Ст. 322.3 УК РФ – один из способов решить проблему, с которой сталкиваются многие страны. Ситуация связана с незаконным пребыванием на территории государства лиц, не являющихся гражданами этой державы, что несёт сложности для органов правоохранения в защите интересов лиц, являющихся гражданами РФ. В данной норме права раскрываются методы наказания таких деяний, как фиктивная постановка на учёт (не путать с регистрацией) граждан иностранных государств или субъектов, не имеющих гражданства, в том случае, если они не имеют законных оснований находиться на территории Российской Федерации.

Иностранец может иметь несколько законных оснований находиться на земле нашего государства в течение длительного времени:

  • если он получил постоянное гражданство и стал полноправным гражданином РФ;
  • когда для него оформлена временная регистрация в связи с получением вида на жительство;
  • если временная регистрация получена в связи с разрешением на временное пребывание;
  • поставлен на миграционный учёт.

При этом следует разграничивать понятия «постановка на учёт» и «регистрация». Последняя необходима всем гражданам РФ и требует, чтобы человек был зарегистрирован в жилом помещении.

Постановка на учёт не требует регистрации в жилом помещении, достаточно сообщить в соответствующие органы для совершения отметки, в каком месте будет поставлен на учёт гость из другого государства и получение им специального талона. При постановке на учёт мигрант не несёт бремени коммунальных платежей, но и не имеет никаких законных прав на помещение, в котором он поставлен на учёт.

Важным моментом является также то, что при регистрации человека государственные органы знают, где его искать, для исполнения им обязательств и исполнения обязательств перед ним.

При постановке на учёт ответственность за поставленного несёт тот, в чьём помещении он учтён. Именно тот, кому принадлежит помещение, будет в случае необходимости отвечать перед законом, где находится иностранный гражданин.

В примечании к 323 статье Уголовного кодекса законодатель пояснил, что считается фиктивной постановкой на учёт субъектов не с российским гражданством. Это ситуация, когда иностранцы зарегистрированы по месту проживания (пребывания), хотя там не проживают и не собираются находиться. Либо же постановка на учёт была осуществлена в результате того, что предоставлялись ложные сведения.

Преступление состоит в том, что были созданы условия для постановки лица с иностранным гражданством на учёт в то время, когда такой учёт не имел законных оснований.

Преступное деяние, наказываемое в соответствии со статьёй 323.3, может быть выявлено различными путями:


В результате правоохранительные органы начинают подробную проверку поступившей информации.

В период этой проверки следователь:

  1. Проводит проверку по имеющимся соответствующим базам данных.
  2. Опрашивает иностранных граждан, в отношении которых есть подозрение, что они находятся на территории страны незаконно. Обязательно составление письменного протокола, в котором указано, где, когда и кем был проведён опрос.
  3. В территориальных органах учёта миграции иностранных субъектов проводит осмотр и изымает документы, которые доказывают, что субъект поставлен на миграционный учёт.
  4. Осматривает место, которое названо в качестве места пребывания иностранного гражданина на предмет имеются ли там условия для его проживания (наличие площади, спальных мест и т. п.).
  5. Выясняет, кому и на каком основании принадлежит жилое помещение.

Все данные оформляются в общем деле. На основании полученных сведений следователь делает вывод о составе преступления и необходимости заведения уголовного дела для вынесения судом соответствующего приговора.

В комментариях к рассматриваемой статье даётся ответ на вопрос, часто задаваемый на форумах: «Кто является субъектом преступления при фиктивно постановке на учёт?» Вопрос вполне правомерен, ведь в данной ситуации налицо три действующих лица: иностранец, гражданин России и должностное лицо. Кто виноват, должны выяснить органы правоохранения. Подследственность преступления по ст. 322.3 относится к дознавателям.

Получается, что при фиктивной постановке на учёт в преступлении участвуют три субъекта:

  • кого ставят на учёт;
  • кто ставит на учёт (миграционная служба, органы миграционного учёта);
  • при помощи кого ставят на учёт (кто предоставил помещение).


