Самый эффективный способ улучшить качество жизни – изменить мышление и начать действовать по-другому.

Если вы уже устали анализировать свою жизнь, разбираться, что в ней не так, то сегодняшняя статья для вас. Еще она подойдет тем, кто хочет ускориться и быть более результативным. Знакомьтесь, читайте и действуйте!

Как улучшить качество жизни Быстро Эффективно

Простая методика от Ицхака Пинтосевича.

Для изменения жизни в лучшую сторону составьте 3 списка.

Список № 1. Запишите все то, что вызывает удовольствие, положительные , заряжает энергией, повышает тонус и , прибавляет сил, радует.

Утренний кофе, медитация, просмотр хороших фильмов, чтение, игры с детьми, общение с друзьями, спортивные игры, пробежка, плавание, расслабляющая ванна, музыка, секс, рисование, танцы, прогулки на природе, езда на велосипеде, катание на роликах.

Список № 2. Внесите в него все, что является источником денег для вас. Что приносит ? Какие дела и действия?

Работа по найму, собственное дело, написание книг, личный блог, авторские выступления, хобби. Очень внимательно отнеситесь к нему.

Это блок дел, которые могут значительно увеличить ваше благосостояние в будущем. Вспомните – здесь заключены ресурсы, именно те 20%, которые приведут к 80% результатов.

Список № 3. Это список деструкции и деградации. Включите в него то, что вызывает отрицательные , негатив, чувство вины, недовольство собой, приводит к убыткам, как в сфере финансов, так и в других сферах: , интеллект, отношения, духовность.

Откладывание дел на потом, недосыпание, курение, алкоголь, интернет-зависимость, переедание, малоподвижный образ жизни, замкнутость.

Постарайтесь сделать списки максимально полными – результат будет лучше.

А теперь – главная фишка!

Работа со списками.

  1. Основные усилия и направь на действия из списка №1 и списка №2. Увеличь их в 2-3 раза. И тогда последовательно, целенаправленно и регулярно, делая упор на них, вы будете получать по жизни, как минимум, в 2 раза больше удовольствия и вдвое больше денег. Здесь – основные ресурсы и источник улучшения качества жизни.
  2. Список № 3 убирайте из жизни полностью. Лучше сразу, сейчас, сегодня. В крайнем случае – в течение 2-х недель освободиться от этого негатива, разрушения себя, своей жизни.

Человек уникальное существо. Человек может все, если захочет. Не надо уничтожать и бросать под откос свою жизнь.

Делайте выбор: оставить все, как есть или изменить и идти навстречу радости, счастью, успеху.

Процесс повышения уровня и качества жизни населения - процесс динамичный и требующий постоянного регулирования. Приняв во внимание, что этот процесс спонтанно осуществляться не может, следует обозначить, кто и с какой целью осуществляет сознательное воздействие на уровень и качество жизни населения.

В экономической литературе уделяется значительное внимание характеристике субъектов (участников процесса), которые должны обеспечивать повышение уровня и качества жизни. При этом разные исследователи в качестве приоритетного субъекта чаще всего выделяют государство. Так, обозначая качество жизни как важнейший государственный приоритет и одно из перспективных направлений социально-экономического развития России, представители власти отмечают, что многие граждане до сих пор считают, что обеспечение достойного качества жизни - это задача органов власти, и ни бизнес, ни общественность не могут и не должны вмешиваться в решение этой проблемы.

Можно встретить высказывания, что главным субъектом, обеспечивающим повышение уровня и качества жизни, является не государство и власть, а творческий человек, ресурсы которого неисчерпаемы. Это мнение принадлежит вице-президенту Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, академику РАЕН, проф. Патрушеву В.И.

Ряд экспертов настаивает на мнении, что процесс повышения уровня и качества жизни населения должен осуществляться представителями местного сообщества. Общественная самоорганизация позволит обустроить свою территорию, создать благоприятные условия жизни не только для себя, но и

для будущих поколений.

В противоположность этим мнениям Петров Н.П. считает, что именно

российский бизнес должен взять на себя ответственность за повышение уровня и качества жизни. Туркин С. В. и Анохин М.Г. ставят вопрос о социальной ответственности российского бизнеса, об участии предпринимательских структур в решении социальных проблем предприятий, организаций, городов, районов, всего общества .

Таким образом, на сегодняшний день субъектами, осуществляющими процесс повышения уровня и качества жизни, видятся государство в лице представителей федеральной, региональной и местной власти, бизнес-сообщество (различные коммерческие структуры) и сам человек (или объединение людей).

Обобщая мнения ученых и исходя из собственного видения сущности процесса повышения уровня и качества жизни, его можно представить в виде следующей модели (рис. 15).

Несомненно, главный субъект воздействия на качество и уровень жизни населения страны - государство, определяющее минимальные социальные стандарты, осуществляющее государственные социальные трансферты, улучшение социальной среды, гарантирующее свободу выбора человека, контролирующее чистоту окружающей среды.

Рис. 15.

Источник:

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, а также важнейших решений, принятых Президентом РФ и Правительством РФ сформулировало миссию, которая заключается в развитии человеческого капитала, содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения. Все эти вопросы находят отражение в социальной политике, бюджетной политике и налоговой политике, которые выступают необходимым инструментом процесса повышения качества жизни населения.

