Методические особенности проведения уроков химии


Особенности проведения урока химии Особенности проведения первых уроков по химии

Особенности проведения урока химии

Несмотря на различия, которые достаточно четко определяются в характеристике каждого из указанных типов уроков по химии, существуют три этапа, совершенно инвариантных (необходимых) для проведения урока – это начало, основная часть и заключение. Мы остановимся кратко на характеристике каждого из этапов урока.

Организационный момент урока химии

Начало урока включает в себя организационный момент и подготовку учащихся к изучению нового материала. Организационный момент – это определенный промежуток времени для организации начала учебной работы. Многие учителя относят сюда всё, что связано с началом урока: от звонка на урок и до проверки готовности учащихся к уроку. При этом само понятие «организационный момент» рассматривается не как единичный момент, а как целостная система, определяющая начало урока. Организационный момент должен психологически настроить учащихся на предстоящее занятие и обеспечить нормальную обстановку для работы в течение всего урока. Предварительная организация класса включает приветствие учителя и учащихся; проверку отсутствующих; проверку состояния помещения класса; проверку рабочих мест, внешнего вида и рабочей позы учащихся; организацию внимания учащихся. Сведения по отсутствующим учитель может получить устно или запиской от дежурных. На практике часто учитель, взглянув в класс, сам отмечает по списку учеников, что значительно экономит время урока. В начале урока необходимо определить чистоту самого кабинета, правильность расстановки столов и стульев, общую готовность рабочего места учеников, наличие необходимых записей на доске, то есть, все, что организует учащихся на начало урока химии (включая и влажность тряпки). Замечания должны быть устранены сразу. Учитель всегда должен обращать внимание на внешний вид учащихся, позу учащихся во время работы и т. д. Требование некоторых молодых учителей держать учебники закрытыми педагогически не оправдано. При оптимальной организации опроса у учащихся не возникает необходимость или желание заглядывать в учебник. Начинать следующий этап урока можно только в том случае, если учитель владеет вниманием учеников всего класса. Вся организация работы класса должна занимать не более 1-2-х минут. Часто возникает проблема с опозданиями учеников, что отвлекает учащихся, нервирует учителя и отнимает время урока. Действия учителей на это бывают различными:

«Садись скорее. Больше не опаздывай». Ученик отделался легким испугом и тут же сделал для себя вывод: опоздать — это не страшно. Учитель долго объясняет ученику, что опаздывать нельзя, организуя ненужный монолог и отнимая время у класса. «Опоздал? Стой у двери!». Как результат – фигура ученика у двери отвлекает внимание всего класса. «Садись два!» или «Опоздал? Иди отвечать!». В педагогическом отношении первый вариант является непедагогическим, так как учитель не имеет права оценивать ученика неудовлетворительно из-за опоздания на урок. Второй прием внушает сомнения, но на практике, по-видимому, дает свои результаты.

В зависимости от типа урока после организационного момента могут быть использованы различные этапы (см. типы уроков).

Практический совет. Приветствие учителя химии в начале урока должно выражать взаимное уважение и симпатию, поэтому процедуру приветствия нельзя проводить формально. Проверка состояния помещения класса также является важной составляющей организационного момента. Внешний вид кабинета, в котором проходит урок, несет определенную воспитательную задачу. Если оно удобное для работы, светлое, чистое, уютное, радует глаз порядком и красотой, то воспитывается любовь к чистоте, порядку, красоте, уважение к своей рабочей обстановке и даже навыки дисциплинированного поведения. Одним из важных правил для молодого учителя является следующее – «В шуме начал урок – в шуме его и закончишь».

Актуализация изученного материала на уроке химии

При организации актуализации необходимо помнить, что в начале этого этапа урока надо так же поставить микроцель и стремиться ее выполнить. Нельзя начинать изучение нового материала, не определив уровень усвоения ранее изученного.

На практике учителем применяется различные формы опроса: фронтальный опрос, работа у доски или с места, работа по карточкам или тестирование и т. д. Некоторые учителя урок начинают не с опроса, а с беседы или рассказа в сочетании с самыми различными приемами. При этом устанавливается связь рассматриваемых вопросов с изученным материалом и на общем фоне активного приобретения учениками знаний и навыков определяются наиболее важные вопросы. Недостаточно лишь механическое запоминание материала, необходимо проверить осознанность усвоения и умение практического применения полученных знаний, развитие логического мышления учащихся. В результате продуманного опроса учитель получает не только объективную информацию об усвоении ранее изученного материала учениками, но и может диагностировать причины непонимания материала учениками. Необходимо так сформулировать вопрос, чтобы ученик смог ответить на него в полном объеме. Не допускается перевод опроса в диалог учителя с одним учеником, что чаще всего и наблюдается на уроках молодых учителей.

Ни в коем случае нельзя начинать урок с вопроса «Кто не сделал домашнее задание?». Это не только расхолаживает учеников, но и приучает их к мысли, что невыполнение домашнего задания – это норма. Рассмотрим причины этого: неумение ученика организовать свою учебную деятельность без отвлекания на игры, передачи, общение со сверстниками в Интернете и т. д.; отсутствие нормальных бытовых условий для самостоятельной работы (необходимо заранее выяснить этот вопрос у классного руководителя); семейные проблемы; непонятый вовремя материал урока и др.

Все это учителю необходимо тактично определить заранее, а не выяснять причину неподготовленности ученика при всем классе (иногда ученик просто не может ответить в данной личностной ситуации), а тем более – стыдить или оскорблять его («Конечно, ты не способен подготовиться к уроку и выполнить домашнее задание!»). Все это недопустимо со стороны учителя по отношению к ребенку.

Практический совет. При организации опроса молодому учителю необходимо помнить, что вопросы урока не должны быть спонтанными. Все вопросы, их «адресность» (кому предполагается задать этот вопрос) и ответы на них должны быть продуманы учителем заранее. При этом следует помнить, что желательно сначала задать вопрос, а потом называть (желательно, по имени) того, кому он предназначен. В этом случае предполагается работа всего класса, а не только того «счастливчика», кому предназначен сам вопрос.

Мотивация урока химии

Мотивация урока как один из целеполагающих этапов урока имеет свое определенное дидактическое значение, так как именно на этом этапе формируется интерес учащихся к изучению нового материала. Иногда привлекает внимание само название темы, если она сформулирована несколько необычным образом. Школьников часто интересуют проблемы познавательного значения, что используется при создании проблемной ситуации на уроке. Таким образом, суть мотивации учащихся к усвоению новой темы заключается в соотнесении услышанного с той проблемой, которая была поставлена перед ними в начале урока.

