Наименование параметра Значение
Тема статьи: Письменная речь
Рубрика (тематическая категория) Психология

Письменная речь - общепринятая, универсальная форма об­щения грамотных людей. Она дает им возможность выражать свои мысли и чувства средствами какой-либо письменности, а также понимать то, что написано другими. Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повсœедневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Вла­дение письменной речью очень важно для социальной адаптации человека.

Для того чтобы пользоваться письменной речью, крайне важно приобрести ряд умений и навыков. Начальный этап овладения письменной речью - усвоение навыков письма и чтения, ᴛ.ᴇ. гра­моты. На него отводится значительное количество часов в общей системе работы специальной школы VIII вида. Обучение грамоте способствует продвижению учеников в речевом и общем разви­тии. Овладение письменной речью стимулирует развитие сложных психических процессов, при этом происходит принципиальное изменение в духовном облике ребенка, так же как и при овладе­нии речью в период перехода от младенческого возраста к ранне­му детству.

Первоначальный этап овладения чтением представляет собой воссоздание формы слова на базе его графического изображе­ния. Чтение основывается на сложных формах анализа и синтеза звукобуквенного состава и требует определœенного уровня общего речевого развития, особенно развития фонематического слуха, а также возможности усвоения букв алфавита. Последнее предпола­гает тонкое взаимодействие слуховых, зрительных и кинœестети­ческих (речедвигательных) восприятий и представлений.

Затруднения в овладении навыками чтения у детей-олигофре­нов обусловлены рядом причин, к числу которых в первую оче­редь относятся общее недоразвитие речи и возникающая на этой базе несформированность фонематического восприятия. Не умея осуществить звуковой анализ слова, смешивая акустически сход­ные звуки, ученик не может воссоздать точную звуковую форму слова на базе зрительного восприятия графических знаков.

Определœенную сложность вызывает у учащихся усвоение букв, оптические образы которых недостаточно точно связываются у них со строго определœенными фонемами. В результате одна и та же буква становится для ребенка символом двух и более базовых звуков или один звук соотносится с несколькими буквами. Запо­минание оптического образа букв является задачей особенно слож­ной для тех детей, которым свойственны резкие нарушения зри­тельного восприятия. Οʜᴎ не запоминают буквы в течение долгого срока - года и более. Встречаются ученики, которым трудно со­блюдать необходимую для процесса чтения на русском языке на­правленность движения взора слева направо и соответственно последовательность расположения букв в слове при письме.

Многие школьники вообще долго не могут понять, что значит прочитать слова. Буквы длительный срок остаются для них чем-то, что они должны запомнить, но - безотносительно к словам.

Особую сложность для олигофренов составляет слияние звуков. Запомнив буквы и правильно называя их, дети часто не могут прочитать даже самые простые слова. Трудно усваивается умственно отсталыми школьниками вариативность произнесения звука, за­висящая от его позиции в слове. Значительный шаг в овладении чтением происходит тогда, когда ученики понимают, что в чте­нии главное не называние букв, а прочитывание слов.

Умственно отсталые школьники техникой чтения овладевают медленно. Читая, они допускают много ошибок: не прочитывают окончания, пропускают и переставляют буквы, искажая таким образом звуковой состав слова, заменяют одни слова другими, в какой-то мере сходными по буквенному составу, не останавлива­ются на знаках препинания и т. п.

При этом недостатки понимания прочитанного, наблюдающие­ся у детей, определяются не только несовершенством техники чтения, но и в большой мере - низким уровнем общего развития умственно отсталых детей, бедностью и малой обобщенностью жизненного опыта͵ нерасчлененностью, упрощенностью, резко затрудненной актуализацией представлений. Ученики начальных классов усваивают из прочитанного чаще всœего лишь отдельные фрагменты, опущенными или измененными нередко оказывают­ся важные части, несущие основную смысловую нагрузку. Внима­ние детей привлекают не имеющие большого значения слова или выражения, которые затем и воспроизводятся ими вне связи с содержанием текста.

Читая текст, школьники с трудом устанавливают даже про­стейшие связи, в связи с этим основное содержание часто остается для них неясным. Заметим, что среди умственно отсталых учеников изредка можно встретить детей, которые, владея правильным бег­лым чтением, не понимают содержания прочитанного. Это осо­бый случай, требующий специальной, индивидуальной работы с ребенком.

Наиболее доступными для учеников специальной школы VIII вида на протяжении всœех лет обучения оказываются небольшие тексты повествовательного характера, в которых сюжет раскрыва­ется четко и последовательно, число действующих лиц невелико, а ситуация проста и близка их жизненному опыту. Наличие в тек­стах описания переживаний героев, служащих мотивами совер­шаемых ими поступков, перемежающихся событий, второго пла­на, авторских отступлений осложняет понимание рассказа.

Описательные тексты оказываются сложными для учащихся всœех возрастов. Это обусловлено тем, что для их правильного осмысле­ния крайне важно мысленное воссоздание зрительных образов. Ак­туализация их вызывает затруднения у умственно отсталых школь­ников. Мало понятны ученикам рассказы со скрытым смыслом. Тексты такого рода требуют установления довольно сложных при­чинно-следственных или временных зависимостей, что оказыва­ется для детей непосильным.

Легче усваиваются статьи с прослеживающейся сюжетной ли­нией и воздействующие на детей силой художественных образов. Пониманию сюжетных текстов способствует организация инсце­нировок прочитанного текста͵ использование разнообразных на­глядных средств, как статичных, так и динамичных.

Большие трудности испытывают школьники при чтении ста­тей научно-познавательного характера. Знакомству с материалом исторического, географического характера может способствовать привлечение имеющихся у школьников знаний о предметах, яв­лениях окружающей действительности, а также использование наглядных пособий.

