1. Определение фонетики, различные разделы фонетики

Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика и сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме.
В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика . Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.
В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как артикуляционная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, функциональная фонетика, или фонология, акцентология, или учение о словесном ударении, интонология, или учение об интонации. Артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого речевого аппарата, в результате которой производятся звуки. Акустическая фонетика исследует чисто физические особенности
(характеристики, параметры) звуков речи на отдельных языках. Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.
Функциональная фонетика, или фонология, изучает функции, которые звуки речи выполняют в составе звучаний, образующих материальную, воспринимаемую сторону значащих единиц языка: морфем, слов и их форм. Таким образом, между терминами фонетика и фонология нельзя ставить знак равенства: фонология - это лишь часть фонетики, частная дисциплина, которая изучает функции, которые звуки речи, фонемы.
В кругу остальных языковедческих единиц - грамматики, лексикологии - фонетика занимает равноправное с ними положение как самостоятельная наука. Она взаимодействует прежде всего с грамматикой. Это взаимодействие обусловлено тем, что одни и те же звуковые особенности звуковой формы языковых явлений оказываются существенными не только для звуковой стороны языка, но и для некоторых участков его грамматического строя. Например, определенные виды чередований оказываются морфологизованными, то есть используются при образовании разных форм одних и тех же слов или разных слов от одних и тех же корневых морфем. (ср. в русском языке: будить - бужу, водить - вожу, друг- дружок или в немецком языке: sprechen-sprach, stechen-stach.
Подобные морфологизованные чередования звуков изучаются возникшей на стыке фонетики и морфологии дисциплиной, называемой морфонологией. Как для фонетики, так и для синтаксиса весьма существенны правила фразовой интонации конкретных языков, так как каждое конкретное предложение характеризуется определенным интонационным оформлением. Поэтому данные, полученные в собственно интонологических исследованиях, находят самое непосредственное применение в работах по описательному синтаксису.

2. Общие сведения из аккустики

С точки зрения акустики, звук - это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, доступный для звукового восприятия.
Акустика различает в звуке следующие признаки:
1. Высоту, что зависит от частоты колебания.
2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний.
3. Длительность, или долготу, то есть продолжительность данного звука во времени.
4. Тембр звука, то есть индивидуальное качество его акустических признаков.

3. Устройство речевого аппарата человека

Речевой аппарат-совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи.
К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:
губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.
По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть. Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.

Артикуляция звука речи

Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.
Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи - артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.
Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия).
Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

О соотношении звуков и букв

Одно из самых замечательных открытий науки о языке середины прошлого века может быть сформулировано кратко так: установление отличий звуков от букв, с помощью которых эти звуки изображаются. Еще великие основоположники сравнительно-исторического языкознания первой трети 19 столетия - Ф. Бопп (1791 - 1867), Раск (1787 - 1832), Востоков (1791 - 1864) - часто смешивали языки и звуки и буквы не умели четко формулировать сущность различия между ними. И только во второй половине позапрошлого столетия разграничение это нашло всеобщее и бесспорное признание. Несмотря на то, что природа звуков совсем иная, чем природа букв, тем не менее эти понятия соотносимы. Однозначного соответствия между звуком и буквой нет, если бы оно было, то это был бы идеальный алфавит. Буква представляет собой обозначение звуков на письме.

Классификация звуков

Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо- физиологической характеристике звуков. Исходным при этом является деление всех звуков на
гласные и согласные звуки. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных - консонантизм.

4. Признаки, отличающие гласные звуки о согласных

1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом.
2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.
3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом.
Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.

5. Классификация гласных звуков.

Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ.
Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними.
Гласные переднего ряда - и э; среднего ряда - ы; заднего ряда у о а.
Вертикально гласные различаются по подъему - то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема - верхний, средний и нижний. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема - э о, к гласным нижнего подъема относят а.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы - о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия - а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.
Назализация.
В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или о носовое и юс малый, или э носовое. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой? небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.

6. Классификация согласных звуков.

