Крым всегда был котлом народов, где решались судьбы народов и целых государств. Древняя и современная история полуострова хранит много загадок, некоторые из которых нам ещё предстоит разгадать.

Происхождение Крыма

Первой загадкой истории Крыма является само образование полуострова. В 1996 году американскими геологами Уильямом Райаном и Уолтером Питменом из Колумбийского университета была сформулирована теория так называемого «черноморского потопа». По ней вплоть до шестого тысячелетия до нашей эры Крым не был полуостровом, а был фрагментом более обширного массива суши, который включал в себя территорию современного Азовского моря.

Около 5500 года до нашей эры в результате землетрясения и сдвига литосферных плит произошел прорыв вод из Средиземного моря, образовался Босфорский пролив, уровень Чёрного моря поднялся на 140 метров, его объём увеличился в полтора раза.

Есть версия, что именно это событие послужило основой для бытующего во многих культурах мифа о всемирном потопе. Некоторые историки также связывают платоновский рассказ об Атлантиде с разливом Черного моря.

Теория Райана-Питмена подвергалась критике, но в настоящий момент она не опровергнута. Исследовав в 2000 году берега Черного моря, проведя радиоугеродный анализ моллюсков и изменения осадочных пород в водоеме, знаменитый маринолог Баллард пришел к выводу, что ещё 7500 тысяч лет назад Черное море было абсолютно пресным, что косвенно подтверждает теорию о расширении Черного моря как о Всемирном потопе.

Куда исчезли крымские готы?

С древних времен Крым был настоящим этническим котлом, в котором переплавлялись племена, народы и даже целые государства.Крым пережил киммерийский период, скифский период, греческий период, готский период, период нашествия монголо-татар, период владычества генуэзцев.

Долгое время в Крыму владычествовали готы. Оплотом Крымской Готии стала крепость Дорос, после завоевания хазарами и до наших времен называемая Мангуп-кале – огромный пещерный город, до сих пор являющийся туристической меккой Крыма.

Изолированное горное плато было снабжаемо питьевой водой из горных источников, и потому являлось уникальной, наполовину искусственной, а наполовину природной фортификацией.

В 1475 году готам нанесли поражение османы. Турки взяли Кафу (в настоящее время сохранилась крепость), осадили Мангуп. Край приходит в упадок, оказавшись на окраине турецких земель, а готский княжеский род сохранился в боярской семье Головиных – готских князей-эмигрантов, живших в Москве.

Куда же исчезли сами крмыские готы? Вопрос непраздный. Посланник австрийского императора Фердинанда, барон Ожье Гислен де Бусбек, в конце XVI века в своем письме упоминал, что однажды во время дипломатической миссии в Османской империи, он встретил в Стамбуле одного человека, утверждавшего, что он – крымский гот. Он забыл свой родной язык, однако его спутник, грек, якобы владел крымско-готским языком, и после краткой беседы Бусбек составил небольшой крымско-готский словарь, являющийся единственным письменным памятником этого языка, похожего на готский времен Вульфилы.

В XVIII-XIX веках среди крымских татар этнографы обнаруживали нетипично выглядящих людей, отдаленно напоминающих по антропологическим признакам крымских готов, вследствие чего рождается теория о том, что готы продолжают существовать на территории Крыма. За эту теорию цепляются нацистские ученые, планирующие присоединить Крым к Рейху и создать там «Готенланд», то есть, землю готов.

Мегалиты Крыма

Самые загадочные древние сооружения Крыма - мегалиты. На полуострове они представлены менгирами - вертикальными каменными столбами, дольменами - каменными склепами из пяти плит и кромлехами - кругами из камней, имеющими, скорее всего, связь с солряными культами древних народов, населявших полуостров.

Самым известным менгиром Крыма является бахчисарайский менгир. Интерес к нему вырос после того, как в конце прошлого века инженер Крымской астрофизической обсерватории Александр Лагутин предположил, что бахчисарайский менгир был построен как астрономическая обсерватория. Лагутин несколько лет проводил наблюдения, определяя взимосвязь менгира с солнечными циклами и пришел к выводу, что ориентация менгира проводилась на основе весеннего равноденствия.
Установить точный возраст менгира не представляется возможным. Вероятнее всего, он датирвется ещё временем таврского владычества Крыма.

