения той идеи, которую он хочет подчеркнуть в каноне. Работая над формой, святой Песнописец часто обращался к тем стилистическим приемам, которые были разработаны еще древнегреческой риторикой».

Считается, что от первого афонского списка, который распространился в православном мире, возникло три основных – греческий, русский, болгарский. От них в свою очередь произошли последующие варианты, что и породило это удивительное иконографическое разнообразие. По времени создание первого, греческого оригинала этой иконы относят к XVI–XVII, а появление ее в России – к XVII–XVIII векам. Один из первых почитаемых списков попал через паломников в Московский Свято-Алексеевский монастырь, первое упоминание о котором датировано 1757 годом, и именно в ее честь совершается празднование 3/16 апреля. Откуда пришла иконография образа, доподлинно неизвестно, но есть предположение, что с Балкан.

На российскую иконопись XVII века сдержанно, но тем не менее заметно оказывала влияние западная традиция в течение полутора десятилетий Смутного времени, которое закончилось в 1613 году. Она проникала на Русь со стороны католических Польши и Литвы, где издавна использовались атрибуты, нехарактерные для византийской традиции, – царские венцы, цветы и т.д. Но изображение их в русской иконописи было освящено гимнографией православия, где эпитетом «неувядаемый цвет» награждены в разных молитвенных творениях и Христос, и Матерь Его. К примеру на Алексеевском списке цветущая ветвь в руке Богородицы увита лентой, а на ней прописан ирмос Первой песни «Канона благодарного»: «Цвете Неувядаемый! Радуйся, Едина прозябшая яблоко благовонное: Радуйся, благоухание Единаго Царя!»

Примерно в то же время в Центральной и Южной России появляются другие списки, и разнообразие их просто грандиозно, все они великолепны, и непременный их атрибут – белые, розовые, красные цветы в вазонах, гирляндах, шпалерах, на иных образах это пышно расцветшие жезлы в руке Богоматери. Иногда цветки вплетены в нимбы вкруг главы Младенца Иисуса или составляют постамент, на котором стоит Пречистая с Богомладенцем на руках. В дивных стилизованных в той или мере соцветиях угадываются розы, лилии, бессмертники, обильно растущие по склонам Священной горы Афон и считающиеся символом не только бессмертия, но и чистоты.

Также этот образ возник из православного иконографического наследия: в Музее Бенаки, в Афинах, хранится икона Святой Анны с маленькой Марией, датируемая XV веком. У Пречистой Девы в руке лежит белый цветок, и в этой символике отчетливо читается прообраз белой лилии, которую когда-то вручит Ей архангел Гавриил. В Государственном историческом музее находится икона XVI века «Богоматерь с Младенцем с цветком», где цветок в руке не Богородицы, а Иисуса, как и на иконе первой половины XVII века «Богоматерь с Младенцем», созданной в Белоруссии. Полагают, что этот список стал исходным для изображений короны на головах Богоматери и Богомладенца и органично вписался в канонические принципы православной иконописи.

К XIX веку сложнейшие композиции иконы упрощаются, уходит обилие атрибутов, кроме короны, цветы часто обозначены одной ветвью в руке Богоматери, икона становится менее расцвеченной и по композиции, и по колориту, потому, по мнению историков и искусствоведов церковной живописи, более поздние списки уступают древним. С этой точки зрения икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», созданная иконописцем Мариной Филипповой, продолжает изначальную, древнюю традицию, хотя за основу изображения взят поздний, не переполненный атрибутами канон.

Будто сотканные из цветов одеяния Богоматери и Младенца, выстланный тем же орнаментальным цветочным полем ореол вокруг центральной композиции – во всем явно ощущается обращение автора к русской традиции, и так нивелируется, уходит прочь даже намек на исходное влияние западной культуры в иконографии образа «Неувядаемый цвет». Стиль кузнецовского письма опирается на историю русского орнамента, его коренную связь с нашей родной природой, и иконописец Марина Филиппова в полной мере прилагает это замечательное творческое наследие к новому изложению прекрасной православной иконы. С одной стороны, этот образ теперь видится подлинно русским, берущим начало в византийской школе, а с другой – в новом воплощении икона «Неувядаемый цвет» XXI века по-прежнему вдохновенно и восхищенно воспевает Богородицу и Христа как «неувядаемый, благоуханный цвет». В ней возвращается частично утраченный в позапрошлом столетии радостный, жизнеутверждающий смысл первых списков, отражающий чувства преподобного Иосифа, афонского монаха, создателя оригинала, и тех, кто наблюдает из года в год чудо на острове Кефалония…

