Утверждаю Ректор ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» __________________А.А. Левитская «____»_____________2012 г. ПОРЯДОК взаимодействия структурных подразделений федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» при осуществлении закупок товаров, работ, услуг 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящий Порядок регламентирует взаимодействие структурных подразделений федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (далее СКФУ) при осуществлении процедур закупок товаров, работ, услуг. 2. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЗАЯВОК ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ 2.1. При возникновении потребности в закупке товаров, работ, услуг, Структурное подразделение университета (Инициатор закупки) в лице начальника управления (директора института, директора филиала), подготавливает Заявку со всеми необходимыми приложениями1 (далее Заявка) (Приложение 1 и Приложение А, Б, В в зависимости от типа заявки). 2.2. В Заявке необходимо указать наименование предмета закупки, ориентировочную стоимость и цель приобретения. 2.3. Заполненная заявка направляется для предварительного одобрения и согласования на электронную почту Управления планирования и организации закупок - 2.4. Управление планирования и организации закупок в течение 2 рабочих дней проверяет заявку, предварительно одобряет и группирует товары, работы, услуги по направлениям закупки. Заявке присваивается уникальный номер, и она возвращается по обратному электронному адресу Инициатору закупки. 2.5. После предварительного согласования, Инициатор закупки передает Заявку на согласование в установленном порядке (Заявка согласовывается с Проректором по направлению деятельности, Управлением стратегического планирования, Проректором по финансово-экономической деятельности). 2.6. Все заявки, поступившие в Управление планирования и организации закупок передаются Ректору для наложения резолюции. 1 В случае выполнения строительно-монтажных работ, работ по текущему и капитальному ремонту приложение к заявке оформляется по форме Приложение В. 2 3. РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА ЗАКУПКИ. 3.1. Управление планирования и организации закупок в течение 2 рабочих дней: а) регистрирует заявку; б) рассматривает заявку2; 3.2. Отдел Планирования контроля и технического сопровождения закупок Управления планирования и организации закупок в течение 2 рабочих дней принимает решение о способе закупки товаров (работ, услуг): - Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); - Закупка путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона, открытого аукциона в электронной форме , запроса котировок или запроса предложений. 3.3. При необходимости, отдел Планирования контроля и технического сопровождения закупок включает закупку в Единый план закупок, путем внесения изменений, в соответствие с Положением о закупке. 4. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЦЕДУР ЗАКУПКИ. 4.1. Осуществление процедуры закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). 4.1.1. Отдел Планирования контроля и технического сопровождения закупок передает Заявку в отдел Материально-технического обеспечения; 4.1.2. Отдел Материально-технического обеспечения совместно с Инициатором закупки определяет основные технические характеристики (торговые марки , производителей) предмета закупки. 4.1.3. Отдел Материально-технического обеспечения совместно с Инициатором закупки, руководствуясь принципами целевого и экономически эффективного расходования денежных средств Заказчика, определяет поставщика, подрядчика, исполнителя, у которого будет производиться закупка товаров, работ, услуг. В случае, если цена закупки составляет 400 000 рублей и более, Инициатор закупки предоставляет в отдел Материальнотехнического обеспечения расчет обоснования цены (3 коммерческих предложения) на проводимую закупку, после чего на основании полученных расчетов начальной (максимальной) цены производит отбор поставщика, подрядчика, исполнителя. 4.1.4. Отдел Материально-технического обеспечения производит закупку товаров работ услуг за наличный и безналичный расчет: 4.1.4.1. В случае приобретения товаров, работ, услуг за наличный расчет, специалист отдела Материально-технического обеспечения, который непосредственно производит закупку, получает денежные средства под отчет и отчитывается по их использованию в Управление бухгалтерского учета , отчетности и финансового контроля в порядке установленном Учетной политикой СКФУ. 4.1.4.2. В случае приобретения товаров, работ, услуг за безналичный расчет, специалист отдела Материально-технического обеспечения совместно с Инициатором закупки: а) обеспечивает заключение договора; 2 В случае, если приобретение осуществляется за счет Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» на 2012 - 2021 годы, Инициатор закупки предварительно представляет заявку на согласование на ближайшем заседании Исполнительной дирекции. 3 б) организует приемку товара, работ, услуг. Поставка товара осуществляется централизованно. (В случае, если стоимость поставляемых товаров составляет 500 000, 00 рублей и более, приемка данного товара осуществляется комиссией, утвержденной приказом ректора); в) визирует товарные накладные (акты приемки-сдачи, акты выполненных работ (услуг), акты пуско-наладочных работ); г) осуществляет подписание документов для оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), передает вторые экземпляры оформленных документов поставщику, подрядчику, исполнителю; д) передает оформленные документы на регистрацию в отдел Планирования контроля и технического сопровождения закупок. Отдел Планирования контроля и технического сопровождения закупок, в течение 1 рабочего дня регистрирует документы и передает их для оплаты в Управление бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля. 4.2. Осуществление закупки путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок или запроса предложений. 4.2.1. Отдел Планирования контроля и технического сопровождения закупок совместно с отделом Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров определяет в какой форме будет проводиться закупка (открытый конкурс, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, запрос котировок, запрос предложений) (далее процедура); 4.2.2. Инициатор закупки подготавливает Техническое задание (Приложение 2), и согласовывает его с отделом Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров, который проверяет Техническое задание на предмет соответствия требованиям Положения о закупке СКФУ. В случае непредставления информации или предоставления неполной информации в составе Технического задания , данное Техническое задание вместе с Заявкой возвращается инициатору закупки для доработки; 4.2.3. После согласования Технического задания с отделом Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров Инициатор закупки, в установленном порядке согласовывает его с Проектной группой и передает в отдел Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров; 4.2.4. После окончательного согласования Технического задания, отдел Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров регистрирует Заявку и Техническое задание. 4.2.4.1. В случае если начальная (максимальная) цена, определенная отделом Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров, на основании данных, представленных Инициатором закупки с составе Технического задания, составит 4 000 000,00 и более, Инициатору закупки необходимо представить на ближайшее заседание Совета по закупкам и контролю за проведением процедур закупок (далее Совет) Аннотацию на обоснование целесообразности закупки (Приложение 3) (кроме закупок по Программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» на 2012 - 2021 годы). 4 4.2.5. отдел Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров в течение 7 рабочих дней - составляет документацию - осуществляет согласование документации Ректором - размещает документацию на официальном сайте - в течение одного дня, со дня размещения на официальном сайте документации, извещает членов комиссии по осуществлению закупок (далее комиссия) о времени и месте заседания комиссии для проведения процедур предусмотренных Положением о закупке. 4.2.6. комиссии, в срок установленный документацией, проводят заседания, в соответствие с Положением о закупке и Регламентом работы комиссий 4.2.7. после определения победителя процедуры, отдел Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров в установленный Положением о закупке срок, подготавливает проект договора в трех экземплярах и передает его на согласование в установленном порядке. 4.2.8. копию подписанного договора отдел Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров передает Инициатору закупки. 4.2.9. Инициатор закупки осуществляет контроль за исполнением договора: а) организует приемку товара, работ, услуг. Поставка товара осуществляется централизованно. (Приемка товаров, стоимость которых за единицу составляет 500 000, 00 рублей и более, осуществляется комиссией, утвержденной приказом ректора); б) визирует товарные накладные (акты приемки-сдачи, акты выполненных работ (услуг), акты пуско-наладочных работ); в) осуществляет подписание документов для оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг; г) передает вторые экземпляры оформленных документов поставщику, подрядчику, исполнителю. д) передает оформленные документы на регистрацию в отдел Планирования контроля и технического сопровождения закупок. Отдел Планирования контроля и технического сопровождения закупок, в течение 1 рабочего дня регистрирует документы и передает их для оплаты в Управление бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля.

