§1. Предмет синтаксиса

Синтаксис - лингвистическая дисциплина, изучающая синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, а также связи простых предложений в составе сложных. Соответственно выделяются три единицы синтаксиса. Каждая имеет свою природу и свойственные ей признаки.

Синтаксис - это уровень структуры языка.

§2. Единицы синтаксиса

Единицы синтаксиса:

  • словосочетание
  • простое предложение
  • сложное предложение

Важно понимать, что предложения и словосочетания - это единицы разного уровня. Почему ими занимается одна лингвистическая дисциплина - синтаксис? Потому что для синтаксиса важно, как из слов на основе синтаксических связей создаются разные синтаксические конструкции.
Слова соединяются в словосочетания, а словосочетания складываются в предложения. Предложение - это синтаксическая конструкция более высокого уровня, чем словосочетание. Оно иначе организовано: в каждом предложении выделяется грамматическая основа . В простых предложениях грамматическая основа одна. Если в предложении более одной грамматической основы, то это предложение сложное.

лежать на печи

словосочетание

Емеля лежал на печи.

простое предложение, грамматическая основа: Емеля лежал

Пока Емеля лежал на печи, вёдра сами сходили на реку за водой.

сложное предложение, состоящее из двух простых, имеющих грамматические основы: Емеля лежал и вёдра сходили

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что изучает синтаксис?

    • фонетическое строение слова
    • морфемное строение слова
    • части речи
    • синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, а также связи простых предложений в составе сложных
  2. Верно ли полагать, что синтаксические конструкции создаются на основе синтаксических связей?

  3. Какие единицы языка изучает синтаксис?

    • слово и словосочетание
    • словосочетание, простое предложение и сложное предложение
    • морфемы
  4. Есть ли словосочетание в предложении: Праздники прошли .?

  5. Сколько грамматических основ в предложении: Улыбайся, даже если тебе не улыбнутся в ответ .?

  6. Простым или сложным является предложение: Что тебе нужно для счастья?

    • простое предложение
    • сложное предложение

СИНТАКСИС. Определение С. В определениях С. отражены три основных направления в изучении грамматики (см.) в целом направления логическое, психологическое и формальное. Так, наиболее распространенными определениями С. являются: 1) определение его… … Литературная энциклопедия

- (греч., от syn вместе, и taxis порядок). Часть грамматики, излагающая правила соединения слов и самих предложений для выражения мысли. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИНТАКСИС [гр. syntaxis… … Словарь иностранных слов русского языка

Синтаксис - СИНТАКСИС отдел грамматики, заключающий «учение о предложениях» по одним, «учение о словосочетаниях» по другим и «учение о значении форм слов и классов слов» по третьим. Определение синтаксиса тормозится трудностью определения предложения (см … Словарь литературных терминов

- (от греч. syntaxis построение, порядок) раздел семиотики, исследующий структурные свойства систем знаков, правила их образования и преобразования, отвлекаясь от их интерпретации (которую исследует семантика). С. формализованного языка называют… … Философская энциклопедия

Набор правил построения фраз алгоритмического языка, позволяющий определить, осмысленные предложения в этом языке. См. также: Синтаксис языков программирования Языки программирования Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

- (от греческого syntaxis построение, порядок), 1) способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения, способы порождения высказываний как части текста; типы, значения словосочетаний,… … Современная энциклопедия

- (от греч. syntaxis построение порядок),1) способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения; типы, значения и т. п. словосочетаний и предложений.2) Раздел грамматики, изучающий эту… … Большой Энциклопедический словарь

СИНТАКСИС, синтаксиса, мн. нет, муж. (греч. syntaxis составление) (линг.). Отдел грамматики, изучающий предложение, словосочетания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СИНТАКСИС, а, муж. 1. Раздел грамматики наука о законах соединения слов и о строении предложений. 2. Система языковых категорий, относящихся к соединениям слов и строению предложений. С. словосочетания. С. предложения. С. текста. С. разговорной… … Толковый словарь Ожегова

Муж., греч., грам., словосочиненье. Синтаксическия правила. Синтезис, ·лог. разбор от начала к последствиям, от частностей к общему. Синтетический способ разысканий, ·противоп. аналитический, разлагающий целое на части его, доходяший от явлений к … Толковый словарь Даля

- (греч. suntaxiV строй, система, в грамматике конструкция, грамматический строй речи) в европ. грамматике этимтермином обозначалась та часть ее, которая рассматривает законысочетания отдельных слов в целые предложения. Современная… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

1. Синтаксис как раздел науки о языке.

Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает законы и правила построения осмысленных высказываний, законы построения связной речи.

