Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия Выполнила: Номоконова Виктория 8 Б класс Проверила: Сотникова С.В.

Взрывопожароопасные объекты-это предприятия, на которых производят, хранят, транспортируют взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определённых условиях способность к возгоранию или взрыву.

К взрывопожароопасным объектам относятся: Предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Нефте - и газопроводы. Предприятия, производящие порох, взрывчатые вещества. Угольные шахты. Предприятия лесной и пищевой промышленности.

Наиболее часто аварии со взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслевой промышленности, которые приводят к серьёзным последствиям: Разрушению промышленных и жилых зданий Поражению производственного персонала и населения Значительным материальным потерям На предприятиях, производящих порох, ракетное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы, возможны еще более масштабные происшествия с массовым поражением работников предприятий и населения ближайших пунктов.

Прогнозы специалистов МЧС России показывают, что при крупной аварии на подобных объектах, сопровождающейся взрывами и пожарами, может возникнуть необходимость к эвакуации свыше 20 тыс. человек. Статистика В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км магистральных трубопроводов, 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций.

Особую опасность в настоящее время представляют угольные шахты из-за взрывов метана, угольной пыли и пожаров. Пожары, возникающие в подземных выработках, являются наиболее тяжёлыми по последствиям и часто случающимся авариям (около 33% от общего числа в этой отросли).

При взрыве на взрывопожароопасных объектах поражение людей может происходить как от прямого воздействия ударной волны, так и от отлетающих обломков, камней, осколков стекла. Ущерб, причиняемый ударной волной жилым помещениям и промышленным зданиям, может носить характер полных разрушений, сильных, средних и слабых в зависимости от мощности взрыва. При полных разрушениях рушатся все элементы здания, включая несущие конструкции этажей. При сильных разрушениях обваливаются несущие конструкции и перекрытия верхних этажей, после этого здания восстановлению не подлежат. При средних и слабых разрушениях поврежденные здания могут быть восстановлены.

Исторические факты 29 сентября 1957 года на химкомбинате «МАЯК» , расположенном в закрытом городе «Челябинск-40» (ныне Озёрск) в 16.20 из-за выхода из строя системы охлаждения произошёл взрыв ёмкости объёмом 300 кубических метров, где содержалось около 80 кубометров высокорадиоактивных ядерных отходов. Взрывом, оцениваемым в десятки тонн в тротиловом эквиваленте, ёмкость была разрушена, бетонное перекрытие толщиной 1 метр весом 160 тонн отброшено в сторону, в атмосферу было выброшено около 20 млн. кюри радиации. Часть радиоактивных веществ были подняты взрывом на высоту 1-2 км и образовали облако, состоящее из жидких и твёрдых аэрозолей. В течение 10-11 часов радиоактивные вещества выпали на протяжении 300-350 км в северо-восточном направлении от места взрыва.

4 июня 1988 года в 9 утра товарный поезд, в котором находились 3 вагона с 120 тоннами гексогена, следовал через железнодорожный переезд в городе Арзамас В 9:25 произошёл взрыв. Взрывом был уничтожен 151 дом. По официальным данным погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. На месте взрыва осталась воронка глубиной 26 метров.

Спасибо за внимание!

Пожар - это горение, в результате которого уничто­жаются или повреждаются материальные ценности, созда­ется опасность для жизни и здоровья людей.

Горением называется быстро протекающий химичес­кий процесс окисления или соединения горючего вещества и кислорода воздуха, сопровождающийся выделением газа, тепла и света. Известно горение и без кислорода воздуха с образо­ванием тепла и света. Таким образом, горение представляет собой не только химическую реакцию соединения, но и раз­ложения.

Различают собственно горение, взрыв и детонацию. При собственно горении скорость распространения пламени не превышает десятков метров в секунду, при взрыве - сотни метров в секунду, а при детонации - тысячи метров в се­кунду.

С наибольшей скоростью горение происходит в чистом кислороде. По мере снижения концентрации кислорода про­цесс горения замедляется, наименьшая скорость горения при содержании кислорода в воздухе 14-15%.

Для горения необходимы горючие материалы, окисли­тель и источник поджигания.

В практике различают полное и неполное горение. Пол­ное горение достигается при достаточном количестве кисло­рода, а неполное - при недостатке кислорода. При неполном горении, как правило, образуются едкие, ядовитые и взры­воопасные смеси.