С точки зрения взаимодействия, речевые акты являются грамматическим измерением вмешательства, определенного в его иллокутивной и интерактивной функции. Они являются «минимальной единицей» разговорной грамматики. Речевые акты могут быть определены как коммуникативные акты, которые, будучи предпочтительно вербальными, также могут иметь невербальную природу, которые считаются «фактами взаимодействия», которые поддерживают взаимосвязь между собеседниками. Иглоязычная ценность речевых актов заключается именно в участии всех каналов коммуникации.

Для реализации и координации технической, экономической и хозяйственной деятельности предприятия организован технико-экономический совет (ТЭС), который проводит свои совещания ежемесячно.

ТЭС - совещательный орган при генеральном директоре, который создан в целях коллегиального решения вопросов совершенствования технической, производственной, экономической, организационно-управленческой и социальной деятельности, привлечения руководящих, инженерно-технических работников к решению проблем развития и повышения эффективности работы предприятия.

В прагматическом анализе языка отсутствует структурная взаимосвязь между лингвистическими фактами и прагматическими фактами, которые оправдывают уникальные категории классификации речевых актов. Одной из классификаций актов речи, более используемых и уже классических среди студентов языковой прагматики, является то, что Сирл, который устанавливает пять категорий: Представитель, где слово дает описание мира, который описывает, Директивы: говорящий делает вид, что вписываться в ваши слова; Конмисивас, где оратор обязуется в той или иной степени выполнять будущие действия; Выразительный, где говорящий проявляет определенное психологическое состояние о данной ситуации; и декларативный, где говорящий в своем выступлении делает действие эффективным.

В состав ТЭС входят генеральный директор, его заместители, главный инженер и его заместители, главные специалисты и руководители ведущих подразделений. В своей работе ТЭС руководствуется действующим законодательством , Указаниями и Декретами Президента, директивными планами, заданиями, Правилами и указаниями вышестоящих органов.

Эчеверрия перерабатывает предложение Сирла и указывает, что существуют три основных лингвистических акта: Аффирмации, ориентированные на описание мира; Декларации, ориентированные на создание мира и обещаний, то есть лингвистический акт, который делает возможным координацию действий с другими. В разговоре все эти лингвистические акты сформулированы для создания реальности, которая открывает или закрывает возможности действий в собеседниках.

Подтверждение, объяснение, допрос, ответные действия и оценка являются наиболее распространенными речевыми актами в институционализированном школьном образовании детей и подростков с учетом их учебных целей. Закон об обмене, интервенции и речи. Как видно из примера 5, речевые акты формулируют вмешательство говорящего в обмен, определяя его совместную роль, идентичность и возможности участия в упомянутом обмене, который относится к конкретной тематической последовательности в конкретной коммуникативной картине.

В ходе заседаний рассматриваются следующие вопросы:

Проекты схемотехнических решений новых моделей;

Проекты планов НИР и ОКР по разработке новых видов продукции, модернизации существующих;

Проекты бизнес-планов;

Проекты комплексных программ развития предприятия на определенные периоды;

Проекты планов освоения и организации производства новых видов продукции, использования недогруженности площадей и мощностей;

Интерпретация диалоговых данных объединяет две стратегии анализа: иерархическую организацию, которая позволяет понять значения словесных действий в контексте коммуникации, а также временную организацию или последовательность! взаимодействия, признавая цели и изменения на протяжении всего диалога.

Вербальный обмен является единицей базового анализа модели. Но его можно только правильно интерпретировать по отношению к другим уровням конструкции, указанным здесь. Сбор информации, фаз, последовательностей, обменов, выступлений и речевых актов в коммуникативной таблице помогает учитывать повторяющиеся диалоговые конфигурации, которые характеризуют культуру или сеть значений, которые разделяют динамики, а также как создавать и управлять новые структуры смысла.

Проекты целевых программ развития отдельных сторон деятельности предприятия;

Вопросы маркетинговой деятельности, конкурентных стратегий, вопросы внешнеэкономической деятельности, вопросы экономической эффективности работы предприятия и его отдельных структурных подразделений, снижение затрат, увеличения прибыльности и т.д..

Например, при изучении практики учителей в среднем образовании в чилийском муниципальном образовании установлено, что на этапе развития тематическая последовательность представления тематического содержания присуща школьной культуре, независимо от вариантов образовательного проекта институциональный. Он состоит из простых и сложных обменов, называемых учебными.

Внутренняя структура учебного обмена имеет во вмешательстве учителя, акт директора речи. И здесь мы находим различия, связанные с институциональной школьной культурой, типом предмета, убеждениями и коммуникативной компетенцией учителей. Репрезентативные речевые акты являются менее частыми вмешательствами по сравнению с речевыми актами управления на протяжении всего класса. Но структура обмена указывает, что управленческие речевые акты подчиняются намерению передачи контента.

Решения совета заносятся в протокол, утверждаются генеральным директором , обязательны для исполнения всеми работниками предприятия.

С целью упорядочения процесса разработки новых изделий создан аналогичный технико-художественный совет, главной задачей которого является определение не только технических вопросов новых изделий, но и дизайн новых моделей телевизоров, модернизация выпускающихся моделей, определение цветовой гаммы телевизоров, а также привлекательность и удобство упаковки выпускаемой продукции.

Школьная культура определяется ритуалами, которые учитывают общие соглашения . Поэтому инновация педагогической практики учителя требует нового обучения для обсуждения со студенческими формами диалогических отношений, которые трансформируют роль и идентичность как во взаимодействии.

Структуры обмена в классе показывают, что практика преподавания в последние годы отходит от традиционной модели овладения одним оратором - учителем - развиваться как разговор. Но, возможно, устанавливаются новые ритуалы, на этот раз разговорные, которые не обязательно способствуют развитию новых структур обучения как повторяющихся и автономных действий, а структур для передачи информации.

Вопросы качества выпускаемой продукции обсуждаются на ежемесячном совещании «День качества», на котором вырабатываются как корректирующие, так и предупредительные мероприятия по качеству.

Во всех вышеуказанных совещаниях участвуют все функциональные и основные линейные руководители предприятия по направлениям, вырабатываются конкретные решения , ставятся конкретные задачи и сроки их исполнения. Линейные руководители доводят поставленные задачи до конкретных исполнителей и контролируют их исполнение.