Умственно отсталые ученики очень поздно переходят к чтению ʼʼпро себяʼʼ и практически не пользуются им. Даже стараясь не про­износить читаемое, они всœе время заметно артикулируют, а при затруднениях произносят шепотом прочитанное слово или слово­сочетание. Есть основания полагать, что чтение ʼʼпро себяʼʼ до­ступно не всœем учащимся специальной школы VIII вида.

Письмо - более трудный процесс, чем чтение. Письмо пред­полагает осуществление точного, строго последовательного фо­нематического анализа слова и соотнесения выделœенных звуков с соответствующими фонемами, ᴛ.ᴇ. выполнение фонематического обобщения. Далее фонемы должны быть обозначены строго опре­делœенными буквами. Письмо требует четкого отграничения друг от друга сходных фонем, прочного запоминания графики букв и воспроизведения их в нужной последовательности.

У начинающих обучаться умственно отсталых детей письмо по слуху вызывает большие затруднения, обусловленные несо­вершенством их языкового анализа и синтеза. Фонематический анализ осуществляется ими недостаточно четко, что препятствует разделœению слова на составляющие его звуки. Ученики, особен­но имеющие дефекты произношения, анализируя слово, про­пускают некоторые звуки (чаще гласные), другие смешивают звуки на базе акустического сходства, а также нередко изме­няют их порядок, нарушая тем самым строение слова. Не всœегда справляются школьники с соотнесением звуков с соответствую­щими буквами. Задача усвоения образов букв, особенно графи­чески сходных, оказывается для детей нелœегкой. В начале обуче­ния начертание букв нередко ими упрощается, графический об­раз теряет свою специфику, буквы взаимоуподобляются. Это ча­сто наблюдается у школьников, страдающих нарушениями оп­тического восприятия и пространственной ориентировки, для которых характерна также довольно стойко сохраняющаяся зер­кальность письма.

У умственно отсталых учеников нередко имеются нарушения моторной сферы, недостатки координации движения мелких мышц, недоразвитие мышц пальцев, неустойчивость кисти руки, что затрудняет процесс письма. Многие школьники пишут буквы с большим напряжением, причем в движение приходят не только пальцы рук, но и плечо, голова, язык. Это приводит к быстрому утомлению.

В условиях специального обучения основная масса учащихся успешно овладевает первоначальными навыками письма. Правда, в случае если от них требуют чересчур быстрого темпа работы, то недоста­точно упрочившиеся навыки распадаются, и в написании появ­ляются многочисленные ошибки. .

Умственно отсталым детям бывает трудно понять сущность процесса письма. Οʜᴎ долго не осознают соотношение букв и сло­ва, не представляют себе, что буквы нужны для написания слов, которые затем может прочитать любой грамотный человек.

Наиболее легким видом письма является списывание, но и оно представляет для умственно отсталых детей определœенную слож­ность. Школьники медленно переходят от малосовершенных спо­собов списывания по буквам, по слогам, когда теряется смысл списываемого, к более совершенным - по словам, словосочета­ниям и предложениям. Ученики списывают более продуктивным способом лишь хорошо знакомый несложный материал, а при его усложнении пользуются менее продуктивными способами выполнения задания. Далеко не всœегда списыванию предшествует прочитывание материала.

В работах учеников встречается большое количество ошибок, характер которых с годами обучения изменяется. От младших к старшим классам резко сокращается число графических ошибок и увеличивается численность орфографических погрешностей, что обусловлено несформированностью навыков самоконтроля, не­совершенством процесса чтения и недостаточным умением школь­ников соотносить проговаривание слова с записью.

Значительно более трудным, чем списывание, следует считать самостоятельное письмо и письмо под диктовку. В таких работах встречаются различные виды искажений буквенного состава слов, даже самых простых для написания. Такие ошибки особенно часто (до 70 %) отмечаются у первоклассников. По мере перехода уче­ников из класса в класс число такого рода ошибок значительно сокращается.

Появление ошибок, нарушающих строение слова, в словах, написание которых не расходится с произношением, вызывается рядом причин. Среди них наибольшее значение имеют резкое не­доразвитие фонематического слуха, отчетливо выраженные дефек­ты произношения, нарушения работоспособности и специфичес­кие отклонения в моторике. Возникает настоятельная необходи­мость при обучении умственно отсталых учащихся грамоте осуще­ствлять дифференцированный подход, предусматривая развитие у ребенка таких умений, которые обеспечат ему возможность без­ошибочного письма в наиболее простых случаях.

В русском языке написание многих слов расходится с их про­изношением и, чтобы избежать ошибок, нужно применять пра­вила правописания. Переход к письму по правилам требует от школьника изменения привычного способа мышления и выпол­нения новой по своему характеру деятельности, переделки сло­жившегося стереотипа, что оказывается нелœегким делом. Каждое правило нужно понять и усвоить. На это требуется долгое время. Большие трудности вызывает у умственно отсталых уче­ников самостоятельное использование даже тех правил, форму­лировки которых заучены. Детям нелœегко обнаружить слова, при написании которых следует применять пройденное правило, так как они не видят имеющихся в них особенностей. В других случа­ях школьники недостаточно точно воспроизводят правило, про­пускают в нем важные звенья и, руководствуясь такой искажен­ной формулировкой, приходят к ошибочным результатам. Иног­да два правила взаимоуподобляются в сознании ребенка и теря­ют свою специфичность. Чем сложнее пройденное правило, чем более высокая степень обобщения заключена в нем, тем с мень­шим успехом пользуются им ученики с недостатками умствен­ного развития.