Ученые: Ломоносов, Востоков, Овсяннико-Куликовский, Потебня, Фортунатов, Буслаев, Пешковский, Шахматов. Современные: Салганик, Валгина, Розенталь, Лекант, Сиротинина, Золотова, Ильенко

Задачи синтаксиса:

1) изучение связей и отношений слов в различных их комбинациях, образующих осмысленные высказывания;

2) изучение предложений в их структурной целостности и качественном своеобразии.

Разделы синтаксиса:

1) синтаксис словосочетания; 2) синтаксис простого предложения; 3) синтаксис осложненного предложения; 4) синтаксис сложного предложения;5) синтаксис текста.

Предложение изучается синтаксисом в 4-х основных аспектах:

1) с точки зрения своей сущности как особой единицы языка, отличной от звука, слова, морфемы, словосочетания, т.е. предложение изучается в его структурной цельнооформленности и семантическом

своеобразии; 2) с точки зрения своего внутреннего устройства, т.е. выявляются синтаксические связи и отношения, реализованные в предложении, а также исчисляются минимальные парные соединения слов, называемые словосочетанием; 3) с точки зрения систематизаций, т.е. выясняется, в какие классификационные разряды входит предложение; 4) с точки зрения тех преобразований, которым подвергается предложение в меняющихся условиях общения, например, преобразования по актуальному членению.

Основные понятия синтаксиса

Синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.

Например, в предложении К дому Ивановы подъехали на новенькой машине 7 слов на 5 словоформ, т.к. предлог является элементом формы слова и входит в состав членов предложения.

В составе словосочетания или предложения словоформа выступает в синтаксической функции и является структурно-смысловым компонентом

синтаксической единицы – синтаксемы.

Синтаксема - (морфологическая форма слова иногда со служебным словом) – единица, обладающая определенной синтаксической семантикой.

Например, в саду, у реки – семантика местоположения; до неузнаваемости, до изнеможения – значение степени и следствия.

Синтаксические связи и отношения

Синтаксические связи и отношения между элементами синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений.

Синтаксическая связь есть выражение взаимосвязи элементов в синтаксических единствах. Основные виды синтаксической связи – это сочинение и подчинение.

При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении – синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой – как зависимый.

Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений, подчинительной – словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных

предложений.

Сочинительная связь бывает открытой , т.е. объединяет различное число компонентов, например, Сергея, Вани и Коли не было сегодня в школе (можно еще добавить Вити ), и закрытой , т.е. объединяет только два компонента, находящиеся между собой в от отношениях противопоставления или соединения, но не простого перечисления, например Мне было скучно, и я пошел погулять .

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения – подлежащего и сказуемого.

Непредикативные отношения в свою очередь делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные, объектные и обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами словосочетаний и предложений, как простых, так и сложных.

5. Понятие о свободных и связанных словосочетаниях. Стилистически маркированные словосочетания.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные . Свободные состоят из 2х слов, которые являются разными членами предложения и выполняют разные синтаксические функции, разлагаются на составляющие их части. нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью;

Связанные состоят из 2х слов, которые являются либо фразеологически, либо синтаксически неразложимыми, компоненты выполняют функцию одного члена предложения. два студента, несколько книг, бил баклуши, экзамен повышенной сложности

Стилистически маркированные словосочетания -

Клей обойный, сельдь атлантическая, зачетная книжка.

7. Виды простого предложения (предложения реальной и ирреальной модальности; утвердительные и отрицательные; по типу высказывания; распространенные и нераспространенные; простые и сложные предложения).

В зависимости от положенного в основу классификации признака различаются предложения:

    В зависимости от количества предикативных единиц

Простые - состоящие из одной предикативной единицы (членимые, имеющие второстепенные члены, не членимые, не имеющие второстепенных членов)

Сложные - состоящие из двух или более предикативных единиц (двукомпонентные и многокомпонентные)

    По соотнесенности предмета мысли и его признака

Утвердительные – наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности

Отрицательные – отрицающие наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности. В общеотрицательные предложениях отрицается сказуемое (с помощью частиц НЕ и НИ или с помощью интонации – Где вам торговаться! Ни слова больше я тебе не скажу . НО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОТРИЦАНИЕМ! Предложения с повторяющейся частицей НЕ в составном глагольном сказуемом: Широта его взглядов не могла не удивлять . – усиленное утверждение. Вопросительные или восклицательные предложения со значением обобщенного утверждения: Кто не проклинал станционных смотрителей?). В частноотрицательных предложениях отрицается какой-либо второстепенный член предложения: Законы пишу не я . Контекстуальные случаи – структурно предложения отрицательные, но семантически утвердительные: Увы, - он счастия не ищет и не от счастия бежит!