Разрыв соглашений между субъектами образования не означает разрыв культуры, а скорее выражение его динамичности и возможностей, которые сама культурная система делает возможной. Но речь идет не только о достижении соглашений в коммуникативных микропроцессах класса, но также и в основном о связи ролей и идентичности с ответственностью и приверженностью учебного заведения.

Представленная здесь модель диалогового анализа позволяет углубить диалогические стратегии, которые составляют культуру и которые построены собеседниками во взаимодействии. С диалогической точки зрения коммуникации поведенческие выражения являются частью процесса взаимозависимости с другим, который составляет, поддерживает и изменяет пространство-время, в котором происходит этот процесс. Взаимодействие представляет собой специфическое и автономное социальное строительство, которое мобилизует и трансформирует культуру посредством практической рациональности собеседников.

В процессе функционирования структурного подразделения между ним и другими подразделениями предприятия возникают функциональные отношения или устанавливаются служебные связи, которые отражаются в положении о структурном подразделении в разделе: «Взаимоотношения. Связи». Данный раздел в основном отражает взаимоотношения подразделений на уровне информационных и документальных потоков, обусловленных функциональными особенностями подразделения.

То, что было указано здесь, изложено в разделе, где они представляют вопросы, которые должны быть решены в каждый момент анализа - или временную размерность взаимодействия, - а также уровни глубины или детали, которые имеют анализ, - иерархическое измерение.

Модель позволяет различать ритуалы взаимодействия, которые назначаются и отнесены к ролям проекта. Кроме того, модель позволяет различать разговорные узлы, которые описываются сложными и усеченными обменами. Этот тип обменов дает отчет о разрыве и построении новых структур смысла.

Также взаимоотношения между структурными подразделениями выражаются в:

Совместных действиях (например, коллегиальной разработке документа);

Согласованных действиях (например, согласование документа с другими структурными подразделениями);

Встречными действиями (например, передача другому структурному подразделению товарно-материальных ценностей).

Морзе говорит, что качественный анализ - это когнитивный процесс, который начинается с понимания выбранной части реальности. При анализе разговора это достигается изначально надлежащим описанием контекстов, фаз и тематических последовательностей. Данные поля и первый анализ спонтанных записей разговоров способствуют этому.

Аналогично, процесс качественного анализа включает в себя систематизацию и теоретизацию собранной части реальности. В этом смысле анализ последовательностей, обменов, вмешательств и речевых актов позволяет определять структуры значения, находящиеся в социально-историческом процессе, который подтверждается, воспроизводится или трансформируется в разговоре.

Для примера рассмотрим взаимоотношения и связи производственно-диспетчерского отдела (ПДО) со структурными подразделениями РУПП «Витязь» (таблица 2.1.)

Таблица 2.1. Взаимоотношения и связи ПДО со структурными подразделениями РУПП «Витязь».

Наименование взаимодействующего подразделения

Наименование документа, получаемого от подразделения, указанного в графе 1

Другой существенный элемент качественного анализа связан с возможностью переноса выводов в аналогичные ситуации. Это обычно мало выполняется в качественных исследованиях, учитывая сильно контекстуальный характер данных. Тем не менее, можно предпринять усилия для реконвертирования данных.

При анализе разговора реконтеллизуализация выводов позволяет установить связи между различными иерархическими уровнями анализа, определить изменчивость структур, которые его составляют. Таким образом, можно сделать вывод о том, что культурные контексты, которые разделяют определенные социально-исторические условия, которые настраивают коммуникативную картину, поддерживаются в определенных привычных процессах - или ритуалах - их разговоров.

Наименование документа, отправляемого подразделению, указанного в графе 1

Цеха основного производства

1. Ежедневные рапорты о выполнении плановых заданий

2. Месячные отчеты о выполненной работе

3. Информация о простоях оборудования и их причинах … …и т.д.

1. Схемы взаимодействия с другими структурными подразделениями

Короче говоря, модель позволяет нам описать логику действия, воплощенную на практике в разговорной встрече, процессе согласования и сплоченности значений. Аналогичным образом, он позволяет анализировать микропроцессы, которые составляют культуру и значение, шаг за пределы намерений, выраженных докладчиками монологического дискурса.

Лозано. Анализ дискурса. К семиотике текстового взаимодействия Мадрид: Эдисион Катдра. Лангаж и социальные коммуникации. Тексты сюжеты соотечественников 9: 1. Богота, Колумбия: редакционные произведения и культурные и научные раскрытия. Социология культурной передачи. Первое издание.

2. Оперативные указания о выполнении плана производства

3. Указания по планированию выпуска продукции ……..и т.д.

Технические подразделения

1. Годовые, квартальные, месячные планы проведения производственных, профилактических, ремонтных работ на согласование

1. Оперативные указания об изменении планов проведения производственных, профилактических, ремонтных работ и результаты

Хорошо. Методология семиотического анализа. Третье издание. Лима, Перу: Отдел печати Университета Лимы. Критический подход к современным тенденциям. Барселона, Испания: Редакционный Пайдос. Субъективность в социальных науках, онтологический и неэпистемологический вопрос. Сантьяго: Университет Эдисиона Католика Сильва Хенрикес. Социальная интерпретация языка и смысла.

Согласование взаимодействия и структуры разговоров. Возьмите. Изучение представлений и структурный анализ дискурса. Каналы, Методология социальных исследований. Антиокия: Редакционный университет Антиокии. Методология, контекст и рефлексивность. Конструктивистская и контекстуальная точка зрения на качественно-количественные отношения в социальных исследованиях. Гутьеррес, Качественные методы и методы исследований в социальных науках.

2. Информация о технологических и конструкторских изменениях

3. Техническая документация на производимую продукцию …….. и т.д.

согласования представленных планов

2. Консультации по смежным вопросам и т.д.

Отдел обеспечения

1. Сведения об обеспеченности производственных подразделений необходимыми материально-техническими ресурсами

Богатство феноменологии: философские, теоретические и методологические проблемы. Этюд де-факто описывает действия. Париж, Франция: Ред. Култхард. К анализу дискурса. Английский язык используется учителями и учениками. Великобритания: издательство Оксфордского университета.

Что говорить. Руководство по анализу дискурса. Барселона: Редактор Ариэль. Педагогические практики учителя и школьной культуры в дидактическом взаимодействии. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Докторантура в области педагогических наук.

2. Сведения о наличии материально-техническими ресурсами на складах

3. Сообщения о причинах нарушения объемов и сроков передачи материально-технических ресурсов производственным подразделениям …и т.д.

1. Планы получения материально-технических ресурсов

2. Сведения об имеющихся в наличие на производстве

3. Сведения о выявленных нарушениях хода производственного процесса в связи с недопоставками материально-технического ресурса …… и т.д.

Взгляд из акта речи. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук в области образования. Мысль и язык. Буэнос-Айрес. Джексон. Теория человеческой коммуникации. 9-е издание. Барселона, Испания: Редактор Гердер. Организационное развитие - это не что иное, как изменения, происходящие внутри организации. Согласно этой открытой, демократической и основанной на участии теории, организации должны обращаться к людям, а не к методам и ресурсам для достижения большей способности внести необходимые изменения в организационное развитие.