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных.
Шумный - сонорный . В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок.
Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления . Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких. Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают смычные, или взрывные согласные . В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия fricare - "тереть", так как воздух как бы трется о щель в неплотно сближенных органах речи). В различных языках имеются еще такие согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями согласных щелевых. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами. Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч - из взрывного т и щелевого ш. Аффрикаты встречаются в английском языке (Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках.
По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки, при образовании которых преграда образуется периодическим сближением активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки, которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха.
Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи - языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на язычные и губные. Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Возможны также среднеязычные и заднеязычные согласные.
Дробление производится и дальше: среди переднеязычных согласных различают зубные, например, т и альвеолярные например ш). При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht). При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается смягким небом. К заднеязычным относятся руские к, г, х. Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское п) или губно-зубные, напрмер, в). Различие между губно-губными и губно-зубными легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести несколько раз русские звуки п и в.
Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум - твердое небо). Палатализация, или мягкость - это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных - это яркая особенность русской фонетики.

Речевой аппарат представлен системой взаимосвязанных органов, отвечающих за производство звуков и построение речи. Это система, благодаря которой люди могут общаться посредством речи. Состоит она из нескольких отделов и разных элементов человеческого организма, неразрывно связанных между собой.

Строение речевого аппарата – своеобразная система, в которой задействованы многие органы человека. Она включает органы дыхания, активные и пассивные составляющие речи, элементы головного мозга. Дыхательные органы играют важную роль, звуки не могут образовываться без выдоха. При сокращении диафрагмы взаимодействующей с межреберными мышцами, на которые опираются легкие, происходит вдох, при расслаблении – выдох. В итоге издается звук.

Пассивные органы не имеют особой подвижности. К ним относятся: челюстная область, носовая полость, гортанный орган, нёбо (твёрдое), глотка и альвеолы. Они являются опорной структурой для активных органов.

Активные элементы производят звук и производят одну из основных функций речи. Они представлены: областью губ, всеми частями языка, голосовыми связки, нёбом (мягким), надгортанником. Голосовые связки представлены двумя мускулистыми пучками, которые производят звуки при сокращении и расслаблении.

Головной мозг человека подает сигналы остальным органам и контролирует всю их работу, направляя речь согласно воле говорящего.

Строение речевого аппарата человека:

  • Носоглотка
  • Твёрдое небо и мягкое небо.
  • Губы.
  • Язык.
  • Резцы.
  • Область глотки.
  • Гортань, надгортанник.
  • Трахея.
  • Бронх с правой стороны и легкое.
  • Диафрагма.
  • Позвоночник.
  • Пищевод.

Перечисленные органы относятся к двум отделам, образующим речевой аппарат. Это центральный отдел периферический.

Периферический отдел: его строение и функционирование

Периферический речевой аппарат образуется тремя отделами. К первому отделу относятся дыхательные органы, которые играют основную роль в произношении звуков при выдохе. Этот отдел подает струи воздуха, без которых невозможно создать звук. Потоки воздуха при выходе выполняют две важные функции:

  • Голосообразующую.
  • Артикуляционную.

При нарушениях речевого дыхания искажаются и звуки.

Второй отдел состоит из пассивных органов речи человека, оказывающих основное воздействие на техническую составляющую речи. Они придают речи определенную окраску и силу, создавая характерные звуки. Это голосовой отдел, отвечающий за характерные черты речи человека:

  • Силу;
  • Тембр;
  • Высоту.

При сокращении голосовых связок поток воздуха на выходе преобразуется в колебание воздушных частиц. Именно эти пульсации, переданные во внешнюю воздушную среду, слышимы, как голос. Сила голоса зависит от интенсивности сокращений голосовых связок, которая регулируется воздушным потоком. Тембр зависит от формы вибраций колебания, а высота от силы давления на голосовые связки.

К третьему отделу относятся активные органы речи, непосредственно производящие звук и выполняющие основную работу при его образовании. Этот отдел играет роль создателя звуков.

