Кто такой Архангел Гавриил

Гавриил — один из двух Архангелов, поименованных в Библии, второй — . В ветхозаветной Книге пророка Даниила Гавриил является Даниилу, чтобы помочь ему понять свои видения о будущем. В Новом Завете Гавриил фигурирует в Евангелии от Луки глава 1, где возвещает о грядущем рождении Иоанна Крестителя и Иисуса Христа.

Когда Архангел рассказал Захарии о его будущем сыне, тот был поражен, так как считал, что он и его жена Елизавета слишком стары, чтобы иметь детей. Архангел заверяет его ‘Я, Гавриил, предстоящий перед Богом и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие’. Вскоре после этого Гавриил является Марии и говорит ‘Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты между женами’ и рассказывает ей о ее будущем сыне Иисусе Христе.

Гавриил также упоминается в неканонической Книге Еноха как посредник между людьми и Богом. В исламе Архангел Гавриил открывает пророку Мухаммеду священное писание Коран. Эти библейские роли Гавриила выделяют его как главного посланника Бога, вот почему этот Архангел — святой покровитель работников связи.

Художники во все времена изображали Архангела Гавриила, в том числе в сценах Благовещения с женскими чертами, с длинными волосами в летящих одеждах и — если лучше приглядеться к его изображениям эпохи Ренессанса — с женской фигурой. Возможно причина в том, что Гавриил тесно связан со святыми-женщинами, их беременностями и родами.

Конечно у Ангелов нет четкого разделения по полам, поскольку у них нет физических тел. Однако их энергия может быть женской или мужской, в зависимости от их специализации. — яркий пример настоящей мужской мощи. Гавриил, напротив, источает мягкую нежную женскую энергию.

Когда обращаться к Архангелу Гавриилу за помощью

Забота о наших детях

Гавриил и Дева Мария работают сообща, помогая чувствительным детям. В их ведении находятся зачатия, усыновления, беременности, роды и воспитание детей.

Жизненное предназначение, связанное с детьми

Поскольку Гавриил очень заботится о благополучии детей, он помогает ответственным и любящим детей взрослым, которые хотят помогать юному поколению. Если вы чувствуете, что ваше призвание работать в любой сфере, связанной с детьми, пожалуйста, обратитесь за помощью к Архангелу Гавриилу.

Ясные послания

Гавриила обычно изображают с большой медной трубой, что символизирует возвещение посланий Бога. Если вам необходимо получить особенно подробное и четкое послание, просите о помощи Архангела Гавриила.

Помощь другим посланникам

Гавриил помогает таким земным посланникам, как учителя, советники, писатели, художники и актеры. Архангел действует как небесный агент и руководитель, который стимулирует вас оттачивать свое мастерство. Затем Гавриил открывает для вас дверь, давая возможность работать по выбранной специальности, и любовно подталкивает вас, если вы колеблетесь войти.

Гавриил — трудолюбивый, упорный Ангел, пробуждающий такое же отношение к работе в тех, кто просит его помощи.

Цвета - медный

Кристалл - медь

Эссенция - Ангельская защита. Расширение прав и возможностей.

Астрологический знак - Рак — заботливый и трудолюбивый родитель

Обращение

Дорогой Архангел Гавриил, благодарю тебя за то что ты даешь мне ясные послания о назвать тему и за то что ты направляешь меня и помогаешь мне быть посланником для помощи другим людям подобно тебе.

Познакомится с энергией Архангела и прожить ее вы можете с помощью вебинара либо .

Память Архангела Гавриила совершается в Православной Церкви три раза в год: 8 апреля, 26 июля и 21 ноября по новому стилю.

Священное Писание об архангеле Гаврииле
Согласно церковному учению, Ангелы являются духами, сотворенными Богом до создания материального мира и обладающие большой властью. Основной задачей Ангелов является служить вестниками и передавать людям волю Божию. Из Священного Писания известно, что существует определенная ангельская иерархия, в которой первое место среди Ангелов занимают Архангелы. Точное количество этих духов неизвестно, однако нам известны имена семи Архангелов и их служение. Имя Архангела Гавриила означает по-еврейски «сила Божия». Упоминание о нем встречается как в книгах Ветхого, так и Нового Заветов. В ветхозаветной истории Архангел Гавриил являлся пророку Даниилу и говорил ему предсказания о кончине мира. В новозаветное время через Архангела Гавриила была передана весть священнику Захарии о рождении у него сына, будущего великого пророка Иоанна Крестителя. Кроме того, Архангел Гавриил явился Деве Марии и принес Ей радостную весть о том, что от Нее родится Спаситель мира. Существует предание, по которому этот Архангел явился Божией Матери еще раз за несколько дней до Ее кончины и предсказал Ей близкую смерть. В древней апокрифической литературе существует множество произведений, посвященных Архангелу Гавриилу и его деянием, однако эти книги не были приняты Церковью в качестве канонических и потому не могут считаться достоверными.

Почитание Архангела Гавриила
В Византийской империи Архангел Гавриил пользовался большим почитанием наряду с Архангелом Михаилом, и в его честь было освящено множество храмов. Была также традиция посвящать храмы двум Архангелам. Кроме того, начиная с IX века, был установлен праздник Собора Архангела Гавриила, отмечаемый на следующий день после Благовещения, в память о том, что именно этот Архангел принес человечеству радостную весть о приближающемся спасении. В Древней Руси Архангел Гавриил почитался покровителем Киева, о чем свидетельствует построенная Ярославом Мудрым на Золотых воротах города церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о великом событии и Архангеле Гаврииле. Часто русские князья принимали в Крещении имя Гавриил.
Упоминания об Архангеле Гаврииле встречаются также в иудаизме и исламе.

