Весьма развитой , ясно осознаваемой этнической самоидентификации («мы от рода русского»), непременно должен был сопутствовать культ общего предка.

Исторические разыскания в этом направлении затруднены тем, что древнейшая родословная русских князей подверглась в дальнейшем значительным искажениям и переосмыслению в духе «варяжской» легенды. Между тем в IX - X вв. Рюрик не числился в родоначальниках князей Русской земли* . Это имя не было в ходу среди потомков Игоря до второй половины XI в. и ни один письменный памятник домонгольской эпохи, в том числе и летопись, не называет русских князей собирательным именем Рюриковичи. «Варяжская» легенда была принята князьями «от рода русского», так сказать, умом, а не сердцем.

*Для исторической критики этот вывод очевиден. Если В.О.Ключевский еще колебался, относя призвание князей-варягов к «темным преданиям» нашей летописи (Ключевский В. О. Сочинения в девяти тт. М., 1989. Т. I. С. 145 ), то Д.И. Иловайский уже начисто отвергал в летописном сказании о призвании Рюрика какую-либо историческую основу (Иловайский Д.И. История России. Часть I. М., 1876. С. 19 - 25 ). Историки ХХ в. выражались еще более определенно. Е.Ф. Шмурло называл летописную родословную «сказкой-легендой» (Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 - 1462 ). Изд. 2-е, испр. Т. 1. СПб., 1999. С. 73 ). С. П. Толстов и М. Н. Тихомиров были уверены в том, «что перед нами, бесспорно, сознательно фальсифицированная родословная» (Толстов С.П. Древнейшая история СССР в освещении Вернадского // Вопросы истории. № 4. 1946. С. 12 2). Б.А. Рыбакову летописная генеалогия представлялась «примитивно искусственной» (Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987. С. 65 ). Для А.Л. Никитина Рюрик — «всего только легенда и, подобно поручику Киже, на Руси “фигуры не имеет”» (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 164 ).

Наряду с «варяжской» генеалогической лествицей, в древней Руси существовала и другая, альтернативная, согласно которой династические корни русских князей уходили гораздо глубже второй половины IX в. Эта изначальная, «дорюриковская» традиция, по всей видимости устная, проглянула в письменных памятниках киевского периода лишь однажды — в выражениях «внуки Всеславли» и «жизнь Всеславля» (то есть «достояние Всеслава»), употребленных автором «Слова о полку Игореве» по отношению соответственно ко всем русским князьям и к Русской земле: «Ярославе и вси внуци Всеславли!.. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю». Это и есть единственная собирательная генеалогическая формула, оставшаяся от того времени.

Буквальное прочтение выражений «Ярославе и вси внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля» ничего не проясняет, а, наоборот, порождает новые, неразрешимые вопросы. Предположение о том, что автор «Слова» в данном фрагменте имеет в виду каких-то конкретных личностей своего времени, сталкивается с рядом трудностей. Так, невозможно персонифицировать «Ярослава». Черниговский князь Ярослав Всеволодович — кандидатура неподходящая, потому что в «наведении поганых» на Русскую землю он стал повинен, согласно летописи, только в 1195 и 1196 гг., то есть спустя десять-одиннадцать лет после похода Игоря Святославича. К тому же он упоминается в «златом слове» Святослава Всеволодовича («А уже не вижду власти [силы] сильнаго и богатаго и многовоя брата моего Ярослава с черниговскими былями [боярами]…»), а не в числе князей, к которым обращен авторский призыв отомстить «за раны Игоревы». Среди последних, впрочем, есть галицкий князь Ярослав Владимирович (Осмомысл), однако летопись не знает за ним никаких черных дел, в том числе предательских сношений с половцами.

Крайне спорно выглядит и отождествление «внуцей Всеславовых» с внуками полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Замечено, в частности, что слова «внук», «внуки» встречаются в «Слове» шесть раз, «и только единожды (“Игоря… внука Ольгова”) безусловно в значении “сын сына”», из чего следует обоснованный вывод, что «эти речения («внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля». — С.Ц.) к Всеславу Брячиславичу не имеют отношения» (Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1. А-В. СПб., 1995. С. 216, 261 ).

«Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю» — странный упрек. Негодующее обращение автора «Слова» совершенно не вписывается в историческую ситуацию конца XII в., когда семейная вражда Ярославичей и Всеславичей уже перестала быть живым нервом княжих усобиц вследствие разделения Ярославичей на два враждующих клана — Мономашичей и Ольговичей, которые, собственно, и «наводили поганых» на Русскую землю при жизни автора «Слова». Но почин в использовании половецкой силы для улаживания княжеских распрей принадлежал, конечно, не Мономашичам, не Ольговичам, и уж тем более не внукам Всеслава Полоцкого, которым летопись вообще отводит весьма скромное место в братоубийственных войнах того времени. Фраза «вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую» по отношению к князьям второй половины XII в. выглядит очевидным анахронизмом.

