3. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Кандидатура на должность Председателя Центрального банка РФ представляется Президентом РФ. Кандидат выступает с краткой программой предстоящей деятельности, отвечает на вопросы. Председатель Центрального банка считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка решается по представлению Президента РФ. Решение об этом принимаемся Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Дума также назначает членов Совета директоров ЦБ, избирает трех представителей в состав Национального банковского совета (коллегиального органа Банка России).

4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах на должность Председателя могут вноситься Президенту РФ депутатскими объединениями и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа Думы. Президент РФ представляет кандидатуру не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя президент представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной кандидатуры президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент вправе вновь представить на рассмотрение Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру. Кандидат выступает перед Думой с краткой программой деятельности.

Кандидатуры на должность аудиторов Счетной палаты представляются депутатами Комитету по бюджету и налогам, который вносит на обсуждение палаты весь список. Вопрос об освобождении от должности этих должностных лиц решается простым большинством палаты по представлению того же Комитета.

5. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

Кандидатуры на эту должность предлагаются Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями Государственной Думы.

Кандидат на должность Уполномоченного по правам человека выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. О назначении Уполномоченного по правам человека принимается постановление.

6. Объявление амнистии;

Амнистия - освобождение от ответственности определенных лиц, осужденных по одной или нескольким статьям Уголовного кодекса, или в отношении которых только возбуждено или может быть возбуждено дело по данным статьям. Амнистия отличается от помилования, которое касается только конкретных лиц, совершивших преступление (право помилования принадлежит Президенту РФ).

Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятии постановлений об объявлении амнистии и о порядке исполнения амнистии. Проект постановления вносится и рассматривается в порядке, установленном для внесения и рассмотрения законопроектов.

Постановления об объявлении амнистии принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Они подлежат официальному опубликованию в течение трех дней.

7. Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Предложение о выдвижении обвинения против президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ. Предложение направляется на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе Председателя, его заместителя 13 членов комиссии. Председатель комиссии избирается Государственной Думой путем открытого голосования большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются палатой по представлению депутатских объединений общим списком большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Состав комиссии формируется с учетом пропорционального представительства депутатских объединений. Специальная комиссия проверяет обоснованность выдвинутого против Президента РФ обвинения, соблюдения кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильность подсчета голосов и других процедурных правил, установленных Регламентом. Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента РФ. Комиссия большинством голосов членов комиссии принимает заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения.


... ». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности как таковой без увязки ее статуса непосредственно с государством. Конституция Российской Федерации 1993 г. не включила в свой текст Федеративного Договора, поскольку его положения нашли отражение в Конституции. В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в...

Осуществляется главой государства. Правило подписания и обнародования принятого федерального закона Президентом Российской Федерации, основанное на мировом опыте взаимоотношений парламента и главы государства в процессе создания законов, является одной из форм участия Президента в законодательной деятельности и завершающей стадией законодательного процесса.(ст.107 Конституция РФ). В случае...

И должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве - это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать “разумный эгоизм” - я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в...

И коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Основные социально-экономические права и свободы человека и гражданина закреплены в статьях 34-44 Конституции Российской Федерации. Важнейшим институтом социально-экономических отношений является право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основана на...

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

А. Относится к ведению Государственной Думы РФ

Задание 5. Решите задачу

16-летний Иван Прохоров стал членом садоводческого кооператива «Березка». Вскоре он удачно сдал вступительные экзамены и поступил в университет. Учеба отнимала много времени и Прохорову стало некогда заниматься делами садоводческого кооператива, в частности посещать общие собрания. В связи с этим Прохоров решил выдать доверенность на ведение дел в кооперативе своему товарищу Кремлеву 17 лет. Однако председатель кооператива заявил, что такая доверенность будет являться недействительной, поскольку доверенность могут выдавать только полностью дееспособные граждане, Прохоров же обладает ограниченной дееспособностью,так как еще не достиг 18-летнего возраста.

Имеет ли право Прохоров выдавать доверенность на ведение дел в кооперативе? Ответ обоснуйте.

Правовой нигилизм – миф или реальность.

