И снова здравствуйте, уважаемые читательницы и читатели! Раньше людям, страдающим миопией и гиперметропией, запрещались многие виды спорта и лечебной физкультуры, поскольку считалось, что эти офтальмологические болезни несовместимы с физическими нагрузками. А как же обстоят дела сегодня?

Большинство офтальмологов сходятся во мнении, что спортивные занятия – это эффективное средство, предотвращающее развитие и прогрессирование патологии. Миопия и спорт не являются взаимоисключающими понятиями, ведь в процессе физической активности тренируется цилиарная мышца, которая отвечает за аккомодационные механизмы и обеспечивает укрепление глазных сосудов.

Давайте разберёмся, какие виды спорта показаны и противопоказаны пациентам с близорукостью.

Близорукость – достаточно серьёзное зрительное нарушение, поэтому занятия спортом при таком недуге должны проходить предельно аккуратно. В то же время, щадящие нагрузки позволяют не только оздоровить тело, но и укрепить цилиарную мышцу, а также склеральную оболочку органов зрения, что очень важно при такой офтальмологической патологии.

Есть определённые нюансы, при которых некоторые виды физических и физкультурных нагрузок не рекомендованы пациентам с миопией, поскольку они могут вызвать как положительные изменения в организме, так и негативные, способные повлечь за собой серьёзные последствия для зрения. Если или , и заболевание прогрессирует, необходимо отказаться от таких видов спорта:

  • бокс;
  • борьба;
  • тяжёлая атлетика;
  • стрельба;
  • бег.

Кроме того, люди, у которых диагностирована средняя или высокая степень близорукости, не могут заниматься конным спортом, греблей, стрельбой, хоккеем и футболом.

При миопии высокой степени категорически противопоказана спортивная гимнастика. Речь идёт о:

  • прыжках и соскоках;
  • опорных прыжках через снаряды;
  • кувырках и стойке на голове;
  • прыжках с подкидного мостика и т. д.

Подобного рода физические нагрузки при миопии могут нанести серьёзный удар по зрительной системе, вплоть до полной потери зрения.

Запомните! Циклические упражнения большой интенсивности, в процессе выполнения, которых частота пульса превышает 180 ударов в минуту, могут спровоцировать ишемические процессы в глазах, а это чревато негативными последствиями. В связи с этим при близорукости строго противопоказаны высокоинтенсивные упражнения.

Спортивные виды, которыми можно заниматься при разных степенях близорукости

  1. Станьте ровно и в течение 5 минут вращайте головой по часовой стрелке и против неё. После этого помассируйте область висков указательным и средним пальцами.
  2. Двигайте глазами в разные стороны: вверх-вниз, влево-вправо. Голова при этом должна быть неподвижной. Повторите 8 раз.
  3. Закройте глаза и аккуратно начните вдавливать глазные яблоки. Продолжительность упражнения составляет 30-35 секунд.
  4. Нарисуйте на стекле небольшую черную точку. Закройте правый глаз, а левым сфокусируйтесь на этой точке. Через 2 минуты проделайте ту же манипуляцию, но с другим органом зрения.
  5. Закройте глаза и начните поглаживать пальцами веки, двигаясь от середины к краям. Выполнять упражнение следует в течение 2 минут.
  6. Засеките 60 секунд и начните быстро моргать двумя глазами.

Видео о том, какими упражнениями нужно лечить близорукость

В видео рассказывается о том, что происходит с механизмом зрения у близорукого человека. При этом, если болезнь прогрессирует, то размер глазного яблока увеличен. Я считаю, что с помощью физкультуры и физических нагрузок можно избавиться от патологии. Только следует быть аккуратными и применять методику, прописанную конкретно вашим врачом.

Выводы

Из-за недостатка двигательной активности ухудшается кровообращение, что провоцирует застой крови в организме, который оказывает непосредственное влияние на зрительные функции. Вот почему при близорукости нельзя полностью исключать физические нагрузки. Прежде чем приступать к занятию спортом, обязательно проконсультируйтесь с глазным врачом и следуйте его предписаниям, чтобы не навредить органам зрения.

Также оставляйте свои комментария по поводу того, какие вы выполняли упражнения чтобы вылечить патологию. Для нас каждая информация является ценной!

Желаю вам крепкого здоровья и ясного зрения! С уважением, Ольга Морозова!

Профилактические упражнения. Приведённые ниже специальные физические упражнения необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости не реже 3-4 раз в неделю.

Исходное положение - стоя у стенки.

  • 1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).
  • 2. Посмотреть вверх - вправо, затем по диагонали вниз - влево (6-8 раз).
  • 3. Посмотреть вверх - влево, по диагонали вниз - вправо (6-8 раз).
  • 4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).
  • 5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец не начнет "двоиться" (6-8 раз).
  • 6. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку (10-12 раз).
  • 7. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).
  • 8. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.

Исходное положение - сидя.

  • 9. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторить 8-12 раз.
  • 10. Быстро моргать в течение 15 с. Повторить 3-4 раза.
  • 11. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с., затем открыть на 3-5 с. Повторить 8-10 раз.
  • 12. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

Исходное положение - стоя у окна.

13. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний. Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза проводится по методу, называемому "метка на стекле". При выполнении упражнения "метка на стекле" занимающийся в очках становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На этом стекле, на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3-5 мм. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, пациент намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочерёдно переводит взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение проводится два раза в день в течение 25-30 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 мин., последующие два дня - 5 мин., а в остальные дни - 7 мин.

Физкультура при слабой степени близорукости. Люди, имеющие близорукость слабой степени, могут использовать разнообразные средства физкультуры и спорта. Исключение составляют только те, при которых возможны удары по голове, резкие сотрясения всего организма, общее большое и продолжительное напряжение занимающихся (см. таблицу 1).

Курс ЛФК при миопии составляет не менее 3 месяцев, его делят на 2 периода - подготовительный и основной.

Подготовительный период: длительность 12-15 дней.

Основные задачи периода:

  • 1. Общее укрепление организма;
  • 2. Адаптация к физической нагрузке;
  • 3. Активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
  • 4. Улучшение осанки;
  • 5. Укрепление мышечно-связочного аппарата;
  • 6. Повышение эмоционального тонуса.

Для этого периода характерно преимущественное выполнение общеразвивающих упражнений с постепенным увеличением специальных упражнений для разгибателей головы и туловища. Особое внимание уделяют обучению правильного дыхания.

К специальным упражнениям в этом периоде относятся дыхательные и корригирующие упражнения, а также упражнения для укрепления свода стопы. Исходные положения - лежа, сидя, стоя. Корригирующие упражнения выполняются в условиях разгрузки позвоночника - лежа. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Используют гимнастические снаряды (палки, мячи и т.д.). Кроме гимнастических упражнений, показаны подвижные игры и отдельные элементы спортивных игр для общеоздоровительных воздействий, повышения эмоционального тонуса, что особенно важно в детском возрасте. Подвижные игры проводят в исходном положении сидя и стоя (см. таблицу 2).

Основной (тренировочный) период: длительность 2,5-3 мес.

Частные задачи периода:

  • 1. Улучшение кровоснабжения тканей глаза;
  • 2. Укрепление мышечной системы глаза;
  • 3. Улучшение обменных и трофических процессов в глазу;
  • 4. Укрепление склеры.

