Все началось с того, что внутри католической церкви была создана инквизиция (от лат. inguisitio - розыск, расследование, соответственно, инквизитор – следователь.).

Официальное название этой конторы звучит как “Святой отдел расследований еретической греховности”. Это было судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересью.

Ересями тогда называли религиозные учения, возникшие в Европе как протест против католической церкви. Католическая церковь насаждала слепую веру, необразованность, суеверия, стремясь уничтожить любые научные знания.

Чтобы уничтожить это движение, римский папа Иннокентий III отправил в Южную Францию монахов, позволив им делать все, что заблагорассудится и, поставив лишь одно условие, - выжечь ересь, как говорят, железом, огнем и мечом. Что монахи и сделали.

Как указывалось в одном из документов той эпохи, “весь христианский мир был потрясен страшным зрелищем: люди, висячие на виселицах, сожжены на очагах, замордованные истязаниями только за то, что они отдавали свои мнения и молитвы одному лишь богу и отказывались верить в пустые церемонии, которые выдуманы людьми”.

Но папа считал, что монахи не обнаружили нужного старания и отправил им на помощь еще трех легатов, к которым присоединился и испанский монах Доминик Гусман, основатель инквизиции.
Некоторые города Южной Франции были превращены в пепел, а их обитатели уничтожены. - Так началось страшная “святая инквизиция”, которая превратила в кровавые застенки некоторые из стран Европы.

Руководить инквизицией поручили монахам - доминиканцам, членам ордена, что в 1215 году был создан Домиником, и которые, по мнению руководителей церкви, имели право следить за чистотой веры, выгрызая ересь. Может, потому и назвали их “псами господними”? А основателя этого ордена Доминика Гусмана часто изображали рядом с собакой, что держала в пасти горящий факел.

Инквизиция подчинялась самому римскому папе. Судопроизводство велось тайно, с помощью истязаний.
Это было время жестоких гонений на еретиков и евреев, которые обвинялись в более, ужасных преступлениях, - евреи, например, изображались прислужниками сатаны. С лютостью церковь расправлялась и с учеными, оценивая их открытие как дьявольские изобретения.

Средства проверки “чистоты” человека были своеобразными. Например, если женщину обвиняли в занятиях колдовством или магией, то это проверялось очень просто – жертве вешали на шею тяжелый камень, после чего ее бросали в воду. Если она тонула - это значит она невинна, если всплывала - это, по мнению инквизиторов, она и в самом деле ведьма.

Для укрепления веры инквизиторы принуждали своих жертв почувствовать муки, которые понес за них Иисус. Нет, конечно, они совсем не желали зла своей жертве. - Просто, пройдя через них, жертва должна была искренне раскаяться и возродиться духом.
Так римляне сначала распинали разбойников, а затем первых-христиан на крестах. А вот в настоящий момент - тех, кто не верил в Христа.

Папа Григорий IХ, идейный последователь Иннокентия, передал борьбу с ересью в ведение монашеских орденов, в основном доминиканского ордена. Так родилась инквизиция как развитая централизованная организация профессиональных искоренителей вредных идей.

На суд инквизиции часто попадали ученые, но чтобы они оказывались там именно за занятие наукой - это редкое исключение, а не правило. Чаще причиной становились антицерковная пропаганда, увлечение оккультизмом или революционные (в прямом, политическом, смысле) идеи.

Монах доминиканского ордена Джордано Бруно отстаивал теорию Коперника, но кроме еретической теории множественности планет в доносе на Бруно значились отрицание возмездия за грехи, приписывание Иисусу Христу занятий магией, оскорбления в адрес церковников и (!) намерение основать собственную религию. То есть создать организацию, которая будет конкурировать с церковью.

Известные жертвы Инквизиции

Жанна д’Арк - героиня Столетней войны. Это был типично политический процесс, хотя формально Жанна была сожжена за ересь.

Жак де Моле - магистр ордена тамплиеров. Обвинители приписывали ему и его братьям-рыцарям поклонение демонам, исполнение богохульственных ритуалов и содомию. Истинная же причина ареста - возрастающие власть и богатство ордена. Тамплиеры стали опасны для французской короны, и Филипп IV Красивый подписал указ об их аресте. Магистр де Моле был сожжен после долгих пыток.

Ян Гус - проповедник, один из идеологов Реформации. Выступал против коррупции католической церкви и за это поплатился.

Этьен Доле - французский поэт и писатель. Критиковал религиозную политику властей, за что обвинен в ереси и сожжен.

ТОМАЗО ДЕ ТОРКВЕМАДА, ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР ИСПАНИИ. Получил прекрасное богословское образование и вступил в доминиканский орден.

В тридцать лет Торквемада получил пост приора монастыря, а потом стал духовником сестры кастильского короля Изабеллы. В 1483 году Торквемада был назначен королем и утвержден папой как Великий инквизитор Испании.

Будучи умным и хитрым интриганом, Торквемада убедил Изабеллу и ее мужа Фердинанда в необходимости религиозного единства страны.
Община иудеев попыталась переубедить Фердинанда, заплатив крупную сумму откупных. Король заколебался. Тогда Торквемада провел образцовую “пиар-акцию” и выставил Фердинанда вторым Иудой, предавшим Христа за деньги. Чтобы сохранить репутацию, король вынужден был пойти на условия Великого инквизитора и начать изгнание иудеев.
Созданная как небольшой комитет, испанская инквизиция быстро разрослась. Всего ведомство Торквемады осудило около трехсот тысяч человек, из них около двух тысяч были приговорены к смерти.