3.По типу отношения у объективной реальности

Предложения с выделением реальной модальности – утверждение о существовании факта в настоящем, прошлом, будущем (Я прямо перейду к тому, что мне еще осталось досказать ).

Предложения ирреальной модальности – выражают оттенки субъективных значений – предположение, сомнение, уверенность, возможность, невозможность, приказ. Выражаются сослагательным и повелительным наклонением (Пойдемте ко мне, Павел Романович, - сказала я своим самым хрустальным тоном ).

4. По цели высказывания:

Повествовательные – предложения содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение: Вышел хозяин.

- Вопросительные – заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему: Далеко и вы живете? Бывают местоименные (содержат местоимение или начериче)и неместоименные (не содержат). Выделяют: собственно-вопросительные, вопросительно-утвердительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно побудительные, вопросительно-риторические.

- Побудительные предложения выражают желание заставить действовать других людей: Воротить, воротить его!

5. Восклицательные и невосклицательные

Восклицательные – предложения, в которых содержание сопровождается выражением чувств говорящего. Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания.

Невосклицательные – не содержат.

6. Распространенные и нераспространенные

Распространенные – содержат второстепенные члены

Нераспространенные – не содержат

7. Полные и неполные

Полные – содержат все необходимые члены данной структуры предложения

Неполные – не содержат

8. Двусоставные и односоставные

Двусоставные - подлежащее + сказуемое

Односоставные–один главный член

Термин "синтаксис" употребляют для обозначения и объекта изучения и раздела науки о языке.

Синтаксис языка - это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.

Синтаксис как наука - это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц (4, с. 5).

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложения предложений, являются предметом синтаксиса (8, с. 7).

Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

Фундаментальные понятия синтаксиса - понятие о синтаксических единицах, синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике (4, с. 5).

Синтаксические единицы - это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному.

Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин).

В предложении - 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.

Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву (А. Толстой).

В предложении - 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.

Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами (4, с. 6).

Вопрос о составе синтаксических единиц (сколько их и какие они) до сих пор однозначно не решен в лингвистике, однако в большинстве вузовских учебников (см. список литературы) рассматриваются все названные выше синтаксические единицы.

"Синтаксические связи и отношения между элементами (компонентами) синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений" (Чеснокова Л.Д., с. 6).

Синтаксическая связь является выражением взаимосвязи элементов в синтаксической единице, то есть служит для выражения синтаксических отношений между словами, во-вторых, создает синтаксическую структуру предложения и словосочетания, в-третьих, создает условия для реализации лексического значения слова.

Основные виды (типы) синтаксической связи - сочинение и подчинение (4, с. 6).

Сочинение и подчинение являются структурными, собственно языковыми отношениями, призванными структурно оформлять объективные отношения.

Подчинение передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания двух слов, в котором одно выступает как главное, второе - как зависимое.

Сочинение передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания слов, в котором все слова выступают как равноправные по отношению друг к другу.

На базе основных типов связи в лингвистической литературе выделяется:

  • 1) пояснительная связь;
  • 2)двунаправленная связь;
  • 3) детерминантная связь.

Рассмотрим их подробнее.

Пояснительная связь характерна только для словоформ в составе предложения. И.П. Распопов в "Строении простого предложения" (7, с. 40-41) называет эту связь аппликацией, в "Грамматике-80" отмечено, что пояснительная связь характеризуется как разновидность сочинительной связи (§ 2084).

Пояснительная связь - это связь словоформ, при которой второй компонент как бы "накладывается" на первый и благодаря этому уподобляется ему в синтаксических отношениях с другими компонентами предложения. Пояснительная связь раскрывает собственно пояснительные синтаксические отношения, выражающие разные названия одного и того же явления. Пояснительную связь можно усмотреть в случаях, которые обычно трактуются как обособление приложений (в широком смысле с включением не только приименных, но и приадъективных, принаречных компонентов), она характерна для предложения (И.П. Чиркина, ч. 4, с. 25).

Ср.: Она выходила на улицу в стареньком, очень потрепанном, платье. Налево, у дороги, стояло одинокое дерево.

Двунаправленная связь характерна только для предложения, это одновременная связь зависимой словоформы с двумя другими стержневыми для нее словоформами, выражает определительные и обстоятельственные, определительные и объектные синтаксические отношения. (См.: Грамматика-80, § 2003, Чеснокова Л.Д., с. 66-72, Распопов И.П., с. 37-40).

Пример: Уткнувшись лицом в полотенце, он заплакал навзрыд, как плакал в этой комнате, когда маленького его несправедливо и жестоко наказывал отец (Федин).

