МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

о коллективных договорах

Генеральная конференция Международной организации труда,

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 6 июня 1951 года на свою тридцать четвертую сессию,

постановив принять ряд предложений о коллективных договорах, что является частью пятого пункта повестки дня сессии,

решив придать этим предложениям форму рекомендации, проводимой в жизнь либо заинтересованными сторонами, либо органами власти, в зависимости от условий каждой страны,

принимает сего двадцать девятого дня июня месяца тысяча девятьсот пятьдесят первого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1951 года о коллективных договорах:

I. Процедура ведения коллективных переговоров

1. 1) Путем соглашения или законодательства в зависимости от условий страны должны устанавливаться отвечающие местным условиям системы для выработки, заключения, пересмотра и возобновления коллективных договоров или для оказания содействия сторонам при выработке, заключении, пересмотре и возобновлении коллективных договоров.

2) Организация, функционирование и круг ведения этих систем должны определяться либо соглашениями между участвующими сторонами, либо законодательством каждой страны, сообразно с тем, какие способы отвечают условиям, существующим в данной стране.

II. Определение коллективных договоров

2. 1) В целях настоящей Рекомендации под "коллективным договором" подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, - представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны.

2) Ничто в настоящем определении не может истолковываться как подразумевающее признание организации трудящихся, созданной или финансируемой предпринимателями или их представителями или находящейся под их господством.

III. Обязательства, вытекающие из коллективных договоров

3. 1) Всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен. Предприниматели и трудящиеся, связанные коллективным договором, не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям коллективного договора.

2) Положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и заменяться автоматически соответствующими положениями коллективного договора.

3) Положения трудовых договоров, которые более благоприятны для трудящихся, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору.

4) Если практическое применение положений коллективных договоров обеспечивается самими участниками этих договоров, то предусмотренные в предыдущих пунктах положения не могут истолковываться в смысле требования о проведении мероприятий в законодательном порядке.

4. Положения коллективного договора должны распространяться на всех трудящихся соответствующих категорий, работающих на охватываемых коллективным договором предприятиях, если в нем не предусматривается иного.

IV. Распространение действия коллективных договоров

5. 1) В случае необходимости и с учетом действующей системы коллективных переговоров должны приниматься меры, определяемые законодательством каждой страны и отвечающие существующим в ней условиям, для распространения всех или некоторых положений коллективного договора на всех предпринимателей и трудящихся, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора.

2) Законодательство страны может обусловливать распространение действия коллективного договора, в частности, следующими требованиями:

a) чтобы коллективный договор уже охватывал достаточно представительное, по мнению компетентного органа власти, число соответствующих предпринимателей и трудящихся;

b) чтобы требование о распространении действия коллективного договора, как общее правило, исходило от одной или нескольких участвующих в договоре организаций трудящихся или предпринимателей;

c) чтобы предпринимателям и трудящимся, на которых предстоит распространение коллективного договора, была предоставлена возможность высказать предварительно свои замечания.

V. Толкование коллективных договоров

6. Споры, вытекающие из толкования коллективного договора, подлежат урегулированию в порядке, установленном по соглашению между сторонами или в законодательстве, сообразно с тем, какой способ соответствует существующим в данной стране условиям.

VI. Контроль за соблюдением коллективных договоров

7. Контроль за соблюдением коллективных договоров должен производиться участвующими в них организациями предпринимателей и трудящихся или существующими органами инспекции, или же органами, специально создаваемыми для этой цели.

VII. Различные положения

8. Законодательство отдельных стран может предусматривать, в частности:

a) обязанность предпринимателей, связанных коллективными договорами, принимать необходимые меры для сообщения заинтересованным трудящимся текста коллективного договора, находящегося в силе в отношении их предприятия;

b) регистрацию или сдачу на хранение коллективных договоров и текстов всех вносимых в них в дальнейшем изменений;

c) установление минимального срока, в течение которого коллективные договоры должны считаться действительными, если они не предусматривают иного и если только они не будут до истечения срока их действия изменены или отменены участвующими сторонами.


Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 6 июня 1951 года на свою тридцать четвертую сессию, постановив принять ряд предложений о коллективных договорах, что является частью пятого пункта повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму рекомендации, проводимой в жизнь либо заинтересованными сторонами, либо органами власти, в зависимости от условий каждой страны, принимает сего двадцать девятого дня июня месяца тысяча девятьсот пятьдесят первого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1951 года о коллективных договорах:

I. Процедура ведение коллективных переговоров

1. 1) Путем соглашения или законодательства в зависимости от условий страны должны устанавливаться отвечающие местным условиям процедуры для выработки, заключения, пересмотра и возобновления коллективных договоров или для оказания содействия сторонам при выработке, заключении, пересмотре и возобновлении коллективных договоров.