РЕАЛИТИ-ШОУ XVI века. Народу нравилось.

Инквизиция успешно пережила Возрождение, Реформацию, Новое время и лишь в эпоху Просвещения получила удар, от которого не оправилась. В XVIII веке в большинстве европейских стран деятельность инквизиции была запрещена. В государствах, где католицизм был особенно силен, эта организация дожила до начала ХIХ века.

Римская же инквизиция пережила даже XIX и XX века и существует до сих пор под именем Конгрегация доктрины веры. Это уже совсем не та инквизиция. Ни о каких наказаниях еретиков или язычников речи не идет. Занимается Конгрегация в основном проверками католических священников - верно ли трактуют Библию, не позорят ли церковь аморальным поведением, и т.п. Самое страшное, что может последовать за проверкой современной инквизиции, - лишение церковного сана.

Бенедикт XVI - вполне современный инквизитор, в свое время занимал пост Великого инквизитора.

Зародыши Инквизиции мы находим еще в первые века христианства - в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви.

Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества. Угроза смертною казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами.

В капитуляриях Карла Великого встречаются предписания, обязывающие епископов следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на саксонских границах - искоренять языческие обычаи. В 844 г. Карл Лысый предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и исправлять его заблуждения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Инквизиция. Борьба церкви с ересью (рус.) История средних веков.

    ✪ КРОВАВЫЕ ШАХМАТЫ ИНКВИЗИТОРА

    ✪ Час истины - Инквизиция и инквизиторы

    ✪ Охота на ведьм и инквизиция (рассказывает историк Елена Браун)

    ✪ Тюдоровские еретики Святая инквизиция

    Субтитры

Происхождение термина

Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году . Этот институт достиг своего апогея в 1478 году , когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию . С 1483 года её трибунал возглавил Томас Торквемада , который стал одним из авторов знаменитого кодекса .

Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 году , заменив собой «Великую римскую инквизицию», папа Павел III подчинил ей все локальные инквизиции и дал право действовать во всем мире, а в 1617 году ей были переданы также функции упразднённой конгрегации индекса. Священная конгрегация превратилась в высшую богословскую инстанцию, заключения которой по вопросам веры и канонических действий были обязательны для всей католической церкви.

Цели и средства

Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси .

IX. В первые времена инквизиции не существовало прокурора, обязанного обвинять подозреваемых лиц; эта формальность судопроизводства выполнялась словесно инквизитором после заслушания свидетелей; сознание обвиняемого служило обвинением и ответом. Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим; ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Если он соглашался, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с копией приговора.

Смертная казнь, как и конфискация, была мерою, которую в теории Инквизиция не применяла. Её дело было употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви; если он упорствовал или если его обращение было притворным, ей нечего было с ним более делать. Как не католик, он не подлежал юрисдикции Церкви, которую он отвергал, и Церковь была вынуждена объявить его еретиком и лишить своего покровительства. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от Церкви или объявлением, что виновный не считается более подсудным суду Церкви; иногда добавлялось, что он передаётся светскому суду, что он отпущен на волю - ужасное выражение, обозначавшее, что окончилось уже прямое вмешательство Церкви в его судьбу. С течением времени приговоры стали пространнее; часто уже начинает встречаться замечание, поясняющее, что Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного, и передача его в руки светской власти сопровождается следующими знаменательными словами: debita animadversione puniendum, то есть «да будет наказан по заслугам». Лицемерное обращение, в котором Инквизиция заклинала светские власти пощадить жизнь и тело отпавшего, не встречается в старинных приговорах и никогда не формулировалось точно.

Инквизитор Пегна не задумывается признать, что это воззвание к милосердию было пустою формальностью, и объясняет, что к нему прибегали только с той целью, чтобы не казалось, что инквизиторы согласны на пролитие крови, так как это было бы нарушением канонических правил. Но в то же время Церковь зорко следила за тем, чтобы её резолюция не толковалась превратно. Она поучала, что не может быть и речи о каком-либо снисхождении, если еретик не раскается и не засвидетельствует своей искренности выдачей всех своих единомышленников. Неумолимая логика св. Фомы Аквината ясно установила, что светская власть не могла не предавать еретиков смерти, и что только вследствие своей безграничной любви Церковь могла два раза обращаться к еретикам со словами убеждения раньше, чем предать их в руки светской власти на заслуженное наказание. Сами инквизиторы нисколько не скрывали этого и постоянно учили, что осужденный ими еретик должен быть предан смерти; это видно, между прочим, из того, что они воздерживались произносить свой приговор над ним в пределах церковной ограды, которую осквернило бы осуждение на смертную казнь, а произносили его на площади, где происходило последнее действие аутодафе. Один из их докторов XIII века, цитируемый в XIV веке Бернаром Ги, так аргументирует это: «Цель Инквизиции - уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти».

Основные исторические этапы

Доминиканский период

Слово «Инквизиция», в техническом смысле, употреблено впервые на Турском соборе 1163 года , а на Тулузском соборе в 1229 г., апостольский легат «mandavit inquisitionem fieri contra haereticos suspectatos de haeretica pravitate».

Ещё на Веронском синоде 1185 году, изданы были точные правила касательно преследования еретиков, обязывавшие епископов возможно чаще ревизовать свои епархии и выбирать зажиточных мирян, которые оказывали бы им содействие в розыске еретиков и предании их епископскому суду; светским властям предписывалось оказывать поддержку епископам, под страхом отлучения и других наказаний.

Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности Иннокентия III (1198-1216), Григория IX (1227-1241) и Иннокентия IV (1243-1254). Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух цистерцианских монахов, Гюи и Ренье, объездить, в качестве папских легатов, диоцезы южной Франции и Испании, для искоренения ереси вальденсов и катаров . Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. В 1203 г. Иннокентий III отправил туда же двух других цистерианцев, из монастыря Фонтевро (Fontevrault) - Пьера Кастельно и Ральфа; вскоре к ним был присоединен и аббат этого монастыря, Арнольд, и все трое возведены были в звание апостольских легатов. Предписание возможно строже обходиться с еретиками привело, в 1209 г., к убийству Пьера Кастельно, что послужило сигналом к кровавой и опустошительной борьбе, известной под именем альбигойских войн.

Несмотря на крестовый поход Симона де Монфора , ересь продолжала упорно держаться, пока против неё не выступил Доминик Гусман (X, 959), основатель ордена доминиканцев. В заведование этого ордена всюду перешли инквизиционные суды, после того как последние изъяты были Григорием IX из епископской юрисдикции. На Тулузском соборе 1229 года было постановлено, чтобы каждый епископ назначал одного священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков в пределах данной епархии. Несколько лет спустя инквизиторские обязанности были изъяты из компетенции епископов и специально вверены доминиканцам, представлявшим то преимущество перед епископами, что они не были связаны ни личными, ни общественными узами с населением данной местности, и потому могли действовать, безусловно, в папских интересах и не давать пощады еретикам.

Установленные в 1233 году инквизиционные суды вызвали в 1234 году народное восстание в Нарбонне , а в 1242 году - в Авиньоне . Несмотря на это, они продолжали действовать в Провансе и распространены были даже и на северную Францию. По настоянию Людовика IX , папа Александр IV назначил в 1255 году в Париже одного доминиканского и одного францисканского монахов на должность генеральных инквизиторов Франции. Ультрамонтанское вмешательство в дела галликанской церкви встречало, однако, беспрестанное противодействие со стороны её представителей; начиная с XIV века, французская инквизиция подвергается ограничениям со стороны государственной власти и постепенно приходит в упадок, которого не могли удержать даже усилия королей XVI века, боровшихся против реформации.

Тем же Григорием IX инквизиция введена была в Каталонии, в Ломбардии и в Германии, причем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Из Каталонии инквизиция быстро распространилась по всему Пиренейскому полуострову, из Ломбардии - в различных частях Италии, не везде, впрочем, отличаясь одинаковою силой и характером. Так, например, в Неаполе она никогда не пользовалась большим значением, вследствие беспрестанных раздоров между неаполитанскими государями и римской курией. В Венеции инквизиция (совет десяти) возникла в XIV веке для розыска соучастников заговора Тьеполо и являлась политическим трибуналом. Наибольшего развития и силы инквизиция достигла в Риме. О степени влияния инквизиции в Италии и о впечатлении, произведенном ею на умы, свидетельствует сохранившаяся во флорентийской церкви Santa Maria Novella знаменитая фреска Симона Мемми, под названием «Domini canes» - «Божьи псы», (каламбур, основанный на созвучии этих слов со словом dominicani - доминиканцы), изображающая черно-белых собак, отгоняющих волков от стада. Наибольшего развития итальянская инквизиция достигает в XVI веке, при папах Пии V и Сиксте V .

В Германии инквизиция первоначально направлена была против племени стедингов, отстаивавших свою независимость от бременского архиепископа, Здесь она встретила всеобщий протест. Первым инквизитором Германии был Конрад Марбургский ; в 1233 году он был убит во время народного восстания, а в следующем году той же участи подверглись и два главные его помощника. По этому поводу в Вормской летописи говорится: «таким образом, при Божьей помощи, Германия освободилась от гнусного и неслыханного суда». Позже папа Урбан V , опираясь на поддержку императора Карла IV , снова назначил в Германию двух доминиканцев, в качестве инквизиторов; однако, и после этого инквизиция не получила здесь развития. Последние следы её были уничтожены реформацией. Инквизиция проникла даже в Англию, для борьбы против учения Уиклифа и его последователей; но здесь значение её было ничтожно.

Из славянских государств только в Польше существовала инквизиция, и то очень недолго. Вообще, учреждение это пустило более или менее глубокие корни только в Испании, Португалии и Италии, где католицизм оказывал глубокое влияние на умы и характер населения.

Испанская инквизиция

Испанская инквизиция, возникшая в XIII веке как отголосок современных событий в южной Франции , возрождается с новой силой в конце XV века , получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма , которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы . Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV века масса евреев и мавров силою вынуждены были принять христианство (см. Марраны и Мориски), но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.

Систематическое преследование этих подозрительных христиан инквизицией начинается со времени соединения Кастилии и Арагона в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике , реорганизовавших инквизиционную систему. Мотивом реорганизации являлся не столько религиозный фанатизм , сколько желание воспользоваться инквизицией для упрочения государственного единства Испании и увеличения государственных доходов путём конфискации имущества осужденных. Душою новой инквизиции в Испании был духовник Изабеллы доминиканец Торквемада . В 1478 году была получена булла от Сикста IV , разрешавшая «католическим королям » установление новой инквизиции, а в 1480 году был учрежден в Севилье первый трибунал её; деятельность свою он открыл в начале следующего года, а к концу его уже мог похвалиться преданием казни 298 еретиков . Результатом этого была всеобщая паника и целый ряд жалоб на действия трибунала , обращенных к папе, главным образом, со стороны епископов. В ответ на эти жалобы Сикст IV в 1483 году предписал инквизиторам придерживаться той же строгости по отношению к еретикам, а рассмотрение апелляций на действия инквизиции поручил севильскому архиепископу Иньиго Манрикесу. Несколько месяцев спустя он назначил великим ген. инквизитором Кастилии и Арагона Торквемаду, который и завершил дело преобразования испанской инквизиции.