Секретная база подводных лодок

У Крыма поистине героическая военная история. И если о войнах и сражениях на территории полуострова написано много, то об одном стратегическом объекте на территории Крыма долгое время широкой общественности было неизвестно. Речь идет о секретной базе подводных лодок в Балаклаве, называемой также «объектом 825 ГТС».

Эта база была построена уже после войны по личному указанию Сталина. Первоначально курировал проект Лаврентий Берия.

Строительством объекта занималось специально созданное строительное управление № 528. База строилась 8 лет, с 1953 по 1961 год, за это время было вывезено около 120 тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Сначала объект строили военные, затем - метростроевцы.

Объект 825 ГТС возводился как сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт). Здесь был подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть.

Секретная база подводных лодок была рассчитана на укрытие, ремонт и обслуживание подводных лодок 613-го и 633-го проектов и хранение боеприпасов для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов.

Почему Крым передали Украине?

Главной геополитической загадкой истории Крыма остается вопрос о его передаче Украинской ССР в 1954 году. По поводу причин этого исторического решения ученые до сих пор спорят. По одной из версий, таким образом СССР избежал передачи Крыма под Еврейскую республику по «кредитной истории» с американскими банкирами (организация «Джойнт»).

По другой версии, это был подарок Украине в честь празднования 300-летия Переяславской Рады. В числе причин также упоминаются неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства в степных районах полуострова и территориальная близость Крыма к Украине. Многими поддерживается версия, по которой «украинизация» Крыма должна была способствовать восстановлению разрушенного народного хозяйства.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРЫМУ», можно использовать как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«интеллектуальная игра»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская школа № 1 Первомайский район Республика Крым»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

ИГРА

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРЫМУ»

Составитель сценария игры:

учитель истории и обществознания Секретарь В.А.

Тема: «Путешествие по Крыму»

Интеллектуальная игра для 7 класса

ЦЕЛЬ: повторить и закрепить знания о Крыме; воспитывать у учащихся чувства патриотизма, толерантности, любви, уважения к историческому прошлому родного края.

ФОРМА: конкурс малых групп

ОРГАНИЗАЦИЯ:

Создать две команды по 7 человек;

Название команды;

Задания для команд и болельщиков в устном, письменном и электронном виде.

ВЕДУЩИЙ:

Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по родному краю. Имя ему – Крымский полуостров или как в древности его называли греки «Обетованная Таврида».

Вашему вниманию предлагается интеллектуальная игра «Для всех ты Крым, а для меня ты – Родина».

Цель нашей встречи: закрепить информацию о родном крае.

В игре принимают участие:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(команды занимают свои места за столиками)

Идет представление жюри.

Жюри: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНКУРС 1 «Бочонок»

Из коробочки по очереди команды достают бочонки с номерами и ведущий, зачитывает им вопрос под этим номером. Команды совещаются 30 секунд и дают ответ.

    Почему маяки называют святынями морей?

(маяки помогают кораблям во время плавания, чтобы корабли не столкнулись с берегом)

    Назовите знаменитого художника-мариниста в Крыму?

(Айвазовский)

    Древняя столица древних татар (Солхат)

    Великий просветитель, издатель первой тюркоязычной газеты в Крыму.

(Гаспринский)

    Академик, художник-баталист. (Самокиш)

    Назовите прекрасное архитектурное сооружение в Евпатории, построенное турецким архитектором Ходжи Синаном. (крымскотатарская мечеть Джума-Джами)

    Место паломничества и поклонения караимов, их национальная святыня, город-крепость (Чуфут-Кале)

    Что такое «папучи»? (туфелька крымчакских женщин)

    Балаклавские «амазонки» - кто это? (гречанки, костюмированные для встречи с Екатериной 2)

    Эстер, Мириам, Руфь, Хана, Сара, Дебора – женщины какого народа носят эти имена?

    Что такое «джонка»? (самодельная книга крымчаков»

    Для какого народа эти слова являются своего рода девизом: «Учись порядку, люби его. Он бережет тебя, твой труд и время» (для немцев)

    Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – кто это? (Русские богатыри)

    Главная книга христиан и мусульман? (библия и коран)

Конкурс 2 «Блесни умом» (картинки с экрана)

- Задание : под каким номером находится флаг Крыма и России?

- Задание: под каким номером находится герб Крыма и России?

