О положении Православной Церкви в Эфиопии, а также о традициях, обычаях и особенностях богослужения - профессор Алемнев Азене и священник Андрей Ухтомский (осуществивший перевод статьи проф. А.Азене «Renouveau dans l"Eglise Orthodoxe Tawâhedo d"Ethiopie»// «Irenikon» - 2012 г., №2-3).

От автора

В течение почти 40 лет Эфиопия пережила настоящий политический переворот - от империи, в которой Православная Церковь Tawâhedo была «государственной Церковью», перешла к «нейтральному» режиму, придерживающемуся принципа религиозного нейтралитета. С 1974 г. по 1991 г. коммунистическое правительство Эфиопии, следуя советской модели и стремясь контролировать Церковь, конфисковало большую часть ее владений. Симптоматично, что именно тогда запрещалось любое официальное присутствие вблизи или вдали от любого «культа». Кроме того, под натиском современного Запада через СМИ, в результате культурной революции и развития туризма, происходит столкновение молодых эфиопов с теми проблемами, которых не знали их родители. Было бы интересно узнать у эфиопского православного священника, профессора Алемнева Азене о настоящем положении Церкви, о том, что он видит сегодня.

Следует отметить, что протестанты - многочисленные и весьма активные в Эфиопии - в значительной степени помогали православным общинам, используя много средств, находясь, однако в оппозиции к последним. Первые протестантские миссионеры в Эфиопии поставили себе цель «разбудить» Эфиопское христианство, которое, в их глазах, до сих пор живет в Средневековье. Это им, конечно, удалось, однако они не рады видеть соперничество, которое существует сегодня между протестантами и православными.

Большинство православных неотличимо среди протестантов и подвержено влиянию евангельских пятидесятников или им подобных, несмотря на то, что одна из основных групп «протестантов» (таковым является новый глава государства) не принимают Троицу, но только Иисуса. Это можно понять, посмотрев на цифры: перепись 2007 года показала, что Православную Церковь представляют 43,5 % жителей страны, ислам 33,9 %, протестантизм (без различия толков) 18,6 %, традиционные религии 2,6 % и католицизм (латинского обряда или обряда «геэз») 0,7 %. Однако перепись населения 1994 года, сделанная тем же правительством, засвидетельствовала 54% православных и 10,2% протестантов. Из этого не трудно сделать вывод о том, что большинство протестантов образуются из Православной Церкви! Между православными последователями «харизматического движения» и протестантскими «пятидесятниками» происходит стабильный обмен, и люди обманываются настолько, что многие члены Православной Церкви становятся харизматиками вопреки своему желанию.

Эти принципы также помогают понять, как в результате появляется «экуменизм» или просто «миротворчество». Он вставлен в эфиопский контекст, где ислам имеет в настоящее время успех, а поддерживают его - материально-технически и финансово - Саудовская Аравия и Судан, и где актуальность христианского взгляда не должна исполнять должность «церкви для других», а скорее - быть церковью для тех, кто не имел еще опыта личной встречи со Христом, чтобы встретить Его в Истине. Но, конечно, люди имеют свои границы: всегда есть зазор между тем, что должно быть, и тем, что есть, и не должно быть сомнений в проялвении терпимости по отношению друг к другу, и в том, что Бог есть с каждым из нас.

В условиях меняющегося мира Эфиопская Православная Церковь Tawâhedo прилагает большие усилия для защиты верующих, особенно молодежи, поскольку недавние события особенно подрывают веру и удаляют от Бога. Церковь заботится о сохранении своего литургического, духовного и канонического наследия, с тем, чтобы помочь поддерживать и развивать подлинно религиозный дух, который позволит истинным христианам занять в полной мере свое место в эфиопском обществе. Вот краткий обзор, показывающий некоторые аспекты ее обновления.

Религиозное пение

Традиционно Литургия Эфиопской Православной Церкви Tawâhedo не ограничивается пением, но сопровождается также литургическим танцем. Литургический танец и пение исполняют только священники или диаконы в Qenê mâhelêt (западная часть церкви, внешний проход - прим. переводчика). Текст песнопения должен браться исключительно из богослужебных книг, где мы находим гимны, приписываемые святому Яреду (Yârêd). Эти гимны, исполняющиеся, к слову, антифонно, находятся в Deggwâ (основная гимнографическая книга для богослужений всего годичного круга), Soma Deggwâ (используется во время поста), Zemmârê (Mes’hafe Zemmârê содержит антифонные гимны, исполняемые после Причастия), Mawâse’et (книга, содержащая ответы канонарху) и Me"erâf (содержит неизменяемые места богослужения). Но все эти книги написаны на классическом языке геэз, на котором не говорят вот уже несколько веков. Поэтому священнослужители проходят подготовку, уже на протяжении 20 лет (!). Из мирян только образованные могут помогать исполнять литургические песнопения, остальные верующие не принимают никакого другого возможного участия, кроме как радостно восклицают «ю-ю» (eleltâ, клич радости на геэз).

В настоящее время в молодежных движениях поются гимны Яреда, которые являются выдающимся богатством национального наследия. Также - песни, танцы с использованием инструментов, которые не употребляются духовенством. Да и все верующие теперь могут принимать непосредственное участие в пении. Мы часто во время служб здесь видим девочек, играющих на барабанах или держащих ручку на систре (литургические палки для выполнения танцев на праздниках) - но они делают это на передней части церкви, а не внутри нее.

Что касается языка церковных песнопений, то языком геэз уже не ограничиваются. Теперь поют на амхарском, оромо и других языках, так что люди, понимают песнопения так же, как и проповедь, которая обычно произносится на местном языке. Таким образом, в церковь вернулось множество людей.

Адаптирован и ряд песнопений, но традиционные также сохранены. Некоторые из них были заменены новыми текстами, гимнами, которые выражают радость христиан, призванных Богом через веру и крещение. Они учат тому, что сейчас -время приносить плоды, а не предаваться иллюзиям мира. В этих песнопениях звучит призыв о следовании за Христом и просьбы о заступничестве Девы Марии. Также поются гимны эфиопских святых, которые в своей православной вере достигли высокого духовного уровня. Гимны освящают или литургические праздники (Пасху, Рождество, Преображение, середину Великого поста, Новый год и т.д.), или различные обстоятельства жизни, в том числе христианский брак, крещение младенца и т.д.

Кроме того, молодежь частным образом или в группах стала записывать в больших количествах CD и DVD-диски с избранным песнопением. Но часто с искажениями и не лучшими последствиями. Поэтому было решено: все желающие могут обращаться за разрешением к liqâwent gubâ"ê или «Совету священнослужителей», чтобы записать песнопение. Такие исполнители, как диакон Тезета Сэмюэль (Tézeta Samuel), Земарит Мертенеш Телахун (Zemarit Mertenesh Telahun), Зерфе Кебеде (Zerfé Kebede) и другие, ранее не были известны, однако сейчас они вытеснили популярные в то время протестантские гимны, и теперь мы можем их услышать во всех такси и магазинах. Для верующих иных конфессий стало обыденным - вначале спросить диски Зерфе Кебеде или Рохама (Rohama), а затем вернуться к православной вере.

Благовестие

Когда голос Церкви в Эфиопии оскудевал, вера в семье передавалась из поколения к поколению. В православной семье мальчика крестили на 40-й день после рождения, девочку - на 80-й день, таким образом делая их преданными Церкви. Однако без просвещения и проповеди веры, эти дети становились, так сказать, просто членами Церкви. Религиозное образование было уделом духовенства. Но сейчас, в этот “золотой век” евангелизации, молодежь больше не удовлетворяется семейным наследием веры, зачастую они хотят знать содержание веры, соблюдать ее заповеди и усилить свое влияние. Именно поэтому во время праздников в каждом приходе - а иногда и в группе приходов - собирается много людей, чтобы послушать евангельскую проповедь. Есть и учителя, преподающие вероучение. Это - новое в истории Эфиопской Церкви.

