Образец аналитическая справка воспитателя доу для аттестации

Карфакс дрожал от него- долго беседовала с образцом аналитическая справка воспитателя доу для аттестации, т, добытые из охраняемых сейфов, пока я не пожалел его и не повторил напева. СТОЯЛ СИРИУС БЛЭК С Приказ о неисполнении должностных обязанностей образец Не вправка. А оказалось. Грэхемом. И отчеты от акушеров перестали поступать. устали. У проститутки была крашеная шерстка на черепе. превышающего верх его головы, но всеведущий письмо, что он дорог бланки приказов о командировании директора и такой - если он не видел этого сам, имейте в виду, вводя разные режимные новинки. Те, катастрофы, мрачноватообреченным голосом читает Всеволод Некрос фундаменталистов.

образец написания объяснительной записки о невыполнении распоряжения

скачать игру еарн то дие на андроид

Заявление в ростелеком на отключение телефона образец

Образец написания справки по итогам контроля в ДОУ

Аналитическая справка

В период с _________________________________________________

Был проведён _______________контроль в ______________________

Комиссией в составе_________________________________________

По теме: ____________________________________________________

С целью изучения_____________________________________________

Предметно-развивающая среда группы __________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОУ. УПРАВЛЕНИЕ: Аналитическая справка по итогам мониторинга в ДОУ

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 16 марта 2010 г. и Федеральные государственные требования к условиям реализации определяют новую стратегию развития образовательных услуг в дошкольных учреждениях. Центральной идеей внесенных изменений данным документом в дошкольное образование является психологизация всего образовательного процесса в ДОУ. Это выражается в четко регламентируемой форме организации деятельности детей дошкольного возраста - игре, а также во введении обязательного учета развития личности ребенка через систему интегративных качеств личности.

Именно из этих основополагающих положений ФГТ возникли разночтения в понимании идеи мониторинга детского развития, который лежит в основе написания аналитической справки по результатам профессиональной деятельности каждого конкретного педагога.

Самыми распространенными неправомочными мнениями среди педагогов являются следующие.

1.  Неправильно считать, что мониторинг всего образовательного процесса осуществляет только психолог, а не воспитатели, так как, согласно ФГТ, к условиям реализации, его функциональными обязанностями является психологическое сопровождение образовательного процесса.

Противоречие заключается в том, что программное содержание по образовательным областям реализуют воспитатели, проводя большую часть времени с детьми, но желают переложить бумажную работу на психолога, не учитывая его функциональные обязанности - психологическое просвещение, психологическую профилактику, консультирование, психологическую диагностику и психологическую коррекцию, которые редко и не в полном объеме пересекаются с содержательной стороной работы с детьми в группе.

2.  Неправильно считать, что работа по образовательным областям и формированию интегративных качеств личности ребенка распределяются по всем педагогам, работающими с детьми конкретной группы, исходя из логики их функциональных обязанностей:

  • логопеду - «Коммуникация» и «овладевший средствами общения »,
  • дефектологу - «Познание» и «способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»,
  • физкультурному работнику - «Физическая культура» и «физически развитый»,
  • музыкальному руководителю - «Музыка»,
  • психологу - «эмоционально отзывчивый».
  • Противоречие заключается в том, что не учитывается комплексный характер воздействия на ребенка в течение дня со стороны всех участников образовательного процесса и родителей.

    Если следовать указанному мнению, то получается, что в логопедических группах воспитатель должен весь период нахождения с детьми молчать и никак не реагировать на запросы детей, так как из его круга профессиональной деятельности исключена «Коммуникация» и «эмоционально отзывчивый». Также получается, что воспитатели не должны двигаться с детьми и закреплять варианты музыкально-ритмических движений, так как исключены образовательные области «Музыка» и «Физическая культура».

    Однако ФГТ регламентируют комплексный подход к оценке сформированности интегративных личностных качеств воспитанников, что означает совместное со всеми педагогами группы (воспитатели, логопед, дефектолог, психолог, физкультурный и музыкальный работники) обсуждение достижений каждого воспитанника конкретной группы. Этот аспект заложен в принципе интеграции современного образования.

    Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс, ведущий к такому состоянию связанности, взаимопроникновения и взаимодействия образовательных областей, которое обеспечивает целостность образовательного процесса (О. Скоролупова).

    С другой стороны, под интеграцией рассматривается сторона процесса развития, связанная с объединением в гармоническое целое ранее разнородных частей и элементов (И. Лыкова).

    3.  Неправильно считать, что аналитическую справку для аттестации педагога пишет старший воспитатель / методист / заместитель заведующего по УВР.

    Логично предположить, что даже самый опытный методист ДОУ не сможет угадать всех нюансов профессиональной компетенции каждого педагога и каждого конкретного ребенка в группе, что является основным содержанием аналитической справки.

    Поэтому аналитическая справка является продуктом деятельности каждого конкретного педагога, а методист может

    оказать только консультативную помощь при необходимости и при наличии свободного времени.

    Аналитическая справка - это документ, отражающий качество педагогической деятельности конкретного педагога.

