Дикие животные играли большую роль для древних римлян, поэтому они нередко использовали их для казни преступников. Как правило, арена - излюбленное место для убийства, ведь именно они вмещали в себя огромное количество зрителей. И там удобно было содержать медведей, леопардов, аллигаторов, слонов и быков, которые затем использовались для казни.

Довольно часто для расправы над преступником его заматывали в тугую сеть, чтобы его движения были скованными. Затем человека подвешивали в воздухе или просто оставляли лежать на земле. А потом на арене появлялся рассвирепевший бык, который обычно сразу же нападал на замотанного преступника. После смерти его разматывали и дополнительно перерезали горло ножом. Иногда женщин также привязывали к рогам быка, чтобы животное забодало их до смерти.


Нередко преступников убивали с помощью меча. На ранних этапах истории Рима было популярно обезглавливание, но впоследствии такой вид казни считался недостаточно зрелищным. На смену ему пришел бой на мечах с опытными гладиаторами. Иногда преступникам выдавали оружие, но чаще всего отправляли на арену с голыми руками. Поэтому они были вынуждены бегать по ней, пока гладиатор не пронзит их мечом. Как правило, к такой казни приговаривались иностранцы и бунтовщики.


Распятие - это наиболее известный во всем мире способ древнеримской казни. Преступников приколачивали к деревянным крестам и выставляли обычно на арене. Их смерть была очень болезненной. Сначала им ломали ноги, а потом вколачивали гвозди прямо в руки. Преступники умирали обычно в течение нескольких дней от удушья, потери крови и обезвоживания. Примечательно, что археологи смогли обнаружить останки только двух человек, казненных с помощью распятия. Оба они были мужчинами.


Слоны часто участвовали в представлениях в амфитеатрах или аренах по всей Римской империи. Зачастую их просто выставляли на обозрение толпе, но иногда дрессировали и обучали делать трюки. Нередко слонов убивал император и его родственники на глаз у людей, участвуя в великой охоте. Из-за своего размера животных использовали для убийства людей. Например, в 167 году до н. э. генерал Эмилий Павел приказал слонам растоптать солдат, которые пытались дезертировать из его армии. Если преступник умудрялся спастись, то его обезглавливали.


Эта публичная казнь тоже проходила на арене. Рабов и преступников одевали в яркую одежду, пропитанную легковоспламеняющимся веществом. Затем их помещали в центр арены и поджигали. Пока их одежда была охвачена огнем, жертвы должны были танцевать, развлекая зрителей. Император Нерон усовершенствовал этот вид казни. Он заставлял преступников надевать одежду из папируса, которая была пропитана воском и смолой. Из-за них жертвы умирали долгой и мучительной смертью, так как материал не горел, а медленно плавился.


Иногда преступникам давали выбор, но альтернатива не была приятной. Например, осужденным предлагали засунуть руки в огонь. Если они отказывались, их сжигали заживо. Еще один изощренный способ наказать человека - заставить его кастрировать самого себя. Как правило, жертвы соглашались на подобную процедуру. После этого они навсегда становились рабами.

"Потешные бои"


Казни военнопленных, преступников и рабов обычно проводились утром, до гладиаторских боев, которые пользовались огромной популярностью у публики. Обычно за один раз убивали только небольшую группу людей. Чаще всего их казнили по одиночке или парами. Но в редких случаях на арене устраивали импровизированные бои, в которых должна была погибнуть большая группа людей, как правило, военнопленных или дезертиров. Иногда сам император руководил организацией настоящей реконструкции доблестный военных сражений. В таких "потешных боях" участвовали сотни и даже тысячи жертв.


В империи огромной популярностью пользовались мифы Древней Греции. Но читать их было довольно скучно, поэтому нередко их разыгрывали прямо на сцене арен. В качестве актеров, конечно, использовали преступников, приговоренных к смерти. Происходящее на сцене со всей жестокостью в точности воспроизводило сюжет самых популярных мифов. Так, женщины перед смертью обычно подвергались изнасилованию и только потом погибали.


Выше мы уже рассказывали про то, как преступников убивали с помощью разъяренных быков и слонов. Но это далеко не все дикие животные, которые использовались для убийств приговоренных к смерти. В Риме существовало несколько альтернативных способов казни с использованием зверей.

Один из сохранившихся рассказов повествует о том, как преступника привязали к тележке и оставили перед голодным леопардом. Животное схватило его обеими лапами за голову и начало кусать и царапать, пока несчастный просто не истек кровью. Других жертв диких зверей также привязывали к столбам, которые устанавливали посреди арены.

Иногда приговоренным также выдавались деревянные мечи, чтобы они могли сразиться с леопардом или любым другим зверем. Конечно, успеха они не добивались, поэтому их смерть тоже была долгой и мучительной. Нередко преступников просто выпускали одновременно на арену с голодным хищником, так как им приходилось просто убегать от них, чтобы спастись. Но даже если у них получалось пережить нападение животного, их все равно казнили. Обычно им просто перерезали горло.