Образ Архангела Гавриила в иконописи
Хотя Ангелы как духи не имеют определенного образа, но во время явления людям они часто принимают облик юношей с крыльями: именно это изображение принято в православной иконографии. Архангел Гавриил также пишется в виде прекрасного юноши, который держит в руках райскую ветвь, белую лилию, стеклянный шар или жезл. Волосы юноши перехвачены лентой, а ее приподнятые концы означают готовность Ангелов к принятию воли Божией. В раннехристианской живописи, сохранившейся в Римских катакомбах, встречается достаточно редкое изображение Архангела Гавриила в виде воина в плаще, без крыльев и нимба.
Чаще всего Архангела Гавриила изображали не отдельно, а на иконах, посвященных Благовещению Пресвятой Богородицы, Рождеству Иоанна Предтечи или Рождеству Христову, где он благовествует пастухам о рождении Спасителя. Кроме того, на
некоторых византийских фресках и мозаиках изображали Архангела Гавриила, стоящего вместе с Архангелом Михаилом возле Христа, восседающего на троне.
В православных храмах изображение Архангела Гавриила обычно помещают на северных вратах иконостаса или в деисусном ряду, где в центре находится икона Христа, к которой обращены изображения Богородицы, Иоанна Крестителя и других святых.

Тропарь, глас 4:
Небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.

Кондак, глас 2:
Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко безплотных архистратиг.

Величание:
Величаем вас Архангели и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящия Господа.

Молитва:
О, святый Архангеле Гаврииле, присно предстояй Престолу Всевышняго, прерадостный благовестниче нашего спасения, свойственным Тебе милосердием приими сие хвалебное пение от нас недостойных, тебе приносимое, исправи и молитвы наши и принеси я, яко фимиам кадильный на небесный олтарь; озари ум наш светом познания таин спасительныя веры нашея, воспламени сердца наша любовию ко Христу Спасителю нашему, обрати и укрепи желания наша на спасительный путь евангельских заповедей, да в сем веце тихо и благочестно поживем во славу Божию, еже получити Небесное Царствие. Да сподобимся благодатию Христа Бога нашего, ходатайством Пречистыя Его Матери, Пренепорочныя Девы Марии и твоими многомощными ко Господу о нас молитвами, да прославим с тобою и прочими силами небесными и всеми святыми, Единаго в Троице славимого Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Архангел Гавриил является одним из сильнейших заступников людских и покровителем православных христиан.

Для многих верующих обращение к Гавриилу стало источником света и радости, надежды и поддержки в различных житейских трудностях.

Посланник Божий

Архангел Гавриил значится одним из восьми слуг Божьих, которые начальствуют над ангелами низшей иерархии и направляют их на исполнение заповедей Бога. Ему дана высшая власть для управления человечеством, вселенной, оберегать народы и племена. Верный слуга Господа несет благие вести, приоткрывает великие тайны веры и направляет род людской для понимания Божественной воли.

Сильный и верный Гавриил является охранителем врат от Рая, и именно он с Архангелом Михаилом поднял на битву с темными силами светлую армию для изгнания Диавола. Божий посланник на многие века благовестил миру донесения, направленные на спасение рода человеческого:

Все православные христиане почитают архангела за многократные появления с благостными новостями, за почтительное отношение и исполнение воли Божьей и благодарят его за спасение.

Великая сила иконы и молитвы

Икона с изображением архангела Гавриила присутствует в каждом храме, чаще всего в группах Деисуса и на отдельных участках врат алтаря.

Запечатлен Гавриил златокудрым юношей со смиренным взором в дьяконских одеждах, подчеркивающих его миссию служению людям. На древних иконах архангел закован в доспехи, говорящие о его готовности защищать род человеческий. На более поздних образах святой изображен с лилией в руке, символизирующей весть Деве Марии Божьей благодати. Святой Гавриил является щитодержателем на Гербе Российской империи.

Святой Гавриил благоволит людям следующих профессий:

Обращение к лику святому способствует росту материальных благ, к отведению злодейских замыслов недругов. Нахождение иконы в доме является мощным оберегом от негатива, предупреждает о подступающей болезни и направляет на изменение ситуации в лучшую сторону.

Молитва святому обладает могущественной силой. Искренняя молитва перед иконой архангела Гавриила помогает при исцелении болезней:

  • Поражение внутренних органов.
  • Психических расстройств. Избавление от депрессий, фобий и мыслей о суициде.
  • Плохого самочувствия, тяжелых форм заболевания.

Молитвы Гавриилу способствуют скорейшему пополнению в семье. Архангел благожелательствует бездетным семейным парам, своей защитой способствует наступлению здоровой беременности и вынашиванию долгожданного потомства.

Святой покровительствует парам, решившим усыновить ребенка, потерявшего родителей. В чем еще помогает архангел Гавриил? Одиноким людям - обрести любовь и сочетаться браком перед Всевышним.

Молитва святому не требует установленных канонов. Исходящая с чистыми помыслами и горячей верой сила молитвы способна защитить не только молящегося, но и весь его род.

Акафист архангелу Гавриилу

Кондак 1

Избранный Богом от всех Небесных Сил послужити предвечной тайне спасения рода человеческаго, дивный предстоятелю престолу Святыя Троицы, носителю тайн и чудес Божиих, Архангеле Гаврииле, к тебе припадаем и умиленно воспеваем ти:

Ангелов Творец и всяческих избра тя, тайновидче Гаврииле, в пречудном Совете Святыя Троицы, да послужиши тайне Боговоплощения, и повеле быти тебе носителем силы и чудес Божиих. Сего ради вопием ти сице:

Радуйся, Гаврииле, избранный Творцом служителю.