Словоформа маленького выражает одновременно атрибутивное отношение к словоформе его (он какой?) и обстоятельственное временное к словоформе наказывал (когда?).

Неужели война сделала тебя суеверным? (Симонов).

Словоформа суеверным выражает одновременно атрибутивные и объектные синтаксические отношения.

Детерминантная связь - связь свободного присоединения словоформы к предложению в целом, выражает объектные и обстоятельственные синтаксические отношения (см. работы Шведовой Н.Ю., Малащенко В.П. и др.).

Примеры: В писателе должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Для большого писателя мало знать родной язык.

Выделенные единицы являются объектным детерминантом.

С балкона в комнату пахнуло свежестью. В распахнутые окна дул теплый ветер - пример обстоятельственного детерминанта.

Поскольку синтаксические связи служат для выражения синтаксических отношений, следует дать определение последним.

"Синтаксические отношения, - пишет Л.Д. Чеснокова, - есть те смысловые отношения, которые в школьном синтаксисе квалифицируются как грамматические значения словосочетания, это те отношения, которые определяют специфику синтаксической структуры предложения, составляют значение членов предложения, значение придаточных предложений, значение сложносочиненных и бессоюзных предложений и т.д.

Отношения между предметами и явлениями реального мира конкретизируются и предстают в языке как отношения между предметом и предметом, между признаком и предметом, между признаком и признаком, между действием и предметом, между действием и признаком, между действием и действием" (6, с. 9).

Структурные, собственно языковые, отношения призваны определенным образом оформлять, представлять в языке объективные отношения (там же).

Основным следует признать деление синтаксических отношений на предикативные и непредикативные. Предикативные синтаксические отношения характерны для грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого.

Непредикативные синтаксические отношения делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные, объектные, обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами всех синтаксических единиц.

Для построения синтаксических единиц употребляются словоформы, служебные слова, типизированные лексические элементы, интонация, порядок слов и др. Все эти средства служат также для оформления синтаксических связей и выражения синтаксических отношений.

Словоформы - минимальные синтаксические построения, обслуживающие смысловую сторону синтаксических построений, а элементами словоформ являются окончания и предлоги.

Союзы связывают между собой однородные члены предложения, части сложного предложения и компоненты сложного синтаксического целого, выражают их грамматические значения. Менее яркими сигнализаторами грамматических значений являются сочинительные союзы, но и они раскрывают смысловые отношения между сочиняемыми компонентами.

Частицы и их сочетания могут образовывать нечленимые предложения, оформлять синтаксические значения предложений, членов предложения, выделять смысловой центр высказывания и т.д. Частицы не включаются в состав членов предложения, если оформляют грамматическое значение всего предложения.

Неужели при тысячеградусных температурах в кабине останутся комнатные условия?

В остальных случаях частицы, как и предлоги, входят в состав членов предложения.

Важную роль в построении синтаксических конструкций играют типизированные лексические элементы. К ним относятся местоименные слова (вопросительные, относительные, указательные - кто, что, который, где, куда, этот, тот, такой, там, туда, поэтому и т.п.), лексико-семантические группировки знаменательных частей речи.

Порядок слов определяется семантическими и структурными факторами. В русском языке порядок слов бывает двух типов: прямой (фиксированный) и инверсионный (свободный).

Одним из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является интонация. Составными элементами интонации является мелодика речи, ритм, темп, логическое ударение, которое выделяет в предложении информативный центр. Кроме того, интонация - существенный признак предложения, так как она является одним из показателей завершенности, целостности предложений в устной речи; интонация оформляет типы простых предложений, выделяемых по цели высказывания, придает им эмоциональную окраску, выражает синтаксические связи и отношения между членами предложения, между частями сложного предложения и т.д.

В построении синтаксических конструкций обычно участвует несколько средств (4, § 4, с. 8-10).

В морфологии у частей речи разграничиваются лексические и грамматические (категориальные) значения. Так же и в синтаксисе. Все синтаксические единицы имеют лексические (речевые, индивидуальные) и грамматические (языковые, синтаксические, категориальные и т.д.) значения.

Лексическое значение словосочетаний обусловлено лексическими значениями слов, входящих в эти словосочетания.

Грамматическое значение - более общее, абстрактное значение, значение синтаксических отношений.

Вопрос о семантике предложений более сложный и не имеет однозначного решения. С одной стороны, в это понятие включается грамматическое значение вопроса, утверждения, побуждения, с другой стороны, еще и грамматическое значение словосочетаний, входящих в состав предложения.

