Познавательно-развлекательная игровая программа «Окно в природу»

Описание работы . Эта игровая программа подготовлена для педагогов дополнительного образования, её так же могут использовать в своей работе и воспитатели группы продлённого дня, и учителя начальных классов по внеклассной работе. Игровая программа рассчитана на возраст детей 9-10 лет. Это занятие обобщающее, на котором систематизируется изученный материал по нескольким обширным темам эколого-биологической направленности. Проводится оно в осенний период на втором году обучения по авторской программе "К тайнам природы". Во время проведения занятия мы закрепляем ранее изученный материал, определяем победителей. В ходе игры повышается познавательная активность детей, постепенно они приучаются к самостоятельности мышления и творчеству.

Цели игры:

1. закрепить знания о явлениях природы в осенний период, о культурных растениях и центрах их происхождения, о многообразии растительного и животного мира;

2. развивать интерес к творческому поиску оригинальных решений, быстроту реакции мышления, сообразительность;

3. учить применять свои силы и знания на практике;

4. воспитывать чувство дружбы и сплочённость у детей, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: поле форматом 2 на 2 метра, рисунки-знаки "рябинки" и "клёны", муляжи овощей, "чёрный ящик", бумага, карандаши, повязки на глаза, 2 мяча, 2 открытки, костюмы для "младенцев".

Подготовка к игре.

1. Рисуем поле форматом 2 на 2 метра. Клетки игрового поля нумеруются и заполняются названиями девяти конкурсов. Число "9" служит неким символом игры.

2. Формируются 2 команды по 9 человек. Готовятся творческие представления команд ("визитные карточки").

3. Определяется состав жюри.

Условия игры.

1. Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле (у одной команды знаки "рябинки", у другой "клёны").

2. Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяет игру в следующем конкурсе.

3. Победителем игры считается та команда, которой удаётся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, по вертикали, по диагонали) три своих знака. Это основная суть игры. Если командам не удаётся во время игры выстроить три подряд своих знака, то в таком случае разыгрываются все 9 конкурсов, заполняются все клетки игрового поля "рябинки" и "клёны", побеждает та команда, у которой больше всех знаков на игровом поле.

Ход игры.

1. Объявление темы и целей игры.

2. По жребию определяется знак команды. Одни участники игры становятся "рябинками", другие "клёнами". Ведущий вручает командам отличительные знаки.

3. Представляются члены жюри. Каждому вручаются две таблички: на одном знак "рябинки", на другом "клёны". Это конкурсные оценки.

4. Знакомство с правилами игры.

5. Разыгрывается право выбора клетки на игровом поле, команды показывают своё творческое представление. Жюри оценивает выступление. Команда, набравшая большее количество своих знаков, выбирает клетку игрового поля., первого конкурсного задания.

6. После каждого конкурса идут маленькие переменки: концертные номера, выступления членов жюри, игры со зрителями.

7. В конце игры подведение итогов, определяется команда победительница, вручаются награды.

Конкурсы:

1. "Чёрный ящик".

Под музыку выносится чёрный ящик, в котором лежат 2 пакета с чем-то (один для одной команды, другой - для второй команды). Надо отгадать, что лежит в ящике. Условия конкурса: по - очереди каждый член команды задаёт ведущему всего один вопрос, на который можно отвечать словами "да" или "нет". После заданных девяти вопросов, команда, посовещавшись 1 минуту, называет то, что по их мнению лежит в этом ящике. (Например: это съедобно?, это растёт в саду? и так далее). В ящике лежат муляжи какого-либо овоща или фрукта.

2. "Устами младенца".

В гости приходят "малыши" с заданиями для играющих. Каждой команде по два задания. Чем раньше команда угадает о чем хочет сказать "малыш", тем больше очков они заработают и закроют данное игровое поле своим знаком. Если команды так и не догадались, в игру вступают зрители и помогают команде, за которую болеют.

1) 1. Это легко воспламеняется и быстро горит.

2. Это то с помощью чего воздух становится чище.

3. Это очень колючее и в то же время пушистое.

4. Это зимой и летом одним цветом.

5. Это то без чего не обходится ни один Новогодний праздник. (ёлка)

2) 1. Это то без чего не обходится почти ни одно блюдо.

2. Это содержит много витаминов, особенно много в нём витамина С и Е.

3. Это мама даёт мне при гриппе, но я его терпеть не могу.

4. Про него иногда говорят: "злой, как собака".

5. Когда его раздевают, то слёзы проливают. (лук)

3) 1. Её изобрели китайцы.

2. Из неё получается много мусора.

3. Она легко горит.

4. Её получают из дерева.

5. На ней обычно рисуют или пишут. (бумага)

4) 1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (стекло)

3."Эрудит".

Командам предлагается ряд вопросов, на которые они дают ответы без обсуждения, если нет ответа, говорят слово "дальше". В течение 1 минуты надо правильно ответить на большее число вопросов.

Вопросы команде "Рябинки".

1. Жвачное животное - "корабль пустыни"? (верблюд)

2. Прибор для определения сторон горизонта? (компас)

3. Зайчата, родившееся осенью? (листопадники)

4. Самое крупное животное суши? (слон)

5. Самое крупное животное океана? (кит)

6. Растение пустынь с мясистым стеблем, листья колючки? (алоэ, кактус)

7.Основной корм оленей в тундре зимой? (лишайник ягель)

8. Что страшнее для птиц зимой холод или голод? (голод)

9. Перелётные животные? (летучие мыши)

10. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок? (лиственница)

11. В каком месяце 28 дней? (в любом)

12. Куда на зиму исчезают ежи, барсуки, медведи? (ложатся спать)

13. Цветами какого овощного растения украшала себя французская королева? (цветами картофеля)

14. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным)

15. Одна из самых крупных листовых почек? (кочан капусты)

Вопросы команде "Клёны".