Инквизиционный трибунал сперва состоял из председателя, 2 юристов-ассесоров и 3 королевских советников. Эта организация скоро оказалась недостаточной и взамен её создана была целая система инквизиционных учреждений: Центральный инквизиционный совет (Consejo de la suprema (исп.) , так называемая «Супрема») и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10 . Имущества, конфискованные у еретиков, составляли фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который, вместе с тем, служил источником обогащения папской и королевской казны. В 1484 году Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс (сперва 28 постановлений; 11 были добавлены позднее), регулировавший инквизиционный процесс.

С тех пор дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро продвигаться вперед, особенно после 1492 года , когда Торквемаде удалось добиться у католических королей изгнания из Испании всех евреев. По одной из версий, результаты деятельности испанской инквизиции при Торквемаде, в период от 1481 года до 1498 года, выражаются следующими цифрами: около 8.800 человек было сожжено на костре; 90.000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того, были сожжены изображения, в виде чучел или портретов, 6.500 человек, спасшихся от казни посредством бегства или смерти. Существуют, однако, и другие данные, согласно которым Торквемада причастен к сожжению около 2.000 человек и, следовательно, цифры жертв инквизиции преувеличиваются.

В Кастилии инквизиция пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием собиравшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почёт. Преемники Торквемады, Диего-Деса и особенно Хименес, архиепископ толедский и духовник Изабеллы, закончили дело религиозного объединения Испании.

Несколько лет спустя после завоевания Гранады, мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за ними религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1492 года . В 1502 году им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако, крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и, наконец, были изгнаны из Испании Филиппом III, в 1609 году . Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 миллионов населения, и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собою неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли, что не помешало Испании стать самой богатой страной, создать могучий флот и колонизировать большие просторы в Новом свете.

Хименес уничтожил последние остатки епископской оппозиции. Испанская инквизиция проникла в Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов. В Нидерландах она была установлена Карлом V в 1522 году и была причиной отпадения северных Нидерландов от Испании при Филиппе II . В Португалии инквизиция введена была в 1536 году и отсюда распространилась на португальские колонии в Ост-Индии, где центром её был Гоа .

Инквизиция как организация в Российской империи

В 1711 году были в России царским указом введены фискалы , целью которых было наблюдать и докладывать императору о всем, что происходит на местах, в том числе и за духовенством. В 1721 году царем Петром I был учрежден Святейший Синод , для которого был написан Духовный Регламент . Одним из пунктов Духовного Регламента было учреждение должности «протоинквизитора», которым был назначен строитель московского Данилова монастыря иеромонах Пафнутий. В каждую епархию назначались «провинциал-инквизиторы», которым подчинялись «инквизиторы», находившиеся в городах и уездах. 23 декабря 1721 г. Святейший синод составил для них особую инструкцию, напечатанную в «Полном Собрании Законов Российской империи» (VI, N 3870) .

Инквизиторы фактически являлись фискалами, только объектом их внимания было непосредственно духовенство и всё, что связано с его деятельностью. Обязанностью инквизиторов было наблюдение за тем, как духовенство выполняет правила Духовного Регламента; отдает ли оно достойную честь Святейшему Синоду; не происходит ли симония ; достойны ли люди, поставляемые в архимандриты и игумены; выполняет ли духовенство Святые правила . Помимо этого, инквизиторы должны были наблюдать, взимаются ли налоги с раскольников ; если среди старообрядцев появлялся учитель, то такого немедленно под караулом инквизиторы должны были отправлять в Синод. Инквизиторы были обязаны наблюдать за соблюдением государственных законов как среди духовенства, так и среди монастырских крестьян. Обо всех нарушениях инквизиторы должны были докладывать протоинквизитору, а тот был обязан докладывать в Святейший Синод .

Духовная инквизиция существовала недолго и была уничтожена при Екатерине I .

Другие страны

По образцу испанской инквизиционной системы в 1542 году в Риме была учреждена «конгрегация святой инквизиции», власть которой была безусловно признана в герцогствах Миланском и Тосканском; в Неаполитанском королевстве и Венецианской республике её действия подлежали правительственному контролю. Во Франции Генрих II пытался учредить инквизицию по тому же образцу, а Франциск II в 1559 году перенес функции инквизиционного суда на парламент, где для этого образовано было особое отделение, так наз. chambres ardentes (огненная палата).

Действия инквизиционного трибунала облекались строгой таинственностью. Действовала система шпионства и доносов. Как только обвиненный или заподозренный привлекался к суду инквизицией, начинался предварительный допрос, результаты которого представлялись трибуналу. Если последний находил дело подлежащим своей юрисдикции, - что обыкновенно и случалось, - то доносчики и свидетели снова допрашивались и их показания, вместе со всеми уликами, передавались на рассмотрение доминиканских богословов, так называемых квалификаторов святой инквизиции.