Еще более удивительным представляется посмертный патронаж Всеслава Полоцкого над Русской землей, которая оказывается вдруг «Всеславовым достоянием». Между тем этот князь сидел на киевском столе очень недолго, всего около года (с 1068 по 1069 г.), и, строго говоря, отнюдь не на легитимных основаниях, будучи, по сути, ставленником мятежных киевлян. За исключением этого кратковременного эпизода, его реальная власть над Русской землей никогда не выходила за пределы Полоцкого княжества.

Поэтому вместо «Ярославе» несомненно следует читать «Ярославли», как в свое время и предлагал Д. С. Лихачев, то есть: «Ярославичи и все внуки Всеславовы». Эта поправка устраняет все несуразности и противоречия в чтении и делает данное выражение совершенно внятным.

Очевидно, что выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» есть не что иное, как универсальная и общепризнанная генеалогическая формула, одинаково пригодная для современности и для прошлого (автор произносит ее сейчас, обращаясь к живущим русским князьям, но хочет говорить об исторических грехах их дедов, живших во второй половине XI в. и повинных в разорении Русской земли: «Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю»* ). Причем важно отметить, что «Ярославичи» в этой формуле оказываются лишь частью «всех внуков Всеславлевых». Стало быть, еще какие-то «внуки» не названы по их родовому имени. Впрочем, их инкогнито раскрывается без труда. Во второй половине XI в. полоцкие князья, потомки князя Изяслава Владимировича (ум. в 1001 г.), сына Владимира I и Рогнеды, открыто противопоставили себя Ярославичам — потомству Ярослава I Владимировича. Произошло разветвление великокняжеского рода. Полоцкие князья обособились и причислили себя к отдельной его ветви — «Рогволожим внукам», Рогволожичам, которые непрестанно враждовали с Ярославичами (по причине расправы Владимира I Святославича над Рогнедой и ее отцом, Рогволодом), поднимая, по словам летописца, «меч противу Ярославлим внуком». Таким образом, выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» подразумевает все мужское потомство Владимира I Святославича — Ярославичей и Рогволожичей.

* По летописи, первыми (в 1078 г.) пригласили половцев под русские стяги черниговский князь Олег Святославич и смоленский князь Борис Вячеславич — оба «Ярославли», внуки Ярослава I.

Теперь мы видим, что восклицание «Ярославли и вси внуци Всеславли!» может означать, собственно, только одно: «Ярославичи и все князи русские!»

Кто же такой этот Всеслав, еще в конце XII в. числившийся в прародителях русских князей?

Отметим важное обстоятельство: деятельность Всеслава приурочена в «Слове» к временам Трояна: «На седьмом веце [веке] Трояни връже [бросил] Всеслав жребий о девицю себе любу»* . Место «Трояновых веков» в историческом времени сам автор «Слова» определил так: «Были вечи [века, времена] Трояни, минула лета Ярославля; были плъци [полки, то есть походы, войны] Олговы, Ольга Святославличя [внук Ярослава I, ум. в 1115 г.]».

*«Люба девица» Всеслава — это Киев, как явствует из последующей фразы: «Тъй клюками подпръся, окони и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружим злата стола киевского…», то есть: полагаясь на свои «клюки» («хитрость», вещую мудрость), вскочил на коня и помчался к Киеву, коснулся копьем золотого стола киевского.

По этой периодизации «века Трояни» предшествуют времени «дедов», таким образом совпадая с языческой эпохой* . В древнерусских источниках, в том числе современных «Слову о полку Игореве», имя Трояна носит древнеславянское божество. Так, древнерусская вставка в апокриф «Хождение Богородицы по мукам», славянские рукописи которого восходят к XII в., обличает язычников в том, что они «богами прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и гады… от камени ту устроя Трояна, Хорса, Велеса, Перуна». В другом древнерусском антиязыческом сочинении (из Толстовского собрания XVI в.) язычники «мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна». А. Н. Афанасьев высказал мнение, что имя Троян образовалось от слова «три», «трое» (Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Т. 2. М., 2002. С. 497, 607 - 609 ). Древнерусского Трояна можно поставить в связь с языческим божеством, известным у поморских славян и у чехов под именем Триглава (Триглавом называлась и священная гора в земле хорутан). Наиболее почитаемый идол Триглава стоял в поморском Щетине, в «трехрогом» (трехбашенном) замке. Этому божеству приписывалось владычество над тремя царствами: небом, землей и подземным миром, символически соответствующими трем корням мирового древа. В сербском фольклоре есть предание о короле Трояне, сопоставимое с русской сказкой о Снегурке (несчастный влюбленный король также гибнет от солнечных лучей). Сродство Трояна с Триглавом между прочим видно из того, что последнему подносили в качестве жертвы козлиные головы, а короля Трояна сербская сказка наделяет козлиными ушами и тремя головами. В других вариантах этого сказочного сюжета место короля Трояна заступает змей — у славян, как известно, существо обыкновенно о трех головах. Вероятнее всего, прячущийся от солнца Троян был божеством подземного мира, Ночи. Однако возможно и другое истолкование его имени и положения в божественном пантеоне славян. Украинский язык сохранил прилагательное « троянский» в значении «отец троих сыновей» (тройняшек) (Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь; Москва, 2001. С. 62 ). Тогда Троян может считаться родителем какой-то божественной триады братьев.