Если преступление будет доказано, вина и этих субъектов не считается одинаковой и наказание будет различным.

Субъект, который фиктивно зарегистрирован на территории Российской Федерации, наказывается в соответствии со статьёй 18 КоАП. Подсудность по данной статье – это рассмотрение дела мировым судьёй. Ему грозит только административное наказание и выдворение за пределы страны.

В остальных случаях наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 322 прим. 3 УК РФ. Следует помнить, что должностные лица далеко не всегда привлекаются к уголовной ответственности по данной статье.

Всё зависит от того:

  • намеренно ли совершено преступление или по незнанию всех обстоятельств;
  • было ли это преступное попустительство или сотрудник органов был дезинформирован.

Как правило, в большинстве случаев обвинительный акт по отношению к должностным лицам в данном случае выносится редко.

Чаще всего наказание направлено в сторону того, кто предоставил своё помещение для постановки на учёт иностранца. В этом случае фиктивная постановка на миграционный учёт кем-либо иностранного гражданина наказывается в соответствии с УК.

Оправдательный приговор выносится очень редко, поскольку подобным деянием субъект выступает против интересов своей страны и её граждан. Подсудность этого дела – это уже районные суды и выше.

Если в судебном порядке будет доказана вина субъекта по рассматриваемой статье, его может ожидать следующее наказание:

  • штраф, равный 150-500 тысяч российских рублей либо же равные сумме заработной платы за время до 3 лет;
  • работы принудительного характера в течение трёх лет, при этом утрачивается право занимать некоторые должности;
  • арест на три года и лишение права на три года занимать определённые должности или выполнять некоторую деятельность.

В судебном акте будут указаны все условия исполнения принятого судебной инстанцией решения.


Предусмотрев подобное наказание, законодатель также в примечании к данной статье Уголовного кодекса оговорил единственную возможность его избежать – оказать помощь на самостоятельной и добровольной основе в раскрытии уже свершившегося преступления. Но виновный в данном деянии должен сам прийти и рассказать обо всём ещё до того, как будет заподозрен органами правоохранения.

Тем, кто соглашается предоставить своё помещение для постановки иностранца на учёт, следует помнить, что они невольно могут оказаться преступником. Например, в связи с миграцией населения Украины в Россию, многие российские граждане оказали подобную услугу своим украинским родственникам или знакомым.

Конечно, совместное проживание нескольких семей весьма неудобно. Поэтому гости, освоившись и найдя работу, переезжали на съёмные квартиры. При этом ни им, ни предоставившим на время приют, не приходит в голову, что этот факт также необходимо отметить в органах по миграционному учёту. В результате после выяснения того, что иностранные граждане вовсе не «пребывают» по месту пребывания, отмеченному в талоне, заводятся уголовные дела.

Поэтому необходимо своевременно сообщать в органы миграционного контроля об изменении места пребывания. Это поможет избежать депортации и уголовного наказания приютившей иностранцев стороны.

Для начала стоит определиться с терминами. Дело в том, что прописка была отменена в 1993 году. Вместо нее производится регистрация по месту жительства. О ней и будет идти речь. А слово «прописка» по-прежнему используется в разговорной речи, заменяя длинный современный термин. Поэтому «фиктивная прописка» подразумевает все же фиктивную регистрацию, постоянную, то есть по месту жительства, но совершенную незаконно. Рассмотрим, что это такое, и какими последствиями грозит участникам.

Какая регистрация будет фиктивной

Регистрация, в отличие от советской прописки, носит уведомительный характер. Но такое уведомление и учет со стороны госорганов, как для жителей России, так и для прибывающих в страну иностранцев обязателен. Делается это или по месту постоянного жительства (постоянная) или там, где человек длительное время пребывает (временная). Законом предусмотрены определенные сроки для обращения в миграционную службу. За несвоевременную регистрацию установлена ответственность.