Определœенное значение имеет и то, какой промежуток време­ни отделяет выполнение письменного упражнения от изучения того или иного правила. Навыки, вырабатываемые у олигофре­нов, в т.ч. и орфографические, непрочны и легко разруша­ются. По этой причине школьники допускают много ошибок на те прави­ла, которые ими давно пройдены.

Трудным видом письменных работ является диктант. Он требует от ученика самостоятельного фонематического анализа воспринимаемых слов, быстрого нахождения букв, соответствующих каж­дой выделœенной фонеме, актуализации и применения правил.

Еще больших усилий требует от ученика грамотное написание I самостоятельных работ - сочинœений, изложений, а также писем и различных записок. В этом случае крайне важно следить за написа­нием слов, за построением предложения и за правильным изло­жением содержания. Дети, относительно грамотно выполняющие диктанты, при неумении распределять свое внимание часто до­пускают массу ошибок в самостоятельных работах.

Умственно отсталые школьники с большим трудом и на низ­ком уровне овладевают связной письменной речью. Эта форма речевой деятельности пред­полагает высокую степень развития преднамеренных психических процессов, которой не достигают олигофрены. Для того чтобы написать сочинœение на заданную тему, ᴛ.ᴇ. письменно изложить свои мысли, крайне важно организовать свою деятельность, проду­мать последовательность написания, отобрать нужную информа­цию, спланировать порядок ее передачи. Важную и нелœегкую за­дачу представляет собой отбор базовых компонентов, отражаю­щих события, исключение ненужного, лишнего, соблюдение со­размерности отобранных частей, их последовательное распреде­ление, а также установление связей между частями сочинœения и их интерпретация. Все это требует предварительного планирова­ния речевой деятельности.

Своеобразным видом письменной речи является изложение текста. В этом случае содержание и форма работы в значительной мере определяются образцом, но многое зависит от общего и ре­чевого развития ученика. В случае если это описание событий, необходи­мо определить их последовательность и установить между ними связь. Умственно отсталому ученику лишь в какой-то мере удается сохранить в своей памяти последовательность развертывающихся действий, отдельные эпизоды, имена и характеристики героев. Воспроизведение использованных автором словесных средств ока­зывается весьма приближенным.

Учащиеся средних классов успешнее пишут изложение в том случае, когда воспринимают текст с голоса учителя, старшекласс­ники - когда читают рассказ самостоятельно. У учащихся стар­ших классов процесс прочитывания уже не вызывает затруднений.

Читая, они видят структуру текста. Выделœенные абзацы дают воз­можность определить его основные части, ᴛ.ᴇ. мысленно составить план, что помогает лучше понять и точнее запомнить прочитан­ное.

По своему характеру письменные пересказы учащихся напо­минают устные. Οʜᴎ неполны, часто фрагментарны, не всœегда точно передают последовательность событий и смысловые связи, содержат привнесения, которые возникают на базе случайных ассоциаций. Отмечаются многократные повторения одних и тех же слов. Не всœе предложения бывают правильно построенными и законченными, что является следствием слабости самоконтроля и привычной небрежности, проявляемой к построению высказы­ваний. Но всœе-таки наличие образца в некоторой мере организует письменную речь учащихся. Недостатки, встречающиеся в изло­жениях, выражены менее резко, чем в сочинœениях на заданную тему.

Определœенные сложности испытывают умственно отсталые уче­ники при написании сочинœений по картинœе. Сюжетная картина, в случае если она им понятна, вызывает у детей живую реакцию, стремле­ние к высказываниям. При этом ребенок должен самостоятельно уяснить себе, о чем и что именно он хочет написать, выделить звенья, нужные для повествования, определить их последователь­ность, вычленить необходимые смысловые связи и воспользоваться адекватными словесными средствами. И это оказывается нелœегкой задачей.

Несколько проще учащимся писать сочинœение по серии кар­тин, особенно если серия невелика, а содержание ее несложное. В этом случае школьники получают как бы наглядный план, опре­деляющий последовательность событий. Их мыслительная и рече­вая деятельность упорядочивается и направляется по определœен­ному руслу. Тем не менее для выполнения задания ученикам не­обходимо проявить активность и самостоятельность, что само по себе представляет для них значительную трудность. Будучи инœерт­ными; склонными к стереотипам, многие умственно отсталые учащиеся не реализуют имеющиеся знания и умения. Навыки са­мостоятельной деятельности, необходимые при выполнении пись­менных работ, бывают воспитаны только в условиях выполне­ния вариативных по содержанию, форме и сложности упражне­ний, соответствующих программе, предусмотренной для специ­альных школ VIII вида.

По мере перехода учащихся из класса в класс их письменная речь постепенно совершенствуется. Положительные сдвиги отме­чаются у всœех детей, но выражены они в разной мере, что зависит от ряда причин. К их числу относятся степень снижения интел­лекта͵ личностные особенности, качественная характеристика де­фекта͵ уровень вербальных способностей, развитие моторики и др.

Прогнозировать успешность овладения умственно отсталыми школьниками письменной речью очень трудно. Наблюдения по­казывают, что некоторые учащиеся из числа тех, кто слабо успе­вал по родному языку в младших классах, в дальнейшем могут перегнать своих одноклассников и справляться с написанием со­чинœений лучше других. В то же время некоторые школьники, ус­пешно овладевшие письмом в младших классах, продвигаются медленнее и в старших классах оказываются среднеуспевающими.

Письменная речь - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Письменная речь" 2017, 2018.

В реферате отражены следующие темы: Характеристика письменной речи. Особенности письменной речи. Отличие письменной речи от устной. Письменная речь ребенка и взрослого. Усвоение письма и предпосылки его формирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОШ-интернат VIII вида, п.г.т. Уруссу, учитель-логопед Галяутдинова Зульфия Абузаровна

Тема: Характеристика письменной речи.

План.

Введение.