(на экране изображение представителей народов Крыма)

- Задание : кто из них вовсе не крымчане?

Конкурс 3 «Топонимика»

Контурная карта Крыма на доске. Определить, а затем поставить флажки, на те места, где должны быть расположены города Крыма (задание в конверте).

Конкурс 4: « Крым в загадках»

На экране картинка местности, ведущий читает стих-загадку, команда должна определить, что это за место?

Конкурс 5: «Мой Крым – мои народы»

Расположи слоги так, чтобы можно было прочесть название двенадцати из ста десяти современных народов, живущих в Крыму и написать их правильно.

Скирусе-(русские) инукрацы – (украинцы)

Мцыне – (немцы) имыраки – (караимы)

Гарыбол – (болгары) чакрымки – (рымчаки)

Мяарне – (армяне) виере – (евреи)

Тарыта – (татары) кигре – (греки)

Негацы – (цыгане)

Конкурс 6: «Наследие»

На экране знаменитые памятники и архитектурные сооружения. Назвать, что и где находится.

Бахчисарайский «Фонтан слез»

Памятник «Затопленным кораблям»

Памятник войнам-освободителям в посёлке Певомайское

Памятник Амет-хану-Султану

Памятник адмиралу Нахимову

Памятник возле катакомб в Керчи

Здание Первомайской школы № 1

Ласточкино гнездо

Развалины Херсонеса

Бахчисарайский ханский дворец

Ливадийский дворец

Диарама в г.Севастополь

Музей Грина в Феодосии.

Конкурс 7: «Дебаты»

Командам дается задание в конверте. Дается ситуация одна на две команды но подойти к решению каждая команда должна с разными точками зрения.

Ситуация: на севере Крыма находится завод по изготовлению минеральных удобрений, применяемых в сельском хозяйстве.

Задание 1 команде:

Что дает этот завод людям и Крыму?

Задание 2 команде:

Что плохого несет в себе существование этого завода для людей и Крыма?

Команды получают большие листы, на которых маркером пишут свои доводы в защиту или против.

После выступления команды ведущий подводит итог их выступления – хорошо это или плохо.

Идет награждение команды победительницы (можно оценками или ценными призами).

Презентация для проведения урока прилагается .

Просмотр содержимого презентации
«конкурс о Крыме»

«ДЛЯ ВСЕХ ТЫ- КРЫМ, А ДЛЯ МЕНЯ ТЫ - РОДИНА»

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

ИГРА

  • «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРЫМУ»

Составитель игры:

учитель истории и обществознания Секретарь В.А.


Крым -полуостров мира,

Прекрасный полуостров Крым!

Он с легкокрылой стремительной чайкой,

Летящей над пенной волною, сравним!

Крым - наша родина!

Помните это, души не жалейте ради него!

Пусть над зелёным островом нашим

Мирное, доброе солнце встаёт!


КОНКУРС «БЛЕСНИ УМОМ» ПОД КАКИМ НОМЕРОМ НАХОДИТСЯ ФЛАГ КРЫМА?


ПОД КАКИМ НОМЕРОМ НАХОДИТСЯ ГЕРБ КРЫМА?


КТО ИЗ ЭТИХ ЛЮДЕЙ ВОВСЕ НЕ КРЫМЧАНИНЕ?


КОНКУРС «КРЫМ В ЗАГАДКАХ»

  • Плыть не может и реветь АЮ-Даг, гора- …

Я Стрелка.

Как меня зовут?


  • У Гурзуфа плывут парой
  • Братья – скалы …

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

ЭТОТ ПАМЯТНИК И ГДЕ ОН НАХОДИТСЯ?

КОМУ ПОСВЯЩЕН?


КОНКУРС «НАСЛЕДИЕ»

  • КОМУ ПОСВЯЩЕН ЭТОТ ПАМЯТНИК И В КАКОМ ГОРОДЕ КРЫМА ОН НАХОДИТСЯ?




  • Памятник
  • возле
  • катакомб

  • Что это за
  • Здание?
  • В каком
  • населенном
  • пункте он
  • находится?








3 263

Крымские готы — один из самых таинственных народов в истории. Прожив почти тысячелетие в Крыму, они бесследно исчезли в XVII веке — после завоевания полуострова турками-османами.