Если квалификаторы высказывались против обвиняемого, его тотчас же отводили в секретную тюрьму, после чего между узником и внешним миром прекращались всякие сношения. Затем следовали 3 первые аудиенции, во время которых инквизиторы, не объявляя подсудимому пунктов обвинения, старались путём вопросов запутать его в ответах и хитростью исторгнуть у него сознание в возводимых на него преступлениях. В случае сознания, он ставился в разряд «раскаивающихся» и мог рассчитывать на снисхождение суда; в случае упорного отрицания вины, обвиняемого, по требованию прокурора, вводили в камеру пыток. После пытки измученную жертву снова вводили в аудиенц-залу и только теперь знакомили её с пунктами обвинения, на которые требовали ответа. Обвиняемого спрашивали, желает ли он защищаться или нет, и, в случае утвердительного ответа, предлагали ему выбрать себе защитника из списка лиц, составленного его же обвинителями. Понятно, что защита при таких условиях была не более как грубым издевательством над жертвой трибунала. По окончании процесса, продолжавшегося нередко несколько месяцев, снова приглашались квалификаторы и давали своё окончательное мнение по данному делу, почти всегда - не в пользу подсудимого.

Затем следовал приговор, на который можно было апеллировать к верховному инквизиционному трибуналу или к папе. Однако успех апелляций был маловероятен. «Супрема», как правило, не отменяла приговоров инквизиционных судов, а для успеха апелляции в Риме необходимо было заступничество богатых друзей, так как осужденный, чье имущество было конфисковано, значительными денежными суммами уже не располагал. Если приговор отменялся, узника освобождали, но без всякого вознаграждения за испытанные муки, унижения и убытки; в противном случае его ожидали санбенито и ауто-да-фе .

Перед инквизицией трепетали даже государи. Её преследований не могли избежать даже такие лица, как испанский архиепископ Карранса, кардинал Чезаре Борджиа и др.

Особенно гибельным становится влияние инквизиции на интеллектуальное развитие Европы в XVI веке, когда ей, вместе с иезуитским орденом удалось овладеть цензурой книг. В XVII век число её жертв значительно уменьшается. XVIII-й в. с его идеями религиозной веротерпимости был временем дальнейшего упадка и наконец полной отмены инквизиции во многих государствах Европы: пытки совершенно устраняются из инквизиционного процесса в Испании, а число смертных казней сокращается до 2 - 3, и даже меньше, в год. В Испании инквизиция была уничтожена указом Жозефа Бонапарта 4 декабря 1808 года . По статистическим данным, собранным в труде Лорьенте, оказывается, что подвергшихся преследованию со стороны испанской инквизиции с 1481 до 1809 года было 341 021 человек; из них 31 912 были сожжены лично, 17 659 - in effigie , 291 460 подверглись тюремному заключению и другим наказаниям. В Португалии инквизиция сильно была ограничена в министерство Помбаля , а при Иоанне VI (1818 - 26) совсем уничтожена. Во Франции она уничтожена в 1772 году, в Тоскане и Парме - в 1769 году, в Сицилии - в 1782 году, в Риме - в 1809 году. В 1814 году инквизиция была восстановлена в Испании Фердинандом Vll; вторично уничтоженная кортесами в 1820 году, она снова на некоторое время возрождается, пока, наконец, в 1834 году не упраздняется навсегда; имущество её обращено на погашение государственного долга. В Сардинии инквизиция просуществовала до 1840 г., в Тоскане - до 1852 г.; в Риме инквизиция восстановлена Пием VII в 1814 г. (просуществовала до 1908 г.)

Основные исторические даты

В 1498 году умер Торквемада. В его правление, по оценке Х. А. Льоренте (том II, глава XLVI), «инквизиция… умертвила 8800 человек живьём в пламени костров».

В 1542 году папа римский Павел III учредил Священную Римскую и Вселенскую Инквизицию.

В 1587 году , с реформой папы Сикста V , была учреждена Верховная Священная Конгрегация Римской и Вселенской Инквизиции. В таком неизменном виде она просуществовала до 1908 года.

Это один из самых мрачных периодов в истории христианства. Когда люди указывают на тёмные стороны католической церкви, инквизиция - это первое, что приходит на ум. Это сложный период истории, и неудивительно, что вокруг него выросло множество мифов и заблуждений.

1. Инквизиция была единичным событием

Когда мы говорим об инквизиции, то в немалой степени благодаря Монти Пайтону и Мэлу Бруксу обычно имеем в виду испанскую инквизицию. Но она была отнюдь не единственной, хотя и самой известной.

Идея инквизиции возникла гораздо раньше. Уже в первом веке римский закон делал скидку на то, что называют «инквизиторские процедуры». Были и другие методы, например, право следствия применять пытки к допрашиваемым.

Когда в 4-м веке христианство начало распространяться по Европе, законы регулировали как религиозные вопросы, так и светские. С самого начала христианской истории епископы довольно активно участвовали в работе инквизиции.

В 1184 году правила работы инквизиции были изменены папой Луцием III в. сторону более агрессивных средств поиска и истребления ереси. В средние века религиозные ордена сформировали группы людей, которые должны были выступать в качестве инквизиторов. Их целью было изменять поведение людей, а не карать их за него. Однако все изменилось несколько сот лет спустя с возникновением испанской инквизиции.

2. Язычники и евреи

Обычно, размышляя о целях инквизиции, мы думаем о тех людях, которые поклонялись языческим богам, и о евреях. Хотя они, конечно, были основной целью инквизиции, первыми мишенями были не они.