  1. Характеристика письменной речи.
  2. Особенности письменной речи.
  1. Отличие письменной речи от устной.

3. Усвоение письма и предпосылки его формирование.

Заключение.

Литература.

Введение.

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельной функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнаем о великих цивилизациях древнего Египта, шумеров, инков, майя и др. Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, - это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.

Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения - телефона - уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизировать письменную форму речи.

Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации.

Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности.

1. Характеристика письменной речи.

Письменная речь - это особый вид деятельности, включающий в себя три уровня (психологический, сенсомоторный, лингвистический).

На психологическом уровне осуществляется:

1) возникновение намерения, мотива к письменной речи;

2) создание замысла;

3) создание на основе замысла общего смысла;

4) регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.

Сенсомоторный уровень делится на два подуровня: сенсо-акустикомоторный и оптикомоторный подуровни. Сенсо-акустико-моторный подуровень обуславливает процесс звукоразличения, создает основы для операций акустического и кинестетического анализа звуков, слов, для умения выделять устойчивые фонемы и артикулемы; обеспечивает установление последовательности написания букв в слове, что возможно при сохранной слухоречевой памяти. Оптико-моторный подуровень отвечает за перешифровку (перекодирование) с одного кода на другой:

  1. при письме - со звука на букву, с буквы на комплекс тонких движений руки;
  2. при чтении происходит соотнесение букв с соответствующими звуками. При этом отмечаются сложные соотношения между звуком и буквой, между фонемой и графемой.

Перевод с одного уровня на другой возможен лишь благодаря взаимодействующей работе целого ряда анализаторных систем и самого высокого уровня организации речи. Для осуществления письменной речи необходимы: обобщенные представления о звуках данной языковой системы, устойчивые связи звуков и букв, означающих эти звуки и обобщенные в устойчивые графемы.

На лингвистическом уровне происходит реализация перевода внутреннего смысла, формирующегося на психологическом уровне в лингвистические коды - лексикоморфологические и синтаксические единицы.

Письменная речь обеспечивается работой ряда анализаторов, отвечающих за психофизиологическую основу этого процесса: акустический, оптический, кинестетический, кинетический, проприоцептивный, пространственный и др.

Таким образом, при письме и звуковой анализ обеспечивается совместной работой акустического и кинестетического анализаторов, перешифровка звуков и букв обеспечивается акустическим, кинестетическим и оптическим анализаторами, при написании буквы осуществляется работа оптического, пространственного и двигательных анализаторов, обеспечивающих тонкие движения руки.

Каждый уровень реализуется за счет работы различных отделов коры головного мозга:

  1. психологический уровень осуществляется за счет работы лобных отделов головного мозга (передне-задне- и медео-базальных отделов лобной области КГМ);
  2. психофизиологический уровень - за счет заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных, переднезатылочных отделов;
  3. лингвистический уровень - за счет передних и задних речевых зон, обеспечивающих синтагматику и парадигматику.

Таким образом, для осуществления письменной речи необходимо наличие всех трех структурных уровней, входящих в состав деятельности вообще.

2. Особенности письменной речи.

2.1. Отличие письменной речи от устной.

Речь устная и речь письменная - это две формы речевой функции. И та и другая - основное средство общения в человеческом обществе. Устная речь формируется первой, а письменная - надстройка над уже созревшей устной речью - использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфические для новой формы выражения языка.

Письменной речью овладевают целенаправленно в процессе обучения. Устная речь развивается в процессе практического общения ребенка со взрослыми, главным образом на основе подражания. Письменную речь характеризует участие большего количества анализаторов (зрительно-слухо-моторной). В письменной речи более высокие требования к подбору слов, к построению фраз. Письменная речь протекает без коррекции со стороны (собеседника). Письменная речь лишена живых средств общения - мимики, жестов. Единицей письменной речи является монолог. Письменная речь контекстна, сама себя порождает, активизирует и контролирует. Она абстрактна, дискретна, членима на минимальные сегменты, буквы.

Устная речь представляет собой звуковое единство, сегментация ее с акустико-физиологической точки зрения не совпадает с лингвистическим членением. В устной речи отчетливо звучащие элементы сочетаются с редуцированными; в акте письма наблюдается активный или скрытый полный тип произнесения. Для устной речи характерен слуховой и кинестетический контроль; для письменной речи характерен зрительный и кинестетический контроль.

2.2. Письменная речь ребенка и взрослого.

В процессе своего развития письменная речь значительно изменяется.

У человека, только что начинающего писать, на первом плане стоят следующие процессы:

  1. звуковой анализ слова, написание каждой отдельной буквы, сохранение их нужного порядка;
  2. пишущий опирается при этом на проговаривание того, что пишет. То есть у ребенка техническая сторона письма осознаваема. Написание элементов букв становится действием, так как есть цель. Письмо у ребенка - это процесс формирования навыков, несвязный процесс.

Человек, имеющий достаточно автоматизированный навык письма, пользуется уже закрепившимися навыками написания не только отдельных букв, но и слогов, звуковых комплексов и даже целых слов. То есть для письма взрослого характерно неосознавание технической стороны, а основной целью является передача смыслового содержания, информации. Только в определенных случаях техника письма становится целью (когда надо писать красиво, стилизовано); это процесс автоматизированный, характеризуется связностью, большей скоростью, чем у ребенка.

3. Усвоение письма и предпосылки его формирования.

Письменная речь усваивается сознательно, необходимо созревание мозговых структур и подготовленность психических функций и процессов, участвующих в письме. Для овладения письмом необходима сформированность симультанных и сукцессивных способностей, сформированность межанализаторного взаимодействия, достаточный уровень сенсорного развития ребенка (слуховое восприятие, зрительное восприятие, пространственное отношение и представление, развитая психомоторика). Также необходимо достаточное развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления), достаточный уровень сформированности познавательной и интеллектуальной деятельности ребенка, достаточный уровень развития устной речи.