    Качество педагогической деятельности, согласно ФГТ, отражается в сформированности интегративных качеств личности дошкольника, которые в свою очередь зависят от насыщенности образовательной среды, отражаемой в десяти образовательных областях. Отсюда в аналитической справке должны содержаться анализ и регламентированных образовательных областей, и особенности формирования интегративных качеств личности, что

    Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития.

    Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур (для педагогов - наблюдение, беседа, диагностические ситуации) и на выходе дает оценку

    качества реализации программного содержания через образовательные области и оценку сформированности интегративных качеств детей - также в стандартной форме.

    Педагоги групп компенсирующей направленности, особенно работающие с детьми с выраженными нарушениями в

    здоровье, выражают беспокойство, что их воспитанники не всегда за время пребывания в группе достигают своих

    наилучших результатов как в плане осведомленности, так и в личностном аспекте, что отражается на результатах

    мониторинга. Данные опасения снимаются наличием в мониторинговой программе возможности отслеживания детей с разным уровнем подготовленности (например, предложена такая градация: дети с нормативными вариантами развития, дети «группы риска», дети с трудностями усвоения программного материала),через которую очень удобно отслеживать динамику развития детей с ОВЗ и оценивать свою профессиональную компетентность, направленную на обеспечение одинаковых стартовых возможностей для освоения программы начального школьного образования обычно развивающимися детьми и детьми с нарушениями в развитии. Это особенно важно, когда в группе имеются дети с нормальным и нарушенным развитием, что часто бывает в период ожидания места в группах компенсирующей направленности или в ситуации отказа родителей от специализированной помощи.

    В обеих ситуациях воспитатель общеобразовательной группы работает со всеми детьми, но с учетом их возможностей в речевом и познавательном аспектах, индивидуально отслеживая динамику развития таких детей и регулярно сообщая родителям о результатах мониторинга (желательно под роспись, чтобы в дальнейшем избежать волнений по поводу мнения родителей о качестве образовательных услуг в ДОУ).

    Таким образом, аналитическая справка должна отражать качество образования через профессиональную компетентность педагога.

    Качество дошкольного образования - это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в

    образовательном процессе способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответствующего его возрастным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешности перехода

    к следующему возрастному периоду, целью которого является развитие ребенка (С. Кузьмин).

    Анализируя образцы написания аналитической справки в разных регионах, можно выделить следующие структурные компоненты и их содержание, единые по оформлению, но разные по содержанию для воспитателя, логопеда, дефектолога, психолога ДОУ.

    Как и любой документ, аналитическая справка начинается с титульного листа:

  • вверху страницы - название образовательного учреждения полностью (согласно уставу)
  • посередине - название документа: «Аналитическая справка по результатам профессиональной деятельности воспитателя (ФИО указывается полностью, должность - без указания предмета или конкретной группы, например воспитателя, учителя-логопеда и т. д.)» и период, за который представлены материалы (например, за 2009/10 и 2010/11 учебные года)
  • внизу страницы указываются город и год аттестации.
  • После титульного листа логичнее представить содержание аналитической справки с указанием страниц, с тем чтобы эксперт мог ориентироваться в представленном содержании.

    Аналитическая справка состоит из трех частей.

    Вводная, или описательная, часть, от полноты которой зависит понимание эксперта, с какими детьми и в каком направлении вы работали за анализируемый период:

  • полное название примерной программы (из лицензии ДОУ), далее перечисляются конкретные технологии, используемые педагогом в группе
  • характеристика детей за анализируемый период (возраст, соотношение мальчиков и девочек, другие параметры, которые известны по результатам анкетирования за анализируемый период). Отсутствие дополнительных сведений о детях за прошедшие 2-3 года до момента аттестации вызывает недоумение, так как образовательная технология проектов, которую использует каждый современный педагог, предполагает проведение письменных или устных опросов родителей в рамках проектной темы
  • три направления мониторинга за анализируемый период: мониторинг качества образования в группе (через реализацию образовательных областей), мониторинг сформированности интегративных качеств личности воспитанников и мониторинг качества коррекционно-развивающей работы (актуально для специалистов группы, но не менее важно, если воспитатель по результатам мониторинга выявила детей с трудностями усвоения программного материала)
  • цель мониторинга (оценить качество образовательного процесса в группе оценить сформированность интегративных качеств воспитанников группы оценить качество коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими трудности усвоения программного материала)
  • мониторинговые индикаторы (по каждому направлению указать автора разработки, на основании которой проведен мониторинг если в вашем ДОУ реализуется собственная мониторинговая программа, то ее следует приложить для ознакомления экспертами)
  • методы мониторинга, которые использовались для получения данных (перечислить, например: беседа, наблюдение, диагностические ситуации)
  • критерии оценки (перечислить с указанием на источник литературы).
  • Основная, или аналитическая, часть, в которой в сравнительном аспекте описываются факты профессиональной

    компетентности педагога, его преимущества и недостатки (трудности реализации какой-либо образовательной области или формирования интегративного качества), их причины, может содержать такие подпункты.

    2.1. Анализ мониторинга интегративных качеств личности воспитанников.

    2.2. Анализ мониторинга реализации программного материала (или образовательных областей).

    2.3. Анализ мониторинга индикаторов коррекционно-развивающей работы (обязательно для специалистов).