Одной из первых групп людей, которыми инквизиция занималась целенаправленно, была группа христиан-катаров. Катары выступали против римско-католической церкви, особенно против ее богатства и власти. Серьезные преследования катаров начались при папе Иннокентии III в. Тулузе. Солдаты получили приказ убить катаров, но они не умели отличить их от других христиан. Тогда легат папы сказал им: «Убивайте всех подряд, Бог потом выберет своих!».

Примерно в то же время папа также объявил о своем осуждении другой христианской группы, вальденсов. Эту группу римско-католическая церковь признала еретической, в том числе за неверие в существование чистилища и идею о том, что кто-то может освятить вино и хлеб. Вальденсы вели свою деятельность в течение нескольких сотен лет, но в конечном итоге стали жертвами обвинений в колдовстве.

3. Это было дольше, чем вы думали

По сути, цель инквизиции - не пытки и смерти; она собиралась искоренить еретические мысли и действия. Причем инквизиторы следили не только за тем, что люди делают, но и за тем, что они читают. В результате появился Индекс запрещенных книг. Первая официальная версия списка была опубликована в 1559 году папой Павлом IV и вызывала много споров. Идея списка возникла несколько десятилетий до этого, и в течение следующих четырех столетий Индекс постоянно обновлялся и дорабатывался.

По мере распространения множества несанкционированных религиозных текстов в Индекс вносилось огромное количество странных записей. Среди них - работы Александра Дюма, Виктора Гюго, Даниэля Дефо и Джонатана Свифта. Большинство философов: Декарт, Милль, Кант, Сартр и другие - также были включены в этот список. И только в 1966 году Священная конгрегация доктрины веры перестала публиковать и обновлять Индекс запрещенных книг, хотя до сих пор утверждает, что высокоморальные верующие люди должны продолжать использовать список в качестве ориентира, какие книги читать.

В наше время в качестве инквизиции выступает Священная конгрегация доктрины веры. Это её современное название. Целью Конгрегации, прародительницей которой была созданная в 1542 году Священная конгрегация всеобщей инквизиции, является защита церкви от ересей, считают в Ватикане.

4. Запрет пыток

Это, наверное, основное, чем прославилась инквизиция. Но пытки не всегда были самым распространённым методом в арсенале церкви. Некоторые из самых ранних трудов о свободе религии, например труды Лактанция, 4-й век, утверждают, что тот, кто будет защищать свою религию с помощью пыток, не попадет в царствие небесное. В начале своей деятельности инквизиция не использовала пытки и наказания.

В 13-м веке пытки инквизиторам запретили. Но они могли присутствовать при истязаниях, которые проводили светские палачи. Пытки использовались для получения признательных показаний, однако высшие слои общества были от них освобождены. Так было до 1252 года, когда папа Иннокентий IV дал право членам инквизиции использовать пытки как способ достижения истины.

Позже пытки применялись с условием, чтобы кровь допрашиваемого не проливалась или не было никакого неизлечимого повреждения конечностей, также не поощрялась смерть истязаемого. Это, конечно, требовало присутствия на пытках светских палачей - специалистов по таким методам ведения допроса.

5. Количество казненных

Сколько людей погибло во время действия инквизиции - не знает никто. Одни историки утверждают, что были убиты миллионы, в то время как другие говорят о десятках тысяч. Согласно официальному заявлению, опубликованному Ватиканом в 2004 году, жертв было намного меньше.

Согласно документам, подготовленным Ватиканом, суду испанской инквизиции были преданы 125 000 человек, и только около одного процента из них были казнены. Результаты были опубликованы по итогам процесса, который начался в 1998 году. Это же исследование показало, что около 25 000 человек были казнены в Германии за колдовство, но большая часть из них - не руками самой инквизиции. Маленькая страна Лихтенштейн представила свою печальную статистику: инквизицией были казнены только 300 человек, но в то время это было около 10 процентов всего населения страны.

Ватикан даже выступил с заявлением, в котором папа римский Иоанн Павел II извинился за действия церкви в прошлом.

6. Инквизиция в Новом Свете

Испанская инквизиция была очень далеко. Однако инквизиция существовала не только в Европе - все испанские колонии в Новом Свете чувствовали на себе её тяжелую длань. В то время как монархи Европы боролись за свою долю в Новом Свете, Фердинанд и Изабелла Испанские были среди самых решительных сторонников единой нации под сенью католической церкви. Именно при их правлении испанская инквизиция получила власть. А Великий инквизитор Торквемада с его зловещей известностью был личным исповедником королевы.

Когда Испания и Португалия были заняты колонизацией нового континента, люди, подлежащие суду инквизиции, нашли множество способов укрыться в Новом Свете; многие преследуемые инквизицией поселились в Лиме. К 1520 году миссионерам и монастырям было позволено выполнять все обязанности, которые инквизиция считала необходимыми.

Один из крупнейших музеев Перу - Музей конгресса и инквизиции. Он был открыт в 1968 году и по-прежнему находится в здании, в котором когда-то располагалась испанская инквизиция. Помещения, где пытками выбивались показания, и клетки, в которых люди отбывали свои сроки, до сих пор служат ужасным напоминанием об испанском наследии Лимы.

7. Каждый ждал инквизиторов

Мысль о появлении без предупреждения испанских инквизиторов на пороге и отправлении обычных людей в камеры для допроса до сих пор внушает ужас.