На сегодняшний день новым инструментом воздействия на качество жизни являются приоритетные национальные проекты, реализуемые в проблемных сферах жизнедеятельности нашей страны: здравоохранение, образование, жилищное строительство и сельское хозяйство. Приоритетность данных направлений понятна, так как они затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны.

Всеобъемлющая роль власти в процессе повышения качества жизни должна проявляться: в заботе о пополнении казны, разумном бюджетном планировании; в защите окружающей среды; в создании условий для повышения качества жизни самими гражданами (условия для заработка, доступность образования и медицинской помощи); в увеличении выплат социально незащищенным слоям населения; в активизации бизнеса к социальной ответственности и формировании партнерских отношений с бизнес-сообществом .

На рис.16 представлены наиболее актуальные в понимании автора пути повышения уровня и качества жизни населения для современной России.


Пути социального характера - это, прежде всего, система социальной

защиты, направленная на поддержку нетрудоспособных и находящихся в затруднительной ситуации граждан страны; установление минимальных

социальных стандартов, являющихся нормативами при формировании социальной и экономической политики как самого государства, так предприятий и организаций; реализация приоритетных национальных проектов, направленных на повышение уровня жизни населения за сч?т усиления финансирования ключевых направлений роста благополучия.

К экономическим путям повышения качества жизни можно отнести

развитие и поддержку малого бизнеса, как одного из секторов экономики, обеспечивающим самозанятость населения; запрет на развитие отраслей

экономики деградирующих общество и противоречащих общественным

нормам морали и этики (например, игорный бизнес, проституция, производство наркотических веществ и др.); переход к инновациям во всех сферах жизнедеятельности, способствующий поиску и использованию в практике новых достижений науки и техники; интенсификация производства для наращивания объема материальных благ за счет программ ресурсосбережения (в первую очередь природных ресурсов и электроэнергии).

На сегодняшний день социальная роль бизнеса возрастает. Это происходит в связи с тем, что растет понимание в выгодности иметь в качестве работников или покупателей людей более образованных и живущих в лучших условиях, нежели бедных и невежественных. Бизнесу социальную ответственность навязывать нельзя, так как он не будет участвовать в заведомо невыгодных программах, или в предложениях просто отдать деньги государству. Поэтому одним из возможных путей повышения качества жизни населения за счет возможностей бизнеса является активизация реализации концепции социальной ответственности.

Наряду с государством бизнес выступает «источником» удовлетворения потребностей человека. Их основная задача - удовлетворять материальные потребности и создавать условия для удовлетворения духовных.

Однако все меры, направленные на повышение качества жизни населения, могут быть эффективно реализованы лишь при объединении усилий всех субъектов процесса повышения качества жизни. По объективным причинам усилия эти неравнозначны. Например, строительство объектов культурно-досугового назначения еще не означает повышения культурного уровня населения, поскольку эти объекты могут остаться или невостребованными населением или востребованными незначительной его частью, имеющей к тому же низкий уровень культурно-эстетических вкусов и запросов.

На основе этого можно предположить, что, если усилия одного субъекта будут увеличиваться при одновременном уменьшении или неизменном действии других участников вклада другого (или других), то повышения качества жизни населения не будет наблюдаться. Тем самым достижение цели в процессе повышения качества жизни населения ставится в зависимость от совместных усилий всех участников процесса.

Для того, чтобы реализовать данную цель, основными направлениями социальной политики должны стать:

Создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

Обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики;

Создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;

Обеспечение роста реальных денежных доходов населения;

Последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

Формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

Повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания и другие .

Несмотря на то, что в Бразилии имеется ряд проблем в обеспечении достойного уровня жизни населения, тем не менее опыт этой страны может быть весьма ценен для России. Ценность опыта Бразилии состоит, прежде всего, в том, что в последнее время проведенные реформы значительно повысили уровень и качество жизни бразильского населения.

В последние годы Правительством Бразилии реализуется несколько программ по сокращению бедности населения Бразилии. Согласно программе «Мой дом, моя жизнь», все бразильцы, у которых доход составляет менее 1 тысячи 600 реалов (около 700 долларов), смогут купить достойное жилье, потому что федеральное правительство оплатит 90% его стоимости.

Согласно этой программе был выполнен масштабный план строительства доступного жилья для бедных слоев населения. За 2009-2011гг. построено порядка 1 млн. квартир, а общий объем финансирования составил 16,1 млрд. долларов. Таким образом, правительство решило не только острейший для Бразилии социальный вопрос, но и создало более 1 млн. новых рабочих мест. Финансирование программы было распределено следующим образом: 6,8 млрд. долларов было выделено из федерального бюджета, 5,1 млрд. долларов из государственного пенсионного фонда FGTS, остальное государственными банки и региональными и муниципальными властями.

Программа, в первую очередь, ориентирована на огромный слой малоимущих, проживающих в так называемых фавелах - бразильских трущобах.

В программе по строительству доступного жилья было заложено восемь экономических категорий граждан и три базовых уровня месячной зарплаты (самый высокий - около 1900 долларов). При этом самые бедные получили беспроцентный кредит и выплачивают около 9 долларов в месяц, уже въехав в новую квартиру. А ставка кредита для наиболее обеспеченных не превысила 5%. Кроме того, предусмотрены специальные защитные механизмы, чтобы потерявшие работу не остались без крыши над головой.