Самовоспламенение (тепловой взрыв) возникает при внут­реннем подогреве горючего вещества в результате химичес­ких процессов. Температура самовоспламенения зависит от различных факторов: состава и объема горючей смеси, дав­ления и др. Большинство газов и жидкостей воспламеняется при температуре 400-700 °С, а твердых тел (дерева, угля, торфа и т. п.) - 250-450 °С. Следует иметь в виду, что увели­чение содержания кислорода в веществах и уменьшение со­держания углерода снижают температуру самовоспламене­ния.

Для горения и воспламенения важное значение имеет концентрация газов и паров в воздухе. Диапазон горения и воспламенения характеризуется нижним и верхним предела­ми взрываемости. Они являются важнейшей характеристи­кой взрывоопасное™ горючих веществ. Нижний предел взры­ва характеризуется наименьшей концентрацией газов и па­ров воздуха, при котором возможен взрыв, а верхний - наи­большей их концентрацией, при которой еще возможен взрыв.

При взрывах некоторых газов, паров и смесей горение переходит в особую форму - детонацию. При этом скорость распространения пламени достигает 1000-4000 м/с, что пре­вышает скорость распространения звука. Детонация, как пра­вило, происходит в трубах, имеющих достаточный диаметр и длину, может возникать при определенном подогреве сме­си и сильной ударной волне, а также при специальном под­жигании взрывоопасного вещества. Детонация имеет верхний и нижний концентрационные пределы.



Все горючие жидкости пожароопасны. Они горят в воз­духе при определенных условиях, зависящих от концентра­ции их паров. Горючие жидкости постоянно испаряются, об­разуя над поверхностью насыщенные взрывоопасные пары.

По температуре вспышки горючие жидкости подразде­ляются на два класса. К первому классу относятся жидкости (бензин, керосин, эфир и др.), вспыхивающие при темпера­туре менее 45 °С, ко второму классу - жидкости (масла, мазуты и др.), имеющие температуру вспышки выше 45 °С. В практике первый класс жидкостей принято называть лег­ковоспламеняющимися (ЛВЖ), второй - горючими (ГЖ).

Пыли и пылевоздушные смеси горючих веществ пожаро­опасны. В воздухе они могут образовывать взрывоопасные смеси. Увеличение влажности воздуха и сырья, из которого образуется пыль, а также повышение скорости движения воздуха уменьшают концентрацию пыли в воздухе и снижа­ют пожароопасность.

Взрывоопасными являются пыль сахара, крахмала, на­фталина при концентрации в воздухе до 15 г/м 3 ; торфа, кра­сителей и т. п. при концентрации от 15 до 65 г/м 3 .

Важное значение в противопожарном отношении имеет правильная эксплуатация электрических сетей и приборов. Электрическая сеть в эксплуатационном отношении должна отвечать противопожарным требованиям. При ее устройстве устанавливают специальные автоматические выключатели и плавкие предохранители, защищающие ее от перегрузки и воспламенения изоляции. При эксплуатации электрической сети нельзя применять "жучки" вместо калиброванных плав­ких вставок или защитных средств, так как это приводит к перегрузке в линии, высыханию изоляции, возникновению короткого замыкания и пожару.



Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) - предпри­ятия, на которых производятся, хранятся, транспортируют­ся взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.

К ним прежде всего относятся производства, где исполь­зуются взрывчатые и имеющие высокую степень возгорае­мости вещества, а также железнодорожный и трубопровод­ный транспорт как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.

По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Осо­бенно опасны объекты, относящиеся к категориям А, Б, В.

Все строительные материалы и конструкции из них под­разделяются на три группы: несгораемые, трудносгораемые и сгораемые. Несгораемые - это материалы, которые под воздействи­ем огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются. Трудносгораемые - это материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры с трудом воспла­меняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть при наличии источника огня. Сгораемые - это материалы, которые под воздействи­ем огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и продолжают гореть и тлеть после удаления источника огня.

Пожары на крупных промышленных предприятиях и в населенных пунктах подразделяются на отдельные и массо­вые. Отдельные - пожары в здании или сооружении.

Массовые - совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий. Сильные пожары при определенных усло­виях могут перейти в огненный шторм.

Характеристика аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. К авариям на ПВОС 1 относятся пожары с последу­ющим взрывом газообразных (сжиженных) углеводородных продуктов, топливно-воздушных смесей и других взрывоо­пасных веществ и взрывы чаще всего в результате свобод­ного истечения легковоспламеняющиеся взрывоопасных жид­костей или газов, приводящие к возникновению многочис­ленных очагов пожаров.