На фоне общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений применяют специальные упражнения, укрепляющие наружные мышцы глаза и аккомодационную мышцу. Эти упражнения должны быть строго дозированы. Целесообразно выполнять упражнения для наружных мышц глаза одновременно с общеразвивающими упражнениями в исходном положении лежа или стоя у стенки (оптимальное положение для сохранения правильной осанки). близорукость миопия профилактика упражнение

Физкультура при средней степени близорукости (от 3 до 6 диоптрий). Круг средств физкультуры и спорта, которые можно рекомендовать лицам с близорукостью средней степени, сужен по сравнению с теми, у кого миопия слабой степени. Они могут заниматься некоторыми видами спорта лишь при не прогрессирующей близорукости. Заключение о возможности занятий даже названными в таблице 1 видами спорта должен сделать окулист.

Важно помнить о том, что следует избегать упражнений с резкими движениями головой. Поэтому наклоны туловища вперёд лучше выполнять в положении сидя на полу. Комплексы упражнений для лиц с близорукостью слабой степени в полной мере могут использоваться и теми, у кого имеется миопия средней степени. Однако общую нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия.

Физкультура при высокой степени близорукости (свыше 6 диоптрий). Людям с высокой степенью близорукости не рекомендуются занятия спортом, но желательно выполнять ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику продолжительностью 8-10 мин. с включением в комплекс специальных упражнений для тренировки наружных и внутренних мышц глаз. Людям с близорукостью высокой степени нежелательны упражнения типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на верхних рейках гимнастической стенки, прыжки с подкидного мостика, а также упражнения, требующие длительного напряжения зрения (продолжительная стрельба).

Занятия лечебной гимнастикой продолжительностью до 10 мин. и физкультурную паузу необходимо выполнять ежедневно со средней нагрузкой.

Лицам с близорукостью свыше 8 диоптрий с коррекцией зрения и без патологических изменений в глазу показаны только занятия лечебной физкультурой, которые желательно проводить ежедневно.

2-06-2012, 15:50

Описание

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизма происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

И. В. Сухиненко (1980) установила, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц с эмметропией и гиперметропией. У них отмечается существенное снижение кровотока в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100- 140 уд/мин) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаз , вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд/мин и выше), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилиарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней величины с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии: спустя год в экспериментальной группе рефракция уменьшилась в 37,2 % случаев, осталась на прежнем уровне в 53,5 % и увеличилась у 9,3 %, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2,4; 7,4 и 90,2 % случаев соответственно.

Исследования Е. И Ливадо (1977) позволили установить, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза . На основе результатов проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю. И. Курпан (1975, 1979) обосновал методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения , улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Специальные упражнения

Разработан комплекс упражнений [Аветисов Э. С., Ливадо Е. И., 1977], предназначенный для лиц, чья работа связана с длительным рассматриванием близко расположенных мелких объектов. Приводим примерный комплекс таких упражнений .

1 . Исходное положение (и.п.) - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.

2 . И.п. - сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения век.

3 . И.п. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4 . И.п. - стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5 . И.п. - сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век.

6 . И.п. - стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, расположить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 с, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).

7 . И.п. - стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем; медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

8 . И.п. - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 с снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Способствуют улучшению работоспособности цилиарной мышцы следующие общие упражнения .

1 . Передача мяча (волейбольный, баскетбольный, набивной) от груди к партнеру, стоящему на расстоянии 5-7 м. Повторить 12-15 раз.

2 . Передача мяча партнеру из-за головы. Повторить 10-12 раз.

3 . Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Повторить 7-10 раз каждой рукой.

4 . Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать. Повторить 7-8 раз.

5 . Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Повторить 8-10 раз.

6 . Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Повторить 6-7 раз.

7 . Броски теннисного мяча в стену с расстояния 5-8 м. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

8 . Броски теннисного мяча в мишень. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

9 . Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он отскочил от пола и ударился о стену, а затем поймать его. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

10 . Броски мяча в баскетбольное кольцо одной и двумя руками с расстояния 3-5 м. Повторить 12-15 раз.

11 . Верхняя передача партнеру волейбольного мяча. Выполнять в течение 5-7 мин.

12 . Нижняя передача волейбольного мяча партнеру. Выполнять в течение 5-7 мин.

13 . Подача волейбольного мяча через сетку (прямая нижняя, боковая нижняя). Повторить 10-12 раз.

14 . Игра в бадминтон через сетку и без нее - 15-20 мин.

15 . Игра в настольный теннис - 20-25 мин.

16 . Игра в большой теннис у стенки и через сетку - 15- 20 мин.

17 . Игра в волейбол - 15-20 мин.

18 . Удары футбольным мячом по стенке и в квадраты с расстояния 8-10 м - 15-20 мин.

19 . Передача футбольного мяча в парах (пас) на расстоянии 10-12 м - 15-20 мин.

20 . Броски обруча вперед с приданием ему обратного вращения.

Ниже приведены общеразвивающие упражнения, выполняемые в сочетании с движениями глаз. При их выполнении рекомендуется голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно .

1 . И.п. - лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вернуться в и.п. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в и.п. Смотреть на мяч. Повторить 10- 12 раз.

2 . И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз другой рукой. При поднимании рук - вдох, при опускании - выдох.

3 . И.п. - лежа на спине, руки вперед - в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками в течение 15-20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.

4 . И.п. - то же. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время маха - выдох.

5 . И.п. - лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Во время маха - выдох.

6 . И.п. - лежа на спине, руки вперед. Выполнять скрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 с.

7 . И.п. - лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 с.

8 . И.п. - сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять скрестные движения 15-20 с. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

9 . И.п. - то же. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15-20 с. Смотреть на носок одной ноги.

10 . И.п. - сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх-влево, вернуть в и.п. То же левой ногой вверх-вправо. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок.

11 . И.п. - то же. Правую ногу отвести вправо, вернуть в и.п. То же другой ногой влево. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз каждой ногой.

12 . И.п. - то же, прямая нога слегка приподнята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. То же другой ногой. Выполнять 10-15 с каждой ногой. Смотреть на носок.

13 . И.п. - то же, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10-15 с. Смотреть на носки.

14 . И.п. - стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться - вдох, опустить палку - выдох. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.

15 . И.п. - то же. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в и.п. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.

16 . И.п. - стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении - 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.

17 . И.п. - то же. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот - 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

18 . И.п. - стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем на левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15-20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

19 . И.п. - стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, затем в другую сторону 20-30 с. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.

20 . И.п. - стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8-10 раз в каждую сторону.

21 . И.п. - то же. Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Специальные упражнения чередуют с упражнениями для укрепления мышц шеи и спины, передней брюшной стенки, а также дыхательными упражнениями. Лицам с близорукостью высокой степени нежелательно назначать упражнения с продолжительными и напряженными переходами из положения сидя в положение лежа и обратно.

Подвижные игры - прекрасное средство тренировки организма и повышения эмоционального состояния играющих. Необходимо исключить игры, при которых имеется вероятность столкновения играющих, ударов по лицу и голове, а также игры, требующие большого напряжения и натуживания.

Желательно проводить игры с непродолжительным быстрым бегом (10-15 м), передачей и ловлей мяча, бросками в стену или мишень. На одном занятии можно использовать три-четыре игры, с повторениями каждой по 2-3 раза. Если занимающиеся устали, между отдельными играми рекомендуется выполнять дыхательные упражнения. Приводим перечень подвижных игр, которые можно использовать на занятиях физкультурой.

1 . Эстафета с бегом, броском мяча в сторону с последующей ловлей мяча.

2 . Эстафета с передачей мяча во встречных колоннах.

3 . Игры с метанием мяча в мишень.

4 . Игры с метанием мешочка с песком на стул либо в квадрат, начерченный на полу.

5 . Игры с метанием теннисного мяча в корзину (ведро).