Артикуляционный аппарат и его роль

Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:

  • Область губ;
  • Составляющие языка;
  • Мягкое и твердое небо;
  • Челюстной отдел;
  • Гортанная область;
  • Голосовые складки;
  • Носоглотку;
  • Резонаторы.

Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.

  • Главный элемент артикуляционного аппарата - язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.

В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение глазных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

  • Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижность принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.
  • Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
  • Твёрдое небо - это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
  • От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка - это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.

Центральный аппарат и его строение

Центральный речевой аппарат – это элементы мозга человека. Его составляющие:

  • Мозговая кора (в основном левая ее часть).
  • Узлы под корой.
  • Ядра нервов и ствола.
  • Пути, проводящие сигналы.

Речь, как и все остальные проявления работы высшей нервной системы, развивается благодаря рефлексам. Эти рефлексы неразрывно связаны с работой мозга. Его некоторые отделы играют особую, главную роль в воспроизведении речи. Среди них: височная часть, лобная доля, теменная область и затылочная, относящиеся к левому полушарию. У правшей эту роль выполняет полушарие правой части мозга.

Нижние, они же лобные, извилины играют основную роль при создании устной речи. Извилины в области висков – слуховая часть, воспринимающая все звуковые раздражения. Благодаря ей можно слышать чужую речь. В процессе понимания звуков основную работу выполняет теменная область коры человеческого мозга. А затылочная часть отвечает за зрительную часть и восприятие речи в виде письма. У детей она активна при наблюдении артикуляции старших, приводит к развитию устной речи.

От подкорковых ядер зависит характерный окрас голоса.

С периферическими элементами системы мозг взаимодействует при помощи:

  • Путей центростремительных.
  • Путей центробежных.

Центробежные пути связывают кору с мышцами, которые регулируют работу периферического отдела. Начало центробежный путь берет в коре головного мозга. Мозг посылает по этим путям сигналы ко всем периферическим органам, производящим звуки.

Ответные сигналы к центральному отделу проходят по центростремительным путям. Их начало расположено в барорецепторах и проприорецепторах, находящихся внутри мышц, а также сухожилий и суставных поверхностях.

Центральный и периферический отделы неразрывно связаны и дисфункция одного неизбежно приведет к нарушению работы другого. Они составляют единую систему речевого аппарата, благодаря которому организм способен производить звуки. Артикуляционный отдел, как элемент периферической части, играет обособленную роль в постановке правильной и красивой речи.

Все органы, участвующие в формировании речи, можно разделить на активные и пассивные органы. При этом в процессе речи активные органы совершают различные движения, формируя звуки. Вот активные органы речи:

· мягкое небо;

· язычок;

· задняя спинка зева;

· нижняя челюсть.

Пассивные органы речи играют лишь вспомогательную роль. Они, в частности, определяют форму полостей, от которой, в свою очередь, зависят резонансные свойства этих полостей. Следующие органы речи являются пассивными:

· альвеолы;

· твердое небо;

· верхняя челюсть.

Заметим, что хотя пассивным органам речи отведена вспомогательная роль, их значение нельзя преуменьшать. Отсутствие, например, нескольких зубов нижней челюсти может привести к заметным дефектам речи (шепелявое произношение).

14. Артикуляция как совокупность работы речевых органов. Три фазы артикуляции звука. Артикуляционная база языка.

Артикуляция – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов составляющих слоги, слова.

Артикуляция (от лат. Articulatio – членораздельно выговаривать) – совокупность работы отдельных речевых органов в процессе формирования звуков речи.

Артикуляционные органы имеют особое значение в голосовом аппарате. Это наиболее подвижная, подчиненная нашей воле и непосредственному наблюдению часть голосового аппарата, способная производить тончайшие движения отдельными органами.

Фазы артикуляции

В артикуляции различают три фазы:

Экскурсия - подготовка органов речи к произношению звука, начальное движение органов речи (от лат. Еxcursio - «выбега, вылазка, приступ»);

Выдержка - положение органов речи в момент произнесения (от лат. Culmen - «вершина» или «выдержка»);

Рекурсия - возврат органов речи в исходное положение (от лат. Recursio - «возвращение, отступление»).