1. Кто путешествует по воздуху на нитке? (паук)

2. Кого ловит кошка? (мышей)

3. Что наступает после осени? (зима)

4. Какой цветок весну начинает? (подснежник)

5. "Цветок солнца"? (подсолнечник)

6. Растёт в земле, а коса на улице? (морковь)

7. На что похожа первая половина яблока? (на вторую половину яблока)

8. Лекарственное растение, растущее у дорог? (подорожник)

9. У какого животного вместо щёк мешки? (хомяк, бурундук)

11. Какие горошины в некоторых странах в древности заменяли деньги? (горошины чёрного перца)

12. Самый большой цветок в мире? (Раффлезия: вес до 7 кг, диаметр до 1 метра)

13. Растение, плоды которого содержат большое количество витамина С? (лимон)

14. Какая птица носит название танца? (чечётка)

15. Это растение называют "кормильцем Востока". Что это за растение? (рис)

4. "Эстафета" - весёлые художники.

"Художникам" - игрокам задаётся тема: нарисовать осенний этюд. По команде ведущего игроки подбегают к мольберту, надевают на глаза повязку, берут карандаш и начинают рисовать. Затем по команде, снимают повязку и бегут к своей команде, повязку передают следующему игроку. Этот игрок надевает повязку и продолжает прерванный рисунок. Побеждает та команда, которая нарисует без грубых ошибок.

5. "Перевёртыши".

К прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений надо подобрать названия хорошо известных растений. (Например: Танюшкины глазки - Анютины глазки) Если команда затрудняется ответить, в игру вступают зрители.

1. Отец - и - отчим (мать - и - мачеха)

2. Сахарица (кислица)

3. Своевременник (безвременник)

4. Здоровоголов (болиголов)

5. Заячье лыко (волчье лыко)

6. Зверолюб (зверобой)

7. Василий - да - Ольга (Иван - да - Марья)

8. Марья - кофе (Иван - чай)

9. Мухолюб (мухомор)

10. Забывалка (незабудка)

11. Позднецвет (первоцвет)

12.Подопушник (подорожник)

13. Огородник (пустырник)

14. Варёнка (сыроежка)

15. Волчий глаз (вороний глаз)

16. Бессоница трава (сон трава)

6. "Мозаика".

Детям обоих команд раздают прямоугольники с одинаковыми заданиями. Кусочки мозаики в них перепутаны. Игрокам нужно сложить их в таком порядке, чтобы получилась целая фраза. Чья команда быстрее сложит мозаику и прочитает фразу, та команда и будет победителем. На выполнения задания даётся одна минута. (В письме Осень поздравляет ребят с наступлением каникул.)

7. "Автографы".

От каждой команды участвуют по одному игроку - мальчику. Им даётся задание собрать, как можно больше автографов у девочек из зрительного зала. На выполнение задания даётся 1 минута. Кто больше наберёт автографов, тот и победит.

8. "Кто быстрее?"

Мячик зажать подбородком и передать без помощи рук другому участнику. Мячик не должен падать. Чья команда быстрее справится с заданием - выигрывает. Задание выполняется под музыку.

9. "Блиц - турнир".

Командам задаётся по три вопроса, на обсуждение каждого даётся по 30 секунд.

Вопросы команде "Рябинки".

1. Что в старину на Руси вторым "хлебом" называли? а точнее: какой овощ? (репа)

2. Древние жители Америки обожествляли это растение и изображали бога дождя с его побегом. Что это за растение? (Это кукуруза - древнейший злак американского континента, остатки початков, найденные в пещерах Мексики, имеют возраст 3000-5000 лет)

3. Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость? (астра)

Вопросы команде "Клёны".

1. Какой овощ древние римляне называли "головой"? (капусту, происходит от древнеримского слова "капут", что означает голова)

2. Почему гиацинт называют "цветком дождей"? (Родина цветка - Малая Азия, а название в переводе с греческого обозначает "цветок дождей", так как период цветения растения совпадает с наступлением на его родине сезона тёплых весенних дождей)

3. Этим овощем в Древнем Египте на строительстве пирамид кормили рабов, чтобы они не болели, так как в этом растении содержится большое количество фитонцидов, это родной брат лука. (чеснок).

Игра с залом

Если называется растение, произрастающее в России, то дети хлопают, если нет - топают: свекла, морковь, облепиха, берёза, кактус, чеснок, капуста, мимоза, ель, огурец, лимон, апельсин, какао, пшеница, сосна, мандарин, хлопок, осина, банан. Кофе, рябина, баньян, табак, секвойя, лопух, чай, баобаб, Вини-Пух!

Людмила Степикина
Сценарий детской игровой программы на экологическую тему «Веселые туристы»

Здравствуйте, ребята! Сегодня наша программа посвящена экологическим проблемам . А что же такое экологические проблемы и что такое экология ?

(Дети отвечают.)

- Экология - это наука . Ученые-экологи изучают , как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. А пока для вас загадки.

Если дымно и туманно

Так, что вам не видно ног,

Это значит - воздух грязный.

Тот туман зовется. (Смог.)

Не собирайте здесь грибы

И не сушите вы гербарии.

Завод когда-то здесь стоял,

На нем случилась вдруг. (Авария.)

Вокруг пенье, стук и грохот -

Не идет ничто на ум.

Знайте, что для человека

Очень вреден этот. (Шум.)

Если что-то нам не жалко,

То несем скорей на свалку.

Загрязняют землю, воды

Бытовые все. (Отходы.)

Представьте себе, ребята, что туристы оставили мусор после себя в лесу. Вот вам и первая проблема - засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу?