Если вы думаете, что после принятия христианства жестокие казни в Риме прекратились, то вы ошибаетесь. Военнопленных и преступников по-прежнему убивали наиболее изощренными способами. Например, им заживо вырывали глаза и языки, а только потом обезглавливали. Популярностью пользовались сожжение и четвертование. Но теперь казни проводились не на аренах, которые превратились в рынки, мастерские и даже жилые помещения. Некоторые из них были переоборудованы уже в христианские храмы.

Понятие и виды преступлений

Законодательство уже древнейшего периода различало два вида возникновения обязательств:

Из договоров;

Из деликтов (они, в свою очередь, также были двух видов - частные и публичные).

Частные деликты рассматривались как внедоговорные наруше­ния норм права в сфере имущественных и личных неимуществен­ных отношений, что выражалось в причинении вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица с возникновением обязанности упла­тить штраф в его пользу или возместить ему вред, привнесенный совершенным деянием. К данной категории правонарушений отно­сились различные случаи причинения вреда личности, уничтожения или повреждения чужого имущества, кражи или воровства, обмана или мошенничества, угрозы или насилия и др.

К публичным деликтам относились все случаи причинения вре­да, преследуемые и наказываемые государством от имени римского народа, причем взысканные по ним штрафы и пошлины шли в пользу государства. Это были:

Убийство, которое могло быть наказано как смертной каз­нью, так и штрафом;

Религиозные преступления или «оскорбление богов» (на­пример, налагаемое на патрона проклятие за недостойное поведение по отношению к своему клиенту: «Пусть будет предан богам подземным»);

Кража при поимке с поличным, наказываемая следующим образом: для свободных - телесным наказанием и после­дующей выдачей потерпевшему; для рабов - телесным на­казанием и казнью; для несовершеннолетних - телесным наказанием или простым возмещением убытков.

Имелось множество составов преступлений, наказываемых только смертной казнью: сочинение и распевание песен, содержа­щих клевету на других лиц; подстрекание «врага римского народа к нападению на Римское государство»; лжесвидетельство (преступник сбрасывался с Тарпейской скалы); умышленный поджог; тайное истребление чужого урожая, караемое смертной казнью «более тяж­кой, чем за убийство человека»; потрава чужого урожая или жатва в ночное время; чародейство (ворожба посева, переманивание на свой участок чужого урожая); некоторые служебные преступления (принятие взятки судьей или посредником) и т.д.

Самым тяжким государственным преступлением были многочис­ленные составы «оскорбления величия»: покушение на безопасность государственных устоев; нарушение порядка управления (сопротив­ление интерцессии трибунов, создание препятствий деятельности магистратов); оскорбление «величества» римского народа либо его высших представителей - принцепса, императора и т.д.

Вторым после «оскорбления величия» по широте охвата случаев было нечестие. Этот состав был до такой степени растяжимым, что под него можно было «подогнать» абсолютно любое действие. Напри­мер, во время правления императора Каракаллы (186-217 гг. н.э.) не­сколько человек было осуждено за следующее: снятие с головы ста­туи императора старого, увядшего венка и замену его новым; отда­ние должного уважения царствующему императору в случае клятвы не его именем; игнорирование необходимости жертвоприношений (возливать вино, воскурять фимиам) перед статуей императора и т.п.

В римском праве вплоть до объявления христианства офици­альной религией не было такого состава, как богохульство. После официального признания христианства в римское право вошло не только богохульство, но и ряд иных религиозных преступлений (язы­чество, ересь, вероотступничество, кража из храма, святотатствен­ное отношение к предметам христианского культа и т.п.).

К числу должностных преступлений относились взятничество, вымогательство, казнокрадство, хищение, присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств, подлог, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов, злоупотребление служеб­ными полномочиями в отношении граждан и т.п.

К преступлениям против порядка управления относились: подкуп в виде домогательства какой-нибудь государственной должности посредством осуждаемых обществом действий (например, с исполь­зованием «нужных» людей или путем угощения потенциальных из­бирателей и др.); умышленное повреждение или срывание офици­альных объявлений и распоряжений.

Чрезвычайно тщательно были разработаны составы воинских преступлений. Дезертирство рассматривалось как отсутствие в своей части в течение относительно длительного срока.

Среди преступлений против личности кроме различных видов убийств публичными деликтами стали считаться «обиды», прежде всего телесные повреждения, которые по Законам XII таблиц рассматрива­лись как частный деликт. Например, грабеж до середины I в. до н.э. рассматривался как разновидность кражи, но затем приобрел самостоя­тельное содержание - как открытое и насильственное отобрание чужо­го имущества. Кроме того, от кражи его отличали и иные квалифици­рующие обстоятельства совершения (совершение при пожаре, наводне­нии, землетрясении, кораблекрушении, групповой характер посягатель­ства и т.п.). В отличие от частноправового состава грабежа, наказывае­мого в течение текущего года в виде четырехкратной стоимости похи­щенного имущества, а по истечении одного года - выплатой номи­нальной стоимости имущества, в публичном порядке грабеж наказывал­ся безусловной смертной казнью.

По законам Суллы 83 г. до н.э. смертной казнью или ссылкой на острова и конфискацией всего имущества стали наказываться изготовление и продажа ядов, ношение оружия для совершения убийства, наличие воровского инструмента, а также подлог, похи­щение или уничтожение завещания и др.