Особым случаем взрыва является объемный взрыв, когда подрывается газообразная или аэрозольная смесь, занимаю­щая значительный объем. Характерный пример такого взры­ва - взрыв при утечке газа. При этом взрывоопасное облако способно проникать в закрытые помещения через окна, люки и т. п. и взрыв может поражать людей и причинять разруше­ния в местах, защищенных стенами. Чрезвычайные ситуации, создающиеся на ПВОО, часто осложняются тем, что многие взрывоопасные вещества ядо­виты или образуют при сгорании химически опасные веще­ства (ХОВ).

Поражающие факторы при авариях на пожаро- и взры­воопасных объектах. К поражающим факторам аварий на ПВОО относятся: воздушная ударная волна с образованием осколочных полей, тепловое и световое излучение и, как следствие, загрязнение воздуха в очаге поражения угарным газом и ХОВ.

Характер воздействия аварии на пожаро- и взрыво­опасном объекте на население и окружающую среду. При взрыве на ПВОО поражение людей и повреждения различ­ной степени могут происходить как от прямого воздействия ударной волны, так и косвенно - от летящих обломков, кам­ней, осколков стекла и т. п. Характер и степень поражения людей зависят от степени их защищенности.

Возникающие в результате взрывов пожары приводят к ожогам, а горение пластмасс и некоторых синтетических ма­териалов - к образованию различных концентраций ХОВ, цианистых соединений, фосгена, сероводорода и др. Чаще всего на пожарах людей поражают окиси углерода (при со­держании в воздухе 1% окиси углерода наступает почти мгно­венная потеря сознания и смерть), реже - цианистые со­единения, бензол, окислы азота, углекислота и другие ток­сичные продукты. К поражающим факторам пожаров отно­сят также задымление, затрудняющее ориентирование, и сильный морально-психологический эффект.

Взрывы емкостей с газообразными и сжиженными веще­ствами, которые могут быть отнесены к категории ХОВ, при­водят к загрязнению токсичными веществами воздушного, водного бассейнов и значительных территорий местности, а также заболеваниям и гибели людей, животных и растений. Кроме того, следует учитывать, что взрывы и пожары на объектах, имеющих в производстве и хранении взрыво- и пожароопасные компоненты, представляют серьезную опас­ность не только для самих объектов, но и для населения, проживающего вблизи объектов.

Наиболее опасны пожары в административных зданиях, так как внутренние стены облицованы панелями из горючего материала, а потолочные плиты выполнены из горючих дре­весных плит. Часто возникновению возгорания способствует неудовлетворительная огнестойкость древесины и других стро­ительных материалов, особенно пластиков. Чрезвычайно опасен в пожарном отношении применяе­мый при изготовлении мебели поролон, который при горении выделяет ядовитый дым, содержащий цианистые соедине­ния. Кроме того, в условиях стесненного производства стано­вятся опасными вещества, считающиеся негорючими. Так, взрывается и горит древесная, угольная, торфя­ная, алюминиевая, мучная, зерновая и сахарная пыль, а так­же пыль хлопка, льна, пеньки, джута. Самовозгораются та­кие обычные химикаты, как скипидар, камфара, барий, пи­рамидон и многие другие.

Аварии на объектах нефтегазодобывающей промышлен­ности всегда приносят большие бедствия. Так, вырвавшийся нефтяной или газовый фонтан при воспламенении перебра­сывает огонь на резервуары с нефтью, компрессорные уста­новки и нефтепроводы, мастерские, гаражи, жилые дома и лесные массивы.

Бушующее пламя горящего фонтана поднимается огром­ным смерчем к небу, тяжелый дым застилает окрестности. Температура внутри такого смерча настолько велика, что плавятся стальные буровые вышки и другие конструкции.

Нередки пожары от возгорания горючего при перевозках. Во время пожаров на железнодорожном транспорте, как пра­вило, обрываются провода, парализуя все движение.

При планировании мероприятий по борьбе с авариями надо учитывать, что они проходят пять фаз:

· первая - накопление отклонений от нормального про­цесса;

· вторая - инициирование аварии;

· третья - развитие аварии, во время которой оказыва­ется воздействие на людей, природную среду и объекты на­родного хозяйства;

· четвертая - проведение спасательных и других нео­тложных работ, локализация аварии;

· пятая - восстановление жизнедеятельности после лик­видации последствий аварии.