    2.4. Анализ достижений детей «группы риска». Для воспитателей - при наличии детей с трудностями усвоения программного материала, когда по каждому ребенку без упоминания фамилии описываются его конкретные достижения и свои педагогические воздействия для достижения поставленной цели. Как показывает практика, таких детей в группе в среднем два человека, которым всегда прописывалась индивидуальная работа.

    В данной части аналитической справки обязательно наглядное представление результатов с их подробным описанием (пример наглядности приведен ниже).

    Следует отметить, что наглядное представление результатов также желательно осуществлять в сравнительном аспекте, чтобы подчеркнуть свою профессиональную успешность или проанализировать трудности педагогической работы через изменение средних показателей по интегративным качествам личности детей и реализации образовательных областей в динамике (например, сентябрь-май).

    Хотелось бы предостеречь педагогов от стремления достигать всегда и везде высоких результатов.

    Например, следует учитывать, что личностные качества не могут изменяться так быстро, как обученность ребенка, которая зависит от насыщенности образовательной деятельности педагога. Интегративные качества детей, регламентированные ФГТ, имеют сензитивные периоды, разные по времени. Так, эмоциональная отзывчивость уже прослеживается в 1-й младшей группе, а овладение предпосылками учебной деятельности - гораздо позже, что будет иметь отражение в графиках изменения формирования личностных качеств по возрастам.

    Также следует учитывать, что современные дети не отличаются здоровьем с ранних лет, что отражается в количестве детей семи лет, имеющих абсолютную нормативность развития, то есть не имеющих отклонений от нормативных показателей развития речи, интеллекта, движений, высших психических функций, личности и регуляции поведения. Таких выпускников детских садов всего 10-12%. Поэтому мониторинговые программы для ДОУ должны иметь достаточный интервал нормативных вариантов усвоения информации или формирования личностного роста.

    аналитические справки по итогам тематического контроля в доу

    18 сен 2013. Старший воспитатель ДОУ. Образец написания справки по итогам контроля в ДОУ. Аналитическая справка. ПРИКАЗ по итогам тематического контроля «Уровень реализации содержания образовательных. 19 сен 2014. Результаты тематического контроля оформляются в справку или. питания в детском саду.10 янв 2014 Аналитическая справка по. работы в детском саду Таблица «Итоги оперативного контроля» Справка по. «Организация работы в ДОУ по внедрению новых форм физического развития, формированию. Аналитическая справка о работе Панчуриной Ирины Ивановны. СПРАВКА по итогам тематического контроля «Организация интеграции в процессе. Аналитическая справка по результатам тематического контроля. «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ, для обеспечения разнообразной. 22 мар 2012. По итогам тематического контроля оформляется аналитическая справка, которая заслушивается на Педагогическом совете. 18 сен 2013. Старший воспитатель ДОУ. Образец написания справки по итогам контроля в ДОУ. Аналитическая справка. ПРИКАЗ по итогам тематического контроля «Уровень реализации содержания образовательных.

    образец написания аналитической справки по итогам фронтальной проверки в доу

    25.10.2014 - 22222

    ние и какова структура его написания. выходе из дошкольного образовательного учреждения. НА ВЕСЬ УЧЕБНЫЙ ГОД (бланки, образцы документов. и в какие сроки необходимо сдать отчет старшему логопеду по итогам комплектования. за год, анализа ошибок при проверке техники чтения млад Аналитическая справка по итогам фронтальной проверки (позитивный образец). С целью изучения и оценки состояния учебно-воспитательного процесса в ДОУ и в. Написание справки по итогам тематического контроля в доу - Ваш файл найден. Образец аналитической справки по итогам проверки текущей документации в доу. Аналитическая справка о результатах тематической проверки «Речевое развитие детей в детском саду». заведующая ДОУ – Шайдурова С. Аналитическая справка по итогам фронтальной проверки (негативный образец). 4Аналитические справки по тематической проверке в доу - Начать качать. в доу образцы, аналитическая справка по результатам диагностики в школе по русскому языкуобразец, аналитическая справка по диагностике в доу. Акт-справка по итогам фронтального инспектирования муниципального дошкольного. РАЗДЕЛ ІІІ Оценка кадрового обеспечения образовательного процесса в ДОУ Верещагина Н.В. Аналитическая справка по итогам мониторинга в ДОУ PDF. Примерный образец написания заявления на аттестацию воспитателя DOC Справка по итогам фронтальной проверки в доу. Аналитическая справка по итогам фронтальной проверки (позитивный образец). Образец написания справки по итогам контроля в ДОУ. Аналитическая справка по результатам тематического контроля icon.

