Экологическая доктрина РФ (2002 г.) явилась вторым документом, определяющим продвижение России к экологически устойчивому развитию, а конкретно – отражающим государственную экологическую политику.

Экологическая доктрина РФ (2002 г.) содержит следующие разделы:

Введение.

1. Общие положения.

2. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии.

3. Основные направления государственной политики в области экологии.

4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ.

5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии.

Во введении указывается, что современный экологический кризис (отметим, что он обусловлен духовно–нравственным кризисом человека, вызван экономическим кризисом и ведёт к социальному кризису) ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. То есть экологическая доктрина тесно связана с устойчивым развитием.

Важный исходный тезис – преодоление кризиса (не только экологического, а всей существующей парадигмы развития) возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. Здесь исключительно важным является понятие «нового типа взаимодействия человека и природы», которое было основным в решениях Рио–92, но опущено в Концепции перехода РФ к устойчивому развитию (1996 г.). Отметим, что в ней (в Концепции) в качестве базовых понятий провозглашены: «освобождение от старых идеологических догм», «качественно новый потенциал», «высокая деловая активность» и тому подобное, ведущее, по‑существу, прямо в противоположную сторону от устойчивого развития (особенно первое положение).

Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Перечислены основные факторы деградации природной среды на мировом уровне и в РФ. Среди последних названо преобладание ресурсодобывающих и ресурсоёмких секторов в структуре экономики, низкая эффективность природопользования, низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

В первом разделе (общие положения) указано, что доктрина определяет цели, направления, задачи и принципы в области экологии (только!) на долгосрочный период!

Доктрина базируется на фундаментальных научных основах в области экологии и смежных наук, учёте глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Во втором разделе указана стратегическая цель «экологической доктрины» - сохранение природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения, обеспечения экологической безопасности страны.

Для этого названы три задачи:

Сохранение и восстановление природных экосистем;

Обеспечение рационального природопользования;

Обеспечение высокого качества жизни и здоровья населения.

Перечисленные принципы (основные):

Устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим;

Приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию её ресурсов. Отметим, что этот принцип абсолютно противоречит предыдущему, где экологическая составляющая отнесена на последнее место, а приоритетной является экономическая составляющая, полагающая использование природных ресурсов;

Природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба.

В третьем разделе названы основные направление государственной политики в области экологии:

Обеспечение устойчивого природопользования (комплекса природопользования, ориентация на цели устойчивого развития РФ, сокращение доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы, минимизация ущерба природной среде, поддержание традиционной и хозяйственной деятельности);

Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение (перечислены основные традиционные мероприятия по охране окружающей среды);

Сохранение и восстановление природной среды (отмечена необходимость поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности).

В четвёртом разделе названы приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ:

Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях;

Экологические приоритеты в здравоохранении;

Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды (предотвращение техногенных аварий, преднамеренное применение химических веществ, предотвращение умышленных пожаров);

Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.

В пятом (последнем) разделе указаны пути и средства реализации государственной политики в области экологии:

Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием;

Нормативное правовое обеспечение и правоприменение;

Экономические и финансовые механизмы (названы рентные платежи, включение в стоимость природных объектов их средоформирующих функций, научно обоснованная методика определения размера компенсаций за ущерб, при изменении форм собственности природных ресурсов (земли) учитывать задачи сохранения и восстановления природной среды, включая оценку прошлого экономического ущерба);

Экологический мониторинг и информационное обеспечение (отметим – инвентаризацию территорий для выявления и специальной охраны земель, пригодных для производства экологически чистой продукции, для выявления природных комплексов, выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым рекреационно–оздоровительным значением);

Научное обеспечение (отмечено, что основными задачами здесь являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития: формирование теоретических и технологических основ перехода к устойчивому развитию, исследование средообразующих функций, определение пределов устойчивости и экологической ёмкости природных систем, разработка методологии и методов эколого-экономической оценки, в том числе определение стоимости природных объектов с учётом их средообразующих функций);

Экологическое образование и просвещение (перечислены общеизвестные пути и средства повышения экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии; отметим положение о развитии системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления. Именно от них зависит исполнение всех выше названных благих намерений);

Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии (основной задачей является содействие экологизации гражданского общества; отметим важное для северных территории УрФО положение – «создание условий для поддержания и развития традиционного экологически сбалансированного природопользования коренных малочисленных народов»);

Региональная политика в области экологии (основная задача – экологически обоснованное размещение хозяйственных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов РФ для устойчивого развития; здесь названы важные пути и средства: концентрация производств на уже сформированных землях, исключение из хозяйственного использования освоенных и мало затронутых этой деятельностью, непревышение экологической ёмкости природных систем при их использовании, сохранение целостности природных комплексов, расширение использования местных сырьевых и энергетических ресурсов, приоритетное участие коренных малочисленных народов в выборе стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают);

Международное сотрудничество (реализация интересов РФ путём участия в решении глобальных и региональных экологических проблем).