5. А варии на гидротехнических опасных объектах

Гидротехнические сооружения - это объекты, созда­ваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, ме­лиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регули­рования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).

Следует различать такие понятия, как запруда, плоти­на, гидроузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина - сооруже­ние, тоже создающее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооруже­ний и водохранилищ, связанных единым режимом водоперетока. Весьма опасно разрушение плотин, так как при этом действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых имеет свою характеристику и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воз­действия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, опол­зня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуа­тации, воздействия паводков, разрушения основания, недо­статочности водосбросов, а в военное время - в результате воздействия средств поражения.

При прорыве в плотине или в другом сооружении обра­зуется проран, от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва - основного по­ражающего фактора этого вида аварий.

Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемеща­ется вместе с водой (камни, доски, бревна, различные кон­струкции).

Высота и скорость волны прорыва зависят от гидрологи­ческих и топографических условий реки. Например, для рав­нинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и предгорных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорыв плотин приводит к затоп­лению местности и всего того, что на ней находится, поэто­му строить жилые и производственные здания в этой зоне запрещено. Причины крупных аварий гидротехнических сооружений различны, но чаще всего они происходят из-за разрушения основания. Частота возникновения аварий по различным при­чинам приводится ниже, %

Аварии на транспорте

Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.

Транспортная авария (ТА) - авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта:

Железнодорожная авария;

Авиационная катастрофа;

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП);

Аварии на водном транспорте;

Авария на магистральном трубопроводе и др.

Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.

Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47% пассажирских перевозок, а также до 50% доставок грузов. Среди последних большое количество опасных грузов. Поэтому железнодорожный транспорт является отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:

Неисправности пути;

Поломки подвижного состава;

Выход из строя средств сигнализации и блокировки;

Ошибки диспетчеров;

Невнимательность и халатность машинистов;

Сход подвижного состава с рельсов;

Столкновения;

Наезды на препятствия на переездах;

Пожары и взрывы непосредственно в вагонах;

Повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;

Изношенность технических средств.

Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий число происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.

В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.

Среди причин авиакатастроф выделяются:

Ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов;

Распад единой государственной системы Аэрофлота;

Рост числа мелких коммерческих организаций-перевозчиков;

Снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом;

Ошибки пилотов;

Ошибки диспетчерских служб;

Неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды);

Погодные условия.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.

Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли 4 и более человек. Статистика показывает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанные с ними).

Данное положение объясняется следующими причинами:

Неудовлетворительным техническим состоянием автомобильных дорог и подвижного состава;

Большим количеством пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами;

Многократно возросшим количеством личного автомобильного транспорта;

Неконтролируемым нарастанием объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающими допустимые;

Нарушением водителями Правил дорожного движения;

Плохой подготовкой водителей;

Превышением скорости на опасных участках дорог; -- выездами на полосу встречного движения;

Управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии. В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте.

Основными причинами этих аварий являются:

Нарушения правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации;

Износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств;

Погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т. д.);

Ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;

Ошибки при проектировании и строительстве судов;

Столкновения и опрокидывания судов;

Посадка на мель;

Взрывы и пожары на борту;

Неправильное размещение и плохое закрепление грузов;

Низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.


Пожары и взрывы на взрывоопасных обьектах экономики и их возможные последствия

Наиболее распространенным источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят на взрывопожароопасных объектах экономики.

В различных отраслях экономики Российской Федерации находится и эксплуатируется около 10 тыс. взрывопожароопасных объектов.

Запомните!

Взрывопожароопасные объекты – это предприятия, на которых производят, хранят, транспортируют взрывоопасные продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.

К ним, прежде всего, относится производство, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества. А также железнодорожный и трубопроводный транспорт, который несет основную нагрузку при доставке жидких, газообразных и взрывоопасных грузов.

Наиболее часто аварии с взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслевой промышленности, которые приводят к серьёзным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.

На предприятиях, производящих порох, реактивное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы, а также продукцию на их основе, возможны еще более масштабные происшествия с массовым поражением работников предприятий и населения близлежащих населенных пунктов.

Прогнозы специалистов МЧС России показывают, что при крупной аварии на подобных объектах, сопровождающейся взрывами и пожарами, может возникнуть необходимость эвакуации свыше 20 тыс. человек.