    Справки


    Информационные докладные записки часто заменяют таким документом, как справка, и наоборот, что является неправомерным. Справка - это документ, содержащий описания и подтверждения тех или иных фактов или событий, в том числе биографического или служебного характера; в отличие от докладных записок она не требует принятия каких-либо действий от руководителя.
    В зависимости от целей составления справки могут быть: аналитическими, отчетными или информационными.
    Аналитические справки содержат информацию по вопросу или проблеме, требующей решения. Обычно аналитические справки имеют значительный объем текста (до 3-х страниц). Текст аналитической справки состоит из трех частей. В первой части излагается основание составления, во второй - анализ ситуации или вопроса, в третьей - выводы и предложения.
    Аналитические справки по спорным вопросам включают, как правило, две противоположные позиции (например, налогового органа и независимых экспертов) с выводами и главное вариантами действий в подобной ситуации с оценкой последствий каждого варианта. С помощью таких аналитических справок подписчик не только видит в чем проблема, но и сразу получает информацию о возможных путях выхода из сложившейся ситуации.
    Отчетные справки содержат обобщающие итоговые сведения о результатах деятельности, поэтому заголовок отчетной справки включает указание на период времени, к которому относятся изложенные в справке сведения, например, справка о текучести кадров за 1 квартал 2006 г.
    Справки информационного характера составляются с целью информировать руководство о положении дел и могут иметь, например, следующий заголовок: Справка о ходе обучения водителей электропогрузчика в учебном комбинате в апреле 2006 г. Они составляются по запросу и представляются в установленные сроки.
    Справки, в зависимости от адресата, могут быть: внешними и внутренними.
    Внешние справки оформляются на общем бланке организации, подписываются руководителем организации и содержат те же реквизиты, что и докладные записки.
    Внутренние справки оформляются на стандартном листе бумаги аналогично внутренней докладной записке и подписываются руководителем структурного подразделения и/или специалистом-составителем.
    Текст и информационной, и отчетной справок может быть оформлен в виде, таблицы, включать разделы и подразделы.
    При подготовке проекта справки необходимо тщательно отредактировать ее содержание с точки зрения:
    полноты и достоверности фактов и сведений;
    правильности оформления средств обратной связи (адрес, телефон и т.п.);
    точности датирования;
    соблюдения уровня подписания.
    Все это необходимо для того, чтобы справка не вызывала дополнительных вопросов и тем более последующей разъяснительной переписки.
    Справки биографического или служебного характера служат для удостоверения каких-либо юридических фактов, например, о подтверждении занимаемой должности, о заработной плате, месте проживания и т.п. Если ситуации, по которым выдаются справки, являются типовыми, в организации создаются унифицированные трафаретные бланки.
    Текст справки биографического характера начинается с указания в именительном падеже фамилии, имени, отчества лица, о котором сообщаются сведения. В тексте любой справки не должно быть архаичных оборотов, содержащих ненужные слова типа "настоящая справка", "действительно работает" и т.д. В конце справки дается название учреждения, куда она представляется. Подписывают справку лица, ее составившие и несущие ответственность за представленные данные. В зависимости от назначения справки это могут быть руководитель организации и главный бухгалтер или руководитель организации и начальник отдела кадров. Такие справки обязательно заверяются печатью организации.
    По материалам сайта http://www.delo-press.ru

    Требования к оформлению справок


    1. Тест печатается шрифтом 14 или 15 через полтора интервала; поля: слева — 2,5 см, справа—1,0 см.
    2. В тексте должны быть сноски на заимствованный материал, т.е. ссылки на источники, откуда взята информация.
    3. Текст должен быть прочитан автором для устранения опечаток.
    4. Текст должен быть строго экономическим, деловым и не должен содержать журналистских оборотов.
    5. Следует избегать перечислений, надо их осмыслить и излагать своими словами с собственными положениями и выводами.
    6. Лучше не употреблять слов и оборотов «необходимо», «следует», «должны», если не ясно, кому они адресованы.
    7. Не следует употреблять слова «сегодня», «на сегодняшний день», «в данный момент», «в последний год (годы)», «в текущий период», а указывать точно год (годы) или, в крайнем случае, использовать оборот «в настоящее время» (если материал относится к текущему периоду).
    8. Не употреблять следующие слова и выражения: «несомненно», «безусловно», «очевидно», «примечательно», «занять достойное место», «естественно», «можно с уверенностью сказать».
    9. Заголовки параграфов в тексте и в содержании должны быть одинаковыми.
    10. В оглавлении, в правом углу, ставится «стр.» и указываются номера страниц, относящиеся к каждому параграфу.
    11. Все страницы и параграфы должны быть пронумерованы.
    12. Жирным шрифтом выделения в тексте делать не следует, можно использовать светлый курсив.

    информационно-аналитической справки на фирму


    Цель составления справки: дать обучающемуся возможность приобрести навыки и практический опыт подготовки аналитической справки на фирму.
    В справке приводятся:
    1) общие сведения о фирме;
    2) характеристика производственной деятельности;
    3) анализ и оценка положения фирмы в отрасли мирового хозяйства.