Организационное развитие - практическое и оперативное развитие Поведенческой Теории на пути к системному подходу. Мы рассматриваем как предшественник этого теоретического движения Леланд Брэдфорд, автор книги «Теория Т-групп и лабораторные методы». Эта теория представляет собой слияние двух тенденций в изучении организаций: изучение структуры, с одной стороны, и изучение поведения человека в организациях другого, интегрированного посредством системного лечения. Авторы подчеркивают эти основные переменные, чтобы они могли исследовать их взаимозависимость, диагностировать ситуацию и вмешиваться в структурные переменные и поведенческие переменные, чтобы изменение позволило достичь как организационных, так и индивидуальных целей.

Отдел маркетинга и сбыта

1. Данные об отгрузке продукции

2. Сведения о запасах готовой продукции на складах

1. Планы производства и оперативные указания об их изменениях и дополнениях

2. Сведения о выполнении планов выпуска готовой продукции ….. и т.д.

Для эффективного взаимодействия подразделений, эффективности управления, снижения затрат на РУПП «Витязь» создана оптимизированная локальная вычислительная сеть, через которую протекают информационные потоки предприятия. Локальная вычислительная сеть служит базовой сетевой инфраструктурой для использования передачи данных, управления, обмена информационными потоками, организации взаимодействия между компьютерами предприятия, разделения или совмещения использования общих вычислительных ресурсов, создания транспортной инфраструктуры для передачи информационных потоков в системе организационно-экономического управления, организации информационного обмена между различными структурами предприятия.

> Разработка новой организационной структуры РУПП «Витязь»

Исходя из анализа состояния РУПП «Витязь», его системы управления, и производственно-хозяйственной деятельности, в настоящее время для реализации намеченных целей необходимо проведение финансовой и организационной реструктуризации.

В разделе 2.4. рассмотрены основные совершенствования структур подразделения, которые позволили рационализировать организационную структуру управления, изменить состав и количество подразделений аппарата управления: численности и структуры работников, централизовать функции управления. В результате создания отдела обеспечения, который находится в подчинении заместителя директора по качеству, ВЭС, маркетингу и торговле эта должность переименована в должность заместитель директора по качеству, обеспечению, маркетингу и торговле. Должность зам. директора по коммерческим вопросам сокращается, а созданный цех благоустройства поступает в подчинение помощнику предприятия по строительству и безопасности. Также сокращена должность помощника директора - референта и группа контроля, обязанности за контролем исполнительской дисциплиной возложены на заместителей директоров по направлениям.

На предприятии созданы самостоятельные структурные подразделения без права юридического лица , но с собственным расчетным счетом и балансом: инструментальное производство, инженерно-промышленный комплекс, монтажно-производственный комплекс, производство механизации и автоматизации, транспортное управление , подсобное хозяйство «Весна», ремонтно-строительное производство, торгово-промышленный комплекс и другие.

Когда «бои местного значения» происходят внутри одной службы, вопрос распределения ответственности решает непосредственный руководитель. Но как быть, если споры разгораются между подразделениями? Найти выход из этой ситуации может специалист по персоналу.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что такое регламент взаимодействия структурных подразделений
  • наиболее удобная форма регламента
  • какие нюансы следует учесть при подготовке регламента взаимодействия структурных подразделений
  • как внедрить регламент взаимодействия структурных подразделений

Чтобы определить все взаимодействия в компании и тем самым повысить эффективность персонала, HR-спе-циалисты «СпецПолимер» разработали и ввели Регламент взаимодействия и документооборота. Это помогло организации избавиться от многих проблем. Конечно, такой документ - не панацея от всех бед, но он вносит ясность и определенность в деятельность предприятия, существенно облегчает труд не только менеджеров по персоналу, но и руководства.

Компания «СпецПолимер» создана в 2003 г. Разрабатывает и производит защитные полимерные покрытия на основе полимочевины и полиуретанов в России, оказывает услуги по нанесению покрытий на любые виды поверхностей. Имеет 6 филиалов. Количество персонала управляющей компании - около 50 человек.

Регламент обычно создается, если в компании:
много бизнес-процессов;
в них задействованы более двух звеньев (несколько работников или структурных подразделений).

Цели создания регламента взаимодействия структурных подразделений

Цели создания регламента взаимодействия и документооборота:

1. Наведение и поддержание порядка в оформлении документов, соблюдение правильного взаимодействия бизнес-единиц.

2. Избегание конфликтов в коллективе: они просто не возникнут, если заранее определить ответственных, исполнителей, сроки и зафиксировать их в общем документе.

3. Определение трудовых функций работников: в регламенте указывается, кто с кем контактирует по работе, какова доля участия каждого сотрудника в том или ином процессе.

4. Облегчение вхождения в компанию новичков: регламент помогает понять структуру бизнес-коммуникаций, указывает, с какими документами и службами человеку предстоит работать, каковы сроки исполнения заданий.

5. Контроль процессов и исполнительской дисциплины.

6. Облегчение передачи дел от одного сотрудника другому, например, в ситуации ухода в отпуск или увольнения.

7. Исключение ситуаций, связанных с организацией труда, способных привести к потерям финансовых, временных и человеческих ресурсов.

Более подробное разъяснение смотрите в видео:

Структура регламента взаимодействия структурных подразделений

С регламентом удобнее всего работать, когда он выполнен в виде таблицы (см. таблицу). Обратим внимание на некоторые ее столбцы:
«№ формы» - могут быть указаны как стандартные, так и принятые в компании формы документов;
«Исполнитель» - сотрудник, который выполняет действие или готовит и сопровождает документ;
«Дата/время» - точный срок подготовки документа;
«Ответственный» - сотрудник, контролирующий подготовку документа, ответственный за полноту и точность представленных в нем сведений, а также за соблюдение сроков (обычно исполнитель или его руководитель).

Если какое-то звено не предусматривается в конкретном документе, ставится прочерк. Например, секретарь-делопроизводитель ежемесячно готовит и отдает на согласование начальнику службы управления персоналом список дней рождения сотрудников в следующем месяце, однако утверждения данного документа не предусмотрено, и в этом случае в колонке «Подпись, утверждение» будет стоять прочерк. Действия по конкретным документам описываются в регламенте построчно.

Документы можно объединить в группы либо по признаку сходства процессов, либо по службам, к которым они относятся. Поэтому имеет смысл в регламенте выделить соответствующие блоки: по процессам (например: поступление / отгрузка товара и т.п.) или по службам (коммерческий отдел, производственная служба и т.д.). Если крупная компания имеет сложные процессы взаимодействия, то, возможно, помимо общего для всех регламента, придется разработать таковые для каждого из подразделений.