6 . Игра в «челнок» с метанием набивного мяча.

7 . Гонка мячей по кругу.

Физическая культура для школьников с близорукостью. Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры. Однако они не всегда обеспечивают нужное физическое развитие школьников, у которых отмечается состояние гиподинамии. В связи с этим особое значение приобретают дополнительные формы физического воспитания: утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, игры на переменах, внеклассные спортивные занятия. Различные формы физического воспитания необходимо использовать для перестройки двигательного режима ребенка, который в течение 4-5 ч сидит за партой. Снижение двигательной активности неблагоприятно влияет и на аккомодационный аппарат глаза.

Обязательные занятия школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.

В подготовительной группe основную программу физического воспитания осуществляют в течение 1 - 1,5 лет. Спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегенеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 15 ноября 1974 г. (табл. 40).

Таблица 40. Ограничения к занятиям физкультурой школьников по состоянию органа зрения

Для школьников, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

Учитывая, что физическая культура может не только способствовать замедлению или задержке прогрессирования уже имеющейся близорукости, но и препятствовать ее возникновению, целесообразно включать ряд специальных упражнений в общий комплекс физических упражнений для всех школьников, занимающихся в основной и подготовительной группах.

Специальные упражнения для глаз на уроке физкультуры необходимо выполнять вместе с общеразвивающими и корригирующими упражнениями. При выполнении многих общеразвивающих упражнений, особенно связанных с движениями рук, можно одновременно выполнять упражнения для цилиарной мышцы и наружных мышц глаза, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Эти упражнения необходимо выполнять для того, чтобы функция аккомодационного аппарата не снижалась и адаптация к повышенной зрительной нагрузке проходила бы в более благоприятных условиях.

Кроме уроков физкультуры, необходим активный отдых для глаз на общеобразовательных уроках . Через 25-30 мин после начала урока школьникам предлагают быстро поморгать глазами в течение 20-30 с, затем закрыть глаза и посидеть спокойно 1 мин, откинувшись на спинку парты.

Особое внимание следует уделять школьникам 1-4-х классов , у которых в этот период глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность. В связи с этим на уроках физкультуры в 1-4-х классах для всех школьников, кроме общеразвивающих и корригирующих упражнений, рекомендуется включать 2-3 упражнения для глаз, способствующих укреплению аккомодационного аппарата. Школьникам младших классов с близорукостью, направленным в подготовительную или специальную группу, целесообразно рекомендовать, помимо уроков физкультуры, занятия лечебной физкультурой.

В 5-7-х классах школьникам , страдающим близорукостью до 6,0 дптр, при отсутствии патологических изменений на глазном дне разрешаются занятия физкультурой в достаточно полном объеме. Особую пользу им принесут уроки, на которых используются спортивные игры, плавание и туризм.

К школьникам с близорукостью более 6,0 дптр , занимающимся в 5-7-х классах, необходим индивидуальный подход . Если у таких школьников нет патологических изменений на глазном дне и близорукость не прогрессирует, то их можно допускать к занятиям в специальной группе, исключив упражнения высокой интенсивности, а также упражнения, связанные с сотрясением тела (прыжки, подскоки) или требующие большого напряжения (стойки, упоры, висы, подтягивания на перекладине, поднятие тяжестей).

В 8-10-х классах в связи с увеличением объема и интенсивности учебного процесса, дефицитом свободного времени, дальнейшим снижением двигательной активности значение физической культуры в профилактике близорукости и ее прогрессирования еще больше возрастает.

Для юношей с близорукостью до 6,0 дптр необходимо исключить упражнения на перекладине в программе по гимнастике, преодоление полосы препятствий, а также классическую борьбу. Занятия легкой атлетикой, лыжами, плаванием и спортивными играми проводятся без ограничений, исключаются силовые упражнения на перекладине, подтягивание и подъем из виса в упор, их можно заменить подъемом по канату с помощью ног.

Школьники старших классов с неосложненной близорукостью более 6,0 дптр могут заниматься в специальной группе или группе лечебной физкультуры. Для школьников с осложненной близорукостью рекомендуются индивидуальные занятия физической культурой, методику которых целесообразно определить совместно с опытным окулистом.

Занятия лечебной физкультурой включают как общеразвивающие, так и специальные упражнения в соотношении 1:2; 1:3.

Учитывая, что у лиц, страдающих близорукостью, чаще наблюдают нарушения осанки, слабость соединительно-тканевого аппарата, а также тенденция чрезмерно наклонять кпереди туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии, большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей и корригирующим упражнениям .

Важную роль играют и дыхательные упражнения , усиливающие легочную вентиляцию, кровообращение, улучшающие окислительно-восстановительные процессы в организме. Кроме того, дыхательные упражнения служат средством периодического снижения физической нагрузки.

При построении методики лечебной физкультуры необходимо соблюдать все ее основные принципы:

Системность воздействия физических упражнений и последовательность их применения;

Регулярность воздействий;

Длительное применение физических упражнений;

Постепенное увеличение физической нагрузки на протяжении как отдельной процедуры, так и всего лечебного курса;

Индивидуализация физических упражнений в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья занимающихся;

Сочетание общей и специальной тренировки во время курса лечения.

Курс лечебной физкультуры для школьников, страдающих близорукостью, целесообразно разделить на два периода - подготовительный и основной (тренировочный) . Подготовительный период обычно продолжается 12-15 дней. Он характеризуется выполнением преимущественно общеразвивающих упражнений и постепенным увеличением специальной тренировки разгибателей головы и туловища. Особое внимание уделяют обучению правильному дыханию. Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений должно быть сначала 1:1, затем 1:2.

Правильным следует считать полное дыхание с использованием всего дыхательного аппарата . Начинать обучение нужно с усвоения статического дыхания, а затем постепенно усложнять различные сочетания дыхания с движениями. Динамические дыхательные упражнения должны быть просты по построению, выполнять их следует свободно, без усилий.

К специальным упражнениям, выполняемым в этот период, относятся дыхательные и корригирующие упражнения , а также упражнения, укрепляющие своды стоп. Упражнения выполняются в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя. Корригирующие упражнения в основном проводят в условиях разгрузки позвоночника - лежа. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Используют гимнастические снаряды, палки, мячи, набивной мяч и др.

Помимо гимнастических упражнений , используют подвижные игры и отдельные элементы из спортивных игр для общеоздоровительных воздействий, а также повышения эмоционального тонуса, что имеет важное значение в детском возрасте. Спортивные игры проводятся в исходном положении сидя и стоя. В игры с передачей мяча или бросками мяча в баскетбольную корзину включают элементы соревнования.

Основной период длится 2,5 мес . На фоне общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений применяют специальные упражнения, укрепляющие наружные мышцы глаза и цилиарную мышцу. Эти упражнения должны быть строго дозированы. Вначале их повторяют 2 раза, а затем число повторений доводят до четырех-шести. Целесообразно выполнять упражнения для наружных мышц глаза одновременно с общеразвивающими упражнениями в исходном положении лежа или стоя у гимнастической стенки, наиболее оптимальном для сохранения правильной осанки.

По окончании курса лечения школьники получают индивидуальные рекомендации об общем и зрительном режиме, о проведении комплекса лечебной гимнастики. Важно, чтобы ребенок не прекращал выполнение рекомендованных ему упражнений дома. В школе от занятий физкультурой детей не освобождают.

Физическое воспитание студентов с близорукостью . Значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических условий труда и быта.

При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятий физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует руководствоваться приведенными выше ограничениями к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.

Используются следующие формы физического воспитания : обязательные и факультативные занятия; физкультурно-массовые мероприятия; самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной мышцы.

Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении или в отделении спортивного совершенствования. Программные требования выполняются ими без ограничений. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактике прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1,5 м, упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Если нет возможности выделить студентов с близорукостью средней степени в самостоятельную группу, то их целесообразно разделить на две подгруппы : студентов с миопией 3,5-4,5 дптр включить в подготовительную группу, а студентов с близорукостью 5,0-5,5 дптр - в специальную медицинскую группу.

Студенты с близорукостью высокой степени (6,0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении. Используются следующие формы физического воспитания: а) обязательные и факультативные занятия; б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того, можно рекомендовать и занятия лечебной физкультурой.

Лучше комплектовать группы из студентов одного курса (потока). Численность таких групп должна быть по 12 человек. Если нет возможности выделить студентов с близорукостью в самостоятельную группу, то их целесообразно объединить со студентами, страдающими заболеваниями органов дыхания.

Студенты с близорукостью до 8,0 дптр , у которых не выявлены патологические изменения на глазном дне, при хорошей физической подготовленности могут выполнять почти все упражнения из программы по физическому воспитанию для практически здоровых студентов. Помимо особенностей физического воспитания, на которые было указано выше, важно также учитывать, что для студентов этой группы, страдающих близорукостью, нежелательны упражнения на высоком и среднем бревне типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на гимнастической стенке на высоте более 2 м, прыжки с подкидного мостика, прыжки в воду вниз головой, продолжительные упражнения со скакалкой, а также другие упражнения, при выполнении которых возможны падения и резкие сотрясения тела. В этой группе следует более широко использовать дыхательные и корригирующие упражнения, а также специальные упражнения для глаз.

Установлено, что занятия по физической культуре, проводимые 2 раза в неделю, не вызывают существенных изменений в физическом развитии студентов и что на протяжении большей части учебного года у них наблюдается явление гипокинезии. В связи с этим необходимы самостоятельные занятия физической культурой.

Ежедневное выполнение утренней гигиенической гимнастики и процедур по закаливанию организма;

Выполнение общеразвивающих упражнений по заданию преподавателя;

Выполнение упражнений по улучшению аккомодационной способности.

Прежде чем приступить к организации самостоятельных занятий физической культурой, важно убедить студентов в их необходимости и пользе. Для наглядности используют результаты медицинского осмотра, антропометрических измерений и оценки физической подготовленности студентов.

При близорукости 8,5 дптр и более без нарушения состояния глазного дна студентам рекомендуют заниматься лечебной физкультурой. Помимо занятий лечебной гимнастикой, студентам необходимо проводить самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и процедуры по закаливанию организма.

Занятия лечебной гимнастикой проводят во внеучебное время групповым методом (по 6-8 человек в группе) не менее 2 раз в неделю. Продолжительность занятий от 15 до 30 мин в зависимости от состояния глаз и уровня физического развития студентов.

Занятия лечебной гимнастикой начинают с ходьбы и дыхательных упражнений . Затем следуют общеразвивающие упражнения для мышц конечностей и туловища с передачей предметов, перебрасывание набивного мяча массой 2-3 кг, несложные упражнения у гимнастической стенки, элементы танца, медленный бег на носках и другие упражнения. Завершают занятия медленной ходьбой, дыхательными упражнениями на расслабление мышц.

На занятиях лечебной физкультурой необходимо полностью исключить все прыжковые упражнения , резкие движения туловищем, резкие наклоны туловища и приседания. Степень нервно-мышечного напряжения должна быть средней. Занятия не должны вызвать утомления, поэтому общеразвивающие упражнения чередуют с дыхательными.

Близорукость и занятия спортом . Физические упражнения и спорт - это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте. Спорт отличают высокая эмоциональность, соревновательный характер, стремление к достижению наивысших результатов. Однако во время занятий многими видами спорта (особенно на уровне высоких достижений) спортсмены испытывают значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки, от них требуется предельное напряжение физических и психических сил. В связи с этим очень важно правильно выбрать вид спорта для лиц с близорукостью и обеспечить систематический врачебный контроль за состоянием их органа зрения. Спортивные тренировки могут благотворно повлиять на состояние глаз при миопии и способствовать ее стабилизации, но в то же время могут оказать и весьма неблагоприятное воздействие на орган зрения и привести к осложнениям близорукостью. Все зависит от степени близорукости, состояния глаз, а также от специфики данного вида спорта и интенсивности спортивных нагрузок.

При неосложненной стационарной близорукости можно и полезно заниматься некоторыми видами спорта. Если занятия данным видом спорта несовместимы с ношением очков и возможны без оптической коррекции, то на время занятий очки разрешается снимать. В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. В таких случаях целесообразна контактная коррекция.

При прогрессирующей миопии , особенно осложненной, противопоказаны виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, быстрым перемещением тела и возможностью его сотрясения.

В табл. 41

Таблица 41. Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью

приведены основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью, а также даны рекомендации по использованию оптической коррекции во время спортивных занятий.

В системе медицинского обеспечения физкультурного движения важное место занимает проблема исследования анализаторных систем, прежде всего органа зрения. Особые трудности вызывает прогностическая оценка близорукости . Вследствие этого офтальмологи часто оказываются в затруднительном положении, когда изменение рефракции превышает допустимые градации, особенно у спортсменов высокой квалификации, при подготовке которых нередко используются предельные нагрузки. Важность этого вопроса для современного спорта заключается в том, что в последние годы в большом спорте все чаще встречаются спортсмены, страдающие близорукостью. В связи с этим появилась настоятельная необходимость уточнить тактику спортивного врача при данном виде патологии органа зрения.

Следует отметить, что рассматриваемая проблема имеет два аспекта: первый - близорукость и массовый спорт, второй - близорукость и большой спорт . По существующему положению при первичном врачебном осмотре к занятиям спортом не допускаются лица с близорукостью более 3,0 дптр, а в том случае, если миопия в процессе занятий спортом увеличились до 6,0 дптр, спортсмену рекомендуется прекратить занятия. Однако если на начальном этапе спортивной подготовки вопрос о недопуске к тренировкам лиц с близорукостью решается сравнительно просто, то вопрос о судьбе спортсменов олимпийского резерва, имеющих миопию, требует тщательного изучения. Мы считаем, что решать данный вопрос необходимо сугубо индивидуально. При этом важно учитывать спортивную квалификацию и перспективность спортсмена. Известно немало примеров, когда спортсмены с миопией средней степени с успехом защищали спортивную честь нашей Родины на международной арене. Так, близорукость не помешала тяжелоатлетам Ю. Власову и Ю. Зайцеву стать олимпийскими чемпионами, а фигуристу Ю. Овчинникову - призером чемпионата Европы. В настоящее время в составе сборных команд страны и резерва находятся спортсмены с близорукостью слабой и средней степени. Спортивным врачам необходимо обращать внимание на состояние органа зрения этих спортсменов и проводить необходимое восстановительное лечение. Офтальмологам следует обследовать их не реже одного раза в 3 мес. Вопрос о пользовании оптической коррекцией во время спортивных занятий и соревнований решают в зависимости от вида спорта и от того, какая коррекция является для спортсмена привычной. Спортивный врач должен в полной мере применять все средства профилактики прогрессирования близорукости, включая специальные упражнения для наружных и внутренних мышц глаза.

Приведенной выше таблицей следует руководствоваться прежде всего при решении вопроса о возможности занятий спортом начинающими спортсменами с близорукостью . Эта таблица может служить также ориентиром и при решении этого вопроса в отношении спортсменов высокого класса с использованием индивидуального подхода.