Таким образом, грамматическая (языковая, синтаксическая) семантика - это общее значение синтаксических единиц одинаковой структуры. Лексическая семантика - это речевое, конкретное, индивидуальное значение той или иной синтаксической единицы, связанное с лексическим значением слов и словоформ (4, с. 11).

Синтаксическая и лексическая семантики синтаксических единиц и их компонентов отличаются друг от друга разной степенью абстракции: синтаксическая семантика - высшая ступень обобщения лексической семантики. Синтаксическую и лексическую семантики можно представить как разные полюса, между которыми лежит зона переходных явлений, отражающих разные ступени абстракции. В этой зоне взаимодействия грамматики и лексики формируются структурно-семантические типы предложений, словосочетаний и т.д.

Синтаксическая семантика разновидностей этих предложений, словосочетаний и т.д. называется типовой семантикой (названная проблема отражена в работах Г.А. Золотовой).

Так, например, общим грамматическим значением безличного предложения В комнате холодно является сообщение, а его типовым значением - состояние среды.

В школьных учебниках рассматриваются грамматические значения словосочетаний и предложений: грамматическое значение словосочетания связано с его строением, а предложения - со значением наклонений глагола-сказуемого (4, § 5).

История изучения русского синтаксиса берет свое начало с "Российской грамматики" М.В. Ломоносова (1755). Расцвет русской синтаксической науки наступает в 19 - нач.20 в., когда получают развитие основные направления отечественного языкознания: логико-грамматическое (Ф.И. Буслаев, Н.И. Греч, К.С. Аксаков), психологическое (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский), формально-грамматическое (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский).

Все эти направления внесли значительный вклад в разработку лингвистических проблем, но отличаются односторонним подходом к синтаксису.

Современный период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным расцветом лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности. Многие актуальные вопросы синтаксиса рассматривались и ранее, но в отличие от традиционного языкознания для современного периода характерен процесс интеграции и дифференциации, отличающий развитие всей науки в современную эпоху. Одним из достижений современного синтаксиса является выявление и разграничение аспектов изучения синтаксических единиц. Одни аспекты связаны с семантикой предложений, другие - с их структурой. Трудно сказать, какой аспект главнее, несомненно, что основным является и структурный, и семантический аспект, и это отразилось в современных синтаксических теориях. Выделенные аспекты не исчерпывают всего многообразия существующих подходов к изучению синтаксических единиц, возможно и выявление новых аспектов, которые позволят с новых позиций дать анализ каких-либо свойств единиц синтаксиса.

Логический аспект изучения синтаксических единиц связан с лучшими традициями русской лингвистики, так как классики отечественного языкознания рассматривали проблему соотношения языка, мышления и бытия. В советском языкознании эта проблема стала объектом исследования и описания общего языкознания.

В работах по общему языкознанию язык рассматривается как средство формирования, выражения и сообщения мысли. Наиболее существенной чертой предложения является его способность формировать и выражать мысль. Философы и лингвисты, разделяющие это положение, различают 3 вида мысли: "мысль-сообщение", "мысль-вопрос", "мысль-побуждение". Различия этих видов мысли обусловливают особые структурные и семантические свойства предложений, выделяемых обычно только по цели высказывания: повествовательных, вопросительных и побудительных.

История развития отечественного языкознания показывает, что философы и лингвисты искали и ищут те формы мысли, которые лежат в основе предложения; исследуют структуру мысли, определяющей синтаксическую членимость предложения.

Мысль, выражаемая в предложении, у лингвистов 19 и 20 вв. получает разные толкования и названия: у Ф.И. Буслаева - суждение, у А.А. Потебни - апперцепция, у А.А. Шахматова - психологическая коммуникация и т.д. Важно, что большинство ученых отмечает двучленный характер мысли, выражаемой в любом предложении, так как в любом предложении есть предмет мысли-речи, то есть то, о чем говорится, и то, что говорится о предмете.

В современной лингвистике широко используются логические термины: субъект, предикат и др. Термин субъект используется как синоним следующих слов и словосочетаний: деятель, производитель действия, действующее лицо, говорящий, предмет мысли, носитель признака. Логический термин предикат употребляется как синоним термина сказуемое, а также с ним связано понятие предикативность.

Логический аспект важен прежде всего потому, что степень членимости мысли определяет степень членимости предложения, является основой для выделения структурно-семантических типов простого предложения: двусоставных, односоставных, нечленимых (4, с. 16-17).

Структурный аспект, или конструктивный синтаксис, структурный синтаксис, пассивный синтаксис и т.п. Специфика этого лингвистического направления в том, что ученые при изучении синтаксических единиц особое внимание уделяют их моделям, структурным схемам, то есть стереотипным образцам, по которым строятся в речи единицы разных уровней синтаксической системы.