Радуйся, Гаврииле, Промышления Божия носителю.

Радуйся, яко тобою хвалятся Силы Небесныя.

Радуйся, яко тебе славят сердца земнородных.

Радуйся, верно послуживый Престолу Святыя Троицы.

Радуйся, со други своими сокрушивый и изринувый денницу.

Радуйся, обличивый заблуждения того.

Радуйся, из первых песнь Трисвятую воспевый.

Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.

Видя Творец тя усерднаго и вернаго служителя Своего, возлюби тя и вознесе пред Ангельскими чинами, и укрепленный благодатию Его в своих велицех доблестех, ты воспеваеши с лики Ангельскими усердно Богу: Аллилуиа.

Разумом смиренномудренно преклоньшеся пред тайною непостижимою единосущности Святыя Троицы, ты благодатных откровений приял еси неистощимый источник благоговейнаго трепета, любви к Творцу, и радости исполненный сияеши, Архангеле, пред Престолом Всевышняго, яко светильник пламенный. О сем благоговейно воспевати дерзаем:

Радуйся, лампадо неугасимая седмисвещника великаго.

Радуйся, звездо светозарная небосвода духовнаго.

Радуйся, первоприемниче Божественных сияний.

Радуйся, сокровище Божественных велений.

Радуйся, кладезь смирения неисчерпаемый.

Радуйся, реко, послушания исполненная.

Радуйся, яко ты у Престола выну пребываеши.

Радуйся, яко ты велие дерзновение к Богу имаши.

Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.

Силы Небесныя радуются о тебе, Архангеле, и защищенныя некогда от зловредных заблуждений денницы, в гордости возставшаго против Творца своего, с веселием взывают непрестанно Богу: Аллилуиа.

Имуще велие дерзновение ко Святей Троице, велию благодать приемлеши от Бога непрестанно, и яко луч Божественнаго Трисиятельнаго Солнца, повсюду разливаеши свет велений Божиих, да славится спасительное имя Божие сердцами земнородных, тебе поющих:

Радуйся, Небесных Сил Начальниче.

Радуйся, Правды вечныя поборниче.

Радуйся, твоя крепкая преданность Богу чины Ангельские укрепи.

Радуйся, чрез тебе Господня благодать их сугубо просвети.

Радуйся, и земле ты благодать от Бога приносиши.

Радуйся, ты огнь небесный в сердца человеков низводиши.

Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.

Буря злочестивых замыслов врага Божия разбия о скалу верности слуг Господних, и победивши своим смирением гордыню того, воспели Богу: Аллилуиа.

Слыша Господь исповедования тобою великаго Имени Его, Архангеле, исполнися благоволения, и озарив тя Своею благодатию, вся просвети воспети ти:

Радуйся, адаманте небесный.

Радуйся, столпе Церкви Вселенский.

Радуйся, рая Господня хранителю.

Радуйся, цвете благочестия.

Радуйся, лучу престола Божия.

Радуйся, украшение порфиры Царехриста.

Радуйся, знаменосче Божий.

Радуйся, украшение военачальничей Небесных Сил.

Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.

Боготочною звездою тек от высот надзвездных, Гаврииле, да возвестиши земным радость близкаго спасения, предстал еси праведным Иоакиму и Анне и провещал еси им милость Божию, и радуяся с ними купно, воспел Богу: Аллилуиа.

Видевши тя единовременно родители Богоотроковицы, сущии в странах различных, сшедшихся у дверей храма по твоему глаголу, дивишася и в радости взываху ти:

Радуйся, служителю Святыя Троицы.

Радуйся, дивный благовестниче.

Радуйся, Божий избранниче.

Радуйся, Господней воли провозвестниче.

Радуйся, яко тобою радость людям приносится.

Радуйся, яко тебе хвала во славу Божию земнородными поется.

Радуйся, планов Творческих исполнителю.

Радуйся щедрот Божиих раздаятелю.

Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.

Проповедником Божия милосердия ты, Гаврииле, явился Захарии, вещая ему Божественныя глаголы и научая его пети Богу: Аллилуиа.

Возсияв благодатию Божиею пред очима Захарии, ужаснил еси его, и властию ти Богом данною смирил еси его, да не дерзнет сомнением умалить силу Божию. И умудренный свыше Захария безмолвным умным гласом воспел ти таковая:

Радуйся, достоинств Божиих хранителю.

Радуйся, великий в лике Ангельском.

Радуйся, прекрасное творение Творца.

Радуйся, тайн сокровенных миру откровение.

Радуйся, великих обетов Божиих совершение.

Радуйся, правды Божией исполненный.

Радуйся, благодатию Божией осиянный.

Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.

Хотящу Богу воплотитися и на земли явитися человеком, предстал еси, служителю, провозвестником ко избранней от века Деве и открыл еси Ей волю создавшего Ю, воспевая Богу: Аллилуиа.

Новую и непостижимую тайну Боговоплощения открыл еси Богоотроковице, Гаврииле славне, не постигая и сам сей великой тайны, дивяся безпредельной любви и милосердию Божию к людям. О сем и мы, земнороднии, со страхом и радостию дивимся и вопием ти сице:

Радуйся, Совета предвечнаго служителю.

Радуйся, к Богоневесте Богом ниспосланный.

Радуйся, Пречистыя Девы небесный хранителю.

Радуйся, Матери Божией дивный служителю.

Радуйся, Божественной Отроковицы учителю.

Радуйся, Ея хлебом небесным питателю.

Радуйся, во Святая Святых с Нею глаголавый.

Радуйся, глубины Божия Промысла Ей открывый.

Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.

