1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ.);
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

"Малыш пьет молоко."


Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."


Дамы (кто?) - имя существительное;

  • начальная форма - дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) - имя существительное;

  • начальная форма - Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;

Ладонью (чем?) - имя существительное;

  • начальная форма - ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) - имя существительное;

  • начальная форма - пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) - существительное;

  • начальная форма - пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное - это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • - качественное (теплый, молчаливый);
      • - относительное (вчерашний, читальный);
      • - притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных - сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.


Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу - второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.


Прекрасна (какова?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;

Стройная (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол - это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола - инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма - инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим:Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру... (басня, И. Крылов)


Послал (что сделал?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.


Прислушайтесь (что сделайте?) - глагол;

  • начальная форма - прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

Его нужно предостеречь.

Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

Что за правила?

Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)


Предостеречь (что сделать?) - глагол;

  • начальная форма - предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - знать;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) - слово глагол;

  • начальная форма - нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) - глагол;

  • начальная форма - войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Хотите узнать, как сделать морфологический разбор особых форм глагола: деепричастия и причастия? Перейдите в нужный раздел русского морфологического онлайн словаря по ссылкам, из таблицы вверху. Интересуют полные признаки и морфологический разбор остальных частей речи, с примерами? Переходите в нужную категорию, выше.

Наряду с разделом по морфологическому разбору слов на сайте есть словарь синонимов. В словаре вы найдете запредельно-объемную базу слов (самую огромную в ру-нете), с уникальной возможностью наполнения и редактирования, под ваши личные задачи.


Значение слова категории состояния, его морфологические признаки и синтаксическая функция

Слово категории состояния - это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково? Слова категории состояния - относительно молодая часть речи. В некоторых учебниках слова категории состояния рассматриваются как особая группа наречий - наречия состояния.

Слова категории состояния можно выделить по следующим признакам: 1) общее грамматическое значение (состояние); 2) морфемные признаки: большинство слов категории состояния имеет суффикс -о; 3) синтаксическая функция: сказуемое в безличном предложении. По своим морфологическим признакам слова категории состояния сближаются с наречиями, например: Мне плохо (слово категории состояния ). - Он плохо читает (наречие). Ему грустно (слово категории состояния ), - Старик грустно улыбнулся (наречие).

Слова категории состояния на -о, образованные от качественных прилагательных, могут образовывать формы степеней сравнения, например: Тоскливее, печальней становилось на душе (А. Куприн).

Скучно , страшно , замирает

Всё вокруг,

(Ф. Сологуб)

Вясных улицах так пусто ,

Так мертво .

(Ф. Сологуб)

Разряды слов категории состояния по образованию и значению

По происхождению слова категории состояния можно разделить на три разряда : 1) слова на -о, соотносимые с наречиями и краткими формами прилагательных (свежо, приятно, прохладно, душно, знойно); 2) слова, этимологически связанные с существительными (пора, время, грех, стыд, охота); 3) слова, которые не находят соответствий в других частях речи современного русского языка (надо, можно, нельзя).

Разряд

по значению

Выражаемое

значение

Примеры

1. Качественные

Обозначают состояние природы, окружающей среды, физическое и психическое состояние человека

Тепло, холодно, жарко, весело. грустно, смешно, приятно, красиво, тоскливо, удобно. уютно.

2. Модальные

Выражают модальную оценку различных состоянии и ситуации.

Можно, нельзя, необходимо, пора, время, грех, стыд. охота, неохота. лень, мука.

Разграничение слов категории состояния и омонимичных им частей речи

Слова категории состояния следует отличать от омонимичных им наречий на -о и кратких прилагательных. Различие между указанными формами определяется в контексте.

Наречие на -о

Краткое прилагательное

Всем было грустно

Он грустно по-смотрел на прияте-ля (функция обсто-ятельства образа действия). (функция именной части сказуемого в од-носоставном безлич-ном предложении).

Лицо его грустно, печально (функция именной части сказуемого в двусоставном предложении)

Те же различия характерны для форм простой сравнительной степени указанных частей речи. Сравнительная степень прилагательного в предложении обычно является именной частью сказуемого и поясняет признак подлежащего, например: Он был маленький , но стал выше. Сравнительная степень слова категории состояния является именной частью сказуемого в безличном предложении: Всем стало веселее. Сравнительная степень наречия служит обстоятельством и относится к глаголу-сказуемому, например: Он сделал много, но не больше, чем остальные.