С другой стороны, проповедь в настоящее время проводится на современном языке, не представляет собой реферированные источники на языке геэз, литургическом языке, который мало кто понимает. Проповедники - это, в основном, священники, но также молодые люди, выпускники богословской школы Свято-Троицкого колледжа и св. Павла. А вот в Аддис-Абебе отказались от традиционной системы схолий и комментариев, так называемых «экзегетических цепей» (эта практика в Эфиопии однако продолжает развиваться!), проповедуя наиболее приемлемым сегодня способом.

Энтузиазм молодежи проявляется в организованных ею собраниях (проводимых с разрешения руководства прихода). За свой счет они печатают избранные библейские тексты, наносят такие изображения на футболки, размещают рекламу на общественном транспорте, готовят встречи с использованием мультимедиа, наконец, привлекают огромные толпы людей, так что двор церкви, порой, еле всех вмещает. Да что говорить? Не только о христианском учении, но и обо всем, что заинтересовало участников таких встреч, можно свободно общаться. Также нынче приятно видеть женщин, покрытых по обыкновению шалью (шемма) и участвующих в жизни прихода наравне с мужчинами. В конце такой встречи все вместе с зажженными свечами поют: «Мы свет миру, мы дети апостолов. Мы отделили тьму мира и ходим во свете, мы дети света».

Этот записанный на кассеты и CD “накопленный опыт” широко распространен. Кроме того, в журналах и светских газетах зачастую есть религиозные страницы, на которых лучшие проповедники отвечают на вопросы читателей. Недавнее развитие апостольской деятельности в Православной Церкви стало такой новостью, что протестантская газета Mâtétès за 17 хедара 2003 (ноябрь 2010) описала “прогресс, достаточно быстро достигнутый православными”, и заявила, что они, протестанты, так же намерены наладить контакт со своими верующими. Очевидно, пишется новая страница в истории Церкви Эфиопии.

Паломничество

Хорошо известно, что эфиопы всегда стремились совершать паломничество в Святую землю, чтобы поклониться тем местам, где Господь наш Иисус Христос родился, вырос, был распят и погребен, и где Он воскрес; чтобы получить благословение от этих мест, вобравших столько печали и горя.

Некоторые эфиопы советуют совершать духовное путешествие на протяжении месяца или дважды в год. Это духовная традиция, унаследованная от предков, является неотъемлемой частью их веры. В настоящее время мы часто видим молодых эфиопов, отправляющихся в паломничество. При посещении монастыря монахи омывают ноги паломникам, в то время как монахини омывают ноги паломницам. В каждой церкви есть паломнический отдел.

Самые популярные паломничества - это церковь Девы Марии Сиона в Аксуме (где, согласно преданию, находится Ковчег Завета, который является основой эфиопского христианства), Лалибела - город, который назван в честь знаменитого монарха, известного вырубленными в скале церквями, гора Карбе (что означает «мирра») из Амба Гешен - знаменитая своим фигурным поперечником гора, где король Зара Якоб (Zar"a Yâ"qob) (1434–1468) положил реликвию Истинный Крест и другие святыни, полученные от отца Давита (Dâwit) (1382–1411). Также известны у паломников вершины вулкана Зуккала (Zeqwâlâ), где жил, молился и умер святой Гэбрэ Менфес Кеддус (Guebré Menfes Qeddous); монастырь Дебре-Либанос, расположенный на впечатляющем откосе в ста километрах от Аддис-Абебы, где святой Текле Хайманот создал сеть миссионерских обителей; монастыри на островах озера Тана, усыпальницы святых королей, чьи церкви хранят старинные рукописи, и т. д.

Проповедники и певцы (не церковный хор!) оживляют поездку в святое место, на каждой остановке звучит проповедь, поучение и пение. Воспевают добродетельную монашескую жизнь, стремление к Богу, который спасает подвижников, оставивших отца и мать, и славу мира. Если наступает ночь, паломники не идут в гостиницу - а в церковь, где молятся на богослужении часов или на молитве Завета (Kidân), представляя, что человек создан был для того, чтобы подобно ангелам благодарить Бога.

Шествие с tâbot (алтарная плита)

Эфиопский храм имеет обычно «носимый жертвенник» (tâbot), церковный престол, установленный стационарно или с возможностью переноса. Тâbot соответствует «Ковчегу Завета», он и является алтарем. Тâbot состоит из деревянной доски (иногда камня), украшенной резьбой с надписью имени Бога (например Medhâné "Alem, что значит «Искупитель», или Sellâsié - «Троица») или святого, в честь которого храм освящен.

Исторически tâbot берет свое начало от коптских переносных алтарей и, подобно им, является каменным алтарем с реликвиями, которые вкладывают священнослужители латинского обряда в свои престолы при освящении. Tâbot не может быть освящен никем, кроме епископа, к нему никто не может прикоснуться, кроме епископа или священника, и его не могут увидеть миряне (если миряне увидят его, он сразу переосвящается). Именно на нем и совершается богослужение. Каждая церковь обычно имеет несколько tâbot’ов, и главный из них называется в честь события или святого, во имя которого освящена церковь. Ситуация очень сходна с традициями церквей на Западе.

Уважительной является та преданность, с которой эфиопы носят tâbot, и поскольку его сравнительно легко носить, то он используется в процессиях по случаю великих праздников. В частности в момент negs (букв. «интронизация»), которое бывает в день праздника Господня, Девы Марии, мученика, апостола или другого святого (святой). Тогда священники обносят (покрытый завесой, чтобы его не видели миряне) tâbot во время крестного хода вокруг храма, среди людей, которые славят Бога через ходатайство святых. Это - демонстрация исключительного благочестия в Эфиопии.

Продолжение следует.

1. С протестантской точки зрения очень интересно ситуация представлена специалистом по эфиопским пятидесятническим движениям, в Haustein J., Die pfingstlich/charismatischen Bewegungen als aktuelle Herausforderung für die Äthiopisch-Orthodoxe Kirche, в Karl Pingéra (ed.), Tradition und Wandel im Land der Köningin von Saba. Взгляд из Эфиопии (Евангелическая Академия Хофгайсмара), 2011, сс. 73–92 (ISBN 978 3 89281 265 4). Другие статьи этого сборника лекций также одинаково полезны, чтобы оценить местную ситуацию.

2. Мы вряд ли знаем, состоят ли все мусульмане суды Эфиопии в административном ведении Министерства юстиции и финансируются ли государством, является ли заместитель премьер-министра мусульманином, который мало что видит из Амхары, области представленной в большинстве своем православными. Кроме того, гонка за видимостью создания больших мечетей серьезно изменяет ландшафт.

3. Православная Церковь Эфиопии («миафизитская») именует себя Tawâhedo (слово, означающее «объединение» и относится к описанию нерушимого союза двух природ: Божественной и человеческой в личности Христа). Более точные данные об Эфиопии и в частности о христианстве этой страны можно узнать из 4-томной (готовится к изданию 5 том - прим. пер.) Эфиопской энциклопедии (Encyclopaedia Aethiopica (EAE)); последний том в процессе подготовки. Энциклопедия издается на английском языке в университете Гамбурга. Она даст больше, чем одна ссылка.

Православные святыни Эфиопии

Аксум - Лалибелла - Гондар - озеро Тана -Аддиc -Абеба


Эфиопия - страна «13 месяцев солнца» (по эфиопскому календарю год разбит на 13 месяцев), «страна легенд», православная история которой началась 3000 лет назад. В переводе с древнегреческого «Эфиопия» означает «страна людей с обожженными на солнце лицами». До недавнего времени страна носила имя Абиссиния, что значит «неаксумские подданные аксумского царя».

