Рекомендуемая форма концессионного соглашения для стандартного отраслевого решения в теплоснабжении. Порядок регистрации договора коммерческой концессии
Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.
1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.
2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.
3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.
4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.
5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.
6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.
7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»
Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях ») предусматривает специальный порядок подготовки к заключению концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения. Возможность и успешность реализации концессионного соглашения напрямую зависит от качества такой подготовки. Поэтому в нашей статье мы коротко расскажем об основных этапах подготовки коммунального концессионного проекта.
В случае если услуги в рамках такого проекта планируется оказывать по регулируемым ценам (тарифам), а концессионное соглашение планируется заключить по итогам конкурса, то процесс подготовки состоит из следующих стадий:
- Определение состава сторон концессионного соглашения
По общему правилу, полномочиями на заключение концессионного соглашения обладает муниципалитет, именно он отвечает за организацию тепло-, водоснабжения, водоотведения. Установление тарифа, утверждение инвестиционных программ и возмещение недополученных доходов - прерогатива региона. При таком распределении полномочий муниципалитет будет выступать концедентом, а регион - третьей стороной концессии, гарантирующей выполнение «тарифных» условий .
Подробнее об отдельных аспектах участия региона в муниципальной концессии можно прочесть .
- Подготовка/актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения
Схема теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения является основополагающим документом - в случае ее отсутствия реализация проекта будет невозможна. На основании схемы разрабатывается задание концедента и, соответственно, инвестиционные мероприятия концессионера (см. ниже). Закон устанавливает сроки и основания для внесения изменений в такую схему. С учетом того, что проведение концессионного конкурса не является специальным основанием для актуализации, проверке соответствия схемы существующим нормативным требованиям должно быть уделено отдельное внимание.
- Техническое обследование имущества
Техническое обследование объекта концессионного соглашения является обязательным условием подготовки проекта, отчет о его проведении включается в конкурсную документацию . Цель обследования - выявление реального состояния коммунальной системы. Некорректное проведение технического обследования или его непроведение могут привести к невозможности исполнения концессионером своих обязательств либо к неверной постановке задач концедентом.
- Оценка правового статуса имущества
По общему правилу, в периметр концессии может вовлекаться имущество, в отношении которого зарегистрированы права собственности концедента. Однако с 1 января 2017 г. для коммунальных концессий предусмотрена возможность передачи концессионеру незарегистрированного за концедентом имущества (с определенными ограничениями по виду и объему такого имущества). Наличие незарегистрированного имущества необходимо выявить на стадии подготовки - к нему применяются особые правила включения в состав объекта.
- Подготовка задания
Задание концедента - основа основ для определения инвестиционных обязательств в коммунальных концессиях. От того, насколько правильно и качественно будет подготовлено задание, зависит перечень реализуемых концессионером инвестиционных мероприятий.
Об аспектах подготовки задания см. .
- Принятие решения о судьбе текущего оператора
Законодательство допускает передачу в концессию имущества, обремененного правами текущего оператора (как правило, унитарного предприятия). После исполнения обязательства по передаче имущества концессионеру оператор потеряет возможность его эксплуатации, поэтому потребуется принятие решения о его дальнейшей судьбе (например, переориентация деятельности или ликвидация).
Также на стадии подготовки необходима оценка финансового состояния текущего оператора - Закон о концессиях позволяет включать его долги в концессионную плату .
- Получение тарифной и иной информации
Для проведения конкурса и заключения концессионного соглашения потребуется согласование/получение дополнительной информации, необходимой для:
- расчета тарифа (метод тарифного регулирования, долгосрочные параметры регулирования, иные сведения);
- оценки качества реализации концессионером мероприятий (плановые значения показателей деятельности концессионера);
- анализа деятельности текущего оператора (бухгалтерская отчетность, информация о тарифах).
Такая информация включается в конкурсную документацию .
- Подготовка проекта концессионного соглашения
При проведении конкурса в сфере ЖКХ проект концессионного соглашения включается в состав конкурсной документации в том варианте, в котором оно будет подписываться с концессионером (за исключением данных конкурсного предложения) , так как переговоры с победителем и доработка соглашения по их результатам не проводятся
Регистрация договора коммерческой концессии (франчайзинга) не самая простая процедура, требующая строгого соблюдения установленных законом правил. В нашей статье мы расскажем, где она проводится, в каком порядке и в какие сроки.
Франчайзинг — всегда ли он подлежит государственной регистрации?
Статьей 1028 ГК РФ для договора франчайзинга установлена простая письменная форма, несоблюдение которой влечет его ничтожность. До октября 2014 года этот договор подлежал еще и госрегистрации, теперь же регистрировать нужно не сам договор, а предоставление на его основании прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Без регистрации договора коммерческой концессии передача права не считается состоявшейся.