Для регистрации необходимо жилое помещение и согласие его собственника. В больших городах, например, Москве и Санкт-Петербурге, собственники жилья получают прибыль, оформляя регистрацию иногородним и иностранным гостям. Жить при этом они их не пускают, ограничиваясь только оформлением документов. Это и есть фиктивная регистрация, то есть без намерения действительно предоставить в дальнейшем помещение для проживания.

Также признается фиктивной и регистрация по недействительным или поддельным документам. Либо в случае, когда регистрирующийся гражданин сам не намерен проживать или пребывать по адресу регистрации. Эти положения ст. 2 Закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» применимы как к россиянам, так и к иностранцам, временно или постоянно находящимся на территории нашей страны.

Как доказать, что регистрация фиктивная

Признать постоянную или временную регистрацию незаконной может только суд. Но как показывает складывающаяся судебная практика, доказать факт фиктивной регистрации и существования так называемых «резиновых квартир» бывает очень не просто. Заявление обычно подают сотрудники Миграционной службы или участковый, выявившие в ходе проверки, что в квартире прописано гораздо больше людей, чем фактически проживает. Иногда с просьбой провести такую проверку на фиктивность выступают бдительные соседи.

"Раньше ситуация была более чем странная, причем понимали это и сотрудники ФМС, которые в большинстве случаев закрывали глаза на отсутствие регистрации в Москве у жителя Московской области. С вступлением в силу данного федерального закона описанная проблема снимается ", – отмечает Антон Матюшенко .

Еще одним существенным нововведением является норма о том, что гражданин России снимается с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства, если соответствующая регистрация является фиктивной. Аналогичные меры будут применяться в отношении иностранных граждан в случае установления факта их фиктивной регистрации или фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Данные меры будут применяться на основании решения территориального органа ФМС России , т. е. во внесудебном порядке (см. ч. 9 и абз. 11 ; п. 6 и п. 4 ).

Уголовная и административная ответственность

Фиктивной считается регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Фиктивной считается постановка на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

(Абзац 9 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Примечание № 1 к .)

Главные нововведения, которые несет в себе – это усиление действующих и введение новых мер административной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания. Выявление соответствующих нарушений осуществляется ФМС России и МВД России (см. ч. 5 ) в порядке, предусмотренном ФМС России и МВД России от 1 августа 2013 г. № 338/587. При этом за правонарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, ответственность предусмотрена более серьезная.

"Сейчас в КС РФ оспаривается норма о том, что для Москвы и Санкт-Петербурга сделали штрафы больше. У нас согласно ст. 19 Конституции РФ права граждан не должны зависеть от места жительства. Если по этой дорожке пойдут, то думаю, что выиграют" , – комментирует данное обстоятельство Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству .

Напомним, что ранее фактически единственной мерой ответственности в данной области была . Она предусматривала административную ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина России по недействительному паспорту или вовсе без него, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства (штраф составлял от 1,5 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб.). Кроме того, существовала ответственность для лиц, ответственных за соблюдение правил регистрационного учета и для собственников (нанимателей), допустивших проживание гражданина без паспорта или без регистрации (штраф составлял от 2 тыс. руб. до 2,5 руб.).

Отдельным блоком также следует выделить отсутствовавшие ранее в законодательстве меры уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту жительства или месту пребывания граждан России, а также фиктивную постановку на учет по месту пребывания иностранного гражданина. Таким образом, на данный момент, законодательством предусмотрен следующий комплекс мер уголовной ответственности и административной ответственности в описанной сфере:

Таблица. Уголовная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

Уголовная ответственность
Норма Преступление Наказание
Фиктивная регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в России, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в России.
  • Штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в России.
  • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом необходимо иметь в виду, что лицо, совершившее какое-либо из описанных выше преступлений, освобождается от уголовной ответственности при условии, что оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления (см. примечания к и ). Расследовать соответствующие дела будут органы внутренних дел (см. п. 1 ч. 3 ).