Нюансы создания регламента взаимодействия структурных подразделений

Нюансы создания регламента зависят от особенностей компании и типа ее корпоративной культуры . В любом случае необходимо заручиться поддержкой руководства и вызвать интерес у начальников структурных подразделений. Работу по созданию общекорпоративного документа можно начать с создания Регламента для службы управления персоналом. Для HR-а это достаточно просто: все процессы ему хорошо известны, и мотивировать подчиненных к выполнению Регламента не составляет труда. После такой апробации становится легче «на живом примере» показывать руководителям других служб, как Регламент помогает в работе, что необходимо для его создания и эффективного действия.

Итак, получив одобрение и поддержку руководства, менеджер по персоналу должен собрать всю информацию о внутрифирменных процессах и документах. Для этого лучше всего определить ответственных по каждому блоку процессов (обычно это начальники служб и отделов). Способы сбора данных зависят от особенностей компании: можно сделать рассылку по внутренней сети с формой регламента и примером заполнения либо выяснить необходимые сведения в личной беседе с каждым.

Полученная информация по всем процессам и документам в компании фиксируется на бумаге.

Внедрение регламента взаимодействия структурных подразделений

Важно согласовать созданный документ со всеми работниками. Желательно сделать массовую рассылку нового регламента по внутренней интернет-сети с призывом вносить предложения и замечания (должен быть указан срок рассмотрения присланных комментариев). Если электронная рассылка невозможна либо не все сотрудники имеют доступ к компьютеру - нужно обеспечить каждое структурное подразделение бумажным экземпляром документа. После всех согласований можно издавать приказ об утверждении Регламента и его обязательном исполнении всеми работниками.

Чтобы регламент работал, нужно время от времени оценивать его исполнение и своевременно вносить изменения и дополнения. Если в зарплате сотрудников есть переменная часть, можно сделать одним из критериев ее выплаты исполнение регламента.

№ п/п Документ/информация № формы Исполнитель Согласование Подпись, утверждение Кому передаётся Дата/время* Ответственный
1. Служба управления персоналом
1.1. Кадровый учёт
1.1.1. Штатное расписание/изменения в штатном расписании Униф. форма Т-3/Приказ по основной деятельности Финансовый директор Утверждение приказом, подписание - начальник службы управления персоналом, главный бухгалтер Начальник службы управления персоналом Не позднее 2 дней после утверждения орг. структуры / принятия решения о внесении изменений Начальник службы управления персоналом
1.1.2. Заявления Работник Генеральный директор Инспектор по кадрам До кадрового действия (увольнение, отпуск и т. д.) Работник
1.1.3. Трудовой договор УП-1 Инспектор по кадрам До начала работы Начальник службы управления персоналом
1.1.4. Соглашения, дополнения к трудовым договорам УП-2 Инспектор по кадрам Начальник службы управления персоналом, юрисконсульт Генеральный директор, работник 1 экз. - инспектор по кадрам, 1 экз. - работник За 2 месяца до изменений Начальник службы управления персоналом
1.1.5. Трудовые функции работника УП-3 Напосредственный руководитель работника Начальник службы управления персоналом, юрисконсульт Генеральный директор, ознакомление - работник 1 экз. - инспектор по кадрам, 1 экз. - работник, 1 экз. - непосредственный руководитель работника За 5 рабочих дней до подписания трудового договора/доп. соглашения с работником Непосредственный руководитель работника
1.1.6. ...
1.2. Управление персоналом
1.2.1. Орг. структура УП-11 Начальник службы управления персоналом Директор по корпоративной политике Генеральный директор Начальник службы управления персоналом, в эл. виже - на корпоративный сервер В течение 1 дня с момента принятия решения о внесении изменений Начальник службы управления персоналом
1.2.2. Бюджет расходов службы УП на год (с приложениями) ОФ-7 Начальник службы управления персоналом Директор по корпоративной политике, финансовый директор Генеральный директор 1 экз. - начальник службы управления персоналом, 1 экз. - финансовый директор До 15 декабря предыдущего календарного года Начальник службы управления персоналом
1.2.3. ...

* Если срок выполнения выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, то переносится на следующий за этой датой рабочий день

На каждом предприятии существуют документы, регламентирующие деятельность этого предприятия. Например, регламент работы отдела разрабатывается для того, чтобы каждый сотрудник, задействованный в каком-либо бизнес-процессе, хорошо понимал, что он должен делать, как и когда, и что должно получиться у него в результате. Или, например, регламент взаимодействия подразделений нужен для того, чтобы отделы или подразделения компании передавали друг другу информацию или документы в определенном порядке или по установленным правилам. Для руководителя этот документ — один из главных инструментов управления. Правильно составленный регламент помогает достичь нужного результата в заданный срок. Каким же должен быть регламент бизнес-процесса?

Требования к регламенту

Критерий эффективности регламента - его доступность для исполнителя . Если менеджер детально распишет все составляющие процесса, но его подчиненные ничего не поймут - будет ли толк от такого документа?

Поэтому при составлении регламента нужно учитывать 3 основных принципа:

  1. Регламент пишется на основании модели (схемы) бизнес-процесса. Причем качество регламента прямо зависит от того, насколько тщательно проработана схема.
  2. Регламент имеет структуру , определенную моделью бизнес-процесса. Все основные пункты схемы бизнес-процесса должны присутствовать в регламенте, все они важны, и мы поговорим о них в следующем разделе.
  3. Регламент должен быть написан сухим, официальным языком . Не стоит бояться канцеляризмов - гораздо важнее избежать двусмысленности. В документе используют только простые, короткие предложения с прямым порядком слов (подлежащее - сказуемое). Формулировки должны быть однозначными. Все термины и аббревиатуры следует расшифровать. Для этого составляется список терминов и определений.

Самые частые ошибки в регламенте:

  • Слишком большой объем. Оптимальный размер - не более 5-7 страниц.
  • Сложный текст, длинные составные предложения.
  • В терминах и названиях использованы синонимы. Одна и та же операция или документ должны на протяжении всего регламента называться одним и тем же словом.
  • Использованы сокращения без расшифровки.
  • Не обозначены конкретные исполнители.
  • Не все шаги описаны. Возможно, отдельные действия покажутся составителю очевидными - но их все равно нужно описать.

Регламент должен быть понятен любому сотруднику компании - как опытному работнику, так и новичку.

Структура регламента

Хороший регламент содержит описание входа и выхода бизнес-процесса (с чего начинается и чем всё должно закончиться), требования к содержанию и качеству работ, обязанности и ответственность каждого исполнителя, способы передачи информации.

Разработчику регламента удобно описывать бизнес-процесс в форме таблицы, разложив его на отдельные операции (в соответствии с моделью):

Но сотруднику будет трудно сориентироваться в такой таблице, а тем более работать по ней. Поэтому обычно регламент представляет собой многоуровневый список.

Основные пункты регламента:

  1. Общие положения. Здесь определяют назначение документа (цель бизнес-процесса).
  2. Термины и определения. В этом пункте приводят расшифровку терминов.
  3. Сокращения. Здесь необходимо расшифровать все используемые в тексте сокращения.
  4. Условия и ограничения. Здесь следует описать условия, при которых начинается процесс (в каком случае он происходит), требования к результату и ограничения - когда можно отступить от требований документа и как нужно действовать в этих случаях.
  5. Требования к процедурам. В этой части подробно описывают все операции, входящие в бизнес-процесс, — кто, когда, что делает, что будет результатом, требования и комментарии.
  6. Ответственность. Кто и за что отвечает.
  7. Контроль. Кто и как контролирует результаты.