В заключение по «Экологической доктрине РФ (2002 г.)» можно сказать, что в этом документе при наличии множества природоохранных целей отчетливо проявилось их отделение от целей экологически устойчивого развития. А отделение экологии, например, от экономики, конкретно – от экономического механизма принятия экологических решений, подрывает концептуальную основу экологически устойчивого развития.

Киотский протокол

Kuomcкuй протокол международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 г. в дополнение к Рамочной конвенции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992) по изменению климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008–2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

По состоянию на 26 марта 2009 г. Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61% общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования – механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Страны Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. Цель ограничений – снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (СО 2 , СН 4 , гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N 2 O, SF 6) на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 г. (табл. 23).


Таблица 23. Приложение к Киотскому протоколу (количественные

ограничения по выбросам парниковых газов в среднем

за период с 2008 по 2012 гг.)

Страна Страна Уровень выбросов в процентах от 1990 г.
Австралия Нидерланды
Австрия Новая Зеландия
Бельгия Норвегия
Болгария Польша
Великобритания Португалия
Венгрия Россия
Германия Румыния
Греция Словакия
Дания Словения
Ирландия США
Исландия Украина
Испания Финляндия
Италия Франция
Канада Хорватия
Латвия Чешская Республика
Литва Швейцария
Лихтенштейн Швеция
Люксембург Эстония
Монако Япония

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

Торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов (ПГ) на национальном, региональном или международном рынках;

Проекты совместного осуществления – проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Протокола;

Механизмы чистого развития – проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Протокол, полностью или частично за счёт инвестиций страны РКИК. Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (СОР-7), состоявшейся в конце 2001 г. в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (МОР–1) в конце 2005 года.