Вариант 5

б) Субъект Российской Федерации

в) Гипотеза

1. К принципам законности относятся: А. презумпция невиновности Б. всеобщность исполнения законов В. приоритет международного права Г. единообразное понимание и применение норм права Д. равенство всех перед законом Е. взаимная ответственность личности и государства
2. Входит ли адвокатура в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления? А. да, входит Б. нет, не входит В. да входит, но только в систему органов местного самоуправления Г. да входит, но только в систему органов государственной власти
3. Срок административного задержания, по общему правилу, не должен превышать: А. 3 часа; Б. 12 часов; В. 48 часов; Г. 72 часа.
4. Основными элементами нормы права являются: А. общая часть и особенная часть Б. гипотеза, диспозиция, санкция В. правило и исключение Г. тезис, доказательство, вывод.
5. Государственный аппарат – это совокупность: А. государственных органов Б. государственных служащих В. государственных предприятий и учреждений


А. В ведении Российской Федерации находятся:

Б. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

1. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

2. внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

3. защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

4. установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

5. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

6. разграничение государственной собственности;

7. судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

8. природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

9. установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

10. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

11. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

12. кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

Задание 5. Решите задачу

Журналист опубликовал в газете статью, в которой, ссылаясь на полученные им в ходе журналистского расследования документы, обвинил заместителя генерального директора «Рыбхоза» Иванова в том, что он продал партию креветок в Германию, а деньги присвоил, за что был уволен работы. На похищенные деньги Иванов создал свою фирму. По приговору районного суда журналист был осужден по ч.3. ст. 129 УК РФ (клевета), хотя свою вину не признал и утверждал, что он располагал достоверными данными о виновности Иваново. Как он считал имеющиеся в него доказательства, подтверждают его убежденность в причастности Иванова к присвоению денег за проданные креветки.

Кассационная инстанция приговор отменила, а дело прекратила за отсутствием состава преступления, поскольку посчитала, что из обстоятельств дела видно, что журналист добросовестно заблуждался относительно подлинности распространяемых им сведений.

Законно ли постановление суда кассационной инстанции? Ответ обоснуйте.

Задание 6. Напишите эссе на предложенную тему

Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.


Вариант 6

Задание 1. Раскройте содержание следующих понятий

б) Диспозиция

в) Юридическая ответственность

Задание 2. Дополните предложение

Задание 3. Решите тестовые вопросы

1. Генеральный прокурор РФ НЕ назначает на должность: А. заместителей генерального прокурора РФ Б. прокуроров субъекта РФ В. прокуроров городов Г. прокуроров специализированных прокуратур
2. Какое из приведенных определений подходит под понятие правовая презумпция А. это несуществующее положение, однако признаваемое законодательством в качестве существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным; Б. это положение, принимаемое в юридической науке и практике без доказательств, в силу его очевидности, убедительности и истинности; В. это предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом
3. Преступлениями против свободы, чести и достоинства личности являются: А.похищение человека; Б. торговля людьми; В. захват заложника; Г. незаконное помещение в психиатрический стационар; Д. использование рабского труда.
4. Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений, - это: А. нормы права Б. события В. юридические факты
5. Первой Конституцией СССР является: А. Конституция 1918 года Б. Конституция 1924 года В. Конституция 1936 года Г. Конституция 1937 года

Задание 4. Установите соответствие

А. Президент Российской Федерации :

Б. Правительство Российской Федерации:

1. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

2. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

3. формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

4. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

5. осуществляет управление федеральной собственностью;

6. утверждает военную доктрину Российской Федерации;

7. осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

8. осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

9. назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

10. назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Задание 5. Решите задачу

Гражданин Мексики К. Петерс после удачно проведенных переговоров, находясь в состоянии алкогольного опьянения, возвращался домой. По пути он напал на прохожего, причинив серьезный вред его здоровью. Потерпевшим оказался Петров - лицо без гражданства, постоянно проживающий на территории Российской Федерации. Через несколько дней после нападения К. Петерс прибыл в Российскую Федерацию..

Можно ли К. Петерса привлечь к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ, если преступление было совершено на территории Мексики?

Если да, то, при каких условиях? Если нет, то почему?

Задание 6. Напишите эссе на предложенную тему

Любое преступление может и должно быть раскрыто – все зависит от желания тех, кто расследует его.