- единственная страна Африканского континента, которая никогда не была колонизирована. По преданию, в которое свято верят эфиопы, библейская царица Савская - это царица Аксума, Македа, или Южная царица. Сюда, в Аксум, вернулась она после путешествия в Иерусалим, где гостила у Соломона. "И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками". От Соломона родила царица сына Менелика, первого властителя Эфиопии. Существует легенда, что могила царицы Савской находится под одним из этих монолитов. Юношей Менелик отправился в Иерусалим, Соломон признал сына и принял по-царски. Но, возвращаясь на Родину, Менелик тайно ночью вынес Ковчег Завета с хранящимися в нем Моисеевыми скрижалями из Иерусалимского храма и увез его с собой. Едва Ковчег попал в Эфиопию, «сердца людей воссияли при виде Сиона, Ковчега Закона Божьего, и отверг народ Эфиопии идолов своих, и поклонились они Создателю своему, Богу, их Сотворившему. И оставили эфиопские мужи дела свои, и возлюбили праведность и справедливость, любимые Богом» («Кебра Нагаст», 87).
Древняя Эфиопия — одна из немногих, наряду с Хазарским каганатом, этнически пестрых стран, в которых иудаизм был принят в качестве официальной религии. А когда в IV веке находившееся на севере страны Аксумское царство перешло от иудаизма к христианству, Эфиопия стала третьей страной в мире, где христианство было признано государственной религией — после Армении и Римской империи. Это обращение было подкреплено не только верой в то, что именно на эфиопской земле скрыт Ковчег Завета, но и быстро распространившимся апокрифом, гласившим, что во время бегства в Египет Святое семейство — Иосиф и Мария с младенцем Иисусом — достигло Эфиопии и нашло пристанище на северных берегах эфиопского озера Тана.
Эфиопия на редкость богата историей. В Ветхом Завете упоминается, что одна из рек, орошающих Рай, протекала по землям эфиопов. Кроме того, в этих краях обитали самые первые люди — об этом свидетельствуют древнейшие ископаемые останки австралопитеков, обнаруженные на юге Эфиопии в долине реки Омо. Знаменитой «Люси» из Национального музея в Аддис-Абебе 3,2 млн.лет.


День 1. Москва - Стамбул - Аддис-Абеба

14.35 - 15.40 Перелет Москва (Внуково) - Стамбул (а/к Turkish Airlines)
В 18:50 - вылет из Стамбула в Аддис-Абебу.

День 2. Аддис-Абеба - Аксум

В 01:10 - прибытие в Аддис-Абебу.

Получение виз для граждан России возможно в аэропорту по прибытии. Встреча в аэропорту представителем принимающей фирмы, трансфер в отель. Размещение в отеле Saro Maria Hotel или подобном. Отдых.

Обзорная экскурсия по столице Эфиопии.

Посещение бывшего дворца Хайле Селассие (эфиопский император, правивший в 70-ые годы XX столетия). Сейчас Дворец превращен в Этнографический Музей. После обеда посещение одной из самых старых церквей в Аддис-Абебе Ba’ata. Посещение Национального Музея.

Аддис-Абеба - столица Эфиопии , в переводе с амхарского означает «новый цветок». Город был основан в 1886 Менеликом II. Расположен на высоте 2500 метров над уровнем моря в самой высокой части горной цепи Энтото. Город украшают многочисленные архитектурные памятники, в том числе мечети и христианские храмы, дворец императора Менелика II (1894), Дом Африки с витражами, выполненными в 1963 знаменитым эфиопским художникам А. Тэкле. Национальный музей с останками прародительницы современного человека - Люси. Ее скелет, найденный на территории Эфиопии в 1974 году, считается самыми древними останками - 3,2 миллиона лет.

Вечером нас ждёт традиционный ужин с танцами и музыкой.

День 3.

07.55 - 09.25 перелет Аддис-Абеба - Аксум
Трансфер в отель. Размещение в отеле Yeha или Sabean. Встреча с группой из Северного Судана .

Обзорная экскурсия по городу Аксум. Обед.

Осмотр древних стелл. Посещение Церкви Святой Марии Сионской. Возвращение в отель. Ужин.

Первоначально столица древнего Аксумитского царства, одной из древнейших африканских империй, «граница» двух континентов Африки и Азии на протяжении тысячелетия. В дальнейшем Аксум - одна из первых цивилизаций, где Христианство стало государственной религией. В 10 веке до нашей эры, как гласит абиссинская царская хроника Кебра-Нагаст, Царица Савская (она же - Македа, она же - Белкис) родила здесь сына Менелика от царя Соломона. Рассказывают, будто впоследствии царь Менелик забрал из Иерусалима "Ковчег Завета", и с тех пор он тайно хранится в святилище рядом с церковью Девы Марии Зионской, построенной в XVI веке на месте первого христианского храма, заложенного царем Эзаной в IV веке. Для эфиопов вся история бурного романа двух ветхозаветных царей и последующего похищения Ковчега Завета есть непререкаемая истина, основа эфиопской национальной идеи. Самая старая Библия хранится в Аксуме, в купольной церкви Четырёх Зверей (олицетворяющих Четырех Евангелистов).
Эта книга датируется VI веком, но краски её чудесных иллюстраций не поблекли по сию пору. Её хранят под многими покрывалами, а некоторые страницы даже проложены шелковой тканью. Основные достопримечательности Аксума сгруппированы в одном месте. Церковь Марии Сионской, Парк стел, «Бассейн Царицы Савской», за ним - усыпальница Калеба. Дворец Царицы Савской находится почти за городом.

Парк стел - монолитов-обелисков. Ученые считают, что строительство стел было связано со смертью членов древних королевских семей, а также обелиски имели астрономическую функцию. Самая большая «многоэтажная» стела высотой около 23 метров, самая красивая, принесшая Аксуму мировую славу. Стелла высотой 24 метра была вывезена в Италию в 1937 году и сейчас находится в Риме. Все стелы датируются первыми веками нашей эры, когда аксумское царство стало развиваться и расширяться столь стремительно, что его соседям пришлось потесниться. На Западе аксумиты подчинили себе царство Мероэ с черными пирамидами, что в Судане, а на Востоке, переправившись через Красное Море, - государство Гимьяр, т.е., по сути, свою прародину, граничившую с Шебой (Савой). Военная экспедиция царя Калеб в Южную Аравию имела целью защитить христиан от репрессий местных языческих государей. От этого царя, правившего в VI веке, сохранилась усыпальница, в которую спускаются по лестнице, освещая дорогу свечами, которые выдает заботливый «хранитель гробницы». Говорят, что из нее подземные ходы ведут на Север, к границе с Эритреей.

День 4. Аксум - Лалибела

Завтрак.

09:00 - встреча с гидом и трансфер в аэропорт.

11:00-11:45 перелет в Лалибелу. Прибытие в Лалибелу. Встреча в аэропорту
представителем принимающей фирмы и трансфер в отель. Размещение в отеле Mountain View Hotel или подобном. Обед. Обзорная экскурсия по городу Лалибела. Посещение «скальных церквей» (первая группа). Вечером возвращение в отель. Ужин.

расположена на высоте 2600 метров над уровнем моря. На рубеже XII и XIII веков правил Лалибела, в честь которого был назван город. На языке агау его имя означает приблизительно: «пчелы свидетельствуют его высокое предназначение». По легенде, сразу после рождения к колыбели ребенка подлетел рой пчел, но не искусал младенца, а почтительно кружился в отдалении, и мать сочла это добрым предзнаменованием. Правитель начал строительство церквей, вырубая их целиком в скальной породе. Сейчас 11 «монолитных» церквей, розовых по цвету вулканического туфа, из которых они вырубались, считаются одним из чудес света. 6 храмов входят в так называемую «северную группу церквей» (Бэте-Марьям, Мэдхане Алем и др.), 4 - в «восточную» (Бетэ-Эммануэль, Абба Либанос, Бэте Маркориэс, Габрыэль Руфаэль), а недалеко от последней - одиноко стоящая церковь Святого Георгия. Самая большая из церквей, церковь Христа Спасителя ("Бетэ Мэдхане Алем"), достигает в длину 33,7 метра, в ширину 23,7 метра и в высоту 11,6 метра. Наиболее почитаемой является церковь Девы Марии ("Бетэ Марйам"), где окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Церковь стоит в большом дворе, который с невероятными усилиями был вырублен прямо в скале. Позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста ("Бетэ Мэскэль").

