Ещё недавно к высоким оценкам стремились только ученики. Сейчас баллы за работу получают не только учителя, но и школы. Что отражает школьный рейтинг и зачем он нужен?

История и задачи рейтинга

Формирование рейтинга общеобразовательных учреждений Москвы — школ, лицеев, гимназий и колледжей — началось в 2010 году. Именно тогда город создал равные условия для конкуренции: базовое финансирование стало зависеть не от статуса заведения, а лишь от количества учащихся. Теперь дополнительные средства в виде грантов Мэра Москвы получают школы, объективно признанные лучшими по итогам рейтинга. И это не единственная награда за результаты, например, учебные заведения с высокими результатами освобождают от плановых проверок.

Первый рейтинг по итогам 2010/2011 учебного года составлялся по двум показателям: результатам ЕГЭ/ГИА и участию в московской и всероссийской олимпиадах школьников. Затем критерии оценки стали постепенно расширяться: каждый год уточняются приоритеты системы образования, корректируется формула расчёта. Кроме того, по мере развития информационных систем, а также независимых измерителей добавляются новые требования. С 2015/2016 учебного года рейтинг стал динамическим: он обновляется несколько раз в год. Это зависит от появления в информационных системах результатов прошедших школьных олимпиад или профессиональных соревнований, например .

Методику рейтинга разрабатывает московский . «Нашу аналитическую команду пригласили, потому что у нас есть опыт и подходы по математическому моделированию сложных систем. Департамент образования и Мэрия Москвы формулируют основные направления, по которым должна развиваться система образования, а мы находим для них количественные характеристики и алгоритм расчёта итоговых показателей», — отмечает директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко.

При этом рейтинг — это не просто список, где все находятся в определённом порядке, а показатель того, насколько достижения конкретной школы соответствуют вектору развития всей столичной системы образования. Но главное — это ориентир развития каждой школы. Числовые параметры выражают ключевые принципы, по которым оценивается работа учебных заведений.

Основные принципы рейтинга

Главное правило рейтинга — фиксация конкретных результатов, а не условий обучения. Важно не наличие в школе бассейна, современных компьютеров или другого оборудования, а то, чему дети научились, знания и навыки, которые школьники демонстрируют на экзаменах и олимпиадах.

Другой принцип — расчёт абсолютных показателей. То есть оценка школы зависит не от её масштабов и числа учеников, а от их успехов. Очевидно, что у крупной школы больше возможностей для подготовки призёров олимпиад, но и маленькая школа может найти свою нишу, сделать упор на какую-то специализацию и достичь в ней поразительных результатов. Иначе говоря, конкурентоспособность школы зависит от её педагогических и административных усилий.

Важно и то, что рейтинг стремится охватить все параметры жизни школы, которые можно измерить (выразить количественно), причём независимо от самого учебного заведения, не создавая ему дополнительной нагрузки. Все показатели собираются автоматически из городских информационных систем. Итоги рейтинга публикуются на сайте Департамента образования, а каждая школа получает таблицы с подробным расчётом всех параметров. Этот аналитический материал помогает администрации и педагогам взглянуть на свою работу со стороны, оценить ключевые направления развития и скорректировать их. При этом показатели определяются на год вперёд, что даёт возможность школам планировать тактику и стратегию своей работы.

Наконец, рейтинг строится как система поощрений, а не наказаний. Это значит, что каждый положительный результат, например высокая оценка на экзамене или призовое место на олимпиаде, повышает балл школы. Наоборот, за низкие оценки и отсутствие победителей уменьшение не предусмотрено (единственный «штрафной» параметр — число учеников, удалённых с ЕГЭ, он корректирует баллы школы, полученные за успешную сдачу ЕГЭ). При этом параметры рейтинга охватывают огромный спектр образовательных результатов — от ЕГЭ и ОГЭ и олимпиад по различным предметам до спортивных результатов и конкурсов профессионального мастерства WorldSkills. Такая методика стимулирует школы не отталкивать детей, а проводить работу с каждым ребёнком, развивать их способности и таланты и находить области успеха. Таким образом, никакой ученик не может снизить рейтинг школы, но каждый может его повысить. Занимаясь тем, что ему действительно интересно, каждый ребёнок будет получать удовольствие от учёбы, а школа — дополнительные баллы за его результаты.