Создавать проблемные ситуации достаточно сложно, так как для этого надо ясно понимать их происхождение. Проблемная ситуация — это не просто вопрос, а вопрос особого рода, затрагивающий нечто важное для учащихся, над чем они прежде не задумывались. При этом проблемная ситуация раскрывает им уже известный материал или явление совершенно с новой стороны. Например, даже отстающие ученики знают, что растворы кислот-неокислителей с медью не реагируют. Однако, уже в Древнем Египте очень яркую и красивую краску ярь-медянку (ацетат меди) получали взаимодействием слабой уксусной кислоты с медью. Так возникает проблема, требующая решения, так как она всегда означает противоречие между известными ученику знаниями и новыми сведениями, которые следует изучить.

Изучение нового материала на уроке химии

Изучение нового материала является главным компонентом в обучении химии. Составляя план урока, учитель определяет часть времени каждого этапа урока. Новый учебный материал можно изучить разными способами (методами). Например, его может изложить сам учитель, путем организации совместной работы учителя с учениками или в порядке самостоятельной работы учащихся. Перед изучением нового материала учитель должен ясно и полностью определить задачи урока. Молодому учителю надо твердо помнить закон: новые знания должны быть ясно поняты всеми учащимися именно на уроке. Домашняя работа может иметь лишь вспомогательное значение, главным образом для лучшего запоминания и совершенствования применения изученного и понятого на уроке. Изучение нового материала надо спроектировать таким образом, чтобы ученик мог в свою очередь объяснить его всему классу, однокласснику и т. д. При объяснении нового материала нужно придерживаться плана учебника, но это не подразумевает простой пересказ учителем материала параграфа учебника. Это сразу нивелирует учителя в глазах учеников. Устное объяснение необходимо сочетать с другими методами учебной работы: демонстрация опытов, наглядных пособий, использование раздаточного материала, схем и рисунков на доске, аудио и видеоматериалы, компьютерные технологии и т. д. Все эти средства наглядного обучения могут иллюстрировать сообщения учителя, делая их более убедительными и доказательными. Средства наглядности, во-вторых, могут иметь и другое назначение — как исходный материал для проводимого учителем объяснения. В этом случае используют демонстрационный опыт, модель, презентацию и т. д. для анализа фактов и явлений. А необходимые научные обобщения и выводы должны вытекать из демонстрации.

Молодой учитель не должен превращать объяснение нового материала в монолог на 30 минут урока, не получая обратную связь по определению уровня усвоения изученного. При этом желательно использовать такие вопросы, как «Какой мы вывод сделали?», «Каким путем мы подошли к нему?», «Приведите свои примеры», «Где мы можем использовать то, что узнали сейчас?», «Есть ли другие способы решения этой задачи?» и т. д. Желательно приветствовать любой вопрос ученика по данной теме, а не бояться наличия поднятых рук. Отсутствие вопросов не всегда означает общее понимание материала классом. Иногда это связано с обыкновенным равнодушием к изучаемому вопросу, а это означает, что учитель не смог правильно организовать этап мотивации урока. В ходе изучения нового материала учителю совместно с учениками необходимо делать выводы по каждому микроэтапу, что, в целом, приведет к общему выводу. Логическим показателем уровня усвоения материала урока будет вывод, который сделал не учитель, а сами ученики. Потому что наибольшее значение имеет факт не запоминания материала урока, а осмысление учащимися его сути.

«Мы знаем, что если в раствор серной кислоты опустить гранулу цинка, начнется реакция с выделением водорода и образованием соли. А если в такой же раствор кислоты опустить медную стружку реакция вообще не пойдет. Можно ли ожидать каких-либо изменений, если вместо раствора взять концентрированную серную кислоту?» — это пример познавательной задачи к уроку о свойствах серной кислоты. Далее следует эксперимент, демонстрирующий невыделение водорода в реакции концентрированной серной кислоты цинком; в то же время кислота вступает в реакцию с медью. Здесь учитель переформулировал и расширил содержание познавательной задачи, что определяется как существенный момент ее решения. Ответив на этот вопрос, учитель вновь расширяет и переформулирует познавательную задачу. «Как серная кислота будет реагировать с другими металлами в зависимости от их активности?» Таким образом, методисты отмечают, что решение любой познавательной задачи (с логико-психологической точки зрения) сводится к ряду последовательных переформулировок этой задачи ().

Изучение материала посредством эксперимента предполагает использование лабораторного опыта или демонстрацию эксперимента самим учителем.

Самостоятельное изучение учащимися материала на уроке предполагает проработку нового материал по заранее определенному плану, или как ответ на поставленный вопрос («Можно ли утверждать, что «молекулы стекла состоят из оксидов»?), аннотирование или реферирование материала (для старшеклассников). Организация самостоятельной работы учащихся с учебником заключается в том, чтобы каждый учащийся самостоятельно и вдумчиво изучал программный материал по учебнику, осмысливая содержащие в нем факты, примеры и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, понятия, выводы), при этом одновременно с усвоением нового материала он приобретает умение работать с учебной литературой .

Первичное и последующее закрепление материала на уроке химии

Данный этап часто не считается конкретно определенным в общей структуре урока, так необходимо оценивать уровень знаний учащихся на каждом из этапов, а это означает необходимость первичного закрепления знаний. Основная педагогическая цель данного этапа урока заключается не только в контроле усвоения материала, но и в формировании у учащихся навыков использования приобретенных знаний, умений и навыков. При этом можно поставить вопрос, например, не о решении какой-либо задачи, а предложить ученикам смоделировать алгоритм ее решения или поставить вопрос сравнения («Сегодня мы изучали свойства углерода; расскажите, как вы будете изучать свойства кремния») и т. д. В любом случае, этот этап урока не должен сводиться к попыткам механического заучивания или запоминания текста учебника.

Организация домашнего задания на уроке химии

Учитель должен так приучить учащихся к выполнению домашних заданий, чтобы учащиеся относились к нему не просто как к повторению материала изученного в классе, а как к продолжению изучения материала в процессе самостоятельной домашней работы. Поэтому методисты советуют: 1) домашнее задание может быть задано на любом этапе урока; 2) домашнее задание должно быть обязательно (!) разъяснено при общем внимании всего класса. Нельзя просто указать номер параграфа и страницу с вопросами; 3) домашнее задание должно быть разнообразным по форме и по содержанию. Наиболее распространенными видами домашних заданий по химии является работа над текстом учебника, выполнение разнообразных упражнений и решение задач, домашний эксперимент, составление сообщения с использованием дополнительной литературы или Интернета; 4) выполнение домашнего задания должно быть.