В рамках программы «Ласковая Бразилия» граждане, имеющие детей в возрасте до 15 лет, получают помощь на каждого ребенка в размере 70 реалов (33 доллара). Данные программы уже показали свои результаты: в течение 2012 года в Бразилии численность бедного населения уменьшилась на 6,4 млн. чел.

Заслуживает внимания и система здравоохранения Бразилии.

В стране существует так называемая Единая система здравоохранения, пользоваться которой могут все, но при этом, есть и частная медицина. Из 180 млн. населения страны 68% имеют только государственную медицинскую страховку.

Врачи в Бразилии причислены к людям свободных профессий, наравне с юристами и журналистами. Количество руководителей среди врачей минимально. Больницами руководят менеджеры, на постоянной основе там работают медсестры. Врачи только приходят на осмотр. В тяжелых случаях больными занимаются врачи интенсивной терапии, которых 5-10 на весь госпиталь.

В Бразилии был осуществлен ряд мероприятий, направленных на улучшение доступа к медицинским услугам самых бедных членов общества. Эти мероприятия включают:

Осуществление программ первичной медицинской помощи;

Нацеливание специальных медицинских программ на удовлетворение нужд бедных слоев населения;

Осуществление программ, в рамках которых муниципалитетам, обеспечивающим медицинскими услугами бедные семьи, выплачиваются денежные поощрения/вознаграждения;

А также выплата денежных поощрений проживающим в этих муниципалитетах беднейшим семьям, которые должным образом пользуются имеющимися услугами здравоохранения и образования, предоставляемыми

государственными учреждениями.

В Бразилии больные очень хорошо социально защищены. Здесь оплачивается государством гемодиализ, все сердечно-сосудистые операции и другие высокотехнологичные процедуры. Лечение СПИДа , гепатита С (начиная с определенных изменений), легочных заболеваний; инсулин, все препараты для диабетиков и многое другое - все лежит на государстве. (Что во многом и послужило истреблению взяточничества в данной сфере.).

Государство всем без исключения гарантирует квалифицированную медицинскую помощь. Даже если турист попадет с инфарктом в государственную больницу - ему окажут помощь, и никто не будет требовать у него страховой полис. В критической ситуации ему помогут за счет бразильского государства.

Гражданин Бразилии имеет право на медицинское обслуживание ;, может воспользоваться всеми процедурами и к тому же получить бесплатно лекарство. Такую возможность дает продуманная налоговая политика. В России подоходный налог - 13%, там - 27%. Кроме того, 1% с любой банковской операции идет на здравоохранение. В огромный список бесплатных лекарств входят дорогостоящие препараты, контрацептивы, многое другое. Некоторые косметические и пластические операции делаются бесплатно, особенно после ожогов и травм .

Еще одна важная социальная инициатива правительства Дилмы Руссефф - оказание государственной поддержки мелким сельскохозяйственным производителям, фермерам. План, который получил название «Сафра для семейного сельского хозяйства», предусматривает улучшение условий жизни и труда для миллионов мелких землевладельцев. Правительство выделяет им на период предстоящего аграрного сезона льготные кредиты, эквивалентные 10 миллиардам долларов. Эти меры позволили повысить производительность труда в фермерском секторе и повысить качество жизни производителей, прежде всего в среде наиболее нуждающихся, включая занятых сельскохозяйственным трудом индейцев.

Также бразильские власти поддерживает аграрный сектор страны, выделяя на его развитие сумму, равную 67 миллиардам 850 миллионам долларам. Эти субсидии направляются в первую очередь на увеличение семенного фонда и развития сахарной отрасли страны .

Таким образом, для России опыт Бразилии весьма показателен - там активно борются с бедностью, оказывают поддержку населению за счет реализации специальных программ. Для повышения уровня жизни россиян также необходимо реализовывать Федеральные программы, искать индивидуальный подход к поддержке наиболее бедного и социально уязвимого населения. В России также необходимо предусмотреть строительство дешевого жилья для малоимущих. Также весьма полезно перенять положительный опыт Бразилии в организации системы здравоохранения, ведь от здоровья нации зависят почти все показатели уровня и качества жизни.

Сегодня поговорим о самом наболевшем - вещах, которые так хочется приобрести, но по каким-то причинам отказываем себе в этом удовольствии.

У каждого из нас в глубине души наверняка есть очень заветное корыстное желание. Зачастую оно бывает глупым и никчемным, но сердце каждый раз невольно нервно дергается, когда мы проходим мимо витрины с любимым платьем за баснословные деньги или просматриваем газетку, где горящие путевки в жаркие страны сверкают почти доступными ценами. Этот трепетный момент обычно портит обыкновенный здравый расчет. Ведь надо ребенку купить новые сапожки, а муж хотел обновить салон в машине, да и вообще бессмысленно тратить такую кучу денег на бесполезную, по сути, вещь.

Отрезвив себя очередной долей «правды жизни», мы хладнокровно проходим мимо объекта вожделения и продолжаем заниматься своими обыденными делами, совсем не отдавая себе отчет в том, что сердцу не прикажешь. Да, да! Оно вновь даст о себе знать чуть позже еще с большей силой, но на все эти случаи всегда приготовлены фразы: «Это не для меня», «это мне не нужно», «эта вещь не первой необходимости» и т.д.