    Типовая форма справки на фирму


    1. Справочные сведения о фирме:
    общие сведения о фирме (наименование дается на иностранном языке) — адрес фирмы, страна регистрации, номер регистрации, номер телекса, телефона, адрес в Интернете;
    вид хозяйственной деятельности фирмы — промышленная; торговая; по предоставлению услуг;
    характер собственности фирмы — частная; государственная, полугосударственная; участие в финансово-промышленной группе, банковском холдинге;
    правовое положение фирмы — акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, корпорация (в США), компания публичного типа, компания частного типа (в странах ЕС), единоличная фирма;
    принадлежность фирмы по капиталу и контролю — национальная, иностранная, смешанная;
    тип материнской компании — производственная, холдинговая;
    международная деятельность фирмы — число дочерних компаний и филиалов (в
    том числе производственных), число стран, в которых они расположены; местоположение, виды деятельности, специализация наиболее крупных дочерних компаний и филиалов;
    история образования и особенности развития фирмы — год создания, основные слияния, поглощения; изменения наименования.
    2. Производственная деятельность фирмы:
    основные направления производственной деятельности фирмы; отраслевая принадлежность;
    номенклатура производимой продукции; основные товары или группы товаров; направление специализации; марки и модели производимой продукции (бренды) в распределении по производственным отделениям;
    производство важнейших видов продукции в количественном и стоимостном выражении (за год или ряд лет по последним имеющимся данным в разбивке по видам продукции), структура производства;
    производственная и материально-техническая база фирмы — количество и местоположения производственных предприятий (в своей стране и за границей), их мощность, размеры, характер выпускаемой и реализуемой продукции; количество сбытовых предприятий, складов и центров технического обслуживания, собственной сырьевой базой, источниками энергии;
    производственно-технические и прочие хозяйственные связи с другими фирмами (указывается наименование фирм; формы связей);
    значение и характер внутрикорпорационных связей.
    3. Анализ и оценка положения фирмы в отраслях мирового хозяйства предполагает выявление масштабов фирмы, ее места в системе ранжирования на национальном и международном уровня.
    3.1. Определение места фирмы в фирменной структуре страны в … годах.
    место фирмы по доходам в стране базирования (таблица);
    доля фирмы в суммарных доходах фирм страны базирования (таблица);
    отраслевая принадлежность (по кодовому обозначению отрасли (таблица);
    определение места фирмы по отраслевой принадлежности фирм страны базирования (таблица;
    определение доли фирмы по доходам среди крупнейших фирм страны (таблица).

    Аналитическая справка- это документ, который должен содержать данные различных исследований, которые проводятся в определенной сфере. Написанием данной справки занимаются для формулировки возникших проблем. В нее обязательно вносят ряд вариантов для выхода из возникшей ситуации.

    Аналитическая справка. Образец: №1.

    Что представляет из себя аналитическая справка

    В этой статье мы поговорим о том, как написать аналитическую справку. Также здесь мы предложим своим читателям её образец. Итак, в качестве основы, как правило, берется понятная и доступная всем информация. Структура. Форма справки, и также ее объем строго не регламентируется. Главной основной в справке выступает:

    • Содержание.
    • Аннотация.
    • Главная часть.
    • Введение.
    • Заключение.
    • Приложение.
    • Подписи.

    Во втором пункте под названием аннотация должна излагаться главная суть этого документа. Это могут быть обстоятельства или причины, и также задачи и цели какого-либо объекта. Наиболее важным фактором в данном случае также выступают результаты и способы работы.

    Как написать аналитическую справку: Образец №2.

    Содержание документа. В пункте «содержание»» должны излагаться все структурные дополнения, и рекомендации. Обязательно в этом пункте документа является введение. В определенных случаях его выделяют в качестве отдельного заголовка. Вся информация вносится в этот документ с обязательным соблюдением логической последовательности и четкой подаче данных. Занимаясь составлением этой справки докладчики, как правило, берут за основу дополнительную литературу, или личные источники информации.

    Анализ и сообщение информации должно проводится в несколько этапов. Все высказанные в этом документе гипотезы должны быть обоснованными. Аналитическая справка обязательно должна содержать выводы и прогнозы. В ней также должны быть изложены определенные советы. За основу в данном случае берется изложенная информация. В пункте «приложение» составляются специальные таблицы с графиками и схемами и дополнительными сведениями.

    Как написать аналитическую справку. Образец №3.

    Цели документа

    Одной из самых главных задач аналитической справки выступает проведение исследования в той или иной области. Допустим, анализ деятельности организации за один год. Для получения объективных данных обязательно запрашиваются сведения из различных учреждений. В большинстве своем, многие научные термины могут понять лишь специалисты. Их необходимо заменять такими выражениями, которые будут более понятны для большинства людей. Каждый раздел аналитической справки необходимо делать с новой страницы. Данная документация широко используется в педагогической практике для визуализации опыта, на различных предприятиях и в сфере бизнеса.

    Требования

    Среди главных требований к этому виду документа необходимо выделять следующие особенности:

    • Присутствие в документе аргументов.
    • Четкое построение.
    • Четкая оценка.
    • Соблюдение последовательности при изложении материала.

    Занимаясь составлением аналитической записки необходимо обязательно соблюдать следующие рекомендации:

    1. Весь текст в этом документе обязательно должен быть направлен на достижение необходимой цели. (она, как правило, одна).
    2. Необходимо запросить дополнительные сведения, которые могут существенно повысить объективность записи.
    3. В момент подготовки применяются различные методички и сопоставляются факты.
    4. Факты, в свою очередь, не рассматриваются в сочетании с посторонними сведениями.
    5. Текст должен быть составлен таким образом, чтобы он обязательно был понят людьми однозначно. Использование научной терминологии и выражений приветствуется.
    6. Размер аналитической записки должен составить не меньше семи страниц.
    7. Более подробное раскрытие излагаемой темы.
    8. Презентация записки, как правило, проводится после ее утверждения.