(Ребята отвечают на вопрос.)

А теперь давайте после туристов уберем мусор . Разделимся на 2 команды. Кто быстрее, та и побеждает.

(Конкурсная игра «Убрать мусор» ).

Скажите, ребята, является ли экологической проблемой сокращение биологического разнообразия на планете?

(Дети отвечают на вопрос.)

Правильно, это следующая экологическая проблема . Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене. Это животное стало редким. Каких еще редких и исчезающих животных вы знаете?

(Дети отвечают на вопрос.)

Айсберги тают, скажите, это является проблемой и угрозой для жизни всего живого?

(Дети отвечают на вопрос.)

Вот и следующая проблема - «парниковый эффект» . Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всем мире. В ледниках вода находится как бы «в запасе» , ведь в них только пресная вода.

(Конкурс «Запаси воду» .)

Заключается в переносе ложкой воды из полной емкости, стоящей на расстоянии, в пустой стакан, установленный на старте. Участники команд бегают по очереди до тех пор, пока первая емкость не опустеет. Побеждает команда, уровень воды, в стакане которой оказался выше.

Вы замечали, что после дождя падают шишки с деревьев. Почему же шишки падали после дождя?

(Дети предлагают свои варианты.)

Вот и еще одна экологическая проблема - кислотные осадки. Все вы видели летом после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Откуда появляются кислотные дожди?

(Ребята отвечают.)

Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах. Например, после выбросов Саяногорского алюминиевого завода в округе погибают растения и животные.

Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно.

Любите, ребята природу, берегите ее и не забывайте, что мы с вами тоже часть природы, часть всего живого на Земле.

Публикации по теме:

В нашем детском саду стало традицией, каждую осень, в начале сентября, проводить неделю здоровья, которая заканчивается туристическим походом.

«В гостях у старой, старой сказки…» Сценарий детской игровой программы. «В гостях у старой, старой сказки…» Сценарий детской игровой программы. Танец «В гостях у сказки». (В исполнении школьного хореографического.

Сценарий игровой программы «Радуга» Игровая программа «РАДУГА» Ведущий: Сегодня у нас на флоте игровая программа «Радуга» Выберите участников, от каждого флота по 7 человек.

Сценарий детской конкурсно-игровой программы к Дню защиты детей Сценарий детской игровой программы ко Дню защиты детей «Здрасьте, дети!» Вед. : Здрасьте, здрасьте, здрасьте, дети! Здравствуйте все те,.

Сценарий игровой программы «На сказочной опушке» Цель мероприятия: способствовать активизации поисково-мыслительной деятельности детей. Задачи: Формировать здоровый соревновательный.

Сценарий игровой программы «Звёздный фейерверк» Цель: раскрыть творческие способности ребят. Способствовать развитию чувства сопереживания, умению ориентироваться в любой ситуации. Оборудование:.

Экологическая конкурсно­игровая программа
«Всё это называется природой» для учеников(5­7 классов)
Программа проходит под девизом:
«Мы хотим от человека всю природу оградить»
Цели:
Воспитание внимательного, бережного отношения к природе, Земле, чувства
ответственности за нее.
Развитие наблюдательности и мыслительной деятельности учащихся.
Воспитание творческого отношения к решению экологических проблем.
Формирование ответственности за свои действия и поступки.
Развитие речи и эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
Привить познавательный интерес к изучению особенностей природы родного края.
Заложить основы природоохранного поведения.
Место проведения: кабинет химии
Время проведения: 1 час
Оборудование:
Иллюстрации с изображением лекарственных растений, зверей, птиц;
аудиозапись «Звуки природы»;
фрагментов песен из мультфильмов про животных и птиц;
презентация по теме «Запрещающие знаки»;
карточки с запрещающими знаками;
заповеди юного эколога;
цветные карандаши, фломастеры, бумага;
цветные салфетки, ножницы, клей.
Оформление:
Зал оформлен плакатами и высказываниями.
Выставка книг по экологии.
Красная книга.
Ход программы
Вступление:
(звучит музыка «Звуки природы)
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
1.
2.
3.




Чтец:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний
Добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую.
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
В. Шефнер
Запомните заповеди юного эколога:
не только смотри, а наблюдай,
не шуми, а слушай и понимай,
не обижай, не мешай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым, птицам,
животным.
Кто выполнит эти заповеди, тот станет юным экологом, то есть защитником природы.
Ведущий:
Добрый день, девчонки и мальчишки! Добрый день, уважаемые взрослые! Я рада вас
приветствовать на конкурсно­игровой программе «Всё это называется природой».
Все мы ­ жители Земли. Мы шагнули в 21 век, имея множество достижений в области
техники науки, искусства, образования. Но наряду с достижениями у человечества
появились и большие проблемы. К числу самых ­ волнуемых относятся проблемы
экологии.
Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать
законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух
греческих слов: «ойкос» ­ «дом» и «логос»­ «наука». Значит, можно сказать, что экология
– это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.
Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли,
взывающей о помощи. Сегодня каждый человек должен знать, чем мы обязаны растениям и
животными и как сохранить всё живое на Земле.
Надеюсь, что конкурсно­игровая программа «Всё это называется природой»поможет нам с
вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
Для того чтобы начать нашу программу я хотела бы представить наше многоуважаемое
жюри. (Представление жюри). Оценивать наше жюри будет по пятибалльной системе.
Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!
Играть мы с вами будем двумя командами: Кузнечики и Васильки.