Статья из книги:

(миопия) - это нарушение зрения, при котором изменяется нормальная функция глаз для восприятия удаленных объектов. Человек с близорукостью обычно хорошо видит объекты, которые расположены вблизи (на расстоянии не более чем 30-40 см от глаз), однако с трудом видит предметы, которые находятся от него в нескольких метрах. Чем меньше расстояние до объекта, на котором близорукий человек может видеть больным глазом, тем больше степень близорукости.

Традиционно коррекция близорукости осуществляется при помощи очков с вогнутыми линзами. Они позволяют переместить фокус рассматриваемого объекта с области перед на сетчатку глаза, благодаря чему объект становиться четким. Тем не менее, очки не лечат близорукость, а только компенсируют дефект зрения. Достаточно часто миопия прогрессирует с течением времени, при этом больному все время будут необходимы новые очки с большим количеством диоптрий.

Однако существуют методы, которые позволяют не только остановить прогрессирование нарушения, но и значительно улучшить остроту зрения. Специальный комплекс упражнений для глаз при миопии как раз является таким методом. Точное и регулярное выполнение упражнений дает заметный положительный результат. Для устранения миопии широко используются несколько комплексов упражнений, которые разработали разные авторы.

Следует отметить, что миопия возникает либо как наследственное, либо как приобретенное заболевание. При наследственной форме миопии, когда у человека один или оба родителя страдают данной патологией, существует довольно высокий риск его развития в раннем возрасте. В этом случае рекомендуется начинать выполнять упражнения, даже если нарушений зрения еще нет или они незначительны. Это важно, особенно если в повседневной жизни человек постоянно сталкивается с внешними факторами, которые повышают риск развития близорукости: работа, которая связана с рассматриванием мелких объектов на близком расстоянии (редактор, корректор, часовщик, ювелир и т.д.). В данной ситуации можно выполнять комплекс упражнений, который был разработан профессором Э. С. Аветисовым и соавторами.


Комплекс упражнений для глаз

  • 1 упражнение. Исходное положение: сидя, спина ровная, голова приподнята. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть глаза на 3-5 секунд. Повторять упражнение 7-8 раз.
  • 2 упражнение. Исходное положение аналогично. Необходимо в течение 1-2 минут быстро моргать.
  • 3 упражнение. Исходное положение: стоя, расставить ноги на ширину плеч. В течение 2-3 секунд смотреть прямо перед собой. Далее поднять прямую правую руку перед собой, показать большой палец и сфокусировать на нем взгляд на 3-5 секунд. Опустить руку. Повторять упражнение 10-12 раз.
  • 4 упражнение. Исходное положение аналогично. Поднять прямую правую руку перед собой на уровень глаз. Вытянуть указательный палец и сфокусировать на нем взгляд. Далее, не отводя взгляда, медленно приблизить палец к глазам, до тех пор, пока он не начнет раздваиваться. Повторять упражнение 7-8 раз.
  • 5 упражнение. Исходное положение аналогично. Поднять правую руку на расстояние 25-30 см от глаз по центральной линии тела. Вытянуть указательный палец и зафиксировать взгляд на 3-5 секунд на его кончике. Далее закрыть левый глаз левой рукой и смотреть на кончик пальца в течение 3-5 секунд только правым глазом. Убрать руку и 3-5 секунд смотреть обоими глазами. Закрыть правый глаз правой рукой и смотреть 3-5 секунд на кончик пальца только левым глазом. Убрать руку и 3-5 секунд смотреть обоими глазами на кончик пальца. Повторять упражнение 7-8 раз.
  • 6 упражнение. Исходное положение аналогично. Правую руку немного согнуть в локте и отвести точно вправо. Вытянуть указательный палец. Не поворачивая головы, необходимо увидеть боковым зрением его кончик. Далее необходимо перемещать палец вправо и влево, не отрывая от него взгляда. Повторять упражнение 10-12 раз.
  • 7 упражнение. Исходное положение: сидя, удобная поза. Закрыть глаза и в течение одной минуты массировать кончиками пальцев оба глаза круговыми движениями.
  • 8 упражнение. Исходное положение аналогично. Оставить глаза полузакрытыми. Тремя пальцами каждой руки легким движением одновременно нажать на верхние , зафиксировать положение на 1-2 секунды. Убрать пальцы с век. Повторять упражнение 3-5 раз.

Комплекс упражнений Бэйтса

Комплекс упражнений для глаз, разработанный Бэйтсом, получил широкое распространение, особенно за рубежом. У. Бэйтс - это американский врач, который занимался различными проблемами . Он разработал специальные комплексы упражнений для глаз при миопии, и . Метод Бэйтса основывается на том, что приспособление глаза к четкому видению объектов, удаленных на разное расстояние (), происходит не только вследствие изменения кривизны . Он считал, что в процессе аккомодации большую роль играют внешняя группа мышц глазного яблока. Под действием сокращения мышц, глазное яблоко изменяет свою форму со сферической на вытянутую.

Бэйтс считал, что основная причина развития нарушений зрения - это напряжение, которое возникает при попытке разглядеть какой-то предмет. Причина миопии заключается в напряжении, которое возникает при попытке рассмотреть объект вдали. Если человек длительно выполняют работу, связанную с рассматриванием предметов на близком расстоянии, то ему становится трудно увидеть какой-либо объект вдали, поэтому он начинает напрягать органы зрения. В это время мозг дает мышцам глаз команду сократиться, вследствие чего изменяется нормальная форма глазного яблока. Сокращающаяся мышца давит на глазное яблоко, и оно становится более вытянутым. Такая расплющенная форма глазного яблока и является основной причиной и признаком близорукости.

Таким образом, острота зрения остается нормальной в расслабленном состоянии глаз. Восстановить зрение можно, если достигнуть расслабления глаз. На этом принципе и основан метод восстановления зрения Бэйтса. Он состоит из трех основных разделов: общее расслабление, динамическое расслабление, дополнительные методы, которые помогают улучшить зрение.

  • Достигнуть общего расслабления можно при помощи пальминга. Данный метод разработал и ввел в практику именно Бэйтс. Пальминг прост в исполнении и хорошо помогает достигнуть расслабления.
  • Достигнуть динамического расслабления можно при помощи упражнений для улучшения центральной фиксации.
  • Центральной фиксацией называется способность глаза смотреть на предмет и выделять его среди остальных, при этом его изображение становиться более четким. Центральную фиксацию обеспечивает центр зрения, который расположен в центральной части сетчатки. Здесь сосредоточено самое большое количество светочувствительных элементов сетчатки, а зрение обладает наибольшей остротой.

При близорукости из-за постоянного напряжения глаз функции центральной области сетчатки зрения нарушаются. Эта зона перестает быть местом, обеспечивающим наиболее острое зрение. Ее чувствительность снижается и становится равной любому другому месту сетчатки глаза и даже меньше. Вследствие этого человек не видит объект, на который он смотрит прямо, наиболее четко. Иногда бывают лучше видны объекты, которые его окружают. Именно поэтому Бэйтс разработал специальные упражнения, позволяющие тренировать центральную фиксацию. В их основе лежит утверждение, что если глаз со сниженным зрением будет сознательно подражать здоровому, то острота зрения улучшится. Упражнения для центральной фиксации выполняются с использованием специальной Ом-карты. На ней изображен сложный рисунок, который применялся для тренировки центрально фиксации еще лекарями Древней Индии. В центральной части рисунка изображен иероглиф, в котором можно узнать символ «Ом». Упражнения с Ом-картой увеличивают чувствительность центральной ямки сетчатки, нормализуют кровообращение в глазах и улучшают остроту зрения.