* Пленяясь соблазнительным созвучием, большинство комментаторов совершают ошибку, усматривая в «веках Трояних» намек на войны римского императора Траяна в Дакии или даже смутное воспоминание о Троянской войне. Нет нужды доказывать, что ни то ни другое событие не сделало эпохи в славянской истории и потому не могло остаться в древнерусском фольклоре.

Из буквального прочтения текста «Слова» получается, что князь Всеслав Полоцкий решил добывать себе киевский стол в языческие «времена Трояни», еще до того, как минули «лета Ярославли» и «пълцы Олговы», другими словами — задолго до своего рождения. Налицо слияние двух Всеславов — исторического и легендарного* , или, говоря точнее, есть все основания полагать, что при описании личности и деятельности полоцкого князя Всеслава Брячиславича автор «Слова» использовал художественную образность и стилевые приемы, взятые из некогда существовавшего эпоса о его стародавнем тезке.

* А.Л. Никитин видел во Всеславе персонаж «совершенно неизвестного нам общеславянского эпоса», «мифического общеславянского героя или прародителя (“Все-слав”)», который в сознании поэта конца XII в. «слился с образом современного ему полоцкого князя Всеслава Брячиславича, благодаря чему последний и оказался окутан покровом тайны и волшебства» (Никитин А.Л. Основания русской истории. С. 454; Он же. «Слово о полку Игореве». Тексты. События. Люди. Исследования и статьи. М., 1998. С. 185 ).

Благодаря работам А. Н. Веселовского (Веселовский А.Н. Былины о Волхе Всеславиче и поэмы об Ортните // Русский фольклор. СПб., 1993. Т. 27 ) и С. Н. Азбелева (Азбелев С.Н. Предания о древнейших князьях Руси по записям XI - XX вв. // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 1997. Вып. 1 ), этот «старый» Всеслав находится сегодня в поле исторического зрения. Древнейшая поколенная роспись русских князей «до Рюрика» содержится в Иоакимовской летописи. Рюрику здесь отведена разве что третьестепенная роль. Эта родословная открывается именем князя Владимира, но при упоминании правления его отца, от которого, собственно, и ведется счет княжеским «коленам». До Гостомысла, предшественника Рюрика, сменилось 14 поколений князей. Поскольку в древнейших генеалогиях правлению одного «колена» отводилось в среднем 25 лет, то княжение Владимирова отца приходится на начало V столетия — эпоху Великого переселения народов. Восходящая также к V в. германская сага о Тидреке Бернском (то есть Веронском) живописует ожесточенную борьбу готского короля Теодориха Амала (Тидрека Бернского) с русским «конунгом Вальдемаром», отец которого назван Всеславом (др.-герм. Гертнит). И германский, и русский источники говорят об одном и том же лице — «русском» правителе славянского Поморья (среди подвластных Гертниту/Всеславу народов сага называет «вильтинов», то есть велетов/лютичей). Сличение этих известий с употребительной еще в конце XII в. генеалогической формулой «внуки Всеславли» показывает, что князья Русской земли вели свое происхождение от одного из княжеских родов балтийских русов, прародителем которого считался полулегендарный Всеслав, отец жившего в V в. князя Владимира.

В итоге перед нами открывается подлинная древнерусская родословная традиция, согласно которой «внуком Всеславлевым» или Всеславичем назывался любой представитель великокняжеской семьи* . Вместе с тем и Русская земля (как, возможно, и любая из ) еще в конце XII в. cлыла «жизнью Всеславлевой», то есть княжеским достоянием Всеслава — прадеда-покровителя всех князей «от рода русского».

*Впоследствии отчество Всеславич закрепилось в былинах и некоторых летописях за одним Владимиром I (см.: Моисеева Г.Н. Кто они - «внуци Всеславли» в «Слове о полку Игореве» // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 158 ) — вероятно, по его исключительной роли в русской истории и по исторической ассоциации с достославным Владимиром Всеславичем V столетия.

Рюриковичи – династия князей (а с 1547 года и царей) Киевской Руси, позже – Московской Руси, Московского Княжества, Московского Царства. Родоначальник династии – легендарный князь по имени Рюрик (вот и ответ на вопрос, почему династию называли по имени основателя). Множество копий поломано в спорах о том, был этот князь варягом (то есть чужеземцем) или же исконно русским.

Генеалогическое древо династии Рюриковичей с годами правления есть в таком известном интернет-ресурсе, как Википедия.

Скорее всего, Рюрик был исконно русским претендентом на трон, и оказался этот претендент в нужное время в нужном месте. Правил Рюрик с 862 по 879 годы. Именно тогда на Руси появился предшественник современного русского алфавита – кириллица (создана Кириллом и Мефодием). От Рюрика начинается долгая, 736-летняя история великой династии. Ее схема разветвленная и чрезвычайно интересная.

После смерти Рюрика правителем Новгородской, а с 882 года и Киевской Руси стал его родственник – Олег по прозвищу Вещий. Прозвище оправдалось сполна: этот князь разгромил хазар – опасных противников Руси, затем вместе с войском пересек Черное море и «прибил щит к вратам Цареграда» (именно так называли в те годы Стамбул).