По мнению А.Н.Леонтьева психофизиологическую структуру письма можно представить в следующих трех операциях:

  1. процесс символизации,
  2. процесс моделирования звуковой структуры слова с помощью графических символов,
  3. графомоторные операции.

Предпосылками формирования этих операций являются:

Навык символизации, который формируется в символических играх с замещением предметов, в изобразительной деятельности;

Развитие фонематического восприятия ребенка;

Овладение фонематическим анализом, который необходим для моделирования звуковой структуры слов с помощью букв (установление временной последовательности фонем, трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв параллельно с графомоторными операциями записи букв);

Сформированные графомоторные навыки, зависящие от зрительно-моторной координации.

Выделяют четыре этапа овладения письмом.

1) Ориентировочный этап - ребенок дошкольного возраста приучается обращаться с бумагой, ручкой, развиваются движения руки, зрительный анализ, осознание письменной деятельности как средства общения.

2) Аналитический этап - добукварный и букварный периоды школьного обучения, на которых происходит развитие моторики при написании элементов букв и их соединений и осуществляется связь звука и буквы.

3) Аналитико-синтетический этап - постбукварный период, который включает в себя переход к соединению букв в слове, преобладает процесс синтеза.

4) Синтетический этап - ближе к старшей школе. В этот период письмо автоматизируется, техника написания переходит на второй план, основным является изложение мысли.

Заключение.

Таким образом, письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь (сравним фольклор и художественную литературу). Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.

Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.

К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.

Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.

Литература.

  1. Алтухова Т.А. Коррекция нарушения чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучение. Белгор. гос. ун-та, 1998.
  2. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов. Язык. Речь. Творчество. М. Лабиринт. 1998.
  3. Казарцева О.М. Вишнякова О.В. Письменная речь. М. Флинта. Наука, 1998.
  4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М. Просвещение. 1985.
  5. Садовникова Н.И. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. ВЛАДОС. 1995.
  6. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. М. АЙРИС ПРЕСС. 2005.
  7. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М. ИНТОР. 1998.

Прежде чем рассматривать вопрос об обучении письму, необходимо разграничить понятия письмо и письменная речь. Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо. В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. Под письменной речью - книжный стиль речи. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. В методике под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания. Обучение письменной речи может быть как целью, так и средством обучения, так как этот процесс помогает овладеть монологической речью, отрабатывая такие ее характеристики, как развернутость, последовательность и логичность.

Письменная речь - процесс выражения мыслей в графической форме. Это продуктивный вид речевой деятельности. Базой письменной речи является устная речь, в частности говорение, связанное с письмом самими механизмами порождения высказывания:

  • замысел (что сказать);
  • отбор нужных средств языка (как сказать, подбор слов, их сочетание в высказывании);

Часто в методике термины "письмо" и "письменная речь" не противопоставляются. Термин "письмо" - понятие более широкое, чем письменная речь, оно может включать в себя и письмо как таковое, и письменную речь. Обучение письму и письменной речи образует нечто единое: чтобы научиться письменной речи, необходимо овладеть техникой письма, т.е. письмом, и наоборот, обучение иностранному языку нельзя ограничить только обучением технике письма.

Письмо предполагает:

  • · графику - систему знаков-графем;
  • · орфографию - правописание, систему правил использования знаков;
  • · запись - письменную фиксацию языковых единиц разной протяженности;
  • · письменную речь - письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной коммуникативной задачи.

В практике обучения под письмом понимают технологический, или процессуальный аспект, а под письменной речью - сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы. Когда говорят о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то имеют в виду письменную речь. Цель обучения письму в данном контексте - научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке. Любой текст, написанный автором, - это выражение мыслей в графической форме.

По мнению Е.И. Пассова, письмо следует рассматривать как один из основных самостоятельных видов речевой деятельности, который может осуществляться на двух уровнях:

  • 1) Уровень репродуктивный - фиксация собственных высказываний при сохранении всех особенностей устной формы общения. Этот уровень функционирует обычно в тех случаях, когда мы делаем пометки для своих высказываний, пишем личное письмо;
  • 2) Уровень продуктивный - продуционирование собственно письменной речи со всеми присущими ей особенностями (полнота, синтаксическая сложность, развёрнутость, грамматическая нормативность). Этот уровень функционирует в тех случаях, когда пишут статьи, научные рефераты, книги и представляет собой выражение мысли в письменной форме .

Таким образом, письмо в определении Е.И. Пассова не просто является фиксацией речи. Оно является одним из видов речевой деятельности (наряду с говорением, аудированием и чтением) и обеспечивает общение между людьми. Понятие ЅписьмоЅ у этого исследователя охватывает понятие Ѕписьменная речьЅ и письменная речь, по его мнению, входит в обучение письму как его основная часть

Гальскова И.Д. дает следующее определение понятия "письмо”. Письмо - продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста .

Бабинская П.К. предлагает нашему вниманию еще одно определение понятия "письменная речь”. Итак, письменная речь - вид речевой деятельности, целью которого является изложение мыслей в письменной форме (письмо, сочинение и т.д.) .

А Мильруд Р.П. даёт следующие характеристики:

  • письменная речевая деятельность - целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове;
  • письменная речь - способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаниях .

А.А. Утробина же приводит такие определения понятий:

  • письмо - деятельность, направленная на графическую фиксацию речи и её элементов;
  • письменная речь - вид речевой деятельности, который связан с умением излагать информацию в письменном виде .