Племена готов
Некоторые ученые считают, что Великое переселение народов спровоцировали именно готы, вытеснившие вандалов и ругов с их земель. Готы разговаривали на германском языке – готском, а в IV веке легендарный епископ Вульфила создал для них готский алфавит, а вскоре и перевел Библию, так как именно готы стали первыми германскими племенами, принявшими христианство.

Готы прославились тем, что сокрушили римские легионы, захватили Рим и покорили множество земель, за что впоследствии эпоха Ренессанса, преклоняющаяся перед античной классикой, отомстила им, сделав слово «готический» синонимом варварского, и заклеймив последующие достижения всех германских народов.

Переселение в Крым
Переселившись к низовьям Вислы, готы запустили цепную реакцию. Под давлением варварских племен, Римская империя быстро пала, и готы распространили свое влияние от Восточной Европы до Поволжья и Крыма.

В Крыму часть готов подчиняет себе аланов, одно из сарматских ираноязычных кочевых племен, после чего совместно с ними совершают набеги на полуостров. В исторических источниках того времени даже встречается память о таком тесном союзе двух народов – этноним гото-аланы.

Готы расселились по южной части Крыма и на Керченском полуострове. Затем Европа была потрясена наступлением гуннов, или хунну – кочевников из Азии. Готы в это время находились между византийскими владениями, в частности, крупнейшим городом Херсонесом, и гуннами.

Оплотом Готии стала крепость Дорос, после завоевания хазарами и до наших времен называемая Мангуп-кале – огромный пещерный город, до сих пор являющийся туристической меккой Крыма. Изолированное горное плато было снабжаемо питьевой водой из горных источников, и потому являлось уникальной, наполовину искусственной, а наполовину природной фортификацией.

У крымских готов был надежный союз с Византийской империей, из которой на полуостров стекалась интеллектуальная элита Византии, бегущая от преследований иконоборцев – образованные монахи, а однажды – даже сосланный император Юстиниан II, а иноземцы называли их государство «страной сорока замков».

С XII века готы начинают платить дань татарам и половцам: даже в «Слове о полку Игореве» крымские готы описываются как народ, тяготящийся чужеземным игом. Несмотря на тяжелые времена, они продолжали заниматься торговлей, и до нас дошли даже упоминания об их торговых контактах с Новгородом (XII век). Общемировая перестановка сил затрагивает хороших соседей крымских готов, византийцев, с которыми начинает конкурировать Трапезундская империя.

Тем временем, земли у Кафы (современная Феодосия) покупают генуэзские колонисты, а затем, при помощи договора с ханом Мамаем, основывают там небольшое княжество Феодоро, называемое еще «Княжество Готия», вытеснив самих готов ближе к горам. Территория крымских готов с этого момента простиралась от Балаклавы до Алушты – древних Ямболи и Алистона, а важнейшие крепости перешли в руки генуэзцев.

Так Готия разделилась на две части, но упорные готы не сдались в этой борьбе, и продолжали строить крепости – исары, и возвращать назад свои земли. Крымские готы показывали себя и как успешных политиков, заключив брак княжеской дочерей с императором Трапезунда.
Однако после немногочисленных побед, Готия терпит сокрушительное поражение: турки берут в 1475 году Кафу (в настоящее время сохранилась крепость), а затем осаждают Мангуп, что приводит к разрушению государства крымских готов. Край приходит в упадок, оказавшись на окраине турецких земель, а готский княжеский род сохраняется в боярской семье Головиных – готских князей-эмигрантов, живших в Москве. Готы-крестьяне, тем временем, продолжали изолированно жить в горах, и ассимилировались лишь спустя века.

Загадка крымских готов
Несмотря на то, что после IX века слово «гот» стало личным именем, и археологам не удавалось найти каких-либо более новых непосредственно готских источников, о крымских готах было известно благодаря историческим документам стран-соседей.

Но судьба готов не закончилась с падением их государства в XV веке. Посланник австрийского императора Фердинанда, барон Ожье Гислен де Бусбек, в конце XVI века в своем письме упоминает, что однажды во время дипломатической миссии в Османской империи, он встретил в Стамбуле одного человека, утверждавшего, что он – крымский гот. Он забыл свой родной язык, однако его спутник, грек, якобы владел крымско-готским языком, и после краткой беседы Бусбек составил небольшой крымско-готский словарь, являющийся единственным письменным памятником этого языка, похожего на готский времен Вульфилы.