  • 1 упражнение. При выполнении данного упражнения Ом-карту располагают на уровне глаз на расстоянии от 30 см до 3 м. Необходимо зафиксировать взгляд на центральной точке символа Ом-карты. Это точка заметно является наиболее четкой частью символа. Далее медленно переводят взгляд по знаку, при этом постоянно замечая, что наиболее четкой и черной частью символа становиться та точка, на которой фиксируется взгляд в данный момент. Упражнение повторяется 3 раза. После выполнения упражнения необходимо обратить внимание на то, что теперь весь символ кажется темнее, чем до начала упражнения.
  • 2 упражнение. Исходное положение: стоя. Ом-карту располагают на расстоянии от 30 см до 1,5 м от глаз. Символ в центре Ом-карты окружен ломаной линией, которая похожа на схематическое изображение солнца или лепестков подсолнуха. Необходимо зафиксировать взгляд на любом участке этой линии и двигаться по ее отрезкам, перемещая голову за взглядом. На всех углах линии (начале и конце каждого отрезка) нужно делать мягкое моргание. Важно обратить внимание, что участок линии, на котором сфокусирован взгляд в данный момент, кажется чернее остальной линии.
  • 3 упражнение. Ом-карта располагается на аналогичном расстоянии. Центральный символ карты заключен в окружность. Необходимо зафиксировать взгляд на любой точке окружности и двигаться постепенно вдоль нее вместе с головой. Упражнение повторяют несколько раз. Далее глаза закрывают и продолжают движение взгляда по воображаемой окружности.
  • 4 упражнение. Проверочную таблицу Сивцева (буквы разного размера, расположенные в строках по мере уменьшения размеров их высоты, используется в офтальмологии для проверки зрения) ручного формата держат при хорошем освещении на расстоянии вытянутой руки или до одного метра от глаз на их уровне. Для выполнения упражнения для тренировки центральной фиксации необходимо задержать взгляд на хорошо видимых буквах, замечая их четкость. Далее сделать освещение тусклым (выключить или приглушить свет, оставить включенным ночник или свечу). В таких условиях взять любую книгу с мелким шрифтом, приблизить ее на расстояние примерно 25 см и прочитать 3-5 страниц. Освещение должно быть затемнено до такой степени, чтобы шрифт можно было разобрать, но читать приходилось бы с напряжением. Чередование фиксирования зрения на хорошо освещенной проверочной таблице и чтение книги при тусклом освещении способствуют повышению остроты зрения.
  • 5 упражнение. Необходимо ежедневно читать проверочную таблицу несколько раз в день, установив ее на расстояние 3-5 м, при хорошем свете. Не забывать регулярно мягко моргать. Лучше начинать читать таблицу с расстояния в 3 м, далее постепенно его увеличивая. Важно, чтобы чтение происходило без напряжения. После окончания упражнения можно выполнить пальминг.
  • 6 упражнение. Во время прогулок или поездок на пассажирском сиденье, рекомендуется наблюдать взглядом за движущимися навстречу объектами: встречным транспортом или прохожими.

Необходимо всегда максимально расслаблять глаза, держать их полуоткрытыми, но не прищуренными, при этом рассматривать удаленные предметы без напряжения.

Другим разработчиком комплекса упражнений при близорукости является М. Д. Корбетт. В его упражнениях используется проверочная таблица, но не для того, чтобы узнать, сколько строк видит человек. Использование таблицы основывается на принципе узнаваемости: рассматривая уже знакомые объекты (в данном случае, буквы) глаза не напрягаются для их рассматривания.

Для выполнения упражнений необходимо перестать воспринимать таблицу как способ проверки зрения в кабинете офтальмолога, нужно сформировать чувство безразличия к ней. Только при выполнении этого условия упражнения будут эффективны. Тем не менее, некоторые люди сохраняют эту взаимосвязь в сознании очень долго, поэтому процесс лечения миопии этим методом длительное время не показывает результатов. В этом случае М. Д. Корбетт рекомендует самостоятельно сделать проверочную таблицу.

Для этого понадобятся: лист ватмана, газеты и журналы с заголовками разного формата и величины, напечатанные черной краской. Строчки формируют сверху вниз, начиная с размеров букв около 5 см в высоту. Можно в сточку приклеить слово или фразу. Отступив от первой строчки примерно 2,5 см, приклеить следующую строчку с буквами меньшего размера. Всего необходимо приклеить 20-25 строк. Каждая строка с содержащимся в ней словом (или набором букв) имеет разную высоту. Строки расположены по убыванию. В самой нижней строке буквы не должны быть больше 1 см. Таким образом, исходя из размеров букв, в первой-второй строке будет помещаться только слово, а в следующих - целые предложения. После создания большой таблицы, необходимо сделать ее точную копию на листе формата А4. Для этого те же слова (буквы, фразы) можно напечатать на компьютере, сохраняя соотношение размеров букв и расстояния между строчками, и распечатать на принтере.

Работа с проверочной таблицей начинается после небольшого сеанса соляризации. При этом выполняются повороты головой с закрытыми глазами. После соляризации нужно выполнить пальминг. Большой вариант таблицы устанавливают в хорошо освещенном месте. Для выполнения упражнения необходимо сесть напротив ее на расстоянии около 2 м. Таблица меньшего формата подносится близко к глазам, до тех пор, пока написанное на ней будет хорошо читаться.

На этом расстоянии прочитывают первую строку, далее отводят таблицу на расстояние вытянутой руки и повторяют чтение. Упражнение повторяют 2-3 раза, чередуя чтение на близком расстоянии и вдали. Далее бросают быстрый взгляд на первую строку большой таблицы. Слово, которое написано на ней, должно восприниматься более четко. После этого глаза закрывают и делают несколько поворотов головой в разные стороны. Дыхание глубокое.

Упражнение аналогично повторяют для второй строки. Сначала читают из ручного формата на близком расстоянии, затем на расстоянии вытянутой руки, и через несколько повторов - на большой таблице. Далее глаза закрывают и носом пишут слово в воздухе, воображая его более четким, чем оно виделось в таблице. Глаза открывают. Быстро смотрят на вторую строку большой проверочной таблицы. Теперь она должна быть видна четче.

На первом занятии таким способом читается каждая строчка таблицы до тех пор, пока ее можно читать без напряжения зрения. Прогресс будет заметен уже на следующем занятии. Постепенно можно будет прочитать без затруднений все строчки проверочной таблицы. После достижения данного результата, стул отодвигают от таблицы на полметра и повторяют упражнение сначала.

Самое важное условие - нельзя торопиться повышать сложность выполнения упражнения. Это может привести к появлению напряжения в глазах и положительного эффекта не будет. Если глаза имеют разную остроту зрения, то перед началом занятий их необходимо уровнять. Для этого глаз с хорошим зрение закрывают повязкой или ладонью и выполняют упражнение слабым глазом с меньшего расстояния. При просмотре строки большой проверочной таблицы нужно делать глубокий вдох и выдох. Использование данного приема позволяет увидеть объекты, расположенные вдалеке более четко.

Выполнение следующего упражнения методом Корбетт требует создания еще одной таблицы.