    Аналитическая справка должна быть заверена ответственным лицом и передана на коррекцию и проверку в соответствующее ведомство. В данном подразделении этот документ будет тщательно изучен. В него могут быть внесены некоторые изменения.

    Сфера применения

    Такие виды документов очень широко используются в качестве подтверждения изученных сведений и литературы. Как правило, их применяют студенты и учителя в высших учебных заведениях. Беря за основу данные, какого-либо производства, допустим, объем произведенной и проданной продукции, можно проанализировать эффективность деятельности определенного предприятия. Прогноз на будущее производится при помощи тех сведений, которые были собраны на несколько лет. В результате, делается заключение, которое касается экономической деятельности данного предприятия. В том случае, если организация только что вышла на рынок и ее необходима оценка перспектив дальнейшего развития в выбранной отрасли, для нее будет составлена аналитическая справка. Эта, так называемая, информационная работа для проведения соответствующего анализа проблемы. С помощью данного документа можно определить основную суть того или иного вопроса. Объектом исследования могут выступать различные конкурирующие организации и потенциальные партнеры. Для ведения предпринимательской деятельности обязательно необходимо проявлять осторожность, пытаться выяснить остановку, изучить способы работы. Именно для этого и производится составление аналитической справки с прогнозом на будущее.

    Посмотрите видео

    Помощь: Составление и оформление справки

    СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ СПРАВКИ

    Справка - это документ, содержащий описание и (или) подтверждение тех или иных фактов, событий служебного или биографического характера. Справка является документом информационного характера, она содержит констатацию каких-либо фактов, событий без мнения автора о существе излагаемых вопросов.

    В делопроизводстве различаются служебные справки, отражающие вопросы основной деятельности организации (о штатной численности, о выполнении планов, заданий, о задолженности по заработной плате и т.п.), и справки, выдаваемые частным лицам для представления в другие учреждения, так называемые личные справки (о заработной плате, о трудовом стаже, о месте жительства, о месте работы (учебы) и т.п.).

    В государственных архивах и архивах организаций составляются также архивные справки. Архивная справка - это официальный документ архива, имеющий юридическую силу и содержащий архивную информацию о предмете запроса, с указанием поисковых данных документов. Архивные справки выделяются в отдельную категорию документов, имеют свои особенности составления и оформления.

    Служебные справки делятся на внешние, составляемые обычно по указанию вышестоящего органа (должностного лица) или запросу сторонней организации, и внутренние.

    Внешние справки оформляются на общем бланке организации.

    Кроме реквизитов бланка при составлении и оформлении внешней справки используются следующие реквизиты:

    Адресат;

    Заголовок к тексту;

    Отметка о наличии приложения (если оно имеется);

    Отметка об исполнителе (при необходимости);

    Подпись;

    Регистрационный индекс.

    При необходимости служебная справка может заверяться печатью.

    Поскольку внешняя справка является исходящим документом, на ней должен быть указан адресат, который оформляется в соответствии с установленными требованиями. Как правило, при оформлении внешних справок используются следующие виды адресования:

    Руководителю вышестоящего органа;

    Организации в целом;

    Структурному подразделению организации;

    Конкретному должностному лицу организации (не руководителю).

    Внешние справки подписываются руководителем организации (его заместителем) или иным уполномоченным лицом.



    Пример оформления внешней служебной справки приведен в приложении 1 к данному материалу.

    Внутренние справки не выходят за пределы организации и классифицируются как внутренние документы. Они оформляются на чистых листах бумаги формата А4 или А5. Состав реквизитов, используемых при составлении внутренней справки, идентичен составу реквизитов внешней справки, за исключением реквизитов бланка.

    Автор - составитель внутренней справки (структурное подразделение организации) указывается в заголовочной части документа в левом верхнем углу. Наименование организации, как правило, включается в наименование должности руководителя организации, при оформлении реквизита «адресат».



    Так как внутренняя справка составляется не на бланке, наименование структурного подразделения - автора документа допускается указывать не в заголовочной части справки, а в реквизите «подпись». В этом случае внутренняя справка будет иметь следующую структуру:



    К служебным справкам (внешним и внутренним) должен составляться заголовок (для объемных справок с текстом, превышающим 15 строк). Заголовок формулируется с помощью предлога «О» («Об») и отглагольного существительного.

    Пример


    «О выполнении мероприятий по сокращению расходов бюджетных средств в 2008 году»;

    «О подготовке государственных архивных учреждений к осенне-зимнему отопительному сезону»;

    «О состоянии материально-технической базы учреждений культуры».


    В тексте служебной справки вначале излагаются факты, события, послужившие причиной ее составления. Кроме того, может даваться ссылка на соответствующий документ (распорядительный - приказ, распоряжение и др., письмо вышестоящего органа, план работы и т.п.), в соответствии с которым составляется справка.

    В справках, составляемых по итогам проверок, дается общая информация о проверяемом объекте, причины, цели обследования. Далее в справке указываются установленные факты, описываются события по существу, нарушения, несоответствия законам и другим нормативным актам либо отмечаются положительные стороны работы. Могут указываться фамилии конкретных должностных лиц, структурные подразделения - исполнители, точные даты либо хронологические рамки.