Трудно не согласиться с Гальсковой И.Д., что письмо возникло на базе звучащей речи как способ сохранения речевых произведений во времени, как хранилище человеческих знаний и накопленного опыта . При построении письменного текста составитель обычно следует определенной логической цепи: мотив, цель, предмет, адресат.

Галькова И.Д. приводит следующие особенности текста как продукта письма:

  • композиционно-структурной завершенностью и логико-смысловой структурой;
  • единством начала, центрального коммуникативного блока и заключительной части;
  • соотнесенностью заголовка с содержанием;
  • предметным содержанием;
  • коммуникативными качествами .

Письмо как средство и цель обучения введено в учебный процесс параллельно, позволяя осуществлять коммуникацию, не имея богатых языковых средств. Сысоева Е.Э. убедительно показывает, что умение продуцировать коммуникативные сообщения в четких общепринятых формах облегчает правильное восприятие и понимание информации вне ситуации общения . В книгеЅМетодика обучения иностранным языкам в средней школеЅ авторы пишут: ЅПисьмо - сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Это продуктивный вид речевой деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтенияЅ. Ясно, что письмо как вид речевой деятельности, а не просто как фиксация устной речи, и включают в понятие ЅписьмоЅ понятие Ѕписьменная речьЅ (Рогова, Верещагина). Это подтверждает, что в лингвистическое содержание обучения письму, по мнению авторов книги, входят графика, орфография, запись (фиксация речи) и письменная речь (выражение мыслей в письменной форме).

Взаимодействие с людьми - это значимая часть нашей жизни. Существуют две речевые формы: устная и письменная речь. Каждый раз, чтобы оформить письмо или просто поговорить, мы выбираем наиболее приемлемый стиль изложения. Успех общения в целом и результат отдельного диалога зависят от верного выбора одного из пяти стилей.

Он особенно важен при письменном общении, ведь читатель не может видеть и слышать голос автора. Какие виды речи выделяют? Каковы особенности речевых стилей?

Речь

Речь зависит от многих условий, изменяется и обладает своеобразными особенностями. Общение осуществляется благодаря внешней речи, которая доступна для слуха и зрения собеседника.

Внутренняя речь беззвучна и не является средством взаимодействия. Это процесс, недоступный для окружающих, мышление в оболочке слов. Ее особенностью является краткость, свернутость.

При переводе сокращений внутренней речи на развернутую внешнюю речь, понятную собеседнику, говорящий может испытывать трудности: «Крутится на языке, а выразить не могу!» Этим и объясняется возникающая иногда сложность объяснения внутренних мыслей одного человека другому.

Понимать собеседника и слышать его реакцию можно только при устной речи. Читатель, воспринимающий письменную речь, не может видеть, слышать пишущего, ему необязательно его знать. Автора и читателя могут разделять время и пространство.

С отсутствием прямого контакта связаны трудности по созданию письменного текста. Автор не сможет использовать многие вербальные и невербальные средства выразительности: мимику, темп речи, интонацию, жесты, контакт глаз. В тексте присутствуют знаки препинания, но они не в состоянии заменить средства общения. Поэтому устная речь отличается большей выразительностью, чем письменная.

Полнота мыслей, развернутость, связность, понятность изложения - все это свойственно письменной речи. Главной ее особенностью является обработанность, возможность тщательно в течение какого-либо времени совершенствовать выражение мыслей. Для устной речи такие паузы несвойственны.

В устном общении не принято повторение уже известной по предыдущим репликам информации. Одни и те же фразы могут использоваться с разными целями. Например, для письменной и устной речи неоднозначен вопрос: "Который час?" На письме он имеет одно значение - интерес ко времени. Ситуации же устного общения разнообразны, и этот же вопрос несет разный смысл. Для засидевшихся гостей намек: «Не пора ли Вам домой?», для опоздавшего выражение негодования: «Сколько мы можем ждать?»

Таким образом, нормы устной и письменной речи различны. Можно сказать, не говорите, как пишите, и не пишите, как говорите!

Монолог и диалог

Условия общения определяют используемый вид устной речи: монолог или диалог.

Диалогическая речь - это беседа двух и более людей, высказывающихся попеременно. Диалог может быть целенаправленным или спонтанным, как повседневное общение. Обычный разговор не подразумевает четкого планирования, его течение и итог зависят от поддержания друг друга собеседниками, высказываний, замечаний, возражений или одобрений. Целенаправленная беседа организуется для переговоров, получения информации, выяснения вопросов.

Для ведения диалога не требуется специальной подготовки и требований, необязательно отрабатывать связные и развернутые высказывания, как в монологической или письменной речи. Понимание между участниками диалога достигается легко, можно сказать с полуслова. Необходимым условием для собеседников становится умение выслушать партнера, не перебивая, понять его возражения и ответить на них.

Монологическая речь - это речь одного лица, окружающие воспринимают ее, но не участвуют. Подобный «односторонний» разговор часто встречается при общении, например, в виде устных или письменных выступлений, лекций, докладов. Особенностью монолога становится направленность на слушателей. Его цель - воздействовать на людей, передать знания, мысли, склонить к своей точке зрения. Поэтому монолог развернут, распланирован, строится на логичном и связном изложении мыслей. Данные требования сложно соблюдать без подготовки.

Для монолога свойственно напряжение. Оратор следит за речью и за тем, какое воздействие она оказывает на аудиторию. Содержание речи, логичность мысли, последовательность, выразительность, контакт со слушателями - все это становится предметом внимания на протяжении выступления.

Разговором и обменом высказываниями нескольких человек называют такую форму речи, как полилог.

Стили речи

Стилем речи можно назвать ее характер, особенности и своеобразие, исторически сложившиеся в разных сферах общественной деятельности. Они отличаются языковыми средствами и собственной организацией.