Весной 912 года Олег умер от несчастного случая – укуса гадюки (эта змея особенно ядовита весной). Случилось это так: князь наступил на череп своего коня и умудрился потревожить зимовавшую там змею.

Новым князем Киевской Руси стал Игорь. При нем Русь продолжала усиливаться. Были разбиты печенеги, укрепилась власть над древлянами. Самым важным событием стало столкновение с Византией.

После неудачи в 941 году (против русского флота использовали так называемый греческий огонь) Игорь вернулся в Киев. Собрав большое войско, он в 944 (или 943) году решил ударить по Византии с двух сторон: с суши – конница, а главные силы войска должны были атаковать Царьград с моря.

Поняв, что в этот раз сражение с противником чревато поражением, император Византии решил откупиться. В 944 году был подписан торгово-военный договор между Киевской Русью и Византийской Империей.

Продолжает династию внук Игоря Владимир Святославович (он же Креститель или Ясно Солнышко) – личность загадочная и противоречивая. Часто сражался с родными братьями, пролил много крови, особенно во время насаждения христианства. В то же время князь позаботился о надежной системе оборонительных сооружений, надеясь решить проблему набегов печенегов.

Именно при Владимире Великом началась страшная беда, в итоге погубившая Киевскую Русь – междоусобица между здешними Рюриковичами. И хотя появлялись сильные князья вроде Ярослава Мудрого или Владимира Мономаха (символично, что именно «Мономахов венец» украсил головы первых Романовых), Русь укреплялась лишь на время их правления. А затем междоусобица на Руси вспыхивала с новой силой.

Правители Московской и Киевской Руси

После раскола христианской церкви на православное и католическое направления суздальские и новгородские князья поняли, что православие намного лучше. В итоге изначальное язычество удалось сплавить с православным направлением христианства. Так появилось русское православие, мощная объединяющая идея. Благодаря этому в итоге возникло могучее Московское княжество, а позже и царство. Из этого ядра позже появилась Россия.

В 1147 году поселение под названием Москва стало центром новой Руси.

Важно! В основании этого города важную роль сыграли татары. Они стали связующим звеном между христианами и язычниками, своего рода посредниками. Благодаря этому династия Рюриковичей крепко заняла престол.

А вот Киевская Русь грешила однобокостью — там насильственно внедряли христианство. При этом уничтожали взрослое население, исповедующее язычество. Неудивительно, что получился раскол между князьями: кто-то отстаивал язычество, а кто-то переходил в христианство.

Трон стал слишком шатким. Так генеалогическое древо династии Рюриковичей разделилось на успешных правителей, создателей будущей России, и неудачников, исчезнувших из истории к концу 13 столетия.

В 1222 году дружина одного из князей ограбила татарский торговый караван, убив самих купцов. Татары выступили в поход и в 1223 году столкнулись на реке Калке с киевскими князьями. Из-за междоусобицы княжеские дружины бились неслаженно, и татары наголову разбили неприятеля.

Коварный Ватикан сразу же воспользовался удобным поводом и втерся в доверие к князьям, в том числе и к правителю Галицко-Волынского княжества Даниле Романовичу. Договорились о совместном походе против татар в 1240 году. Однако князей ждал пренеприятный сюрприз: союзное войско пришло и… потребовало колоссальной дани! А все потому, что это были печально известные рыцари-крестоносцы Тевтонского ордена – бандиты в броне.

Киев отчаянно оборонялся, однако крестоносцы на четвертый день осады прорвались в город и устроили страшный погром. Так погибла Киевская Русь.

Один из правителей Московской Руси, новгородский князь Александр Ярославович, узнал о падении Киева. Если до этого было серьезное недоверие к Ватикану, то теперь оно переросло во вражду.

Вполне возможно, что Ватикан попытался разыграть ту же карту, что и с киевскими князьями, и отправил послов с предложением о совместном походе против татар. Если Ватикан так и поступил, то напрасно — ответом был категорический отказ.

В конце 1240 года объединенное войско рыцарей-крестоносцев и шведов было наголову разбито на Неве. Отсюда и прозвище князя –

В 1242 году рыцари-крестоносцы вновь столкнулись с русским войском. Результат – полный разгром крестоносцев.

Так в середине XIII столетия разошлись пути-дороги Киевской и Московской Руси. Киев на несколько столетий попал под оккупацию Ватикана, а Москва, напротив, усиливалась и продолжала побеждать врагов. Но история династии продолжалась.

Князья Иван III и Василий III

К 1470-м годам Московское княжество было достаточно сильным государством. Его влияние постепенно расширялось. Ватикан стремился решить проблему русского православия, а потому постоянно подогревал свару между родовитыми князьями и боярами, надеясь сокрушить будущее русское государство.

Однако Иван III продолжал реформы, попутно налаживая выгодные связи с Византией.

Это интересно! Великий князь Иван III первым использовал титул «царь», пусть и в переписке.