Значение иконы
Эпитеты, характеризующие Богоматерь, источником которых стали присущие Ей качества как Матери Того, Кто придет через Нее, чтобы дать Жизнь Истинную всему человечеству, прекрасные поэтичные и возвышенные сравнения, которые звучат в словах богослужений, слагают полноту духовного значения этого образа. Если глядеть на этот образ, радуясь и любуясь, они просто возникают в душе из молитв, которые мы Ей возносим. Она – «сад живоносный», Она – «корень девства и неувядаемый цвет чистоты», Она – «плодоносная земля, взрастившая Хлеб небесный». Под Хлебом небесным подразумевается образ Христа, Который, как мы помним из евангельского рассказа о Тайной вечере, преломляя хлеб и раздавая его ученикам, сказал: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22, 19, Мф. 26, 26; Мк. 14, 22), поэтому на некоторых изображениях в руке Пречистой мы видим не цветы, а колос.

Благодарение Богу, что волею Его и мы можем теперь припадать в молитве к образам, столь нами любимым, и недаром первой рукотворной иконой, вышедшей из-под кисти апостола, стала икона Пречистой, Которая «взяла в усыновление весь мир». Ее Лик на иконе «Неувядаемый цвет», вся икона – сочетание радости и умиротворения, столь искомого нашей вечно смятенной в ежедневной суете душой, а вся русская православная иконография – это изумительное сокровище, дарованное нам Господом во спасение, вразумление и стяжание духовной радости и благодати.

Чудеса от иконы
К этому образу, полному нежности, ласкового сострадания и любви к нам, усталым от несовершенств мира сего, прибегают часто за спасительной помощью. Потом те, кто молитвенно обращался к Ней перед Ее иконой «Неувядаемый цвет», рассказывают о том, как просветляется душа, какое утешение снисходит на нее, возвращается внутреннее равновесие, и мир видится полным новых надежд, находятся неожиданные решения для избавления от проблем и силы для действия. Уходят тревоги и печали, и в благодарности к Ней рождается укрепление в вере, казалось бы, готовой поколебаться. Это ли не чудо духовного воскрешения, когда душа человека, впавшего в уныние, засыхающая, как росток, вновь возрождается к жизни подобно цветам у киота Богородицы на Кефалонии? Ну и известно, что от многих чтимых и чудотворных икон Божией Матери «Неувядаемый цвет» происходило немало чудес, связанных с обретением спутника жизни девушками и женщинами, желавшими найти свою вторую половину и жить с ней в добром согласии.

Но есть еще и чудеса современные. Вот только два из них, отмеченные в нашем столетии.
В 2012 году в селе Черновка Сергиевского района Самарской области на окне дома пожилой женщины, верующей и добродетельной, 16 апреля – как раз в день празднования иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» – проявилось изображение этого образа. Увидела его хозяйка дома Екатерина Ивановна Малыгина, когда в этот день после потепления сняла с окна клеенку, которой закрывала дом от зимних холодов. Это было утром, и в ярком утреннем свете изумленная женщина увидела образ Богоматери и Младенца, в котором сначала не признала «Неувядаемый цвет», но после заглянула в справочники и нашла это изображение.

К вечеру изображение исчезает, а с наступлением светлого времени суток постепенно проявляется. К образу приезжали и священники, и миряне, совсем неверующие пытались и потереть, и поцарапать удивительное стекло, но изображение оставалось нетронутым. Так и уезжали они восвояси, изумленные, творя про себя молитву.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы села Нововоскресеновка Нововоронцовского района Херсонской области в 2007 году начала мироточить икона Богоматери «Неувядаемый цвет». Тогда же начались и чудеса, от нее происходящие. Слава об иконе быстро разлетелась по округе и далее. По свидетельствам тех, кто притекал сюда, по молитвам у этого образа восстанавливались семейные отношения, улаживались конфликты между домочадцами. Известны случаи исцелений взрослых и детей, особенно страдающих от проблем с речью, – детки начинали говорить.

Все эти и другие чудеса, дарующие нам решение многих и многих проблем, замечательны. Но можно сделать еще один вывод: что бы ни говорили скептики и те, кто не доверяет очевидному, хоть и невероятному, чудеса от Бога есть в нашей жизни и даются по вере нашей не только, образно говоря, в прагматических целях. Еще – чтобы видели и помнили: Там, где Престол Божий, всех нас, кто возносит к Небесам слова молитвы и благодарения, видят и помнят. Нам ответят на каждое слово, каждое движение души к Богу, на каждую обращенную к Нему мысль, если они честны и искренни, если проникнуты доверием и любовью. Потому мироточат и удивительным образом обретаются иконы, совершаются исцеления у живоносных святых источников – это все свидетельства того, что Бог с нами здесь и сейчас, а мы, если решились следовать за Ним, постоянно живем в Его присутствии, и этот факт становится чрезвычайно важным для того, кто полагает себя верующим и православным человеком.