Конечно, очень просто убедить себя в том, что вам не нужно что-либо, прикрываясь интересами семьи. Мы же взрослые люди. Мы должны думать не только о себе.

Казалось бы, решение этой ситуации одно – благоразумно отказаться, пускай даже ценой собственного настроения. Но правильно ли это?

Да, очень благородно и ответственно жертвовать своими желаниями во имя того, кого любите. С другой стороны, покупка вещи – не такое уж и серьезное свершение. Если подумать логически, то купив дорогую вещь, путевку или предмет роскоши, вы и ваша семья если и обнищаете, то совсем на короткий срок. Зато у вас появится чудесное настроение, новое приобретение, которое будет радовать еще очень долго, а вместе со всем этим и стимул заработать, чтоб не умереть с голода. Глупо? Вовсе нет. Помните, что остаться без средств существования не страшно, когда есть хоть какой-то источник дохода.

Как ни странно, но критические ситуации такого рода очень благотворно влияют на бюджет и благосостояние семьи в целом. Во-первых, вы приобретаете все то, что вашей душеньке захочется. Будь то предмет интерьера, коктельное платье, парфюм мужу или игрушка ребенку, вещь будет радовать глаз ни один месяц. Ко всему прочему, красивые и дорогостоящие покупки в большинстве случаев имеют отменное качество, а это еще одна причина без зазрения совести не экономить. Смело заходите в хороший магазин и выбирайте любую вещь «впрок»! Не жадничайте и помните, что «скупой платит дважды». Таким образом, вы сможете постепенно улучшать свой уровень жизни. Во-вторых, напрочь расточая семейный капитал, появится острая необходимость в деньгах. Теперь, когда создано так много трудностей, настало самое время оперативно их решать. Эти кризисные моменты служат неким рычагом для серьезных решений. Нарастает жизненный тонус, а в голове начинает кипеть море идей дополнительного заработка. И кто бы мог подумать, что вы можете так усердно работать с большим энтузиазмом?

Результат: вы в новом платье, ребенок счастлив, муж доволен и на работе у всего семейства сверкает повышение (ведь вы так активно работали и заслужили наград). Подруги недоумевают, откуда столько благ и энергии, а вы просто решили больше не экономить и не перебиваться товарами среднего качества.

Постепенно желание пользоваться не достойными товарами отпадет. Вам не будет хотеться покупать что-то среднее, когда вкус лучшей жизни быстро и прочно засядет в привычку. Подобного рода амбиции будут делать свое дело, помогая медленно, но верно достигать все больших высот.

В заключение можно только напутствовать: покупайте, не стесняйтесь! Создавайте себе настроение праздника жизни, а оно привнесет с собой легкость в делах и хорошие плоды. Быть успешным – это так легко! Нужно только начать.

Понятие «качество жизни» очень часто путают с понятием «уровень жизни», где основополагающим фактором является материальное благополучие. Что-то вроде «как я могу улучшить качество своей жизни, если у меня на это денег нет?»

На самом деле понятие «качество жизни» гораздо шире «уровня жизни» и включает в себя и состояние здоровья, и питание, и психологический фон, и социальное окружение, и бытовой комфорт. Понятно, что чем больше денег, тем проще создать себе комфорт, но, тем не менее, далеко не все можно купить. Здесь большую роль играет эмоциональная составляющая, и материальная далеко не первична. Можно быть богачом с низким качеством жизни. Более того, в понятии качества жизни много субъективного, потому как что одному удобно и радостно, другому нет.

Итак, если повышение уровня жизни напрямую связано с повышением материального благосостояния, что далеко не всегда возможно сделать на раз-два, то улучшить качество жизни вполне в наших силах, и даже без дополнительных вложений. Нужно всего-то постараться сделать максимально комфортной каждую сферу своей жизни.

Заняться здоровьем.

Качество нашей жизни снижает малейший дискомфорт: нас что-то беспокоит, там болит, тут ноет, здесь колет, но мы обреченно терпим, перманентно глушим обезболивающими, не ожидая от медицины ничего хорошего, и смиренно ожидаем долгожданного облегчения в виде смерти, ха-ха. А ведь порой стоит, наконец, выбраться к доктору, и неожиданно выяснится, что все эти недели (месяцы, годы) мы страдали зря, и наша проблема решается в один прием и не вовсе не требует госпитализаций, операций и других манипуляций. Например? Болезненные месячные, регулярно отравляющие жизнь, снижают ее качество? Конечно. Головные боли? Панические атаки?

На самом деле сделать можно очень многое. Даже курить бросить легче, чем кажется, и ведь это как раз один из тех факторов, которые здорово влияют и на здоровье, и на качество жизни.

Кстати, качество жизни напрямую связано и с ее продолжительностью, так что в этом плане немного побегать по врачам будет тоже нелишним.

Подкорректировать образ жизни.

Вышеупомянутое здоровье на 40% зависит от нашего образа жизни. Это весомый ломоть, согласитесь.

Что мы можем сделать? Вот попался на днях на глаза совет: чтобы быть эффективным и меньше работать, нужно меньше спать. Пишут, что если вставать в 4−5 часов утра, то очень много дел можно сделать. Предупреждают, что первое время будет тяжело, мол, сами понимаете, насилие над организмом, но потихоньку привыкнете.