Методика расчёта рейтинга

В 2016/2017 учебном году рейтинг общеобразовательных заведений строится на базе восьми блоков показателей. Они отражают основные направления развития школ и колледжей, определённые совместно Департаментом образования и Мэрией Москвы.

Обеспечение качественного массового образования . Эффективность работы оценивается по результатам сдачи ОГЭ и ЕГЭ (девятый и 11-й классы соответственно), а также по итогам прохождения предметной диагностики (четвёртый и седьмой классы).

Создание условий для развития таланта . Этот показатель измеряется результатами участия в московской и всероссийской олимпиадах школьников. Параметр имеет высокий удельный вес, поскольку подготовить к победе в олимпиаде, особенно федерального уровня, гораздо сложнее, чем, например, к сдаче ЕГЭ с высокими баллами.

Ненулевые баллы по этому параметру получает почти каждая московская школа, показывая эффективность реализации принципа «каждый московский ребёнок талантлив».

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья . Этот показатель был включен в 2015 году благодаря развитию информационных систем Департамента образования и Департамента социальной защиты.

Каждый балл, полученный по этому параметру, это не просто цифры, а реальная судьба конкретного ребёнка, которому школа помогла достичь успеха.

На всех ступенях обучения — от дошкольной подготовки до выпускных экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ) и олимпиад — каждый результат ребёнка умножается на коэффициент. Кроме того, благодаря коэффициенту инклюзии, который увеличивает все остальные баллы пропорционально числу учеников с ограниченными возможностями здоровья, сильные школы получают мощный стимул для такой работы.

Развитие профессионального мастерства . Оценка рассчитывается по итогам соревнований JuniorSkills Russia и WorldSkills Russia, Всероссийской олимпиады профессионального мастерства и чемпионата «Абилимпикс» для людей с ограниченными возможностями здоровья. И важно, что баллы по этим параметрам получают не только колледжи, но и школы, которые всё более активно занимаются реализацией профессиональных программ. Например, ребята из математических классов показывают высокие результаты по направлению «системное администрирование».


Использование городских социокультурных ресурсов . Сейчас параметр рассчитывается по результатам участия школьников в московских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервётся связь поколений». Суммарный результат по обеим даёт коэффициент, который повышает рейтинговый балл образовательного учреждения. Это, в частности, показывает важный принцип связи социокультурных и предметных результатов.

Профилактика правонарушений . Показатель в полной мере отражает принцип поощрения, лежащий в основе рейтинга. Например, если ребёнок, который состоит на учёте в органах внутренних дел, не совершил правонарушений в течение учебного года, то школа получит за него в 100 раз больше баллов, чем за другого школьника.

Развитие массового спорта . Образовательные организации повышают свой рейтинг и тогда, когда их команды побеждают или занимают призовые места в соревнованиях по любительскому спорту. В частности, учитываются результаты московского чемпионата по баскетболу «Победный мяч» или всероссийских соревнований по шахматам «Белая ладья».

Работа дошкольных отделений . Всё больше родителей переводят ребёнка из дошкольного отделения школы в первый класс той же школы, тем самым давая высокую оценку и оказывая доверие не просто работе дошкольного отделения, но и всей образовательной организации.

«Конечно, конкретные формулы и коэффициенты — это результат сложной аналитической работы, но реализующей очень понятный принцип: чем сложнее педагогическая задача, чем больше усилий прикладывает школа для её решения — тем выше соответствующий рейтинговый балл. Если раньше школам было проще отчислить двоечников или трудных подростков, чтобы улучшить статистику, то сейчас им гораздо выгоднее работать с каждым учеником, развивать его, помочь ему найти своё призвание. Сегодня от этого выиграет школа, а завтра город и страна в целом. Иначе говоря, рейтинг показывает, какие усилия прикладывают школы, чтобы дети в будущем стали профессионалами — учёными, инженерами и другими квалифицированными специалистами», — подчёркивает Иван Ященко.