2) Организация, функционирование и круг ведения этих процедур должны определяться либо соглашениями между участвующими сторонами, либо законодательством каждой страны сообразно с тем, какие способы отвечают условиям, существующим в данной стране.

II. Определение коллективных договоров

2. 1) В целях настоящей Рекомендации под "коллективным договором" подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями работников или, при отсутствии таких организаций,— представителями самих работников, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны.

2) Ничто в настоящем определении не может истолковываться как подразумевающее признание организации работников, созданной или финансируемой работодателями или их представителями или находящейся под их господством.

III. Обязательства, вытекающие из коллективных договоров

3. 1) Всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен. Работодатели и работники, связанные коллективным договором, не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям коллективного договора.

2) Положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и автоматически заменяться соответствующими положениями коллективного договора.

3) Положения трудовых договоров, которые более благоприятны для работников, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору.

4) Если практическое применение положений коллективных договоров обеспечивается самими участниками этих договоров, то предусмотренные в предыдущих пунктах положения не могут истолковываться в смысле требования о проведении мероприятий в законодательном порядке.

4. Положения коллективного договора должны распространяться на всех работников соответствующих категорий, работающих на охватываемых коллективным договором предприятиях, если в нем не предусматривается иного.

IV. Сфера действия коллективных договоров

5. 1) В случае необходимости и с учетом действующей практики коллективных переговоров должны приниматься меры, определяемые законодательством каждой страны и отвечающие существующим в ней условиям, для распространения всех или некоторых положений коллективного договора на всех работодателей и работников, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора.

2) Законодательство страны может обусловливать распространение действия коллективного договора, в частности, следующими требованиями:

a) чтобы коллективный договор уже охватывал достаточно представительное, по мнению компетентного органа власти, число соответствующих работодателей и работников;

b) чтобы требование о распространении действия коллективного договора, по общему правилу, исходило от одной или нескольких участвующих в договоре организаций работников или работодателей;

c) чтобы работодателям и работникам, на которых будет распространяться действие коллективного договора, была предоставлена возможность высказать предварительно свои замечания.

V. Толкование коллективных договоров

6. Споры, вытекающие из толкования коллективного договора, подлежат урегулированию в порядке, установленном по соглашению между сторонами или в законодательстве, сообразно с тем, какой способ соответствует существующим в данной стране условиям.

VI. Контроль за соблюдением коллективных договоров

7. Контроль за соблюдением коллективных договоров должен производиться участвующими в них организациями работодателей и работников или существующими органами инспекции, или же органами, специально создаваемыми для этой цели.

VII. Различные положения

8. Законодательство отдельных стран может предусматривать в частности:

a) обязанность работодателей, связанных коллективными договорами, принимать необходимые меры для сообщения заинтересованным работникам текста коллективного договора, находящегося в силе в отношении их предприятия;

b) регистрацию или сдачу на хранение коллективных договоров и текстов всех вносимых в них в дальнейшем изменений;

c) установление минимального срока, в течение которого коллективные договоры должны считаться действительными, если они не предусматривают иного и если только они не будут до истечения срока их действия изменены или отменены участвующими сторонами.

В связи с обращениями в ОПАР членов профсоюза по вопросу необходимости распространени я действия коллективного договора только на работников – членов профсоюза, Профсоюз разъясняет следующее. Н а различных научных и практических конференциях и круглых столах, инициированных Федерацией Независимых Профсоюзов России, отдельными профсоюзными лидерами высказывается предположение, что существуют риски, что работодатель будет пользоваться инструментом распространения коллективного договора на членов профсоюза для подрыва традиционных профсоюзных объединений, создавая «желтые профсоюзы», заключая с ними коллективный договор и соглашения, определенные на более льготных условиях, и тем самым будет происходить перетекание из наших боевых профсоюзов в так называемые «желтые профсоюзы». На в згляд Профсоюза , это не является серьезным риском, поскольку на сегодня у работодателя есть все ресурсы для того, чтобы предоставить определенные льготы для любой категории работников.

В Рекомендации МОТ № 91 «О коллективных договорах» подчеркивается роль организации трудящихся как стороны коллективных переговоров. В частности, говорится о представителях, не членах профсоюза, только при отсутствии представительной организации на предприятии. На эти положения необходимо обращать внимание и внедрять эту практику в жизнь.