Со временем расширился также круг преступлений, относящихся к сфере семьи и нравственности (кровосмешение, супружеская измена, двоеженство, бесчестный брак, сожительство с замужней женщиной, похищение женщины, сводничество, мужеложство и т.д.).

Вина в публичном праве

В римском праве не было принятого в настоящее время деления умышленной вины на прямой и косвенный умысел. Принесение любого ущерба другому гражданину очень небольшой и предельно консолидированной национальной общины было уже крайне воз­мутительным фактом - злым умыслом (dolus malus). Поэтому в дан­ном случае достаточно было констатировать целенаправленность вредоносных действий. Устранение последствий умышленного при­чинения вреда в частном порядке - путем заключения специально­го соглашения между сторонами - было запрещено.

Положения Свода Юстиниана - в отличие от предшествую­щих и существующих древневосточных законах - закрепляли предписания об учете в тех или иных конкретных случаях особен­ностей личности виновного (возраст, степень обученности делу или ремеслу) и обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответст­венность (пред- и посткриминальное поведение обвиняемого, влияние на него других лиц). Особенно ярко такие начала индиви­дуализации уголовной ответственности в римском уголовном праве проявлялись в титуле XVI «О военном деле (De re militari)» книги 49 Дигест. Вместе с тем на практике в сфере привлечения к уго­ловной ответственности и назначения наказания особого порядка никогда не было. Особенно это касалось применения норм Lex laesae majestatis Populi Romani, положения которого давали широ­чайший простор для произвола и злоупотреблений. Для импера­торского Рима вообще было характерно резкое усиление каратель­ной направленности наказаний и одновременное увеличение ко­личества их видов.

Принцип возмездия, традиционно присущий праву на протяжении веков, сменился всепоглощающей целью - устрашение наказанием.

Первоначально всякое нарушение чужих прав и интересов тре­бовало попытки обязательной договоренности между сторонами о возмещении причиненного ущерба («Сломает, пусть возместит»). Такое обыкновение носило название композиции (примирение). Если это ни к чему не приводило, закон разрешал применить принцип талиона как расплату «равным за равное» («Если причи­нит членовредительство и не помирится с (потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое»). Вместе с тем в древ­ности самой распространенной реакцией на правонарушение было материальное возмещение, которое именовалось poena (пеня). Это слово имело очень много смысловых оттенков и могло пониматься как наказание, вознаграждение, мщение, плата, возмездие, выкуп, удовлетворение.

Несколько позже в практике римских магистратов, наделенных полномочиями пресечения нарушений правопорядка (право сдер­живания), выработалось понятие коэрции (сдерживание, ограниче­ние, наказание), означающее применение ими наказания в отно­шении различных правонарушителей. В рамках коэрции магистраты не были ограничены какими-либо «привязками» к имеющимся в законе составам и видам наказаний.

В целом в римском праве была выработана достаточно широкая система наказаний. Все они делились на две большие группы:

Тяжкие, которые именовались капиталиями (наказания, ка­сающиеся жизни) и предусматривали лишение жизни, чле­новредительство, изгнание, ссылку в рудники и т.п.;

Все иные, в том числе штрафы (poena) как меры материаль­ного воздействия на нарушителя чужих интересов, приме­няемые в случаях и порядке, установленных законом или договором; телесные наказания в виде битья розгами, палка­ми, кнутом и др.

Тюремного заключения как вида наказаний римское право не знало, тем не менее в городе имелись карцеры.

Смертная казнь, особо широкое применение которой связано с периодом империи, приводилась в исполнение различными спосо­бами: обезглавливание за совершение самых тяжких, в основном государственных и религиозных, преступлений (топором для граж­данских лиц, мечом для солдат); утопление (например, отцеубийце и его сообщникам обворачивали голову волчьей шкурой, били пал­ками, а затем в зашитом кожаном мешке вместе с собакой, пету­хом, змей и обезьяной, «чтобы отнять у него землю при жизни и небо после смерти», топили в реке или море); распятие на кресте (ранее за самые тяжкие религиозные преступления, затем для рабов и плебса); сбрасывание с Тарпейской скалы; сожжение, повешение и т.д.

Для обозначения смертной казни имелось специальное словосо­четание: «Furca et fossa», что переводилось как «виселица и яма» и означало повешение для мужчин и утопление для женщин.

На рубеже республики и империи смертная казнь для римских граждан была заменена изгнанием (первоначально добровольным) с утратой гражданства («лишение огня и воды»). Позже императоры стали использовать такую формулу, как «высылка на острова» (de- portatio in insulam), а смертная казнь для граждан была не только восстановлена, но и чрезвычайно расширена.