Хотя отсутствие регистрации и не означает ничтожности договора, его стороны в отношениях с третьими лицами вправе ссылаться на него только после этой процедуры. Последствия ведения деятельности с использованием чужих прав на РИД при незарегистрированном договоре могут быть следующими:
- Правообладатель обратится в суд с иском о возмещении ущерба от незаконного использования РИД.
- Суммы, выплаченные по незарегистрированному договору, нельзя будет учесть в составе расходов для уменьшения налога на прибыль или НДФЛ (письмо Минфина от 07.11.2006 № 03‑03‑04/1/727).
По умолчанию обязанность регистрации концессии возложена на правообладателя (абз. 2 п. 2 ст. 1031 ГК РФ), хотя в договоре можно возложить ее и на пользователя. Обязанность по регистрации означает прежде всего несение бремени расходов на пошлину.
Что касается подачи документов, то в регистрации не должны отказать, даже если это сделает:
- пользователь, хотя договор не закрепляет за ним такой обязанности;
- правообладатель в случае, когда по условиям договора данная обязанность лежит на пользователе (п. 3.4.10 приказа Роспатента от 29.12.2009 № 186).
Где регистрируется договор франчайзинга, каково нормативное регулирование, размер пошлины?
Регистрацию договоров франчайзинга осуществляет федеральный орган по интеллектуальной собственности — Роспатент. Он не имеет территориальных подразделений в субъектах РФ, поэтому документы подаются в него напрямую.
Порядок регистрации договора коммерческой концессии в Роспатенте, а также сроки процедуры установлены следующими нормативными актами:
- Правилами регистрации распоряжения исключительным правом, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1416 (далее — Правила регистрации).
- Административным регламентом, утв. приказом Минэкономразвития России от 10.06.2016 № 371 (далее — Административный регламент).
Итоговая сумма пошлины зависит от видов и количества РИД, на которые передаются права. Размеры пошлин устанавливаются положением о патентных и иных пошлинах, утв. постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 941.
ВАЖНО! Пошлина взимается не за факт регистрации, а за рассмотрение заявления. Если заявление на регистрацию было принято и рассмотрено с отрицательным результатом, то пошлина возврату не подлежит.
Реквизиты для уплаты пошлины за регистрацию франчайзинга утверждены приказом Роспатента от 28.03.2014 № 44.
Документы для регистрации концессии в Роспатенте и требования к ним
Исчерпывающий состав пакета документов для регистрации договора коммерческой концессии определен п. 19 Административного регламента. Во всех случаях представляется заявление по форме приложения № 3 к этому нормативному акту.
Необходимость приложения других документов зависит от конкретной ситуации:
- Если заявление подписано не обеими, а одной из сторон договора, то на выбор к заявлению прикладывается уведомление о распоряжении исключительным правом, договор или выписка из договора, заверенная нотариусом.
- Если документы подает представитель, необходимо приложить доверенность, за исключением случая, когда в его качестве выступает патентный поверенный.
Документ, подтверждающий уплату пошлины, прикладывать необязательно. Сведения о платеже необходимо указывать в заявлении — по ним Роспатент сможет проверить, была ли уплачена пошлина.
Требования к документам установлены в п. 4 Правил регистрации:
- Заявление заполняется на русском языке, остальные документы — на русском или иностранном (но обязательно с переводом на русский).
- Все прилагаемые документы представляются в оригиналах или нотариальных копиях.
- Не допускаются исправления, подчистки, приписки и т. д.
- Документы из нескольких страниц подлежат сшивке и нумерации.
- Ф. И. О. и наименования организаций указываются полностью.
Документы могут быть поданы на бумажном носителе (в окно приема или по почте) либо в электронной форме с использованием электронной подписи (через портал госуслуг или сайт Роспатента).
Сроки и результат рассмотрения заявления о регистрации договора коммерческой концессии
Общий срок рассмотрения документов составляет 45 рабочих дней. Вся процедура включает несколько этапов:
Скачать форму договора |
- Проверку заявления на соответствие установленным требованиям (5 дней).
- Проверку уплаты госпошлины (10 дней).
- Рассмотрение документов (25 дней).
- Внесение сведений о передаче прав на РИД в соответствующие реестры (5 дней).
На первом этапе возможен отказ в приеме заявления по основаниям, установленным п. 26 Административного регламента (почти все они касаются случаев неправильного оформления документов). Однако и принятие заявления к рассмотрению еще не означает успешную регистрацию договора коммерческой концессии в указанный выше срок.
Во-первых, Роспатент может потребовать дополнительные документы, в результате чего срок регистрации увеличится. Во-вторых, в результате рассмотрения заявления может выясниться, что регистрация невозможна, так как не были соблюдены все необходимые для нее условия, предусмотренные п. 3 Правил регистрации.