Особенности проведения первых уроков по химии

От того, как будет проведен первый урок химии в 8 классе , зависит многое, в том числе, и мотивация учащихся на изучение химии как школьного предмета. Конечно, первый урок химии важен как для учителя, идущего на первый урок, так и для студента-практиканта, готовящегося к первому уроку по химии. В связи с этим, перед учителем стоит сложная задача – не только отобрать учебный материал, но и определить всю совокупность форм, методов и методических приемов, которые сделают урок более эффективным и информативным. Учителя обычно используют дополнительные факты из истории химии или областей ее применения, эффектные занимательные опыты, которые уже на первом уроке приучают учащихся не просто смотреть, а наблюдать и делать выводы. В ходе урока можно продемонстрировать гашение горящей свечи углекислым газом, взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия и т. д.

Дисциплина на уроке химии. Проблема дисциплины на уроке часто становиться серьезным вопросом. Иногда кажется, что не зависимо от тщательной и продуманной подготовки к уроку, все равно трудно собрать учеников в единое целое. Несмотря на многообразие подходов в методической литературе по разрешению этого вопроса, единого и универсального выхода из создавшейся ситуации нет и вряд ли будет. И дело не в том, что трудно придумать такой выход, а в том, что его просто невозможно определить. Нельзя разработать универсальное средство, используя которое любой учитель в любом классе получит идеальную дисциплину. Почему? Потому что нет двух одинаковых классов, двух одинаковых учителей, двух совершенно одинаково созданных педагогических ситуаций во время урока химии. Но и этот, вроде бы нерешаемый вопрос, все-таки находит свое разрешение. Вы прекрасно знаете, что проще не лечить болезнь, а ее предупредить. То же происходит и в педагогической деятельности учителя химии. Надо изучать каждый класс, каждого ученика, микрогруппы класса, внутренние отношения между ними и т. д. Все это, действительно, затратно по времени, но имеет свой результат, главное – НЕ допускать назревание противоречий на уроке.

Таким образом, причины возникновения нарушения дисциплины на уроке можно объяснить следующим:

Причины, связанные с общим настроением класса, Причины, связанные с настроением какого-либо ученика из класса.

В любом случае вести урок надо так, чтобы это было интересно всем учащимся, чтобы у них не оставалось возможности отвлекаться на постороннее. Для управления классом в ходе урока химии необходимо соблюдение трех условий: во-первых, замечание должно быть сделано, хотя и спокойным, но вполне авторитетным , непререкаемым тоном, иначе оно не произведет впечатления. Во-вторых, замечания, даже и деловые, должны делаться по возможности реже. В-третьих, требование, выраженное в замечании, должно быть обязательно обращено к конкретному ученику и доведено до немедленного и последовательного выполнения.

Но совершенно другой шум возникает, когда ученики не задействованы в ходе работы, или информация, которую они должны усвоить, им неинтересна. Есть негласное правило – «В шуме начал урок – в шуме его и закончишь». В ходе всего урока учитель не должен упускать внимание класса, реже поворачиваться к классу спиной, меньше сидеть за своим столом и т. д. Необходимо видеть глаза каждого из учеников. Именно так учитель получает информацию об обратной связи по уровню усвоенного материала. Лучшая позиция учителя в кабинете — перед классом между доской и передним рядом парт. Хождение учителя по кабинету во время изложения ослабляет впечатление, поэтому необходимо видеть одновременно всех учеников. В то же время переход учителя с одного места на другое, совпадающий с переходом к новому вопросу, возбуждает внимание учащихся.

Анализ и рефлексия урока химии

Анализ уроков проводится как самим учителем (самоанализ урока), так и другими лицами (коллегами, администрацией, методистами, инспекторами и т. д.) при посещении открытых уроков. Самоанализ проводится учителем для определения более эффективных путей совершенствования своей методической системы в преподавании химии. Посещение и анализ уроков со стороны других лиц преследует, обычно, различные цели: изучение опыта учителя; проверка использования учителем новейших педагогических технологий; установление квалификации учителя; усвоение учащимися соответствующих компетенций.

Есть несколько вариантов анализа урока.

Для анализа урока химии необходимо, прежде всего, знать содержание предмета, его структуру, построение, образовательные цели урока и научность его содержания, представлять систему уроков. Анализу урока предшествует ведение его протокола с указанием следующих рубрикаций: класс; фамилия, имя, отчество учителя; число, день недели, какой урок по счету в расписании дня; цели урока (по представлениям наблюдателя). Наблюдающий должен рассматривать урок постоянно в двух аспектах — со стороны деятельности учителя и учащихся, и фиксировать, насколько это соответствует целям урока. При анализе учитывают характер каждого этапа урока, деятельность учителя и учащихся, методы актуализации знаний для подготовки к восприятию нового материала, (содержание, конкретность и точность вопросов, использование наглядных пособий, химического эксперимента, дидактического материала), приемы активизации класса и их результативность, комментирование и оценка ответов учащихся, своевременность обнаружения ошибок в ответах, занятость класса во время учета знаний, подведение итогов, объяснение домашнего задания. В протоколе указывают методы обучения, адекватность их содержанию и возрастным особенностям учащихся, фиксируют методика использования на уроке других средств обучения, в том числе компьютерных технологий и ТАВСО. В протоколе следует отмечать и методику использования классной доски.

При характеристике работы учащихся отмечают дисциплину на уроке, вид деятельности учащихся (продуктивный, репродуктивный), активность, внимание, заинтересованность в уроке.

По окончанию урока проводится обсуждение итогов. Вначале слово предоставляется самому учителю, который проводит самоанализ своего урока. При этом необходимо отметить основные цель и задачи урока, методы и методические приемы, предполагаемые для проведения учителем и имеющих методический эффект, указать средства обучения. В ходе самоанализа учитель должен проанализировать свой урок, указав недочеты и возможные причины их появления. При обсуждении урока вырабатываются рекомендации учителю в помощь при дальнейшей работе.