Слова категории состояния следует отличать также от омонимичных им существительных, например: Ну, мне пора. - Была та смутная пора , когда Россия молодая мужала с гением Петра... (А. Пушкин). В первом предложении употреблено слово категории состояния (показатель - функция сказуемого в безличном предложении), во втором - имя существительное (показатель - функция подлежащего в двусоставном предложении).

Морфологический разбор слова категории состояния включает выделение двух постоянных признаков (разряда по значению и наличия форм степеней сравнения). Непостоянных признаков слово категории состояния не имеет, так как является неизменяемым словом.

Вместо характеристики непостоянных признаков следует указывать: «неизменяемое слово».

Схема морфологического разбора слова категории состояния.

I . Часть речи.

II . Морфологические при-знаки:

1) разряд по значению;

2) степень сравнения (если есть);

3) неизменяемое слово.

III . Синтаксическая функция. О, грустно,грустно мне! (А. Хомяков)

Образец морфологического разбора слова категории состояния.

I . Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.

II . Морфологические признаки:

1) качественное;

2) грустнее, грустнее всего;

3) неизменяемое слово.

III . Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.


Если Вам пригодились материалы этого сайта, пожалуйста, поставьте нам плюс, щелкнув по значку Вашей соцсети.

Морфологический разбор слова «теплее» начнем с того, что определим его принадлежность к определенной части речи. Укажем его грамматические и синтаксические признаки.

Слово «теплее» может быть формой разных частей речи. В зависимости от контекста оно, как настоящий хамелеон, меняет свои лексические, морфологические и синтаксические признаки.

Слово «теплее» — форма прилагательного

Качественное прилагательное «тёплый» имеет степени сравнения. Можно образовать простую и составную форму сравнительной степени:

  • теплый — теплее, потеплее;
  • теплый — более/менее тёплый.

Сегодняшний день теплее вчерашнего.

Разберем это высказывание по членам предложения:

  • что? день — подлежащее;
  • день каков? (что о нем говорится?) теплее — это составное именное сказуемое, выраженное именем прилагательным

Можно трансформировать грамматическую основу предложения так:

  • День тёплый.

Сразу станет ясно, что словоформа «теплее» является формой прилагательного. Определив часть речи, к которой принадлежит рассматриваемое слово, укажем его морфологические и синтаксические признаки.

Морфологический разбор прилагательного «теплее»

  • часть речи — прилагательное, обозначает признак предмета;
  • начальная форма — «тёплый»
  • разряд по значению — качественное;
  • в форме простой сравнительной степени.
  • Синтаксическая роль — сказуемое (сис).

Не забываем, что форма простой сравнительной степени прилагательного является неизменяемой , поэтому не укажем у неё таких грамматических признаков, как падеж, род, число.

Слово «теплее» — форма наречия

И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.

А. Твардовский

«Теплее стало» — эти слова являются центром безличного предложения, в котором нет и не может быть подлежащего. Эта предикативная группа выражает состояние людей и обозначена глаголом-связкой в безличной форме «стало» (прошедшее время, единственное число, средний род) и именной частью, которая выражена предикативным наречием, образованным от однокоренного прилагательного:

  • теплый — тепло.

Предикативное наречие (слово категории состояния) может иметь, как и однокоренное прилагательное, форму простой сравнительной степени:

  • тепло — теплее.

Морфологический разбор наречия «теплее»

  • часть речи — наречие,
  • предикативное,
  • начальная форма — «тепло» ,
  • в форме простой сравнительной степени.
  • Синтаксическая роль — часть составного именного сказуемого в безличном предложении.

Подытожим

Как видим, словоформы простой сравнительной степени прилагательного и наречия «теплее» по своему звучанию, написанию и грамматическому оформлению очень похожи. Эти слова называются морфологическими омонимами. Различить их можно только в контексте, опираясь на синтаксический вопрос и на начальную форму слов.


ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ.


Слова категории состояния как часть речи.

ХОД УРОКА:

1 . Оргмомент.

У. Здравствуйте, ребята. Открываем тетради, записываем число и Классная работа.