Это не то. Можно и вообще не спать — еще больше успеешь. Но если перед нами стоит задача не заработать все деньги мира, загнав себя в могилу молодым, а улучшить качество жизни, то сна лучше наоборот добавить. Итак, первое — полноценный сон.

Второе — двигательная активность. Да, истина избитая, но без нее действительно никуда. И речь не идет ни о персональных тренерах, ни о клубных картах, ни об изматывающих тренировках. Час пешей прогулки перед сном — отлично.

Третье — здоровое питание. Совсем несложно перестать загружать в свой организм все подряд. Элементарно сосиски меняются на куриную грудку, полуфабрикаты, напичканные консервантами, на дополнительную порцию овощей и фруктов, газировка на обычную питьевую воду. И десерт, да. Десерт съешь сам, врагу вообще ничего не отдавай. Отказ от радостей качество жизни не увеличит.

Почистить окружение.

В одной из многочисленных статей, посвященных увеличению качества жизни, на первое место снижающих это самое качество факторов выносят раздражающих родственников, с которыми вам приходится сосуществовать на одной жилплощади. И, понятное дело, советчики рекомендуют нам избавляться от них любыми доступными (легальными, правда) способами.

Ну, мы-то в сказки не верим, понимая, что раз живем, значит, выбора нет. Это как раз один из тех случаев, когда нужно менять не ситуацию, а свое отношение к ней.

Но вот работа… Работа — это совсем другое дело. Понятно, кризис, доллар, курс и инфляция. Но эти процессы в государстве нашем вечны, а мы — нет, и жизнь одна. И если мы годами терпим ненавистную работу и начальника-монстра, то о каком качестве жизни вообще можно говорить?

Откладывать деньги.

Да, тяжело, да снова кризис, доллар, курс… Но тем более в такой ситуации, и тем более для тех, кто живет от зарплаты до зарплаты, очень важно иметь резерв, который немного снизит напряжение и даст хотя бы небольшое чувство защищенности.

Если уж совсем шиковать, можно завести и отдельную копилку на личные радости. Качество жизни резко повысится.

Ну и, конечно, по возможности надо стараться не влезать в кредиты и долги, потому что это дополнительный тяжкий груз и очередной гвоздь в крышку гроба качества нашей жизни.

Упростить.

Вряд ли кто-то станет отрицать тот факт, что жизнь мы себе своими же собственными руками здорово усложняем. Надо упростить ее по максимуму. И в вещах, и в отношениях. Выкинуть старье, отправить на свалку болезненные бесперспективные отношения. Меньше суеты. Меньше беготни.

Разгрузить по максимум бытовую рутину. Может, где-то надо иногда закрыть глаза на пыль, где-то иногда заплатить за профессиональную уборку. Качество жизни из этих мелочей и складывается.

Научиться говорить «нет».

Ну, надо, надо. Провели вечер в душном баре, потому что не смогли отказать знакомой? Ночью везли в аэропорт бабушку вашего соседа со старой квартиры? В выходные делали работу «за того парня»? Срочно учимся говорить «нет».

Если вы овладеете этим незаменимым в жизни каждого желающего улучшить качество своей жизни навыком, вы легким движением руки сможете разбрасывать в стороны всех этих знакомых, бабушек, бабушек знакомых и того парня, существенно разгрузив собственную жизнь.

Как это сделать на практике? Учитесь не давать ответ сразу. Возьмите небольшой тайм-аут, медленно сосчитайте до десяти, выставьте на первый план свое эго, ну или представьте в ярких красках все последствия своего согласия, и спокойно скажите: извини, не могу. Точка. Теперь у вас есть время, чтобы перейти к следующему пункту.

Чаще делать то, что хочется.

Обычно подобный совет многие из нас воспринимают весьма скептически, тут же находя тысячу аргументов против, подкрепляя их рассказами о своей нелегкой доле, начальнике-рабовладельце, родственнике-тиране, непрекращающейся домашней работе…

Но! Если мы все делали правильно, то уже помахали ручкой рабовладельцу, научились игнорировать тирана, отказали всем просителям и даже плюнули на пыль. Если в нашей жизни не будет ничего, кроме работы и грязной посуды, то зачем нам такая жизнь?

В жизни должно быть место всему, должно быть время на то, чтобы читать книги, смотреть фильмы, встречаться с друзьями, бесцельно гулять в парке и просто лежать на диване, считая овец.

Изменить образ мыслей.

Напоследок осталось самое сложное. Высокое качество жизни подразумевает определенную внутреннюю свободу и умение получать от жизни удовольствие, поэтому без корректировки мыслей тоже не обойтись. Да, это сложнее, нежели перейти на куриную грудку, но возможно же.

Наша голова забита кучей ненужного хлама. Избавляйтесь. Избавляйтесь от ненужных воспоминаний, убеждений, стереотипов, штампов, комплексов, страхов, предрассудков.

Меньше самокопаний, самоанализов и самоедства. Больше свободы во всем.

Основа основ — это наше психическое здоровье и состояние нервной системы.

Дышите глубже, расслабьтесь, учитесь жить — это ваша жизнь, и она утекает сквозь пальцы.