Само слово рефлексия (с англ. яз.) является синонимом привычных терминов «обратная связь», «отдача», «самооценка и самоанализ», «взаимопонимание и взаимодействие». Способность человека представить себе, как он воспринимается другими, называется рефлексией, то есть, этом – размышление, самонаблюдение, самопознание. Рефлексия рассматривается следующим образом: 1) рефлексивная деятельность учащихся, организованная учителем (в виде самооценки своей работы на уроке или в течение всего учебного года), и деятельности учителя; 2) педагогическая рефлексия учителя, т. е. анализ и оценка своей деятельности на основе полученных от учащихся результатов, а также на основе самооценки и самоанализа. Таким образом, рефлексивный учитель – это думающий, анализирующий профессионал. Это внимательный слушатель, умный наблюдатель, проницательный собеседник.

Вопросы и задания

Какие факторы определяют урок в качестве основной формы обучения? Дайте определение и краткую характеристику перечисленным типам уроков. Каковы условия организации активной деятельности учащихся на уроках? Как планируется учебная работа учителя школы? Подумайте, кого из своих школьных учителей Вы бы сейчас назвали рефлексивным учителем? Отличался ли этот учитель от всех остальных учителей? Как проявлялась рефлексивная способность данного учителя по отношению к Вам?

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ ХИМИИ. Важнейшие требования к уроку химии:

1. Высокий уровень организации учебно-воспитательного процесса на уроке. Всем своим содержанием, целями, методами обучения урок химии должен отвечать решению задач курса химии.

2. Высокий научный уровень урока. Он определяется программой и учебниками, которые постоянно совершенствуются, отражая развитие химической науки.

3. Важно для каждого урока требование воспитывающего обучения. Вос­питание на уроке не является каким-то отдельным этапом, дополнительным мероприятием. На уроке воспитывает все - содержание материала, применяемые методы обучения, личность учителя, обста­новка кабинета химии.

4. Современный урок химии - развивающий урок, способствующий развитию познавательной активности, памяти, мышления, творческих и исследовательских способностей.

5. Важное требование к уроку - широкое применение самостоятельной работы. Степень самостоятельности нарастает от самых простых работ до сложных.

6. Урок химии - урок, хорошо оснащенный разнообразными
средствами обучения, в том числе информационными и техническими, с применением всех видов химического эксперимента.

7. В современном уроке раскрывается связь изучаемого материала с производством, с жизнью.

8. На уроках химии реализуются межпредметные связи (с физикой, биологией, математикой и др.), что помогает формировать у учеников единую картину мира, научное мировоззрение.

9. Урок химии представляет собой оптимальное сочетание коллективной, индивидуальной и групповой форм обучения.

10. Современный урок четко организован, соразмерно постро­ен, упорядочен, все его части согласованы и подчинены главной дидактической задаче. На уроке экономно используется каждая минута времени. В отобранной для изучения на уроке порции материала должна быть внутренняя логическая завершенность, взаимосвязь с изученным ранее и с тем, что будет познано в будущем. Так как урок - звено в системе уроков, он может закончиться и открытым вопросом, проблемой, чтобы учащиеся попытались найти ответ самостоятельно или с нетерпением ожидали следующий урок.

11. Важное требование к уроку - систематический контроль знаний и практических умений учащихся.

12. Современный урок химии пронизан идеей оптимизации учебного процесса. Это означает, что учитель выбирает такие средства, методы и приемы обучения, такой вариант построения урока, так рационализирует свой труд и труд учащихся на уроке, чтобы за отведенное время обеспечить максимально возможную эффективность в достижении поставленных целей.

13. На уроке должна царить деловая обстановка, основанная на доброжелательности и доверии, сочетаемая с эмоциональным подъемом.

До начала урока учащиеся обязаны занять закрепленные за ними места в химичес­ком кабинете и приготовить все необходимое к уроку. Опытные учителя начинают урок с первой же минуты. По ходу урока учи­тель постоянно поддерживает дисциплину, внимание учащихся, вовлекая их в активную познавательную деятельность.

Урок -- это целостная функционирующая система, в которой обеспечивается взаимодействие процессов преподавания и учения. Условия организации урока следующие: социально-педагогические (наличие квалифицированного, творчески работающего учителя и дружного коллектива учащихся с правильной ценностной ориентацией, обеспеченность хорошими учебниками и учебными пособиями, благоприятный психологический климат) и психолого-дидактические (высокий уровень обученности учащихся, наличие сформированных мотивов учения, соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса). Функционирование этой системы определяется целями обучения. Остальные элементы подчинены этим целям и являются лишь средствами их достижения. Именно эти компоненты следует считать структурными элементами системы урока.

Планирование и проведение урока определяется его целями. Основные требования к уроку химии (по Р. Г. Ивановой ) следующие:

направленность на достижение конкретных целей обучения, воспитания, развития учащихся;

обеспечение высокого идейно-политического уровня учебно-воспитательного процесса, условий для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, атеистического, трудового, нравственного воспитания, связи с практикой коммунистического строительства;

использование всех возможностей содержания и методов обучения для развития интереса учащихся к учению, логического мышления, творческих способностей; широкое применение проблемного обучения;

обучение с учетом межпредметных связей;

сочетание разнообразных методов обучения, соответствующих целям урока и содержанию учебного материала, обеспечивающих доступность обучения; целесообразное применение всех видов химического эксперимента и комплексов средств обучения, включающих технические средства;

привитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке в ее фронтальных, групповых и индивидуальных формах:

целостность урока по всем его параметрам (содержанию, дидактическим звеньям), определяемая целями обучения, согласованность всех его частей; экономия учебного времени;

спокойная, деловая обстановка на уроке, основанная на доброжелательности и взаимном доверии учителя и учащихся и общей заинтересованности в успехе урока.

Предметное содержание урока определяется программой и учебником, но учитель при подготовке к нему обязан использовать дополнительный материал, особенно если он актуален и позволяет устанавливать тесную связь обучения с окружающей действительностью, с жизнью. Главное, чтобы отобранный материал не превышал объем, определенный программой и учебником, т. е. не содержал дополнительных новых понятий. Иллюстративный материал отбирают так, чтобы он не мешал усвоению и закреплению на уроке основного программного материала. Важной характеристикой урока является его структура. В качестве обязательных компонентов любого урока выделяют три: актуализацию прежних знаний и способов действий, формирование новых понятий и способов действий и применение новых понятий и способов действий -- формирование умений. Все эти компоненты обязательно присутствуют в любом уроке в разных соотношениях. Они неразделимы и динамичны. Важнейшими среди них является формирование новых понятий и способов действия, которое невозможно осуществить без опоры на прежний опыт и не применяя приобретенные знания на практике.