Искренние молитвы, промолвленные перед иконой «Неувядаемый Цвет», способны не только восстановить духовные силы верующих и наставить их на путь праведной, но и помочь сохранить молодость и красоту.

Обращение к Богородице перед чудотворной иконой способствует сохранению любящих отношений между супругами, помогает близким людям найти понимание, укрепить семейные отношения, решить серьезные проблемы, с которыми стыкаются домочадцы. Девушки прибегают к молитвам перед иконой, с обращением к Пречистой за помощью в поисках надежного и любящего супруга. К Деве Марии приходят и те, кто нуждается в утешении, почитаема икона среди людей, познавших какое-либо горе.Молитвы к Богородице перед иконой «Неувядаемый цвет» помогают обрести веру в завтрашний день, силы для продолжения жизни, вдохновляют на борьбу с мрачными мыслями, а также позволяют забыть о душевных тревогах.

Связано с иконой Богоматери «Неувядаемый Цвет» много чудес. Не единожды случалось так, что после молитв перед святыней молодые девушки находили спутника жизни, обретая гармонию и счастье в семейной жизни. Свидетельствовали страждущие и о том, что Дева Мария помогла им после обращения перед иконой обрести душевного спокойствия, найти смысл существования своего, переоценить жизнь свою. Другие христиане приходили к святыне в минуты, когда печаль охватывала души и мысли их, и только Царица Небесная смогла наставить их на путь истинный, указать праведный образ жизни, найти счастье и принять себя таким, каким человек является.

Православные знают, что не может Пречистая оставить на произвол судьбы тех, кто в ласке ее нуждается. Много чудес, связанных с «Неувядаемым Цветом», случалось в былые времена, явление образа Богородицы тысячи христиан избавило от душевных тяжестей. Но и сегодня происходят чудесные явления.

К примеру, на горе Кефалония, расположенной близ острова Афон в Греции каждый год происходит что-то удивительное. Поддерживается здесь одна очень интересная традиция: в день Благовещения Пресвятой Богородицы христиане приносят в храм белые цветы, схожие к тем, что явился к Деве Марии Гавриил с ними. Хранятся эти цветы до самого торжества в честь Успения Богородицы. Причем, поливать растения, нет потребности.

И ежегодно наблюдается светлое чудо – сухие стебли цветков спустя 5 месяцев наполняются новыми силами, не зная при этом ни влаги, ни солнечного тепла. Мало того, что растения не погибают, на стеблях появляются новые белоснежные бутоны. За некими поверьями именно это событие стало причиной создания иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Авторами творения стали, вдохновленные чудом, Афонские монахи.
Цветы, которые держат в руках Богородица и Младенец Иисус – символ непорочности и чистоты Девы Марии, Ее духовного совершенства и праведности. С этого и стала обращаться Православная церковь к Пресвятой: «Ты еси Корень девства и Цвет чистоты Неувядаемый».

Среди священнослужителей церкви на горе Кефалония распространено поверье, гласящее о том, что усохшие цветы, которые каждый желающий может увидеть под киотом иконы, символизируют души человеческие. Мы, как и растения, нередко теряем ту искру божественную, которую подарил нам Господь Бог. Не только тело наше чахнет (это еще не столь страшно). Запустевает душа наша, ибо забываем мы о том, какой должна быть жизнь истинного христианина, прибегаем к греховным поступкам. Но также как и цветы вернуться мы можем всегда, ступив на путь жизни праведной. Расцвести духовно – поверить и довериться Христу нашему, Спасителю. Ибо каждому, кто с горячей молитвой прибегнет к Богородице, Бог милостивый всегда готов помочь.

Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет"...

16 апреля
День памяти

Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет"

Празднование в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» совершается 3/16 апреля, а в честь родственного ей и на сегодня уже почти совсем сблизившегося с ней более позднего списка образа «Благоуханный цвет» – 15/28 ноября.

В более древних образах различие заключалось в следующем. На иконе «Неувядаемый цвет» Богомладенец восседал на правой руке Богородицы, а на иконе «Благоуханный цвет» – на левой. В современных иконах часто эти различия не соблюдаются.

В чем помогает икона.
Образ Божией Матери «Неувядаемый цвет» – иконописное воплощение целомудрия и чистоты, прежде всего, как свойств духовных, поэтому молящимся перед ней Богородица дарует помощь в обретении и сохранении этих чудесных и спасительных для каждого нас качеств. Целомудрие – целостность мудрости, внутренний покой, душевная тишина, смирение и кротость, они даруют женской натуре ту стойкость духа, какую более не найти нигде.