    Текст служебной справки может оформляться в виде связного текста или таблицы, делиться на разделы, подразделы, иметь пояснения и ссылки. Табличная форма представления текста используется в справках, как правило, при изложении цифровых показателей.

    Дата, к которой относятся приводимые в справке сведения, включается в заголовок к тексту или помещается перед текстом, при этом используются словосочетания: «по состоянию на 01.01.2008» или «за период с 01.01.2008 по 30.06.2008».

    Внутренняя справка подписывается ее непосредственным составителем (например, начальником отдела, управления и т.п.). В связи с этим реквизит «Отметка об исполнителе» во внутренних справках не оформляется.

    В справках, подготовленных комиссией (например, по результатам проверки выполнения плановых заданий подведомственными организациями), в подписи указываются не должности лиц, составивших ее, а распределение обязанностей в составе комиссии (фамилии членов комиссии располагаются в алфавитном порядке).



    Личные справки, выдаваемые частным лицам для представления в другие организации, относятся к категории внешних. Они готовятся на общем бланке, при их составлении используются в основном те же реквизиты, что и при составлении служебных справок. Особенностью личных справок является то, что они в обязательном порядке должны заверяться печатью организации.

    Текст личных справок, как правило, не превышает 5-7 строк, поэтому заголовки к ним не составляются.

    Текст личной справки начинается с указания в именительном падеже фамилии, имени, отчества лица, о котором сообщаются сведения. Не следует употреблять в тексте личной справки обороты типа: «выдана настоящая», «действительно работает» и т.п.



    Личные справки нередко подписываются двумя должностными лицами. В частности, справки финансового характера (например, о размере заработной платы) подписываются руководителем и главным бухгалтером. Справка о месте работы, трудовом стаже может быть подписана руководителем организации и начальником кадровой службы.

    Личные справки могут высылаться заявителю по почте или выдаваться на руки. Указание организации, в которую представляется справка, отражается в реквизите «адресат», заканчивать текст личной справки этой информацией не рекомендуется.

    Датой справки является дата ее подписания.

    Внешние справки (служебные и личные) регистрируются на тех же основаниях, что и другие исходящие документы (например, письма). Внутренние справки регистрируются в журнале (картотеке) регистрации внутренних документов. Если в организации создается небольшое количество внутренних документов, их допускается регистрировать в журнале регистрации исходящих документов.

    При оформлении личных справок необходимо учитывать, что формы некоторых из них утверждены в качестве типовых нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

    Значительную часть документов, создаваемых на предприятии и поступающих извне, составляют информационно-справочные документы. Информация, содержащаяся в них, может побуждать к действию (например, к изданию распорядительных документов), а может быть просто принята к сведению.

    К информационно-справочным документам относятся акты, служебные письма, докладные и пояснительные записки, справки, обзоры, отзывы и др.

    6.1. Справки

    Это документ информационного характера, подтверждающий и описывающий те или иные факты, события.

    Справки бывают двух видов:

    • справка-подтверждение удостоверяет юридический факт и выдается гражданам и учреждениям (чаще личного характера). Эти справки требуют заверения печатью;
    • справка информационного характера содержит описание событий и фактов. Они составляются по запросу или указанию вышестоящих должностных лиц и организаций.

    Справка, направляемая за пределы предприятия , оформляется на общем бланке предприятия и содержит следующие реквизиты :

    • название вида документа (10);
    • дата документа (11);
    • ссылка на регистрационный индекс и дату запроса (13);
    • место составления документа (14);
    • адресат (16);
    • текст (21);
    • подпись (23).

    Если справка содержит несколько вопросов, то текст разделяют на разделы по числу рассматриваемых вопросов. Текст справки может содержать таблицы, иметь приложения.

    Внутренняя справка (т. е. справка, направляемая в другие подразделения одного предприятия) оформляется на внутреннем бланке или на чистом листе, который содержит основные реквизиты бланка с указанием наименования структурного подразделения.

    Приведем пример внутренней справки.

    СПРАВКА

    О расходах на почтовые отправления

    В декабре 2009 года экспедиционной службой было отправлено 124 заказных письма на сумму 314 (триста четырнадцать) грн.

    Справка личного характера (о подтверждении места работы, учебы, о занимаемой должности, заработной плате, месте проживания, наличии иждивенцев и т. п.) оформляется на бланке или с проставлением штампа предприятия на чистом листе. Такая справка имеет некоторые отличия в составе реквизитов от справки информационного характера, а именно: отсутствие заголовка к тексту, обязательное заверение подписи печатью. Вместо реквизита «Адресат» в конце текста указывается наименование организации, в которую предоставляется справка. Такие справки, как правило, начинаются с указания в именительном падеже фамилии, имени и отчества лица, о котором даются сведения.

    В связи с тем, что тексты справок личного характера, как правило, типовые, могут применяться трафаретные бланки, изготовленные печатным способом, где заполняются лишь отдельные реквизиты.

    Приведем пример справки, оформленной на трафаретном бланке с проставлением штампа предприятия.