На противоположной стороне двора находится церковь Богородицы ("Бетэ Дэнагыль"), посвященная мукам Пресвятой Девы. Через тоннель-лабиринт можно пройти к другим скальным храмам, связанным с двором. Церковь Святого Георгия ("Бетэ Гийоргис"), покровителя эфиопов, грузин и англичан, вырублена в виде крестообразной в плане башни с равными поперечинами креста. Она сначала была выбита как цельный блок в скале, потом ей придали форму греческого креста, и, наконец, выдолбили внутреннюю часть. Крыша церкви расположена на уровне поверхности земли, сама же церковь стоит в глубокой яме, и к ней можно добраться только через тоннель.

День 5. Лалибела

Завтрак. Экскурсия в пещерный монастырь Asheton Maryam в окресностях Лалибелы - 3-х часовая прогулка (подъем в горы) либо пешком либо на мулах.

В свободное время можно посетить рынок и увидеть разные народности всего региона. Обед. Во второй половине дня Экскурсия по Лалибеле (продолжение) - посещение второй группы скальных церквей Лалибелы, ужин и возвращение в отель Mountain View Hotel.

День 6. Лалибела - Гондар

Завтрак.


09:30 Встреча c гидом и трансфер в аэропорт.

12:00-12:45 перелет из Лалибелы в Гондар.

Прибытие в Гондар. Встреча в аэропорту представителем принимающей фирмы. Трансфер в отель. Размещение в отеле Taye Belay Hotel или подобном. Обед.

Обзорная экскурсия по городу Гондар. Посещение дворцов, резиденции и купален Фасилидаса. Посещение церкви Дебре Берхам Селассие. Возвращение в отель. Ужин. Гондар - первая столица Эфиопской империи. Центр Гондара - Царский Город - обнесенный каменной стеной обширный комплекс достаточно хорошо сохранившихся дворцов, канцелярий, библиотек и церквей. В центре Царского Города сохранился львятник. Лев - символ древней Соломоновой династии, берущей свое начало со времен Аксумского царства. По традиции эфиопские императоры всегда держали львов при царском дворе. Начало его строительства относится к тридцатым годам XVII века и связано с именем царя Фасилидаса, открывшего своим царствованием эпоху, полную противоречий, «блеска и нищеты», продолжавшуюся почти два столетия и переросшую в «эфиопское возрождение» при Менелике Втором. Можно сказать, что эре Аддис-Абебы предшествовала эра Гондара. Это было время интенсивного европейского проникновения в Абиссинию. Среди достопримечательностей Гондара - дворец Фасилидаса, здание в «готическом» стиле библиотеки Йоханныса (XVIII в.) и дворца Иясу II (тоже XVIII век).

К Царскому Городу примыкает университет. В 2х километрах от центра города находятся купальни, построенные Фасилидасом - спокойное, тихое место. Эти купальни сегодня являются самым знаменитым местом празднования Тимката (Рождество) в Эфиопии. Очаровательная маленькая церковь Дебре-Берхан-Селассие, построенная в XVII веке - настоящая «гондарская школа искусств». Все стены и потолок этой церкви покрыты росписями, вошедшими в сокровищницу абиссинского искусства.

Потолок, включая балки, расписан ликами херувимов с большими глазами. Глаза в абиссинской иконографии - особенная деталь - они полны кротости и доброты. Даже у крестоносцев на фресках в Дебре-Берхан-Селассие они такие, хотя крестоносцы в массе своей не были ни кроткими, ни добрыми.

День 7. Гондар - Бахир Дар

Завтрак. Переезд Гондар - Бахир Дар. Размещение в отеле Home Land Hotel или подобном. Обед.Посещение водопадов Нила и нескольких островов. Ужин.


Бахир Дар - город-курорт, который находится на высоте 1800 метров над уровнем моря на берегу озера Тана, пропитан атмосферой отдыха и спокойствия.

Ночь в отеле Home Land Hotel или подобном.

День 8. Бахир Дар

Завтрак. Экскурсия на лодке по озеру Тана. Посещение нескольких древних монастырей. Обед в ходе экскурсии.

Озеро Тана - самое большое по площади в Эфиопии. Оно знаменито тем, что примерно на 20-ти из 37 островов на озере находятся чудесные православные монастыри. Многие из них были основаны в 16-17хх веках. Есть острова, на которые пускают только мужчин, но в основном все желающие могут посетить монастыри. Церкви на островах - круглые деревянные здания с конусообразными соломенными крышами, 4 стены которых, расписаны яркими фресками с сюжетами из Библии. Одним из самых священных монастырей считается Dek Stefanos на острове Dega Estefanos, который содержит коллекцию живописи, икон и манускриптов, а также мумифицированные останки некоторых эфиопских императоров.

Трансфер в аэропорт.
19.00 -20.00 перелет Бахир Дар - Аддис-Абеба.

День 9. Аддис-Абеба

02.10 - 06.40 Перелет Аддис - Абеба - Стамбул.
08.35 - 13.25 Перелет Стамбул - Москва (Внуково)



Хорошо комбинируется с туром "Вулканы Эфиопии"
Хорошо комбинируется с туром "Племена Эфиопии"
Хорошо комбинируется с туром "Северный Судан. Жемчужина Нила"

Стоимость тура на человека при двухместном размещении:
1250 USD
(Стоимость действительна от четырех человек)

Доплата за одноместное размещение: 250 USD

44 000 руб. - стоимость авиабилетов Москва - Аддис-Абеба - Москва

680 USD - Внутренние перелеты - Аддис-Абеба - Аксум; Аксум - Лалибела; Лалибела - Гондар; Бахир Дар - Аддис-Абеба;

Стоимость забронированных, но не выкупленных авиабилетов (международных и внутренних) может измениться.


В стоимость тура входит:

  • Хорошие отели с наиболее удачным месторасположением;

  • Услуги местного русскоговорящего гида-переводчика, сопровождающего группу по всему маршруту;

  • Услуги местных англоговорящих гидов;

  • Все экскурсии и трансферы согласно программе;

  • Транспорт - 12-местный автобус;

  • Питание - завтраки;
  • Правительственные налоги.

В стоимость тура не входит:

Виза в Эфиопию (Для граждан Российской Федерации виза ставится на границе - около $25);

Напитки, чаевые водителям и гидам, сборы за использование фото и видеокамер, прочие расходы.

Медицинские требования:

Перед путешествием необходимо сделать прививку от жёлтой лихорадки (минимум за 10 дней до предполагаемого въезда в страну).

Для участия в туре паспорт должен быть действителен на срок не менее чем 6 месяцев после окончания поездки.

Данный тур хорошо комбинируется с туром «Племена Эфиопии» и «Вулканы Эфиопии» .


    Эфиопская православная церковь, одна из монофиситских деноминаций, близкая к Коптской православной церкви.По преданию, возникла в первой половине IV в. после того, как жители Тира — христианские миссионеры Фрументий и Едесий попали в… …

    Эфиопская православная церковь - (Ethiopian Orthodox Church), или абиссинская церковь. Монофиситская христианская церковь, была тесно связана с коптской церковью, пока в 1950 х гг. не получила реальную независимость и собственного патриарха. Практикует нек рые иудейские традиции … Народы и культуры

    Входит в состав Древне Восточных Церквей. До 1959 г. часть Коптской Православной Церкви, а затем автокефалия. При царе Сисинии (1607 1632) вошла в унию с Римом, но следующий, царь Василий (1632 1667), изгнал католиков из Эфиопии. Богослужения… … Религиозные термины

    Эфиопская католическая церковь одна из восточнокатолических церквей, придерживающихся эфиопского обряда, восходящего к Александрийской литургической традиции. Возникла в результате заключения унии с Римом части Эфиопской православной церкви … Википедия

    Одна из Восточно католических церквей, придерживающихся эфиопского обряда, восходящего к Александрийской литургической традиции. Возникла в результате заключения унии с Римом части Эфиопской православной церкви. Приверженцы проживают, главным… … Католическая энциклопедия

    Священник Эфиопской православной церкви Эфиопская (Абиссинская) православная церковь до 1959 часть Коптской православной церкви, а затем автокефалия. При царе Сисинии (1607 1632) вошла в унию с Римом, но следующий, царь Василий (1632 1667),… … Википедия

    Коптская православная церковь - Коптская православная церковь, одна из монофиситских церквей. Другое название Коптская церковь. По преданию, основана в 42 в Египте святым евангелистом Марком. В числе религиозных руководителей, способствовавших становлению церкви, копты… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Средняя общеобразовательная школа

при Посольстве Российской Федерации в Эфиопии

«Эфиопия - древнейшая христианская страна, оплот православия

на Черном континенте»

Творческий учебный проект по всеобщей истории

Праздник Тимкат в Гондэре

Эфиопии. Каждая из этих церемоний подтверждает крепость религиозных чувств эфиопских христиан, традиции которых почти без изменений сохраняются уже 1700 лет.