Наиболее простая классификация уроков на основании дидактической цели следующая: уроки передачи и приобретения новых знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний и умений и уроки проверки результатов усвоения. Однако эта классификация, как и любая другая, весьма относительна, ибо обучающий характер урока предполагает, наряду с передачей новых знаний, обеспечивать их закрепление и контролировать их усвоение.

Классификация уроков на виды в зависимости от доминирующих методов (лекция, беседа, практическое занятие и т. д.) также относительна, так как при одном ведущем методе учитель обычно использует еще множество вспомогательных методов и приемов, которые играют при проведении урока не менее существенную роль. Иногда разнообразие методов на уроке столь велико, что вообще невозможно точно определить его вид, но методы всегда должны соответствовать целям обучения, содержанию урока и конкретным условиям в классе.

Отбор системы адекватных методов и средств обучения -- процесс творческий. Для того, чтобы повысить эффективность урока, необходимо отбирать систему методов обучения, исходя из конкретных условий, хорошо ориентироваться в методической литературе и регулярно изучать публикации в журнале «Химия в школе», где освещаются вопросы преподавания отдельных тем курса химии, а также печатаются материалы о передовом опыте учителей.

Нужно также хорошо ориентироваться в комплексе средств обучения и воспитания, имеющихся в распоряжении школы.

Особого рассмотрения требуют уроки, включенные в систему какой-либо определенной технологии обучения. Они, как правило, не вписываются в традиционную классификацию.

Урок является основной формой обучения, так как на нем реализуется учебная программа по химии (или другому предмету). Урок должен выполнять образовательную, воспитывающую и развивающую функции.

В качестве вспомогательных форм обучения используются факультативные занятия, внеклассные занятия, экскурсии.

Виды уроков

Уроки по химии можно характеризовать по дидактическим (учебно-воспитательным) целям и по методам, применяемых на них.

В зависимости от дидактических целей уроки могут быть следующие:

I. Уроки изучения нового материала – приобретение учащимися знаний.

II. Уроки формирования и совершенствования умений и навыков.

III. Уроки обобщения и систематизации знаний.

IV. Проверка знаний, умений, навыков и их корректировка.

В зависимости от применяемых методов обучения выделяют такие уроки:

1. Изложение учителем учебного материала (лекция, рассказ, беседа).

2. Самостоятельная работа учащихся (ученический эксперимент, семинар, деловая игра).

В практике обучения химии применяются различные варианты методов обучения на одном и том же уроке, а один и тот же метод может применяться для решения разных дидактических целей. Например, беседа может иметь целью и изучения нового материала и усовершенствования знаний. А при изучении нового материала могут применяться и изложение учителя, и ученический эксперимент, и различные виды самостоятельной работы учащихся.

Общие педагогические требования к уроку

Ко всем урокам химии можно предъявить следующие требования:

1. Ясное осознание учителем цели и задачи урока, а также разъяснение их учащимся.

2. Установление органической связи между частнометодическими целями каждого урока и общими задачами образования и воспитания.

3. Целесообразный отбор средств для решения определенных учебно-вос­пи­тательных задач, отбор упражнений и задач для усовершенствования и проверки знаний.

4. Целесообразный выбор различных вариантов методов, соответствующих целям и содержанию урока.

5. Организация ученического коллектива: простор проявления индивидуальности каждого ученика в условиях работы всего класса.

6. Соблюдение надлежащей дисциплины.

Структура урока

Структура урока зависит от типа урока и метода его проведения.

I. Уроки изучения нового материала

При проведении уроков изучения нового учебного материала чаще всего используется трехчленная структура урока:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

1. Вводная часть урока . Ее назначение состоит в подготовке учащихся к изучению нового материала:

Во вводной части можно показать значимость темы, заинтересованность ею.

Можно создать проблемную ситуацию, которая обязательно разъяснит учащимся цель урока.

Может быть проведена письменная работа, мобилизующая знания учащихся, необходимые для понимания новой темы. Например, самостоятельная работа по составу атома на 10 минут в начале урока по теме: "Строение электронных оболочек атомов. Физический смысл периодического закона".

Вводную часть можно проводить и другими методами, но при всех методах вводная часть урока должна быть строго направлена к определенной цели – к подготовке учащихся к изучению нового материала .

Закрепление ранее приобретенных знаний, выявление знаний учащихся, развитие умений и навыков являются сопутствующими целям обучения и не должны заслонять основных целей вводной части урока.

2. Основная часть урока – это часть урока, на которой учащиеся в основном приобретают новые для них знания. Однако это может быть и обобщение, совершенствование знаний. Например, заключительные уроки по общей химии носят исключительно обобщающий и систематизирующий характер. Но в любом случае основная часть урока должна содержать для учащихся что-то новое, иначе урок будет для них неинтересным. Простое повторение изученных ранее сведений необходимо для тех учащихся, которые пропустили занятия или недостаточно хорошо их усвоили (например, при повторении химических свойств написать цепочку превращений). В соответствии с требованиями развивающего обучения новый материал на уроке изучается в напряженном темпе.

При планировании изложения нового материала нужно, прежде всего, определить его структуру:

В начале объяснения целесообразно дать учащимся план изложения нового материала, а затем объяснить его по плану, расчленяя материал на отдельные логически завершенные этапы.

Особо внимание обратить на новые, впервые вводимые, понятия. Целесообразно выписать их на доске, обращая внимание учащихся на новые термины, передвигаясь от простого к сложному.

План можно сообщить и после объяснения. Это способствует закреплению материала, усвоенного на уроке.

Новый материал в сжатой форме может быть изображен на плакате (опорный конспект) и использован при закреплении материала. Опорные сигналы в течение многих лет успешно использует при обучении математики учитель Шаталов В.Ф. Накоплен опыт составления опорных сигналов и по химии.

Выделяют следующие основные этапы составления опорных сигналов (Хим. в шк., № 5, 1987, с. 38):

Анализ учебной программы по данной теме. Отбор основного содержания. Структурирование на разделы – блоки.

Вычленение опорных понятий (знаний) в каждом блоке, изображение их в сжатой, образной форме в виде общепринятых или специально придуманных простых знаков (символов, рисунков), с которыми ассоциируется содержание понятий.

Главное требование : краткость, наглядность, минимум текстовой информации.

Компановка закодированных понятий в блоки. Выбор геометрической формы оформления каждого блока. Отдельные блоки должны быть обведены четким контуром и отличаться друг от друга формой и размерами.

Размещение блоков на плакате в логической последовательности. Между блоками должно быть пространство, что способствует более четкому зрительному вычленению их.