Широкое распространение также получили:

Каторжные работы на рудниках (осужденный при этом рас­сматривался как вечный раб государства);

Принудительные работы, к которым за государственные и во­енные преступления приговаривались как граждане после лишения гражданства, так и иностранцы (на строительстве дорог, на рудниках, в гладиаторских школах и т.п.);

Отдача в гладиаторы (была либо самостоятельным наказани­ем либо разновидностью принудительных работ);

Различные виды ссылок;

Телесные наказания (например, в отношении провинившихся солдат применялся фустуариум (дубина, палка), т.е. битье палками и забрасывании камнями виновного;

Конфискация имущества осужденных, которая применялась повсеместно (многие сановные чиновники даже при жизни, боясь произвола императора, назначали его действующим наследником);

Членовредительские и телесные наказания (битье кнутом);

Штрафы и ограничения гражданского статуса (например, за­прещение быть магистратом);

Лишение права на погребение.

Личность виновного и применение наказания

Римское право изначально делило все население на несколько крупных категорий:

1) свободные и рабы;

2) граждане и неграждане;

3) представители высшего и низшего сословий.

В связи с этим применение наказания в каждом конкретном случае предусматривало свою специфику. В период империи со­словность потерпевшего и преступника стала доминирующим кри­терием определения вида и меры наказания. Сенаторы, всадники, декурионы и некоторые другие значительные персоны освобожда­лись от каторги и принудительных работ, телесных наказаний и т.п., которые заменялись ссылкой. В ранней империи привилеги­рованные лица могли наказываться смертной казнью только в слу­чае убийства родственников, а в период домината в четырех случа­ях: за убийство, поджог, магию (колдовство) и, конечно же, за «ос­корбление величества».

Некоторые привилегии в сфере наказаний традиционно имели солдаты. Они не приговаривались к повешению и ссылке на рудни­ки, хотя по ряду преступлений их ответственность была более стро­гой. Знатные и солдаты казнились мечом, незнатные разрывались телегами, закапывались в землю или сжигались.

Особенно суровым римское правосудие было к представителям низших сословий граждан и «преступникам» из среды рабов. В от­ношении этих слоев применялся весь спектр тяжких наказаний, в том числе и смертная казнь. Малейшие проступки рабов наказыва­лись самым жесточайшим образом. При этом господский произвол был совершенно ничем не ограничен, а судьба рабов вершилась на домашних судах.

Самыми частыми наказаниями для рабов были битье розгами, простой или заостренной палкой, плетью, ремнем. Работающих ра­бов заковывали в ручные или ножные кандалы, защемляли шею вилами, наказывали голодом и холодом. Их могли поместить в до­машний карцер (эргастул) или отправить в местную городскую тюрьму. Им ставили клейма на лоб, отправляли на изнурительные работы на мельницы, в каменоломни и рудники, на растерзание дикими зверями в амфитеатр или в бассейн к муренам (такое нака­зание называлось аё Ъе8Иа8, т.е. к зверям, хотя официальным при­говором к смертной казни (и чаще всего применявшимся) было сбрасывание с Тарпейской скалы или распятие на кресте.

Силанианским сенатусконсультом 10 г. н.э. предписывалось в случае убийства хозяина предать смерти всех рабов, находящихся в доме, если они не предприняли попытки спасти его жизнь. Причем это положение распространялось и на освобождаемых по завеща­нию рабов. В 61 г. на основании данного решения было казнено сразу 400 человек.

Бежать рабам было совершенно некуда, так как первоначально обычая заступничества в храме (как в греческих государствах) не существовало, а частные лица за укрывательство чужого раба нака­зывались штрафом, равным стоимости раба. Даже при Константине пойманный раб лишался ноги, а в лучшем случае его ссылали на рудник.

Еще по теме 8.3. Преступление и наказание в Древнем Риме:

  1. Глава 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
  2. Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
  3. Назначение наказания за преступление, совершенное в соучастии

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс -

Телесные наказания в России, назначаемые по приговорам судебных мест как наказания самостоятельное, дополнительное и, наконец, заменяющее лишение свободы сохранялись в значительном объеме до 17 апреля 1863 г. Отмена их была вызвана ближайшим образом уничтожением крепостного права и общими преобразованиями 60-х годов, с которыми прежняя карательная система оказывалась в полном противоречии. Такая мера наказания определялись как "зло в христианском, нравственном и общественном отношениях"; указывалось на их бесполезность, жестокость и несовместимость с сколько-нибудь развитым чувством чести.

В XX веке телесные наказания использовались в воспитательныъ учреждениях и законом никак не регламентировались (Хоть и были отменены как форма воспитания школьников 1864 году, когда вышел «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений»).

4.3. Заключение в тюрьму.

Заключение в тюрьму (лат. career), как вид наказа­ния допускался только в отношении рабов - за маловажные преступле­ния, за ослушание господ, за отказ от свидетельских показаний и т.п. Тюрьмы в основном были или храмовые, или используемые не в точном своем назначении подземные помещения при цирках, школах гладиато­ров, других общественных учреждениях. Какого-либо регулирования сро­ков заключения не было и, по-видимому, все зависело от административ­ной практики по каждому случаю.

Тюремное заключение не считалось наказанием. «Тюрьма должна даваться не для того, чтобы карать людей, а для того, чтобы содержать их под стражей» («Career ad hominess custodiendos, non ad puniendos dari debet»).