Странно человеком зрети лик Ангельский, странно и глаголы небесныя слышати, но умудренная Божественною мудростию Приснодева, не устрашилась зрака твоего и вознесла к Творцу и Богу песнь: Аллилуиа.

Весь бе в нижних, узрел еси Богоотроковицу высшую чинов Ангельских, Гаврииле, и трепеща открыл еси Ей волю Владыки, и ужасаясь тайне Боговоплощения, исполнися благоговения к Богоизбранной Деве. Видяще великое твое служение Престолу и зряще неизглаголанное смирение твое пред Девою, поем ти сице:

Радуйся, первоприемниче сияний Тройческих

Радуйся, сияниями теми осиянный.

Радуйся, благодати исполненный.

Радуйся, Приснодеве Благодать принесший.

Радуйся, в лике Ангелов высших

Радуйся, пред Девою Марией колена склонивший.

Радуйся, избранней радость возвестивший.

Радуйся, и сам сей радости возрадовавшийся.

Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.

Всякий чин Ангельский превосходя, ты пред Божественною земнородною Богоотроковицею смиренно предстоиши, взывая радостию Творцу Богу: Аллилуиа.

Витийства многовещанныя всех витий человеческих ничто суть пред безгласною ветвью райскою, тобою принесенною, егда воспел еси Святую Деву, благовествуя Ей избрание Ея быти Богоматерию и паки возвещая спасительное успение Ея. Твоей великой мудрости удивишася земля и возопи:

Радуйся, смирения учителю.

Радуйся, великих тайн Боготворческих зрителю.

Радуйся, ветвью чистоту Матередевства Пречистыя знаменавый.

Радуйся, благоуханием крина райскаго благоухание души чистейшия показавый.

Радуйся, неувяданием Цвета небеснаго неувядаемость жизни Богоматери предвещавый.

Радуйся, смиренной ветвью смирение ветви царственной восхваливый.

Радуйся, красотою Цвета небеснаго духовную красоту Приснодевы воспевый.

Радуйся, всю славу Девы Марии сим изобразивый.

Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.

Спасение душ человеческих предвозвещая, Архангеле Божий, научил еси нас воспевати Богу: Аллилуиа.

Стена греховная между небом и землею не заградила путь тебе, Архангеле, но яко дым и мрак рассеялась пред святостию твоею и ты предстал еси Пречистей Деве благовестником небесным в Назарете, вещая: «Радуйся», - принесл еси Ей, сим радость Воскресения Христова возвещая, и ради радости возвещенной тобою Деве, и чрез Деву миру, мир принести тебе дерзает:

Радуйся, радости миру вещание.

Радуйся, Божиих даров раздаяние.

Радуйся, Гаврииле, светильниче светозарный.

Радуйся, друг и сослужитель великаго Архистратига Михаила.

Радуйся, звездо, явление солнца Христа возвестивый.

Радуйся, многажды Божественней Матери Его послуживый.

Радуйся, великих обетований Божиих совершителю.

Радуйся, яко ты при гробе: «Воскресе Христос, несть зде», - мироносицам возвести.

Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.

Песнь ликов Ангельских принесл еси земле ты, Архангеле, и вещати благоговейное «Достойно» Афонския горы инока научил еси, и наученные тобою чрез того людие благодарно о сем воспеша Богу: Аллилуиа.

Светозарный лик свой сокрыл еси ты, Гаврииле, облекшися одеждою иноческою, дабы не ужаснулся смертный боголепнаго зрака твоего, но умудрился бы постигнути и уяснити себе песнопение небесное, и да не мнится прелестию лукаваго иноку смиренному явление чиноначальника Сил Вышних быти, удостоверить истину явления твоего возжелал еси. Сего ради, камень велий вземше, на нем перстом безплотным, яко по воску, начертал еси Небесное: «Достойно», увидев чудо сие велие, вси иноцы Афонския горы воспеша ти согласно:

Радуйся, Божий служителю.

Радуйся, Божественный Архангеле.

Радуйся, благовестниче предивный.

Радуйся, Богоотроковицы хранителю.

Радуйся, земнородных песне Небесней научивый.

Радуйся, сам прежде песнь сию дивную пред иноком воспевый.

Радуйся, Божественныя слова чудно на камени начертавый.

Радуйся, сей камень в залог истиннаго знамения твоего горе Афонстей давый.

Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.

Благодатныя твоя явления воспоминая, благодарение приносим Творцу и Богу, спасающему род человеческий, и поем Богу усердно: Аллилуиа.

Поюще все нам ведомые, Гаврииле, доблести твоя, неведомые же чаем за предстательство твое о нас уведети в Небесном Царствии. Ныне же по силе нашей дерзаем ти воспети:

Радуйся, Совета превечнаго Святыя Троицы предначертания приявший.

Радуйся, домостроительства Божия все планы охранявший.

Радуйся, охранением оных Творцу служивший.

Радуйся, миру спасение возвестивший.

Радуйся, Матери Божией хранителю.

Радуйся, Церкви Христовой блюстителю.

Радуйся, и Втораго пришествия Христова на землю возвестителю.

Радуйся, яко ты предъидеши Силам Небесным с великим трубным гласом в день Страшнаго Суда Божия.

Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.

О дивный тайновидче и преславный Архангеле, велико дерзновение твое перед Господом и сильна молитва твоя. Припадаем к тебе и молим, Гаврииле пречудне, приими нас немощных под кров крил твоих и защити от козней врагов видимых и невидимых. Помяни нас недостойных в твоем предстательстве пред Престолом Всевышняго, да воспоем Ему по неизреченному милосердию Его в Царстве Славы с ликом Ангелов и всеми святыми: Аллилуиа.

Сей кондак 13-й глаголи трижды; потом икос 1-й и кондак 1-й.