Экологическая Доктрина Российской Федерации, разработанная Министерством природных ресурсов (МПР) с участием органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов и утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации 31 августа 2002 года, является в высшей степени важным документом в деле организации природоохранной деятельности, ее активизации.
Отметим, что в 1993 году была начата работа по составлению проекта Программы экологической безопасности России. Данная работа требовала огромных финансовых и других затрат. По-видимому, этот проект не был завершен по данной причине.
С принятием экологической Доктрины было бы целесообразным вернуться к этой Программе, т.к. она была бы лучшим вариантом конкретизации Доктрины.
Роль и значение Экологической Доктрины заключается в том, что она побуждает пересмотреть содержание всех способов охраны окружающей природной среды и обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов: естественно-научного, организационного, экономического, идеологического и, конечно же, правового.
В Преамбуле Доктрины указано на современное состояние экологического кризиса, а также на его возможные пагубные последствия.
Весьма важной в Доктрине является новая трактовка составляющих экологического кризиса. Если раньше к ним относились просто загрязнение, засорение, истощение природных ресурсов и демографический взрыв, то в Доктрине истощение природных ресурсов выглядит как сокращение их запасов в связи с неуклонным ростом их потребления. Далее в Доктрине указано на возможное изменение климата, истощение озонового слоя Земли, на продолжающиеся военные конфликты, которые зачастую являются причиной усиления деградации природной среды.
К числу основных факторов Доктрина относит низкую эффективность механизма охраны окружающей природной среды, отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами (между прочим, пусть не в идеальном виде, но существовали когда-то рентные платежи за пользование земельными ресурсами). К этому следует добавить и то, что у нас еще низок уровень экологического мировоззрения.
В разделе I “Общие положения” обращено внимание на принципы, цели и задачи, составляющие содержание государственной экологической политики, определяющей лицо социально-экономических и экологических отношений.
Экологическая Доктрина в своей основе имеет Конституцию Российской Федерации, кодексы, федеральные законы и иное экологическое законодательство. Доктрина учитывает роль и значение другого законодательства, тесно соприкасающегося с экологическим.
Глобальные и региональные биосферные процессы, особенности взаимодействия человека и природы в настоящее время также явились предметом пристального внимания данного документа.
В разделе II “Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии” нельзя сказать, чтобы такие категории не существовали ранее и на них не было указано в современном законодательстве. Здесь достаточно сослаться на Закон об охране окружающей среды от 20 декабря 2001 года. В данном случае важно признать, что Закон об охране окружающей среды в известной мере предвосхитил содержание экологической доктрины.
В разделе III “Основные направления государственной политики в области экологии” указано на 3 направления: 1) обеспечение устойчивого природопользования; 2) снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение и 3) сохранение и восстановление природной среды. Обратим внимание на некоторые задачи, обозначенные в части первой настоящего раздела.
Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение давно уже находятся в центре внимания нашего государства. Неплохо выглядит этот вопрос в нормотворческой деятельности. Однако что касается, применения норм права и его эффективности, то здесь все выглядит далеко не лучшим образом. Дело в том, что действие даже очень хороших законов о водах, землях, лесах и др. выглядит “бледным” из-за недостаточной экономической, организационной, идеологической и прочей обеспеченности.
В этом разделе Доктрины специально указывается на необходимость предотвращения и пресечения всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства, и их незаконного оборота. Здесь следовало бы прямо сказать о самовольном водоиспользовании, о самовольной порубке деревьев в лесах, т.к. эти виды правонарушений с каждым годом увеличиваются.
Следующая часть данного раздела посвящена необходимости снижения загрязнения окружающей среды (следовало бы сказать природной среды) и ресурсосбережения. В этой части раздела содержится очень большой перечень проблем. Мы остановимся лишь на некоторых, т.к. рамки отчета не позволяют охватить комментированием данные проблемы в полном объеме. Впрочем, комментируя проблемы других разделов, мы также вынуждены будем давать материал в ограниченном виде. Обращаем ваше внимание на хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией природных ресурсов.
В Доктрине утверждается необходимость внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности.
Представляется, что это, пожалуй, самый трудоемкий процесс. Это, во-первых, недостаток финансовых средств и, во-вторых, отсутствие на этот счет толковых, понятийных рекомендаций.
Технологическое перевооружение и постепенный вывод эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием - также основная составляющая Доктрины. К этому следует добавить, что по возможности вредные производства необходимо выносить за пределы населенных пунктов. Эта мера крайне необходима для охраны интересов граждан, которые во всей природоохранной деятельности обладают приоритетом.
Далее обращено внимание на развитие систем использования вторичных ресурсов, в т.ч. на переработку отходов. Использование вторичных ресурсов, переработка производственных и бытовых отходов находятся лишь в стадии становления. Между тем, в Российской Федерации и, например, в Республике Татарстан, уже приняты законы об отходах производства и потребления. Эти законы выполнены на высоком уровне. Однако применение их оставляет желать лучшего.
Серьезное внимание в Доктрине уделено транспорту, на котором, к сожалению, нередки всевозможные аварии . Если говорить о водном и морском транспорте, то следует иметь в виду факты, связанные, например, с гибелью нефтетанкеров. Порой гибель таких судов приводит к разливу нефти на сотни квадратных километров. Нефтяная пленка губит фитопланктон, нарушает фотосинтез. Это зло не случайно моряки называют “нефтяной чумой”.
Четвертый раздел Доктрины посвящен приоритетным направлениям деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.