Необходимо, чтобы блоки отличались по цвету. Можно выделить их тонированием.

Рисунок

1 блок - химический знак, Аr, валентность, распространенность в природе;

2 блок - способы получения;

3 блок - физические свойства;

4 блок - химические свойства.

Химический знак (О) во всех блоках выделяют жирным шрифтом.

Таким образом, основная часть урока может проводиться разными методами, важно при этом сохранить целенаправленность учебной работы по четко разработанному плану.

3. Заключительная часть урока . Обычно эту часть называют закреплением знаний учащихся, полученных на уроке. Но закреплять следует лишь то, что правильно понято. С этой целью в конце урока проводят краткую беседу, в которой осуществляется проверка учителем результата своего преподавания на уроке. Но проверка знаний не является главной целью заключительной беседы. Основная цель –усовершенствование знаний, полученных на уроке , обучение учащихся применять эти знания путем выполнения упражнений и решения задач.

Чтобы лучше увидеть положительные стороны и недостатки в преподавании, необходимо руководствоваться определенными педагогическими требованиями, выработать систему анализа и самоанализа различных видов урока.

Примерная схема анализа и самоанализа урока:

1. Общие сведения:

Школа, класс, дата проведения урока;

Тема урока, задачи урока;

Оборудование урока:

Какие средства обучения использовал учитель;

Подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;

Как подготовлена классная доска к уроку.

Правильно ли был определен объем учебного материала и какова глубина изложения темы урока;

Соответствует ли содержание программе, задачам урока;

Проведена ли его дидактическая обработка;

Формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

С каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;

Как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

Какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

Как осуществлялись межпредметные связи;

Соблюдались ли внутрипредметные связи;

Способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

3. Тип и структура урока:

Какой тип урока избран, его целесообразность;

Место урока в системе уроков по данному разделу;

Как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

Каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

Соответствие структуры урока данному типу;

Как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

4. Реализация принципов обучения:

Принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

В чем выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

Как реализовался принцип доступности обучения;

С какой целью использовался каждый вид наглядности;

Как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;

Как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство умением школьников;

В какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

Какой характер познавательной деятельности преобладал (репро­дуктивный, поисковый, творческий);

Как реализовались индивидуализация и дифференциация обучения;

Как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

5. Методы обучения:

В какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

Каков характер познавательной деятельности они обеспечивали;

Какие методы способствовали активизации учения школьников;

Как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие самостоятельности учащихся;

Какова эффективность использования методов и приемов обучения.

6. Организация учебной работы на уроке:

Как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

Как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;

Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

Как организовывался контроль за деятельностью учащихся;

Правильно ли оценивались знания и умения учащихся;

Как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);

Какие приемы использовал учитель для организации учащихся;

Как учитель подводил итоги этапов и всего урока.

7. Система работы учителя:

Умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

Показ учащимися рациональных способов учебной работы;

Определение учебного материала на урок;

Поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократический или авторитарный), объективность;

Роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

8. Система работы учащихся:

Организованность и активность на разных этапах урока;

Адекватность эмоционального отклика;

Методы и приемы работы, уровень их сформированности;

Отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

Уровень освоения основных знаний и умений;

Наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

9. Общие результаты урока:

Выполнение плана урока;

Мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;

Уровни освоения знаний и способов деятельности учащихся:

1‑й – усвоение на уровне восприятия, понимания и запоминания;

2‑й – применение в аналогичной и сходной ситуации;

3‑й – применение в новой ситуации, то есть творческое;

Общая оценка результатов и эффективности урока;

Приемы активизации познавательной деятельности при изучении нового материала :

Проблемность;

Исследование ярких примеров, фактов;

Подключение учащихся к обсуждению;

Подкрепление тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами;

Использование наглядно-образовательного материала и технических средств в обучении.

"Чистые" уроки изучения нового материала применяются в среднем и старшем звеньях за счет:

Большого объема нового материала;

В этом возрасте школьники уже готовы к длительной работе с неизвестным материалом и большими нагрузками.

Современный урок химии – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя

Школьная система России долгие годы была научно – просветительской, учитель в ней был информатором, сообщающим знания, но сейчас наше образование переходит на научно-гуманную основу, в которой роль учителя отличается тем, что:

  • на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;
  • учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.

Со сменой парадигмы образования изменяется сущностный смысл понятий “образование” и как его составной части - “обучение”: обучение сегодня – это педагогическое конструирование активного взаимодействия ученика с объектом познания, культуры. Роль учителя в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. Основной формой работы учителя остаётся урок. Уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

В Законе РФ сказано: “ Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства”, т.е. на первое место сегодня выходят задачи воспитания. Воспитывать – значит формировать мировоззрение, а учитель химии как раз и формирует научное мировоззрение.

Образовательные задачи урока состоят в усвоении учащимися определённой системы знаний, формирования на основе этих знаний общеучебных и специальных умений и навыков. Обязательный минимум содержания общего образования по химии отражает инвариантное содержание курса и примерную логику его рассмотрения. При обучении химии учащиеся должны уметь применять теоретические знания (понятия, законы и теории химии), фактологические знания (сведения о неорганических и органических веществах и химических процессах), знания о способах деятельности, имеющих отношение к изучению химии (составление химических формул и уравнений, осуществление расчётов по формулам и уравнениям), уметь проводить химический эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности. Общеучебными умениями являются учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. К специальным умениям относят умение обращаться с химической посудой и приборами, устройствами; научное объяснение физических и химических явлений, состава и свойств простых и сложных веществ.

Воспитательные задачи современного урока формируют мировоззрение учащихся, систему взглядов и убеждений. Воспитание состоит в формирование устойчивых положительных привычек, и должно идти в коллективе и через коллектив. Воспитательная цель не может быть реализована на одном уроке: процесс воспитания длительный, а результат отсрочен во времени, поэтому одна и та же цель охватывает ряд уроков Развивающий аспект является наиболее трудным при планировании педагогом триединой цели урока. Это происходит потому, что иногда учитель стремится формировать новую развивающую цель на каждом уроке, забывая, что развитие ребёнка происходит гораздо медленнее, чем его обучение. Также не всегда учитель хорошо знает ту область психологии, которая связана со структурой личности. Очень часто развитие личности сводится к развитию мышления. Но поставить целью урока: “учить детей мыслить”, это значит – никогда её не достичь, так как такая формулировка слишком общая. Умение мыслить складывается из формирования у ребят умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.

Кроме этого, на первом месте должна стоять задача развития речи. Язык – это материальное выражение мыслей, и чем богаче язык, тем богаче мышление.