Вариант 7

Задание 1. Раскройте содержание следующих понятий

а) Правонарушение

б) Санкция

в) Источник права

Задание 2. Дополните предложение

Задание 3. Решите тестовые вопросы

1. Парламентом Российской Федерации является: А. Государственная Дума; Б. Совет Федерации; В. Федеральное Собрание.
2. К какой правовой семье можно отнести право Российской Федерации? А. романо-германской правовой семье; Б. англо-саксонской правовой семье; В. семье религиозно-традиционного права.
3. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: А. паспорт иностранного гражданина; Б. документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность без гражданства; В. разрешение на временное проживание; Г. вид на жительство;
4. Признаками административного правонарушения являются: А. общественная опасность; Б. противоправность; В. вредность; Г. наказуемость; Д. виновность;
5. Административная ответственность в РФ устанавливается: А. только КоАП РФ; Б. КоАП РФ и подзаконными актами; В. КоАП РФ и законами субъектов РФ; Г. КоАП РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ;

Задание 4. Установите соответствие

Б. Относится к ведению Совета Федерации РФ

1. назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты

2. утверждение изменения границ между субъектами РФ

3. назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального Банка РФ

4. утверждение указа Президента РФ о введении военного положения

5. принятие Федеральных Законов

6. отрешение Президента РФ от должности

Государственная Дума является палатой парламента, призванной представлять интересы населения Российской Федерации в целом.

В ст. 103 Конституции РФ определяются вопросы исключительного ведения Государственной Думы, которые, как и вопросы исключительного ведения Совета Федерации, не относятся к законодательной компетенции парламента, а связаны с реализацией принципа разделения властей, что обеспечивается системой сдержек и противовесов во взаимоотношениях властей. Так, законодательная власть в лице Государственной Думы участвует в решении вопроса о назначении Председателя Правительства России: к компетенции Думы отнесена дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства (п. "а" ч. 1 ст. 103). Согласно п. "г" ч. 1 ст. 83 свое решение Государственная Дума должна принимать по кандидатуре, представленной Президентом.

Реализация Государственной Думой рассматриваемого полномочия связана с соблюдением условий, установленных в ст. 111 Конституции. Первое условие ограничивает Думу по времени при рассмотрении вопроса о выражении согласия Президенту на назначение на должность Председателя Правительства. В соответствии с ч. 3 ст. 111 решение Государственной Думы должно быть принято не позднее недельного срока со дня внесения Президентом предложения о кандидатуре Председателя Правительства.

Другим условием, в определенной степени сдерживающим свободу Государственной Думы при определении своей позиции по кандидатуре на должность Председателя Правительства, является положение ч. 4 ст. 111. В Конституции установлено, что в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства Президент без предварительного согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Условия реализации Государственной Думой полномочий в вопросе назначения Председателя Правительства являются юридическими средствами содействия выработке Государственной Думой и Президентом общей позиции по кандидатуре Председателя Правительства и элементом системы сдержек и противовесов.

К исключительной компетенции Государственной Думы отнесено решение вопроса о доверии Правительству (п. "б" ст. 103), что является юридической формой ответственности Правительства перед парламентом.

Согласно Конституции вопрос о доверии Правительству может решаться Государственной Думой по собственной инициативе (ч. 3 ст. 117) либо по инициативе Председателя Правительства (ч. 4 ст. 117). В зависимости от того, кто является инициатором рассмотрения вопроса, в ч. 3 и 4 ст. 117 устанавливается различный режим отношений Президента и Государственной Думы в случае принятия последней решения о недоверии Правительству. Общим и главным моментом здесь является то, что выражение Государственной Думой недоверия Правительству не влечет обязанности Президента принять решение об отставке Правительства. Кроме того, важно подчеркнуть, что реализация полномочия по решению вопроса о доверии Правительству связана с возможностью роспуска Думы Президентом при его несогласии с выраженной ею позицией недоверия Правительству.

К ведению Государственной Думы отнесено назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации (п. "в" ст. 103). В соответствии с п. "г" ст. 83 инициатива в подборе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка и в освобождении от этой должности принадлежит Президенту, который представляет Думе кандидатуру для назначения на эту должность и ставит перед ней вопрос об освобождении от этой должности. Таким образом, содержание полномочия Государственной Думы по персональному назначению Председателя Центрального банка состоит в принятии или непринятии предложений Президента по этому вопросу.

К компетенции Государственной Думы относится также формирование части состава Счетной палаты. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов (п. "г" ст. 103).

Пункт "д" ст. 103 Конституции учреждает новую для нашей страны должность Уполномоченного по правам человека, назначаемого Государственной Думой, предусмотрено также принятие федерального конституционного закона об Уполномоченном по правам человека. Согласно мировой практике его деятельность состоит в оперативной защите личности от злоупотреблений должностных лиц и государственных органов. На такую должность назначается лицо, обладающее большими знаниями в области юриспруденции, пользующееся авторитетом у широкой общественности. Уполномоченный действует на основании поступивших жалоб или по собственной инициативе. Должность Уполномоченного по правам человека позволяет выявить общие недостатки деятельности государственных органов, главным образом органов исполнительной власти, обобщить типичные нарушения прав личности, предложить пути их устранения.