Статистика

В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км. магистральных трубопроводов, 350 тыс. км. промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций.

Необходимо отметить, что основное развитие системы магистральных газопроводов, пришлось на 60-70 гг. прошлого столетия и сегодня все они в значительной мере выработали свой ресурс, что приводит к увеличению вероятности возникновения аварий при их эксплуатации.

Особую опасность в настоящее время представляют угольные шахты из-за взрывов метана, угольной пыли и пожаров. Пожары, возникающие в подземных выработках, являются наиболее тяжелыми по последствиям и часто случающимися авариям (около 33% от общего числа аварий в этой отросли).

Внимание!

Аварии, возникающие на взрывопожароопасных объектах, характеризуются возникновением взрывов и пожаров и представляют особую опасность для населения. К поражающим факторам аварий на взрывопожароопасных объектах относятся воздушная ударная волна с образованием большого количества осколков из летающих обломков зданий и сооружений, высокая температура от горения различных веществ, материалов и загрязнения воздуха в очаге поражения продуктами горения, в том числе угарным газом.

При взрыве на взрывопожароопасных объектах поражение людей может происходить как от прямого воздействия ударной волной, так и от летающих обломков, камней, осколков стекла и т.п. Ущерб, причиняемый ударной волной жилым и промышленным зданиям, может носить характер полных разрушений, сильных, средних и слабых в зависимости от мощности взрыва.

При полных разрушениях рушатся все элементы здания, включая несущие конструкции этажей. При сильных разрушениях обваливаются несущие конструкции и перекрытия верхних этажей, после этого здание восстановлению не подлежит. При средних и слабых разрушениях поврежденные здания могут быть восстановлены.

Возникающие в результате взрывов пожары приводят к разрушению сооружений из-за сгорания или деформации их элементов от высоких температур, к образованию различных концентраций химически опасных веществ. Поражающими факторами для людей в этих условиях являются высокие температуры, приводящие к ожогам различной степени, и наличие в продуктах горения химически опасных веществ, приводящих к отравлениям различной степени.

Аварии на взрывопожароопасных объектах вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами и могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.
^ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Для наглядной характеристики последствий такой аварии приведем анализ катастрофы двух пассажирских поездов произошедшей в Башкирии 3 июня 1989 года в результате взрыва на трубопроводе. Крупная железнодорожная катастрофа явилась следствием трагического стечения обстоятельств. Два пассажирских поезда Новосибирск-Адлер(20 вагонов) и Адлер- Новосибирск(17 вагонов), следующие в разных направлениях, в 23 часа 10 минут оказались в зоне, скопившейся на местности площадью 250 гектар углеводородовоздушной смеси, образовавшиеся в результате истечения нефтепродуктов в окружающую среду из разорвавшейся трубы трубопровода Западная Сибирь-Урал-Поволжье.

Предположительно из-за искрения токоприемников локомотива во время прохождения зоны с большой концентрацией углеводородовоздушной смеси (в ее состав входили компоненты: метан, этан, пропан, изобутан и гексан; смешавшись с воздухом, такая смесь становится взрывоопасной) возник пожар и произошел объемный взрыв, энергия которого соответствовала энергии взрыва тротила массой 300 тонн. Взрыв и возникший в результате взрыва пожар привели к массовой гибели и поражению людей двух встречных пассажирских поездов, оказавшийся в зоне образования взрывоопасной смеси нефтепродуктов.

Воздушной ударной волной от поездов было оторвано и сброшено под откос 11 вагонов (5 одного и 6 другого состава), из которых 7 полностью сгорели. Остальные 26 вагонов обгорели снаружи и полностью выгорели внутри. В поездах предположительно следовало 1284 человека, из них погибло 780 человек.

Катастрофа явилась следствием неудовлетворительного качества строительства трубопровода и недопустимо плохого состояния контроля над его строительством со стороны заказчика и неприятия, своевременных мер по устранению аварии (разрыв трубы), возникшей перед взрывом. К такому выводу пришла комиссия, расследовавшая причины катастрофы.

1. Какие объекты экономики относятся к взрывопожароопасным?

2. Какие основные факторы определяют возникновение аварии на взрывопожароопасных объектов?

3. Какие поражающие факторы, возникающие при авариях на взрывопожароопасных объектах, представляют высокую степень опасности для работающего персонала и населения?

4. К каким последствиям и может привести крупная авария на взрывопожароопасном объекте?

Чрезвычайные ситуации на пожаро- и взрывоопасных объекта

Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) - предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные материалы или материалы, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.

По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности все ПВОО подразделяются на пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Особенно опасны объекты, относящиеся к категориям А, Б, В.

Возникновение пожаров зависит от степени огнестойкости зданий и сооружений, которая подразделяется на пять основных групп (1, 2, 3, 4, 5). Самую высокую степень огнестойкости имеет первая группа зданий, самую низкую - пятая. Степень огнестойкости зданий и сооружений определяется минимальными пределами огнестойкости строительных конструкций, возгораемостью материалов, из которых они состоят, и временем невозгораемости.

Пожары на крупных промышленных предприятиях подразделяются на два вида:

1) отдельные (пожары в здании или сооружении);

2) массовые (совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий).

Причины и возможные последствия аварий на ПВОО

Аварии на ПВОО, связанные с сильными взрывами и пожарами, могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям. Вызываются они взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами, коротким замыканием электропроводки, взрывами и возгоранием некоторых веществ и материалов. Наиболее опасны пожары в административных зданиях, так как внутренние стены и потолочные плиты облицованы панелями из горючего материала. Нередки пожары от возгорания горючих материалов при перевозках (это часто связано с изношенностью цистерн и оборудования на них). Во время пожаров со взрывами и без них на железнодорожном транспорте обрываются провода, из-за чего парализуется все движение.

При массовых пожарах возникает чрезвычайная ситуация, о которой немедленно оповещается население, проживающее вблизи основного очага пожара, проводится полная эвакуация.

В последнее десятилетие увеличилось число пожаров в школах, интернатах, больницах, общежитиях, увеселительных заведениях и других местах. За этот же период участились пожары на военных объектах, в частности на складах хранения боеприпасов, при этом были взрывы боеприпасов и гибель людей. Эти пожары происходили по разным причинам: из-за неисправности электропроводки, ветхости зданий, неправильной эксплуатации нагревательных приборов (каминов в холодное время года) и т.д. Большие людские потери случались из-за наличия железных решеток на дверях и окнах, отсутствия запасного безопасного выхода из зданий и т.д.

Правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва:

1) сообщить о пожаре в пожарную охрану, добровольную пожарную дружину;

2) оповестить рабочих и служащих, а также население, проживающее вблизи очага пожара;

3) задействовать план эвакуации, открыть запасные двери;

4) немедленно использовать первичные средства тушения пожара (огнетушители);

5) не допустить распространения огня, задействовать пожарные гидранты, стационарную систему пожаротушения;

6) аварийно остановить производство, отключить вентиляцию, электрооборудование, перекрыть подачу масла и других горючих жидкостей, слить их в аварийные емкости;

7) встретить пожарные подразделения и сообщить им, где могли остаться люди и как до них добраться;

8) совместно с подразделениями РСЧС извлечь людей из завалов;

Взрывопожароопасные объекты потенциально представляют высокую опасность не только для населения, объектов народного хозяйства, инфраструктуры в целом, но и для окружающей среды. Аварии на таких объектах относятся к наивысшей категории сложности, а при их устранении или локализации, а также при проведении превентивных мероприятий применяются специальные средства и технологии.

Основные причины возникновения

Под пожаром следует понимать возгорание различной сложности, которое охватывает определенную площадь и в результате чего уничтожаются или портятся материальные ценности, возникает угроза здоровью или жизни людей. Под взрывом, или так называемым тепловым взрывом, подразумевается резкое воспламенение при разогреве изнутри горючего вещества.

К взрывопожароопасным объектам следует относить специализированные хозяйствующие субъекты (предприятия, цеха, отдельные складские помещения и т.п.), на территории которых производятся или хранятся взрывоопасные вещества, смеси или их ингредиенты.

Основным характерным свойством вышеупомянутых веществ является их предрасположенность в определенных условиях и в определенной среде к легкому возгоранию или взрыву.

Наиболее частые случаи возникновения пожаров и взрывов фиксируются на промышленных объектах по производству химической продукции, на нефтеперерабатывающих заводах, на объектах по производству ракетного топлива, пиротехнических фабриках и заводах по производству пороха.

Кроме того, немалую опасность представляют собой и шахты. Это вызвано присутствием метана или угольной пыли в подземных выработках. На каждом объекте горнодобывающей отрасли могут быть предусмотрены собственные пожарные расчеты, способные обеспечить начальные меры по устранению и локализации пожаров.