Лучшие в Москве — одни из лучших в мире

Хотя официальный рейтинг московских школ существует всего пять лет, он уже дал видимые результаты. Ещё недавно подготовка призёров и победителей заключительного этапа всероссийских олимпиад была уделом так называемых элитных школ, которых в городе насчитывалось всего около пяти процентов. Сейчас такими достижениями может похвастаться каждая третья школа в столице. При этом московские школьники добиваются успехов и на международном уровне.

Презентации школьного рейтинга на международных конференциях всегда вызывают интерес участников из других стран. Важную роль в этом играет высокая степень развития образовательных информационных систем, действующих в Москве. Они являются передовыми не только на федеральном уровне, но и на мировом.

Более того, объективность столичного рейтинга подтверждается результатами международных исследований. В 2016 году московские школьники приняли участие в . По его итогам независимые эксперты признали столичную систему образования одной из десяти лучших в мире по уровню читательской и математической грамотности. При этом школы, входящие в топ-100 московского рейтинга (на их долю приходится 23 процента учеников), заняли второе место по названным критериям.

Минобрнауки России с момента создания в 2004 г. всегда придерживалось политики максимальной информационной открытости. Сегодня мы представляем вашему вниманию основные результаты нашей работы в цифрах и фактах.

За восемь лет финансирование образования увеличилось почти в четыре раза. При этом важным достижением стало совершенствование финансово-экономических механизмов образовательной отрасли.

В течение последних 8 лет одновременно с ростом рождаемости наблюдается положительная динамика обеспеченности местами в детских садах. Сегодня она составляет 63%, что является лучшим показателем с 1991 года.

В новых образовательных стандартах впервые были зафиксированы требования к условиям обучения, был запущен мощный процесс обновления всей материальной базы школ, колледжей и вузов. При этом основной акцент сделали на обеспечении равного доступа к качественному образованию для всех вне зависимости от места жительства и социального положения.

Самая наглядная иллюстрация изменений в российской школе за последние годы - это повсеместное оснащение компьютерных классов и проведение Интернета в каждую школу. Реализация масштабной программы по подключению всех российских школ к Интернету проходила в 2006-2008 годах. Ежедневно к Всемирной паутине подключалось до 300 российских школ.

Первый пробный ЕГЭ прошел в нескольких регионах России в 2001 году. С 2009 года ЕГЭ стал обязательной формой аттестации для всех выпускников школ. Благодаря ЕГЭ в России впервые появилась независимая и объективная система оценки знаний, а также «социальный лифт» для молодежи всей страны.

Введена новая система оплаты труда (НСОТ), которая поставила размер жалованья учителя в прямую зависимость от эффективности и качества его работы. Новая система оплаты труда была отработана в пилотных регионах в рамках комплексных проектов модернизации образования в 2007-2009 годах. Наряду с устойчивым повышением зарплаты учителей НСОТ запускает механизмы совершенствования качества школьного образования. К настоящему времени сложились три модели НСОТ: «базовый оклад +», «все включено» и «ученико-час».

Высшее профессиональное образование - наиболее динамично развивающаяся сфера отрасли. Ориентация на лидеров, долгосрочные программы развития, вариативность личной траектории для студентов и, наконец, широкая интеграция с мировым образовательным сообществом, в том числе в области адаптации стандартов и подходов к университетской науке, делают наши вузы все более конкурентоспособными на глобальном рынке.