Молитва

О, святый великий Архангеле Гаврииле, Божию Престолу предстояй и озарением от Божественнаго света осиянный, ведением же непостижимых тайн о превечной Премудрости Его просвещенный!

Всеусердно молю тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих.

О, святый великий Гаврииле Архангеле! Не презри мене грешнаго молящаго тебя о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь.

Архангел Гавриил имеет важный чин и статус среди всех верующих. Считается, что молитва, обращенная к ангелу, достигнет ушей Бога.

О мире ангелов

Священное Писание нас учит, что великий духовный мир, населен разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Ангелы – это общее имя для всех чинов Небесной Иерархии, так как слово «Ангел» это название не существа, а служения, как о них и пишет Апостол Павел в Послании к Евреям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1:14).

Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. В своем служении ангелы обнаруживают себя как разумно-свободные существа, носящие в себе образ Божий. Священное Писание называет их «духами» (Евр. 1. 14) и относит к «невидимому» миру (Кол 1. 16). В святоотеческой литературе и в литургических текстах ангелы определяются как «бесплотные духи», что находит основание в словах Христа «дух плоти и костей не имеет» (Лк 24. 39).

Митрополит Кирилл объясняет: «Ангелы - реальные духовные существа, обладающие личностью, умом, волей и силой. Они принадлежат сверхчувственному миру и свободны от ограничивающих законов нашего физического бытия. Они пребывают вне времени и вне пространства, то видимые, то не видимые человеку. Принадлежа здешнему миру, мы не можем по своему произволению опознать присутствие рядом с нами этих небожителей. Ангелы сотворены Богом и являются Его посланниками, как бы посредниками Творца в осуществлении Его воли относительно мира в целом и каждой человеческой личности в отдельности. Но, кроме того, ангелы еще и ходатаи за людей пред Богом. «Смотрите, - говорит Слово Божие, - не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18. 10).

Ангел - это есть посланник Божий, через которого Господь осуществляет на земле Свою волю.

Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в I веке книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», согласно Дионисию ангельская иерархия состоит из 3 триад:

Первый лик:
Серафимы (пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней (Ис. 6:2-3));
Херувимы (распространители познания, излияние мудрости, просвещение (Быт. 3:24; Иез. 10; Пс. 17:11));
Престолы (на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой (Иез 1:15-21; 10:1-17)).

Второй лик:
Господства (наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения (Кол. 1:16));
Силы (творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим (Рим. 8:38; Еф. 1:21));
Власти (имеют власть укрощать силу дьявола (Кол. 1:16)).

Третий лик:
Начала (им поручено управлять Вселенной и стихиями природы (Ри. 8:38; Еф. 1,21; Кол. 1:16));
Архангелы (учители небесные, учат людей, как поступать в жизни (Откр 12:7));
Ангелы (наиболее близки к людям, они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни).

Святитель Григорий Богослов указывает, что ангельский мир настолько таинствен и непостижим, что его описание вызывает «кружение в слове». В «Ареопагитиках» подчеркивается символический характер иерархии духовного мира, ибо, «сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия,- в точности знает только один Бог».

Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Священное Писание (Дан 7. 10; Откр 5. 11; Мф 26. 53; Лк 2. 13; Евр 12. 22 и др.). Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти. Из Священного Писания и Священного Предания Церкви мы знаем восемь имен архангелов (приставка «архи» указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами), также известно, что над всеми девятью ангельскими чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил .

Каждый Архангел имеет свой род служения:

Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8:16; Лк. 1:26);
Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3:16; Тов. 12:15);
Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5:20);
Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5:16);
Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий трудящихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги;
Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божей;
Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4:36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке, и зеркалом из ясписа - в левой.
Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - пламень огненный.
Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил - в правой руке держит золотой венец, в левой - бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил - на его одежде множество розовых цветов.
Иеремиил - держит в руке весы.

«Есть без сомнения и другие силы,– пишет святитель Иоанн Златоуст,– которых мы не знаем по именам... Есть, конечно, ангелы и архангелы, престолы и господства, начала и власти, однакож не они одни составляют всех жителей небесных; их – целые... неисчислимые поколения, которых не может изобразить никакое слово».

Силою любви своей к Триипостасному Богу святые Ангелы приобщаются к жизни Святой Троицы, а силою любви к миру и людям - к жизни мира. Они служат ей, оставаясь незримыми существами. Таким образом, между Небом и землею непрестанно восходят и нисходят Ангелы Божии. Церковь Христова особенно выделяет и чтит двух высших Ангелов - Архангела Михаила и Архангела Гавриила, в виду их особого участия в судьбах человечества, в византийской традиции долгое время существовал их общий культ.

События, связанные с явлениями архангела Гавриила

В православии, в отличие от других вероисповеданий, среди верховных архангелов почитаются не семь, а восемь первоверховных архангелов – Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Из апокрифических книг известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и другие, но в Священном Писании упоминаются лишь двое первых. Остальные известны только по книгам неканоническим – апокрифам.

Новозаветную миссию архангела Гавриила многократно предваряли послания Бога, которые архангел приносил ветхозаветным пророкам – через него Бог посылал вдохновительные силы и знание о первых днях Сотворения Им мира пророку Моисею, в его трудах над первой книгой Ветхого Завета – Бытием он принес пророку Даниилу весть о том, что ждет в грядущем народ Израилев (Дан. 8, 16; 9, 21–24), где возвещал приход в мир Мессии.