Интересна во всех отношениях и такая часть данного раздела, как “Экологические приоритеты в здравоохранении”.
В данном случае речь идет о создании и поддержании всеми мерами благоприятной, здоровой для человека окружающей природной среды. Иными словами, здесь можно и нужно говорить о праве граждан на здоровую, благоприятную окружающую природную среду.
Указанное право было впервые в четком виде сформулировано в “Законе об охране окружающей природной среды РСФСР” от 19 декабря 1991 года (раздел II), а затем и в Законе РФ “Об охране окружающей среды” от 20 декабря 2001 года (гл. III).
Но данное право еще в полное мере не реализуется потому, что правоохранительные органы, как, впрочем, и природоохранные, не придают этому вопросу должного значения. Что же касается граждан, то они в большинстве своем не знают о наличии такого права. Между тем, в цивилизованных странах данное право весьма активно защищается и посредством предупредительно- профилактических мер, и путем применения административно-правовых, уголовно-правовых и гражданско-правовых санкций. Так, например, в Японии такая практика стала складываться еще с начала 70-х годов прошлого века.
Хорошо известно, каким весьма опасным стал терроризм , который в настоящее время приобрел глобальный характер. Совершенно очевидно, что воздействие на природную среду, на человека террористическими средствами может вызвать ни с чем не сравнимые бедствия.
Управление. Доктрина, на наш взгляд, учла данное обстоятельство и сосредоточила внимание на содержании управления. Во всяком случае, в разделе V обращено внимание на: экологический, государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль; на систему лицензирования, сертификации и паспортизации; нормирование (лимитирование) природопользования; необходимость проведения государственной и общественной экологической экспертизы; стратегическую оценку воздействия на окружающую природную среду; осуществление мониторинга; кадастровую деятельность; разрешение экологических споров. Отметим, что все эти функции отражены в законодательстве и они реализуются.
Однако здесь есть и серьезные проблемы, которые касаются мониторинга, прогнозирования и планирования. Все эти три составляющих функции далеки от совершенства. Во всяком случае, нет Положений о мониторинге земли, лесов, животного мира, воздушной среды. Исключение составляет Положение о мониторинге вод.
Экологическая Доктрина, конечно же, не могла обойти молчанием вопрос реализации. В разделе V одна из его частей названа “Экономические и финансовые механизмы” как средство реализации государственной политики в области экологии. Можно отнести установление экономических показателей стоимости природных объектов с учетом их средствообразующей функции, а также стоимости природоохранных работ или услуг, четких критериев платы за загрязнение окружающей природной среды; создание системы финансирования природоохранных работ на конкурсной основе за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников и др.
Чрезвычайно важными в реализации государственной политики в области экологии являются усилия, связанные с координацией природоохранной деятельности. Иными словами, все функции государственного управления должны реализовываться в тесной взаимосвязи и согласованности. На данное обстоятельство Доктрина, к сожалению, не обратила внимание.
В Экологической Доктрине уделено внимание и таким вопросам, как развитие гражданского общества как одного из гарантов реализации государственной политики в области экологии. Важным является акцент на региональную политику в области экологии. Особенно импонирует апелляция Доктрины к бассейновому принципу управления всеми природными комплексами. Ранее, как известно, данный принцип использовался лишь в водных отношениях.
В Доктрине в краткой форме сказано и о международном сотрудничестве. Если учесть, что принцип международного сотрудничества стал приоритетным, то указание на международное сотрудничество в Доктрине вполне оправдано, ибо силами одного государства, общества нельзя решить настоящую глобальную проблему. Здесь нельзя забывать о том, что природа не знает ни государственных, ни административных и других границ.
И последняя часть Доктрины относится к ее реализации. Если подходить в данном случае с правовых позиций, то этот важнейший документ даст сильнейший толчок в деле дальнейшего развития и совершенствования всей Российской системы законодательства, а возможно явится предтечей и его реформы.
Решения в 2011 году.
Очевидно, для улучшения экологической ситуации в России необходимо реформировать экологическое законодательство.
Существует несколько основных проблем в сфере охраны окружающей среды: отсутствуют экономические стимулы для перехода предприятий на наилучшие существующие доступные технологии (НДТ), не создана бизнес-среда в сфере переработки и утилизации отходов. Нет механизма ликвидации накопленного экологического ущерба.
Минприроды России подготовило пакет из восьми законопроектов, охватывающих все основные направления реформирования экологического законодательства.
1.Сохранение морской среды от нефтяных загрязнений. Возможные последствия аварии при работе на шельфе отчетливо продемонстрировала экологическая катастрофа в Мексиканском заливе. Подготовленным законопроектом предлагается в полной мере возложить финансовую ответственность за ликвидацию последствий загрязнения на недропользователя, закрепить за компанией-оператором обязанности по утверждению и реализации плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Законопроект предусматривает три возможных механизма финансового обеспечения: банковскую гарантию, договор страхования, создание недропользователем необходимого резервного фонда.
2.Теперь об экологическом мониторинге. Сегодня существует 14 видов мониторинга: загрязнения окружающей среды, объектов животного мира, водных объектов, радиационной обстановки и другие. Подготовленный министерством законопроект предполагает их объединение в единую государственную систему мониторинга. Будут установлены единые методологические, метрологические и информационные принципы системы и создан единый фонд данных об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
3.Об экологическом контроле. Проект федерального закона о повышении эффективности государственного экологического контроля, подготовленный минприроды, учтен в виде поправок к законопроекту о совершенствовании госконтроля в целом, который был принят в первом чтении Государственной Думой в декабре 2010 года.
и т.д.................