В Эфиопской Церкви существует особый культ Ковчега Завета. Традиционный эфиопский храм по своей структуре напоминает ветхозаветный храм. Главная его часть – Макдас –святая святых, в которую имеют право входить только священники и диаконы. В этой части расположен Табот – ковчег, знаменующий Ковчег Завета. Литургия может совершаться только в том храме, где есть Табот. Когда освящается новая церковь, в первую очередь освящается новый Табот. В праздник Богоявления Табот торжественно выносится из храма и с ним совершается крестный ход. При этом на Табот набрасываются покрывала, и весь народ ему поклоняется. В этом обычае проявляются иудейские черты, характерные для эфиопского христианства, а также существующий в Эфиопской церкви особый культ Ковчега Завета.

Лалибэла.

Правители Аксума строили много храмов и монастырей. После угасания Аксума, в Эфиопии наступило время политической нестабильности и междоусобиц, сменившееся в XII в. централизованным правлением династии Загве. Центром христианства становится Лалибэла.

Храм святого Георгия в Лалибэле

Из всех чудес, которые древняя Эфиопия может предложить миру, самые интересные и захватывающие, бесспорно, находятся в Лалибэле. Огромные древние эфиопские книги, написанные на телячьей коже загадочными буквами мертвого языка геэз, рассказывают, что с незапамятных времен, со дня своего основания деревня называлась Рох. Царь Лалибэла, правивший с 1190 по 1228 год, решил превратить Рох в свою резиденцию. Лалибэла был очень набожным, в христианстве видел главную опору своей как внутренней, так и внешней политики. Наслышанный о пирамидах египетских фараонов и дворцах иерусалимских царей, не без зависти долго взиравший на аксумские стелы, решил тоже прославить себя в истории и приказал соорудить в новой столице 11 величественных храмов. Каждая из одиннадцати церквей ансамбля уникальна, не повторяет другие. Храмы не просто строили, а ваяли словно статую, полую изнутри. Скальные христианские храмы и церкви вырубали в каменной толще туфовых пород. Вход в церкви Лалибэлы и сообщение между ними осуществлялись по подземным туннелям. Окна и двери обрамляла каменная резьба. Изнутри стены и потолки покрывались расписным орнаментом. Храмов, подобных лалибэльским, нигде в мире больше не увидишь. Благодаря им имя Лалибэлы связано с одним из «чудес света», к каковым относят эти творения рук человеческих. Благодарные монахи в своих летописях ХIII века Рох окрестили Лалибэлой.

Самая большая среди церквей монолит-церковь Ымануэл. В церкви Меркуриос сохранились три огромные, выполненные на ткани картины. Эти священные картины -одно из главных сокровищ искусства Эфиопии. Церковь святого Ливаноса, как гласит предание, жена Лалибэлы якобы построила за одну ночь. В работе ей помогали

ангелы. Ночь была темная, поэтому «камни освещали мрак». И действительно одна из стен у алтаря излучает слабый серебристый свет.

Главное из всех лалибэльких чудес

- Бетэ-Гиоргиес --церковь святого Георгия . В лучах восходящего солнца среди яркой зелени эвкалиптов выделяется красная площадка. В центре ее – черный провал, из которого, словно из преисподней, восстает огромный крест. Это и есть знаменитая церковь Гиоргия --- храм-крест . На верхней каменной кровле монолита рельефные изображения вписанных друг в друга крестов повторены трижды. Декорирование крыши превратилось в традицию национальной архитектуры.

Верующие стекаются к вырубленному в стене каменному лику, поклоняясь святому Георгию. Местные монахи доверительно рассказывают, что там запечатлен сам царь Лалибэла. К этому все больше склоняются и историки.

Соблюдение пропорций, изысканный орнамент, четкие строгие линии --- все это ставит Бетэ Георгиес в число величайших архитектурных творений прошлого.

В глубокой выемке, стоит на скальном теменосе самый большой (34 на 30) и самый изящный из лалибэльских храмов - Медхане Алеем (храм Спасителя). В этом храме находится камень, на котором по преданию Христос благословил Лалибэлу. Строители храма создавали в первую очередь привлекательный, видный отовсюду «верхний фасад». По бокам монолита вырезаны лишь тонкие столбы, которые зрительно увеличивают высоту храма, подчеркивая его устремленность вверх, к земной поверхности, к солнцу. В Медхане Алеем было создано нечто поэтической школы, в которой учили слагать стихи.

Церковь святой Марии – единственная в Лалибэле, где применена раскраска и позолота орнаментальных резных рельефов из камня. Стены и своды храма украшены изображениями солнца и древних символов плодородия, на еще не затертых плитах пола силуэты то львов, леопардов и страусов, то фениксов и других фантастических животных. С трех континентов и из многих веков собраны под крышей Бетэ Марьям эти символы.

Церковь Святой Марии

Спрятанная внутри холма двойная церковь Голгофы и Михаила известна своими рельефами со скачущими всадниками и уникальными каменными скульптурами святых, не встречающимися больше нигде в Эфиопии. Из часовни святого Михаила маленькая дверь с семью замками ведет в чрево холма, приютившего в своей тверди главную святыню – церковь Гроба господнего. Даже ее существование предпочитают не разглашать, и простым церковникам заказан туда вход.

Монахи уверены, что сохранился крест, который принадлежал самому царю Лалибэла.

«Церкви Лалибэлы самые замечательные в Эфиопии, -- писал в конце прошлого века Э. Реклю. Этот священный город построен на семи холмах, подобно Иерусалиму имеет свою Элеонскую гору, а его замечательные

памятники разрешают Лалибэле претендовать на роль одного из интереснейших мест христианского мира».

Оставив потомкам эти замечательные храмы, мастера Лалибэлы возвели вечный памятник не столько Богу, сколько самим себе…

Почему храмы Лалибэлы не красуются над поверхностью, многие их них попросту не видно, поскольку крыши церквей находятся на уровне земли, а к их входам ведут подземные траншеи и рвы? Почему набожный Лалибэла прятал свои чудо-храмы, чтобы они не бросались в глаза непосвященным, не привлекали внимания?

Хадани Лалибэла правил в тревожное время, когда могущественный халифат, со всех сторон сомкнул свои владения вокруг православной Эфиопии. Даже в то время Лалибэла через головы мусульманских наместников поддерживал связи с единоверцами в Иерусалиме, отстаивая интересы христиан в Нумибии, Сирии, Египте. Со всех сторон горное царство продолжали теснить мусульмане. Время работало не на Эфиопию, отрезанную исламом от внешнего мира, от передовых идей и прогресса. Мусульманские соседи алчно взирали на богатое и культурное государство, оказавшееся в их капкане.

Тридцатилетняя война между христианской Эфиопией и мусульманским имаматом.