Согласно части 3 статьи 43 ТК РФ действие коллективного договора распространяется на всех работников организации.

В то же время в п. 4 Рекомендации МОТ № 91 «Рекомендации о коллективных договорах» указывается, что «положения коллективного договора должны распространяться на всех трудящихся соответствующих категорий, работающих на охватываемых коллективным договором предприятиях, если в нем не предусматривается иного».

Учитывая, что Рекомендации МОТ № 91 это акт международного права, считаем возможным включить дополнительные льготы и гарантии для работников, являющихся членами профсоюза, в раздел «Гарантии профсоюзной деятельности» коллективного договора, принимая во внимание то, что инициатором и основным разработчиком данных предложений является профсоюзная организация.

В связи с тем, что именно профсоюзная организация представляет и защищает интересы всех работников, в том числе и не являющихся членами профсоюза, считаем возможным, с учетом норм Трудового кодекса РФ, включить в коллективный договор положения части 3 статьи 377 ТК РФ: «Распространение коллективного договора на работников, не являющихся членами профсоюза, может осуществляться согласно ст.30 и ст.377 ТК РФ, ст.28 п.4 ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» с ежемесячным перечислением 1% заработной платы на счет профсоюзного органа».

Кроме этого ч. 10 ст. 45 ТК РФ предусмотрена возможность заключения соглашений на любом уровне социального партнерства. В современных условиях соглашения заключаются и на локальном уровне по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений. В связи с этим Профсоюз считает более целесообразным заключение отдельного Соглашения о социальном партнерстве и взаимодействии между работодателем и первичной профсоюзной организацией, в котором будут предусмотрены как дополнительные льготы и гарантии членам профсоюза, установленные работодателем, так и льготы и гарантии, предоставляемые профсоюзной организацией.

Следует также учитывать, что часть 6 статьи 377 Трудового кодекса РФ позволяет распространять действие коллективного договора на работников, не являющихся членами профсоюза по их письменному заявлению с ежемесячным перечислением денежных средств из заработной платы, указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективным договором. Коллективный договор двусторонне-обязывающий документ, в нем могут быть обязанности не только работодателя, но и работников. Таким образом, целесообразно прописывать в коллективном договоре, обязанности работников письменно заявлять работодателю о перечислении из их заработной платы денежных средств на счет первичной профсоюзной организации, заключившей коллективный договор.

Представляется, что большое значение для мотивации профсоюзного членства имеет информационная работа, предоставление рядовым членам профсоюза информации о важности единой профсоюзной структуры.

В условиях затяжного экономического кризиса продолжают ухудшаться социально-экономические условия, которые несут работникам угрозу сокращения, незаконных увольнений, невыплаты заработной платы, нарушения законодательства.

И только сильный профсоюз, входящий в структуру самого крупного профсоюзного объединения России – Федерацию Независимых профсоюзов России - может защитить работников от этих реально существующих угроз.

Объединение в Общероссийский профсоюз неизбежно до тех пор, пока существуют две группы людей с противоположными интересами: работники и работодатели.

Работник, действуя в одиночку, не может защитить себя от незаконных действий работодателя, добиться улучшения условий труда или принятия нужных для него законов. При этом он ощущает непосредственное влияние – давление на себя со стороны работодателя, власти и капитала. Но, объединившись, сделав свой выбор в пользу Профсоюза, работники способны противопоставить свое консолидированное мнение интересам работодателя и установить контроль за условиями своего труда и своей жизни.

Конфликт интересов приводит работников к осознанию необходимости объединения для того, чтобы сообща участвовать в регулировании отношений с работодателем, участвовать в управлении организацией, устанавливая взаимодействие с управленческими структурами, работодателем.

Лишь сильные, имеющие законную трехзвенную структуру (Общероссийский профсоюз - региональная (территориальная) профсоюзная организация – первичная профсоюзная организация) Профсоюзы способны на эффективную защитную деятельность.

Для чего нужен Общероссийский профсоюз авиационных работников, имеющий трехзвенную структуру?

1. Предоставление бесплатной юридической консультации по социально-трудовым вопросам. Юридическая защита в вопросах соблюдения законодательства при получении льгот за вредные и (или) опасные условия труда, при увольнении из организации, при выходе на пенсию при специальной оценке условий труда, в вопросах охраны труда.

2. Организованная учеба по вопросам трудового законодательства и профсоюзной борьбы.

3. Борьба за повышение заработной платы.

4. Борьба за заключение коллективного договора и отраслевых соглашений (Росгидромет, Росавиация), улучшающих положение работника по сравнению с действующим трудовым законодательством (а не слепое переписывание статей ТК РФ).