На архангела Гавриила возложена была величайшая миссия благовещения. Он благовестил Пречистой и всем нам с Нею радостную весть – весть о жизни через Воплощение Сына Божия и Господа нашего Иисуса Христа. Это его – посланника Отца, Невеста Неневестная изумленно спросила, откуда Ей сие? И после ответа Божьего вестника в Её словах смиренного подчинения Божьей воле явила Она уникальный пример послушания. Потому и празднуем икону архангела Гавриила 8 апреля по новому стилю, сразу вслед за чистым апрельским праздником Благовещения.

Архангел Гавриил предрекал рождение Иоанна Предтечи священнику Захарии – отцу Крестителя, ему он поведал и тайну о будущем зачатии Девой Спасителя, когда наступит шестой месяц после зачатия от него святой праведной Елизаветой, сын которой станет Крестителем (Лк. 1; 24-26). Захария был в то время в храме и служил, но в видении своем не поверил архангелу, поскольку и он, и жена его были уже в преклонном возрасте, и Бог до того не послал им детей. За неверие Божьему посланнику священник понес наказание – был покаран немотой до исполнения архангельского возвещения – рождения Иоанна Предтечи (Лк. 1; 19–23).

Матери Пречистой Девы – святой праведной Анне, бывшей до того неплодной и сильно об этом сокрушавшейся, возвестил о рождении ею будущей Богоматери. Также было явление его постившемуся в пустыне супругу праведной Анны святому Иоакиму – и ему возвестил архангел Гавриил о рождении дочери его, Марии.

Он был послан Богом к будущему супругу Её – святому Йосифу Обручнику с извещением о тайне Рождества Христова – Боговоплощения, о замыслах коварного царя Ирода, о необходимости бегства его в Египет вместе с Матерью Божией и Иисусом-Младенцем. Архангел Гавриил явился пастухам с вестью о Вифлеемской звезде и Рождестве Младенца, и те пошли и поклонились Ему.

В час моления Сына Божия о чаше Его в Гефсимании явился Ему Гавриил и укрепил Его (Лк. 22; 42–43). Так некоторые богословы полагают, что ангел, явившийся Ему, также был Гавриил-архангел, ибо имя архангела, напомним, – «сила Божия», или иначе – «крепость Божия». Он же по воле Божией даровал женам-мироносицам самую благую, самую великую весть – о Воскресении Христа, что означало – век бессмертия, обещанного Богом-Отцом через Бога-Сына, наступил, случилось Воскресение Его, и смерти больше нет.

А когда истек срок земного пути и Матери Божией, он, когда-то возвестивший Ей о Рождестве через Нее Солнца Правды, возвестил Богородице, молившейся на горе Елеонской, и о святом Успении Её и дал ей райскую ветвь, с которой он также часто изображаем на иконах.

Почитание архангела Гавриила

Димитрий Ростовский, описывая праздник «Собор святого архангела Гавриила», ставит вопрос о том, к какому из девяти ангельских чинов в трех иерархиях принадлежит святой Гавриил. Великий русский церковный деятель рассуждает о том, что, несомненно, Архангел Гавриил принадлежит к самому высочайшему чину – серафимскому. Неверно думать, что он находится в третьей иерархии, только на основании того, что его называют архангелом, а род служения архангельского чина характеризуется возвещением людям воли Божией. Димитрий Ростовский обращает наше внимание на то, что Архангел Гавриил посылается только для возвещения величайших тайн Божиих и не посылается в менее важных действиях воли Божией.

Для великого дела Божия надлежало и послать великого ангела, а так как воплощение Слова было величайшим из дел Божиих, то и послан был для возвещения его высший из ангелов, святой Гавриил, как пишет об этом святой Григорий Двоеслов: «Для исполнения сего великого служения надлежало явиться и высочайшему из ангелов, ибо он возвещает несравненно высшее всех. Если некогда для прельщения Евы пришел главный князь тьмы, то надлежало также и к Пречистой Деве явиться для благовещения верховному князю небесного света, к пламенеющей серафимскою любовью к Богу Марии надлежало и быть посланным серафиму».

Византийский подвижник VII века и известный христианский теолог Андрей Критский говорит о том же: «Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию? Итак, Гавриил есть серафим, высший в сем чине».

Святая Церковь именует Архангела Гавриила служителем чудес и тайн Божиих, возвестителем радости и спасения, провозвестником и служителем Божественного всемогущества.

Почитание Архангела Гавриила в Древней Руси выделилось из культа Благовещения Пресвятой Богородицы довольно поздно. Так в конце XII века Новгородским архиепископом Гавриилом была построена церковь не во имя своего небесного покровителя, а в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Древнейший зафиксированный в письменных источниках храм, освященный во имя Архангела Гавриила, был построен в Новгороде только в 1413 году.

Тем не менее, почитание Архангела Гавриила было велико. Многие русские князья носили в крещении имя Гавриила: Ярополк Изяславич (XI век), Всеволод Мстиславич (XII век), Ярослав Мстиславич (XII век), Ярополк Ярославич (XIII век), Святослав Всеволодович (XIII век), Василий III Иоаннович (XVI век).

Придел во имя Архангела Гавриила имеется в Благовещенском соборе Московского Кремля. В XVI веке церковь во имя Архангела Гавриила как небесного покровителя великого князя Василия III была возведена в Кирилловом Белозерском монастыре. K 1551 году относится первое упоминание о церкви во имя Архангела Гавриила на Чистых прудах.

Какое чудо произошло

О каких чудесах можно говорить, когда речь идет о главном вестнике Божьем, которого Всевышний послал во все времена в мир для открытия тайн, провидческих знаний ветхозаветным пророкам и святым, и Самой Богоматери о Рождестве Ею Сына Божия? Воля Божия – это выше, полнее, беспредельней, чем чудо.