Василий III продолжал реформы, начатые при отце. Попутно продолжалась борьба с извечными недругами – родом Шуйских. Шуйские занимались, говоря сталинским языком, шпионажем в пользу Ватикана.

Бездетность так огорчала Василия, что он развелся с первой женой и добился ее пострижения в монахини. Второй женой князя стала Елена Глинская, и это получился брак по любви. Первые три года брак был бездетным, но на четвертом году случилось чудо — родился наследник трона!

Правление Елены Глинской

После смерти Василия III его жена Елена сумела захватить власть. За недолгие пять лет государыня всея Руси многого добилась.

Например:

  • Был подавлен один из мятежей. Зачинщик, Михаил Глинский, попал в темницу (зря пошел против племянницы).
  • Уменьшилось недоброе влияние Шуйских.
  • Впервые была отчеканена монета, на коей изображен всадник с копьем, монета была названа копейкой.

Однако враги отравили ненавистную правительницу — в 1538 году княгиня умирает. А чуть позже в темницу попадает князь Оболенский (возможный отец Ивана Грозного, но факт отцовства не доказан).

Иван IV Грозный

Имя этого царя жестоко оболгали вначале по заказу Ватикана. Позже масон-историк Н. Карамзин по заказу Амстердама в книге «История Государства Российского» нарисует портрет великого правителя Руси Ивана IV лишь черными красками. В то же время как Ватикан, так и Голландия называли великими таких негодяев, как Генрих VIII и Оливер Кромвель.

Если же трезво присмотреться к тому, что делали эти политики, мы увидим совсем иную картину. Для Ивана IV убийство было пренеприятной вещью.

А потому он казнил врагов только тогда, когда другие способы борьбы были неэффективны. А вот Генрих VIII и Оливер Кромвель считали убийство нормой и всячески поощряли публичные казни и прочие ужасы.

Детство будущего царя Ивана IV было тревожным. Его мать и названый отец вели неравную борьбу с многочисленными врагами и предателями. Когда же Ивану исполнилось восемь лет, умерла его мать, а названый отец попал в темницу, где вскоре тоже умер.

Пять долгих лет тянулись для Ивана как сплошной кошмар. Самыми ужасными фигурами были Шуйские: они вовсю грабили казну, ходили по дворцу, как у себя дома, и могли бесцеремонно закинуть ноги на стол.

В тринадцать лет юный князь Иван впервые показал свой характер: по его приказу одного из Шуйских схватили псари, и случилось это прямо на заседании боярской думы. Выведя боярина во двор, псари прикончили его.

А в январе 1547 года случилось важное событие, поистине историческое: Иван IV Васильевич был «венчан на царство», то есть объявлен царем.

Важно! Родословная династии Романовых была завязана на родстве с первым русским царем. Это был веский козырь.

Правление Ивана IV Грозного – это целая эпоха длиной в 37 лет. Подробно об этой эпохе можно узнать, посмотрев посвященный ей видеоматериал аналитика Андрея Фурсова.

Вкратце пробежимся по важнейшим вехам этого правления.

Вот эти вехи:

  • 1547 год – венчание Ивана на царство, женитьба царя, подстроенный Шуйскими пожар Москвы.
  • 1560 – смерть жены Ивана Анастасии, обострение вражды между царем и боярами.
  • 1564 – 1565 годы – отъезд Ивана IV из Москвы, его возвращение и начало опричнины.
  • 1571 – Тохтамыш сжигает Москву.
  • 1572 – Хан Девлет-Гирей собрал все войско крымских татар. Они напали, надеясь добить царство, однако на защиту страны поднялся весь народ, и татарское войско вернулось в Крым.
  • 1581 – умирает от отравления царевич Иван, старший сын царя.
  • 1584 – смерть царя Ивана IV.

О женах Ивана IV Грозного было много споров. Однако достоверно известно, что царь был женат четыре раза, причем один из браков как бы не засчитан (невеста слишком скоро умерла, причина – отравление). И трех жен извели бояре-отравители, среди которых главные подозреваемые – Шуйские.

Последняя жена Ивана IV, Марья Нагая, надолго пережила мужа и стала свидетельницей Великой Смуты на Руси.

Последний из династии Рюриковичей

Хотя Василий Шуйский считается последним из династии Рюриковичей, это не доказано. Реально последним из великой династии был третий сын Ивана Грозного Федор.

Правил Федор Иванович лишь формально, на деле же власть была в руках главного советника Бориса Федоровича Годунова. В период с 1584 по 1598 годы на Руси нарастало напряжение, связанное с противостоянием Годунова и Шуйских.

А 1591 год отметился загадочным событием. В Угличе трагически погиб царевич Дмитрий. Был ли в этом виновен Борис Годунов или же это были дьявольские козни Ватикана? Пока что на этот вопрос нет четкого ответа – настолько запутана эта история.

В 1598 году бездетный царь Федор умер, так и не продолжив династию..

Это интересно! При вскрытии останков ученые узнали страшную правду: Федора травили много лет, как и вообще семейство Ивана Грозного! Получилось убедительное объяснение того факта, почему царь Федор был бездетен.