Если ответчик был присужден к выдаче определенной вещи и в течение двух месяцев не передавал ее добровольно, то она изымалась у него принудительно, если у должника не было имущества для выполнения судебного решения, он заключался в тюрьму.

Однако основное предназначение тюрем в Древнем Риме – это содержать заключенных до вынесения приговора или в ожидании готовящейся смертной казни: по древнему обычаю, после вынесения обвинительного при­говора отцеубийце надевали на голову волчью шкуру, на ноги деревянные башмаки и отводили в тюрьму, где он ждал изго­товления кожаного мешка.

Условия в римских тюрьмах были подобающими духу того времени. Гай Калигула, «когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, велел бро­сить им на растерзание преступников; и, обходя для этого тюрьмы, не смотрел, кто в чем виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех, "от лысого до лысого"».

В Древнем Римес легендарных временСервия Туллиясуществовала подземная тюрьмаТуллианум, в которой от заразных болезней погибло огромное количествохристиан, государственных преступников, военнопленных правителей, которые здесь ожидали проведения по улицам города во времятриумфа, а затем умерщвлялись петлёй и голодом.

На данный момент в заключение в тюрьму на пожизненный срок в России и в ряде других стран является самой жесткой мерой наказания.

4.4. Лишение гражданского статуса.

«Однажды Гай Калигула изгнанника, лишенного прав, и возвращенного из дав­ней ссылки, спрашивал, чем он там занимался; тот льстиво ответил: «Неустанно молил богов, чтобы Тиберий умер и ты стал императором, как и сбылось». Тогда он подумал, что и ему ссыльные молят смерти, и послал по островам солдат,

чтобы их всех перебить».

За должностные преступления и нарушения нравственных ус­тоев общества законы предполагали лишение гражданина его ста­туса.

Оно могло быть:

    максимальным - в виде полного и окончательного лишения прав римского гражданина (путем изгнания из общины навсег­да, путем продажи в рабство вовне римской территории) и могло быть частичным;

    частичным – прав гражданства следовало либо после осуждения на лишение прав по римской семье (преступления против род­ственников, бесчестные поступки), либо после специального лишений прав гражданства через осуждение на изгнание (deportatio).

«Exilium est patriae privatio, natalis solo mutatio, legum nativarum amissio» («Изгнание или высылка означает лише­ние родины, изменение места жительства и утрату покровительства закона места рождения»).

Депортация обычно заключалась в принудительном выселении на какой-либо остров; эпизодически в практике были случаи депорта­ции в отдаленные римские поселения на новозавоеванных территори­ях. Режим ссылки мог быть также различным и предусматривать раз­ные последствия: осужденный мог быть сослан вообще из Рима без обозначения конкретного места его жительства - и тогда мог жить там, где не будет возражений местных властей; мог быть сослан в какое-то строго определенное место - и тогда местные власти следили, чтобы он не покидал определенного ему места поселения. Приговор мог пре­дусматривать возможность возвращения по истечении некоторого сро­ка; если такого не было, то сосланный безусловно не мог возвратиться из ссылки без дополнительных правовых решений. Единственной причиной, по которой самовольное возвращение из ссылки не было нака­зуемым, признавалось обоснованное желание видеть государя или хо­датайствовать перед ним (если, конечно, государь ранее не выразил запрета на такое ходатайство).

При этом у осужденного к лишению изымали все имущество и лиша­ли прав гражданства.

Во времена СССР такая мера наказания, как лишение гражданского статуса (буквально – лишение гражданства) применялась нередко. Лишение гражданства СССР могло иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо «совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР» (ст. 18 Закона «О гражданстве СССР»). При этом лишение лица гражданства СССР, как и в Древнем Риме, не влекло изменения гражданства его супруга и детей. В судебной системе современной России нет такой меры наказания, как лишение гражданства и гражданских прав (лишь 28 ноября 1991 г. впервые в отечественной

истории была введена норма о том, что гражданина РФ нельзя лишить

гражданства.

4.5. Принудительные работы

К этому виду наказания могли при­говариваться как неримские граждане, так и римские, но для последних было предварительное условие в виде лишения прав гражданства, и по­этому они как бы карались рабскими, недостойными занятиями. Основ­ных видов принудительных работ было два:

    приговаривание к работе на рудниках (за преступления против римского народа, за военные преступ­ления), которые считались по тяжести следующим наказанием после смертной казни,

    приговаривание к использованию в школе гладиаторов (инструктором, бойцом, «куклой» для тренировок);

Второй вид принудительных работ был несколько более благоприятным, поскольку давал потенциальную возможность при ремесленном успехе получить освобождение от рабства на удачно проведенном бою.

Применение этой меры наказания часто имело прагматический характер – так в III веке, выявив банду фальшивомонетчиков, половина из них были казнены, но самых искусных в своем деле мошенников сослали на принудительные работы, только не на рудники, а на монетный двор – так, где из умения нашли себе применение.

В Северной Корее за неудачную игры сборной по какому-либо виду спорта тренеров приговаривают к принудительным работам.

В США практика такого наказания так же широко применяется – например за огромные долги за кредиты перед государственными банками должника могут приговорить к таким работам с полной конфискацией заработной платы. В некоторых штатах такая мера может применятся за употребление (реже за хранение) легких наркотических веществ.