В XVIII-XIX веках среди крымских татар этнографы обнаруживают нетипично выглядящих людей, отдаленно напоминающих по антропологическим признакам крымских готов, вследствие чего рождается теория о том, что готы продолжают существовать на территории Крыма. За эту теорию цепляются нацистские ученые, планирующие присоединить Крым к Рейху и создать там «Готенланд», то есть, землю готов.

Таким образом, «готский вопрос» давал немцам повод предъявить свои исторические права на владения исконной территорией, землей предков. В 1942 году была снаряжена экспедиция на полуостров, в ходе которой обследовались Бахчисарай и Мангуп. Гитлер отдал приказ заселить в будущем территорию Крыма немцами-эмигрантами из Южной Америки и Палестины, или южнотирольцами.

Население Крыма, наводненного немецкими эмигрантами, по плану фюрера, должно было поддержать этот план. Однако грандиозная схема провалилась: последовали депортации немцев Крыма и Вторая мировая, разрушившая национал-социалистическую Германию. Симферополь так и не стал «Готенбургом» – городом готов, Севастополь – «Готенсхафеном», готской гаванью, а сам Крым — «Готенлендом»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "КРЫМ – МОЙ ДОМ РОДНОЙ"

Цель:
формировать представления о родном крае, развивать познавательный интерес, наблюдательность;
прививать любовь к родному краю, его природе, уважение к народам его населяющим;
воспитывать патриотические и эстетические чувства.
Оформление и оборудование:
карта Крыма;
иллюстрации: картины Айвазовского; Никитского ботанического сада;
пейзажи Крыма;
фотографии городов Крыма;
костюмы: украинский, татарский, русский;
детские рисунки родного края;
магнитофон, кассеты.

Ход мероприятия

1-я ведущая.
– Мы живём в удивительно красивом уголке нашей страны под названием Крым. Рассмотрим карту. С чем можно сравнить Крым на карте? (ответы детей)
– Поэт Гаспринский увидел в нём летящую птицу.
Его называют «Зелёный остров»,
Прекрасный остров,
Чудесный Крым.
Он с легкокрылой стремительной чайкой,
Летящей над пенной волною, сравним.
2-я ведущая.
– Мы приглашаем вас, ребята, отправится в путешествие по Крыму. Мы будем плыть на теплоходе, ехать на автобусе. По дороге узнаем много нового и интересного о Крыме.
1-я ведущая.
– Итак, отправляемся на теплоходе к ближайшему нашему соседу – в город Феодосию.
Море Чёрное шумит,
Край наш морем знаменит.
Славен солнцем южным
И народом дружным.
2-я ведущая.
– Какие народы населяют Крым?
– Какие моря омывают Крым?
Ученик.
Феодосия – это город-порт, город-курорт. В городе много замечательных мест. Интересны музей Александра Грина и картинная галерея Айвазовского. Художник очень любил рисовать море. На его картинах оно спокойное и бурное, ласковое и грозное, но всегда прекрасное.
1-я ведущая.
– Послушайте стихотворения о море, которые прочитают ученики 3-А класса.
Кто твердит упрямо в споре
Будто мрачно наше море?
Ты его окинешь взором –
Удивит оно простором.
А разгладится слегка –
Отражает облака.
Море нежно-голубое,
Море дышит, как живое.

На волнах уставших чаек
Море ласково качает.
Всё богатство светлых вод
Щедро людям отдаёт.
И вбирая солнца жар,
Сберегает звёздный дар.
Море, мы навек с тобою