Прошу команды представиться.
Представление команд.
Команды занимают место за столом.
Ведущий:
Наша программа будет проходить по станциям. Путь вы узнаете, если правильно
выполните задание.
Команды получают конверты с заданиями.
Ведущий:
Распределите слова в два столбика по принципу «живая ­ неживая природа»:
солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.
Жюри оценивает конкурс.
Станция 1 «Природная аптечка»
Ведущий:
Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы загадки. Команды будут отвечать по
очереди. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая
команда.
Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)
Золотая середина и лучи идут кругом.
Это может быть, картина –
Солнце в небе голубом? (ромашка)
Вся в белое платье одета,
В сережках в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной. (береза)
Кто ни прикасается, за того цепляется,
Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки (репей, или лопух)
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
1.
2.
3.
4.
5.
Из кисти белоснежной. (ландыш)
6.
Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,

Лечит раны ног и рук. (подорожник)
7.
Растет зеленый кустик
Цветы ангельские,
Когти дьявольские –
Дотронешься укусит. (шиповник)
8.
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. (одуванчик)
После загадок командам раздаётся пазл о лекарственных растениях.
Пазл необходимо собрать и прочитать о целебных свойствах растений. (Приложение № 5)
Конкурс для болельщиков «Лекарственное растение» №2
Пока участники команд собирают пазлы, болельщикам каждой команды задаётся вопрос
какие лекарственные растения вы знаете? Какая команда болельщиков больше назовёт.

Станция 3. «Загадки из земли»
Ведущий:
Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Отвечает та команда,
которая первая поднимет табличку «Ответ». Если команда не даёт правильный ответ,
ответить может следующая команда.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)
Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
Без неё машина даже километра не пройдёт,
Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,
Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть.)
Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)
Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

8.
А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, ­
Я лед, я пот, я ­ облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза ­ застываю. (Вода)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
Станция «Экознаки»
Ведущий:

доске).
Ведущий:

комментирует.

Ведущий: Станция 4«Расшифруйте криптограмму»
Каждая команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого нужно отгадать
четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой
фразе, которую зашифровали.
12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.
Ключевые слова:
1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)
6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)
12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)
Ответ: Береги лес – наше богатство.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 5 «Жалоба»
Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и
определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

Жалоба №1.
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем
бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают.
Чушь какая­то. Не всем же быть красавицами!
А польза от меня людям большая.
Ответ:
Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись
тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Жалоба № 2
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд
и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не
похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы
уродились. Любим висеть головой вниз. А обижают нас незаслуженно.
Ответ:
Летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от неё огромна. Она уничтожает
насекомых.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
Станция 6 «Птичий базар»
Ведущий:
Вы знаете, что с приходом осени многие птицы улетают на юг, чтобы пережить холодное
время и бескормицу. И только весной они могут нас порадовать своим пением и звучным
щебетом, когда прилетают обратно, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов. И лишь
немногие остаются с нами коротать долгую зиму.
Ведущий предлагает распределить названия птиц под соответствующими названиями
(перелётные или зимующие).
Журавль, ворона, лебедь, синица, ласточка, клёст, соловей, дятел, кукушка, скворец,
сорока, утка, сова.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
Станция 7 «Капитаны»
Выходят капитаны от каждой команды. Они становятся на одинаковом расстоянии от
жюри и по очереди рассказывают о роли птиц в природе и значении их для человека, делая
шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым дойдёт до столика жюри.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
Станция 8 «Расшифруйте словосочетание»
Каждая команда получает словосочетание, которое необходимо расшифровать.
АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга).
Ведущий:

Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Есть такая книга, которая не
просто говорит, она кричит, только не каждый ее слышит. Это - КРАСНАЯ КНИГА. На
ее страницах записаны имена исчезающих животных и растений. Красный цвет - сигнал
запрета, понятный людям всего мира: остановись, человек! Подумай, почему каждый день
на планете становится все меньше животных и растений! Оставь после себя не кучу мусора,
а посаженное дерево, чистую реку, спасенную птицу. Услышь тех, кто зовет на помощь. В
этом тебе поможет КРАСНАЯ КНИГА.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
Станция 9 «Экознаки»
Ведущий:
Мы имеем право, пользоваться природными богатствами. Это право закреплено
конституционно, но многие люди все, же не умеют или не хотят бережно относиться к
природе (обращается внимание участников на запрещающие знаки, прикрепленные к
доске).
Повторяем правила поведения в природе, объяснив знаки.
Ведущий:
Подумайте, что бы вы не разрешали делать людям, чтобы не губить природу. Изобразите
свой запрещающий знак природы. (Командам вручается бумага и фломастеры)
Команды предоставляют и защищают свои знаки. Прикрепляют их к доске. Ведущий

7

Сценарий познавательно-игровой программы по экологии

«За природу в ответе и взрослые и дети»

Перед началом мероприятия ВИДЕОСЮЖЕТ о природе (по вашему выбору) Звучит песня «Чистые пруды» Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня мы приглашаем вас праздник – праздник нашей Матушки Земли! И на этот праздник пришли все: и ребята, и взрослые; и гости, и участники! И мы рады приветствовать всех на нашем празднике!Что же это за праздник? И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете!ВИДЕОСЮЖЕТ о природе (по вашему выбору) Слайдовая программа «Сохраним нашу планету!!!» Приложение 5. Всё это – наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные… Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли, каждый год мы устраиваем этот замечательный праздник!Слайд Планета наша огромна. И за целую жизнь не может человек обойти её всю, от края до края. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. И я не сомневаюсь, что ребята, которые будут сегодня участниками нашего праздника, знают и любят родную природу.Слайды «Природа» после каждой строчки Природа – это дом, в котором мы живем,И в нем шумят леса, текут и плещут реки.Под небом голубым, под солнцем золотым,Хотим мы в доме том жить вовеки.Природа – это дом, украшенный трудом,Ты знаешь ли, ответь, ответь такому дому цену?Что будет, если в нём крыша под огнем,Что будет, если в нем сломаем стены?Природа – это дом, в котором день за днёмРастут цветы и хлеб, кругом смеются дети.И этот дом и смех – один, один на всех,Другого дома нет на целом свете.
Слайд
    Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в нашей защите, заботе, любви. В нашей игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готовы её оберегать. Наша игра будет проходить в шесть этапов. На первом этапе каждой команде будет задано 5 вопросов. Какой номер вопроса, и из какого сектора достанется – будет зависеть от того, что достанут команды из наших мешочков. За каждый правильный ответ команда получает 30 кипарисов.
    Начинаем 1 этап нашей игры.
Слайд «Кот в мешке» Слайд «Сектора»