4.5. Смертная казнь

«Ultimum supplicium esse mortem solam interpretamur» («Мы рассматриваем одну лишь смерт­ную казнь как крайнее средство»).

Цельс - римский философ-платоник

Смертная казнь – на лат. poena capitis.

Этот вид наказаний назна­чался либо ввиду особой общественной опасности, особой дерзости пре­ступлений, либо при посягательстве на священные устои римского обще­ства. Обычным способом смертной казни эпохи классического Рима было обезглавливание топором; для военных или в военных условиях - ме­чом. Специальными видами смертной казни (по квалифицированным, обычно со специальным субъектом, преступлениям) были: распятие на кресте (в дохристианскую эпоху для свободных, нарушавших религиозные предписания и осуждаемых жреческой юстицией; в христианскую эпоху - для рабов), утопление в мешке, брошенном в воду (за убийство своих родственников), сожжение, отдание диким зверям во время цирко­вых представлений (равнозначное распятию и с тем же религиозным смыс­лом отвергающего осуждения), замуровывание в стене (в отношении женщин - жриц богини Весты, либо позднее монахинь за нарушения религиозных предписаний или общественной морали), сбрасывание со скалы. В обиходе были и так называемые домашние виды смертной казни, выражавшиеся в приговаривании к самоубийству (принуждение выпить яд, вскрытие вен в теплой ванне и т.п.).

В классическое время вынесение приговора о смертной казни влекло ее немедленное применение. В период монархии традицией стала отсрочка приговора: от 30 дней до 1 года. Менялось и место осуществле­ния смертной казни: вначале обязательным было ее осуществление под открытым небом, позднее более распространенным стало закрытое применение, в тюрьмах или других местах заключения. Тело преступника в эпоху язычества обязательно выдавалось родственникам для погребения. В средневековье, особенно когда смертная казнь была связана с религи­озным осуждением приговоренного, тело казненного, как правило, не хо­ронилось и придавалось поруганию.

Самое широкое распространение в Древнем Римеимело распятие на кресте, будучи основным видом жестокой, позорной и мучительной смертной казни. "В республиканском Риме в первом веке до н.э., это было стандартной и позорной формой казни, - подчеркивает Бирд, специалист по истории древнего мира. - Если вы были гражданином Рима, вас не могли казнить таким образом.".

Так казнили особо опасных преступников (бунтовщиков, изменников, военнопленных, разбойников, беглых рабов). После подавления восстания Спартакавсе взятые в плен рабы, около 6 тысяч человек, были распяты на крестах вдольАппиевой дорогиотКапуидоРима.Марк Лициний Красстак и не отдал приказа снять тела. Это пример является самым известной в истории римской смертной казней.

Иногда в центре креста прикреплялся небольшой выступ, на который распятый мог опереться ногами. Латинское слово crux, которое обычно переводят как "крест", на самом деле изначально имело более широкий смысл, обозначая любой столб, на котором вешали приговоренных, например, Т-образный крест.

Часто самому распятию предшествовала позорная процессия, в ходе которойосуждённый на смертьдолжен был нести patibulum (патибулум), деревянный брус (весящий порой до 30-50 кг), который клали на плечи и привязывали к рукам, и который потом служил горизонтальной перекладиной креста.

По прибытии на место с осуждённого снимали одежду, укладывали на землю, широко растягивали руки и гвоздями (реже деревянными кольями) приколачивали их к концам перекладины, которую затем с помощью верёвокподтягивали на вершину заранее вкопанного в землю столба (в другом случае распинали уже на кресте, который потом поднимали вертикально). Осуждённому прибивали руки и ноги к концам крестагвоздямиили деревянными кольями, либо фиксировали конечности при помощи верёвок. Если гвозди и забивали в ладони, то, чтобы казнимый не спрыгнул с креста, пожертвовав при этом своими ладонями, его запястья привязывали веревками к перекладине.

В некоторых случаях, чтобы продлить агониюказнимых, на ночь снимали patibulum (и только его) с телом осуждённого, а с наступлением утра снова водружали его на вертикальный столб. Последнее, как правило, делалось до тех пор, пока жертва не умирала от болевого шока.

В наши дни теоретически распятие по-прежнему является одним из наказаний в Исламской Республике Иран(Иранский исламский уголовный закон, статья 195), хотя примеры его использования не известны. По закону, если казнимый выдержал три дня распятия, ему позволяется жить. Казнь описывается следующим образом: «Приговорённый подвешивается на балках в форме креста, спиной к кресту, лицом к Мекке, ноги вертикальны и далеки от земли».

В некоторых трактовках Корана в пятой суре есть слова: Воистину, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них - позор в ближайшей жизни, а в последней для них - великое наказание…" Именно эта трактовка позволяет группировкам террористов использовать пришедшее и Рима распятие для устрашения христиан и в современную эпоху.