Двадцать шестое февраля, пятница

Классная работа

У. Определим части речи каждого слова нашей записи.

Д. Числительное, сущ., сущ., прил., сущ.

У. а какой раздел науки о языке изучает слова как части речи?

Д. Морфология.

У. Верно! А какие из уже изученных нами частей речи нам не встретились?

Д. наречие, глагол, местоимение.

У. Итак, ребята, нам с вами уже известны 6 частей речи, а сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной, неизвестной пока вам частью речи. Как самостоятельная эта часть речи была выделена совсем недавно, её особенностью является то, что она маскируется под другие части речи, поэтому с ней нужно быть очень внимательными.

2. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы узнаем, с какими частями речи её легко спутать и как этого избежать и по каким признакам можно распознать эту часть речи. Для этого обратимся к материалу для наблюдения на доске (обратимся сначала к первому столбику)

Летнее солнце тепло. 1. Пришла весенняя пора.

Солнце светит тепло. 2. Пора ехать в лес.

На улице тепло.

У. Посмотрите на предложения 1-го столбика и определите, что в них общего?

Д. Слово «тепло».

У. Верно! В них повторяется слово «тепло». Но на самом деле нам только кажется, что эти три с лова абсолютно одинаковы. На самом деле слово «тепло» во всех трёх предложениях является разной частью речи. Какой, нам предстоит выяснить. А чтобы было удобнее и точнее это сделать, мы заполним таблицу, последний столбик которой это и есть вывод о части речи данного слова.

(у детей на партах, у учителя - на доске таблица)

Примеры

Относится к…

Вопрос

Значение

Изменение

Синтаксич. роль

Часть речи

1.Летнее

солнце тепло.

2. Солнце

светит тепло.

3. На улице тепло.

У. итак, заполним таблицу вместе. На какой вопрос отвечает и к чему относится слово «тепло» в первом предложении?

Д. «солнце» - сущ. (каково?) «тепло»

(запись)

У. На какой вопрос отвечает и к чему относится слово «тепло» во втором предложении?

Д. «светит» - гл. (как?) «тепло»

(запись)

У. А в третьем предложении можем мы задать вопрос от какого-то слова к слову «тепло»?

Д. Нет. (вопрос из пустого места не задаем)

У. Ставим прочерки. Что обозначает слово «тепло» в этих предложениях?

Д. В первом - признак предмета, во втором - признак действия, в третьем - состояние природы.

У. А теперь посмотрим, как изменяется слово «тепло» во всех предложениях.

Д. В первом - по числа и падежам (Летний дождь тепел, Летние дни теплы, Летняя река тепла.) (запись), во втором - не изменяется, в третьем тоже (прочерки)

У. Ребята, определим, каким членом предложения является слово «тепло» в данных предложениях. Что для этого сделаем?

Д. Находим грамматическую основу, задаем к нужному слову вопрос и определяем, какой это член предложения.

Летнее солнце тепло. Подлежащее - «солнце». Что говорится о солнце? Что оно тепло - это сказуемое. (запись в таблицу)

Солнце светит тепло. Грамматическая основа - «солнце светит»; светит (как?) тепло - это обстоятельство образа и способа действия. (запись в таблицу)

На улице тепло. Здесь нет подлежащего, а сказуемое - «тепло».

У. Ребята, а может ли в данном предложении быть подлежащее? Попробуйте подобрать его?

Д. Нет.

У. ребята, предложения, в которых нет и не может быть подлежащего, т.е. нет действующего лица называются - безличными, с ними вы познакомитесь в старших классах, а пока просто запомните и запишите в таблицу напротив третьего предложения «сказуемое в предложении без подлежащего, т.е. в безличном предложении»

(запись в таблицу)

Итак, ребята, теперь нам остаётся только сделать вывод о том, какой же частью речи является слово «тепло» в этих предложениях.

В первом? Относится к сущ., отвечает на вопрос «каково?», обозначает признак предмета, изменяется по числам и родам, является сказуемым?

Д. Это краткое прилагательное

Д. Наречие!

У. а что нам известно про слово «тепло» из третьего предложения?

Д. Ни к чему не относится, нельзя задать вопрос, обозначает состояние природы, не изменяется, является сказуемым в предложении без подлежащего.

У. Такими признаками не обладает ни одна из ранее изученных частей речи. И как же она называется? Послушайте внимательно стихотворение и сами ответьте на этот вопрос.

Встретились нам слова удивительные:

Ни прилагательные, ни существительные,

Не отнести их к наречиям тоже,

Хоть внешне на них очень похожи.

Но, увы, вопроса задать к ним нельзя.

Давайте знакомиться ближе, друзья.

Если с утра светло и погоже,

То на душе у нас весело тоже.

Если же сыро, прохладно, уныло,

То и нам с вами будет тоскливо.

И настроение, и состояние

Выразят ясно СЛОВА СОСТОЯНИЯ.

Какую же часть речи мы сегодня изучаем?

Д. Слова состояния!

У. правильно, но если быть точнее, то в науке их чаще всего называют «слова категории состояния», этот термин ввёл в 1928 году знаменитый русский лингвист, академик Лев Владимирович Щерба(слайд1)

Записываем в таблицу, а в тетрадях тему урока

У. Почему перед КАК не ставим запятую?

Д. КАК входит в состав сказуемого, а между подлежащим и сказуемым мы никогда не ставим запятую.

У. итак, ещё раз… что нам уже известно об этой части речи?

Д. СКС ни к чему не относятся, к ним нельзя задать вопрос, обозначают состояние природы, не изменяются, является сказуемым в предложении без подлежащего.

У. с какими частями речи легко спутать скс?

Д. С наречиями и кр.прил. (т.е.со словами на «о»)

У. Ребята, слова категории состояния, похожие на наречия и кр. прилагательные - это лишь одна подгруппа, выделяемая среди слов этой части речи. Среди СКС есть также слова, похожие на сущ. посмотрите на второй столбик материала для наблюдения. Что общего в этих предложениях?

Д. Слово «пора».

У. А какой частью речи является это слово в этих предложениях? Чтобы определить это, закончим нашу таблицу, но только уже для слова «пора».

Примеры

Относится к…

Вопрос

Значение

Изменение

Синтаксич. Роль

Часть речи

Пришла весенняя пора.

Пора ехать в лес.

(заполнение таблицы, как и в первом случае)

У. Таким образом, среди слов категории состояния есть и такие, которые можно перепутать и с сущ., как например «пора», впишем его во второй столбик нижней таблицы. Также сюда относятся слова «Лень» (долог день, кому работать лень), «охота» и «неохота»(встречаются, в основном, в разговорной речи, когда вы маме своей говорите: «Неохота делать уроки, а охота гулять!»)(запись).

Ребята, среди слов категории состояния есть и такие, которые непохожи на какие-либо части речи, они встречаются нам в предложениях разрешения (Можно пойти гулять), запрещения (Курить нельзя!), обязательства (Нужно выучить правило!) или при сожалении (Жаль расставаться!), т.е. эти слова выражают оценку действия, записываем их в третью колонку, где у нас СКС, непохожие на другие части речи - надо, нужно, можно, нельзя, жаль. (записи в таблицу).

Ребята, но всё же СКС на «о», т.е. похожих на кр.прил. и наречия записываем в третью предложениях разрещ-либо части речие своей говоритеерепутать и с сущ.ю.дложении без подлежащего.

пишите в гораздо больше и значения у них могут быть самые разные, поэтому в зависимости от того, что они обозначают выделяют несколько смысловых групп. Таких групп будет 6, посмотрите в первую колонку таблицы 2, там у вас даны примеры СКС, разделенные на смысловые группы, наша задача сейчас подобрать название каждой группе. Читаем первую группу слов категории состояния.

Д. морозно, тепло, сыро, холодно, ветрено, безветренно, пасмурно, прохладно, жарко.

У. каким одним словом можно назвать эту группу, какое состояние они выражают?

Д. Состояние природы.

У. Итак, ребята, мы познакомились с группами слов категории состояния. Какие это группы?

Д. слова на «о», слова, СКС, похожие на сущ. и СКС, непохожие на др. части речи.

У. СКС на «о» делятся в свою очередь по смыслу ещё на шесть групп, их мы тоже записали. А по каким признакам мы будем находить СКС?

Д. Неизменяемые, являются сказуемыми в безличном предложении.

У. Ребята, в учебнике у вас также даётся определение СКС, откройте с. 127, прочитайте правило в голубой рамочке. Что ещё нового мы узнали о СКС?

Д.В учебнике ещё говорится о том, что СКС могут сочетаться с глаголами быть (будет, было), становиться, делаться.

У. эта информация поможет вам грамотно выделять грамматическую основу в предложениях со СКС.

Ребята, в учебнике вам также даётся образец рассуждения при определении слова категории состояния. Прочитаем и его (следующая страница)

(кто-то вслух прочитал)

У. Т.е. основные три признака, по которым мы будем распознавать СКС - это значение, неизменяемость и синт.роль, т.е. они являются сказуемыми в предложениях без подлежащего, т.е. в безличных предложениях.

3. Закрепление новых знаний.

Итак, ребята, а теперь мы поучимся с вами находить СКС в тексте, научимся отличать их от омонимичных частей речи, а также попробуем ответить на вопрос, какова же роль СКС в наше речи? Перед вами распечатки со стихотворными отрывками, сейчас мы вместе будем читать эти отрывки, находить в них слова, похожие на СКС и определять, какая же это часть речи?

(дети читают первый отрывок)

Пустеет воздух, птиц неслышно боле,

На отдыхающее поле.

(Ф.И. Тютчев)

Слово на «о» - слышно, оно входит в предложение «птиц неслышно боле», слово неслышно обозначает состояние окружающеё среды, оно не изменяется (птиц неслышно боле, грача неслышно боле, синиц не будет слышно), в предложении является сказуемым, в этом предложении нет и не может быть подлежащего, значит, это СКС.

(работа с остальными отрывками)

И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

(М.Ю.Лермонтов)

Ярко светит солнце.

В воздухе тепло.

И куда не взглянешь,

Всё вокруг светло.

(И.З. Суриков)

У. Ребята, как вы думаете, для чего же поэты так активно используют СКС в своём творчестве?

Д. СКС помогают передать настроение, внутренне состояние человека, его эмоциональный настрой. Они помогают почувствовать, какую оценку даёт автор тем или иным явлениям природы, окружающей среды. Делают речь эмоциональной.

У. Верно! Прежде всего, СКС помогают нам понять настроение человека, его отношение к чему - либо, то, как он себя чувствует, как воспринимает окружающий мир.

Ребята, сейчас мы с вами с помощью СКС попытаемся, смотря на картину, описать её так, чтобы было понятно наше настроение, которое она у вас вызывает.

(Картина: Клевер Юлий Юльевич (1850-1924) - русский живописец..
Именно пейзаж стал подлинным призванием Клевера.

Зимний закат в еловом лесу, 1889) (несколько ребят читают, что у них получилось)

Обобщение и домашнее задание.

У. Ребята, давайте обобщим. С какой частью речи мы сегодня познакомились? Что обозначают слова категории состояния? Какую синтаксическую функцию выполняют? Для чего используются в речи? Как их отличить от омонимичных частей речи?

(дети отвечают на вопросы, используя таблицы)

Дома вы подготовите рассказ о слове категории состояния как части речи и выполните упр. 275

Таблица 1.

примеры

Относится к…

Вопрос

Значение

Изменение

Синтаксич. роль

Часть речи

Летнее солнце тепло.

Солнце светит тепло.

На улице тепло.

Пришла весенняя пора.

СКС, похожие на сущ.

СКС, непохожие на другие части речи

Морозно, тепло, сыро, холодно, ветрено, безветренно, пасмурно, прохладно, жарко…

Пыльно, красиво, душно, грязно, безмолвно, чисто темно…

Неприятно, больно, дурно, тяжело, приятно…

Грустно, скучно, обидно, боязно, радостно, тревожно, досадно, беспокойно….

Интересно, непонятно, ясно, удивительно…

Легко, рано, хорошо, нормально, отлично…

Найдите слова на «о» и определите, к какой части речи они относятся.

1) Ярко светит солнце.

В воздухе тепло.

И куда не взглянешь,

Всё вокруг светло.

(И.З. Суриков)

2)Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

(Ф.И. Тютчев)

3) И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанье!.. что пользы напрасно и вечно желать?...

А годы проходят - всё лучшие годы!

(М.Ю.Лермонтов)

3) /data/files/k1474263529.ppt (СКС как часть речи)