Приложения: схема бизнес-процесса, формы документов и т.д.

В заключение приведем пример регламента:

Регламент бизнес-процесса «Аттестация персонала»

1. Общие положения.

1.1 Цель - дать оценку уровню квалификации работника, оценить соответствие работника занимаемой должности.

1.2 Порядок утверждения, внесения изменений и дополнений.

2. Основные термины и определения:

Аттестация — определение квалификации, уровня знаний и умений работника предприятия.

3. Сокращения:

4. Условия и ограничения.

4.1 Сроки проведения аттестации….

4.2 Состав аттестационной комиссии

4.3 Аттестации подлежат….

4.4 Аттестации не подлежат…

5. Порядок проведения аттестации.

5.1 Подготовка к аттестации включает в себя…..

5.2 График аттестаций составляется…..

5.4 … (подробно описываются все стадии процесса в соответствии с моделью, если видов аттестации несколько - для каждого вида)

6. Ответственные лица (указывается состав аттестационной комиссии и лица, отвечающие за проведение аттестаций).

7. Приложение (схема процесса, форма приказа об аттестации, формы аттестационных листов и т. д.)

*************************************************************************************************

Приложение 1

к приказу Рособразования

1.2. Подготавливает проекты приказов о составе Конкурсных комиссий;

1.3. Подготавливает проекты приказов о наделении Конкурсных комиссий полномочиями по принятию решений о победителе конкурса;

1.4. Подготавливает Конкурсную документацию;

1.5. Подготавливает извещение о проведении конкурса;

1.6. Отвечает за процедурные вопросы проведения конкурса.

2. Управление-куратор:

2.1. Согласовывает проекты приказов о составе Конкурсных комиссий;

2.2. Согласовывает проекты приказов о наделении Конкурсных комиссий полномочиями по принятию решений о победителе конкурса;

2.3. Согласовывает извещение о проведении конкурса;

2.4. Согласовывает Конкурсную документацию;

2.5. Подготавливает разъяснения по вопросам содержания заказов на поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг), возникающим в ходе проведения конкурса у его участников.

3.1. Согласовывает проекты приказов о составе Конкурсных комиссий;

3.2. Согласовывает проекты приказов о наделении Конкурсных комиссий полномочиями по принятию решений о победителе конкурса;

3.3. Согласовывает извещение о проведении конкурса;

3.4. Согласовывает Конкурсную документацию.

4. Руководитель Рособразования:

4.1. Подписывает проекты приказов о составе Конкурсных комиссий;

4.2. Подписывает проекты приказов о наделении Конкурсных комиссий полномочиями по принятию решений о победителе конкурса;

4.3. Утверждает извещение о проведении конкурса;

4.4. Утверждает Конкурсную документацию.

III. Размещение заказа путем запроса котировок

1. Управления программ развития в сфере образования:

1.1. Подготавливает проект приказа о создании Котировочных комиссий Рособразования по видам заказов;

1.2. Подготавливает проект приказа о наделении полномочиями Котировочных комиссий по принятию решений о победителях в проведении запроса котировок;

1.3. Подготавливает извещения о проведении запроса котировок.

2. Управление-куратор:

2.1. Согласовывает проект приказа о создании Котировочных комиссий Рособразования по видам заказов;

2.2. Согласовывает проект приказа о наделении полномочиями Котировочных комиссий по принятию решений о победителях в проведении запроса котировок;

2.3. Согласовывает извещения о проведении запроса котировок.

3. Заместитель руководителя Рособразования по компетенции:

3.1. Подписывает проект приказа о создании Котировочных комиссий Рособразования по видам заказов;

3.2. Подписывает проект приказа о наделении полномочиями Котировочных комиссий по принятию решений о победителях в проведении запроса котировок;

3.3. Подписывает извещения о проведении запроса котировок.

IV. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя)

Управление программ развития в сфере образования:

1.1. Информирует Управление-куратора о проведении конкурса и

признании его несостоявшимся в случаях, если конкурс признан несостоявшимся и государственный контракт не заключен с единственным участником конкурса или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе;

1.2. Подготавливает письмо в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации с обращением о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем) с приложением документов о проведении конкурса и признании его несостоявшимся.

2. Управление-куратор:

2.1. Подготавливает мотивированное предложение о проведении повторного конкурса либо о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя) в случаях, если конкурс признан несостоявшимся и государственный контракт не заключен с единственным участником конкурса или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе.

3. Заместитель руководителя Рособразования по компетенции:

3.1. Подписывает письмо в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации с обращением о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем).

V. Заключение государственного контракта

1.1. Подготавливает проект приказа о выделении ассигнований по результатам конкурса, запроса котировок, письма-разрешения Федеральной антимонопольной службы;

1.2. Подготавливает проект государственного контракта с победителем конкурса, запроса котировок, единственным поставщиком (исполнителем) и обеспечивает его заключение;

1.3. Регистрирует государственные контракты и дополнения к ним.

2. Управление-куратор:

2.1. Согласовывает проект приказа о выделении ассигнований по результатам конкурса, запроса котировок, письма-разрешения Федеральной антимонопольной службы;

2.2. Согласовывает проект государственного контракта с победителем конкурса, запроса котировок, единственным поставщиком (исполнителем).

3. Управление бухгалтерского учета и отчетности:

3.1. Согласовывает проект приказа о выделении ассигнований по результатам конкурса, запроса котировок, письма-разрешения Федеральной антимонопольной службы;

3.2. Согласовывает проект государственного контракта с победителем конкурса, запроса котировок, единственным поставщиком (исполнителем).

4. Заместитель руководителя Рособразования, курирующий Управление бухгалтерского учета и отчетности:

4.1. Подписывает проект приказа о выделении ассигнований по результатам конкурса, запроса котировок, письма-разрешения Федеральной антимонопольной службы;

5. Заместитель руководителя Рособразования по компетенции:

5.1. Подписывает проект государственного контракта с победителем конкурса, запроса котировок, единственным поставщиком (исполнителем).

VI. Обеспечение исполнения государственного контракта и приемка

результатов

1. Управление программ развития в сфере образования:

1.1. Формирует состав приемочных комиссий на основе предложений Управления-куратора, других структурных подразделений Федерального агентства по образованию, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

1.2. Ежеквартально и по итогам года производит сверку полученных оперативных данных о перечислении, фактическом исполнении и остатках бюджетных средств по каждому государственному контракту с данными Управления бухгалтерского учета и отчетности.

1.3. Проводит мониторинг этапов, сроков и освоения средств по государственным контрактам.