В 1529 году началась Тридцатилетняя война между христианской Эфиопией и мусульманским имаматом под руководством Ахмед ибн Ибрагима аль-Гази, прозванного Грань. В огне «священной войны» были преднамеренно сожжены, разрушены, уничтожены все находившиеся на пути мусульманского воинства монастыри, храмы, церкви. Вместе с ними погибли редчайшие рукописи и книги, драгоценные произведения искусства. В книге Евгения Сенигова, бывшего русского офицера, сказано:

« Амхара и Тигре были покорены. Аксум разорен дотла, погибло большинство памятников абиссинской древности. Войска ныгусэ были истреблены». Страна была полностью разорена, это была трагедия эфиопского народа и его культуры. Лишь Лалибэле чудом удалось уцелеть как целостному ансамблю. Легенда гласит, что Лалибэлу от разрушения спасла женщина.

В 1535 году взоры Эфиопии обратились к Португалии. Эфиопия нуждалась в антимусульманском союзе с Португалией. Пятый сын Васко да Гамы должен был не столько спасать Эфиопию, сколько продолжать колониальную экспансию Лиссабона в бассейне Индийского океана, начатую его отцом. Харэрский имамат лишился поддержки Османской империи, эфиопы начали одерживать свои первые победы и в 1559 году война закончилась победой эфиопов.

В это время в Риме открылась специальная школа для иезуитов. Там эфиопские языки изучали те, кому будет поручено навязать католицизм империи черных христиан. Ещё в 1554 году Ватикан, не спрашивая на то согласия Эфиопии, впервые назначил в эту страну своего наместника. Иезуиты действовали оперативно и эффективно, как всегда и всюду, они начали повсеместно вводить в Эфиопии католические обряды. В 1628 году император Сусныцос принял католицизм в качестве официальной религии. «Возмущенное действиями монарха, духовенство объявило народ свободным от присяги ему, ---пишут русские дореволюционные исследователи Эфиопии В. Бучинский и С. Балахов.

Cтрана обратилась в арену кровавых смут».

Гондэрский собор духовенства объявил о возвращении страны к прежней вере и выслал за пределы империи всех миссионеров-католиков. «Страна черных христиан» стала «закрытой страной» для католической Европы. Царь обещал большую меру золота за каждую голову европейца, пытавшегося проникнуть в Эфиопию с востока.

Замки Гондэра

Наступило время «гондэрского периода». Вплоть до 1860 года этому городу будет суждено быть столицей всей Эфиопии, это был самый большой город Тропической Африки. На протяжении двух веков здесь рос гигантский дворцовый комплекс.

Впервые в истории Эфиопии в Гондэре доминировали не соборы, а замки, впервые страна имевшая «кочующих царей», обрела «оседлых» правителей с постоянной резиденцией. Каждый из правителей Гондэра оставил в городе памятник, свидетельствующий о том огромном значении, какое уже тогда придавали в Эфиопии просвещению и искусству. Расцветал блестящий период «гондэрской культуры». Жизнь стала более светской, страна как бы избавилась от мрака религиозного фанатизма.

Императоры отлично понимали все выгоды, которые дает их собственной власти союз с церковниками, поэтому всячески укрепляли и поддерживали их авторитет.

Церковь Дэбрэ-Бырхан-Сылассе

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллекций эфиопской живописи. Долгое время церковь Дэбрэ-Бырхан-Сылассе была одним из главных интеллектуальных центров Гондэрской империи.

Мирное правление куарийцев лишний раз доказывает, сколько многого может достичь народ, не растрачивающий свои силы на войны. Не знавшая кровопролитий и бессмысленных разрушений эпоха вошла в эфиопскую историю как одна из наиболее ярких, красивых страниц.

Гондэрские мастера смело отходили от средневекового канона, использовали всю цветовую гамму, обыгрывали световые контрасты, украшали задние планы. Именно в Гондэре родилась светская эфиопская живопись и светское национальное искусство вообще. В гондэрские времена широкое распространение получило искусство народного лубка - многосюжетных миниатюр, развивающих какую-нибудь известную историческую или религиозную тему. Эти миниатюры настолько вошли в традицию национальной жизни, что превратились в эфиопский сувенир. При куарийцах они ценились настолько в высоко, что украшали залы царского дворца.

Иясу I была собрана самая большая коллекция рукописей в ныне знаменитом монастыре святого Габриэля на озере Тана. Немалые богатства хранятся в островных монастырях и в пустынях озера Тана.

Основные черты женского городского костюма в Эфиопии сформировались еще в то время, когда знатные обитательницы Гондэра своими нарядами и украшениями стремились подражать ытеге (императрице).

Многие нововведения тех лет, свидетельствующие о попытках поднять уровень культуры и эстетики африканского быта, дожили до наших дней.

Первая половина XVIII века вошла в историю Эфиопии как период просвещенных правителей.

Создание централизованного государства.

В 1755 году Эфиопию вновь охватили междоусобицы. В 1789 году в Эфиопии было уже пять царей, феодальная анархия и раздробленность усиливались. Конец этому страшному периоду в истории Эфиопии положил Менелик II, завершивший процесс создания централизованного государства.

К концу ХIХ века заканчивается колониальный раздел Африки. Италия метила захватить Эфиопию, сохранявшую свою независимость. Однако 1 марта 1896 года войска Менелика II в битве при Адуа одержали блистательную победу над итальянцами.

В начале 1898 года эфиопская армия, окрыленная победой под Адуа, выступает походом на Каффу, чтобы восстановить древние рубежи своей страны. В ее передовом отряде по личному желанию Менелика находился русский офицер. Двумя годами раньше он был в миссии русского Красного Креста. Русская интеллигенция глубоко сочувствовала своим братьям по вере. Российское общество Красного Креста, работавшее под покровительством императрицы Марии Федоровны, отправило в Абиссию мобильный санотряд. С 1896 по 1906 год русской миссией в Аддис-Абебе открыт постоянно действующий госпиталь. Император Абиссинии Менелик II лично приветствовал русскую миссию. Новая история госпиталя началась в 1947 году. Император Хайле Селассие попросил советское руководство организовать в столице Эфиопии новый госпиталь. В 2007 году госпиталь отпраздновал свой 60-летний юбилей.

Вернуть Каффу в лоно эфиопского государства--- таково было решение Менелика II, продиктованное объективными историческими условиями. В описаниях русского путешественника Каффа предстает как « могущественная южноэфиопская империя», «населенная сильным народом, проникнутым любовью к своему отечеству, с воинственным духом». Каффа являлась ядром государства, окруженного вассальными княжествами.

Наш соотечественник стал первым европейцем, пересекшим Каффу, единственным европейским свидетелем завоевания этой легендарной страны, остававшейся «географической тайной» для всего мира.

Присутствие А. Булатовича способствовало успеху военной экспедиции раса.

Другой выдающийся русский исследователь Эфиопии, выходец из дворянской семьи, подпоручик царской армии-Евгений Сенигов. Плененный африканской природой, он решил навсегда поселиться в Эфиопии и задался целью создать на одном из островов озера Тана «демократическую коммуну». Вскоре он расстался со своей утопией. Он много ездил по стране, записывал рассказы об обычаях и традициях каффичо, легенды и много рисовал. Он пользовался успехом среди придворной знании, даже Менелик II благоволил Сенигову.

Эфиопская Православная Церковь Тэуахэдо.

Эфиопия упоминается в Библии более 38 раз-в писаниях как Ветхого, так и Нового Заветов. В соответствии с библейской традицией Древнего Израиля, Эфиопия описывается как земля «КУШ». Источники сообщают, что помимо израильского народа, только Эфиопия знала и славила всесильного Бога, регулярно ему служа. Псалмопевец говорит: «Эфиопия должна простереть свои руки к Богу». Эти свидетельства утверждают рьяную набожность народа Эфиопии, основанной на непоколебимой вере во Всемогущего Бога. Даже для народа Израиля эфиопы представлялись более любезными всемогущему Богу, чем они сами.