Крепко связаны судьбой
2-я ведущая.
– А сейчас послушайте песню «Море хохочет» стихи В.Викторова, музыка З.Коломиец в исполнении учащихся 3-А класса.
1-я ведущая.
– Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся в город Судак. Вдали виднеются горы. Как они называются? (Крымские горы) может вы знаете, какие деревья растут в Крымских лесах? Какие животные водятся?
2-я ведущая.
– Я предлагаю вам полюбоваться чудесными пейзажами. (дети рассматривают иллюстрации). В долинах у гор выращиваю виноград. Под судаком очень благоприятные условия для виноградников.
1-я ведущая.
– Отдохнём и послушаем русскую народную песню «Тень-тень потетень»
В исполнении 1-А класса.
– Погостили в Судаке, отправляемся дальше. Наш путь лежит в Ялту. По дороге будем читать стихи о Крыме, отгадывать загадки. Послушайте выступление учащихся 2-А класса.
Ученики 2-А класса.
Моя земля! Мой Крым родной!
Из века в век всегда, ты, славен!
Своей историей живой,
Ты, Украине милой равен.
Отчизны краешек особенный,
Долины, горы, хлеб и соль…
Для всех ты Крым,
А мне, ты, Родина.
Мой дом, судьба моя и боль.
Цвети мой край! И хорошей!
Как жизнь, мой Крым, ты людям нужен.
Чудесный уголок земли,
Мой полуостров тёплый, южный.
1-я ведущая.
В Крыму с давних времён проживают крымчаки. Послушайте и отгадайте загадки крымчаков.

В чёрной земле – красный кувшин. (Свёкла)
Во тьме появляется, во тьме исчезает, землю зажигает. (Молния)
Чёрный мул кровь высосет, крылья выпустит и улетит. (Комар)
2-я ведущая.
– Мы приближаемся к красавице-Ялте. Что вы знаете о Ялте?
Ученик.
– Ялта – чудо Крыма. Расположена Ялта на берегу моря, на высоких холмах. Горы защищают Ялту от холодных ветров; морской и лесной воздух полезны для здоровья людей. Поэтому Ялта – всемирно-известный курорт. На востоке мы видим Медведь-гору.
Ученица.
Смотри и впрямь гора-медведь.
Застывшая лавина.
Не может встать, ходить, сидеть,
Урчать и есть малину.
Лежит себе из века в век
У моря косолапый.
От всех ветров закрыт Артек
Своей огромной лапой.
1-я ведущая.
– Ребята, в Ялте много замечательных мест, одно из них – Никитский ботанический сад. Он был создан в 1812 году Христофором Стевеном. В нём представлены растения всех континентов планеты – около семи тысяч видов, разновидностей и сортов. В Никитском ботаническом саду находится роща пробкового дуба, деревья в нём имеют возраст 175 лет. А вот тисс ягодный. Его возраст 500 лет. В Никитском саду собраны коллекции канн, хризантем и роз. Долго можно гулять по парку, любуясь его красотой, но нам пора в путь.

2-я ведущая.
– Мы прощаемся с Ялтой. Направляемся в Севастополь.