Для создания таблицы необходим лист ватмана, кисти, черные краски или тушь. На листе рисуют несколько строк, в каждой их которых расположены буквы определенного значения и соответствующей высоты. Буквы уменьшаются по размеру и располагаются строго друг под другом:

Буквы верхней строки: Р, В, О, их высота 7,5 см;

  • следующая строка: А, О, С, высота 5 см;
  • следующая строка: С, З, Т, высота 4,5 см;
  • четвертая строка: С, В, Р, высота 3,5 см;
  • пятая строка: Л, Р, О, высота 2,5 см;
  • шестая строка: А, А, Е, высота 2 см;
  • седьмая строка: Б, Т, З, высота 1,7 см;
  • восьмая строка: Л, И, Р, высота 1,3 см;
  • девятая строка: Е, Т, Е, высота 1 см;
  • десятая строка: Н, М, Н, высота 0,6 см;
  • одиннадцатая строка: И, Н, И, высота 0,4 см;
  • двенадцатая строка: Е, Е, Е, высота 0,3 см.

В результате, если читать буквы вертикально сверху вниз, получится «Расслабление возвратит мне острое зрение». Когда краски высохнут, таблицу вешают в хорошо освещенном месте и читают получившуюся фразу с близкого расстояния. Так, человек заранее будет знать, какие буквы расположены в проверочной таблице, что исключит появление напряжения зрения при работе с ней. Перед началом выполнения упражнений делают соляризацию и пальминг, как и перед предыдущим упражнением.

Упражнение выполняется сидя. Следует расположиться на таком расстоянии, с которого хорошо будет видно первую строку. Далее закрывают глаза. Необходимо вспомнить фразу и постараться вычислить буквы, которые нарисованы во второй строке. Глубоко вдохнуть и на выдохе написать эти буквы носом. Глаза открывают и быстро и внимательно смотрят на проверочную таблицу. Буквы должны быть видны более четко. Если это не произошло, глаза закрывают и пишут буквы второй строки пальцем на ладони. Далее глаза открывают и быстро смотрят на таблицу.

Если и после этого приема буквы не стали видны более четко, значит расстояние от глаз до таблицы слишком большое и возникает напряжение зрения при ее чтении. Поэтому стул подвигают ближе, чтобы были лучше видны буквы первой строки. Когда вторая строка будет хорошо видна, переходят к буквам следующей строки. Во время переходов от одной строки к другой, необходимо давать отдых глазам: глаза закрывают и делают повороты головой в стороны.

Во время каждого занятия необходимо прорабатывать 4-5 строк, и не задерживаясь на полученном результате, стремится превзойти себя на следующем занятии. Ко всему прочему, во время выполнения занятия происходит аутотренинг. Многократное повторение фразы «Расслабление возвратит мне острое зрение» при выполнении упражнения прочно закрепляется в сознании человека, что дополнительно повышает его эффективность и дает хороший результат.

Упражнение «Меткий стрелок»

Упражнение «Меткий стрелок» выполняют с проверочной таблицей с фразой «Расслабление возвратит мне острое зрение». Таблицу располагают в хорошо освещенном помещении и читают фразу с близкого расстояния. Перед выполнением основного упражнения делают соляризацию и пальминг. Верхняя строка проверочной таблицы должна располагаться на расстоянии в один метр от носа человека. Для контроля можно взять метровую линейку и приложить один ее конец к лицу, а другой - к первой строке. Глядя на свой нос или ближний конец линейки, необходимо быстро моргнуть и дать себе команду «Приготовься!».

Далее быстрый взгляд бросают на дальний конец линейки или на промежуток между строк, и начинают непрерывно моргать. Это действие равносильно команде «Целься!». Далее взгляд быстро переводят на букву Р (первую букву первой строки) - команда «Огонь!».

После этого глаза закрывают и дают им отдохнуть. Дыхание глубокое. Затем тоже само проделывают для следующих букв первой строки: В и О. после проработки первой строки делают пальминг и переходят ко второй. Подобное упражнение выполняют на нескольких первых строках.

Таблица «дебко»

По рекомендации М. Д. Корбетт, таблицу «дебко» также можно использовать для упражнений при близорукости. Таблица «дебко» представляет собой две параллельные линии черного цвета, на концах которых расположены жирные точки. Всего две линии и четыре точки.

Для выполнения упражнения необходимо переводить взгляд по линии от одной точки к другой. Голова поворачивается за взглядом. Повороты выполняют до того момента, когда появится ощущение, что линии начинают уходить в противоположную взгляду сторону. После этого упражнение повторяют для нижней части таблицы. Затем глаза закрывают и повторяют упражнения, поворачивая голову по воображаемой линии таблицы «дебко». После чего глаза открывают и скользят взглядом с поворотами головы по белому промежутку между линиями вверху и внизу таблицы. Благодаря этому приему улучшиться зрение во время чтения на любом расстоянии.

Описанное ниже упражнение поможет улучшить зрение как при миопии, так и при дальнозоркости. Суть его выполнения заключается не просто в улучшении зрения, а в его централизации. Упражнение выполняют при помощи проверочной таблицы «Расслабление возвратит мне острое зрение».

Таблицу располагают в хорошо освещенном помещении и читают фразу с близкого расстояния. Перед выполнением основного упражнения делают соляризацию и пальминг.

От таблицы отходят на расстояние, при котором будет хорошо видна первая строка, глаза при этом не напрягаются. Взгляд устремляют на белое пространство (чистый участок ватмана) справа от первой буквы первой строки (Р). Далее взгляд переводят на белое пространство слева от Р. И так несколько раз, скользя взглядом оп самой букве.

Таким образом происходит «притирание» или «зашкуривание» зрения, для рассматривания объекта нет необходимости прилагать усилия. Это же упражнение повторяют для букв В и О. Далее стул отодвигают от проверочной таблицы на такое расстояние, при котором буквы первой строки будут видны, но недостаточно четко. Глаза закрывают. С закрытыми глазами в воображении восстанавливают точное изображение буквы Р в строке таблицы.

Нос направляют к левой белой поверхности от буквы. Далее к правой, делая небольшие быстрые повороты головы. При этом мысленным взглядом скользят по поверхности воображаемой буквы. Далее глаза открывают и выполняют тоже упражнение для той же буквы на проверочной таблице. Во время этого приема буква Р должна стать более четкой.

Упражнение повторяют аналогично для букв В и О в проверочной таблице. Во время выполнения упражнения необходимо обращать внимание на то, что при взгляде на белое пространство, буква должна находиться в стороне от основной линии зрения.

При перемещении взгляда на другое белое пространство буква должна визуально ускользать от взгляда, как будто она уходит со своего положенного места и опять видно белое пятно. Эта оптическая иллюзия обязательно должна возникать при выполнении упражнения. Она имеет большое значение для развития нормального зрения.

Это «поведение» буквы называют челночным движением или раскачиванием. После раскачивания всех букв первой строки, закрывают глаза и пишут эти буквы носом. Затем глаза открывают, делают глубокий вдох и читают написанное в первом столбце таблицы слово «расслабление». Слово должно стать более четким.

Если результат достигнут, то прочитывают всю фразу проверочной таблицы целиком «Расслабление возвратит мне острое зрение». Если эффекта нет и слова нечеткие, то необходимо вообразить, что эти слова читаются, мысленно представив, как они должны выглядеть в проверочной таблице. Это должно получиться легко, поскольку человек точно знает, что в ней написано.

Во время выполнения пальминга можно вспомнить как можно больше слов, которые начинаются на каждую букву из прочитанной строки. Чтение горизонтальных строк продолжают до тех пор, пока их можно прочитать без напряжения зрения. Когда выполнение упражнения окончено, можно немного поиграть резиновым мячиком, ударяя его об пол, стены или просто подбрасывая вверх и ловя. При этом обязательно необходимо следить за мячом взглядом.

Комплекс упражнений для глаз при миопии от Р. С. Агарвала

Для коррекции миопии Р. С. Агарвал рекомендует делать упражнение на вспоминание любой буквы проверочной таблицы. Для этого необходимо смотреть около 5 секунд на любую букву таблицы, непрерывно моргая. Так запоминается буква. Далее глаза закрывают и начинают восстанавливать образ буквы в голове, представляя ее более четкой, чем она была при рассматривании.