5. Проведение коллективных акций для защиты своих трудовых прав.

6. Возможность самореализации активной части трудового коллектива через работу в выборных органах профорганизации.

Общероссийским профсоюзом авиационных работников накоплен колоссальный опыт как правозащитной работы, так и опыт взаимодействия с федеральными органами власти, в первую очередь, Минтранс России, Росавиация, Росгидромет, Минтруд России и Минздрав.

Рядовой работник или малочисленная профсоюзная организация, не входящая в трехзвенную структуру Общероссийского профсоюза, имеет гораздо меньше шансов быть услышанной, чем активист первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза, за которым стоят десятки тысяч солидарных с ним членов единого профсоюза.

Только Общероссийский профсоюз имеет реальную возможность ставить вопросы и решать социально-трудовые проблемы членов профсоюза как отраслевого значения, так и локального уровня, на самом высоком уровне, через участие в деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Координатор – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т. А. Голикова), через непосредственное общение с руководителями отраслевых министерств и ведомств.

Сила Профсоюзов и их влияние в обществе возможны только в случае массовости профдвижения, строгого соблюдения уставной дисциплины как членами Профсоюза, так и каждым структурным подразделением, укрепления организационного единства, повышения профессионализма кадров, формирования привлекательного имиджа Профсоюза.

Проблема мотивации профсоюзного членства крайне актуальна, а предложенные выше инструменты позволяют более гибко использовать законодательные положения о распространении коллективного договора на всех работников.

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 6 июня 1951 года на свою тридцать четвертую сессию,

постановив принять ряд предложений о коллективных договорах, что является частью пятого пункта повестки дня сессии,

принимает сего двадцать девятого дня июня месяца тысяча девятьсот пятьдесят первого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1951 года о коллективных договорах:

I. Процедура ведения коллективных переговоров

1. 1) Путем соглашения или законодательства в зависимости от условий страны должны устанавливаться отвечающие местным условиям системы для выработки, заключения, пересмотра и возобновления коллективных договоров или для оказания содействия сторонам при выработке, заключении, пересмотре и возобновлении коллективных договоров.

2) Организация, функционирование и круг ведения этих систем должны определяться либо соглашениями между участвующими сторонами, либо законодательством каждой страны, сообразно с тем, какие способы отвечают условиям, существующим в данной стране.

II. Определение коллективных договоров

2. 1) В целях настоящей Рекомендации под "коллективным договором" подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, - представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны.

2) Ничто в настоящем определении не может истолковываться как подразумевающее признание организации трудящихся, созданной или финансируемой предпринимателями или их представителями или находящейся под их господством.

III. Обязательства, вытекающие из коллективных договоров

3. 1) Всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен. Предприниматели и трудящиеся, связанные коллективным договором, не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям коллективного договора.

2) Положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и заменяться автоматически соответствующими положениями коллективного договора.

3) Положения трудовых договоров, которые более благоприятны для трудящихся, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору.

4) Если практическое применение положений коллективных договоров обеспечивается самими участниками этих договоров, то предусмотренные в предыдущих пунктах положения не могут истолковываться в смысле требования о проведении мероприятий в законодательном порядке.

4. Положения коллективного договора должны распространяться на всех трудящихся соответствующих категорий, работающих на охватываемых коллективным договором предприятиях, если в нем не предусматривается иного.

IV. Распространение действия коллективных договоров

5. 1) В случае необходимости и с учетом действующей системы коллективных переговоров должны приниматься меры, определяемые законодательством каждой страны и отвечающие существующим в ней условиям, для распространения всех или некоторых положений коллективного договора на всех предпринимателей и трудящихся, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора.

2) Законодательство страны может обусловливать распространение действия коллективного договора, в частности, следующими требованиями:

a) чтобы коллективный договор уже охватывал достаточно представительное, по мнению компетентного органа власти, число соответствующих предпринимателей и трудящихся;

b) чтобы требование о распространении действия коллективного договора, как общее правило, исходило от одной или нескольких участвующих в договоре организаций трудящихся или предпринимателей;

c) чтобы предпринимателям и трудящимся, на которых предстоит распространение коллективного договора, была предоставлена возможность высказать предварительно свои замечания.

V. Толкование коллективных договоров

6. Споры, вытекающие из толкования коллективного договора, подлежат урегулированию в порядке, установленном по соглашению между сторонами или в законодательстве, сообразно с тем, какой способ соответствует существующим в данной стране условиям.