30 кипарисов

    ВОПРОСЫ ЗЕЛЕНОГО СЕКТОРА

    ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса – не губи, нет леса – ………. (посади). КАК ПО ПНЮ СРУБЛЕННОГО ДЕРЕВА УЗНАТЬ, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? /На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец столько лет/ ЧТО ЗА ТРАВА КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? /Крапива/ КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна, туя/ НАЗОВИТЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ? /Берёза/ КАКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ ЛЕЧАТ ПРОСТУДУ? /Мать-и-мачеха, подорожник, дущица, мята и др./ САМОЕ СЛАДКОЕ ДЕРЕВО? /Липа/ КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? /Смородина/ НАЗОВИТЕ ЯДОВИТЫЕ ЯГОДЫ, КОТОРЫЕ РАСТУТ В ЛЕСУ? /Волчье лыко, вороний глаз/ КАКОЙ ЦВЕТОК ЛЕТО НАЧИНАЕТ? /Колокольчик/

    ВОПРОСЫ СИНЕГО СЕКТОРА

      ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? /Перед дождливой/ ПИНГВИН ПТИЦА ИЛИ ЖИВОТНОЕ? /Птица/ КАКАЯ ПТИЦА ПОДБРАСЫВАЕТ СВОЕ ЯЙЦО В ДРУГИЕ ГНЁЗДА? /Кукушка/ ЗИМУЮТ ЛИ ПТИЦЫ В СКВОРЕЧНИКАХ? /Нет/ ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/ ГДЕ ЗИМОЙ И ОСЕНЬЮ СПЯТ ВОРОНЫ? /В садах, в рощах/ С ПРИЛЕТОМ КАКИХ ПТИЦ СЧИТАЕМ МЫ НАЧАЛО ВЕСНЫ? /Грачей/ КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? /Клест/ САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПТИЦА? /Страус/ КАКАЯ ПТИЦА МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХВОСТОМ ВПЕРЕД? /Колибри/

    ВОПРОСЫ КРАСНОГО СЕКТОРА

        КТО МЕНЯЕТ ШУБУ ДВА РАЗА В ГОД? /Лиса, белка, заяц/ ЧТО ТЕРЯЕТ ЛОСЬ КАЖДУЮ ЗИМУ? /Рога/ ЧТО СЛУЧАЕТСЯ С ПЧЕЛОЙ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНА УЖАЛИТ? /Умирает/ КАКОЙ ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ ПАДОК ДО МАЛИНЫ? /Медведь/ КАКИХ ЗАЙЦЕВ НАЗЫВАЮТ ЛИСТОПАДНИЧКАМИ? /Которые родятся осенью, в листопад/ КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ СПЯТ ЗИМОЙ? /Медведь, ёж/ КУДА ЗАЙЦУ БЕЖАТЬ УДОБНЕЕ, С ГОРЫ ИЛИ В ГОРУ И ПОЧЕМУ? /У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катиться кубарем/ КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ОБЛАДАЕТ САМЫМ ГРОМКИМ ГОЛОСОМ? /Крокодил/ САМЫЙ БЫСТРЫЙ ЗВЕРЬ НА ЗЕМЛЕ? /Гепард/ САМЫЙ ЧИСТОПЛОТНЫЙ ЗВЕРЁК? /Барсук/
  • ВОПРОСЫ ЖЕЛТОГО СЕКТОРА

      КАК УЗНАТЬ О ПРИБЛИЖЕНИИ ДОЖДЯ, НАБЛЮДАЯ ЗА МУРАВЕЙНИКОМ? /Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы/ КУДА ОСЕНЬЮ ДЕВАЮТСЯ БАБОЧКИ? /Большинство с холодами гибнут. Некоторые прячутся в щели, под кору и там зимуют/ ПОЧЕМУ НАСЕКОМЫХ ТАК НАЗЫВАЮТ? /От слова «насекать» - у них на брюшке насечки/ КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ ЧЕРВИ? /Рыхлят землю/ КТОТ ОХРАНЯЕТ ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ ОТ ВРЕДНЫХ МУХ? /Стрекозы/ НЕ ПТИЦА, А ЛЕТАЕТ, НЕ СЛОН, А С ХОБОТОМ, НИКТО НЕ ПРИРУЧАЕТ, А НА НОС САДИТСЯ? /Муха/ У КОГО УШИ НА НОГАХ? /Кузнечика/ ВОЛОСАТА, ЗЕЛЕНА
В ЛИСТЬЯХ ПРЯЧЕТСЯ ОНА. ХОТЬ И МНОГО НОЖЕК, БЕГАТЬ ВСЕ РАВНО НЕ МОЖЕТ. /Гусеница/ 9. НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА, НОСОК, КАК СПИЦА. ЛЕТИТ – МОЛЧИТ, СЯДЕТ – МОЛЧИТ. /Комар/ 10. ДВА РОГА, А НЕ БЫК, ШЕСТЬ НОГ БЕЗ КОПЫТ. ЛЕТИТ – ТАК ВОЕТ, СЯДЕТ – ЗЕМЛЮ РОЕТ. /Жук/
  • ВОПРОСЫ ЧЕРНОГО СЕКТОРА