Богословие" href="/text/category/bogoslovie/" rel="bookmark">богословскую формулу. Тэуахэдо значит «объединенный» и обозначает способ соединения Божества и человечества во Христе. Это самая многочисленная из всех Церквей дохалкидонской традиции, принадлежит к группе православных церквей. Эфиопская (Абиссинская) православная церковь до 1959 года часть Коптской православной церкви, а затем ---автокефалия.

Коптская и Эфиопская ортодоксальные церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество. Подписание декларации состоялось в Каире в июле 2007 года.

На протяжении всех веков истории Эфиопской Церкви, начиная с рукопожатия святого Фрументия святителем Афанасием Александрийским, эта церковь входила в юрисдикцию Александрийской церкви (после Халкидонского собора - Коптской). Александрия поставляла в Эфиопию епископов и полностью контролировала Эфиопскую церковь. С начала XX века Эфиопская церковь стала требовать себе независимость. В 1959 году Александрия https://pandia.ru/text/78/058/images/image021_2.jpg" alt="Выход" align="left alt=" width="300" height="212 src=">Дабтара не только поют в церквах, но также играют на музыкальных инструментах и танцуют! Они являются основными носителями богословских знаний и церковных преданий Церкви. В Эфиопской Церкви большое внимание уделяют катехизации, религиозному образованию и подготовке клириков. Значительная часть нынешней элиты Эфиопской Церкви владеет русским языком , так как многие учились в Ленинградских духовных школах.

Главное учебное заведение Эфиопской Церкви - богословский колледж Святой Троицы в Аддис-Абебе. Ректор колледжа богослов В. Сэмюэль -- на протяжении многих лет один из самых видных участников межхристианских богословских диалогов, в том числе с Русской Православной Церковью.

Взаимоотношения Русской и Эфиопской Православной церкви.

Более полутора веков связывает тесная дружба Русскую Православную и Эфиопскую Православную церковь. Подтверждением и укреплением, которой стала встреча летом 1959 года в здании Московской Патриархии Императора Хайле Селассе I и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Эта встреча была праздником христианского общения.

В январе 2007 года делегация Московского патриархата во главе с архиепископом Львовским и Галицким Августином по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия посетила Эфиопскую Ортодоксальную церковь.

От имени Святого Патриарха Алексия Предстоятелю Эфиопской Церкви

Абуно Павлу было передано пожертвование на строительство колледжа святого Яреда.

Делегация провела встречи с богословской комиссией Эфиопской Церкви, преподавательской корпорацией и студентами колледжа Святой Троицы в Аддис-Абебе, руководством Комиссии по развитию Эфиопской Церкви, посетила один из древнейших монастырей Эфиопской Церкви – Дебре-Либанос. Делегация также посетила госпиталь Российского Красного Креста имени Д. Балчи, где работают мои родители.

Архиепископ Августин совершил в Российском центре науки и культуры праздничную вечерню и чин Великого освящения воды для православных соотечественников, где посчастливилось присутствовать и мне.

Русские врачи посещают местные церкви, обряды в которых хоть и сильно отличаются от наших, но даты всех праздников соответствуют русскому православному календарю.

Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в торжествах по случаю празднования 2000-летия от Рождества Христова по эфиопскому календарю. Представителей Русской Православной Церкви встречали Эфиопский Патриарх Абуна Павел и Посол Российской Федерации в Афанасьев. В здании Экономической комиссии ООН для Африки состоялся «Саммит религиозных деятелей», приуроченный к эфиопскому миллениуму. Во время церемонии открытия митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир зачитал приветственное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к организаторам и участникам форума. После состоявшейся в ходе заседания дискуссии участники саммита приняли итоговый документ. В основном его положения отражают актуальные вопросы жизни Африканского континента и всего мира: противодействие распространению СПИДа, реструктуризация долгов развивающихся стран, помощь этим странам и избавление их от «синдрома зависимости». Гости посетили выставку, посвященную эфиопскому миллениуму. В числе приглашенных, была делегация нашего госпиталя, в том числе и я.

Выставка произвела на меня огромное впечатление. Здесь воочию я увидела картины и экспонаты, раскрывающие историю Эфиопской Православной церкви, яркие страницы её становления, развития и борьбы за выживание. На картинах эфиопских художников были изображены: святые места Эфиопии, танцующий святой Яред, португальские мушкетеры, легендарная битва под Адуа и другие яркие страницы истории Эфиопии. Здесь же монахи из местного монастыря писали тонким бамбуковым пером церковные книги из кожи, так же как это делали их предшественники много-много веков назад.

Среди экспонатов были представлены все разновидности эфиопских крестов, являющихся подлинными произведениями искусства. Одни вырезаны из дерева, другие отлиты из меди, третьи из кованого железа, но больше всего меня поразило отсутствие распятия Христа. На одном из крестов изображены альфа и омега, знаки бесконечности. Только на эфиопских крестах можно увидеть такое. На кресте Авраама изображены рожки, напоминающие о том, что Христос своей смертью искупил грехи, и теперь можно просить Бога о спасении. Меня удивило разнообразие форм крестов. Оказывается, это объясняется местонахождением монастырей, где создавались своеобразные «эталоны» крестов. Среди них выделяют «аксумский», «лалибэльский», «харэрский» и «гондэрский» стили.

https://pandia.ru/text/78/058/images/image023_0.jpg" width="176" height="250 src=">27 сентября" href="/text/category/27_sentyabrya/" rel="bookmark">27 сентября , по случаю открытия Еленой Равноапостольной истинного Креста Господня в Иерусалиме.

https://pandia.ru/text/78/058/images/image026.jpg" alt="Главный" align="left alt=" width="220" height="251 src=">

https://pandia.ru/text/78/058/images/image028.jpg" alt="Отшельник" align="left alt=" width="240" height="296 src=">рукописи, своеобразная церковная утварь и иконы хранятся в них до сих пор. Один из самых знаменитых эфиопских монастырей, который посещала и я - Дебре-Либанос.

По преданию его основал монах абба Мэтаы, которого называли Либанос. Сам император Лалибэла, потом Йикую-Амилаз, а в XV веке Андэ-Цыйон I укрепляли позиции монастыря многочисленными пожалованиями. Ведь императорам Эфиопии нередко приходилось делить власть с духовенством или править под его диктатом.

Неподалеку от монастыря бьет святой источник, освященный Либаносом и обладавший якобы, поэтому чудодейственными лечебными свойствами. Когда мы подъезжали к монастырю, вдоль дороги сидело много больных и калек. Все они надеялись получить избавление от своих недугов на святой монастырской земле и от воды из святого источника. Монастырь окружен пещерами, в которых до сих пор живут отшельники. Со слов сотрудников госпиталя - это одно из самых святых мест в Эфиопии, куда стараются попасть многие верующие. Они берут с собой домой святую землю и святую воду для лечения своих родных и близких.

Монастырь находится неподалеку от Великого Африканского разлома, хотя он тянется через всю Африку, именно здесь наиболее живописный вид, с невероятно красивыми пейзажами и водопадами , через один из которых, до сих пор стоит мост, построенный ещё португальскими мушкетёрами.

Церковные традиции здесь передаются от старого к младшему. С малых лет детей приобщают к чтению церковных книг. Книги написаны на языке геэз, многие переведены на амхарский язык. Древние книги писались каллиграфами на пергаменте натуральными красками. Миниатюристы украшали Евангелия, жития местных святых, прочие религиозные тексты прекрасными рисунками. Литература абиссинцев по большей части состоит из священных текстов и их толкований. Абиссинской литературе 2000 лет, такого феномена нигде более в Африке не встречается.

Книга «Кыбрэ нэгэст» - «Слава царей» одно из наиболее популярных в Эфиопии произведений, которое на протяжении веков играло важную политическую и культурную роль в истории страны. «Кыбрэ нэгэст» сыграла немалую роль в культуре, не раз становясь источником вдохновения при создании различных произведений и оказывая влияние на развитие литературы Эфиопии.