Это, исходя из учения Григория Паламы, – проявление непостижимого, но постигаемого Бога через действие на земле Божьей силы, Его воли через Его посланника. Как Он посылал вестника Его святым из числа людей, так посылал архангела Своего и Сыну Своему, и Матери Его, пока Они проходили как человеки Их земную жизнь, снова являя этим примером и нам, смертным, величайшее чудо возможности обожения: каждый, кто последует за Сыном, выберет Его, так же, как и сын Его Единородный, станет чадом Божиим, и будет причислен к стаду Отца.

Какое может быть чудо выше этого?

Значение иконы

Мы знаем, что Церковь говорит об архангелах как о Соборе бесплотных сил, которые не имеют индивидуальных признаков внешности, различий, свойственных плотским существам.

Но Богу все возможно, и в необходимых случаях для исполнения Его воли на земле, в плотском мире Всемогущий может облекать на время своих посланников в человеческий образ, как и уже преставившихся святых, являвшихся людям в разное время, чтобы послание Его через них было услышано и не испугало чрезмерно тех, кому предназначено.

Потому и на иконах архангел Гавриил изображается в виде крылатого светлого юноши в воинском обличье, в правой руке он держит тонкое копие или крест, а в левой – по разным спискам – веточку, которую, по преданию, он принес Пречистой. Иногда это белая лилия, иногда круглый щит с изображением Младенца-Христа или буквами X либо IX – Христос, Иисус Христос. Иногда его изображали с фонарем и зеркалом из камня ясписа – яшмы, где в зеркале отражаются судьбы мира, а свеча в фонаре – символ сокрытого до поры до времени того, что можно увидеть каждому только в своем сердце.

Все эти многократные явления в Ветхом и Новом Заветах – ярчайший пример ревностного служения Богу и доверия Его своему верному служителю из числа сил бесплотных. И потому мы особо чествуем его трижды в год, благодарим за все послания пророкам. По ангелологии – науке об ангелах, он молится перед Богом о всех живущих на земле. Оттого и вместе с архангелом Михаилом особо почитаем в числе первых восьми.

Имя: Архангел Гавриил (Gabriel)

Страна: Иудея

Создатель: религия

Деятельность: один из ангелов

Семейное положение: не женат

Архангел Гавриил: история персонажа

Персонаж христианской, мусульманской и иудейской мифологий. Старший ангел. В исламе носит имя Джибриль, что означает «слуга Аллаха». В православии носит титул архистратига - военачальника ангельских сил, как и .

История происхождения

В иудаизме архангелов четверо, они стоят у каждой из четырех сторон божественного престола и охраняют четыре конца мира. Архангелам молятся «на сон грядущий» и упоминают тех вместе. Габриэль - один из этой четверки. Вместе с Михаэлем, Габриэль защищает евреев от притеснений и преследований, а также молится перед престолом Бога за освобождение людей из неволи и благополучие всего человечества.


Помимо этого, Габриэль в иудаизме исполняет обязанности ангела смерти. Герой является к умирающим праведникам, неся в руках идеально ровный нож. При помощи этого ножа Габриэль забирает душу. За душами грешников Небеса посылают другого ангела - , и тот приходит с зазубренным ножом. Оба эти процесса сравниваются со «шхитой» - ритуальным убийством птиц и млекопитающих для еды. Только в случае с Самаэлем эта шхита - некошерная.

В иудаизме Габриэль также считается убийцей чудовищного левиафана - громадного морского монстра.

В христианской мифологии архангел Гавриил передает людям тайное знание Бога. Пророк Даниил, персонаж Ветхого Завета, при посредстве Гавриила приобщается к тайнам будущего и сообщает людям о том, что через «семьдесят седмин» на Землю явится Мессия.


Праведнику Захарии, который стал отцом , архангел Гавриил явился в храме, чтобы возвестить о рождении сына. Об этом говорится в новозаветном Евангелии от Луки. Будущий отец не поверил ангелу, и за это Гавриил поразил Захарию немотой.

Супруга Захарии Елизавета приходилась родственницей . Когда Елизавета была уже на шестом месяце беременности, Бог отослал Гавриила в Назарет, чтобы тот сообщил Богородице Деве Марии о грядущем рождении Иисуса Христа. В конце жизни Марии архангел Гавриил снова явился к ней, чтобы сообщить о близящейся смерти.

Атрибуты Гавриила в христианстве - лилия или райская ветвь. С нею архангел изображается в сценах Благовещения, на иконах. Еще Гавриила изображают с зеркалом сферической формы в руках либо со светильником.


В православии Гавриил считается «служителем Господа нашего». Православную версию «биографии» архангела можно узнать из сборника житий.

В исламе, как и в иудаизме, приближенных к Аллаху ангелов четверо, и один из них Джибриль. Этот ангел играет роль посредника между Аллахом и пророком , а также другими пророками. Джибриль покровительствует Мухаммаду и защищает пророка от неверующих. Коран, священная книга ислама, ниспослан Аллахом Мухаммаду через Джибриля.

Роль, которую сыграл Джибриль в жизни пророка Мухаммада, детально описывается в сунне - мусульманском священном предании. Двадцать три года подряд ангел по частям передавал пророку Коран, а также наставлял и оберегал Мухаммада. Когда пророк совершил ночное путешествие в Иерусалим, Джибриль сопровождал его. Ангел выступал на стороне Мухаммада в войне с язычниками Мекки и в богословских дискуссиях. Джибриль также связан с пророком Исой и его матерью Марьям.


Ангелу приписывается громадный рост: ноги Джибриля стоят на земле, в то время как голова возносится в облака. Ангел был послан Аллахом за землей, из которой тот сотворил , а после изгнания человека из рая Джибриль стал опекать его. Этот ангел крепко связан с людьми - некоторых персонажей мусульманской мифологии Джибриль спасает, другим помогает, третьих обучает языкам или искусству изготовления кольчуг.

В культуре

Образ архангела Гавриила присутствует в визуальном искусстве с древнейших времен - на фресках, витражах и рельефах храмов. Статуя, изображающая Габриэля, была в Вестминстерском аббатстве (теперь находится в Королевском архитектурном музее Лондона). Знаменитейший образ Гавриила представлен в сцене Благовещения на одноименной картине , где коленопреклоненный ангел протягивает руку в благословляющем жесте к Деве Марии. Картина хранится в галерее Уффици во Флоренции.


Персонаж изображен на новгородской иконе XII века «Ангел златые власы», которая хранится в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге. Эта икона имеет большое значение как древнейшая в собрании музея. Полоски золота, которые проложены здесь вдоль волос ангела, символизируют божественное начало.

Экранизации

В сериале «Доминион», выходившем в 2014-2015 годах, роль архангела Гавриила сыграл актер Карл Бьюкс. Здесь Гавриил - отрицательный персонаж, который мечтает уничтожить человечество и заодно расправиться со своим коллегой архангелом Михаилом, которого играет английский актер Том Уисдом.


Гавриил ополчился против человечества после того, как неведомо куда исчез Бог. Архангел считает, что виной тому - люди. Для уничтожения рода человеческого он собрал армию из низших ангелов, которых переманил на собственную сторону, убедив, что люди – источник зла. Война ведется уже четверть века, и люди живут, запершись в укрепленных городах. В бывшем Лас-Вегасе живет Михаил, который противостоит Гавриилу и ждет нового явления Спасителя.

В 2014 году вышел фильм «Любовь сквозь время», где роль ангела Габриэля сыграл актер Финн Уиттрок. Габриэль здесь представлен смертным, который был ангелом прежде, и это второстепенный персонаж. По наущению некоего злодея этот Габриэль незаметно травит девушку во время бала.


В 2010 году вышел фэнтезийный боевик «Легион» с похожим сюжетом - снова архангел Михаил пытается защитить человечество, в то время как Гавриил жаждет уничтожить людей. Однако на этот раз приказ избавиться от людей, «запустив» Апокалипсис, исходит напрямую от Бога, которому надоело смотреть на «всю эту хрень». Мятежным ангелом поэтому считается Михаил, который этому приказу воспротивился. Михаил здесь защищает ребенка, который должен стать спасителем мира, и вступает с Гавриилом в схватку.

В 2007 году вышел австралийский мистический боевик «Ангел света», где архангел Гавриил стал главным героем. Роль божественного вестника здесь сыграл актер . Место действия этого фильма - Чистилище, за которое издавна боролись силы Ада и Небес. Ад в итоге победил. Гавриил, последний из уцелевших в этой борьбе светлых ангелов, отправляется в Чистилище, чтобы выяснить, что там произошло, и восстановить пошатнувшееся равновесие.


Архангел Гавриил появляется и в популярном сериале «Сверхъестественное», где этот персонаж изображен трикстером – своего рода мифологическим «проказником» и шутником, который дурачит Винчестеров и выступает против собственных братьев-ангелов на стороне людей.

Роль Гавриила в «Сверхъестественном» играет Ричард Спейт. Персонаж появляется всего в четырех эпизодах. Этот Гавриил весел и любит морочить другим голову, обладает легким характером и хорошим чувством юмора, а еще совершенно не желает, чтобы на Земле происходил Апокалипсис.


В пятом сезоне Гавриила убивают, однако сценаристы оставили в сюжете лазейку, чтобы при случае героя можно было вернуть. Этой лазейкой воспользовались в 13 сезоне, когда выяснилось, что Гавриил таки жив, но Асмодей держит того в темнице.

В 2005 году вышел мистический триллер «Константин: Повелитель тьмы», снятый режиссером Фрэнсисом Лоуренсом по мотивам серии комиксов «Посланник ада». Габриэля здесь играет актриса , а сам герой - не архангел, а полукровка, результат любовной связи человека и ангела. Персонаж вступает в сговор с другим полукровкой - сыном , чтобы превратить Землю в Ад.


Тильда Суинтон в фильме "Константин"

Дело в том, что с точки зрения этого Габриэля люди не стоят той любви, которую Бог дарит им. Герой считает, что только Ад способен очистить людей от скверны и сделать достойными божественной любви. Чтобы на планете настал желанный Ад, ангел-полукровка пытается поспособствовать рождению Антихриста.

В фильме «Ван Хельсинг» 2004 года выхода Бог отправляет в мир людей Гэбриэла, чтобы тот расправился с графом - первым на Земле вампиром. По ходу дела герой теряет память и начинает считать себя человеком - , охотником на нежить. Среди воспоминаний героя остаются только несколько смутных фрагментов, рисующих сражения времен глубокой древности.

Например, Гэбриэл помнит эпизод некой битвы, в которой участвовали древние римляне. Из-за всего этого у окружающих возникают вопросы насчет истинного возраста и природы героя. Позже Дракула рассказывает извечному противнику о его прошлом. Роль Гэбриэла/Ван Хельсинга играет актер Хью Джекман.


В мистических триллерах трилогии «Пророчество» архангел Гавриил - главный герой. Роль исполняет актер . Фильмы выходили в 1995, 1998 и 2000 годах. В мире ангелов идет война, и Гавриил возглавляет одну из сторон. Душа, которой Бог наделил людей, стала для мятежного архангела предметом зависти. Гавриил ненавидит людей и мечтает уничтожить род людской.

А первое появление Гавриила в кино произошло в 1976 году. В итальянском фильме «Второй трагический Фантоцци» архангел является главному герою в бреду.