Согласно п. "е" ст. 103 в ведении Государственной Думы находятся вопросы амнистии, она принимает решение об объявлении амнистии. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут. Эти вопросы - исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы (п. "о" ст. 71).

Амнистия - это полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким; амнистия может предусматривать и снятие судимости с лиц, ранее отбывших наказание.

Установленное п. "ж" ст. 103 полномочие Государственной Думы по выдвижению обвинения против Президента для отрешения его от должности означает, что только Государственная Дума может выступать инициатором процедуры импичмента. Конституционная процедура отрешения от должности Президента установлена в ст. 93. Основаниями выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента для отрешения его от должности может быть совершение им государственной измены или иного тяжкого преступления.

В ч. 2 ст. 103 определяется форма актов Государственной Думы, принимаемых по вопросам, не относящимся к сфере законодательства, - это постановления. Постановлениями, в частности, должны оформляться решения Государственной Думы по вопросам ее исключительного ведения.

Общий порядок принятия этой палатой постановлений определен в ч. 3 ст. 103: они принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Думы. Установлено также, что постановления могут приниматься в ином порядке, если это предусмотрено Конституцией. Так, в ч. 2 ст. 93 указывается, что решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой палаты Комментарий к Конституции РФ / под ред. Л.А. Окунькова изд. «БЕК» М.; 1997.

По Конституции Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Закон «О выборах в Государственную Думу» устанавливает, что 225 депутатов избираются по мажоритарной системе, а 225 - по пропорциональной. Депутатом может быть избран только гражданин, достигший 21 года.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Полномочия Государственной Думы делятся на три группы.

Исключительные полномочия . К ним относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Законодательные полномочия Государственная Дума реализует в форме принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов. Конституционные законы, утверждаемые квалифицированным большинством, издаются по таким вопросам, как чрезвычайное положение, принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъекта РФ, описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна, референдум, режим военного положения, введение на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, порядок деятельности Правительства, установление судебной системы, определение полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, созыв Конституционного Собрания. По другим вопросам, входящим в предмет ведения Российской Федерации, принимаются федеральные законы.

Полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности. К ним относятся: избрание из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком, образование комитетов и комиссий, проведение парламентских слушаний по вопросам ведения палаты, принятие Регламента и постановлений по вопросам внутреннего распорядка и др.

Структура Государственной Думы . Так же как и в Совете Федерации, из числа депутатов избирается Председатель. Однако здесь имеется и должность первого заместителя Председателя. Помимо первого избираются другие заместители, число которых устанавливается регламентом. В составе Государственной Думы создаются депутатские объединения - фракции и депутатские группы. Их целью является совместная деятельность и выражение единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палат создается Совет Государственной Думы, в состав которого входят Председатель, руководители фракций и депутатских групп, а с правом совещательного голоса в работе Совета участвуют заместители Председателя и председатели комитетов.

Комитеты - это структурные подразделения Государственной Думы, осуществляющие подготовку законопроектов к рассмотрению. Техническую работу выполняет аппарат Государственной Думы.

Порядок работы. Деятельность Государственной Думы проходит на основе принципов коллегиальности, свободного обсуждения вопросов и открытости. На заседаниях вправе присутствовать члены Совета Федерации, могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. Аккредитуются и представители средств массовой информации. Однако по решению палаты могут быть проведены и закрытые заседания. Президент или его полномочный представитель в Федеральном Собрании, Председатель Правительства, члены Правительства, Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, Генеральный прокурор, Председатель Центральной избирательной комиссии вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты имеют лишь короткие зимние и более продолжительные летние каникулы. Предусматриваются различные формы работы депутатов: участие в заседаниях палаты, Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп, обсуждение вопросов на парламентских слушаниях, работа с избирателями.

Заседание Государственной Думы считается правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Работа ведется на русском языке. Правовое, организационное, документальное, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет ее аппарат.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием, которое производится с использованием электронных средств подсчета голосов, без использования электронной системы, с помощью бюллетеней и путем опроса депутатов. Решения принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов, а по процедурным вопросам - от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Квалифицированное большинство (2/3 голосов) требуется при принятии конституционных законов