в фонетике преемственно усвоенный уклад органов речи для звукообразования, привычный для всех членов данного языкового коллектива и в большей или меньшей степени различный в разных языковых коллективах. Каждый языковый коллектив (язык, диалект, говор) имеет свою совокупность привычных произносительных навыков, т. е. свою А. б. Для овладения правильным произношением изучаемого языка необходимо усвоение его А. б.

15. Акустические, артикуляционные и функциональные различия между гласными и согласными звуками.

Акустические отличия гласных от согласных состоит в том,что гласные состоят только из тона,а в согласных всегда есть шум

Артикуляционные отличия в том,что у гласных нет преграды на пути воздушной струи

Функциональные отличияв ом,что гл-слогообразующий элемент,согл-в русском зыке такой функции не выполняют

16. Артикуляционная классификация гласных звуков.

1. Артикуляционная классификация гласных звуков

Классификация гласных звуков по их артикуляции строится на различных признаках:

1. Подъем звука (нижний, средний, верхний) определяется степенью приподнятости языка к нёбу. Нижний подъем у звука [а]: язык не поднимается, и гласные получаются широкими, потому что остается большое пространство в полости рта. Средний подъем языка у звуков [э], [о]. Верхний подъем, когда язык занимает крайнее верхнее положение, имеют звуки [и], [ы], [у]. Их еще называют узкими гласными, потому что проход для звука узкий.

2. Ряд звука: передний, средний и задний. Язык при образовании гласного звука может двигаться в полости рта вперед, назад или оставаться на месте. Ряд - движение языка по горизонтали, продвинутость языка вперед или отодвинутость его назад.

По горизонтальному движению языка выделяют гласные переднего, среднего и заднего ряда. При образовании гласных переднего ряда [и], [э] по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда [у], [о] приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть спинки языка. А при образовании гласных среднего ряда [ы], [а] язык либо приподнимается средней частью к средней части неба (как бывает иногда при произнесении [ы]), либо лежит плоско (как при произнесении [а]).

3. По участию губ гласные делятся на губные (лабиализованные) и негубные .

Огубление (лабиализация, от лат. labium - губа) – артикуляция звуков, при которой губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Гласные нелабиализованные (неогубленные, негубные): [а], [э], [и], [ы]; лабиализованные (огубленные) [о], [у]. Степень огубленности может быть меньшей [о] и большей [у].

Перечисляя науки, имеющие отношение к речи, в предыдущей главе автор умышленно не коснулся ее физиологических основ - тех органов человека, которые обеспечивают функционирование видов речи: говорения, аудирования, письма, чтения, внутренней, мысленной, речи. Строго говоря, органы речи - тема не филологическая, но филологу, изучающему речь, - вполне материальную деятельность - необходимо ознакомиться хотя бы с основными блоками.

Термин блоки не следует понимать прямолинейно: так, в блоке говорения, произносительном, мы действительно можем назвать реально существующие органы: голосовые связки, язык, полость носа...

Иное дело - органы мысленной, внутренней речи, органы, обеспечивающие кодовые переходы. Когда мы говорим о блоке восприятия звучащей речи, то имеем в виду как физиологические органы (ушную раковину, барабанную перепонку), так и процессы, механизмы преобразования акустического сигнала, перевода его на универсальный предметный код, по Н.И. Жинкину.

Но если, рассматривая блоки говорения и аудирования, мы наряду с процессами перекодирования можем назвать и некоторые органы, например ухо, то конкретного центра памяти назвать не можем, используем гипотетическую модель (есть гипотеза нейронной теории памяти, связанная с биотоками; есть химическая гипотеза).

Память представляет собой процессы сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности, в сознании, она служит важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе обучения и развития. В памяти сохраняется информация, закодированная в форме образов и в форме языковых кодовых единиц и правил. Нам нелегко понять, как форма языковой единицы - слова связана в памяти со значением, с образом или понятием, но такая связь подтверждается фактом речи - говорения и аудирования.