Российской Федерации, разработанную МПР России с участием органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов.

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и как следствие - невозможность существования человеческой цивилизации;

Недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;

Преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;

Низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.

Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве.

Экологическая доктрина базируется на Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ПензГТУ)

Кафедра Биотехнология и техносферная безопасность

Индивидуальная работа

на тему: Экологическая доктрина Российской Федерации

Дисциплина «Экологическое право»

  • Введение
  • 1. Причины необходимости разработки новой экологической доктрины в РФ
  • 2. Общие положения экологической доктрины РФ
  • 3. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии
  • 4. Основные направления государственной политики
  • 5. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности российской федерации
  • 6. Пути и средства реализации государственной области экологии
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

На конференции ООН 19992 г. в Рио-де-Жанейро прозвучал вывод о том, что нынешняя рыночно-потребительская модель, действующая в ряде стран, стремительно ведет к гибели всего человечества. Это модель неустойчивого развития, характеризующаяся бездумной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы.

Учитывая зысокую энерго- и ресурсоемкость промышленного производства в России, низкий уровень культуры производства и пренебрежение экологическим законодательством, необходимо трансформировать всю социальную и политическую организацию управления и разработать новую экологическую доктрину, концепцию, в интересах выживания будущих поколений россиян.

Данная работа имеет своей целью довести до читателя причины необходимости разработки новой экологической доктрины РФ, а так же раскрыть суть ее основных положений.

экологический доктрина безопасность

1. Причины необходимости разработки новой экологической доктрины в РФ

Необходимость разработки новой экологической концепции Российской Федерации - ноосферного пути развития - диктуется следующими причинами:

До последнего времени в России вообще отсутствовала какая-либо государственная политика в области экологии. Такое положение вещей становится недопустимым в период перехода к рыночным отношениям, когда экологические и экономические интересы вступают в особо острые противоречия.

Условия выживания человека диктуют переход его на ноосферный путь развития. Впервые термин "ноосфера" ввел в обращение академик В.И.Вернадский, понимая под этим разумно управляемое развитие человека, общества и природы, переход всего человечества в новую эпоху - ноосферу. Фундаментом ноосферного развития является понимание того, что человек является частью природы и обязан подчиняться ее законам. Переход к ноосферному развитию - единственный путь спасения современной цивилизации от гибели.

Существует необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды.

Основные положения новой экологического концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.

2. Общие положения экологической доктрины РФ

Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.

Указано, что сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.

Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на комплексном научном подходе в области экологии и смежных наук.

3. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Указано, что для этого необходимо сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества.

Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах :

· устойчивое развитие;

· приоритетность жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

· справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;

· предотвращение негативных экологических последствий, учет отдаленных экологических последствий;

· отказ от проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;

· природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба;

· открытость экологической информации;

· участие гражданского общества в реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

4. Основные направления государственной политики

1. Обеспечение устойчивого природопользования.

Основными задачами в указанной сфере являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.

2. Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение.

Основной задачей в указанных сферах является снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг.

3. Сохранение и восстановление природной среды.

Основными задачами в указанной сфере являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.

5. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации

К приоритетным направления относятся:

1. Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях.

Основной задачей в этой области является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду.

2. Экологические приоритеты в здравоохранении.

Основными задачами в указанных областях являются улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды.

3. Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций.

Основной задачей в указанной области является выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды.

Основной задачей в указанной области является предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды.

5. Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.

Основной задачей в этой области является организация контроля за ввозом, использованием и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.

6. Пути и средства реализации государственной области экологии

1. Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.

Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.

2. Нормативное правовое обеспечение и правоприменение.

Основными задачами в указанной сфере являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости.

3. Экономические и финансовые механизмы.

Основной задачей в этой области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.

4. Экологический мониторинг и информационное обеспечение.

Основной задачей в этих областях является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях.