Таблица. Административная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

Административная ответственность
Норма Правонарушение Ответственность
Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина России, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту). Административный штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., в Москве и Санкт-Петербурге – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Проживание гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб.


на граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

Нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб.

Административный штраф в Москве и Санкт-Петербурге:
на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину России, сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании данного гражданина в указанном помещении без регистрации либо представление заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина России. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц – от 4 тыс. до 7 тыс. руб.

Необходимо иметь в виду, что граждане России освобождаются от ответственности за проживание без регистрации свыше установленных законом сроков, а собственники и наниматели – за допущение такого проживания в случае:

  • проживания без регистрации по месту пребывания, если он зарегистрированы по месту жительства в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в Москве или Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (аналогичное правило действует для Санкт-Петербурга и Ленинградской области);
  • если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Наряду с этим граждане России не несут ответственность за нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении. При этом соответствующие факты должны быть документально подтверждены.

Наконец, наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение без уважительных причин сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании гражданина России без регистрации (или предоставления заведомо недостоверных сведений), если проживающий у его гражданин:

  • представит документированную информацию о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживает в жилом помещении, находящемся в Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, но при этом зарегистрирован по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (то же касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

Критика закона со стороны правозащитных институтов

Согласно позиции Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) законопроект следовало кардинально переработать, т.к. поставленные цели по снижению неконтролируемой миграции и коррупции в миграционной сфере не могут быть решены избранными в нем средствами. В частности, по мнению Совета из законопроекта следовало исключить положения о фиктивной регистрации и уголовной ответственности за ее оформление , поскольку, в частности, действующие , уже предусматривают ответственность за аналогичные преступления.

Также критику Совета вызвало положение, предоставляющее территориальным органам ФМС России право снимать граждан с фиктивного регистрационного учета во внесудебном порядке. Кроме того, по мнению Совета, такие правонарушения как проживание гражданина России без паспорта, регистрации либо за допущение наймодателем проживания без регистрации являются малозначительными. В связи с этим, для них следовало установить нижний предел санкции для граждан в виде предупреждения .

Совет также предлагал сделать процедуру регистрации уведомительной , без принятия территориальным органом ФМС России решения о регистрации либо отказе в ней (за исключением несоблюдения требований к документам), максимально исключив личное взаимодействие гражданина с органом регистрационного учета. В частности, предлагалось обеспечить возможность оформления регистрации по почте, через сеть Интернет или через специализированные терминалы в пунктах массового прибытия граждан (вокзалы, аэропорты, морские порты и др.).

В свою очередь Общественная палата РФ (далее – ОП РФ) отмечала отсутствие в документе четкой и понятной процедуры выявления органами ФМС России фактов фиктивной регистрации по месту пребывания или месту жительства. Также в своем заключении ОП РФ отмечала, что в законе не определен орган государственной власти, к полномочиям которого относится утверждение соответствующего порядка. Вместе с тем, ОП РФ сочла нецелесообразным внесение изменений в УК РФ.

Кроме того, ОП РФ предлагала наделить управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, советы многоквартирных домов правами по выявлению фактов проживания в жилом помещении без уведомительной регистрации. Отмечалась и необходимость пересмотра процедуры фиксации фактов, отраженных в актах жилищных организаций. Согласно позиции ОП РФ, cоставленный акт должен служить основанием для проверки фактов участковым сотрудником полиции и принятия им необходимых процессуальных действий.

Также как и Совет, ОП РФ предлагала вести уведомительный порядок регистрации граждан – по системе "одного окна" либо через Интернет, путем заполнения заявления установленного образца. По мнению экспертов ОП РФ, никакие документы, кроме паспорта или документа, удостоверяющего личность гражданина, от заявителя не должны быть затребованы. При этом гражданин должен нести ответственность за предоставление ложной информации .