О программе повышения уровня и качества жизни

ВЯЧЕСЛАВ БОБКОВ
доктор экономических наук, профессор,
директор Всероссийского центра уровня жизни
при Министерстве труда и социального развития РФ

Сегодня требуется выработка государственной программы повышения уровня и качества жизни
Очень важно преодолеть несправедливость в распределении доходов
Главная цель - формирование нового качества жизни, соответствующего социальной рыночной экономике

Повышение уровня жизни – важнейшая задача социальной политики. В РФ надо быстрее восстановить доходы и максимально стимулировать платежеспособный спрос населения.

Задачи эти очень сложные. У большинства населения снижение уровня жизни продолжается длительное время. За годы реформ он упал примерно у 60% россиян. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более чем на 30%. Фонд оплаты труда сегодня составляет всего 37% к уровню 1990 г. Калорийность питания снизилась примерно на 10, потребление белков - на 20%. Общая численность безработных выросла до 14% экономически активного населения. Не менее важным является и преодоление несправедливости в распределении доходов.

К сожалению, негативные тенденции преодолеть не удалось. В среднем за 1998 г. 47,8% населения имели денежные доходы ниже прожиточного минимума (ПМ) и, по существу, являлись бедными, 30,1% относились к малообеспеченным - их денежные доходы располагались в промежутке между одним и двумя ПМ. Первое полугодие 1999 г. также не принесло перелома, хотя в экономике и наметилось некоторое оживление. Уровень покупательной способности денежных доходов снизился на 19,4 процентных пунктов и составил 1,41 набора ПМ. По оценке специалистов Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за рассматриваемый период выросла до 56,7%. Дифференциация денежных доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составила 13,5 раз.

К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на снижение уровня жизни относятся:

низкий уровень оплаты труда;

рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы;

длительное время сохраняющаяся крупномасштабная задолженность по выплатам заработной платы, пенсий, детских и других социальных пособий.

Для комплексного преодоления перечисленных негативных тенденций требуется выработка государственной Программы повышения уровня и качества жизни.

Основные положения программы

Ее главной целью является восстановление у большинства уровня жизни, достигнутого на рубеже 90-х годов, а также формирование нового качества жизни, соответствующего целям социальной рыночной экономики.

Основными задачами могли бы стать:

Недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения;

Повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;

Обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов;

Переход от частичной стабилизации уровня жизни населения к стабилизации в основном (у наиболее массовых социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).

В программе, на мой взгляд, требуется предусмотреть решение следующих ключевых проблем - повышения уровня оплаты труда; государственного регулирования занятости; трансформации социального обеспечения; адресной социальной поддержки населения; инвестиций в человека. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Повышение уровня оплаты труда

Сегодня необходимо не просто повышение размеров оплаты труда, а рост ее покупательной способности. На обозримую перспективу могла бы быть выдвинута задача восстановления покупательной способности оплаты труда до уровня, который был достигнут на рубеже 90-х годов. Для этого ее надо увеличить в 2,5 раза, что потребует и соответствующего восстановления объема ВВП.

В силу масштабности подобного сдвига на пути к нему целесообразно выделить промежуточный этап - восстановление покупательной способности оплаты труда до уровня, который был бы возможен при фактических темпах изменения ВВП, сложившихся за последние годы. В таком случае она по аналогии с относительным уровнем ВВП в сопоставимых ценах на одного занятого в экономике должна составить 67% уровня 1990 г. при фактических 40% в 1998 г. Для этого покупательную способность оплаты труда нужно повысить примерно в 1,7 раза по сравнению с ее величиной в 1998 г.

Меры по повышению покупательной способности оплаты труда должны сочетать периодический пересмотр размеров номинальной заработной платы с ее индексированием в промежутках между отдельными пересмотрами. Это связано с необходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях инфляции. Систематическое увеличение покупательной способности может быть обеспечено комплексом мер по повышению номинальной начисленной оплаты труда, внесению изменений в налогообложение физических лиц, регулированию цен на важнейшие потребительские товары и услуги, развитию потребительского рынка и др.

Первоочередные меры по повышению уровня оплаты труда предлагается осуществлять в следующих направлениях.

Первое - увеличение уровня номинальных денежных доходов населения путем:

а) повышения с 1 января 2000 г. минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. Это приведет к сокращению размеров теневой экономики и увеличению доходов государственного бюджета;

б) установления с 1 января 2000 г. ставки (оклада) 1-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере 0,5 прожиточного минимума. С учетом того, что доля тарифа составляет в настоящее время примерно половину оплаты труда бюджетников, это позволит поднять через систему тарифных коэффициентов уровень оплаты труда работников всех квалификационных разрядов.

Второе - повышение уровня реально располагаемых денежных доходов населения на основе пересмотра с 1 января 2000 г. базы налогообложения и ставки подоходного налога с физических лиц в направлении снижения налоговой нагрузки на низкооплачиваемых и соответствующего повышения их покупательной способности.

В частности, целесообразно устанавливать:

ставки подоходного налога от размера полученного в календарном году совокупного облагаемого дохода, выраженного числом прожиточных минимумов;

необлагаемый совокупный доход, полученный в календарном году, в размере 18 прожиточных минимумов трудоспособного работника;

минимальную ставку подоходного налога с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, в размере 8 (вместо 12), а максимальную - сохранить на уровне 45%.