      ЕСЛИ ВЫ ЧИТАЛИ КНИГУ ИЛИ СМОТРЕЛИ ФИЛЬМ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО», ТО ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ КАК ЗВАЛИ ПРОДАВЦА ЛЕЧЕБНЫХ ПИЯВОК? /Дуремар/ КТО ДАЛ БУРАТИНО ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК? /Черепаха Тортилла/ КТО ИЗ ГЕРОЕВ КНИГИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО» НОСИЛ СЕРЕБРЯННЫЕ ЧАСЫ? /Пудель Артемон/ К СТВОЛУ КАКОГО ДЕРЕВА ПРИКЛЕИЛАСЬ БОРОДА КАРАБАСА-БАРАБАСА? /Итальянская сосна/ ТРАВА ОТ 99 БОЛЕЗНЕЙ? /Зверобой/ КТО МОЖЕТ ПИТЬ НОГОЙ? /Лягушка/ ЧЕМ СТРЕКОЧЕТ КУЗНЕЧИК? /Ногой о крыло/ КАКОЕ ДЕРЕВО ВЕСНОЙ ДЯТЛА ПОИТ? /Берёза/ КАКИЕ ПТИЦЫ ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ ТРИ РАЗА ЗА ЛЕТО? /Воробьи, овсянки/ РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? /Сыроежки/
    Закончился 1 этап экологического турнира. Прежде чем мы перейдем ко 2 этапу нашего турнира. Я хочу вам напомнить, что наш турнир посвящен злободневной, отвечающей духу времени теме: «Берегите свою планету!» Поэт Николай Рыленков в своем стихотворении утверждает, что всё богатство природы принадлежит народу, а значит, и вам, детям.
    Все богатства русского пейзажа
В полное владенье нам даны: Вьюжны зим серебряная пряжа, Кружева зелёные весны. Летний полдень в поволоке зноя, Вечер, заглядевшийся в ручей. Узорочье луговин цветное, Теплый воск желтеющих полей, Расписные листья листопада Над бездонной синевой озер – Все это твоё, и сердце радо Целый мир влюбить в родной простор.
    Начинаем 2 этап нашего турнира.
Слайд «Турнир цветочный»
    - Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. 2 этап турнира мы посвятим цветам. /45 кипарисов/
Слайды на все 9 вопросов 1. Я поэт, зовусь я Цветик,
От меня вам всем приветик. - Из какого произведения эти стихи? (Н.Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей” ).2. “Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная”. - Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери “Маленький принц” )3. Продолжите стихотворение:Колокольчики мои,
Цветики степные!(“Что глядите на меня, тёмно – голубые?” А. Толстой ) 4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - полетят в воздухе лёгкие семена. - О каком цветке идёт речь? (Одуванчик ) 5. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей - О каком цветке идёт речь? (О розе ) 6. Кто написал сказку “Каменный цветок ”? (П.П.Бажов ) 7. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка ) 8. Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленький цветочек ) 9. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак )
- 3 этап нашего турнира называется «ЗНАК» ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ» /100, 90, 80 кипарисов/ - Ваша задача придумать знак и нарисовать его.- Начинаем 4 этап нашего турнира. «Заморочки из бочки» - В нашу бочку залезли разные животные и птицы и их не полностью видно. Ваша задача отгадать кто это. /20 кипарисов/
Слайды /9 шт./ Слайд-заставка - Живет на Земле человек. Он – маленький, Земля – огромная. Человек любит свою Землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья, без синей мохнатой головки василька в поле.Родина нас окружила
Дивной своей красотой,
Родина нам подарила
Воздух степной и лесной,
Берег крутой с быстрой рекой,
Синее небо над головой.- Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года! Наша небольшая планета Земля добра к нам. Будем отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь!- Часто писатели, поэты, художники, музыканты в своём творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение.- Мы предлагаем вам посмотреть «Танец дождя» и услышать как музыка и природа сливаются воедино.ВИДЕОСЮЖЕТ «Танец дождя» Слайд «Составь слова» Приложение 1,2,3. 5 этап нашего турнира называется «СОСТАВЬ СЛОВА»Слайд Слова для команд 1 команда 2 команда 3 командаРОЗАЛИПААИСТТИГР /25 кипарисов каждое слово + за быстроту 50, 45, 40/
Слайд-заставка
6 этап нашего турнира называется “Знатоки природы”. /50 кипарисов/ - Чтобы любить природу, нужно её знать.Слайд 1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка )Слайд 2 .Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик )Слайд 3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец )Слайд 4. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка )Слайд 5. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода )Слайд 6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи )
- Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой - всюду кипит жизнь. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года!

Наш завершающий этап «КОНКУРС КАПИТАНОВ» /100 кипарисов/ Выберите карточку на которой может быть название животного, птицы, насекомого и т.д.Нужно без слов, без звуков, только жестами, мимикой и телодвижениями показать своей команде, а они должны отгадать.
Приложение 4 . Заяц, Лягушка, Олень, Носорог, Павлин
СИТУАЦИИ ДЛЯ КАПИТАНОВ / 10 кипарисов за каждый дельный совет/
На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась её мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у неё появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла с ним. А потом ей подарили говорящую куклу. О щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице»
Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя, а мусор лучше забрать с собой и выбросить в специально отведенное для него место.
Телеграмма: «Мы – первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень! Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень».Какие ответы вы пошлете на эту телеграмму? Какую помощь можете оказать?
Слайд
- Закончился наш турнир. Счетная комиссия подсчитывает результаты.
Я хочу вновь вернуться к теме нашей программы и еще раз обраться к вам и ко всем жителям нашей планеты со словами: «Охраняйте природу».

    Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых обитателей.
    Услышу ль у сосен в полдневный час
Журчанье струй средь камушков и брода. –О, люди, мыслю я, у всех у насЕсть мать одна, по имени Природа!У ней для нас хватает доброты,И мы живем, запечатлев в душе навекиЕё прекрасные черты – поля, луга, моря и реки.Но если…Впрочем, в наш жестокий век понятно всемЧто это «если» значит?О, человек!Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет,Ни росных трав, ни голубых озер…Цени её доверие, Природы!Не обмани его!И в темный лес входи, как в храм, под мраморные своды!
    Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка, Не покупай для бабочки сачки. Люби цветы, леса, простор полей – Всё, что зовётся Родиной твоей!Награждение победителей конкурса ЭМБЛЕМ. Объявление результатов и награждение команд дипломами.
    Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, что мы сегодня смогли убедить вас, в том, что природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик и разнообразен, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, таких как «Лесная газета» В.Бианки, «Птицы на проводах» В.Пескова, книги К. Паустовского, М.Пришвина и многие другие.
В конце показ небольшого фильма о природе. (10-15 мин) и раздача буклетов.
Список использованной литературы: Бакулина Г.В. Это земля – твоя и моя. Экологическая игра. Читаем, учимся, играем.2003.№ 11. Буканова М.С. Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам охраны окружающей среды. – 2004. - № 8. Гудимов В. Школьный праздник, посвященный Дню Земли. Воспитание школьников. 2001. № 1. Данилова М.З. Занимательная экология. Воспитание школьника. 2005. № 5 Желтова Е.Е., Моисеева С.В.«Земля – планета будущего» Школьный праздник. Биология в школе. 2003. № 5 Экологические сценарии. Педсовет. 2000. № 6; 2001. № 6; 2003. № 6; 2004. № 11.
Видеоматериал используемый в программе: фильмы предоставленные государственной телевизионной и радиовещательной компанией «Югория» г. Ханты-Мансийск. Фильмы с международной акции «Спасти и сохранить». 218-563-937 Седов Роман Геннадьевич – педагог-организатор, руководитель студии театральных экстравагантных постановок « STEP», победитель городского конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2010» в номинации «Сердце отдаю детям» город Нижневартовск

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННО – ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«СКОРАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ»

Выходит Маша, в руках клочок бумаги

Маша: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мне приснился необыкновенный сон:
Будто облачко влетело в моё окно
И с него на подоконник слетел лист бумаги.
На нём было написано,
В чём секрет здоровья.
Только я начала читать –
Прилетели гуси-лебеди,
Выхватили у меня этот листок и улетели,
А у меня только один клочок остался.
Проснулась я и вижу:
В руках у меня этот клочок.
Написано: «Секрет здоровья прост» и всё,
А гуси-лебеди эти прилетели из сказки,
И живут они у Бабы-Яги.
Я должна прямо сейчас
Отправиться на поиски избушки Бабы-Яги для того,
Чтобы забрать листок бумаги,
Который унесли эти птицы.

Маша уходит. Появляется Леший, поёт песню на мотив «Собака бывает кусачей». Выходит Маша.

Маша: А вот, кажется и лес, в котором Баба-Яга живет.
Здравствуйте, уважаемая Баба-Яга!

Леший: Какая я тебе Баба-Яга?!

Маша: Извините, а вы кто?
И где Баба-Яга?

Леший: Моя подруга Бабуся-Ягуся сейчас отсутствует,
Она в салоне красоты марафет наводит.
А кто ты, чего хотела-то?
Маша: Я Маша.
Гуси-Лебеди унесли секрет здоровья,
Наверно, они его Бабе-Яге отдали.

Леший: Принесли Гуси какую-то бумажку.
Читать я, правда, не умею,
Да отпускать тебя жалко,
Больно ты аппетитная, хорошенькая, чистенькая.

Маша: Я умываюсь, чищу зубы, руки с мылом мою,
Иначе от микробов не спасёшься.

Леший: Это кто же такие?
И меня одолеть могут?

Маша: Они могут погубить каждого,
У кого грязные руки, уши, ногти, одежда!

Леший осматривает себя, плачет

Маша: Не плачьте, я вам помогу.
Всё начинается с личной гигиены.
Вот держите эту расческу.

Леший: Знаю, у Яги такая была,
Бросишь её – и встанет лес густой.

Маша: Нет. Просто, когда вымоете волосы,
Аккуратно расчешитесь.
Ещё подарю вам зеркальце.

Леший: Это я знаю! Бросишь зеркальце –
И появится озеро серебристое.

Маша: Нет, это другое зеркальце.
Если в него посмотришь,
То сразу видно, чистый ли ты,
И ещё я подарю вам мыло.

Леший: Что же будет, если бросишь мыло?

Маша: Зачем же мыло бросать?
Им нужно мыться и стирать.

/ Игра «Стирка» /

/ показывает бумагу /

Маша: А вот здесь есть все инструкции!

/ Леший хочет взять лист, но Маша не даёт /

Маша: Только в обмен на нашу бумагу!
Леший: Ты уйдёшь, а мне будет скучно.

Маша: А вы займитесь каким-нибудь полезным делом.

Леший: Каким ещё делом?

Маша: Возьмите у Бабы-Яги экологически-чистый транспорт – метлу.
Значит, вы можете стать экологом.
Займитесь очисткой реки,
Ведь реки – это артерии земли.
Засорились реки, и стало плохо земле.

Леший: Ой, как интересно! Согласен.
/ отдает листочек, где написано «гигиена» /
Давай свои инструкции - вот бумага.
Но я совсем забыл!
Я оторвал кусочек, чтобы сделать подарок Царевне Несмеяне.
Я сделал ей смешную рыбку,
Но она так и не рассмеялась.