Очень важным является развитие эмоциональной сферы. Сложной задачей для современных учеников является формирование воли. Отсутствие воли – лень и лень сегодня основная причина всех проблем школьника.

Насколько верно и чётко учитель сформулирует триединую цель урока – настолько верно он определит содержание учебного материала, выберет методы и формы обучения.

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Цель урока трансформируется в педагогические задачи :

  • Информационная: Чему будем учиться?
  • Операционная: Как будем учиться?
  • Мотивационная: Зачем нам это надо?
  • Коммуникативная: С кем и где?

Если задача воспринимается учеником, то она выступает мотивом учения. Задачи урока должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру урока необходимо включать личностный опыт учащихся.

Цель и содержание определяют методы, т.е. способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика. Именно здесь проявляется стиль работы учителя. Эвристическая беседа, диалог, полилог эффективны с точки зрения общего развития ребёнка и его воспитания. Работа мысли совершенствует интеллект, а умение вести диалог развивает коммуникативные качества. Особое значение в изучении химии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу исследования, выбирают путь и отбирают материалы и приборы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Сложность возникает здесь в материальном обеспечении процесса – но это решаемо. О.С.Габриелян, по программе которого мы изучаем химию, в своей “Настольной книге учителя” предлагает много несложных и доступных опытов и демонстраций.

Строго говоря, существует только две формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке – индивидуальная и групповая. И очень часто учителя отдают предпочтение работе со всем классом одновременно (фронтальной), так как эта форма требует меньшей подготовки, но она и наименее эффективна – фактически оказываются включены в работу только несколько человек, остальные просто присутствуют на уроке или вообще занимаются своими делами. Наиболее эффективной формой работы является групповая: в малых (пары) и больших (4-5 человек) группах. Конечно, эта форма требует предварительной подготовки от учителя: разработка продуманных заданий, формирование работоспособных групп, организация работы в группе – обучение ребят умению общаться, помогать друг другу, оценивать себя и товарищей. Группы лучше формировать так, чтобы ребята имели разный уровень подготовки – сильные могли учить слабых. Можно формировать и разноуровневые группы – только сильные или только слабые ученики, но при работе в такой группе будут решены только задачи обучения (выполнив задание соответствующее их подготовке, ребята получат хорошие оценки), а вот задачи развития решаться не будут, так как все имеют одинаковый уровень подготовки, и может возникнуть чувство неполноценности от решения заведомо более простого задания у “слабой” группы. Необходимо помнить, что группа для всех её членов должна быть референтной, т.е. надо учитывать взаимоотношения между ребятами в классе.

Индивидуальная форма работы обычно используется при проверке знаний. При работе над новым материалом, закрепление, повторение, обобщение предпочтительнее групповые формы. Микрогруппа позволяет ученику научиться определять цель своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникающих проблем.

Технологические карты по химии как основа конструирования учебного занятия.

Для того, чтобы успешно реализовать свои цели, педагог должен планировать учебное содержание на весь учебный год. В настоящее время учителю предоставлено право самостоятельно планировать образовательный процесс, т.е. изменять последовательность изучения материала в пределах темы, отбирать наиболее важный материал, изменять количество часов, отведённых на изучение разделов и тем курса в пределах учебного года.

Наиболее оптимальной формой конструирования образовательного процесса, совмещающей в себе тематическое планирование с поурочным, считаю технологическую карту. Технологическая карта позволяет избежать типичных ошибок, совершаемых при традиционном планирование учебного процесса:

  • отсутствие взаимосвязи между целями уроков;
  • отсутствие чёткого отбора материала учебного занятия в соответствии с ведущими линиями предмета;
  • отсутствие взаимосвязи между формами и методами на уроках;
  • использование учебных занятий одного типа.

Предлагаю технологические карты, составленные на основе авторской программы О.С.Габриеляна (Приложение 1 ). Технологические карты составлены для 8 и 9 класса. В них указано, что должны знать и уметь учащиеся на каждом уроке, а также цели изучения каждой темы. Планирование составлено из расчёта 3 часа в неделю, 102 часа в год.

В начале изучения каждой темы примерно половина учебного времени посвящается изучению новых знаний, затем идёт урок закрепления знаний, обобщения и систематизации, если позволяет распределение времени - то урок повторения, и, наконец, каждая тема заканчивается уроком проверки и контроля знаний. Конечно, после проверки знаний необходима коррекции знаний отдельных учеников, но редко удаётся выделить для этого целый урок, поэтому приходится использовать урок комбинированный.

Для наиболее эффективного управления процессом обучения предусматриваю сообщение учащимся сведений о количестве учебных занятий, отведённых для изучения темы, формы контроля, информации о домашнем задании. Все эти данные вывешиваются на специальном стенде в кабинете под названием “Информация к размышлению”

Как правило, очень много время теряется на проверку домашнего письменного задания в начале урока, поэтому на каждую тему готовлю для класса карту выполнения домашнего задания. Ребята, назначенные мной и желающие заниматься такой работой, на перемене проверяют домашнее задание у своих товарищей и отмечают выполненное и невыполненное (Приложение 3 ).Домашнее задание этих ребят проверяет учитель.

Для симулирования активности ребят и более объективной оценки их работы в этом году попробовала разработать систему оценивания их работы в пределах изучения данной темы по следующим показателям (каждый показатель оценивается определённым баллом). Итоговая оценка при изучении темы складывается из суммарной оценки за каждый вид работы и оценок в журнале, полученных при работе на уроке, но первая является определяющей. Виды работ учащихся, оцениваемые в баллах, в пределах каждой темы следующие:

  • выполнение домашних упражнений по учебнику;
  • выполнение домашних упражнений по задачнику “Изучаем химию”;
  • устные сообщения на уроке по изучаемой теме;
  • письменная информация на стенд “Это интересно”;
  • выполнение итоговой тестовой работы из задачника “Изучаем химию”.

Этапы учебного занятия на уроках разных типов.

От типа урока зависит набор этапов учебного занятия. Можно представить их зависимость в виде таблицы (Приложение 4 ). Есть этапы, обязательно присутствующие на каждом уроке: организационный, актуализация знаний, инструктаж о выполнении домашнего задания, подведение итогов и рефлексия. Пренебрежение и недостаточная чёткая отработка этих этапов обязательно приведёт к тому, что цели урока не будут достигнуты в полном объёме.

Организационный этап, очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.