И взрывов на вышеперечисленных объектах являются случаи взрывов различных емкостей или отдельных участков трубопровода из-за технических неисправностей, увеличенного давления, повышенного внешнего температурного режима, а также различных механических аварий или повреждений.

В качестве сторонних факторов могут выступать различные стихийные бедствия, другие техногенные аварии, военные действия и другие причины, которые вызваны резким изменением режима жизнедеятельности человека, социальных факторов или состояния окружающей природы.

При этом легковоспламеняющиеся жидкости, газы или вещества при горении могут нанести гораздо больший урон при отсутствии надежных и эффективных средств локализации и подавления таких аварий.

Последствия пожаров и взрывов

Пожары и взрывы на объектах с повышенной взрыво- и пожароопасностью приводят приводят к серьезным последствиям, например, к частичному или полному разрушению строений различных категорий, которые находятся на ведомственной территории определенного объекта, а также за пределами этой территории.

При этом детали конструкций и составные части сооружений уничтожаются или деформируются не только при непосредственном взрыве, но также и при длительном горении, когда происходит значительное изменение изначальной формы составляющих единиц из-за аномально высоких температур, что приводит к последующему разрушению объекта.

Помимо этого высокую опасность представляют собой образовавшиеся в результате взрыва или пожара облака из газообразных продуктов горения. Такие образования, как правило, имеют высокий уровень токсичности и очень опасны для жизни или здоровья людей, животных и окружающей среды в целом.

Образование большого количества искр и высокая температура по всему периметру аварии на взрывопожароопасных объектах являются причиной возгорания соседних зданий, сооружений и т. п.

Внутри объекта, где произошел пожар или взрыв, опасность для людей представляют части конструкции, которые в результате пожара могут обрушиваться, а также низкая концентрация кислорода, что может привести к удушению.

Также при взрыве немалую опасность представляет собой взрывная волна, которая опасна для человека не только в качестве источника причинения травм и увечий, но и может стать причиной смерти в зависимости от силы взрыва.

Меры предупреждения

Основные правила, регламентирующие обязательные меры по предупреждению пожаров и взрывов, устанавливаются на государственном уровне и утверждаются различными постановлениями или решениями.

Противопожарная безопасность на взрывопожароопасных объектах разрабатывается как в виде профилактического комплекса мер и порядка, так и в виде правил активных мер по ликвидации пожаров или других аварийных ситуаций.

Меры предупреждения заключаются в создании условий и разработке мероприятий по предупреждению взрывов и пожаров, а сама профилактика достигается нижеперечисленными методами и способами:

  • разработка и утверждение индивидуальных для каждого промышленного объекта описываемой категории пожарных правил и норм. Кроме того, немаловажным условием является особый контроль за выполнением этих предупредительных мер;
  • осуществление проектирования и закладки конструкционных особенностей в новосозданные промышленные объекты с учетом требований противопожарной безопасности;
  • тщательный уход, своевременной обслуживание и периодическая проверка технического состояния противопожарных средств. В качестве необходимых и обязательных мероприятий в этом случае стоит выделить плановые периодические осмотры и обследования ответственными лицами с участием представителей государственных органов противопожарной безопасности;
  • проведение социальной пропаганды по привлечению населения к изучению основных правил, требований и норм противопожарной безопасности.

Профилактические меры на промышленных объектах повышенной опасности проводятся на основе специальных норм.

Такие объекты должны возводится с учетом специальных технических требований, при строительстве должны использоваться специальные материалы, а само сооружение относится к определенному классу пожарной безопасности (соответствовать конкретной степени огнестойкости).

В том случае, когда взрывопожароопасные комплексы состоят из нескольких объектов, то между ними должны предусматриваться специальные противопожарные разрывы между строениями или объектами . Кроме того, проводится специальное зонирование территории для более детального распределения уровня пожарной безопасности.

Взрывопожароопасные объекты должны быть оборудованы внутренним пожарным водоводом повышенной производительности, пожарной сигнализацией с центральным пультом оповещения и контроля.

На объектах, где осуществляется хранение легковоспламеняющихся и других горючих веществ, необходимы специальные простенки, а их размещение должно быть раздельным.

Нормами и правилами запрещается монтаж и установка устройств печного или газового отопления, а нарушение этого требования чревато серьезными штрафными санкциями со стороны контролирующих органов, а также полной остановкой производственного процесса.