Новости

Лицу, въехавшему на территорию нашей страны, в обязательном порядке нужно встать на учет в региональном подразделении ГУВМ МВД РФ, тем самым получив дозволение на временное проживание и трудоустройство. Фиктивная регистрация иностранных граждан признается противоправной и влечет за собой юридическую ответственность. Подробнее о порядке предоставления мигранту места жительства в России, способах проверки, а также последствиях нелегальной регистрации в данной статье.

На легитимном уровне определяются базовые требования к нахождению резидентов зарубежных государств на территории России. Любое несоблюдение или же отклонение от правовых норм влечет за собой юридическую ответственность.

Одно из первых требований – легальное пребывание в РФ. Сфера миграции находится под постоянным контролем уполномоченных на то органов, соответственно, выявление фиктивной регистрации иностранных граждан влечет негативные результаты и разные виды ответственности – административную и уголовную.

Следующее правило – соблюдение сроков и режима пребывания в государстве. В зависимости от периода, прописанного в визе, зарубежные резиденты могут проживать на территории РФ. В отношении безвизовой группы мигрантов необходимо придерживаться следующего: крайний период нахождения ограничивается 7 днями. Если приезжий задерживается в регионе на долгий срок, то требуется .

Для успешного оформления приезжего лица, нужно придерживаться следующих правил.

  • Обязательства за процесс утверждения РВП берет на себя представитель стороны, принимающей гражданина.
  • В перечень бумаг, требующихся от иностранца, входит копия паспорта, карта мигранта.
  • Владельцу дома, где будет определенное время проживать мигрант, необходимо предъявить свидетельство о наличии в собственности недвижимости, а также паспорт.

Нарушение процедуры может повлечь за собой отказ в дальнейшем оформлении и выдворение приезжего лица за пределы РФ.

Что такое фиктивная регистрация


Термин о нелегальной фиксации приезжих лиц регламентируется на законодательном уровне. В 2013 году внесены дополнения в ФЗ №376. Так, незаконная регистрация иностранных граждан прослеживается в нижеуказанных ситуациях.

  1. Сторона предъявила недостоверные материалы для оформления ограниченной по времени прописки.
  2. Гражданин умышленно добился получения права на жительство, но фактически пребывает в другой квартире.
  3. Собственник дома и не желал заселять у себя переселенца.

Основанием для мнимой регистрации признается временное пребывание гражданина из-за рубежа на территории нашего государства. Получение РВП необходимо в следующих ситуациях.

  • Приезжим, задержавшимся в стране больше чем на семь дней.
  • Россиянам, которые покинули место постоянного проживания на срок свыше 3 месяцев.

В случае если у мигранта нет друзей и знакомых, готовых предоставить жилье для ограниченного по времени проживания, он акцентирует внимание на предложении частных организаций, предлагающих фиктивную регистрацию целой группы мигрантов.

Какие существуют способы проверки

Прописать иностранного гражданина вправе не только собственник жилья, но и работодатель, который предлагает ему работу, а также санатории, где резидент зарубежного государства проходит курс лечения. Отсюда возникает один из актуальных вопросов: «Есть ли способ проверить достоверность проставленного штампа в документах о временной регистрации?».

Для проверки, фиктивная ли регистрация иностранного гражданина по месту пребывания, достаточно посетить районное подразделение миграционной службы, где проходило непосредственное оформление жителя зарубежного государства. Рекомендуется лично прийти в государственный орган, потому что по телефону персональные данные жителей не разглашаются.

Помимо получения информации о достоверности проставленного штампа, можно запросить справку обо всех квартирантах. Так, в документе отражается следующая информация:

  • конкретный адрес;
  • количество сожителей;
  • указание, кто из обитателей прописан постоянно, а кто – временно;
  • имеется ли задолженность по ЖКУ и ее размер;
  • контакты собственника дома.