В структурные схемы простого предложения входят лишь те строевые элементы, которые отражают логическую структуру мысли, определяющей синтаксические позиции членов предложения. В результате в центре внимания оказались лишь подлежащее и сказуемое, а второстепенные члены перешли в синтаксис словосочетания. Изучение структуры синтаксических единиц имеет много и плюсов, и минусов.

С одной стороны, невозможно в структурной схеме отразить все семантическое многообразие синтаксических построений, а с другой стороны, структурные схемы отражают основные механизмы построения высказываний и демонстрируют средства, обслуживающие грамматические значения синтаксических единиц и их компонентов (4, с. 17-19).

Коммуникативный аспект связан прежде всего со способностью предложения выступать в качестве средства общения (коммуникации). Коммуникативный аспект предложения проявляется в так называемом актуальном членении, при наличии которого в предложении выделяется данное (тема, основа высказывания) и новое (рема). (Об актуальном членении см. работы И.П. Распопова, И.И. Ковтуновой).

Коммуникативный аспект оказывает влияние и на решение вопроса об объеме члена предложения (ср.: Искусство писать - это искусство сокращать). Способы актуализации информативного центра высказывания - логическое ударение, порядок слов, лексический повтор, частицы и т.п.(см. подробнее:4, с. 21 и далее).

Все рассмотренные аспекты очень тесно взаимосвязаны.

Структурно-семантическое направление - очередной этап эволюции традиционного языкознания. В нем бережно сохраняются и развиваются лучшие традиции русской синтаксической теории, обогащаясь новыми идеями.

Развитие структурно-семантического направления стимулируется потребностями преподавания русского языка, где необходимо многоаспектное, объемное рассмотрение речевых и языковых средств.

Одним из основных принципов структурно-семантического направления является принцип системности языкового строя. Язык как система представляет собой целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов; не может быть явлений, выпадающих из системы языка, явлений вне системы. Отсюда наиболее важной и существенной чертой современного синтаксиса является многоаспектный подход к изучению синтаксических единиц, как и других единиц языка (см.подробнее указанную литературу).

Список литературы

  • 1. Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.
  • 2. Русская грамматика. М., 1980, т. 2.
  • 3. Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой. М., 1981.
  • 4. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М, 1987.
  • 5. Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.
  • 6. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.
  • 7. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке.М., 1970.
  • 8. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.
  • 9. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1974.
  • 10. Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. М., 1978.
  • 11. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч. 2. Синтаксис. М., 1979.
  • 12. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.
Подготовил: Дагбаев Дандар
Группа: 16453

Понятие синтаксиса

Синтаксис – это раздел лингвистики, изучающий строение
словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в
них различных частей речи. Является составной частью грамматики

Основные единицы ситаксиса

Основными единицами синтаксиса считаются:
1)Словосочетание
2)Предложение
3)Текст- это высказывание, состоящее из ряда предложений, связанных по
смыслу, расположенных в определённой последовательности и
объединённых в целое единством темы и основной мысли.

Словосочетание – одна из основный единиц синтаксиса

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов,
связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные
наименования явлений объективной действительности, например:
студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста,
читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения
предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных
синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н.
Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.
Словосочетаниями не является:
¾ грамматическая основа;
¾ однородные члены предложения;
¾ служебная часть речи + существительное;
¾ фразеологизм.

Различаются словосочетания синтаксические и
словосочетания фразеологические. Первые изучаются в
синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя,
железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная
дорога, тупой угол.
Среди синтаксических словосочетаний выделяются
словосочетания свободные и несвободные. Первые легко
разлагаются на составляющие их части, вторые образуют
синтаксически неразложимое единство (в предложении
выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная
книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два
студента, несколько книг.

Классификация словосочетаний по составу (по
структуре)
1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух
знаменательных слов.
Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (=
седоволосый человек).
2. Сложные словосочетания образуются на основе
простых словосочетаний.
Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом
на юге.
Классификация словосочетаний по степени слитности
компонентов
По степени слитности компонентов выделяются
словосочетания:

синтаксически свободные
Примеры: высокий дом.
- синтаксически (или фразеологически) несвободные,
образующие неразложимое синтаксическое единство и
выступающие в предложении в роли одного члена:
Примеры: три сестры, анютины глазки.
Словосочетание рассматривается как единица
синтаксиса, которая выполняет коммуникативную
функцию (входит в речь) только в составе предложения.
Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся
соединения слов на основе подчинительной связи (связи
главного и зависимого членов). Некоторые исследователи
признают также сочинительные словосочетания -
сочетания однородных членов предложения.