Заключение

В процессе своей работы над проектом, мне открылось много интересного и поучительного. Многие явления стали понятными, а на некоторые пришлось взглянуть совсем с другой стороны, чем они представлялись до этого. Чтобы понять настоящее, нужно знать прошлое. Помогало и одновременно подогревало интерес к исследованию, ещё и то, что многое, о чем читала, я видела воочию, и это было как живой иллюстрацией, как живыми картинками к тем книгам, которые мне пришлось читать.

В беседах с местными сотрудниками госпиталя я узнала о многих христианских обычаях и праздниках, и большинство из них совпадает с православными в России. В одни и те же дни мы празднуем Светлое Рождество и Пасху. Христиане, эфиопские сотрудники госпиталя, соблюдают все посты, хотя посты намного строже наших, они постятся ещё три дня в неделю (понедельник, среда, пятница). Местные жители очень набожны, благочестивы, почитают святыни, но не всегда могут объяснить, что та или иная традиция означает. С особым благоговением относятся эфиопы к церкви. Рядом с госпиталем находится церковь Лидетта, я наблюдала, как они начинают креститься за несколько сот метров от храма, ползут к нему на коленях, целуют ворота, ведущие к храму. По воскресеньям пройти возле Лидетты очень сложно, кажется, все христианское население Аддис-Абебы отправляется на молитву в храмы. Желающих столько, что многие не могут попасть в храм, не помещаются даже на территории храма. Толпы людей в белых шаммах стоят за воротами, жгут свечи и слушают литургию через громкоговорители. Теперь понятно, от какого песнопения мы часто просыпаемся по утрам.

Христианская вера имеет очень глубокие корни и уходит в глубь веков, она помогла православной Эфиопии выстоять во враждебном мусульманском окружении и сохранить её. И хотя сейчас количество мусульман превышает количество христиан, а мечетей в АддисАбебе и по стране больше чем православных церквей, эти две религии мирно сосуществуют рядом. Самое приятное осознавать, что в современной Эфиопии отсутствуют волнения на религиозной и этнической почве. Это ещё раз подтверждает отсутствие религиозного фанатизма среди эфиопов, несмотря на наличие глубоких корней христианской веры, уходящими в IV век н. э.

Эфиопское Христианство играет важную роль в жизни современной Африки. Вместе с богатым и оригинальным наследием Церкви, история которой охватывает 2 тысячи лет, оно вносит уникальный вклад в историю и развитие Христианства.

Литература

1. «Северо-Восточная Африка в средневековом мире». «Наука», 1980.

2. The Beauty of historic Ethiopia. 2006.

4.Журнал «Путешествие по свету», 2007.

1.Введение.

2.Аксумскре царство.

3.Легенда о Ковчеге Завета.

4.Лалибэла.

5.Тридцатилетняя война между христианской Эфиопией и мусульманским имаматом.

7.Создание центрального государства.

8. Эфиопская Православная Церковь Тэуахэдо.

9.Взаимодействие Русской Православной и Эфиопской церкви.

10 Заключение.

Одна из древнейших христианских церквей в мире. Придерживается до сих пор монофизитского вероисповедания. После обретения (1993 г.) Эритреей независимости из Эфиопской церкви выделилась автокефальная Эритрейская православная церковь, сохраняющая, как и родственные ей церкви, верность монофизитской доктрине. Хотя, формулировки немного сгладились со времени Халкидонского собора и церкви называются православными, доктринально монофизитские церкви придерживаются тезиса о неразделимости природы Христа на человеческую и божественную – она едина. Отсюда и название официального вероисповедания в Эфиопии – теуахдо (единобожие). До 20 столетия существовали и более радикальные монашеские ордена (кыбат, евстафиане и др.), считавшие, что Христу присуща только одна – божественная природа, или, что его природа отлична, как от божественной, так и от человеческой.

Организационно эфиопская церковь оформилась в Аксуме в 4 в, когда был рукоположен первый епископ – Фрументий, сириец по происхождению. Христианство распространялось в основном мирными методами в течение длительного времени (4 – 6 вв.). Возможно, поэтому оно приняло глубоко своеобразные синкретические формы.

В послеаксумский период в течение нескольких веков эфиопская церковь скорее всего находилась под впечатлением древнего библейского запрета на «запечатление» образов: древние эфиопские церкви практически лишены фресковой росписи и скульптур. А всемирно известные фрески храма Св. Марии в Лалибеле были созданы значительно позже — при императоре Зара-Якобе в 15 столетии.

Есть множество отличий религиозной жизни эфиопов от других христиан: это обрезание и не употребление свинины, использование древнеегипетского систра в церковной музыке, религиозно-философская поэзия – кыне и экстатический литургический танец дэбтеров.

Сама структура эфиопской церкви двояка: есть священники, и есть, как бы, низшее духовенство – дэбтеры, выступающие в роли связующего звена между духовенством и мирянами. Это очень образованные люди (обязаны знать древние языки в отличие от священников), которые, как бы, одной ногой в церкви, а другой «в миру»: живут жизнью народа и иногда выступают в роли лекарей и деревенских колдунов. Ведь по традиционным эфиопским представлениям весь окружающий нас мир населён духами: злыми или добрыми. И задача дэбтера — охранять, задабривать или бороться с ними. Мир духов Эфиопии тесно связан с миром природы: имеются целые урочища, где «проживает» тот или иной дух и оно считается неприкосновенным. Территории вокруг храмов и монастырей также считаются священными, где нельзя убивать даже хищных животных. Кроме заповедников, эти территории в наибольшей степени сохранили первоначальный свой облик.

Эфиопская православная церковь играла важную роль в политической жизни страны, уступая по значимости лишь власти императора и армии. В отдельные исторические периоды даже эфиопские цари были ставленниками церкви.

Длительное время (со времени основания) Эфиопская православная церковь была подчинена Коптской церкви: митрополит — абуна назначался из Александрии и был египтянином. Поскольку абуна всегда назначался из египтян и не был посвящен в тонкости политической жизни Эфиопии, он мог держаться в стороне от мирских проблем, заботясь о поддержании своего духовного авторитета. Фактически управлял церковью эфиоп, ее административный глава, ычэге, однако правом посвящения в церковный сан и помазания на императорский трон обладал только абуна.

В 1948 император отказался принять нового абуну, назначенного в Александрии, и выдвинул ряд требований к александрийскому патриарху. По мнению Хайле Селассие, представители Эфиопской церкви должны были участвовать в выборе патриарха и заседаниях синода Коптской церкви, абуна должен назначаться из числа эфиопских священнослужителей, а синод Эфиопской церкви должен сам определять священнослужителей, которые будут посвящены абуной в сан епископа.

В 1951, впервые за 15 веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна — эфиоп, который в 1959 был возведен в сан патриарха. С 1959 Эфиопская православная церковь стала полностью независимой от Коптской.

Эфиопская церковь пользуется древнеегипетским календарем, в котором 13 месяцев в году, и летоисчисление отличается от европейского на 7 лет.

В канон эфиопской Библии включены многие апокрифические книги, не известные на западе: Книга Еноха, Книга Юбилеев и др.

Также как и в коптской церкви большим почитание пользуется Богородица, в честь которой отмечается 33 праздника в году.

Большое место занимает крестовая символика. Женщины некоторых народов (тиграи ) даже сейчас наносят себе на лоб татуировки в виде креста. А для женщин амхара характерна змеевидная татуировка на шее.

Большой популярностью в народе пользуется недельный праздник весны — Мескель («Крест»), во время которого разжигают огромный костёр, люди танцуют и делают омовение в водоёмах.

До сих пор сохраняются своеобразные религиозные духовные братства – махаббары .

С приходом в 1974 к власти военного руководства христианство утратило привилегию быть единственной в стране государственной религией. По решению властей ислам и другие религии были уравнены в правах с христианством.

В церковно-администратвном отношении эфиопская церковь делится на 14 епархий, 13 из них находятся на территории страны. Наибольшее количество приверженцев эфиопской православной церкви проживает на севере и в центре страны, наименьшее – на востоке и юго-востоке. В основном — это амхара, тиграи и от части оромо.

Вконтакте