2. Управление-куратор:

2.1. Контролирует ход исполнения и согласовывает изменение условий государственного контракта;

2.2. Подготавливает предложения по составу приемочных комиссий;

2.3. Организует представление промежуточных и итоговых отчетных материалов по исполнению государственных контрактов;

2.4. Согласовывает промежуточные и итоговые отчетные материалы по исполнению государственных контрактов;

2.5. Осуществляет приемку и передачу на хранение отчетных материалов по исполнению государственных контрактов;

2.6. Представляет в Управление программ развития в сфере образования в срок до следующего за отчетным года содержательные отчеты по государственным контрактам на бумажном и электронном носителях по установленной форме;

3. Заместитель руководителя Рособразования по компетенции:

3.1. Утверждает отчеты по государственным контрактам;

3.2. Подписывает акты сдачи - приемки исполнения обязательств по государственному контракту (акты сдачи - приемки исполнения обязательств по этапу государственного контракта).

VII. Мониторинг реализации и корректировка

1. Управление программ развития в сфере образования:

1.1. Подготавливает ежегодно проект доклада о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за счет всех, и представляет его в Департамент Министерства образования и науки Российской Федерации по компетенции;

1.2. Ведет ежемесячную и ежеквартальную отчетность о реализации Программы;

1.3. Проводит мониторинг реализации программных мероприятий и представляет департаментам Министерства справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы;

1.4. Участвует в подготовке материалов для рассмотрения вопросов и итогов реализации Программы на заседаниях коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;

1.5. Представляет после окончания срока реализации Программы в Департамент Министерства образования и науки Российской Федерации по компетенции доклад о выполнении Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации;

1.6. Разрабатывает при необходимости предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы, о продлении срока реализации Программы либо о досрочном завершении и направляет их в Департамент Министерства образования и науки Российской Федерации по компетенции;

1.7. Формирует ежегодно проекты бюджетных заявок по перечню мероприятий и объемам финансирования из средств , выделенных на реализацию Программы, и направляет для согласования в установленные сроки в Департамент Министерства образования и науки Российской Федерации по компетенции предложения по расходам инвестиционного характера на очередной финансовый год и на период разработки финансового плана Российской Федерации;

1.8. Представляет ежеквартально (нарастающим итогом) на 40-й день после отчетного периода в Департамент экономики и финансов статистическую отчетность по форме N 1-ФП, утвержденной постановлением Росстата от 01.01.01 г. N 41, об использовании средств из бюджетных и внебюджетных источников финансирования на выполнение Программы;

1.9. Подготавливает ежеквартально информацию о ходе выполнения уточненных целевых индикаторов и показателей эффективности Программы и направляет ее в Департамент Министерства образования и науки Российской Федерации по компетенции.

2. Управление-куратор:

2.1. Подготавливает предложения по перечню программных мероприятий на очередной финансовый год с уточнением затрат по программным мероприятиям и направляет их в Управление программ развития в сфере образования;

2.2. Подготавливает ежегодно предложения по проекту доклада о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за счет всех источников финансирования в части курируемых им проектов и передают их в Управление программ развития в сфере образования;

2.3. Участвует в подготовке материалов для рассмотрения вопросов и итогов реализации Программы на заседаниях коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.


На каждом предприятии действуют локальные документы, регулирующие его деятельность. Одним из самых значимых считается регламент взаимодействия между отделами (образец документа будет описан далее). Для руководителя организации он является эффективным инструментом управления. Рассмотрим подробно образец регламента взаимодействия между отделами .

Требования

Каким должен быть регламент? Взаимодействие между отделами бухгалтерии и экономической службы, кадровиками и расчетно-плановым подразделением, другими структурными единицами предприятия неизбежно в процессе деятельности. При этом контакт сотрудников должен обеспечивать реализацию поставленных задач в максимально короткий срок. Образец регламента взаимодействия между отделами , в первую очередь, должен быть доступным для исполнителей. Если лицо, ответственное за его разработку, распишет все положения, но подчиненные ничего не смогут понять, смысла в документе не будет никакого. В этой связи, формируя , следует принимать во внимание три ключевых принципа:

  1. Документ составляется на основании модели бизнес-процесса. Качество регламента будет прямо зависеть от тщательности проработки схемы.
  2. Структура документа определяется моделью процесса. Все пункты схемы должны присутствовать в регламенте.
  3. Изложение информации осуществляется официальным, сухим языком. В тексте документа рекомендуется использовать короткие простые предложения. Формулировать положения следует однозначно. Все аббревиатуры и термины необходимо расшифровывать.

Цели

Образец регламента взаимодействия между отделами обеспечивает:

Структура

Какой регламент взаимодействия между отделами можно считать правильно составленным? Обычно документ включает в себя следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Определения, термины и сокращения.
  3. Описания процессов.
  4. Ответственность.
  5. Контроль.

Источниками определений могут служить законодательные акты, ГОСТы и прочие документы. К последним, в частности, относят Приказы министерств, ведомств, правительственные постановления. При этом ссылки на нормативные документы, положения которых были использованы, должны включаться в регламент взаимодействия между отделами. Образец для ЛПУ , в частности, содержит указания на Приказы Минздравсоцразвития, Министерства здравоохранения региона.

Приложение

В нем, как правило, приводится графическая модель бизнес-процесса. Она изображается в виде схемы, состоящей из нескольких блоков. Графическое изображение можно создать с помощью программных продуктов ПК. Схемы отражают конкретный порядок действий для реализации тех или иных задач. Визуализация удобнее, чем текст. На схеме четко отображается начало процесса и каждого этапа, связь между ними и конечный результат. Такую модель часто используют разработчики регламента взаимодействия между отделами компании по 223-ФЗ . В схеме выделяются такие ключевые параметры, как выходы и входы, участники и клиенты. Если новичок ознакомится с такой моделью, то он сразу же поймет специфику процесса и будет уже готов к реализации определенной задачи.

Инструкция

На первом этапе нужно определить предмет документа и ответственных лиц, т. е. кто составляет и какой регламент. Взаимодействие между отделами бухгалтерии, в частности, осуществляется по четкой схеме, закрепленной законодательством. В этой структурной единице всегда присутствует самый главный сотрудник, отвечающий за соблюдение требований в сфере отчетности. Он и может стать лицом, ответственным за составление регламента взаимодействия между отделами. Образец документа должен обсуждаться всеми сотрудниками. Для этого организуется общее собрание. Если документ регламентирует процесс, в котором сталкиваются интересы более двух отделов, то важно привлечь к обсуждению ключевых сотрудников. Лицо, ответственное за разработку, должен объяснить коллегам важность внедрения правил.

Описание процессов

Его объем будет зависеть от сложности взаимодействия. Если процесс простой, а сотрудник, отвечающий за него, хорошо понимает все этапы реализации, то он может сам составить схему работы с другими структурными единицами. После этого ему следует обсудить документ с остальными участниками. Если бизнес-процесс сложный, то каждый сотрудник разрабатывает свою часть модели. После этого все проекты компонуются и обсуждаются. В ходе ознакомления с базовым документом все заинтересованные сотрудники могут предложить те или иные корректировки и дополнения. После этого передается руководителю.