Предложение – одна из основных единиц синтаксиса

Другой основной синтаксической единицей является
предложение. Предложение - это минимальная
единица человеческой речи, представляющая собой
грамматически организованное соединение слов (или
слово), обладающее известной смысловой и
интонационной законченностью. Будучи единицей
общения, предложение вместе с тем является
единицей формирования и выражения мысли, в чем
находит свое проявление единство языка и мышления.

Члены предложения
Члены предложения - грамматически значимые
части, на которые делится предложение при
синтаксическом анализе. Они могут состоять как из
отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют
два главных члена предложения: подлежащее и
сказуемое, которые находятся в предикативном
отношении, образуя предикативную единицу, и играют
наиболее важную роль. К второстепенным членам
предложения относятся объект, обстоятельство,
определение.

10.

Типы предложений
Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос,
побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих
типов:
Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо
факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на
улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.
Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос
говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:
Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос,
обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?
Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию,
которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём?
(см. также определение вопросительно-побудительного предложения)
Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание
того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не
особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

11.

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные
предложения могут быть объединены в категорию вопросительноповествовательных предложений.
Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение
к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть,
продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?
Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение
или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом
вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?
Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая
приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают:
побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного
наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в
предложение (ну-ка, давай, пусть).
Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что
передаётся специальной восклицательной интонацией.
Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные,
и побудительные предложения.

12. Текст- одна из основный единиц синтаксиса

В языкознании текст – это несколько предложений, расположенных в
определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с
помощью разных языковых средств.
Текст имеет или может иметь заглавие. А поскольку текст является
законченным высказыванием, сообщает о чем-то, то в нем всегда есть тема.
Существовать текст может в двух речевых формах – диалога или
монолога. Вспомним, чтодиалог – это одна из форм речи, в которой обмен
высказываниями происходит непосредственно между участниками
беседы. Монолог – такая форма речи, в которой развернутое высказывание
состоит из ряда предложений, связанных по смыслу и грамматически;
обращен он к слушателям, читателям, самому себе (внутренний монолог).
Минимальной единицей текста является предложение. Предложения
объединяются в абзацы, параграфы, главы и т.д. Если единичное предложение
позволяет выразить мысль, то текст может развить ее за счет того, что каждое
последующее предложение в нем поясняет и дополняет предыдущее,
сообщает что-то новое.

13.

Количество предложений в тексте обычно не ограничивается, но может определяться,
например, задачами конкретного сообщения и достаточностью информации. Объем текста
устанавливает пишущий, говорящий. Если предложение выражает законченное и связное
целое, в котором высказана мысль, то текст может состоять и из одного предложения,
например, пословицы, поговорки, афоризмы.
Текст оформляется в соответствии с одним из стилей речи: разговорным, официальноделовым, публицистическим, научным или художественным. В некоторых случаях
допускается смешение стилей (например, как мы знаем, разговорный используется
писателями в художественных произведениях для дополнения образа персонажа), но те не
менее, стилевое единство – важнейший признак текста.
В зависимости от того, что является объектом нашего высказывания (какое-то понятие,
явление окружающей природы; жизненная ситуация), текст может принадлежать к одному
из типов речи: описанию, повествованию, рассуждению. Кратко вспомним их признаки.
Итак, описание – тип текста, описывающий признаки предметов, явлений, животных,
человека. Описательный текст может быть создан в любом стиле и либо начинается с
общего признака, либо заканчивается им. В рассуждении утверждается или отрицается
какое-то явление, факт, понятие. Текст-рассуждение должен соответствовать четкому плану
и содержать тезис, аргументы, доказывающие его и вывод. Текст-рассуждение, как правило,
относится к научному стилю. И последний тип речи – это повествование, в котором
передается определенная последовательность событий. Повествовательный текст чаще
всего встречается в художественных произведениях и разговорной речи. Обычно в
художественном тексте-повествовании присутствуют такие основные композиционные
элементы как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

14. Категория модальности

Модальность - семантическая категория, выражающая отношение говорящего к
содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания
высказывания к действительности. Модальность является языковой универсалией,
принадлежит к числу основных категорий естественного языка.
Модальность включает в себя разнородные модальные характеристики, которые
проявляются в разных аспектах структуры предложения, зачастую наслаиваясь одна
на другую. Они очень разнородны: утверждение – вопрос – побуждение, реальность
– достоверность – вероятность – нереальность, утверждение – отрицание,
необходимость – возможность – намерение и т.д. Трудность изучения модальности
заключается в том, что в живом языке модальные оттенки перекликаются с
экспрессивными и даже эмоциональными.

15.