Когда инквизиторы открывали свое представительство в регионе, первым делом они объявляли о том, чем собираются заниматься. До 1500 года они зачитывали Указ благодати, а после 1500 года это был Указ веры. Смысл указов был примерно одинаков, но в них ясно говорилось о цели их деятельности.

Указы давали членам общины от двух недель до нескольких месяцев, прежде чем суд инквизиции приступал к работе. Любому еретику предлагалось явиться на суд и признать себя виновным. Когда приходил срок, они начинали задавать вопросы, и люди свидетельствовали друг против друга. Чтобы у вас начинались серьезные проблемы, было достаточно, если кто-то свидетельствовал против вас во время исповеди.

Считается, что огромное количество обвинений стало результатом навета соседей или доносов тех людей, кто таким образом стремился избавиться от конкурентов или завладеть чужим имуществом. Доносы собирались и оценивались, после чего инквизиция стучалась в двери. Но это никогда не было неожиданностью.

8. Конфликт «черной легенды»

Получить полностью достоверную информацию о том, что же происходило на самом деле, не так уж просто. Как пишет испанский журналист Хулиан Худериас, многое из того, что мы знаем об испанской инквизиции (или думаем, что знаем), фактически является частью массированной клеветнической кампании, возглавляемой людьми, которые просто очень сильно не любят Испанию.

Эта довольно новая идея появилась в 1912 году. По мнению Худериаса, большая часть критических замечаний и страшилок об испанской инквизиции пришла из второй половины 16-го века. Журналист считает: то, что мы знаем об испанской инквизиции - лишь часть правды, и что её история написана представителями других стран протестантской Европы, которые хотели представить испанских католиков в довольно неприглядном свете.

Обращенные католики-реформаторы, по большому счету, не далеко ушли от самой инквизиции, и этот факт приводится в качестве поддержки так называемой «черной легенды». После того как протестантское движение, ориентированное на католиков-еретиков, начало набирать силу, всё не только перевернули с ног на голову, но и использовали для извращения идей инквизиции.

9. Готовность и нежелание измениться

Если человек считался еретиком, это не означало, что он обязательно подвергался пыткам или что в отношении него был вынесен смертный приговор.

В 1391 году начались беспорядки на юге Испании, и в конце концов около 20 000 человек официально перешли в католичество. Закон был обоюдоострым мечом.

Что касается евреев, то католическая церковь на самом деле не обладала юрисдикцией и не имела никакой реальной власти над ними. Поменявшие веру на католичество принимались под крыло церкви и должны были быть правильными католиками. Если же этого не происходило, к ним приходила инквизиция.

Новообращенных вместе с их детьми и внуками называли конверсос. Обращение в католичество открывало им некоторые двери. Существовали рабочие места, доступные только для католиков, и множество возможностей в торговле, которые были закрыты для тех, кто не был приверженцем «истинной религии».

К 1391 году конверсос сформировали новый средний класс Испании, и это стало проблемой для инквизиции. Она заключалась в том, что конверсос слишком быстро двигались по иерархической лестнице для людей, которым по-настоящему никто не верил. В итоге церковь была вынуждена следить за ними, чтобы убедиться, что они исправно ходят на исповедь, причащаются и крестятся, как и обещали.

10. Выжившие

Были люди, которые сражались против инквизиции и победили, - такие как Мария де Касалья. Процесс против нее начался в 1526 году, и в 1530-м она была арестована. Мария, представительница высших слоев общества и сестра епископа, была конверсос, то есть с ярлыком, который должен был действовать против нее. В 1534 году она была признана виновной по нескольким обвинениям, включая приверженность протестантской идее, противопоставив святым религиозный авторитет смертной женщины и утверждая, что секс - более религиозный опыт, чем молитва.

В течение следующих нескольких лет она пережила пытки, тюремное заключение и бесчисленные допросы. Мария никого не обвинила в ереси и ни в чём не призналась. Она оправдывалась в дискуссии в рамках церковных доктрин. В конце концов суд не смог найти против нее каких-либо конкретных доказательств, и после почти 10-летнего следствия она заплатила небольшой штраф и была освобождена от преследования инквизиции. Что с ней случилось потом - неизвестно.

Святая инквизиция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности») - общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.

От лат. inquīsītiō, в юридическом смысле - «розыски», «расследование», «исследование». Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием и означал выяснение обстоятельств дела, расследование, обычно путём допросов, часто с применением пыток. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями.

История создания

Раннее христианство и христианская церковь страдали как от внешнего врага - римских императоров, так и от внутренних раздоров, опиравшихся на теологические разногласия: различные толкования священных текстов, на признании или непризнании отдельных текстов священными и так далее.

Отражением одной из стадий внутренней борьбы был, видимо, «Иерусалимский собор», упоминаемый в главе 15 Деяний святых апостолов, а также множество случаев, когда апостол Павел защищал собственное апостольское служение, убеждал христиан опасаться ложных пастырей или чего-либо противоречащего тому, что проповедовал он. Аналогичные призывы содержатся в посланиях Иоанна и в Послании к Иудеям, а также в Откровении Иоанна Богослова.

Начиная со II века, христианские авторитеты (епископы и местные синоды), пользуясь вышеприведёнными источниками, обличали некоторых богословов как еретиков и определяли доктрину христианства более ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим ортодоксальности (греч. ὀρθοδοξία - правильная точка зрения) стали противопоставлять ересь (греч. αἵρεσις - выбор; подразумевается, что ошибочный).

Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III.

Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию.

Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 году, заменив собой «Великую римскую инквизицию», а в 1917 году ей были переданы также функции упразднённой конгрегации индекса.

В 1908 году переименована в «Конгрегацию доктрины веры» (лат. Sacra congregatio Romanae et universalis Inquisitionis seu Sancti Officii). Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством.

Цели и средства

Пытки, применяемые к обвиняемым в ереси. Гравюра 1508 года.

Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в её компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках. Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьёзные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве.

Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие. Внесудебных расправ инквизиция не допускала. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд.

Судебная процедура

VIII. Инквизитор допрашивал свидетелей в присутствии секретаря и двух священников, которым было поручено наблюдать, чтобы показания верно записывались, или, по крайней мере, присутствовать, когда они были даны, чтобы выслушивать их при чтении полностью. Это чтение происходило в присутствии свидетелей, у которых спрашивали, признают ли они то, что сейчас им было прочитано. Если преступление или подозрение в ереси было доказано на предварительном следствии, то оговоренного арестовывали и сажали в церковную тюрьму, в случае если в городе не было доминиканского монастыря, который обыкновенно заменял ее. После ареста подсудимый подвергался допросу, и против него тотчас же начиналось дело согласно правилам, причем делалось сравнение его ответов с показаниями предварительного следствия.

IX. В первые времена инквизиции не существовало прокурора, обязанного обвинять подозреваемых лиц; эта формальность судопроизводства выполнялась словесно инквизитором после заслушания свидетелей; сознание обвиняемого служило обвинением и ответом. Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим; ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Если он соглашался, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с копией приговора.

Смертная казнь, как и конфискация, была мерою, которую в теории Инквизиция не применяла. Её дело было употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви; если он упорствовал, или если его обращение было притворным, ей нечего было с ним более делать. Как не католик, он не подлежал юрисдикции Церкви, которую он отвергал, и Церковь была вынуждена объявить его еретиком и лишить своего покровительства. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от Церкви или объявлением, что виновный не считается более подсудным суду Церкви; иногда добавлялось, что он передаётся светскому суду, что он отпущен на волю - ужасное выражение, обозначавшее, что окончилось уже прямое вмешательство Церкви в его судьбу. С течением времени приговоры стали пространнее; часто уже начинает встречаться замечание, поясняющее, что Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного, и передача его в руки светской власти сопровождается следующими знаменательными словами: debita animadversione puniendum, то есть «да будет наказан по заслугам». Лицемерное обращение, в котором Инквизиция заклинала светские власти пощадить жизнь и тело отпавшего, не встречается в старинных приговорах и никогда не формулировалось точно.

Основные исторические этапы

Хронологически историю инквизиции можно разделить на три этапа:

додоминиканский (преследования еретиков до XII века);

доминиканский (со времени Тулузского собора 1229 г.);

испанская инквизиция.

В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в З-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями её государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI века против протестантизма.

Жертвы инквизиции. Критика

В своей книге «Рассказы о колдовстве и магии» (1852) Томас Райт, член-корреспондент Национального Института Франции, утверждает:

«Из множеств людей, погибших за колдовство на кострах Германии в течение первой половины семнадцатого века, было много таких, чье преступление заключалось в их приверженности к религии Лютера <…> и мелкие князья были не против ухватиться за любую возможность пополнить свои сундуки… наиболее преследуемыми являлись лица, обладающие значительными состояниями… В Бамберге так же как и в Вюрцбурге епископ являлся суверенным князем в своих владениях. Князь-епископ, Иоанн Георг II, который правил Бамбергом… после нескольких безуспешных попыток выкорчевать Лютеранство, прославил свое правление серией кровавых ведьминых процессов, которые опозорили летописи этого города… Мы можем получить некоторое представление о деяниях его достойного агента (Фредерик Фернер, епископ Бамберга) по утверждениям наиболее достоверных источников о том, что между 1625 и 1630 гг. состоялось не менее 900 процессов в двух судах Бамберга и Цейля; и в статье, опубликованной властями в Бамберге в 1659 г, сообщается, что количество лиц, которых епископ Иоанн Георг предал сожжению на костре за колдовство, достигло 600».

Также Томас Райт приводит список (документ) жертв двадцати девяти сожжений. В этом списке люди исповедующие лютеранство обозначались как «чужие». В итоге жертвами этих сожжений были:

«Чужих» мужчин и женщин, то есть протестантов - 28.

Горожан, состоятельных людей - 100.

Мальчиков, девочек и малых детей - 34.

«Среди ведьм, - говорит Райт, - были маленькие девочки от семи до десяти лет, и двадцать семь из них были приговорены и сожжены», во время других brande, или сожжений. «Количество привлекаемых к суду с этим страшным судопроизводством было настолько велико, что судьи мало вникали в суть дела, и стало обычным явлением, что даже не давали себе труда записывать имена обвиняемых, а обозначали их, как обвиняемый №; 1, 2, 3 и т. д.».

Профессор Д. В. Дрейпер в книге «История конфликта между религией и наукой» (1874) пишет:

«Семьи осужденных подвергались полному разорению. Ллоренте, историк инквизиции, подсчитал, что Торквемада и его приспешники в течение восемнадцати лет сожгли на костре 10220 человек; изображений человеческих сожжено 6819; наказано иными способами 97321 человек. Папское правительство получило большие суммы денег путем продажи богатым разрешений, освобождающих их от посягательств инквизиции».