Механизмы памяти обладают следующими способностями: запоминанием, сохранением, пониманием, воспроизведением. Память также обладает способностью развития. Она обладает огромным объемом - запасом памяти. Память существует в двух формах: долговременной памяти и кратковременной, так называемой оперативной, памяти. Память входит в целостную структуру личности человека, структура хранимой в памяти информации обладает способностью перестраиваться, например, может изменяться отношение человека к своему прошлому.

Долговременная память - это подсистема, обеспечивающая постоянное сохранение: язык, как правило, хранится, даже при отсутствии его повторения, многие десятилетия, порой всю жизнь. Но лучшее хранение - это воспроизведение, т.е. речь. Долговременная память не только сохраняет огромное количество языковых единиц, но и упорядочивает их, что позволяет в нужный момент передавать их в оперативную, кратковременную память. Память сохраняет и воспроизводит языковые единицы всех уровней - эталоны звучания, фонемы, правила сильных и слабых позиций фонем, эталоны интонаций; слова - тоже в виде эталонов, соотнесенных со значениями; фразеологию и эталоны сочетаемости слов; морфологические формы, правила словоизменения и сочетания; правила и модели синтаксических конструкций, внутритекстовых связей, целые заученные тексты, композицию, сюжеты...

Объем языковой (речевой) памяти у человека, получившего современное образование, исчисляется сотнями тысяч единиц.

Материальная природа функционирования памяти, как и всей системы, обеспечивающей речь, нам неизвестна, но методом моделирования удается, со значительной степенью вероятности, предположить, что наряду с долговременной есть еще кратковременная, или оперативная, память. Это тоже подсистема, она обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, переданных из долговременной памяти.

Механизм оперативной памяти принимает от органов восприятия речи информацию в языковых формах и передает ее в долговременную память.

Именно в механизме оперативной (кратковременной) памяти подготавливается, конструируется устное или письменное высказывание. Этот процесс протекает на уровне внутренней речи, или мышления, с упреждением, объем которого возрастает по мере речевого развития человека.

Подготовленное в блоке оперативной памяти высказывание передается в другие блоки, где происходит «озвучивание» или написание текста.

Речевые центры мозга, ведающие всеми речевыми операциями, а также языковой памятью, приблизительно установлены физиологами в процессе соотнесения участков поражения коры больших полушарий головного мозга и дефектов речи, а также другими методами исследования. Точными данными, которые могли бы прояснить механизмы мозга, наука не располагает.

Травмы определенных участков мозга приводят к потере речи. Это позволяет, однако, сделать вывод: именно здесь сходятся и осуществляются акты понимания речи, акты кодовых переходов, здесь формируется содержание говоримого, усвоение услышанного и прочитанного. Здесь сосредоточены центры самосознания, самоконтроля, самооценки, интеллекта - всего того, что составляет феномен личности человека. Человек, утративший по какой-то причине свою память, язык, способность речи и мысли, - это уже не личность. Манкурт.

Эти центры психики человека надежно защищены самой природой от непрошенного вторжения не только посторонних, но и самого субъекта.

Произносительный аппарат, механизм говорения, легко доступен изучению: эти органы всем известны. Легкие, подающие в гортань струю воздуха, необходимую для образования звуков речи; голосовые связки, вибрирующие при прохождении струи воздуха и создающие звук, голос; резонаторы - полости рта и носа, меняющие свою конфигурацию в процессе говорения; подвижные органы, изменяющие форму резонаторов и тем изменяющие звучание; мягкое нёбо, открывающее и закрывающее полость носа; подвижная нижняя челюсть, губы и особенно язык. Все они обеспечивают так называемую членораздельную речь, артикулируют звуки данного языка. Здоровый, хорошо натренированный произносительный аппарат речи более или менее легко продуцирует звуки родной речи, а иногда - и звуковую систему двух-трех языков; вырабатывается дикция.