Молитва перед этим образом помогает в сохранении брака, укреплении семьи, в разрешении семейных проблем, в преодолении горестей, которые иногда случаются в нашем быту.

Искренняя и усердная молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» наставляет на верную дорогу духовно страждущих, помогает найти силы перенести глубокие печали, не обессилеть от разочарования, избавляет от уныния и тяжелых помыслов.

Молитва первая
Ц
арице моя преблагая, надежде моя, Богородице, приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохранишимя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О , Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши.
О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь иконе
Р адуйся, Богоневесто, жезле тайный, Цвет Неувядаемый процветший, радуйся, Владычице, Ею же радости наполняемся и жизнь наследствуем.

Об истории и значении иконы


Богоматерь Неувядаемый Цвет,
XVIII век, Третьяковская галерея
История происхождения иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» трогательна и одновременно величественна. С давних пор на острове Кефалония, расположенном близ Афона, очень красивого и самого большого острова в Ионическом море, есть традиция – ее сохраняют и теперь: в день Благовещения Пресвятой Богородицы сюда приносят белые цветы, подобные лилии, с которой в руке к Пречистой явился архангел Гавриил, чтобы явить Ей волю Божию о Ней. Цветы трепетно и бережно кладут под киот, к Ее лику, и там они остаются до самого праздника Ее Успения без воды и без солнечного света. Но происходит чудо: спустя почти пять месяцев стебли их, высохшие, находившиеся в полумраке, невероятным образом наполняются влагой, оживают, вместо засохших соцветий возникают новые бутоны и распускаются в белые пышные цветы – вот он, «неувядаемый цвет»!






Привезена с о. Родос Греция.
Находится в Москве
Считается, что от первого афонского списка, который распространился в православном мире, возникло три основных – греческий, русский, болгарский. От них в свою очередь произошли последующие варианты, что и породило это удивительное иконографическое разнообразие. По времени создание первого, греческого оригинала этой иконы относят к XVI–XVII, а появление ее в России – к XVII–XVIII векам. Один из первых почитаемых списков попал через паломников в Московский Свято-Алексеевский монастырь, первое упоминание о котором датировано 1757 годом, и именно в ее честь совершается празднование 3/16 апреля. Откуда пришла иконография образа, доподлинно неизвестно, но есть предположение, что с Балкан.





Москва, Оружейная палата,
конец XVII в. Оклад - серебро
Примерно в то же время в Центральной и Южной России появляются другие списки, и разнообразие их просто грандиозно, все они великолепны, и непременный их атрибут – белые, розовые, красные цветы в вазонах, гирляндах, шпалерах, на иных образах это пышно расцветшие жезлы в руке Богоматери. Иногда цветки вплетены в нимбы вкруг главы Младенца Иисуса или составляют постамент, на котором стоит Пречистая с Богомладенцем на руках. В дивных стилизованных в той или мере соцветиях угадываются розы, лилии, бессмертники, обильно растущие по склонам Священной горы Афон и считающиеся символом не только бессмертия, но и чистоты.





Богоматерь "Неувядаемый цвет"
из церкви Покрова в Филях, Москва, 18 век
Также этот образ возник из православного иконографического наследия: в Музее Бенаки, в Афинах, хранится икона Святой Анны с маленькой Марией, датируемая XV веком. У Пречистой Девы в руке лежит белый цветок, и в этой символике отчетливо читается прообраз белой лилии, которую когда-то вручит Ей архангел Гавриил. В Государственном историческом музее находится икона XVI века «Богоматерь с Младенцем с цветком», где цветок в руке не Богородицы, а Иисуса, как и на иконе первой половины XVII века «Богоматерь с Младенцем», созданной в Белоруссии. Полагают, что этот список стал исходным для изображений короны на головах Богоматери и Богомладенца и органично вписался в канонические принципы православной иконописи.




Ярославская областная общественная организация
художников, иконописцев, реставраторов -София-
К XIX веку сложнейшие композиции иконы упрощаются, уходит обилие атрибутов, кроме короны, цветы часто обозначены одной ветвью в руке Богоматери, икона становится менее расцвеченной и по композиции, и по колориту, потому, по мнению историков и искусствоведов церковной живописи, более поздние списки уступают древним. С этой точки зрения икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», созданная иконописцем Мариной Филипповой, продолжает изначальную, древнюю традицию, хотя за основу изображения взят поздний, не переполненный атрибутами канон.