Выразить мысли можно с помощью научного стиля, публицистического, художественного, официально-делового и разговорного. С использованием текстов разных видов и стилей можно описать один и тот же объект. Разговорный стиль присутствует в основном в устной форме. Как устная, так и письменная речь характерна для книжных (статья, доклад, выступление).

Знание особенностей стилей абсолютно необходимо людям, трудовая деятельность которых связана с общением в разных формах. Функциональные стили - это неоднородные языковые системы. Они отражают условия общения для разных сфер, отличаются по терминологии и жанру. Рассмотрим свойства и примеры стилей.

Научный стиль

Сфера применения

Научная деятельность и образование. Курсовые, контрольные, статьи и другие научные труды. Конспект и лекция также относятся к текстам в научном стиле.

  • Тексты монологического характера с жесткими требованиями к написанию.
  • Логичная и четкая речь в рамках стереотипов.
  • Автору не свойственно проявлять эмоции в таком тексте. Он монотонно окрашен.
  • Объективность и всесторонний подход к рассматриваемой проблеме.
  • Применение тезисов, гипотез, выводов, терминологии и обозначение закономерностей.

Научная речь. Пример

"Результаты экспериментов позволяют сделать вывод, что исследуемый объект однороден, имеет сложную структуру, светонепроницаем. Объект меняет свойства после температурного воздействия выше 400 К. В результате исследований доказано, что под воздействием разности потенциалов меняется молекулярная структура данного вещества. Механическое воздействие на объект к видимым изменениям в структуре не приводит."

Публицистический стиль

Сфера применения

Основные характеристики и особенности

СМИ, выступления на собраниях, газетные статьи, аналитические и информационные передачи.

Цель - передача информации, воздействие на чувства и мысли читателя, убеждение.

  • Общедоступный стиль, более противоречив и неоднозначен, чем научный.
  • Публицистическая речь отличается выразительностью, сочетанием экспрессии и стандартов. Изобилует клише и словарными штампами.
  • Стиль эмоционален, но не объективен. Он отражает субъективное мнение и оценку автора, поэтому широко применяется в СМИ для манипулирования общественным мнением.

Рассмотрим пример:

"Беспрецедентное судебное заседание! Бразильский суд признал покер игрой, зависящей от удачи, а не от мастерства. Судебные тяжбы продолжались несколько лет. Подпольный покерный клуб был закрыт еще в 2010 году. Его владельцы, недолго думая, подали в суд с целью доказать, что покер является спортивной игрой.

Судья был непреклонен: «Невозможно отрицать умение владеть стратегией игры, которая определяется розданными картами или позицией за столом, но данные факторы не являются первостепенными, в отличие от удачи в покере. Только удача является самым важным фактором».

После полного разгрома обвиняемые подали апелляцию и привлекли специалистов по криминологии. Их точка зрения заключается в том, что успех игры определяется в первую очередь умениями и навыками игроков, а не удачным раскладом".

Официально-деловой стиль

Сфера применения

Основные характеристики и особенности

Нормативные и законодательные акты, деловая документация: приказы, деловые письма, докладные записки и другие юридические документы. Цель - передача информации.

  • Деловой стиль отличается наличием жестких правил, четкостью и консерватизмом. Строго соответствует литературным нормам.
  • Не допускает двойственности толкований.
  • Эмоциональность в тексте отсутствует.
  • Деловая речь стандартизирована. Документы создаются по общепринятой схеме или шаблону.
  • Применение специфической лексики и морфологии.
  • Императивность и внимание к деталям.

"Уважаемый Иван Петрович! Ознакомившись с рекламной акцией и планом работы Вашего торгового центра, опубликованным в № 7 «Делового журнала» от 12.04.2014 г., направляем Вам заявку на участие в экспозиции. Просим включить нашу организацию в число участников выставки".

"Я, Пупков Борис Борисович, от лица ООО «Феникс» выражаю благодарность коллективу корпорации ОАО «Темп», в частности Петрову А. А. и Иванову С. Н. за высокий профессионализм и своевременное разрешение проблемных ситуаций".

Литературно-художественный стиль

В течение дня кок несколько раз готовит обед для голодных матросов, а это орава в 100 человек. Едят посменно, для каждой группы он накрывает столы, убирает и перемывает всю посуду. При том, что у подводников очень хорошее меню. Завтракают чаще всего творогом с медом или вареньем. Бывает даже из розовых лепестков или грецких орехов. К обеду или ужину обязательно положена красная икра, иногда ее заменяет осетровый балык.

Подводникам ежедневно подают 100 г красного вина, шоколадку и воблу. Эта традиция идет с советских времен, когда решали, как им поднять аппетит. Мнения разделились: одни члены комиссии считали, что лучше пивом, а другие - что ином. Победили те, кто за вино, но вобла к пиву так и осталась в пайке.

Разговорный стиль

"Салют, чувак! Что за жизнь, если в ней нет энергии, адреналина и скорости! Я живу для экстрима, ради острых ощущений. Драйв - это круто! Я люблю, когда адреналин срывает крышу. Я не могу без байка, дороги. Теперь ты в теме? Мне хорошо, пока я могу бросать вызов этой жизни".

"Бывало, и в лесу ночевал. Боязно как-то. Холодина, до косточек пробирает. Тогда и встретился с медведем. Шел на ток, на подслух. Уже темно было. Ага! Сидят, все слышно. Ну, вроде, кажется, чуйка подсказывает, что там... Накрыло тенью - филин сверху, метров двух. Тихонько подлетает, башкой вертит. Ну, голубчик, прихлопну я тебя!"

Чужая речь

Еще одним видом речи является чужая речь. Она присутствует в некоторых книжных стилях, состоит из реплик лиц, включенных в повествование, помимо авторских, и передается с помощью прямой и косвенной речи.