Третье - повышение покупательной способности оплаты труда. Для этого необходимо:

ввести регулирование цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины, используемой для расчета прожиточного минимума. Это позволит уменьшить влияние инфляции на потребление предметов повседневного спроса малоимущим населением. Полномочия по регулированию цен следует передать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Им же нужно поручить определять порядок розничной торговли товарами с регулируемыми ценами;

осуществлять обязательную индексацию выплаченной заработной платы при повышении потребительских цен и тарифов на товары и услуги, определяющих размер прожиточного минимума трудоспособного работника, а также при увеличении расходов населения на платные услуги здравоохранения и образования и превышении ими установленного порога (в дополнение к регулированию цен на потребительскую корзину прожиточного минимума);

ввести индексацию невыплаченной заработной платы с использованием индекса потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги, рассчитываемого нарастающим итогом за время задержки выплаты соответствующей части оплаты труда.

Четвертое - оптимизация соотношения тарифной и надтарифной частей оплаты труда через использование механизма социального партнерства путем:

определения примерных границ доли тарифной части оплаты труда в генеральном соглашении;

фиксирования нижней границы доли тарифа в оплате труда работников в отраслевых тарифных соглашениях;

определения минимально гарантированной части заработка работников предприятия в коллективных договорах.

Объем средств, необходимых для решения перечисленных проблем, по оценкам специалистов ВЦУЖ, составит примерно 40 - 100 млрд руб. в зависимости от их источников. Верхняя граница определена с учетом внешних (инфляционных) по отношению к ВВП источников, не исключая проведение для этого целевой денежной эмиссии. Как показывают расчеты, последняя не приведет к ощутимому росту инфляции. В современной России только 10-15% инфляционного роста цен обусловлено повышением оплаты труда. Эффект же будет значительно выше.

Реализация предложенных выше мер потребует внесения изменений и дополнений в соответствующие законы, в частности: “О повышении минимального размера оплаты труда”, “Об упорядочении оплаты труда работников организации бюджетной сферы”, “О подоходном налоге с физических лиц”, “О государственной социальной помощи”, “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, “Об индексации денежных доходов и сбережении граждан в РСФСР” (от 24 октября 1991 г.).

Государственное регулирование занятости

Государственное регулирование рынка труда следует рассматривать как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства. В этом контексте в программе нужно рассмотреть демографические факторы, оказывающие прямое воздействие на цену рабочей силы и рынок труда, раскрыть специфику последнего в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран ближнего зарубежья.

Центральное место должна занять характеристика занятости в связи с балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Важно определить параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности. В этой области следует разобраться с масштабами и формами неполной занятости, которая является одним из условий эффективности занятости. Здесь большую роль играют тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринимательской деятельности. Необходимо пересмотреть саму идеологию закона о занятости, сориентировать его на расширение современных сфер приложения труда, повышение производительности, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.

В программе нужно охарактеризовать систему мер по регулированию безработицы на основе определения ее естественного уровня (масштабов, обусловленных спадом производства). Пути преодоления безработицы, вызванной сжатием производства, следует задавать с учетом отдельных категорий населения, особенно женщин и молодежи. Так, сокращение женской безработицы целесообразно увязать с введением гибких форм занятости. Для молодежи решение этой проблемы может быть достигнуто в увязке с расширением сферы образовательных услуг. Социальную защиту безработных желательно сочетать с их профессиональной переподготовкой, с участием в общественных работах на период временной незанятости.

Активная государственная политика обеспечения полной занятости должна включать поддержку служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучении безработных. Кроме того, следует раскрыть особенности формирования общероссийского и региональных рынков труда, определить тенденции регулирования занятости на территориях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.

Трансформация социального обеспечения

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует об эффективности так называемых смешанных систем социального обеспечения, включающих социальное страхование и социальную помощь. Повышается роль работников и работодателей в формировании средств, требуемых для поддержания человека при потере работы, воспитании детей, а также в случае болезни, инвалидности или старости. Раньше этих рисков либо вовсе не было (например, безработицы), либо материальное обеспечение при их наступлении брало на себя государство.

В программе необходимы меры по развертыванию нового направления обязательного социального страхования - от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На начальном этапе функции страховщика вполне способен выполнять Фонд социального страхования – учреждение, имеющее большой опыт в финансировании и организации страхования временной нетрудоспособности. Главное, чтобы ни финансы, ни персонал не перебрасывались на обеспечение выплат по другим рискам, которые входят в его компетенцию, а использовались по целевому назначению.

В числе мер в этой области потребуется предусмотреть формирование в стране системы центров по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации пострадавших, здесь может быть задействована инфраструктура санаторно-курортного и оздоровительного обслуживания населения. Следует также устанавливать страховые тарифы в зависимости от степени (класса) профессиональных рисков. Улучшению медицинского обеспечения и охраны здоровья способствовало бы преодоление разобщенного решения этих задач разными страховыми организациями.

Социальная поддержка безработных должна быть направлена, с одной стороны, на обеспечение им прожиточного минимума, а с другой – на всемерное стимулирование сокращения периода временной незанятости. Средства государственного Фонда занятости в преобладающей части следует использовать на страховые выплаты, при этом необходимо более рационально их распределять между центром и регионами.