Маша: Скорее проводите нас к ней!

Леший: Хорошо, пойдёмте!
Леший и Маша уходят

Появляется Царевна Несмеяна, поёт песню на мотив «Розовый слон»

Я Несмеяной с детства зовусь,
Я улыбнуться даже боюсь.
Скучно, тоскливо, грустно всегда,
Я не смеюсь нигде, никогда.
Кто-то сказал мне: ты не грусти,
Смейся и пой, танцуй и шути.
Кто-то хотел меня рассмешить,
Но продолжаю слезы я лить.
Входит Маша

Маша: Отчего здесь так сыро?

Царевна Несмеяна: Это потому, что я всё время плачу!

Маша: Но ведь это вредно для здоровья!
Хорошее настроение излечивает многие болезни.

Царевна Несмеяна: Никто не может вылечить меня!
Никто меня не рассмешит!

Маша: А если это мне удастся,
Ты подаришь свою рыбку?

Царевна Несмеяна: Ладно, всё равно мне некуда выпустить её,
Вода везде грязная, поэтому я и плачу.

Маша: Я знаю, как тебе помочь!
Надо очистить родник, углубить.
Ведь многие болезни – именно от грязной воды.
А пока
· рыбок из грязного водоема
Нужно переселить в чистый.
Мы с ребятами тебе поможем.

Игра «Перелови рыбу»

Царевна Несмеяна: Спасибо, Маша!
Возьми мою рыбку
/ на листочке, из которого сделана рыбка, написано «чистый воздух и вода» /

Маша: Но тут опять не всё!

Царевна Несмеяна: Я совсем забыла,
Что Кощей Бессмертный оторвал кусочек
И спрятал его у себя.

Маша: Отправляемся на поиски Кощея.

Уходят
Выходит Кощей. Поет песню на мотив «Песенки про жирафа»

Путь людей по жизни быстротечен,
Я ж один такой на целый свет.
Я неуязвим, бессмертен, вечен,
Потому что знаю я секрет.
До чего же, до чего же
Обожаю секреты,
Не хочу. Чтоб люди жили,
Не болея при этом.
Обмануть меня невозможно,
Ведь секрет запрятал я надёжно.
Выходит Маша

Маша: Здравствуйте, Кощеюшка!

Кощей: Какой я вам Кощеюшка,
Я новый русский Кощан!
А вам кранты, раз меня потревожили / хватается за зубы /
Ой-ой-ой!

Маша: Что случилось?

Кощей: Зубы болят! И чистил, и жвачку жевал

Маша: Жвачку тоже надо в меру
А вот питаться можно лучше.
А то вон – одни кости остались. / трогает/
Худенький, щупленький!
Вам обязательно нужны витамины,
Поэтому ешьте больше фруктов и овощей.

Кощей: Всё куплю! / говорит по телефону /
Подъезжайте
Как не можете подъехать?
Какая ещё мусорная свалка?
А в объезд? Овраг обвалился?
А на вертолёте? Из-за пыли ничего не видно?
Всё! Это конец!

Маша: Это можно всё исправить, пока не поздно.
Возле оврага надо посадить деревья и кустарники,
Они и почву закрепят и воздух очистят.

Кощей: Спасибо, что подсказала, а со свалкой что делать?

Маша: А на ваши деньги постройте завод по уничтожению мусора.
У меня и инструкции естьв обмен на ваш секрет.

Кощей: Да какие проблемы? Меняемся! / хватается за поясницу /
Ой, что-то меня прихватило.

Маша: Это всё потому, что ты зарядку по утрам не делаешь.

Кощей: Да я и не умею вашу зарядку делать.

Маша: А мы тебя научим.
Музыкальная игра «Зарядка»
Кощей: Ничего я вам не отдам!
Разве можно верить Кощану?
Давайте, делайте ноги отсюда, пока я добрый!
Маша: Придётся привести последний аргумент.
Как вы посмотрите на это? / показывает яйцо /
В этом яйце – игла, на конце иглы

Кощей: Хватит, хватит, молчи, услышат.
Да я пошутил, что и пошутить нельзя?!
/ отдаёт бумагу, где написано «витамины» и уходит /

Маша: Вот теперь я могу прочитать рецепт здоровья,
Все кусочки на месте.
«Секрет здоровья прост: гигиена, чистый воздух и вода, зарядка, витамины»
Появляются все герои
Царевна Несмеяна: Спасибо, Маша и ребята!
Вы научили меня ухаживать за родниками,
Теперь вода в них чистая
И всем рыбкам там живётся хорошо.

Кощей: А я создал «Скорую экологическую помощь»:
Сажаю деревья и занимаюсь уничтожением отходов.

Маша: Очень важно чтобы наша планета была чистой,
Ведь от этого зависит и наше с вами здоровье.
Берегите планету и будьте здоровы!
Все поют песню на мотив «Чунга – чанга»
Чудо – средство для здоровья есть,
Всё по пальцам можно перечесть:
Гигиена – это будет раз,
Настроенье – как сейчас у нас!
Это два, а три – зарядка.
Чтобы было всё в порядке,
Надо спортом заниматься, закаляться.
А четыре – витамины,
Для болезней нет причины,
Надо только очень, очень постараться.
Сможем мы здоровье накопить,
Чтоб нам стало радостнее жить,
Чтоб заботу мы могли с тобой
Подарить планете голубой.
Чтобы реки не мелели,
Родники чтоб звонко пели,
Чтобы всех зверей согрели мы любовью.
Чтоб здоровы были дети
На счастливой на планете,
Мы желаем всем и каждому здоровья!
Всем здоровья!

Заголовок 1Заголовок 215