Прямая речь - это дословно приведенное высказывание человека, а косвенная - передача содержания сказанного, при этом слова говорящего можно изменить. Они различаются в основном с точки зрения синтаксиса. Прямой речью является независимое предложение. Косвенной - придаточная часть в предложении со словами автора, причем его речь играет главную роль.

Прямая речь не всегда дословно отражает сказанное, ее могут сопровождать разнообразные слова автора: "Она ответила примерно так…"; "Он с недовольством спросил…" и другие. При сближении данные виды речи образуют несобственно-прямую и полупрямую речь.

Особенности прямой речи

Передает не только высказывания, но и мысли других лиц, автора.

«Мужики, у кого есть инструмент, собирайтесь сюда,» - хриплым голосом скомандовал Дубаев.

«Вы познакомились? - спросил я. - И при каких обстоятельствах, интересно?»

Я уже было хотел сказать ему: «Ну-ну, Петрович, помиримся…».

Смотрел ей вслед и думал: «Почему жизнь так меняет людей?»

Владимир открыл ворота и провозгласил: «Привел!»

«Откуда ты его знаешь?» - спросил сын.

«Семенов жил на той же улице, что и я, - продолжал Трифонов, - в доме напротив, на третьем этаже».

Я сразу вышел и подумал: «Кто это ночью возле дома бродит?» - стало тихо.

Заключение

Нежелательно смешивать разные виды речи, устное, письменное направления и стили. Стиль разговорного характера лучше оставить для устной реализации.

При письме преобладают книжные стили, такие как научный, деловой и художественный. Публицистический используется во всех формах. Есть и исключения. Допустим, в литературном рассказе встречается разговорная форма, на устном выступлении студент представляет доклад в научном стиле или официальном.

Формы устной и письменной речи во многом схожи, так как их основой является литературная лексика. Оба видадолжны применяться с соблюдением норм русского языка.

Все рассмотренные формы относятся к активной речи. В жизни нередко используется и пассивная, когда человек не рассказывает, не записывает, а просто слушает. Пассивная речь состоит из восприятия и понимания рассказа другого.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Письменная речь.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Письменная речь - это речь, зафиксированная на письме и характеризующаяся более строгим соблюдением литературной нормы.

Письменная речь появилась значительно позднее устной. Человечество остро нуждалось в средствах закрепления на длительный срок сведений о наиболее важных событиях.

Первым способом фиксации информации была так называемая идеографическая речь – передача смысла происходящего посредством рисунка. Например, в идеографическом письме индейцев слово ʼʼвраждаʼʼ изображается как две стрелы, направленные наконечниками в разные стороны; начало дня – рисунок восходящего солнца.

Второй способ иероглифическое письмо, характеризуется утратой прямого сходства с предметами. Иероглиф может означать не только предмет, но и целые мысли. Иероглифы не связаны с устной речью, посредством которой люди общались.

Третий способ – современный вид письма (алфабетическое). Его отличительная особенность – тесная связь с устной речью. Фонема (звук) на письме передается графемой (буквой).

Письменная речь имеет две стороны˸ письмо как письменное выражение мысли и чтение.

1. Письмо , т.е. зашифровку речевых акустических сигналов с помощью специальных графических знаков.

2. Чтение , т.е. расшифровку графических знаков и понимание их значений.

Для письменной речи характерно отсутствие непосредственной обратной связи. Так как письменная речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего. Он прочтет написанное через некоторое время, когда описанная проблема уже утратить свою актуальность для того, кто пишет.

Отсутствие прямого контакта с читателем создает некоторые трудности в построении письменных высказываний. Пишущий лишен возможности использовать как жесты и мимику, так и интонацию. Он может передавать смысловые оттенки, только знаками препинания. Как справедливо заметил Б. Шоу˸ ʼʼесть 50 способов сказать ʼʼдаʼʼ и 50 способов сказать ʼʼнетʼʼ, и только один способ их написатьʼʼ.

Поэтому, во-первых, письменная речь менее выразительна, чем устная. А во-вторых, она должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной.

У детей дошкольного возраста отмечается ещё один своеобразный вид речи – эгоцентрическая речь. Это речь ребенка, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Такой переход совершается у ребенка в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить ᴇᴦο на достижение практической цели.

  • - Официально-деловая письменная речь

    Задание 1. Укажите номера слов и словосочетаний, которым свойственна окраска официально - делового стиля: 1. Нетрудоспособность 2. Покарать за грехи 3. Страховой полис 4. Извлекать квадратный корень 5. Принять к исполнению. Задание 2. Из приведенных ниже фраз, взятых из... .


  • - Устная и письменная речь

    Устная речь – вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов. Общение может быть отсроченным (письмо) и непосредственным (обмен записками во время лекций). Устная речь... .


  • - Письменная речь, ее значение для развития познавательной деятельности личности.

  • - Письменная речь как особый вид речевой деятельности

    Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение. Наиболее полно и обстоятельно психологическая и психолингвистическая характеристика письменной формы речи представлена в исследованиях Л. С.... .


  • - Письменная речь

    Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (и соответственно звуковой речи). С другой стороны, письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи,... .


  • -

    «В практике школьного обучения письмо занимает до сих пор слишком малое место по сравнению с той огромной ролью, какую оно играет в процессе культурного развития ребенка»,- этот вывод сделал Л.С.Выготский еще в конце 20-х годов прошлого века. (цит. По О. Курова. Педагогические... .


  • - Учебная письменная речь

    Целью обучения письменной речи в средней школе является формирование элементарных умений письменно речи (написание письма зарубежному сверстнику). Вместе с тем в процессе обучения иностранному языку письменная речь широко используется как средство обучения и средство... .