Этап актуализации субъектного опыта учащихся обеспечивает мотивацию учения школьников и включение их в совместную деятельность. Актуализации знаний и умений, которой часто ограничиваются на этом этапе, недостаточно. Человек осознанно усваивает только те научные знания, которые приобретают личностный смысл. Чтобы такой смысл появился, необходимо обратиться к уже имеющимся личностным смыслам ребёнка в изучаемой теме. Пренебрежение этим этапом приведёт к отсутствию мотивации к учению, а значит, отсутствию интереса, нежеланию ребёнка работать и, как следствие, невыполнению целей урока.

Домашнее задание обычно задаётся практически на каждом уроке, но очень часто этот этап ограничивается только информацией о том, что нужно выполнить. Но обязательно должна быть информация о том, как его выполнить. Это не значит, что учитель должен сам рассказать ход выполнения домашнего задания. Вместе с учениками должен быть определён план его выполнения, даны необходимые пояснения. Отсутствие этого этапа ведёт к проблемам в выполнение домашнего задания, пробелам в знаниях, неуспеваемости.

Очень часто из-за недостатка времени, недостаточно чётко спланированного хода урока выпадают два последние этапа – подведение итогов и рефлексия. Но они тоже имеют очень важное психологическое значение. Оценка результатов работы класса и отдельных учащихся может стать и стимулом к дальнейшей работе, и доказательством успешности, и важным фактором создания положительного эмоционального настроя. Рефлексия также способствует развитию эмоциональной сферы учащихся, усвоению принципов сотрудничества.

Наличие других этапов урока определяет его тип и потому является обязательным для выполнения, исходя из этого условия.

Предлагаю разработки уроков различных типов с выделенными этапами.

Здоровье учащихся

Самым показательным конечным результатом любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся, при этом под здоровьем понимается состояние полного психического и физического благополучия. Физическое здоровье учащихся зависит от учителя – предметника, хотя и в меньшей степени, чем от семьи, от состояния физической подготовки в школе, работы классного руководителя, секций и спортивных клубов. Неправильная поза на уроке, утомление глаз могут привести к нарушениям опорно-двигательного аппарата, снизить зрение. Что может сделать каждый учитель для здоровьесбережения на своих уроках?

Во-первых, рационально организовать урок, что предполагает на 20 и 35 минутах урока физкультминутки, эмоциональные разрядки, смену видов преподавания и видов деятельности учащихся. Минутками отдыха могут стать игровые разминки. Они и позволяют снять утомление, повысить двигательную активность, дать эмоциональную разрядку. Но если это делает только один или два учителя, результата не будет. Нужна система работы учителей всей школы.

Во-вторых, главное, что позволяет сохранить психическое здоровье – это нравственная атмосфера, которая определяется именно учителем. Атмосфера дружелюбия, уважения – то, что сохраняет наше здоровье и здоровье наших детей, в то время как наше плохое настроение, которое выливается в раздражение, окриках, равнодушие – то, что разрушает их психику и даёт пример безнравственного поведения. Психологический комфорт, атмосфера дружелюбия, душевности, уважения – всё это формирует учитель. Для того, чтобы сохранить психическое здоровье детей, использую на уроке принципы педагогики сотрудничества : полноценное межличностное общение, построенное на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении учеников и учителя от взаимных подозрений, недоброжелательства, неискренности, страха.

В-третьих, не ленитесь и не упускайте возможности связать тему вашего урока с проблемами сохранения здоровья: физического, психического, социального. Не проходите мимо и не жалейте времени, если вам приходится отвлечься на уроке для обсуждения ситуации, связанной с неправильным отношением к своему здоровью ребят – согнул спину, курил на перемене, торопился и упал, не завтракал дома и т.д. Конечно, здесь необходимо чувство такта, чтобы никого не обидеть и не выставить на посмешище, но умалчивать примеры неправильного поведения по отношению к своему здоровью ребят, свидетелями которого вы стали, это давать повод им сделать вывод, что поступать так можно, это пример безнравственного поведения.

В-четвёртых, учитель должен быть сам здоров. Больной учитель не научит детей заботиться о своём здоровье. Как мы о нём заботимся, это дело сугубо индивидуальное, но поглощение лекарств – это не пример заботы о здоровье. Если вы больны и плохо себя чувствуете, то вы не сможете полноценно работать, а если больной учитель “героически” даёт уроки, то он учит детей наплевательски относиться к своему здоровью.

Личность современного учителя

Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем, и какие требования предъявляет к учителю информационный век?

Объектом профессиональной активности учителя является другой человек – ученик, поэтому несомненно, что педагог должен обладать определённой сумой высоких личностных качеств. Но если мы попробуем их перечислить, то придём к перечню достоинств любого современного культурного человека: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция. Значит ли это, что каждый культурный человек сможет быть педагогом? Наверное, нет. Для успешного выполнения профессиональной работы учителя человек должен обладать определёнными личностными качествами, основой которых является интерес (положительно окрашенное эмоциональное отношение) к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Ведь в первую очередь, учитель – это воспитатель, а воспитание российский педагог Гессен определял как введение ребёнка в контекст современной культуры. Культура, как и вся наша жизнь, находится в постоянном движении, и я стараюсь прослеживать развитие культуры, интересуюсь её достижениями в самом широком смысле слова. Интерес к человеку позволяет относиться к каждому ребёнку с учётом его индивидуальных особенностей, в каждый данный момент взаимодействия с ним. Интерес к жизни – это целевое обеспечение, позволяющее мне формировать у детей отношение к жизни как к ценности, так как я сама проявляю к ней ценностное отношение.

Учитель сегодня – организатор процесса обучения , т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход.

Очень часто личностью учителя, его умением установить с учащимися контакт, желанием работать вместе определяется уровень познавательного интереса к предмету. В этом учителю помогут различные игровые методики, включающие как короткие дидактические игры, так и игры на весь урок (игровые “оболочки”), а также игровые разминки. Эти разминки и коротенькие игры, не имеющие отношения собственно к предмету химии, очень важны для установления атмосферы непринуждённости, снятия напряжения, помогают быстро сконцентрировать внимание или наоборот, расслабиться и отдохнуть. А в результате ребята учатся общаться, помогать друг другу и просить о помощи, учатся жить вместе.

Предлагаю правила на каждый день , которые помогут учителю:

Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

Ребёнок должен знать “зачем ему это?”, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

Исключила из своего лексикона слова “ошибочный ответ”, “неправильно” и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: “А как вы думаете…”, “Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…”.

Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.

Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа.