Государственная служба уже несколько лет сохраняет лидерство в рейтинге самых востребованных мест трудоустройства. Система государственных и муниципальных органов - это огромная иерархическая структура. Очевидно, что чем выше позиция - тем она привлекательнее. Разберемся с классификацией должностей госслужащих в России и узнаем, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ , который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаютсязаконами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.

Категории должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Ихосновная функциязаключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты.Этограждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной гражданской службы (таблица)

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:

  1. Высшие:руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие:специалисты и обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие: обеспечивающие специалисты.

Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС нужно соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Требования к минимальному стажу:

При этом конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ, с учетом положений Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12 октября 2017 года.

» должности государственной службы могут учреждаться федеральными законами, законами субъектов РФ, а также федеральными и региональными нормативными правовыми актами.

Согласно нормативным положениям о видах государственной службы должности государственной службы можно разделить на следующие виды:

  1. должности государственной гражданской службы:

    а) должности федеральной государственной гражданской службы;
    б) должности государственной гражданской службы субъекта РФ;

  2. воинские должности;
  3. должности правоохранительной службы.

Предусматривается, что должности государственной службы различных видов могут учреждаться в федеральном государственном органе.

Специальные федеральные законы о видах государственной службы и законы субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ будут распределять должности государственной службы по группам и (или) категориям. В указе Президента РФ будет устанавливаться соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы. Федеральные законы или указы Президента РФ определяют соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов РФ.

Квалификационные требования к должностям государственной службы устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, а также федеральными и региональными нормативными правовыми актами. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает квалификационные требования к должностям гражданской службы (ст. 12). В их число входят: требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Государственная должность устанавливает перечень функций и полномочий в части реализации компетенции государственного органа одним лицом. Государственные должности в государственных органах субъектов Федерации учреждаются законами и иными актами законодательства РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации.

Должности гражданской службы можно классифицировать по категориям и группам.

  1. руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  2. помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  3. специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  4. обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

К группам должностей гражданской службы относятся:

  1. высшие должности гражданской службы;
  2. главные должности гражданской службы;
  3. ведущие должности гражданской службы;
  4. старшие должности гражданской службы;
  5. младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» классифицируются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» законодатель разделяет на главную, ведущую, старшую и младшую должности гражданской службы.

Одним из важнейших правовых источников развития и конкретизации конституционных основ государственной службы является принятый Президентом РФ Указ «О государственных должностях Российской Федерации», который устанавливает Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. В нем содержится перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. Выделяются, например, государственные должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Федерального министра, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченного по правам человека , Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Счетной палаты, Председателя ЦИК РФ, председателя федерального суда, судьи федерального суда.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 9) устанавливает, что утверждаемый Президентом РФ реестр должностей федеральной государственной службы включает в себя перечни:

  1. должностей федеральной государственной гражданской службы;
  2. типовых воинских должностей;
  3. типовых должностей правоохранительной службы.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается либо законом, либо иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Оба указанных реестра (реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ) составляют Сводный реестр должностей государственной службы РФ.

Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы. В соответствии с данным Указом руководителям государственных органов предложено привести наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в этих органах, а также нормативные правовые акты этих органов в соответствие с упомянутым Указом. В Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы входят:

  1. перечень должностей в Администрации Президента РФ;
  2. перечень должностей в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
  3. перечень должностей в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
  4. перечень должностей в Аппарате Правительства РФ;
  5. перечень должностей в федеральных министерствах;
  6. перечень должностей в Управлении делами Президента РФ;
  7. перечень должностей в Главном управлении специальных программ Президента РФ;
  8. перечень должностей в федеральных службах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство РФ;
  9. перечень должностей в федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных федеральным министерствам;
  10. перечень должностей в представительствах Российской Федерации, представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом;
  11. перечень должностей в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти;
  12. перечень должностей в центральном аппарате Министерства иностранных дел РФ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел РФ на территории РФ, государственном органе при Министерстве иностранных дел РФ, представительствах государственного органа при Министерстве иностранных дел РФ за рубежом;
  13. перечень должностей в аппарате;
  14. перечень должностей в государственных органах Правительства РФ, государственных органах при Правительстве РФ.

В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям. Пункт 6 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет, что в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ могут предусматриваться должности, которые не являются должностями государственной службы. Законодательство РФ о труде регламентирует трудовую деятельность работников, замещающих эти должности. Такие должности учреждаются практически в каждом государственном органе как федеральной, так и региональной


Реестр должностей федеральной государственной службы образуют (ст. 9): перечни должностей федеральной государственной гражданской службы; перечни типовых воинских должностей; перечни типовых должностей правоохранительной службы. Эти перечни утверждаются Президентом Российской Федерации.
Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Например, Реестр государственных гражданских служащих города Москвы представляет собой сводный перечень персональных данных, содержащихся в личных делах государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы города Москвы в органах исполнительной власти. Формирование и ведение этого Реестра реализуется путем использования модернизированной автоматизированной системы «Кадры
государственной службы города Москвы».
Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной
гражданской службы субъектов Российской Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.
Федеральный государственный служащий (ст. 10) - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин,
осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом,
государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.
Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается следующим образом (ст. 11):
созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;

Федерации»
развитием профессиональных качеств государственных служащих;
оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;
созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;
использованием современных кадровых технологий;
применением образовательных программ и государственных образовательных стандартов.
В целях реализации единой кадровой политики в органах государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) формируются кадровые резервы, которые подразделяются на федеральный резерв управленческих кадров (в его состав входят федеральные кадровые резервы) и резервы управленческих кадров органов власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные кадровые резервы - «это сформированные в установленном порядке группы граждан Российской Федерации, соответствующих определенным квалификационным требованиям и обладающих необходимыми профессиональными и личностными для их назначения на должности заместителей руководителей... федеральных органов исполнительной власти, начальников (руководителей) и заместителей начальников (руководителей) подразделений их центральных аппаратов, начальников (руководителей) и заместителей начальников (руководителей) их территориальных органов, подлежащие замещению лицами высшего начальствующего состава, назначение на которые осуществляется Президентом Российской Федерации».
Федеральные кадровые резервы формируются Управлением Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам на основе предложений руководителей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных вносить Президенту Российской Федерации представления о назначении лиц на указанные выше руководящие должности. Списки кандидатов представляются в Администрацию Президента РФ ежегодно до 1 декабря.
При отборе кандидатов учитываются (пункт 9 Положения): наличие опыта работы по предполагаемому виду деятельности; соответствие уровня образования квалификационным требованиям по предполагаемой должности; возраст; готовность к перемещению в интересах службы в другую местность; нравственные и деловые качества; состояние здоровья. Сведения об этих лицах являются сведениями конфиденциального характера (пункт 14 Положения).
На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.
В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.
Законом определены следующие виды служебного контракта1: служебный контракт на неопределенный срок; срочный служебный контракт.
Действующим законодательством для государственных служащих предусмотрены специальные регалии - классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Они присваиваются федеральным государственным служащим в соответствии с федеральным законом, а для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов РФ, устанавливаются классные чины в соответствии с законом субъекта РФ.
Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 113.
Согласно п. 4 данного Положения классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.
Таблица

Федерации»
соответствия квалификационных разрядов федеральных государственных служащих классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Квалификационные разряды федеральных государственных служащих Классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации
Действительный
Действительный
Действительный
Государственный советник Российской Федерации 1 класса Государственный советник Российской Федерации 1 класса
Государственный советник Российской Федерации 2 класса Государственный советник Российской Федерации 2 класса
Государственный советник Российской Федерации 3 класса Государственный советник Российской Федерации 3 класса
Советник Российской Федерации 1 класса Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Государственный советник Российской Федерации 2 класса Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Государственный советник Российской Федерации 3 класса Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Советник государственной службы 1 класса Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Советник государственной службы 2 класса Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Советник государственной службы 3 класса Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Референт государственной службы 1 класса Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Референт государственной службы 2 класса Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Референт государственной службы 3 класса Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.
В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации

Федерации»
включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.
Персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже (об общей продолжительности) государственной службы вносятся в личные дела и документы учета государственных служащих. Ведение и хранение указанных дел и документов осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Форма и порядок ведения, учета и хранения документов, подтверждающих профессиональную служебную деятельность государственных служащих, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях - к сведениям конфиденциального характера.
От стажа государственной службы зависит размер денежного содержания государственного служащего. К дополнительным выплатам относится ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:
при стаже гражданской службы в процентах от 1 года до 5 лет 10
от 5 до 10 лет 15
от 10 до 15 лет 20
свыше 15 лет 30
В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации ведутся, в том числе на электронных носителях, реестры государственных служащих, которые формируются на основе персональных данных государственных служащих. Сведения, внесенные в реестр относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях - к сведениям конфиденциального характера. Реестры федеральных государственных служащих в федеральных государственных органах составляют Реестр федеральных государственных служащих. Соответственно реестры государственных гражданских служащих в государственных органах субъекта Российской Федерации составляют Реестр государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.

2. Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 587 "О внесении изменений и дополнений в Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 25, ст. 2378).

3. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 834 "О внесении дополнений в акты Президента Российской Федерации о федеральной государственной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3358).

4. Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. N 530 "О перечнях государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Управлении делами Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 16, ст. 1834).

5. Указ Президента Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 551 "О перечне государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации для обеспечения его деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 16, ст. 1844).

6. Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 1996 г. N 1533 "О перечне государственных должностей федеральной государственной службы категории "В" в Медицинском центре Управления делами Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 47, ст. 5309).

7. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 20 декабря 1996 г. N 1748 "О внесении дополнений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32, и об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории "В" в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5912).

8. Пункты 1 - 3 Указа Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 36, ст. 4129).

9. Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1998 г. N 110 "О внесении дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 5, ст. 571).

10. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1998 г. N 462 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 18, ст. 2019).

11. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 октября 1998 г. N 1298 "О внесении дополнения в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32, и об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 43, ст. 5337).

12. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1999 г. N 267 "О внесении дополнений в Указы Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" и от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 10, ст. 1179).

13. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1999 г. N 1683 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы в рабочем аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и о внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 52, ст. 6370).

14. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 2000 г. N 621 "О внесении дополнения и изменения в Указы Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" и от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 15, ст. 1575).

15. Пункт 23 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2000 г. N 1358 "О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3252).

16. Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2000 г. N 1863 "О внесении дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 46, ст. 4544).

17. Указ Президента Российской Федерации от 12 января 2001 г. N 26 "О внесении изменений в перечни государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности Управления делами Президента Российской Федерации и Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации, утвержденные Указами Президента Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. N 530 и от 4 ноября 1996 г. N 1533" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 3, ст. 218).

18. Пункты 1 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. N 422 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст. 1569).

19. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 19 апреля 2001 г. N 454 "О внесении изменений в Указы Президента Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. N 530 "О перечнях государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Управлении делами Президента Российской Федерации" и от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1692).

20. Пункт 3 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 1360 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4611).

21. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 сентября 2002 г. N 974 "О внесении дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 37, ст. 3515).

22. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 сентября 2002 г. N 1069 "О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации по вопросам федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 39, ст. 3710).

23. Пункты 9 и приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 5 октября 2002 г. N 1129 "О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст. 3905).

24. Пункты 1 и 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 ноября 2002 г. N 1368 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 48, ст. 4782).

25. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2003 г. N 258 "Об утверждении Перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю для обеспечения ее деятельности, и о внесении дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 9, ст. 852; 2005, N 10, ст. 806).

26. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 1216 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 42, ст. 4053).

27. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. N 1417 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области миграционной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 49, ст. 4755).

28. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 января 2004 г. N 56 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 3, ст. 166).

29. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2004 г. N 393 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации по вопросам федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 13, ст. 1187).

30. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 867 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1996 г. N 1748 "О внесении дополнений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32, и об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории "В" в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2881).

31. Указ Президента Российской Федерации от 25 сентября 2004 г. N 1234 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Администрации Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3929).

32. Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 2004 г. N 1294 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Аппарате Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4105).

33. Пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. N 1439 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в Управлении делами Президента Российской Федерации, и внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 47, ст. 4633).

34. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 1614 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5428).

35. Пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 1634 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в аппаратах палат Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 68).

36. Подпункт "а" в части, касающейся внесения изменения в пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2003 г. N 258, и подпункт "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2005 г. N 233 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам оплаты труда федеральных государственных служащих Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст. 806).

Во все времена служба на благо своего племени, общины или же страны славилась почётом. Люди, занимающиеся данной деятельностью, получали все самое лучшее от своих собратьев. Их уважали и прославляли. Позднее, с развитием политики и механизма строения государства, служба на благо страны стала цениться ещё больше. Потому что появилась насущная потребность в специалистах своего дела. Известно, что чиновники существовали в Древнем Египте, Китае. Таким образом, служение государству - это наиболее значимый и весомый вид деятельности, которым может заниматься каждый гражданин.

На сегодняшний день данная сфера приобрела специфические черты, которые появились в силу эволюции практически всех общественных отношений. Помимо этого служба государству подразделялась на несколько видов, каждый из которых характеризуется своей спецификой. Если говорить конкретно о Российской Федерации, то тут имеет три основные направленности. В данной статье мы попытаемся охарактеризовать один из этих видов, а именно гражданскую службу России.

Структура госслужбы РФ

Прежде чем рассмотреть государственную службу в Российской Федерации, необходимо понять саму суть и структуру государственной службы в целом. Согласно выработанной теоретической доктрине, а также положениям отдельных НПА, государственной службой называется деятельность граждан профессионального характера в аппарате управления государством. Однако данное понятие не раскрывает ее полной сути и важности. Поэтому её разделяют на три составляющих элемента, а именно: гражданскую, военную и правоохранительную. Подобного рода дифференциация помогает детальнее рассмотреть каждый из этих специфических видов.

Понятие

Ранее автор уже указал, что государственная служба подразделяется на три элемента. Одним из них является гражданская служба РФ. Согласно нормативно-правовым актам данной сферы, это профессиональный вид деятельности граждан России, которые занимают должности в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. От военной и правоохранительной службы гражданская отличается спецификой и непосредственным предметом работы. Учитывая представленное выше понятие, она является деятельностью граждан в нормальных условиях реализации правового поля державы.

Следует заметить, что государственная служба гражданского вида оплачивается за счет средств бюджета России. Особенности подобного рода деятельности можно проследить не только в специфике работы, но и в способе организации специалистов, которые ею занимаются.

Правовое регулирование

Федеральная гражданская служба, как и иные виды подобной деятельности, регулируется рядом нормативно-правовых актов. Учитывая особенности правовой системы РФ, законы являются наиболее значимыми из них. Таким образом, нормативно-правовое регулирование осуществляется в рамках следующих двух основных актов:

1) Федеральный закон «О системе государственной службы». Данным нормативным актом предопределены ключевые принципы и понятия госслужбы. Помимо этого закон предусматривает её разделение на три составляющих элемента: военную, правоохранительную и гражданскую.

2) ФЗ «О гражданской службе» регулирует все без исключения вопросы, связанные именно с данным видом службы, а именно: порядок трудоустройства, запреты, принципы осуществления деятельности и т. п.

Стоит заметить, что ФЗ 79 «О гражданской службе» не является единственным нормативным регулятором. Помимо него существует достаточно обширная подзаконная база, наполненная указами президента России и постановлениями правительства РФ. Кроме этого большое значение имеют региональные нормативные акты. Однако именно закон о гражданской службе закрепляет исходные принципы данной сферы деятельности.

Современный этап

Согласно представленным выше законодательным актам государственная служба гражданского характера - это деятельность граждан в органах судебной, законодательной и исполнительной власти. Основываясь на представленном понятии, можно выделить целый ряд профессий, которые непосредственно принадлежат к ней. Таким образом, гражданская служба - это деятельность следующих органов и должностных особ:

Администрации президента РФ;

Правительства;

Федеральных органов исполнительной власти;

Отдельно взятых служащих федеральных органов;

Органов исполнительной власти, кроме органов правопорядка.

Вопреки распространённому мнению не являются особы, которые числятся членами Совета Федерации, а также депутаты Государственной Думы.

Должности

Гражданская служба РФ является структурированной. Данный принцип наиболее ярко прослеживается в должностном распределении каждого в отдельности служащего. Следует заметить, что вне зависимости от типа и функций органа в нём всегда имеется штатная структура. Это документ, в котором содержатся ведомости о численности личного состава ведомства или организации и о должностях, на которых этот личный состав распределён. Как правило, название должностей и их функциональные особенности не отличаются. Во всех ведомостях они одинаковы. Однако с учётом специфики работы некоторых отдельных ведомств и организаций могут вводиться дополнительные должности.

Виды должностей

Согласно ФЗ «О гражданской службе», существуютчетыре основные категории государственных гражданских должностей. При этом каждая дополнительно делится на несколько групп. Таким образом, существуют следующие категории должностей:

1) Руководители. Данная категория подразделена на три группы. Её представители являются «штурвалом», которым осуществляется регулирование деятельности гражданской службы. Служащие данной категории обеспечивают работу и реализуют функции отдельных государственных органов.

Классные чины

Помимо представленных в статье должностей каждый гражданского характера наделен классным чином, который является званием, аналогичным воинскому. Классные чины, как правило, присваиваются служащему лишь в соответствии с занимаемой им должностью. Однако сам факт пребывания на должности не является обязывающим присвоить классный чин. Как правило, гражданские служащие проходят результаты которого обусловливают получение ранга.

Следует помнить, что присваиваемый чин сохраняется за служащим пожизненно. При этом факт его наличия позволяет лицу получать определённые льготы. Например, каждому служащему в зависимости от присвоенного чина выплачивается дополнительное вознаграждение. Размеры подобных вознаграждений варьируются в зависимости от состояния бюджета и экономики государства. Присуждение льгот за классные чины осуществляется указом президента Российской Федерации.

Реестр должностей

Необходимо отметить тот факт, что сегодня в Российской Федерации существует реестр должностей государственной гражданской службы. Он представляет собой переченьнаименований абсолютно всех существующих в РФ должностей во всех государственных органах. Реестр должностей государственной гражданской службы был учрежден указом главы государства в 2005 году. Его создание обусловливается облегчением кадровой работы, а также целью более скрупулезного ознакомления граждан со структурой гражданской службы.

Заключение

Итак, в статье рассмотрено понятие Следует отметить, что данная сфера деятельности никогда не придёт в упадок из-за её первостепенной важности. Ведь именно благодаря работникам гражданской службы осуществляется непосредственная деятельность государства. Вдобавок к этому данный институт фактически реализует положения Конституции и иных нормативно-правовых актов. Таким образом, разработка научных теорий и концепций в данной области все ещё необходима, дабы система государственной гражданской службы постоянно эволюционировала. А это, в свою очередь, позволит более конкретно регулировать общественные отношения в Российской Федерации.