Ученица.
– Севастополь в переводе с греческого – высокий, священный город. Это город боевой славы. Не раз он отражал натиск врага. Жестокие бои шли в Севастополе во время Великой отечественной войны. От города остались скалы, море и солнце. Но город поднялся из пепла и руин и стал ещё более молодым и величавым. В Севастополе находится Черноморский флот Украины.
1-я ведущая.
–А сейчас игра «Перетягивание каната». Приглашаются мальчики.
2-я ведущая.
– Мы направляемся в Евпаторию. Одна девочка написала стихи о своём городе.
Ученица.
На крымской земле
Возле самого моря
Стоит на песочке моя Евпатория.
И пусть этот город совсем небольшой,
Его я люблю всей душой.
– Евпатория – известная детская здравница. А почему её так называют? Кто из вас отдыхал в санаториях Евпатории?
1-я ведущая.
– В Евпатории с давних пор живёт много разных народов. В одно время она была центром караимов. Послушайте караимские народные загадки:
Дверь с разбегу распахнул, а сам дальше махнул. (ветер)
Как не хитри – голова снаружи, а тело внутри. (гвоздь)
Сложена слоями, полна муравьями.(книга)
2-я ведущая
– А теперь садимся в автобус и продолжаем путешествие по живописным дорогам Крыма. Отгадайте загадку и узнаете название города, в который мы направляемся.
1. Как называется поле, где выращивают дыни, арбузы? (бахча)
2. Куда складывают дрова, уголь, домашнюю утварь? (сарай)
– Это город Бахчисарай.
Ученица. (в татарском костюме)
– Бахчисарай – это бывшая столица Крымского ханства. Расположен в живописном месте в 15-20 км от моря. Самый известный памятник города бывший ханский дворец. Он был резиденцией ханов Гиреев. В честь дворца назван город: Бахчи – сад, сарай – дворец.
Девочка в татарском национальном костюме читает стихотворение на татарском языке. Стихи Черкез Али Алметова, перевод С.Лукьянова.
Къырым меним анамдыр
Къырым меним бабамдыр
Къырым деген бу ульке
Манъа догьмуш Ватандыр.
Мен анамны пек севен,
Бабмны да пек севен, ватанымны бильсенъиз,
Жданымдан да пек севен.
Моя матушка – мой Крым.
И мои батюшка – мой Крым.
И на сердце Крым похож
Очертанием своим.
Я люблю своих родных
Я души не чаю в них.
Я люблю тебя, мой Крым –
Счастье прадедов моих.
Звучит татарская мелодия, девочки танцуют.
1-я ведущая.
– Украинская поэтесса Леся Украинка, побывав в Бахчисарае, написала такие стихи:
Как зачарованный стоит Бахчисарай,
Сияет месяц золотистым светом.
Белеют стены в дивном блеске этом.
Уснул весь город, как волшебный край.
2-я ведущая.
– Мы направляемся в столицу Крыма. Как называется этот город? Какое название он носил в древности? (Неаполис).
– Покажите этот город на карте.
Ученица 4-А класса показывает город на карте и читает стихи:
Южный город в долине Салгира,
С нами ты, Симферополь, всегда.
Сердце Крыма, прекрасного мира
Называют тебя неспроста.
1-я ведущая.
– В столице работает правительство Крыма, Верховный совет Крыма. Рассмотрите герб и флаг Автономной Республики Крым и послушайте стихотворения в исполнении учащихся 3-А класса.
Флаг Крыма поднимается
Под гимн в родной стране.
Три цвета развиваются
На древке в вышине.
Синей тонкой ленточкой
Как моря полоса,
Как юбочка у девочки
Как мамины глаза.
Под нею нежным облаком
Чистейший белый цвет.
Весну напоминает мне,
Подснежников букет.
А ниже – будто солнышко,
Раскрасив небеса,
Зарёю загорается
На флаге полоса
Флаг Крыма поднимается
К небесной синеве,
И солнце улыбается
Над ним тебе и мне.
2-я ведущая.
– Симферополе проживают люди многих других национальностей. Послушайте стихотворение на армянском языке в исполнении ученика 3-А класс Армана Карапетяна.
1-я ведущая.
– О том, люди каких национальностей проживают в Крыму, расскажут ученики 4-А класса.
Выходят дети в национальных костюмах.
Греки, русские, армяне,
Крымчаки и караимы
Есть у нас другое имя,
Нас зовут ещё крымчане.
Украинцы и евреи,
Немцы, крымские татары,
Ассирийцы и болгары,
Выходите в круг скорее.
Хайтарма, гопак и фрейлакс,
Сырба, барыня, сиртаки,
Словно лютики и маки,
Так поляна разгорелась.
Не в саду, не в огороде
Мы в семье, в своём народе.
Дай мне руку, мой товарищ,
Станем вместе в хороводе.

Все ученики 1-4 классов встают и поют хороводную песню «Шире круг».
2-я ведущая.
– Отправляемся на симферопольский вокзал и продолжим путешествие по железной дороге в город, который является воротами Крыма. Это узловая станция, через неё проходят все поезда, идущие в Крым и из Крыма. Как называется этот город? Город находится на севере Крыма. (Джанкой)
1-я ведущая.
– В Джанкое послушаем украинские народные частушки в исполнении учениц 3-4 классов.
Українські частушки
1. Я сиділа на дубу шила кофту голубу,
Пришивала стрічки банти, щоб любили музиканти.
2. Черевички мої – носи вистрочені.
Не хотіла танцювати – самі вискочили.
3. Танцювала, танцювала, побачила гусака.
– Перестаньте грати вальси, починайте гопака!
4. Ой, хто ж то пішов – гарна походка!
Одна нога косолапа, а друга коротка.
5. На столі стоїть гармошка – золотії букви.
Прийшов милий мене сватать, а я граю в кукли!
2-я ведущая.
– Мы продолжаем наше путешествие. Оно подходит к концу. Мы направляемся на восток Крыма в родной город Керчь. Как назывался наш город в древности? (ответы детей)
1-я ведущая.
– В дороге послушайте песню в исполнении Пекарниковой Дарьи.
Стихи музыка
2-я ведущая.
– Вот мы и дома. Все мы, ребята живём в Крыму. Как же можно нас назвать? (крымчане). Послушайте песню о нашем Крыме в исполнении учеников 4-А класса на стихи Гаспринского.
Его называют зелёный остров,
Прекрасный остров, чудесный Крым.
Он с легкокрылой, стремительной чайкой
Летящей над пенной волною сравним.
Здесь всё как в легенде: скалы, пещеры,
Лозы виноградной змеиный виток,
Реки, озёра, степные просторы,
Весенний яйлы златотканый платок.
Крым – Родина наша, помните это,
Души не жалейте ради неё!
Пусть над зелёным островом нашим
Мирное, доброе солнце встаёт!
1-я ведущая.
– Благодарим участников и гостей. Наше путешествие закончилось.