1.Модальную характеристику предикативной оси предложения определяют
отношения первого типа. Модальность предложения – это субъективнообъективное отношение содержания высказывания к действительности с точки
зрения его реальности, соответствия или несоответствия действительности.
Соответственно, различается модальность реальная (прямая) и нереальная
(ирреальная, косвенная, гипотетическая). Грамматически основная
(предикативная) модальность выражается категорией наклонения:
изъявительного, условно-желательного, побудительного. Способ выражения
основной модальности при помощи категории наклонения является морфологосинтаксическим.
Выражать модальность может и интонация. Например, по отношению к
инфинитивным предложениям можно говорить об интонационносинтаксическом способе выражения модальности

16.

Из тех типов предложений (повестоват., побудит., вопросит.,) только
побудительные отличаются единством модального значения, они
представляют одну из основных разновидностей ирреальной модальности.
Повествовательные предложения распадаются на два типа: с реальной
модальностью и с нереальной. Весна идет, Он бы сам к вам явился, да
побоялся. Что касается вопрос. предложений, то, так как познавательная
установка не является разновидностью модального значения, вопрос. не
является средством выражения высказывания к действительности. В
отношении к категории модальности вопрос. предл. делятся на несколько
типов: а) вопрос. только по форме, но не по существу (к примеру,
риторический вопрос), в модальном плане как повествовательные; 2) предл.,
чья вопрос. форма является экспрессивным средством побуждения к
действию; как побудительные; 3) в основе собственно вопрос. предл. лежит
представление о реальности или нереальности искомого, может быть
использована форма как условного, так и изъяв. наклонения.
Противопоставление предложений по утвердительности – отрицательности
отвечает первому условию инвариантности (реальность/ирреальность),
однако само это противопоставление – собственно смысловое,
накладывается на выраженное в предложении модальное значение

17.

2.Отношение говорящего к содержанию высказывания. Основным средством
выражения субъективной модальности служат вводные (модальные) слова.
Вводных слова, определяющие отношение говорящего к содержанию
высказывания (эмоц. реакция, стремление к логическому упорядочению речи
и т.д.): 1) слова (сочетания слов), вносящие в высказывание значение
уверенности, убежденности говорящего: разумеется, несомненно, безусловно,
действительно; 2) предположительность, неуверенность: вероятно, должно
быть, возможно.
В отличие от основном (объективной) модальности, модальность
субъективная – признак необязательный. Различается общая субъективная
модальность (если относится к предикату) и частная (если относится к одному
из остальных компонентов предложения). Объективная и субъективная
модальности взаимодействуют, но не перекрещиваются. Также со вводными
модальными словами соотносятся и наряду с ними являются выражением
субъектив. модальности многие модальные частицы, связанные со значением
достоверности высказывания (вряд ли, едва ли, небось)

18.

3. Отношение между действием (предикативным признаком) и его
субъектом. Чаще всего выражается посредством модальных слов,
включаемых в состав предиката: мочь, хотеть, желать, можно, возможно,
желательно, нужно, должен, намерен + некоторые модальные сущ. Эти
модальные отношения можно назвать внутрисинтаксическими, в отличие от
внешнесинтаксических (1, 2). Внутрисинтаксическая модальность
выражается в основном лексическими средствами (модальное значение,
заключенное в словах определенных разрядов). Если основная модальность
предложения лишь выявляет одно из модальных значений, совокупность
которых заложена в инвариантной модели предложения, в структуре его
предикативной оси, толексическая модальность прибавляет к это оси
семантический компонент, равный лексическому значению модального
слова. Грамматическая модификация предложения обязательна, а
семантическая лишь возможна. Общее условие лексической модальности –
наличие в предложении синтаксических значений субъекта и действия
(процесс. признака)

19. Актуальное членение предложения

Актуаа́льное членеа́ние предложеа́ния - используемый в лингвистике принцип
разделения предложения на:
исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может
быть легко понято), называемую темой, исходной точкой или основой;
новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной
точке высказывания), называемую ремой или ядром;
элементы перехода.
Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».
Актуальное членение предложения исходит из выражения им конкретного смысла
в контексте данной ситуации - в противоположность формальному членению
предложения на грамматические элементы.
Если тема предшествует реме, порядок слов в предложении называется объективным,
в противном случае - субъективным, например: «отец (тема) идёт (рема)» - если
ждут отца; «отец (рема) идёт (тема)» - если услышали шаги.
Актуальное членение предложения может выражаться порядком слов, интонацией и
другими средствами.

20. Список литературы

1. Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.
2. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева,
Л.Ю. Максимов. М, 1987.
3. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М.,
1980.
4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М.,
2008.
5. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном
русском языке. М., 2004.
6.Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского
языка. М., 1973