5. Научное обеспечение.

Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями.

6. Экологическое образование и просвещение.

Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.

7. Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии.

Основной задачей в этой области является государственное содействие экологизации гражданского общества.

8. Региональная политика в области экологии.

Основными задачами в этой области являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.

9. Международное сотрудничество.

Основной задачей в этой области является реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.

10. Реализация экологической доктрины Российской Федерации.

Реализация положений настоящего документа предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам Российской Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.

Заключение

Экологическая доктрина совершенствуется с изменением законодательства, при этом важно, чтобы адекватно происходила и экологизация хозяйственной и иной деятельности России. Предприятия всех форм собственности обязаны принимать меры, гарантирующие безопасность окружающей среды. Намечено создание постоянно обновляемых экологических карт в стране.

Наряду с совершенствованием законодательства создается система природоохраниельных прокуратур.

Список литературы

1. Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А.Акимова, В.В.Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2009.- 556 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов.

2. Бродский А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов. М.: Изд. Центр «Академия», 2006. - 256 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для бакалавров, магистров и студентов вузов.

3. Воронков Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов вузов. М.: Агар, 2006. - 424 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов.

4. Коробкин В.И. Экология: Учебник для студентов вузов/ В.И. Коробкин, Л.В.Передельский. -6-е изд., доп. И перераб.- Ростон н/Д: Феникс, 2007.- 575с. Лауреат Всеросс. конкурса по созд. новых учебников по общим естественнонауч. дисципл. для студ. вузов. Рекомендовано Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов.

5. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экорлогия. 2-е изд.Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2008. - 624 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов технич. вузов.

6. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Уч. пособие для стут. химико-технол. и техн. сп. вузов./ Под ред. В.А.Соловьева, Ю.А.Кротова.- 4-е изд., испр. - СПб.: Химия, 2007. -238с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов.

7. Экологическая доктрина Российской федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. №1225-р)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экологическая политика, доктрина Российской Федерации. Товар, как объект исследований таможенной экспертизы. Таможенное дело как объект, способствующий реализации экологической политики Российской Федерации. Экспертиза, сертификация ввозимой продукции.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2008

    Понятие информационной безопасности. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере. Основные виды и источники угроз. Первоочередные мероприятия по реализации государственной политики по обеспечению информационной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2016

    Экологическая политика как составная часть правовой политики российского государства. Формирование экологической политики Российской Федерации под влиянием международных актов. Осуществление правовой политики в области экологии на современном этапе.

    диссертация , добавлен 27.05.2015

    Задачи и природоохранные функции государства в Российской Федерации. Правовые проблемы разграничения полномочий федеральных и региональных органов власти в сфере обеспечения экологической безопасности. Работа отдела экологии районной администрации.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2012

    Стратегическая роль государственной политики в области экологического развития. Регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования и инструменты "зеленой" экономики. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности России.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2015

    Разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере управления экологической безопасностью. Анализ контрольно-инспекционной деятельности Министерства по радиационной безопасности Челябинской области; рекомендации по ее совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2012

    Понятие и структура экологической безопасности. Деятельность государства и гражданского общества для предотвращения глобальной экологической угрозы и минимизации ее последствий. Правовые основы обеспечения экологической (национальной) безопасности в РФ.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2017

    Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня. Требования к представлению и составу документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы. Экологическая экспертиза в России: опыт, путь совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2012

    Основные понятия, проблемы и направления государственной региональной политики Российской Федерации, приоритеты и принципы, на которых она основывается. Особенности региональной политики Новосибирской области, дальнейшие перспективы ее развития.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2010

    Анализ действующего законодательства Российской Федерации по вопросам оборота экологической информации. Требования, предъявляемые к экологической информации, и ограничения в ее предоставлении. Принцип полноты и достоверности предоставляемой информации.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_0.jpg" alt=">Экологическая доктрина России">