Режиссер: Денис Марковцев
Производство: Канал Культура (Россия)
Жанр: Документальный / 4 серии
Авторы фильма уводят зрителя в сторону от привычных туристических маршрутов Крыма, и в этом им помогают крымские ученые и археологи. Полуостров предстает в фильмах колыбелью древних загадочных цивилизаций - например, таких как пещерные города, расположенные во внутренней гряде Крымского хребта. Это уникальные поселения, сохранившие до наших дней свои древние названия: Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Бакла, Тепе-Кермен и Кыз-Кермен.
Опубликовано: 1 окт. 2015 г.
1 Серия - Крым: Бакла (2015)
O фильме: На высоту более 470 метров над уровнем моря возносится скала, отвесные стены которой изрезаны пещерами. Пещеры эти имели самое разное назначение: для жизни, для богослужений, для работы. Но чем конкретно занимались жители городища на такой высоте, остается лишь догадываться. Бакла таит в себе множество загадок, ответить на которые пытаются специалисты.
2 Серия - Крым: Кыз-Кермен и Тепе-Кермен - https://www.youtube.com/watch?v=9uTBj...
O фильме: Оба названия - тюркского происхождения. Тепе-Кермен в переводе означает "Крепость на вершине", что, собственно, является простой констатацией факта. А вот у Кыз-Кермен красивый и загадочный перевод - "Девичья крепость". Главным божеством древнего населения Крыма - тавров - была богиня Дева, владычица земли и воды, жизни и смерти. Быть может, отсюда возникло древнее название городища? Но существуют и другие версии...
3 Серия - Крым: Мангуп-Кале - https://www.youtube.com/watch?v=lMkbE...
O фильме: В средние века - столица поздневизантийского княжества Феодоро. В конце XIV века направляясь в Хазарию, константинопольский иеромонах Матфей увидел на своем пути удивительный город-крепость: пустынный, разрушенный монголо-татарами, однако все еще хранящий следы былого великолепия. Авторы фильма попытались восстановить историю и древний облик Мангуп-Кале, одной из тайн которого было обладание "Золотой колыбелью" - предположительно христианской реликвией - Чашей Грааля.
4 Серия - Крым: Чуфут-Кале - https://www.youtube.com/watch?v=XmZuW...
Из всех пещерных городов Крыма Чуфут-Кале сохранился едва ли не лучше всех - здесь можно увидеть не только руины, но и целые дома. "Чуфут" в переводе с татарского - "иудей", а "Кале" - "крепость". Главным этносом, населявшим городище, были караимы - религиозная группа внутри иудаизма, от которой и пошло название города. Однако во многих летописных источниках Чуфут-Кале был записан совсем под другими именами. Одно из них - Гевхер-Кермен, что означает "Крепость драгоценностей"...


Опубликовано: 29 окт. 2014 г.
Крым (укр. Крим, крымскотат. Qırım, Къырым; также — Кры́мский полуо́стров, укр. Кримський півострів, крымскотат. Qırım yarımadası, Къырым ярымадасы) — полуостров в северной части Чёрного моря, с северо-востока омывается Азовским морем.
В русских источниках конца XVIII — начала XX веков Крымский полуостров именовался также как «Таврида», отсюда название Таврической губернии. Современное же название полуострова происходит, вероятно, от тюркского слова «кырым» — вал, стена, ров.
Большая часть полуострова является объектом территориального спора между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются входящие в состав Украины Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь. Северная часть Арабатской стрелки относится к Херсонской области Украины и не является объектом территориального спора.