Несмотря на снижение количества бюджетных мест (с 610,8 тыс. чел. в 2004 г. до 490,8 тыс. чел. в 2011 г.), уровень доступности высшего профессионального образования повысился. Дело в том, что снижение количества бюджетных мест шло медленнее, чем снижалось количество выпускников школ (1,5 млн. выпускников в 2005 году и 730 тыс. в 2011 г.). Таким образом, количество бюджетных мест на 1000 выпускников школ постоянно возрастало: в 2007 г. - 301 чел., в 2011 г. - 438 чел.

Еще пять лет назад понятия ведущих вузов в России не существовало. Все были равны и требовали одинакового внимания (прежде всего финансового) со стороны государства. Раздавать всем сестрам по серьгам в условиях, когда число «сестер» перевалило за тысячу, означало обидеть каждую и не решить ничего. В итоге пирог разделили по справедливости. Кому-то досталось за прошлые (и, что еще важнее, существующие) заслуги, кому-то - за будущие.
В исключительных случаях особый статус присваивался волевым решением, в большинстве - на конкурсной основе.

Качественное профессиональное образование невозможно без научных исследований. Вузы не могут полноценно развиваться и бороться за конкурентоспособность, если профессора, аспиранты и студенты помимо передачи и получения знаний не будут заниматься теоретическими и, что не менее важно, прикладными исследованиями. Именно поэтому одним из приоритетов в модернизации высшей школы стало развитие вузовской науки.

15/06/2015

Если покопаться на сайте Федеральной службы государственной статистики, то можно сделать некоторые выводы относительно уровня смертности и образования россиян, живущих в сельской местности. Выводы эти неутешительны.


Б логер Максим Авербух обнаружил официальные цифры, которые сравнивают уровень обеспеченности сельчан школами и поликлиниками в «голодные» 90-е и и «сытые» 2000-е:

Численность школ в России:

1991г. - 69 700
2000г. - 68 100
2015г. - 44 100
Источник: Росстат

Т.е. в «голодные» времена при Ельцине закрыли 1 600 школ, а в «сытые» при Путине в 15 раз больше - 24 000 школ. Из них 19 300 (80%) - на селе.

Численность больниц в России:

1990г. - 12 800
2000г. - 10 700
2013г. - 5 900
Источник: Росстат

Т.е. в «голодные» времена при Ельцине закрыли 2 100 больниц, а при Путине в 2,3 раза больше - 4 800 больниц.

Численность поликлиник в России:

1990г. - 21 500
2000г. - 21 300
2013г. - 16 500
Источник: Росстат

Т.е. при Ельцине закрыли 200 (двести) поликлиник, а при Путине в 24 раза больше - 4800 поликлиник.

Численность сельского населения:

1990г. - 38,93млн.,
2000г. - 39,47млн.
2013г. - 37,23млн.
Источник: Росстат

Т.е. при Ельцине - прирост на 540 000, а при Путине убыль на 2,2млн. Еще бы - закройте в селе школу, закройте больницу - и молодежь сбежит в город

И ЗАКОНОМЕРНЫЙ ИТОГ:

Депутат Госдумы от ЛДПР Игорь Дроздов предложил заселить «опустевшие российские деревни трудолюбивыми китайцами, северными корейцами и японцами», приняв для этого специальный закон.

Кстати, почти у двух третей российских медиков зарплата ниже 20 тысяч рублей. Это по данным опроса Фонда независимого мониторинга "Здоровье".

По результатам мониторинга, который мы проводили прошлой осенью, 53% опрошенных из 4,6 тыс. человек заявили, что получают в месяц не более 20 тыс. руб. В нашем новом опросе 48,5% респондентов ответили, что их доход составляет также менее 20 тыс. руб. Если же брать зарплату без учета совместительства, на одну ставку, то за чертой "менее 20 тыс." находятся 63% медработников, — заявил

Окончание школы является началом новой стадии в каждого. Многие желают продолжить обучение в высших учебных заведениях и приобрести определенную профессию. Согласно требованиям выпускники школ должны сдать экзамены по соответствующим предметам. Статистика ЕГЭ позволяет оценивать результаты тестирования по годам и выявить самые слабые в стране.