Трон занял Борис Годунов, и правление нового царя ознаменовалось небывалым неурожаем, голодом 1601 – 1603 годов и разгулом преступности. Козни Ватикана также сказались, и в итоге с 1604 года началась активная фаза смуты, Смутное время. Закончилось это время лишь при воцарении новой династии – Романовых.

Династия Рюриковичей – неотъемлемая часть истории Руси. Родословная русских князей, государей и первых русских царей – это то, что нужно знать любому уважающему себя историку России.

Фото генеалогического древа династии Рюриковичей с годами правления Вы можете увидеть ниже.

Полезное видео

4. Никита Сергеевич Хрущев (17.04.1894-11.09.1971 гг.)

Советский государственный и партийный деятель. Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР с 1958 по 1964 годы. Герой Советского Союза, Трижды Герой Социалистического Труда. Первый лауреат Шевченковской премии, годы правления 07.09.1 гг. (г. Москва).

Никита Сергеевич Хрущёв родился в 1894 году в селе Калиновка Курской губернии в семье шахтёра Сергея Никаноровича Хрущёва и Ксении Ивановны Хрущёвой. В 1908, переехав с семьей на Успенский рудник около Юзовки, Хрущёв стал учеником слесаря на заводе, потом работал слесарем на шахте и как шахтер не был взят на фронт в 1914 году. В начале 1920-х годов работал на шахтах, учился на рабочем факультете Донецкого индустриального института. В дальнейшем занимался хозяйственной и партийной работой в Донбассе и Киеве. С января 1931 года находился на партийной работе в Москве, в годах он - первый секретарь московского областного и городского комитетов партии - МК и МГК ВКП (б). В январе 1938 года был назначен первым секретарем ЦК компартии Украины. В том же году стал кандидатом, а в 1939 году - членом Политбюро.

В годы Второй мировой войны Хрущев занимал пост политического комиссара высшего ранга (члена военных советов ряда фронтов) и в 1943 году получил звание генерал-лейтенанта; руководил партизанским движением за линией фронта. В первые послевоенные годы возглавлял правительство на Украине. В декабре 1947 года Хрущев вновь возглавил коммунистическую партию Украины, став первым секретарем ЦК КП(б) Украины; занимал этот пост до своего переезда в Москву в декабре 1949 года, где стал первым секретарем Московского комитета партии и секретарем ЦК ВКП(б). Хрущев выступил инициатором укрупнения коллективных хозяйств (колхозов). После смерти Сталина, когда председатель совета министров оставил пост секретаря ЦК, Хрущев стал "хозяином" партаппарата, хотя вплоть до сентября 1953 года и не имел титула первого секретаря. В период с марта по июнь 1953 года предпринял попытку захвата власти. В целях устранения Берии Хрущев пошел на союз с Маленковым. В сентябре 1953 года он занял пост Первого секретаря ЦК КПСС. В июне 1953 года между Маленковым и Хрущевым началась борьба за власть, победу в которой одержал Хрущев. В начале 1954 года он объявил о начале грандиозной программы освоения целинных земель с целью увеличения производства зерна, а в октябре того же года возглавил советскую делегацию в Пекине.

Наиболее ярким событием в карьере Хрущева был XX съезд КПСС, состоявшийся в 1956 году. На закрытом заседании Хрущев выступил с осуждением Сталина, обвинив его в массовом уничтожении людей и ошибочной политике, едва не закончившейся ликвидацией СССР в войне с нацистской Германией. Результатом этого доклада стали волнения в странах восточного блока - Польше (октябрь 1956) и Венгрии (октябрь и ноябрь 1956). В июне 1957 года Президиумом (ранее Политбюро) ЦК КПСС был организован заговор с целью смещения Хрущева с поста Первого секретаря партии. После своего возвращении из Финляндии он был приглашен на заседание Президиума, который семью голосами против четырех потребовал его отставки. Хрущев созвал Пленум ЦК, который отменил решение Президиума и отправил в отставку "антипартийную группу" Молотова, Маленкова и Кагановича. Он укрепил Президиум своими сторонниками, а в марте 1958 года занял пост Председателя совета министров, взяв в свои руки все основные рычаги власти. В сентябре 1960 года Хрущев посетил США в качестве главы советской делегации на генеральной ассамблее ООН. В ходе ассамблеи ему удалось провести широкомасштабные переговоры с главами правительств целого ряда стран. В его докладе на Ассамблее содержались призывы к всеобщему разоружению, немедленной ликвидации колониализма и принятию Китая в ООН. В течение лета 1961 года советская внешняя политика становилась все более жесткой, а в сентябре СССР прервал трехлетний мораторий на испытания ядерного оружия, проведя серию взрывов. 14 октября 1964 года Пленумом ЦК КПСС Хрущев был освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и члена Президиума ЦК КПСС. Его сменили, ставший Первым секретарем Коммунистической партии, и, ставший Председателем совета министров. После 1964 года Хрущев, сохраняя свое место в ЦК, по существу находился в отставке. Хрущев умер в Москве 11 сентября 1971 года.


Рюриковичами историки называют первую династию русских князей и царей. Фамилии у них не было, а название династия получила по имени её легендарного основателя - новгородского князя Рюрика, умершего в 879 году.

Глазунов Илья Сергеевич. Внуки Гостомысла- Рюрик, Трувор и Синеус.

Самая ранняя (XII век) и наиболее подробная древнерусская летопись, «Повесть временных лет», так рассказывает о призвании Рюрика:


«Призвание Рюрика». Неизвестный автор.

«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.


«Призвание Рюрика».

Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»


Рюрик. Великий князь Новгородский в 862-879. Портрет из Царского титулярника. 1672

Древнерусские летописи начали составляться 200 лет спустя после смерти Рюрика и век спустя после крещения Руси (появления письменности) на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII – первой половине XIX века преобладала теория о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее развилась гипотеза о его западнославянском (поморском) происхождении.

Однако более достоверным историческим лицом, а значит, а значит и родоначальником династии является Великий князь киевский Игорь, которого летопись считает сыном Рюрика.


Игорь I (Игорь Древний) 877- 945гг. Великий князь Киевский в 912-945.

Династия Рюриковичей стояла во главе русского свыше 700 лет. Рюриковичи правили Киевской Русью, а затем, когда она в XII веке распалась, крупными и мелкими русскими княжествами. И после объединения всех русских земель вокруг Москвы во главе государства встали Великие Князья московские из рода Рюриковичей. Потомки бывших удельных князей утратили свои владения и составили высший слой русской аристократии, однако титул "князь" они при этом сохранили.


Святослав I Игоревич Завоеватель. 942-972гг. Великий князь Киевский в 966-972.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Владимир I Святославич (Владимир Красно Солнышко) 960-1015гг. Великий князь Киевский в 980-1015. Портрет из Царского титулярника. 1672


Ярослав I Владимирович (Ярослав Мудрый) 978-1054гг. Великий князь Киевский в 1019-1054. Портрет из Царского титулярника. 1672


Всеволод I Ярославич. 1030-1093гг. Великий князь Киевский в 1078-1093.


Владимир II Всеволодович (Владимир Мономах) 1053-1025гг. Великий князь Киевский в 1113-1125. Портрет из Царского титулярника. 1672


Мстислав I Владимирович (Мстислав Великий) 1076-1132гг. Великий князь Киевский в 1125-1132. Портрет из Царского титулярника. 1672


Ярополк II Владимирович. 1082-1139гг. Великий князь Киевский в 1132-1139.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Всеволод II Ольгович. ?-1146г. Великий князь Киевский в 1139-1146.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Игорь II Ольгович. ?-1147г. Великий князь Киевский в 1146.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Юрий I Владимирович (Юрий Долгорукий). 1090-1157гг. Великий князь Киевский в 1149-1151 и 1155-1157. Портрет из Царского титулярника. 1672


Всеволод III Юрьевич (Всеволод Большое Гнездо). 1154-1212гг. Великий князь Владимирский в 1176-1212. Портрет из Царского титулярника. 1672


Ярослав II Всеволодович. 1191-1246гг. Великий князь Киевский в 1236-1238. Великий князь Владимирский в 1238-1246. Портрет из Царского титулярника. 1672


Александр I Ярославич (Александр Невский). 1220-1263гг. Великий князь Киевский в 1249-1252. Великий князь Владимирский в 1252-1263. Портрет из Царского титулярника. 1672


Даниил Александрович. 1265-1303гг. Великий князь Московский в 1276-1303.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Иван I Данилович (Иван Калита). ?-1340гг. Великий князь Московский в 1325-1340. Великий князь Владимирский в 1338-1340. Портрет из Царского титулярника. 1672


Иван II Иванович (Иван Красный). 1326-1359гг. Великий князь Московский и Владимирский в 1353-1359. Портрет из Царского титулярника. 1672


Дмитрий III Иванович (Дмитрий Донской). 1350-1389гг. Великий князь Московский в 1359-1389. Великий князь Владимирский в 1362-1389. Портрет из Царского титулярника. 1672


Василий I Дмитриевич. 1371-1425гг. Великий князь Московский в 1389-1425. Портрет из Царского титулярника. 1672


Василий II Василиевич (Василий Тёмный). 1415-1462гг. Великий князь Московский в 1425-1446 и 1447-1462. Портрет из Царского титулярника. 1672


Иван III Васильевич. 1440-1505гг. Великий князь Московский в 1462-1505. Портрет из Царского титулярника. 1672


Василий III Иванович. 1479-1533гг. Великий князь Московский в 1505-1533. Портрет из Царского титулярника. 1672


Иван IV Васильевич (Иван Грозный) 1530-1584гг. Великий князь Московский в 1533-1584. Русский Царь в 1547-1584. Портрет из Царского титулярника. 1672

В 1547 году Великий князь московский Иван IV венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля и принял титул «Царя Всея Руси». Последним представителям династии Рюриковичей на русском престоле был царь Фёдор Иванович, умерший бездетным в 1598 году.


Фёдор I Иванович. 1557-1598гг. Русский Царь в 1584-1598. Портрет из Царского титулярника. 1672

Но это не значит, что на этом закончился и род Рюриковичей. Пресеклась лишь его самая младшая - московская - ветвь. А вот мужское потомство других Рюриковичей (бывших удельных князей) к тому времени приобрело уже и фамилии: Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Шуйские, Щербатовы и др.