После регистрации заявителю направляется соответствующее уведомление, а также подтверждающие регистрацию документы. Следует помнить, что изменение и прекращение концессии в дальнейшем также подлежат регистрации.
В заключение осталось сказать, что регистрация договора франчайзинга — достаточно популярная услуга патентных бюро. Во избежание проблем в будущем желающим гарантированно зарегистрировать договор в минимальные сроки и без денежных потерь лучше обращаться именно к ним.
Инициативная концессия: подготовка проекта концессионного соглашения
Заключая концессионное соглашение, концессионер берет на себя обязанность в процессе пользования и владения принадлежащим концеденту имуществом, произвести инвестиции с целью его модернизации, реконструкции или создания нового. Имущество предоставляется концессионеру во временное пользование и владение на условиях, установленных соглашением. Такого рода соглашения преследуют цель защитить как вложенные инвестиции, так и оградить государственное или муниципальное имущество от утраты. Объектами концессионного соглашения чаще всего являются объекты коммунального хозяйства.
Фабула дела:
ООО «Тепло» (далее - истец) приняло решение об участии в концессионном соглашении. Согласно закону, инициатива в его заключении может исходить от концессионера. Истец обратился к главе Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края с письмом, в котором просил предоставить документацию и информацию, в целях подготовки предложения о заключении концессионного соглашения. Предметом соглашения предполагались объекты тепло-водоснабжения, водоотведения на территориях, входящих в Верхнебуреинский район.
В ответе на письмо истца Администрация Верхнебуреинского муниципального района (далее - ответчик) указала, что с необходимой информацией можно ознакомиться на ее сайте. Истец ознакомился с содержанием информации и документацией, представленной на сайте ответчика, и пришел к выводу, что их перечень и объем не соответствует объему информации и документации, обязанность в предоставлении которых возложена на ответчика законом.
В отсутствие полного перечня определенной законом информации и документации истец не мог начать подготовку проекта концессионного соглашения и был вынужден обратиться в суд с требованием о понуждении ответчика передать, необходимую информацию и документацию.
Судебный акт : решение АС Хабаровского края по делу No А73-3335/2018
Выводы суда:
1. Концессионное соглашение представляет собой, по сути, договор, содержащий в себе элементы нескольких договоров. Закон устанавливает возможность заключения указанного договора в отношении объектов тепло-водоснабжения, водоотведения.
2. Закон предусматривает, что инициатива в заключении концессионного соглашения может исходить от концессионера. Концессионером может быть лицо, отвечающее предъявляемым к нему законом требованиям.
3. Лицо, выразившее инициативу в заключении указанного договора, имеет право на представление в орган, уполномоченный на рассмотрение и заключение такого рода договоров, условий и проекта его заключения, а также на проведение предварительных переговоров по поводу подготовки проекта с собственником объектов тепло-водоснабжения и водоотведения. Инициатива концессионера должна соответствовать программам развития объектов тепло-водоснабжения и водоотведения.
4. Если инициатива в заключении концессионного соглашения направлена на объекты тепло-водоснабжения, водоотведения, то закон наделяет концессионера правом требования представления ему уполномоченным органом указанных в законе документов, материалов, сведений о составе указанных систем и их схему.
5. Доводы ответчика о том, что у него нет в полном объеме запрошенной истцом информации и документации, не снимает с него обязанность по ее представлению. Неисполнение требований закона по передаче истцу запрошенной им информации и документации по системе тепло-водоснабжения, водоотведения является нарушением его прав.
Комментарии:
1) Концессионные соглашения являются одной из наиболее эффективных форм государственно-частного партнерства. Они обеспечивают приток инвестиций и эффективное управление имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, и направлены, прежде всего, на решение публичных интересов.
Высокая эффективность инвестиций бизнеса в создание или модернизацию имущества жизнеобеспечения публичного образования и есть желаемый результат от заключения такого рода договоров.
2) Закон в равной степени защищает права и интересы и частного инвестора и публичного образования на этапе подготовки концессионного соглашения.
3) Примечательно, что истец избрал способ защиты нарушенного права путем инициирования судебного разбирательства в исковом порядке. Представляется, что в случае принятия решения о подаче заявления о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия и их должностных лиц, обязанность доказывания правомерности действий ответчика полностью возлагалась бы на последнего. Положение истца в судебном разбирательстве было бы более удобным и менее трудоемким в несении бремени доказывания .
4) Ситуация, при которой публичное образование не может предоставить полную и достоверную информацию относительно имущества, в отношении которого оно осуществляет права собственника, не нова. При закреплении имущества одного публичного образования за другим либо при создании новых органов, осуществляющих полномочия собственника в отношении имущества публичного образования возможны как потеря документации, вследствие ненадлежащего контроля за ее наличием, так и отсутствие должного контроля за актуальностью содержащихся в ней сведений.