Смертная казнь

Правда, закон оговаривал такое убийство обязательным присутствием свидетелей, для чего схвативший вора должен был криком созвать народ. Если кража совершалась днем, то убивать преступника на месте преступления закон запрещал, его в таких случаях подвергали телесному наказанию,

При Константине пойманный раб лишался ноги, а в лучшем случае его ссылали на рудник

    Моммзен Т. Римская история Т. 1 Стр. 566

    Кризис республики. Великое восстание рабов под руководством Спартака // Всемирная история. Энциклопедия: в 10-ти т / Ред. А. М. Белявский, Л. Лазаревич, А. Л. Монгайт. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - Т. 2. - 900 с.

    Крест, орудие казни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Статья «Распятие: как римская казнь возродилась в нынешней Сирии», BBC, апрель 2014

Рабы Древнего Рима часто подвергались разного рода пыткам. Известно, что вместо свободного человека, подозреваемого в совершении какого-либо преступления, пытали его рабов, иногда до смерти. Но всё же, это никак не останавливало римлян от издевательств над свободными мужчинами и женщинами, ведь в древнеримских законах всегда можно было найти лазейки, чем неоднократно пользовались представители Римской элиты.
10. ВШИВАНИЕ В ОСЛА

Древний Рим всегда славился своей жестокостью. Например, Апулей (Золотой Осёл) и Лукиан (Лукий, или Осёл) описали в своих трудах такую пытку:
Сначала убивали осла, распарывали брюхо и вынимали его внутренние органы. Потом обвиняемого раздевали догола и запихивали вовнутрь животного. Живот зашивали, оставляя голову раба снаружи, чтобы тот не задохнулся, тем самым заставляя его ещё дольше страдать.
Тело животного, с замурованным в нём рабом, оставляли на солнце, и со временем оно начинало разлагаться. По нему ползали личинки насекомых, а стервятники начинали клевать плоть разлагающегося животного, - жертва такой пытки очень долго ждала своей смерти.
9. СКАРМЛИВАНИЕ ДИКИМ КАБАНАМ


Пытки над юными девушками, которые проводились народом Гелиополя, находящегося под владычеством римлян, описал Святой Григорий:
Каждую девственницу, которую ждало это испытание, сначала отдавали гладиаторам. Когда девушку уже нельзя было считать невинной, её раздевали и разрезали живот, вытаскивая внутренности наружу. Далее, в тело всыпали зёрна ячменя, живот зашивали обратно и отдавали на растерзание диким кабанам.
8. ПОТРОШЕНИЕ


Люди Древнего Рима считали, что, чем выше у тебя статус, тем больше людей ты мог убивать без каких-либо последствий. Например, император имел право убить кого угодно, генерал мог спокойно убить лейтенанта, а солдаты - простых граждан.
Подниматься вверх по социальной лестнице было категорически запрещено: если простой житель насиловал солдата, то он подвергался публичной кастрации. Если сам солдат добровольно позволял гражданину сделать это, его потрошили.
Эти правила, как и, впрочем, сама идея любовных отношений между мужчинами, вносили много неразберихи в древнеримскую историю, ведь любой с лёгкостью мог обвинить другого человека в нарушении субординации.
7. СВЯЗЫВАНИЕ


Самым страшным и жестоким императором Римской истории считали Тиберия, и не зря. Он почти всегда находился в плохом расположении духа, поэтому пытки доставляли ему особое удовольствие.
Мишенями его жестокости часто становились половые органы жертв. Император часто приглашал своих врагов к себе и пил с ними вино, - им подавали напитки, они опустошали бокалы, после чего Тиберий, пользуясь алкогольным опьянением гостей, крепко перевязывал их половые органы, чтобы у жертв не было возможности сходить в туалет. Здесь и начинались настоящие мучения – жертвы не могли опорожнить переполненный мочевой пузырь.
6. ЗАМУЧЕННЫЙ СЕНАТОР

В Древнем Риме пытки рабов были общераспространённым явлением. Когда свободного человека обвиняли в том или ином преступлении, во исполнение правосудия его заставляли в собственном доме пытать своих рабов, часто до самой смерти. Но это не мешало правителям Рима также подвергать пыткам свободных мужчин и женщин своей страны. В законах Древнего Рима всегда находились лазейки для этого, а отдельные правители использовали пытки вообще без оглядки на какие-либо правила.

1. Зашивание в тело осла

Если Вас интересуют жестокие и необычные формы пыток, то не стоит долго искать, обратитесь к истории Древнего Рима. Возьмём, к примеру, пытку, которая была описана Апулеем («Золотой осёл») и Луцианом («Луций, или Осёл»).

Убитому ослу разрезали брюхо и вынимали внутренности. Осуждённого раздевали и запихивали внутрь животного. Затем брюхо зашивали таким образом, чтобы из него выглядывала только голова – это предотвращало смерть от удушья и продлевало страдания.

Тело осла выставлялось на солнцепёк. Оно начинало разлагаться, в то время как осуждённый внутри него изнемогал от жары. Всё его тело покрывалось червями, а грифы клевали гниющую плоть животного. Смерть приходила медленно, и жертвы молили о ней.

2. Скармливание диким свиньям

Святой Григорий описал гнусную пытку, которой жители Гелиополиса подвергали молодых женщин в то время, когда он находился под римским владычеством.