Утверждение

Оно может осуществляться напрямую. В этом случае руководитель сам подписывает регламент взаимодействия между отделами компании. Образец документа может утверждаться и косвенно. В таком случае руководитель издает приказ. В гриф утверждения вносятся регистрационные данные распорядительного акта.

Специфика работы ответственного лица

В некоторых организациях в штате предусматривается должность менеджера по качеству. На практике выработаны определенные этапы подготовки документа. Их необходимо соблюдать менеджеру, составляющемуосновных стадий:

  1. Определение процессов.
  2. Выстраивание диаграммы.
  3. Детальное описание.
  4. Составление текста.

Ответственный специалист изучает распорядок сотрудников в разных подразделениях. Это необходимо для составления описания стандартных ситуаций, включаемого в регламент взаимодействия между отделами. Пример : "Газовая станция осматривается с использованием таких технических средств, как… По завершении обследования составляется отчет".

Определение итоговой цели

Лицо, ответственное за составление регламента, должно иметь представление обо всех процессах, знать обязанности сотрудников, обладать соответствующей квалификацией и уровнем профессионализма. Цель, которую ставит документ, должна быть ясна работникам. В противном случае исполнение регламента окажется дополнительной нагрузкой на сотрудников.

Оптимизация и проектирование

Комплексное изучение процессов, происходящих на предприятии, позволяет выявить слабые места. Анализ ситуаций, результатов, операций дает возможность оптимизировать деятельность. Это, в свою очередь, позволяет сформировать несколько сценариев дальнейшего развития. Так, предприятие может оставить все как есть, создать новую модель работы или откорректировать старую.

Нюансы

Важно, чтобы каждый сотрудник четко представлял, что ему нужно делать и как достигнутые результаты отразятся на его заработке. Именно поэтому необходимо обсудить регламент перед его утверждением. Ключевая роль в отводится, разумеется, руководителю рабочей группы (проекта). В задачи этого специалиста входит постановка острых вопросов. Он должен уметь представить четкую модель процесса. Каждый участник видит картину своими глазами. Необходимо добиться единого понимания. Каждому участнику необходимо объяснить ответственность в создании регламента. В большинстве случаев коллективы скептически относятся к внедрению такого документа. В зависимости от сложности процесса, введение регламента занимает 4-12 мес.

Особенности внедрения

Для введения нового регламента необходимо:

  1. Признать предыдущие документы утратившими силу.
  2. Внести новые локальные акты для активации регламента.
  3. Разработать документы, необходимые для применения утвержденных правил.
  4. Доработать или внедрить новые модули автоматизированных информационных баз.
  5. Изготовить бланки неунифицированных документов.
  6. Изменить или дополнить штатное расписание.
  7. Найти кандидатов на новые должности, назначить или перевести работников.
  8. Обучить исполнителей новым правилам.
  9. Провести разъяснительную работу с сотрудниками.
  10. Осуществить пробное внедрение регламента.
  11. Откорректировать текст по результатам опытного исполнения.
  12. Ввести в действе окончательный вариант документа.
  13. Определить процедуры по контролю качества регламента.

После того как определены мероприятия по внедрению документа, руководитель издает приказ. Следует отметить, что в связи с продолжительностью мероприятий дата утверждения и непосредственного введения регламента в действие будут отличаться. Рассмотрим далее основные ошибки, которые допускают сотрудники при составлении документа.

Несогласованность с практикой

Важно доверять создание регламента сотруднику, имеющему непосредственное отношение к рабочей деятельности на предприятии. Предположим, организация стала очень крупной. Руководство вполне может позволить себе сформировать специальную службу, в задачи которой будет входить решение вопросов о развитии. Соответственно, отдел поставит задачу описать все процессы предприятия. Но цель этого мероприятия им неважна. Если регламент составляют люди, не привлеченные к реальной деятельности, то руководящий ею сотрудник исполнять схему не будет. Соответственно, документ работать не имеет смысла.

Отсутствие гибкости

Многие ответственные лица стремятся к максимальной детализации. Такая ситуация обуславливается незнанием отличий между составлением регламента и описанием реальных производственных процессов. Если стоит задача автоматизации операций, их детализация призвана помощь работникам. Потребность в регламенте возникает тогда, когда в производстве задействовано много людей. Их действия часто дублируются, однако каждый человек трактует ту или иную операцию по-своему. Регламент направлен на снятие разногласий. Следует учитывать, что сотрудники организации должны обладать определенной свободой в действиях, позволяющей принять то или иное решение в зависимости от ситуации. К примеру, клиенту можно ответить незамедлительно, а не по истечении какого-то времени.

Большой объем и сложность текста

Оптимальным считается регламент, состоящий из 5-7 страниц. При этом его содержание должно быть емким, но кратким. Не рекомендуется использовать сложные, многосоставные предложения. Текст должен быть доступен для понимания. Кроме того, следует обратить внимание на термины. Не следует заменять понятия синонимами, использовать аббревиатуры без расшифровки.

Взаимодействие отделов ИБ и ИТ

В настоящее время на многих предприятиях контакты этих служб весьма затруднены. Связаны сложности с внутренними конфликтами отделов ИТ и ИБ. Существует несколько вариантов обеспечения эффективного их сотрудничества. В качестве первого и самого простого выступает наличие работников (одного или нескольких), специализирующихся на информационной безопасности внутри службы информтехнологии. Регламент взаимодействия между отделами ИТ и ИБ в этом случае отражает типичные подходы к сотрудничеству. Организация работы осуществляется на основании сложившихся стереотипа о том, что информационная безопасность является частью обеспечения информтехнологии. Если на предприятии не происходит конфликтов между этими службами, то руководитель может задуматься над тем, чтобы оформить службу ИБ в качестве отдельной структуры ИТ-отдела. Соответственно, придется выделить больше ресурсов, в том числе и финансовых, на обеспечение такой деятельности.

Типовой образец

В Общих положениях указываются:

  1. Назначение документа. Как правило, присутствует такая фраза: "Настоящим регламентом определяется порядок…".
  2. Сфера действия. Регламент может распространяться на работников или объекты.
  3. Нормативные документы, в соответствии с которыми разработан акт.
  4. Правила утверждения, корректировки, отмены регламента.

В разделе "Термины, сокращения, определения" приводятся понятия, используемые в документе. Все аббревиатуры должны быть расшифрованы. Термины следует приводить в алфавитном порядке. Каждое понятие указывается с новой строки в ед. ч. Определение термина приводится без слова "это", через тире. В разделе "Описание процесса" дается пошаговая характеристика. Целесообразно ввести подпункты. Каждый из них будет соответствовать конкретному этапу. В этом же разделе указываются сотрудники, привлеченные к выполнению тех или иных операций. Описываются не только действия, но и их результат.

Ответственность и контроль

В регламенте должно присутствовать указание на возможность применения санкций к лицам, не исполняющим положения. Ответственность допускается в рамках законодательства. Она может быть уголовной, административной или дисциплинарной. В обязательном порядке указывается Ф. И. О. и должность сотрудника, осуществляющего контроль исполнения регламента.