В работу произносительных органов субъект имеет возможность вмешиваться по своему желанию: умышленно изменять звучание голоса, нарочито произносить некоторые звуки, говорить громко или тихо. Он может тренировать свой произносительный аппарат: артистам «ставят голос»; логопед устраняет ребенку шепелявость или «рычание».

Органы аудирования обеспечивают прием акустических сигналов, т.е. устной речи.

Ушная раковина - это внешняя часть устройства, принимающего акустическую речь. У человека этот орган невелик и неподвижен: не может обращаться в сторону источника принимаемой речи (в отличие от уха некоторых животных).

Открытость, доступность аппарата говорения позволяет получить понимание функционирования этого блока, кроме механизма кодовых переходов. Этой доступности нет в блоке аудирования.

Звуковые волны, улавливаемые ушной раковиной, вызывают вибрацию барабанной перепонки и затем, через систему слуховых косточек, жидкостей и других образований передаются восринимающим рецепторным клеткам. От них сигнал поступает в ечевые центры мозга. Здесь совершается акт понимания услышанной речи.

Более подробно говорение, порождение высказывания и вос-риятие речи будет описано в соответствующих главах.

Условно можно предположить наличие физиологического комплекса координирующих, управляющих механизмов.

Обратимся к механизму говорения. Каждый звук речи в произносительном аппарате артикулируется, у каждого звука - свой способ образования с участием различных органов: голосовых связок, языка и пр., что и кладется в основу фонетических классификаций. Так, образование гласных и согласных звуков различается наличием или отсутствием шумов; подобным же образом озникают пары звонкие-глухие согласные; шумы создаются либо рывком воздуха при резком размыкании губ, без голоса, либо при резком отрывании языка от нёба, от альвеол, от зубов, или в результате прохождения воздуха сквозь узкую щель, создаваемую между языком, нёбом, зубами. Звукообразующие возможности произносительного аппарата человека избыточны, это позволяет человеку усваивать, хотя подчас с трудом, звуковые системы неродных языков, достигать отчетливого разграничения звуков и их сочетаний, что помогает дифференцировать звуки - их называют членораздельными. Речь на незнакомом языке воспринимается человеком как нечленораздельный акустический поток: требуется значительный опыт восприятия незнакомого языка, чтобы научиться выделять в речевом потоке на этом языке все большее количество разных звуков.

Ухо, точнее - весь комплекс органов восприятия устной речи, улавливает звуки окружающего мира, отделяет звуки речи на знакомом языке, дифференцирует их, улавливает ритмику слогов, выделяет комплексы, напоминающие фонетические слова; затем происходит сравнение полученных фонетических слов с соответствующими эталонами, хранящимися в долговременной речевой памяти... Здесь мы вступаем в область догадок, а возможно - и научных гипотез.

Об устройстве координационной системы известно очень мало. Предположительно, эта система связывает все блоки речевых механизмов, речевую память, говорение, аудирование, письмо, чтение, внутреннюю речь, мир эмоций, воображение, интуицию, предвосхищение возможного результата речи и даже возможность разного понимания сказанного и услышанного.

Координация неотделима от контроля и управления процессами речи, особенно в условиях быстрого диалога. Следовательно, координационная система должна быть одновременно и центральной, и периферийной. Она охватывает не только речемыслитель-ные процессы, но и всю деятельность индивида. По-видимому, в человеке как в функционирующей системе речемыслительная деятельность наиболее сложна и всеохватна.

Каждый из нас, пользуясь методом самонаблюдения, может заметить не частые, но неизбежные сбои в координации речевых действий: ошибка в ударении, особенно при еще не окрепшем навыке (феномен - «феномен»), нечаянная замена буквы при письме и т.п. Бывают задержки в выборе слова, ошибки в согласовании, удивляющие самого говорящего и приводящие к срыву общения.

Такие самонаблюдения подтверждают наличие физиологической основы координации в речемыслительном процессе.

Мы не решаемся даже предположить существование какого-то специального органа кодовых переходов во внутренней речи. Но последние не только несомненно существуют, но и играют важнейшую роль в речи.

Человек пользуется в речевой деятельности, как минимум, кодом устной речи, или акустическим, кодом письменной речи, или графическим, и кодом (кодами?) внутренней речи, или мыслительным. Н.И. Жинкин использовал также понятие «речедвига-тельного кода» («О кодовых переходах во внутренней речи») (Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество // Избр. труды. - М., 1998. - С. 151). Здесь же он выдвигает гипотезу предметно-изобразительного кода внутренней речи (С. 159). Понимание, по Жинки-ну, есть переход с одной кодовой системы на другую, например, со словесного кода на код образов. Он ввел понятие универсального предметного кода.

Недаром проблема кодовых переходов интересует многие науки, и в первую очередь - психолингвистику.

Кстати, во внеречевой деятельности человек пользуется множеством кодов: каждый иностранный язык, диалекты, жаргоны - это коды, которые используют носители родного языка, иногда переводят, владеют этими кодами; стили речи - это внутриязыковые коды, математические символы - тоже код, химические формулы, знаки, используемые в географических картах, - все это кодовые (знаковые) системы. Человек пользуется бесчисленным количеством подобных кодов во внешней речи, в познавательной, интеллектуальной деятельности.

Органы письма - это условность: природа не предусмотрела в организме человека таких специальных органов. По-видимому, современное письмо было изобретено слишком поздно. Для письма человек использует:
а) органы зрения;
б) руки как органы деятельности;
в) частично - ноги, туловище для опоры во время письма.

Сам феномен письма как перехода с мыслительного на графический код (через посредство фонемного кода, поскольку наше современное письмо, в частности русское, имеет фонемную основу) не есть спонтанное действие, подобное мысли, это продукт изобретательской способности людей.

Не следует забывать, что письмо, или письменную речь, - выражение мысли в графическом коде, обслуживают и речевые центры мозга, и память - долговременная и кратковременная, оперативная, и координирующие механизмы, и даже произносительные органы, ибо установлено, что человек во время письма совершает микродвижения произносительного аппарата и ощущает эти микродвижения (эти ощущения называются кинестезии). Письмо осложнено также правилами графики и орфографии, эти правила сложны, их бывает трудно усвоить.

Заметим также, что овладение письменной речью в обоих вариантах - письма и чтения - в современном обществе нуждается в специальном обучении, не происходит само собой, подобно усвоению устной речи; имеет место и самообучение детей, обычно 5-6 лет. Оно встречается все чаще, и можно ожидать прогресса в этой области.

Чтение, как и письмо, тоже представляет собой перекодирование; его обеспечивает зрительный аппарат, в варианте громкого чтения - также произносительный блок. Читающий осуществляет перекодирование текста с графического кода на мыслительный и в варианте устного чтения - еще на акустический код. Понимание читаемого обеспечивает мысленный код, код образов и понятий. Им ведают речевые центры мозга, оперативная память.

Чтение - источник познания, образования. Оно достигает у субъекта степени автоматизма и связано с умениями осознанного запоминания, логического обобщения, систематизации знаний и их воспроизведения в речи и применения на практике в соответствующих ситуациях.

Таким образом, физиологическая основа едина для мышления и речи; она имеет отделы, центры, не поддающиеся контролю сознания, не подчиняющиеся волевым воздействиям субъекта; материальная природа некоторых органов речи и их функционирования пока не поддается изучению, она познается лишь на уровне гипотез; тем не менее система органов мысли и речи обладает высокой устойчивостью и нуждается в обеспечении питательными веществами (система весьма чувствительна к недостаточному питанию, а также к стимуляторам и наркотическим средствам). Внешние органы - глаз, ухо, органы говорения и пр. нуждаются в тренировке, в профилактике и в доведении их действия до уровня навыка; внутренние процессы - припоминание, выбор слова, кодовые переходы и пр. также поддаются совершенствованию.

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:


Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены - воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи - та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.