Мировой опыт свидетельствует о том, что не бывает абсолютного разделения социального страхования и социальной помощи. Поэтому в программе социальное обеспечение должно быть ориентировано на смешанную систему, включающую наряду со страхованием и элементы помощи и прежде всего такое ее направление, как организация семейных пособий.

В частности, желательно, чтобы выплата семейных пособий осуществлялась в основном за счет взносов работодателей. В этих вопросах целесообразно делать акцент на многодетных семьях и семьях с одним родителем. В то же время важно предусматривать пособия, направленные на поддержку малолетних детей, оплату жилья и др. С введением пособия малоимущим (согласно Федеральному закону “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”), видимо, нужно будет создать организационно обособленную структуру, передав ей функции сбора взносов и выплаты всех видов семейных пособий, включая те, которые в настоящее время выплачиваются из государственного бюджета, Фонда социального страхования и других источников.

Сегодня актуальна также конкретизация положений Концепции пенсионной реформы, предусмотренной в нашей стране с 2001 г. Принципиальное значение имеет корректировка механизмов взаимодействия распределительно-солидарной и накопительной частей пенсионной системы. Потребуется также развитие дополнительного пенсионного обеспечения, специальных пенсионных систем для работников свободных профессий, фермеров и других категорий самозанятого населения.

Организация социального обеспечения как смешанной системы не исключает, а наоборот, предполагает постановку вполне конкретных задач по адресной поддержке населения.

Адресная социальная
поддержка населения

Право на получение государственной социальной помощи следует увязать с требованиями федеральных законов “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” и “О государственной социальной помощи”. При реализации этих законов необходимо постепенно перейти к определению прожиточного минимума для семей различных типов и размеров (полная, неполная, семьи пенсионеров, инвалидов и др.), что позволит более точно учитывать условия их жизни и повысить адресность социальной поддержки конкретных категорий населения.

В программе нужно предусмотреть региональную разновариантность оказания государственной социальной помощи малоимущим. Различающиеся условия жизни предполагают разные возможности организации социальной поддержки. В одних регионах это может быть адресная помощь конкретным категориям населения, в других – всем, но до определенного уровня душевого дохода, в третьих –установление более высоких минимальных социальных стандартов из-за значительного уровня дифференциации денежных доходов проживающего в них населения. Представляется целесообразным отменить ряд льгот или заменить их денежными компенсациями.

В целом необходимо предусмотреть дальнейшее развитие сети государственных учреждений социального обслуживания. В числе приоритетов должно стать удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых и детей.

Инвестиции в человека

Развитие сферы жизнеобеспечения требует приоритетного направления инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфраструктуры. Для этого требуется ускорить разработку социальных стандартов обеспеченности жильем, расширение сети медицинских, образовательных и культурных учреждений.

Источниками финансирования объектов социальной инфраструктуры (наряду с традиционными) могли бы стать средства населения, привлеченные с помощью финансовых механизмов долгосрочного кредитования, ипотечного и других залогов. На эти цели также целесообразно направлять средства фондов накопительного страхования под государственные гарантии их возврата и региональных и местных бюджетов, формируемые через жилищные, образовательные, облигационные займы и иные механизмы.

Особенно актуальным в настоящее время является опережающее развитие сферы образования, но для этого в него следует вложить соответствующие ресурсы.

О реализации программы

Различных программ в последнее время в стране разрабатывалось немало, в том числе и в социальной сфере. Чтобы предлагаемая программа не повторила их судьбу, необходимы четкие механизмы ее реализации, включающие взаимодействие общественных объединений, предпринимателей и государства. К тому же такое взаимодействие позволит в какой-то степени восстановить доверие народа к властным органам, направить ресурсы на общенациональное возрождение.

Центральными звеньями организации программы должны стать совместные комиссии палат Федерального собрания (региональных законодательных органов) и правительства РФ, “круглые столы” политических партий и общественных движений, а также Российская трехсторонняя комиссия (трехсторонние комиссии в отраслях и регионах, двухсторонние в организациях).

Роль Российской трехсторонней комиссии должна быть существенно повышена. Назрела необходимость создания постоянно действующего механизма ее деятельности. Рабочими органами могли бы быть комитеты, конференция “круглого стола”, консультативный совет, а также функционирующая при ней общественная ассоциация “Партнерство для развития”.

В самой программе следовало бы задать источники экономических ресурсов, нужных для повышения уровня и качества жизни. Так, на начальном этапе ее реализации одним из источников финансирования могло бы стать перераспределение части национального богатства, осевшего в частных руках в результате нарушений законодательства. Но основным ресурсом являются средства субъектов хозяйствования, полученные за счет экономического роста.

Необходим социально ориентированный государственный бюджет, обеспечивающий достаточные размеры консолидированных расходов на социальное развитие. Надо, чтобы весь блок затрат на социальные нужды оказался защищенным. Бюджетное и налоговое законодательство должно гарантировать финансовую достаточность социальных расходов в региональных и местных бюджетах. Требуется также эффективно задействовать федеральные внебюджетные фонды, обеспечив их целевое использование на социальные цели, особенно в регионах. Источником дополнительных ресурсов могут стать частные внебюджетные социальные фонды под гарантии государства.