Базовые сведения

ЕГЭ – единый государственный экзамен, который проводится в средних учебных заведениях (школы, лицеи, гимназии). За их проведение отвечает Рособрнадзор. Используемый язык – русский. Первые экзамены проводились в 2001 году в Самарской и Ростовской области. В 2008 году статистика ЕГЭ насчитывала более 1 млн. учеников сдававших экзамены в стране. Спустя год ЕГЭ стал обязательным при поступлении в .

Результаты выставляются по 100-бальной системе. Нужно преодолеть минимальный уровень, который утверждается каждый год по всем предметам. ЕГЭ (минимальных) по годам:


Предусматривает ли закон возрастные ограничения? Нет. Возраст сдающих ЕГЭ по статистике встречается разный. Например, в 2016 году 78-летний абитуриент хотел поступить в журналистский факультет.

Важным фактором является психологическая подготовка учеников. Известны случаи, когда ученики совершали из-за ЕГЭ. В 2016 году в Волгоградской области 16-летняя школьница покончила жизнь после сдачи математики. В предсмертной записке она просила отменить ЕГЭ и больше не мучить .

Обязательные предметы


Чтобы получить аттестат ученики обязательно сдают русский язык и математику. Остальные предметы учащиеся выбирают добровольно. Статистика ЕГЭ по годам (русский язык):

С 2015 года математика разделена на профильный и базовый уровень. Первый нужен для поступления в вузы. Какая статистика сдачи ЕГЭ по математике? Более 6% выпускников не могут набрать минимальный балл по этому предмету. Тогда как минимальный уровень русского языка непостижим для 3,7% школьников.

Список предметов:

Какая статистика выбора предметов ЕГЭ? Литературу сдают не более 5% выпускников. Предмет требуется для не очень востребованных профессий. А вот для технических специальностей выпускникам нужно сдавать ЕГЭ по физике. В 2017 году максимальный первичный балл увеличился с 50 до 52 пунктов. ЕГЭ по химии сдают по таким направлениям:

  • медицина;
  • химическая технология;
  • биотехнология.

Статистика предметов ЕГЭ показывает, что химия не пользуется популярностью среди . Предмет выбирает 1 из 10 учеников. В тесте 35 заданий. Чтобы получить тройку, нужно набрать 37 баллов.

Будущие доктора, психологи и биологи должны сдавать ЕГЭ по биологии. В 2018 году минимальный барьер – 37 баллов. Тест по истории состоит из 25 заданий. Решение первых 6 заданий или хорошо написанное сочинение обеспечит ученику тройку. Предмет нужен для таких специальностей:

  • дизайн;
  • юриспруденция;
  • лингвистика.

Экзамен по обществознанию является самым популярным после русского языка и математики. Он нужен для всех гуманитарных специальностей. Какая статистика ЕГЭ по России? Около 49% выпускников сдают экзамен по обществознанию. Для тройки достаточно набрать 19 баллов. То есть нужно решить всего лишь 13 заданий теста.

Показатели по регионам

Статистика ЕГЭ по регионам показывает разные результаты. Экономическое состояние сказывается на уровне знаний учеников. Далеко не многие могут себе позволить заниматься с репетитором. В отдельных регионах школы хуже финансируются. Поэтому оттуда уходят квалифицированные педагоги.

Такая тенденция наблюдается не только в России. Например, по результатам ЗНО на Украине только 28,4% выпускников городских школ имеют высокий уровень знаний. Тогда как в сельских местностях показатель составляет 8%. Статистика результатов ЕГЭ показывает, что экономические и образовательные характеристики определяют итоговые баллы на 64% по русскому языку и на 53% по математике.

Самые низкие оценки получают ученики из школ Дальнего Востока. Профильную математику хорошо сдают в Пермском крае и Удмуртии. А вот высшие баллы по русскому языку получают выпускники Оренбургской области. Хорошие оценки также получают в Санкт-Петербурге и Перми. Тогда как в Дагестане увеличилось число учащихся, набравших 100 баллов.