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_1.jpg" alt=">Введение Экологическая доктрина Российской Федерации"> Введение Экологическая доктрина Российской Федерации (далее – экологическая доктрина) включает основ-ные принципы государственной политики в облас-ти взаимодействия общества и природы. Её основ-ная цель – обеспечение эффективного развития общества на основе рационального природополь-зования с учётом экологической ёмкости экосистем и их способности к саморегуляции. Достижение этой цели должно обеспечивать экологическую безопасность страны, улучшение качества жизни и здоровья людей, устойчивое развитие общества в интересах нынешних и будущих поколений.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_2.jpg" alt=">1. Правовая основа Конституция Российской Федерации; Законы РФ в области"> 1. Правовая основа Конституция Российской Федерации; Законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользования; Международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресерсов; Решения УКонференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992; Иоханесебург (ЮАР), 2002г.); Положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития,1994г; Концепция перехода Российской федерации к устойчивому развитию, 1996г.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_3.jpg" alt=">2. База Фундаментальные научные знания в области экологии; Глобальные и региональные тенденции"> 2. База Фундаментальные научные знания в области экологии; Глобальные и региональные тенденции взаимодействия человека и природы; Комплексная оценка современного состояния природной среды и здоровья населения России; Учет глобальной роли природных экосистем России в стабилизации биосферных процессов

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_4.jpg" alt=">3. Глобальные факторы дестабилизации природной среды рост населения Земли; глобализация экономики и"> 3. Глобальные факторы дестабилизации природной среды рост населения Земли; глобализация экономики и рост потребления природных ресурсов; изменение климата; глобальное загрязнение; сокращение биоразнообразия; рост природных и техногенных катастроф.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_5.jpg" alt=">4. Национальные факторы дестабилизации природной среды изменение характера собственности; ресурсная направленность"> 4. Национальные факторы дестабилизации природной среды изменение характера собственности; ресурсная направленность развития экономики; низкий технологический уровень производства; системный экономический кризис, резкое снижение жизненного уровня населения; недостаточный уровень экологического воспитания и культуры.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_6.jpg" alt=">5. Основные принципы взаимодействия человека и природы сохранение благоприятного состояния окружающей среды как"> 5. Основные принципы взаимодействия человека и природы сохранение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия здоровья людей; сохранение жизнеобеспечивающих функций экосистем, их биоразнообразия и способности к саморегуляции; гармонизация взаимодействия человека и природы, развития экологически безопасных технологий; рациональное природопользование; сохранение малонарушенных территорий и эталонных участков дикой природы; междисциплинарный подход к решению комплексных экологических проблем; признание экологической безопасности важнейшим компонентом национальной безопасности страны.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_7.jpg" alt=">6. Основные направления государственной экологической политики разработка государственной стратегии и планов действий"> 6. Основные направления государственной экологической политики разработка государственной стратегии и планов действий в области сохранения качества основных компонентов природной среды: воздуха, воды, почв, биоразнообразия; разработка экономических механизмов рационального природопользования и государственной стратегии в облсти использования земли, недр, лесов, водных и биологических ресурсов; развитие ресурсо- и энергосберегающих технологий; совершенствование системы управления природными ресурсами, создание эффективных средств контроля и экологического мониторинга, повышение уровня экологической экспертизы и информационного обеспечения населения; формирование общественного сознания и развитие экологического образования; совершенствование правовой и законодательной базвы4 развитие научных исследований в области экологии и природопользования; привлечение общественных организаций и населения к решению экологических проблем; учет биосферной роли природных экосистем России в глобальной экологической политике и международном сотрудничестве.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_8.jpg" alt=">7. Обеспечение экологической безопасности предотвращение загрязнений и деградации окружающей среды и восстановления экологически"> 7. Обеспечение экологической безопасности предотвращение загрязнений и деградации окружающей среды и восстановления экологически нарушенных территорий; уменьшение риска глобальных изменений климата и природной среды; снижение риска природных и техногенных катастроф; обеспечение неистощительного использования возобновляемых природных ресурсов; оптимизация использования минеральных и энергетических ресурсов; обеспечение продовольственной безопасности и качества пищи; улучшение качества жизни и здоровья населения; оптимальное размещение производственных сил с учетом экологической емкости природной среды; безопасная утилизация и захоронение отходов; устранение последствий гонки вооружений; создание государственной системы управления экологической безопасностью.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_9.jpg" alt=">8. Основные этапы достижения целей оценка современного состояния и разработка возможных сценариев развития"> 8. Основные этапы достижения целей оценка современного состояния и разработка возможных сценариев развития взаимодействия человека и природы; составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов экологической безопасности для отдельных регионов и страны в целом; корректировка государственной стратегии в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития; разработка планов действий в области рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности России.