В процессе вспоминания можно несколько раз открывать глаза, рассматривая букву еще раз, мысленно доводя ее образ до совершенства. После выполнения такого упражнения острота зрения улучшается. Так происходит, когда буква одинаково хорошо видна с закрытыми и открытыми глазами.

Комплекс упражнений по системе М. Уиндолфа

М. Уиндолф является последователем методики восстановления зрения У. Бэйлтса. В своем комплексе упражнений он уделяет внимание фокусировке (аккомодации) зрения.

Он создал несколько упражнений для наружных , косых и прямых, сознательное управление которыми, как он считает, помогает правильно фокусировать глаза на рассматриваемом предмете.

Другие ученые также считают эту идею вполне обоснованной. М. Уиндолф утверждает, что при миопии тренировка нормальной аккомодации должна заключаться в попеременном расслаблении косых мышц и напряжении прямых мышц глаза. Достигнуть расслабления косых мышц глаза можно при помощи описанных выше упражнений. Для напряжения прямых мышц используют упражнения, которые будут описаны далее. Они должны подкрепляться самовнушением и сознательными командами. При всем этом упражнения выполняются без какого-либо напряжения.

К еще одной особенности данных упражнений относится тот факт, что для достижения внешне заметного результата они требуют длительных тренировок. Тем не менее, при совместном выполнении упражнений на расслабление и фокусировку улучшение зрения происходит быстрее, чем если выполнять упражнения только на расслабление.

Перед началом тренировок необходимо расслабить глаза, выполнив пальминг. В расслаблении также нуждаются и все остальные мышцы тела. Для выполнения упражнения понадобится яркий предмет, например, елочная игрушка с блестками или фантик из фольги.

Яркий предмет располагают перед собой и выполняют моргание. Также допускается закрывать глаза на несколько секунд. С помощью этих действий необходимо добиться проблеска хорошего зрения двумя глазами. Это достигается путем центральной фиксации, то есть более четкого видения в рассматриваемом объекте центральной зоны. Тем не менее, проблеск хорошего зрения не является обязательным условием для выполнения этого упражнения.

Далее продолжают смотреть на этот предмет, постепенно уменьшая размеры центральной зоны. Для этого сжимают прямые мышцы глаз, втягивая глазное яблоко вглубь , однако без напряжения. Необходимо визуально представить, где расположены эти мышцы, и дать им команду сократиться, сжаться и втянуть глазное яблоко внутрь. Параллельно продолжают моргать и выполнять центральную фиксацию. Эффект после первой тренировки, скорее всего, будет незаметен.

Во время следующих занятий необходимо постараться ощутить напряжение прямых мышц глаз. После окончания упражнений возможны неприятные ощущения, которые возникают после тренировки любых ранее неактивных мышц. Ощущение напоминает головную боль, но быстро исчезает после того, как концентрация зрения на рассматриваемом предмете прекращается. Со временем это ощущение пройдет.

Причина приобретенной близорукости - ослабление аккомодационного аппарата глаз - происходит по разным причинам. Среди них не только длительная работа на близком расстоянии и постоянное напряжение глазных мышц, но и долговременное нахождение в закрытых пространствах, ухудшение кровоснабжение глаз, хронический тонзиллит, ревматизм и другие факторы. Устранение этих причин и является профилактикой близорукости.

Самые действенные средства лечения и профилактики - специальные упражнения. Они направлены на укрепление и расслабление глазных мышц в сочетании с общеукрепляющей физкультурой и здоровым образом жизни. Тут и придет на помощь специальная лечебная физкультура (ЛФК). Из многочисленных глазных патологий ЛФК в России применяют в настоящее время только при миопии и глаукоме. Однако, при глаукоме чаще используется массаж, а физические упражнения проводятся по одной и той же методике, что и при гипертонической болезни. Чуть более широкое распространение имеет ЛФК в целях профилактики и непосредственного лечения миопии. Научно доказана ее высокая эффективность.

Особенности применения ЛФК при близорукости

ЛФК рекомендована всем лицам, у которых имеется прогрессирующая приобретенная и не осложненная отслойкой сетчатки близорукость в любой степени. Наиболее эффективна ЛФК для детей. Для близоруких детей, страдающих одновременно различными нарушениями опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, сколиоз и т.д.), применение ЛФК абсолютно обязательно. При врожденной близорукости ЛФК малоэффективна. Противопоказана ЛФК при угрозе отслоения или крайней степени дистрофии сетчатки.

Методика занятий определяется задачами ЛФК:

  • укрепление организма в целом;
  • активизация основных функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • укрепление мышц и связок;
  • улучшение кровоснабжения глазных тканей;
  • укрепление мышц глаза, особенно цилиарной мышцы;
  • дополнительное укрепление склеры.

Обычно внимание уделяется корригирующим и общеукрепляющим упражнениям (спокойная ходьба, движения руками, упражнения для дыхания, для плечевого пояса, для мышц стопы и туловища), а также упражнениям на укрепление мышц спины, ослабленных неправильным сидением при зрительной работе (низко наклоненная голова, сгорбленная спина). Положение тела лишь тогда считается правильным, когда ось центра тяжести пересекает сидение позади тазобедренного сустава, наклон головы несильный, глаза находятся на длину руки с вытянутыми пальцами от стола, плечевой пояс держит горизонтальное положение, а само туловище от края стола отодвинуто на 3-5 см.

В лечебной физкультуре специальные упражнения для коррекции зрения условно можно подразделить на несколько групп.

  1. Упражнения на наружные мышцы глаза:
  • прямые,
  • прямые и косые.
  1. Упражнения на внутреннюю (цилиарную) мышцу. Они заключаются в движении глазного яблока во все возможные направления и в переводе взгляда с ближнего объекта ясного видения на дальний и наоборот.
  2. Самомассаж глаз.

Специальные упражнения для глаз

  1. Посмотреть вверх, затем перевести взгляд вниз (повтор 6-8 раз).
  2. Посмотреть вверх - влево, затем по диагонали вниз - вправо (повтор 6-8 раз).
  3. Посмотреть вверх - вправо, по диагонали вниз - влево (повтор 6-8 раз).
  4. Перевести взгляд максимально в левый угол глаза, потом по горизонтали в правый (повтор 6-8 раз).
  5. Вперед вытянуть руку по средней линии своего лица. Смотреть на кончик пальца и постепенно приближать его. Глаз не отводить до тех пор, пока кончик пальца не начнет «двоиться» (повтор 6-8 раз).
  6. Коснуться пальцем переносицы. Перевести взгляд двух глаз сразу на переносицу и обратно (повтор 10-11 раз).
  7. Делать круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем обратно. При этом исходное положение - в позе сидя.
  8. Моргать быстро в течение 15 секунд (повтор 3-4 раза).
  9. Зажмурить крепко глаза на 3-5 секунд, потом открыть на 3-5 секунд (повтор 8-10 раз).
  10. Плотно закрыть глаза и круговыми движениями пальца массировать веки в течение минуты. При этом исходное положение - стоя.
  11. Перевести взгляд с ближнего предмета на самый дальний и наоборот.

В ходе упражнений амплитуда движений глазного яблока должна быть максимальная, но без боли. Данные упражнения для глаз лучше сочетать с дыхательными, но строго дозировать именно упражнения для глаз. Курс ЛФК при близорукости составляет не менее трех месяцев. Он делится на два периода - подготовительный (10-15 дней) и основной (около 3 месяцев).