Грузинские ученые доктор наук Марина Гигвелашвили и член-корреспондент Академии наук Грузии Ролан Киладзе полагают, что датой принятия христианства в Грузии следует считать не 326-й, а 319 год. Об этом заявил Ролан Киладзе на пресс-конференции в Тбилисском международном пресс-центре РИА «Новости» 12 июня, сообщает сайт Патриархия.ru.

Открытие было сделано астрономами на основе двух грузинских летописных источников и данных НАСА.

Согласно летописным источникам христианство было принято Грузией во время царствования Мириана.

По преданию, когда царь Мириан возвращался с очередной охоты на Тхотской горе, неожиданно стемнело. Он испугался и начал просить помощи у своих языческих богов, но это не помогло. Он вспомнил о том, что неподалеку от дворца проживала Нино Каппадокийская, которая проповедовала христианство и излечивала больных. Он попросил Бога Нино о помощи, и неожиданно все осветилось.

«Эта картина, описанная в летописях, очень похожа на полное солнечное затмение. На карте, разработанной НАСА, указаны все затмения, которые произошли в период с 301 по 320 год. На карте указано, что последнее затмение в этот период произошло в Грузии, в частности, в западной части. А Тхотская гора находилась в центре, и, соответственно, затмение было максимальным в этой части», — сообщил Киладзе.

По его словам, этот факт первой обнаружила Марина Гигвелашвили летом 2006 году. «В результате совместного исследования мы пришли к тому, что полное затмение солнца произошло в Грузии 6 мая 319 года и длилось 1 минуту 52 секунды», — сказал ученый.

«Далее на основе исторических источников летописца Иоанэ Зосиме выясняется, что после определенного периода времени 1 мая, на третье воскресенье со дня Пасхи, был срезан кипарис, из которого были высечены три креста, установленные в разных местах», — сообщил он.

«Мы высчитали несколькими способами, когда Пасха могла бы быть 17 апреля, так чтобы 1 мая приходилось на воскресенье. И такими оказались три года в период царствования Мириана — 298-й год, 309-й и 320-й годы. Опять указывается 320 год, что является еще одним подтверждением», — считает ученый.

По его словам, одни историки восхищены сделанным открытием, другие выражают свое несогласие. «Что касается Церкви, то там такая же ситуация», — заметил он.

«Часть представителей общественности считает, что, исходя из этой теории, солнечное затмение не было чудом, а было обычным природным явлением. Теперь это уже твердо установленный факт, и ученым и духовенству придется его учесть. Ошибка может быть в полминуты касательно начала затмения, но это не принципиально», — полагает Киладзе.

Путешествие в другую страну – это очень увлекательное мероприятие: можно увидеть новые места, узнать другую культуру и быт, завести друзей и просто приятные знакомства. Все радушно встречаю гостей. Но в каждой стране есть свои , с которыми желательно ознакомиться заранее.

Одним из острых вопросов является религия. Чтобы избежать конфликтов, основанных на религиозной почве, нужно знать особенности вероисповедания той страны, в которую направляетесь.

Грузия — мультикультурная страна. Ее история крайне насыщена событиями, что несомненно отразилось на культуре и религии.

История становления основной религии в Грузии

В 337 году (по другим данным — в 326-м) Грузия приняла христианство и до сих пор является христианским государством. Первые задатки христианства в Грузию принес с собой странник-апостол Андрей Первозванный, он в последствии стал почитаться основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.

В основании христианской веры на территории Грузии также участвовали апостолы Симон и Матфей. В Батуми на территории Гонио-Апсаросской крепости расположена могила апостола Матфея.

Крепость Гонио в Батуми

Одной из важнейших личностей для христианской Грузии является Святая Нино. Она была рабыней из Каппадоки и проповедовала христианство. Ярким примером ее деятельности является исцеление больного младенца с помощью молитвы.

Это невероятное чудо вскоре стало известно грузинской царице Нане, которая тоже была больна. Святая Нино исцелила и ее, после чего царица стала христианкой.

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии

В VI веке в грузинских городах и районах Картли, Кахетии, Зедазени, Самтависи, Алаверди и Некреси были построены несколько монастырей, которые образовали святые отцы из Антиохии. Это стало зерном, которое прочно закрепило и распространило христианство по всей Грузии.

Интересные факты и религиозные праздники христианской Грузии

Одной из религиозных достопримечательностей Грузии является церковь Светицховели, что означает «Животворящий столп», она расположена в городе Мцхета.

Особенностью этого места является невероятная предыстория. Все началось с того, что некий Элиоз купил в Иерусалиме хитон Христа и привез его на родину, в город Мцхету. Когда хитон оказался в руках у его сестры, она скончалась от избытка чувств. Однако даже после смерти, хитон невозможно было изъять из рук женщины, так как она его крепко сжимала. Поэтому пришлось похоронить женщину вместе со святыней.

Знаменитый храм на горе — Джавари

Через некоторое время, на могиле вырос кедр, который впоследствии срубили, чтобы построить церковь. А из самого дерева сделали колонну, однако установить ее на место не удавалось, так как она парила в воздухе.

Уладить сложившуюся ситуацию удалось лишь Святой Нино с помощью молитвы. Так и образовалась чудесная церковь Светицховели. 14 октября – это праздник в честь «мироносного господнего столпа и Ризы Господней». Есть еще одна легенда о Светицхевели, которую можно прочитать

Недалеко от церкви Светицховели расположен храм Джвари. Он стоит на пригорке, где в свое время Святая Нино установила первый христианский крест из виноградной лозы, связанной ее собственными волосами.

Также существуют и другие религиозные достопримечательности Грузии, разбросанные по всей стране. Для более подробного рассмотрения прославленных святых мест Грузии существуют специальные экскурсии и туры.

Становление христианства на территории Грузии протекало нелегко. Христиане, как и в любой другой стране, подвергались гонению.

Так, в 1226 году произошел акт самопожертвования, масштабы которого не знают сравнению до сих пор. 100 000 человек приняли мученический венец, отказавшись выполнить приказ Хорезмшаха Джалалетдина – осквернить святые иконы, собранные на мосту. В этот период были казнены дети, старики и женщины. Память этих людей чтят 31 октября.

Память Святой Нино чтится 14 января и 19 мая – эти праздники считаются святыми для Грузинской церкви. Остальные христианские праздники празднуются в общепринятые даты: 7 января – рождество, 19 января – крещение и т.д.

Другие официальные религии в Грузии

Несмотря на то, что основной религией Грузии является христианство, по всей ее территории разбросано множество святых достопримечательностей, принадлежащих другим религиозным течениям. К ним относятся мусульманские мечети и общины, еврейские синагоги и католические церкви.

Бодбийский монастырь

Собор Влахернской иконы Божьей Матери

Храм Метехи

Официальной религией Грузии является христианство, однако Парламент страны принял поправки к кодексу, позволяющие полноправно существовать любым религиозным течениям и организациям, которые имеют официальный статус.

В есть площадь , которую еще называют площадь пяти церквей - на одном пятачке расположен православных храм, армянская церковь, католический собор, синагога и мечеть.

К другим религиям грузины относятся с уважением. Тут достаточно много мусульман. Часть абхазов, а также грузин южных и юго-западных районов (Аджария и др.) исповедуют ислам суннитского толка. Азербайджанцы тоже мусульмане. Армяне, греки и русские имеют собственные церкви.

После этого состав верующих людей в Грузии распределился следующим образом:

  1. Православие – 65% от общей численности населения.
  2. Католицизм – 2%.
  3. Ислам – 10%.
  4. Иудаизм, атеизм и другие течения занимает оставшуюся часть.

Один из духовных символов современной Грузии — Светицховели

Одним из вариантов времяпровождения во время туристического путешествия в Грузию может стать экскурсия по святым местам. Ведь религиозная история Грузии полна интересных и удивительных событий, которые заслуживают внимания и будут интересны не только представителям христианского течения, но и людям, проповедующим другие религии.

Вконтакте

По преданию, христианство Грузия приняла практически из первых рук. Православные легенды гласят, что впервые весть о Христе на землю Иверии принес один из 12 апостолов — Андрей Первозванный. В край, который много позже назовут Грузией, Андрей пришел не самовольно, а по желанию Девы Марии, которая отправила апостола в избранный ею удел. А двумя веками позже на землю Иверии вступила та, которая по праву зовется равноапостольной — святая Нина. Она завершила обращение Грузии, начатое Андреем.

Известно четыре удела Божьей Матери — четыре земных края, к которым Богородица наиболее благосклонна и которые находятся под ее особым покровительством. Но лишь один из этих уделов — целая страна. По православному преданию, покров Девы Марии простерт над всей Грузией — древней Иверией, которая одной из первых услышала весть о Христе и начала поклоняться Ему.

В удел Деве Марии Иверия досталась, когда она вместе с апостолами метала жребий, определяя, кто куда пойдет проповедовать воскресшего Христа. Богородица обрадовалась выпавшей ей доле и собралась было в путь, но ей явился ее Сын и попросил остаться в Иерусалиме, а вместо себя послать одного из апостолов.

Христос позаботился о своей матери, которая к тому времени была уже не столь молода, чтобы идти в такую даль. Но Дева Мария все-таки пожелала, чтобы Иверия узнала ее в лицо. По преданию, Богородица попросила принести ей чистую доску и приложила ее к лицу. На доске в точности отпечатался образ Марии, и с этим образом Андрей отправился в путь.

Уже в первом же городе Иверии, куда он пришел, ему сопутствовала удача. Местные жители уверовали во Христа и попросили Андрея оставить им образ Богородицы, которая через апостола передавала свое благословение избранной стране. Но Андрей поступил иначе: по примеру Девы Марии попросил чистую доску и приложил к ней чудотворную икону. Образ с точностью отразился на новой доске, и отпечаток Андрей оставил новообращенным жителям.

Андрей проповедовал и крестил по всей Иверии, а в конце концов дошел до города Ацхура, недалеко от Боржомского ущелья. Там он оставил образ Божьей Матери. Самому ему надо было идти дальше, за Иверию, далеко на север. Сейчас нерукотворный образ находится в Гаенатском монастыре, недалеко от Кутаиси, и называется Ацхурским.

Дивный образ — не единственное сокровище христианства, которое бережет Грузия. Именно на ее земле хранится одна из величайших святынь — риза Христа. Легенды гласят, что она была привезена в Иверию по просьбе девушки, которая потом стала первой грузинской святой. Жившая в Мцхете блаженная Сидония услышала о Христе, еще когда Он был жив и проповедовал. И попросила своего брата-раввина, который ехал в паломничество в Иерусалим, привезти ей хоть какую-нибудь Его вещь.

Так сложилось, что поговорить с самим Христом брату не довелось — он приехал в Иерусалим в ту самую Пасху, когда Спасителя распяли. Но, повинуясь просьбе сестры, раввин Элиоз выкупил у одного из римских солдат хитон распятого Христа, который соткала сама Дева Мария.

Узнав об обстоятельствах, при которых достался хитон ее брату, девушка плакала так, что не выдержала и умерла, прижимая к себе драгоценный подарок. Брат похоронил ее вместе с хитоном. И долгое время никто не знал, где находится могила Сидонии, пока в Иверию не пришла та, которую в Грузии почитают больше всех из святых, — равноапостольная Нина.

Будущая просветительница Грузии была близкой родственницей святого Георгия Победоносца, изображение которого красуется на гербе Тбилиси. С раннего детства ее воспитывала христианка, которая и рассказала ей о судьбе хитона Христа. Нина возмечтала увидеть Его земную ризу, сотканную руками Богоматери, поклониться ей и посвятить всю свою жизнь проповеди христианства в Иверии. Она так горячо молилась об этом "хозяйке" Иверии Деве Марии, что та явилась девушке. В знак избранности она подала ей крест, увитый виноградной лозой, и благословила на проповедь.

Приняв подарок Богородицы, Нина обвила крест своими волосами, отрекаясь от мирской жизни, и отправилась в Иверию. Там по ее молитве открылась тайна захоронения Сидонии и стало известно, где покоится риза Христа. Позже над этим местом появился самый первый грузинский храм. Впоследствии на месте деревянного храма был построен собор, ставший сердцем всей Грузинской Православной Церкви — Светицховели.

Иверия, которую увидела Нина, была лишь немного освящена проповедью апостола Андрея. По большей же части это была совершенно языческая страна, где и властители, и народ поклонялись идолам. Около месяца Нина жила в городе Урбниси, приглядываясь к стране, людям и их обычаям, а потом пошла в Мцхет вместе с многочисленными паломниками, жаждавшими поклониться золотому идолу Армазу.

Толпы, рвущиеся к статуе, так впечатлили и огорчили девушку, что она взмолилась Христу — и началась такая буря, что идол упал с пьедестала, а испуганный народ бросился врассыпную.

Через несколько дней Нина поселилась в домике одного из царских стражников, прямо в царском саду, невзирая на то, что венценосная чета была противниками христианства. Но Нине удалось обратить сначала царицу Нану, исцелив ее, а затем и царя Мириана. Когда царица приняла христианство, Мириан был на охоте. Поначалу он страшно разозлился на царицу и даже обещал убить и ее, и всех уверовавших во Христа, как только вернется во Мцхет.

Не успел он договорить свою клятву, как тут же ослеп. Царь пытался добиться милости у своих богов, но в конце концов от полного отчаяния обратился к Христу: "Бог Нины, просвети ночь сию и покажи мне путь мой, да признаю имя Твое, воздвигну крест и поклонюсь ему, построю дом для молитв и буду покорен вере Нины". Зрение к царю тут же вернулось. Мириан оказался человеком слова. Вернувшись во дворец, он первым делом исповедовал и Христа, и Нину как Его апостола.

Царь был чрезвычайно деятельный человек, и в его лице Нина обрела мощного союзника. Мириан тут же послал к императору Константину гонца с просьбой прислать ему епископа и священников. Константин охотно отозвался на просьбу царя, и, кроме просимого, прислал часть Креста Господня и один из гвоздей, которыми был прибит к дереву Христос. Царь, царица и их дети крестились вместе с остальным народом в реке Арагви.

Царь Мириан на пару с Ниной окрестили практически всю Иверию. Царь рвался и дальше нести веру Христову, но Нине категорически не понравился предложенный им метод: Мириан собирался развязать войну и силой принудить язычников принять Христа.

"Не велено нам Господом браться за меч; Евангелием, Честным и Животворящим Крестом покажем им путь истинный", — остудила его пыл Нина.

Так, рука об руку, они и продолжали проповеди христианства. После них Грузия уже не обращалась в язычество, хотя, конечно, были и отступники, время от времени пытавшиеся гнать веру Христову. Но грузинский народ был уже христианским и от этого не отступал.

Поэтому Грузия по праву считается страной, одной из первых полностью принявшей Христа. Хотя ей и пришлось отстаивать свою веру в боях — против нее выступала огнепоклонническая Персия.

Когда Нина умерла, царь похоронил ее в городе Бодбе — современном Кахети — и построил над ее могилой храм в честь святого Георгия Победоносца, уже прославленного церковью родственника равноапостольной Нины.

По материалам

Грузия – ближайшая к России закавказская страна, с которой её связывает не только вера, а крещение Грузии произошло на 664 года раньше крещения Руси, но история и культура. Немало славных имён православных святых, царей, великих полководцев, поэтов, писателей, музыкантов и актёров связывает две великие страны. Но самым главным является духовое родство, живущих в наших странах народов.

Жребий Пресвятой Девы Марии

Христианство в Грузии зародилось во времена первых апостолов. Иверия досталась Божьей Матери по жребию, когда первые апостолы выбирали страны для проповеди Христа. Но по воле Бога эта миссия была возложена на апостола Андрея.

Согласно преданию, там же вели проповедническую деятельность апостолы Матфей, Фаддей, Симон Каннаит, принявший там мученическую смерть. Становление христианства было непростым. В самом начале своего развития оно почти на протяжении трёхсот лет подвергалось гонениям. Царь Фарсман 1-й в первом веке устроил жестокие преследования на христиан, ссылавшихся на каторжные работы в Тавриду.

История становления православия в Грузии заслуживает особого внимания, потому что все события, связанные с крещением грузин, имеют конкретные исторические даты, а отдельные факты происходивших чудес, связанные с этим явлением, взяты не из легенд и преданий, а из реально произошедших событий, засвидетельствованных очевидцами.


Официальное признание православие в Грузии получило в 324 году. Связано это великое событие с именами:

  1. Святой Нино Каппадокийской. Её проповедничество способствовало принятию крещения грузинами.
  2. Царя Мириана, обратившегося к вере благодаря святой Нине и чудесному исцелению от поразившей его слепоты при обращении его к Господу.
  3. Святой царицы Наны.

Представить себе православную Грузию без этих имён, невозможно.

Родилась в г. Каппадокии в семье в христиан и с детства получила соответствующее воспитание. Ещё в юности, спасаясь от гонений императора Диоклетиана в 303 г., она в числе 37 девушек-христианок бежала в Армению, где чудом избежала гибели, а затем в Иверию, где и проповедовала Христа.

Крещение

Правящий грузинский царь Мариан и его жена Нано были убеждёнными язычниками. Благодаря молитвам Нино, долго и тяжело болевшая царица была исцелена и приняла крещение от святой, чем вызвала гнев царя, готового казнить обоих женщин. Но 20 июля 323 года с ним произошла история, аналогичная той, что произошла с апостолом Павлом.


Будучи на охоте и узнав о принятии крещения своей женой, царицей Нано, в гневе поклялся казнить её и Нино. Но, как только он стал угрожать казнью Нино и царице и богохульствовать, то тут же ослеп. Помощи от своих идолов он не получил и в отчаянии обратился с молитвой ко Христу. Зрение к нему вернулось.

События эти происходили весной 323 года, а 6 мая этого же года исцелённый от внезапной слепоты, уверовавший в силу Христа, грузинский царь Мириан обратился в православие. Это событие стало поворотной вехой в истории Грузии, так как после своего обращения царь стал убеждённым проводником православия в своей стране.

14 октября 324 года (по некоторым источникам в 326 году) в Мцхете на реке Кура, епископ Иоанн, специально присланный для этой цели царём Константином Великим, крестил народ. В тот день крестились десятки тысяч грузин. Эта дата — время начала крещения Грузии. С этого времени православие стало официальной государственной религией.


В ознаменование победы христианства в горах Картли установлены кресты. А в Мцхете, царём Мирианом, положившим начало возведению храмов, построен первый в храмовой истории страны православный храм Светицховели (животворящий столб), то есть Собор Двенадцати Апостолов. Если вам доведётся побывать в Грузии, то обязательно посетите этот храм.

После крещения уже никогда не возвращалась к язычеству. Венценосные отступники, пытавшиеся устраивать гонения на верующих во Христа, периодически появлялись. Но грузинский народ от веры уже никогда не отступал.

Более того, известно немало фактов массового подвига грузин во имя веры Христовой. Хорошо известен исторический факт, когда в 1227 году мусульмане во главе шахиншахом Джелаль Эд Дином взяли Тбилиси и горожанам было обещано сохранение жизни в обмен на осквернение икон, разложенных на мосту через Куру. 100 000 горожан, включая женщин стариков и детей, простых монахов и митрополитов предпочли смерть во имя Христа. Таких примеров в истории Грузии немало.

На протяжении всей истории православия в Иверии ей приходилось выдерживать неоднократные попытки не только насильственного уничтожения, ни и извращения чистоты учения:

  1. Архиепископ Мобидаг (434), пытался ввести ересь арианства. Однако был изобличён, лишён власти и отлучён от Церкви.
  2. Были попытки внедрения ересей Петра Фуллона.
  3. Албанцев (в 650 г.) с их ересью манихейства.
  4. Монофизитов и других.

Однако все эти попытки были провалены, благодаря Собору пастырей, жёстко осуждавших ереси, народу, который не воспринимал подобные попытки, Католикосу Кириону, запретившему верующим любое общение с еретиками, митрополитам, твёрдо стоявшим в вере и просвещавших верующих.

Грузины, сумевшие на протяжении многих веков отстоять чистоту и благочестие своей веры заслужили уважение даже иноплеменных верующих. Так греческий монах Прокопий писал: «Иверцы – это лучшие из христиан, самые строгие хранители законов и постановления Православия».


Сегодня 85% грузин считают себя православными, в Конституции государства отмечена большая роль Церкви в его истории. Это подтвердил ещё раз в своём выступлении председательправительства Ираклий Кобахидзе писал: «Церковь всегда боролась за свободу Грузии».

Христианство в Армении и Грузии

Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.

Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан. Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии. Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.

Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.


Христианами Армянской Апостольской Церкви признаются постановления только трёх Вселенских Соборов, ввиду того, что на четвертом армяне не участвовали, так как их прибытию помешала война. Но именно на четвёртом Соборе были приняты довольно существенные догматы христианства, касающиеся ереси монофизитства.

Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.

Также отличия заключается в следующем:

  1. В совершении евхаристии.
  2. Производимое на католический манер исполнение креста.
  3. Отличия некоторых праздников по датам.
  4. Использование при богослужении, как у католиков, органа.
  5. Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».

В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.

Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980-1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.


Такое положение просуществовало до 1917 г., тогда всё вернулось на прежние места и автокефалия ГПЦ была восстановлена. В 1943 г. официально признана Московским патриархатом, а 3 марта 1990 г. и патриархатом Константинополя.

Сегодня в диптихе Церквей занимает первое место после РПЦ. Главой Грузинской Православной Церкви является Католикос-Патриарх Илия II.

Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.

Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.

Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных. Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.


Довольно комфортно чувствуют себя здесь старообрядцы. Порядка двадцати их общин находится в стране. Юрисдикционно они относятся к Русской православной старообрядческой церкви в Румынии (Зугдийская епархия) и Русской Древлеправославной церкви.

В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:

  1. Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
  2. Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
  3. Епархия Восточной Европы.
  4. Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
  5. Епархия в Южной Америке.
  6. Австралийская.

ГПЦ именуется — Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь. В международной транскрипции — Georgian Apostolic Autocephalous Orthodox Church.


Политическое положение в Грузии и на Ближнем Востоке в начале IV века

IV-V вв. представляют собой один из наиболее значительных и интересных периодов истории Грузии. В политической, социальной и культурной жизни страны в это время произошли важнейшие события, получившие дальнейшее развитие в последующие века и существенным образом повлиявшие на всю средневековую историю Грузии.

В рассматриваемый период на Ближнем Востоке создалась следующая ситуация: в Иране воцарилась династия Сасанидов, значительно укрепившая социальную и политическую организацию страны. Значительно возросла также военная мощь Ирана. В результате всего этого соотношение сил на Ближнем Востоке существенно изменилось. Перейдя в наступление против своего исконного врага - Рима, Иран добился большого успеха. Он занял и разорил восточные провинции Римской империи, города Антиохию, Тарс, Кесарию. Среди стран, которых иранцы обложили данью, были также Картли, Армения, Албания и Атропатена. Таким образом, в лице сасанидского Ирана у закавказских народов появился более сильный и опасный враг, чем до того была аршакидская Парфия. Наступление Ирана Рим сумел приостановить лишь 80-х в гг. Хотя успешный поход императора Кара (282-283), взявшего обе столицы Ирана - Селевкию и Ктесифон, был прерван его неожиданной смертью, условия мира 283 г. все-таки были выгодными для римлян. Они получили Месопотамию и Армению, или ее часть. Картли, по-видимому, оставалась в сфере влияния Ирана. В 296 г. шах Нерсе вторгся в римские владения, но потерпел сокрушительное поражение. Хотя раненый Нерсе и сумел спастись, однако весь его лагерь, государственная казна и даже гарем попали в руки римлян. В 298 г. в г. Нисибине было заключено сорокалетнее перемирие, по условиям которого иранцы признавали преимущественные права римлян в Армении и Иберии. По условиям перемирия, картлийский царь знаки своей царской власти должен был получать от римлян.

Со смертью царя Аспагура прекратилась династия, имевшая аршакидское происхождение. Но Аспагур был также последним представителем грузинской царской династии Фарнавазианов. Поэтому картлийская знать попросила сасанидского шаха дать им в цари своего сына. Согласившись с этим, шах посадил на картлийский престол своего семилетного сына Михрана, по-грузински Мириана, женив его на дочери Аспагура. Иранцы дали Мириану также Эгриси, Армению, Рани, Мовакани и Эрети. как известно, мир между римлянами и иранцами после Нисибина не нарушался в продолжение почти сорока лет. Можно предполагать, что за это время политическая ситуация в Закавказье не менялась и Картли опять оставалась вассалом Рима. Однако эта зависимость, вероятно, была номинальной, т. к. у римлян было меньше оснований иметь претензии в отношении Восточного Закавказья. И Картли, и Армения фактически являлись независимыми государствами. Поэтому Картли, по-видимому, предпочитала иметь дело с более отдаленным патроном, чем с соседним Ираном. Следует думать, что именно это положение Картли в значительной степени и обусловило принятие ею христианства в качестве государственной религии.

Возникновение и развитие христианства

Христианство - мировая монотеистическая авраамическая религия. Возникла в первом веке нашей эры в Палестине в среде иудеев. Название «Христианство» происходит от греческого слова «христос», что означает «помазанник». Христом называется Иисус, живший в первом веке нашей эры. Последователи Его учения называются христианами. Христианство настолько повлияло на мировую историю, что от рождения ее Основателя стали отсчитывать новую мировую эру. В настоящее время Христианство - самая многочисленная религия в мире, насчитывает около 2,1 миллиарда последователей. Христианство является религией Откровения, то есть основана на явлении Бога человеку. Это Богоявление произошло в воплощении Бога в виде человека. Бог стал человеком Иисусом Христом. Слово Божие было со временем частично зафиксировано в Священном Писании Нового Завета.

Возникновение Христианства

Христианство возникло в Палестине, которая входила тогда в состав Римской империи, в первом веке нашей эры среди иудеев. В средиземноморье иудеи были единственной монотеистической религией. К моменту возникновения Христианства в иудаизм переходило много не иудеев, их называли прозелитами. В Римской империи иудеям разрешалось исповедовать свою национальную религию, иудаизм имел особый статус. Остальные люди исповедовали государственную религию – язычество, которое носило синкретический характер. В каждом регионе были свои особенности. Так, например, в Эфесе особо почитали богиню Артемиду. Язычество Римской империи объединяло то, что необходимо было почитать царя как бога, только для иудеев делалось исключение. Иудеи ко времени рождения Иисуса отчаянно ждали Мессию (Христа), надеясь, что он освободит народ иудейский от владычества Римской империи. В такой среде и родился основатель Христианства – Иисус Христос.

Разделение Церквей

К концу первого тысячелетия между Восточной Церковью и Западной происходят противостояния и в 1054 году произошло разделение Церкви на Восточную и Западную. За Восточной Церковью закрепилось название «Греческая», «Православная», а за Западной – «Латинская», «Католическая». Не раз после разделения Церквей были попытки заключить унию, подчинив Восточную Церковь Римскому папе. Например, Лионская уния, Брестская уния и др.

Со времени разделения отличия между Церквами усугублялись. В Западной Церкви вводились новые догматы. Во время активной проповеди индульгенций в Западной Церкви начинается раскол. В 16 веке возник Протестантизм, который противопоставлял себя Католичеству. Внутри самого протестантизма формировалось множество течений. Самые распространенные – лютеране, кальвинисты, англикане, баптисты, пятидесятники. Таким образом, самыми распространенными сейчас в Христианстве конфессиями являются: Католичество, Протестантизм, Православие, Дохалкидониты.

Священное Писание

Священное Писание – это книги, содержащие в себе Божественное Откровение и написанные по вдохновению Святого Духа святыми мужами, пророками и апостолами. Христиане признают Священным Писанием Библию - Ветхий и Новый Заветы, считая их единым целым. Слово «Библия» происходит от греческого «τα βιβλια», что означает «книги». Термин «Завет» означает – союз, договор, т.е. это союз Бога со Своим народом. Сущность этого договора в том, что Бог ведет человека ко спасению, а человек исполняет заповеди Божии. Священное Писание Ветхого Завета не имеет для христиан абсолютного значения. Важность его в том, что это также Божественное Откровение. Определяя значение Ветхого Завета апостол Павел назвал его детоводителем ко Христу. Между различными конфессиями существуют небольшие различия в признании каноничности некоторых книг Ветхого Завета.

Христиане признают 4 Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна). С течением времени, после смерти апостолов стали появляться подложные Евангелия, надписанные именами апостолов. Но эти писания никогда Церковью не признавались и получили название «апокрифы».

Миланский эдикт 313 года. Провозглашение христианства государственной религией Римской империи

IV век сыграл огромную роль для христианской религии, античного мира и последующего развития европейской цивилизации. Эта роль в значительной степени определялась процессом христианизации Римской империи, который составлял, пожалуй, главное содержание этой эпохи с точки зрения перспектив исторического развития и влияния на будущий облик Европы. В IV в. - в период от Константина до Феодосия происходит процесс "обращения" Римской империи в христианство и "обращения" христианства в Римскую империю. Результатом этих взаимных обращений стало то, что к V веку Римская империя стала христианской империей, явив собой модель государства, типичного для последующих веков. Но Римская империя стала христианской не только в силу этого, а еще и потому, что с конца IV в. христианство начинает оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни римского общества и становится важнейшим историческим фактором. Одним из самых важных шагов к христианизации Рима было подписание Миланского эдикта.

Миланский эдикт - знаменитый документ, даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное имущество. Был составлен императорами Константином и Ликинием в 312-313 гг.

Эдикт состоит из вступления и двух частей. В первой части эдикта объясняются причины гонения христиан. В качестве главной причины приводится необходимость следовать древним законам, обычаям предков и общественной дисциплине. Христиане же отвергли религию предков, создали свои законы и устраивали свои собрания.

Во второй части эдикта утверждается, что большинство христиан осталось верным своим убеждениям и что положение, когда люди не почитают языческих богов и лишены возможности почитать бога христианского, заставило императоров объявить следующее:

1) всем христианам давалось прощение, то есть, по сути прекращались гонения;

2) христиане признавались государственной властью, хотя это еще не означало полной легализации их статуса, так как церковь не признавалась еще юридическим лицом;

3) христианам разрешалось строить здания для своих собраний, и, следовательно, им было позволено свободно отправлять культ, но так, чтобы они не делали ничего, противоречащего «дисциплине»

Итак, Миланский эдикт явился важнейшим этапом религиозной политики первого христианского императора. Программным содержанием этого документа во многом обуславливалась, в понимании историков, дальнейшая религиозная политика Константина Великого.

Главную роль в признании Константином христианства сыграли политические соображения. Правда, в начале IV в. христианство исповедовало не более одной десятой части населения империи, однако христиане успели уже создать исключительно крепкую организацию, умевшую влиять на массы. Миланский эдикт привлёк на сторону Константина христиан Востока во время его борьбы с другими претендентами на власть. Константину тем легче было пойти на союз с церковью, что на Западе христианство распространилось позже, чем на Востоке, и преимущественно среди аристократии, ставленником которой был Константин.

Распространение христианства в Грузии

В Грузии распространение христианской религии началось в I веке. Христианство здесь проповедовали ученики Христа: Андрей Первозванный и Свимон Кананит. Однако в Грузии в I веке христианство не нашло широкого распространения. Несмотря на это автокефалию грузинской церкви связывают с именами этих апостолов. Автокефальной может стать церковь лишь той страны, где проповедовал хоть один из апостолов.

Древнейшие сведения об утверждении христианства в качестве государственной религии в Картли сохранились в греко-латинских источниках. Самым ранним из известных нам таких источников является «Церковная история» Геласия Кесарийского, написанная в конце IV в., всего лишь полувеком позднее христианизации Картли. Согласно этим сведениям, принятие христианства в качестве государственной религии в Картли произошло следующим образом. К иберам попала некая пленница-христианка, которая проповедовала христианство и исцеляла больных. Так она вылечила и тяжелобольную царицу иберов. Это произвело большое впечатление на иберийского царя, однако все еще не решался креститься. Через некоторое время царь отправился на охоту. Неожиданно сгустился такой туман, что царь потерял свою свиту и сбился с пути. Напуганный, он обратился с просьбой о помощи к богу пленницы. Тотчас же туман рассеялся, и опять настал светлый день. Возвратившись к себе, царь вызвал пленницу и, подробно расспросив ее об ее боге, уверовал в него. После этого началось строительство церкви. Для того, чтобы укрепить веру в народе, во время строительства было явлено чудо: строители никак не могли установить один из столпов.

Ночью, благодаря молитвам пленницы, столп вознесся в воздух и повис над своим основанием. Когда же на следующее утро народ вновь собрался у строящейся церкви, столп сам опустился на свое место. Окончив строительство, царь послал людей к императору Константину с просьбой прислать священнослужителей для освещения церкви и крещения народа. Сообщение такого же содержания имеется и у древнеармянского историка V в. Мовсеса Хоренаци. В сочинении Хоренаци привлекает внимание тот факт, что в нем упоминаются имена пленницы и царя Иберии, Нунэ и Михран. Следует отметить и то, что Михран, по словам Хоренаци, был не независимым царем Картли, а лишь правителем, подчиненным царю Армении Трдату. Что же касается Нунэ, то ее Хоренаци связывает с последовательницами св. Рипсимэ, по преданию, принявшими мученическую смерть в Армении. Упоминается также и о том, что Нунэ руководствовалась указаниями просветителя Армении Григора Партева. Наконец, о принятии христианства в качестве официальной религии говорится и в грузинских источниках, например, в обеих частях «Обращения Картли» - как в хронике «Обращения Картли», так и «Житии Нино».

Грузинская национальная традиционная версия о распространении христианства такова. У Забилона, знаменитого каппадокийского военачальника и поборника христианства, и Сусанны, сестры иерусалимского патриарха Иубенала, была дочь по имени Нино. Когда Нино исполнилось двенадцать лет, ее родители распродали все свое имущество, вырученные деньги раздали неимущим, сами же полностью посвятили себя служению богу. Оставшись одна, Нино первые два года провела у некой армянки из Двина, которая хорошо знала христианское учение. Затем Нино встретилась с Рипсимэ, женщиной царского происхождения. Кесарь решил жениться на Рипсимэ. Однако та, дав обет целомудрия, вместе с пятьюдесятью другими женщинами бежала в Армению. Вместе с ними была и Нино. В Армении им всем пришлось принять мученическую смерть от царя Армении Трдата, который тогда был еще язычником. Спаслась одна лишь Нино, которая по внушению свыше отправилась на север. Она прибыла в Джавахети, оттуда с трудом добралась до города Урбниси и, присоединившись к группе людей, направляющихся во Мцхета на ярмарку и моление, очутилась в столице Картли. Во Мцхета Нино увидела, как народ поклонялся местным идолам-Армазу, Гаци и Гаиму. Благодаря молитвам Нино бог ниспослал страшную непогоду.

Град совершенно разбил и ниспроверг идолов. После этого Нино девять месяцев жила у сторожа царского сада (этот сад находился там, где час стоит собор Свети-Цховели). Затем Нино, связав ветки лозы собственными волосами, сделала крест, поставила его в ежевичный куст, где и стала жить сама (сейчас там стоит собор Самтавро). Шесть лет прожила Нино в этом месте, где сперва тайно, а затем и открыто стала проповедовать Христову веру и творить чудеса. Наконец, она избавила от неизлечимых болезней царицу Нану и главу магов. Однажды, 20 июля царь отправился на охоту в ту сторону, где теперь расположена деревня Мухрани. По дороге царь задумал уничтожить всех христиан. Однако неожиданно, когда царь был на горе Тхоти, спустилась непроглядная мгла, и царь сбился с пути. Царь стал взывать о помощи к своим богам, но это не помогло. Тогда он обратился к богу Нино. Сразу же мрак рассеялся, и царь уверовал в бога Нино. На следующий же день царь и Нино отправили к кесарю людей с просьбой прислать им священников для крещения народа, сами же принялись за строительство церкви в царском саду. Во время этого строительства бог сотворил упомянутое выше чудо со столпом, который в дальнейшем сам творил многие чудеса. Присланные кесарем духовные лица крестили царя, его семью, вельмож и народ. Затем по божьему указанию были воздвигнуты три креста: один на том холме, где сейчас находится монастырь Джвари, второй - на горе Тхоти, где Мириан впервые уверовал в Христа, а третий - в городе Уджарма. После этого Нино отправилась проповедовать христианство в горную часть Картли - Цобени и Эрцо-Тианети, оттуда она перешла в Кухети, где заболела и умерла. Похоронена она в Бодини.

Когда же произошло принятие христианства в качестве официальной религии в Картли? Даты этого события приводятся лишь в грузинских источниках. Но часть этих дат явно ошибочна, другая же - противоречива. Поэтому разные специалисты придерживаются различных дат - с 276 по 355 г. Тем не менее, наиболее вероятным представляется время не позднее 337 г. Это предположение, впервые выдвинутое акад. И. А. Джавахишвили, основано на том факте, что, начиная с древнейших греко-римских источников IV - V вв., христианизация Картли связывается с именем императора Константина Великого. Следовательно, это событие произошло при Константине, который умер в 337 г. При этом следует иметь в виду, что распространение христианства в Картли, по всей вероятности, началось намного раньше. По-видимому, христианские общины стали появляться здесь уже в III в.

Политическое значение провозглашения христианства государственной религией Грузии

Распространение и принятие христианства в качестве официального культа было следствием не только и не столько проповеднической деятельности какого-нибудъ отдельного лица, а главным образом социального, экономического, политического и культурного развития страны. По-видимому, христианство претерпело в Картли такое же развитие, что и в других странах, превратившись из религии порабощенных и эксплуатируемых низов в религию поработителей. К этому времени царь и правящая верхушка Картли, азнауры, т. е. феодализирующаяся часть общества, уже хорошо понимали те преимущества, которые имело христианство перед язычеством. Хотя эта часть общества пока не была единственно господствующей, однако ее значение было уже весьма велико, и, что самое главное, она день ото дня крепла и набиралась сил. Можно сказать, что исход борьбы за христианство был решен позицией именно этой части общества.

Дело в том, что принятия христианства желали именно молодые феодализирующиеся силы Картли. Этот интерес был обусловлен несколькими обстоятельствами: прежде всего, христианство помогало этим силам закабалить народ и, наряду с этим, завладеть новыми земельными владениями - со временем языческие храмы приобрели огромные земельные угодья, в то время как развитие военно-ленной системы сильно сократило земли бывшие в непосредственном распоряжении царя Картли. С принятием христианства храмовые владения упразднялись, земли языческих храмов переходили в руки царя, а от него к азнаурам. Ясно, что это обстоятельство было выгодно и царю, т. к. распределением земель среди преданных ему людей он упрочивал свое положение. Кроме того, организация христианской церкви своей централизацией и гибкостью больше соответствовала феодальному государству, т. е. той норме правления, к которой вела тенденция развития страны.

Принятие христианства в качестве официального культа было в значительной степени обусловлено политическими мотивами. Как уже отмечалось выше, после Нисибинского мира 298 г. Рим распространил свое влияние на Армению и Картли. В Картли римлян главным образом интересовали проходы в Кавказском хребте, через которые могли прорываться северные кочевники. Если бы эти проходы попали в руки иранцев, то для римлян могло создаться очень опасное положение. Поэтому от Картли они, по-видимому, требовали лишь охраны этих проходов. В то время претендовать на большее они, по всей вероятности, не могли. Ясно, что такая легкая зависимость устраивала Картли, к тому же она охраняла ее от более близкого и агрессивного Ирана.

Принятие христианства способствовало сближению Картли с Римом, т. к. с ее стороны это означало отказ от ориентации на Иран, борьбу против политического и культурного влияния Ирана. Хотя в самом Иране в это время было довольно много христиан, Сасаниды всячески старались распространять и укреплять огнепоклонство. В то же время император Константин, сам лично принявший крещение лишь перед смертью (337 г.), со времени Миланского эдикта (313 г.) все больше и больше покровительствовал христианству, поэтому оно быстро превратилось в государственную религию. Таким образом, отношение к христианству различных социальных кругов Картли отражало их отношение к Риму и Ирану. Ко всему вышесказанному следует добавить, что принятием христианства царь (а в его лице и государство) ставили себе целью консолидацию страны. Единый культ, упраздняющий многие родоплеменные культы, помогал объединению страны, укреплял центральную власть. Сама организация христианской церкви соответствовала государственной организации. Как во главе государства стоял один царь, так и во главе христианской церкви стоял один правитель - архиепископ, которому подчинялись епископы и священники.