Однако получить справку может узкий круг лиц: непосредственные жители данного дома и их официальные представители, а также сотрудники государственного или муниципального органа.

Какая предусмотрена ответственность в 2019 году

Нелегальная прописка мигрантов – деяние, которое регламентируется законодательством под угрозой наказания. Ранее данное противоправное действие подразумевалось административным правонарушением, соответственно, санкции ограничивались штрафом. Но с увеличением численности нелегальных переселенцев и распространением организаций, предоставляющих ложное оформление проживания, деяние переросло в категорию преступлений, предусматриваемым ст. 322.2 УК РФ.

Ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан, без фактического проживания по установленному сотрудниками ГУВМ МВД адресу определяется исключительно в порядке судопроизводства. Только там определяется вид и размер наказания в соответствии со степенью тяжести деяния.

Административная

Один из распространенных видов юридических последствий за ложную регистрацию зарубежных резидентов – административная ответственность. Исходя из положений статьи 18.8 КоАП РФ, на нелегального иностранца могут быть наложены следующие санкции.

  1. Штраф, размер которого варьируется от 2-3 тыс. руб. с дальнейшим выдворением за границы государства.
  2. Когда деяние было совершено в муниципальных образованиях федерального значения (например, Москва или Санкт-Петербург), то сумма санкции несколько выше и варьируется от 3-5 тыс. рублей.

Уровень ответственности увеличивается для организаций, ведь степень тяжести правонарушения выше. Так, штраф за фиктивную регистрацию иностранных граждан предприятием составляет 250-750 тыс. руб., а в муниципальных образованиях федерального значения увеличивается и достигает максимального предела в 800 тыс. рублей.

Уголовная

Нелегальная регистрация лиц из-за рубежа может повлечь уголовную ответственность, регламентированную . Согласно указанной правовой норме, собственнику жилплощади полагается ряд санкций.

  • Штраф, сумма которого составляет 100-500 тыс. рублей или исчисляется в размере заработка нарушителя за трехлетний период.
  • Работы принудительного характера устанавливаются на период в 3 года, а в дополнение – ограничение занимать указанные в приговоре должности.
  • Лишение свободы максимум на три года.

Предписывается уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан по следующему основанию: наплыв не поставленных на учет мигрантов с Ближнего зарубежья, соответственно, образование организаций, предоставляющих переселенцам нелегальное место для проживания.

Проблемы для владельцев жилья


Санкциям подвергаются не только зарубежный гражданин, конспиративно проживающий на территории нашего государства, но и сам собственник квартиры, предоставивший мигранту возможность нарушить требования закона. Так, владелец жилплощади может столкнуться со следующими проблемами.

  1. Обязанность заплатить штраф: если россиянин поселил в своей квартире мигранта, то должен оповестить об этом ГУВМ МВД, в противном случае следует санкция по ч. 2 ст. в размере от 2 до 5 тыс. рублей.
  2. Нелегальная регистрация мигранта может повлечь за собой ответственность уголовного характер по ст. 322.2 УК РФ.
  3. Повышение стоимости коммунальных услуг, ведь ее размер зависит от количества проживающих в квартире людей.
  4. Сдача помещения в аренду предполагает обязанность уплаты налогового сбора в размере 18% от годового заработка. Если зарегистрироваться ИП, то можно снизить процент налоговой ставки до 6%.

После окончания периода пребывания переселенца в пределах РФ многие интересуются, ? Сделать это можно только легально прописанным мигрантам, обратившись в ГУВМ МВД.

Итоги

Таким образом, зарубежные резиденты, в конспиративном порядке пребывающие на территории нашей страны, привлекаются к административной ответственности и обязываются к уплате штрафа с последующим выдворением за границы государства. Лица, предоставившие незаконное жилье, также подвергаются санкциям, но более строгим – уголовным. Сотрудники ГУВМ МВД регулярно проводят проверки и надзор за проживанием и деятельностью мигрантов на территории России.