Рюриковичи.

862 –1598гг.

Киевские князья.

Рюрик

862 – 879гг.

IХ В. – образование Древнерусского государства.

Олег

879 – 912гг.

882г. – объединение Новгорода и Киева.

907г., 911г. – походы на Царьград (Константинополь); подписание договора Руси с греками.

Игорь

912 – 945гг.

941г., 944г. – походы Игоря на Византию. /первый – неудачный/

945г. – договор Руси с греками. /не так выгоден, как Олега/

Ольга

945 –957гг.(964г.)

/регетша малолетнего князя Святослава/

945г. – восстание в земле древлян. Введение уроков и погостов.

Святослав

I 957 –972гг .

964г. – 966г. – разгром камских болгар, хазар, ясов, косогов. Присоединение Тмутаракани и Керчи, открыт торговый путь на Восток.

967г. – 971г. – война с Византией.

969г. – назначение своих сыновей наместниками: Ярополка в Киеве, Олега в Искоростене, Владимира в Новгороде.

Ярополк

972 – 980гг.

977г. – смерть князя Олега в борьбе с братом Ярополком за лидерство на Руси,бегство князя Владимира к варягам.

978г. – победа Ярополка над печенегами.

980г. – поражение Ярополка в битве с князем Владимиром. Убийство Ярополка.

Владимир I Святой

980 – 1015гг.

980г. – языческая реформа /единый пантеон богов/.

988 –989гг. – принятие христианства на Руси.

992г., 995г. – битвы с печенегами.

Святополк Окаянный

1015 - 1019гг.

1015г. – начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство малолетних князей Бориса и Глеба по приказу Святополка.

1016г. – битва князей скятополка и Ярослава под Любичем. Бегство святополка в Польшу.

1018г. – возвращение Святополка в Киев. Бегство Ярослава в Новгород.

1018 – 1019гг. –война ярослава со Святополком.

Ярослав Мудрый

1019 –1054гг.

Нач. XIв. – составление « Русской Правды » (Правды Ярослава), состоявшей из 17 статей, (по мнению академика Б. А. Рыбакова, это была инструкция о штрафах за скандалы и драки).

1024г. – битва Ярослава с братом Мстиславому Листвена за контроль над всеми территориями Руси.

1025г. – раздел Русского государства по Днепру. Мстиславу восточная, а Ярославу западная часть государства.

1035г. – смерть Мстислава Владимировича. Переход его удела Ярославу.

1036г. – образование Киевской митрополии

1037г. – начало строительства храма Св. Софии в Киеве.

1043г. – неудачный поход Владимира Ярославича на Византию.

1045г. - начало строительства храма Св. Софии в Новгороде.

Изяслав I Ярославич

1054 – 1073гг., 1076 – 1078гг.

1068г. – поражение Ярославичей на р. Альте от половцев.

1068 – 1072гг. – народные восстания в Киеве, Новгороде, Ростово-Суздальской и Черниговской землях. Дополнение «Русской Правды» «Правдой Ярославичей».

Святослав

II 1073 –1076 гг.

Всеволод

1078 – 1093гг.

1079г. – выступление Тмутараканского князя Романа Святославича против Всеволода Ярославича.

Святополк II Изяславич

1093 – 1113гг.

1093г. – разорение Южной Руси половцами.

1097г. – съезд русских князей в Любиче.

1103г. – разгром половцев Святополком и Владимиром Мономахом.

1113г. – кончина Святополка II, восстание горожан, смердов и закупов в Киеве.

Владимир Мономах

1113 – 1125гг.

1113г. – дополнение «Русской Правды» «Уставом» князя Владимира Мономаха о «закупах» /должниках/ и «резах» /процентах/.

1113 –1117гг. – написание «Повести временных лет».

1116г. – поход Владимира Мономаха с сыновьямина половцев.

Мстислав Великий

1125 – 1132гг.

1127 – 1130гг. – борьба Мстислава с полоцкими удельными князьями. Ссылка их в Византию.

1131 – 1132гг. – успешные походы на Литву.

Усобицы на Руси.

Московские князья.

Даниил Александрович 1276 – 1303гг.

Юрий Данилович 1303 –1325гг.

Иван Калита 1325 – 1340гг.

Семен Гордый 1340 – 1355553гг.

Иван II Красный 1353 –1359гг.

Дмитрий Донской1359 –1389гг.

Василий I 1389 – 1425гг.

Василий II Темный 1425 – 1462гг.

Иван III 1462 – 1505гг.

Василий III 1505 – 1533гг.

Иван IV Грозный 1533 – 1584гг.

Федор Иванович 1584 – 1598

Окончание династии Рюриковичей.

Смутное время.

1598 – 1613гг.

Борис Годунов 1598 – 1605гг.

Лжедмитрий I 1605 – 1606гг.

Василий Шуйский 1606 – 1610гг.

«Семибоярщина» 1610 – 1613гг.

Династия Романовых.

1613 –1917гг.