Девственниц, которым предстояло пройти эту пытку, сначала отдавали на растерзание гладиаторам. После того как они лишались невинности не по своей воле, их публично раздевали и вспарывали им животы, выпуская кишки наружу. Затем их тела набивали ячменём и зашивали обратно. После этого бедных жертв отдавали диким свиньям, и те раздирали их на куски.

3. Потрошение

В Древнем Риме существовал закон, согласно которому чем выше был Ваш статус, тем больше людей Вы могли безнаказанно трахнуть, но не наоборот. Например, император мог заниматься сексом со всеми подряд. Военачальник имел право завладеть телом лейтенанта или рядового гражданина, а солдаты были выше простых людей.

Посягать на вышестоящих по социальному статусу было запрещено. Если рядовой гражданин насиловал солдата, наказанием ему служила публичная кастрация. Если солдат добровольно давал рядовому гражданину, его публично потрошили.

Эти правила, в сочетании с добровольными любовными отношениями между мужчинами, очень сильно всё запутывали. Обвинить любого человека в нарушении закона о ранге и в том, что он добровольно поддался домогательствам человека более низкого статуса, было проще простого.

4. Перевязывание члена

Тиберий был одним из самых страшных и ненавистных императоров в римской истории, и не зря. Он почти всегда был в дурном настроении и наслаждался, видом мучительных пыток.

Пенис жертвы часто оказывался мишенью его жестокости. Император прославился тем, что приглашал своих врагов выпить с ним вина. После того как его жертвы накачивались спиртным под завязку, им перевязывали концы членов, лишая возможности мочиться. Вскоре после этого начинались настоящие мучения, так как жертвы не могли опорожнить переполненный мочевой пузырь.

5. Пытки сенатора

Император Калигула был таким же жестоким, как и старый Тиберий. Однажды он распорол живот сенатору. Сенатор, на удивление, остался жив, и тогда Калигула приказал выколоть ему глаза. После этого раскалёнными клещами сенатору вырвали его внутренние органы. В завершение экзекуции сенатора разрезали напополам и разорвали на куски.

Согласно римскому поверью, смерть была не наказанием, а освобождением. Наказанием были пытки, и смерть допускалась лишь после того, как человек перенесёт определённое количество боли и мучений.

6. Заколачивание в бочку

Некоторые люди в ожидании долгожданной смерти должны были мучиться дольше, чем другие. При императоре Домициане христиан истязали самыми ужасными способами.

7. Похороненные заживо

Император Нерон получал удовольствие от того, что хоронил людей заживо. Весталки, нарушившие обет целомудрия, почти всегда подлежали именно этому виду наказания. Лишь однажды Нерон изменил своим принципам, когда дело коснулось судьбы жрицы Рубрии. Она была замурована в небольшой пещере, где её оставили умирать с голоду.

Во время других казней при участии Нерона осуждённые должны были копать для себя могилы. После выкапывания могил внутри них устанавливали колья. Затем осуждённого связывали и сталкивали в могилу. Если его преступление было незначительным, его толкали так, чтобы кол пронзил сердце. Других преступников, осуждённых за совершение тяжких преступлений, толкали так, чтобы кол лишь смертельно ранил их. Затем его либо оставляли умирать от мучительной боли, либо закапывали заживо.

8. Прогрызание тела крысами

Палачи часто используют животных для своих зверств, например, как в случае с пыточным котлом. Для проведения этого особо жестокого вида пыток голодное животное, такое как крыса, собака или кошка, помещали в небольшой котёл. Затем котёл открытой стороной привязывали к животу жертвы.

Палач нагревал дно котла, в результате чего внутри него становилось очень жарко. Животное начинало паниковать и искать возможности для побега. Единственным «мягким местом», через которое можно было прогрызть выход, был живот обвиняемого.

9. Пчелиная корзина

Одна из необычных пыток заключалась в том, что человека раздевали и помещали в большую корзину. Затем её поднимали на дерево, на котором было большое пчелиное гнездо. Пчёлы начинали злиться и кусали человека внутри корзины до тех пор, пока тот не умирал.

Осуждённый должен был страдать от боли как можно дольше, но были случаи, когда жертвы этой пытки умирали сравнительно быстро – из-за аллергии на укусы пчёл.

10. Распятие

Древние римляне любили казнить путём распятия. В своё время оно было главной формой казни для убийства бесчисленного количества рабов.

Распятие не всегда связано с прибиванием обвиняемого к кресту. Иногда осуждённого раздевали, оставляя только повязку на голове. Затем его привязывали к кресту или развилке, после чего начинали бичевать, иногда до смерти.

Если обвиняемый не должен был умереть от бичевания, следующим шагом было прибивание его рук к поперечной балке креста. После этого балку подтягивали на нужную высоту и прибивали ноги осуждённого к столбу. Его могли оставить так умирать медленной смертью, а могли перебить ему ноги, чтобы ускорить кончину.

Иногда осуждённого подвешивали вниз головой. В других случаях палач отрезал ему половые органы. Методика исполнения была разной и менялась от палача к палачу; единых правил не существовало.

Специально для читателей моего блога сайт - по статье с сайта listverse.com

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?