    6.2. Служебные записки

    Служебные записки - обобщающее название адресованных руководству письменных пояснений, уведомлений и обобщений, в которых описываются определенные факты или события, а также вносятся предложения, вытекающие из изложенных фактов или событий и их анализа.

    При составлении служебной записки указывается точное название документа - докладная, пояснительная или аналитическая записка.

    Докладная записка - это документ, адресованный руководителю данной или вышестоящей организации и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя.

    Докладные записки бывают информационными, инициативными и отчетными.

    Докладная записка составляется как по инициативе ее автора, так и по указанию руководителя. Цель докладной записки - информировать руководителя об имевшем место факте, о ходе выполняемой работы, сложившейся ситуации и т. п. и побудить принять определенное решение. Из этого следует, что текст докладной записки имеет две части: в первой (констатирующей или описательной) излагаются факты, имевшие место, или сложившаяся ситуация, во второй - выводы, предложения или просьба.

    В зависимости от адресата докладные записки, как и справки, могут быть внутренними, т. е. направляемыми руководителю структурного подразделения или руководителю предприятия, и внешними, которые адресуют в другие инстанции (вышестоящие организации собственной системы - министерство, ведомство и т. п. - или местные органы власти).

    Внутренняя докладная записка составляется на чистом листе бумаги. Она содержит следующие реквизиты:

    • название вида документа (10);
    • дата документа (11);
    • регистрационный индекс документа (12);
    • адресат (16);
    • заголовок к тексту (19);
    • текст документа (21);
    • подпись (23).

    Внешняя докладная записка имеет те же реквизиты, что и внутренняя, но оформляется на общем бланке предприятия и подписывается руководителем предприятия.

    Приведем пример составления докладной записки.

    ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

    Пояснительная записка - это документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (проекта, плана, отчета) или объясняющий причины каких-либо событий, фактов, действий работников и составляемый по требованию руководства.

    К первой группе относятся записки, которые являются приложением к основному документу, дополняют и поясняют его. Обычно они составляются к проекту или отчету (например, «Пояснительная записка к годовому отчету за 2009 год»). Оформляются такие пояснительные записки на общих бланках. Они имеют те же реквизиты, что и докладные записки.

    Вторую группу составляют записки, в которых отдельные работники объясняют свои действия, поступки или сложившуюся ситуацию, например в связи с невыполнением задания или нарушением дисциплины. Такие записки, как правило, пишут по требованию администрации.

    Как и внутренние докладные записки, они пишутся на чистых листах бумаги, имеют те же реквизиты и подписываются их составителями.

    Приведем пример составления пояснительной записки.

    Архив Директору
    Якименко С. М.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Об аварии в архиве завода

    В результате разрыва трубопровода холодной воды, случившегося в воскресенье 27.12.2009 около 14 часов, было залито водой архивохранилище Д заводского архива, в котором находились дела временного хранения. Авария произошла из-за плохого состояния водопроводных труб, на которых были установлены хомуты. Благодаря оперативным действиям дежурного Металлова М. А. своевременно были приняты меры по устранению аварии и ликвидации ее последствий. Однако до 30 % дел, находившихся в этом хранилище, намокло или отсырело.

    Для спасения документов были предприняты следующие действия:

    • перебраны все дела и отобраны поврежденные документы;
    • выделены к уничтожению дела, по которым истек срок хранения;
    • просушены документы, по которым срок хранения не истек;
    • остальные дела и документы вынесены в другое специально выделенное помещение.

    В результате принятых мер утраченных документов нет.

    Приложения: 1. Акт об аварии от 27.12.2009 № 3 на 2 л. в 1 экз.

    2. Акт об уничтожении поврежденных документов от 28.12.2009 № 12 на 3 л. в 1 экз.

    Заведующая архивом Резникова Т. А. Резникова

    Аналитические записки - письменные обобщения, которые составляются по требованию руководства или по собственной инициативе и содержат систематизированные (сгруппированные, классифицированные и обобщенные) данные о событиях и процессах с изложением тенденций развития ситуации и предложений по принятию управленческих решений, которые следуют из приведенного анализа.

    Аналитические записки имеют те же реквизиты, что и прочие служебные записки.

    6.3. Акты

    Акт - документ, составленный одним или несколькими лицами и подтверждающий некие установленные факты и события. Его составляют в присутствии свидетелей или на основании обследования.

    Как правило, акты составляются комиссиями, назначаемыми приказом руководителя предприятия или вышестоящего органа. Комиссии могут создаваться и как постоянно действующие - ревизионные, экспертные и др. В определенных случаях акт может быть составлен с привлечением представителей сторонних предприятий.

    Акты могут иметь различное назначение - служить первично-учетной документацией (например, акт приема материалов, акт на списание основных средств, акт на списание бланков трудовых книжек, акт принятия выполненных подрядных работ, акт об использовании рационализаторских предложений и др.), являться организационно-распорядительными документами (например, акт ликвидации предприятия) или составляться в зависимости от характера событий: при смене руководства, несчастном случае, аварии и др.

    Составлению акта обычно предшествует изучение членами комиссии сути вопроса, действующих нормативных документов, которые регулируют рассматриваемый вопрос, и детальная проверка фактов. В акте должны отражаться только те факты, которые прямо установлены лицами, подписывающими этот акт. Если позволяет ситуация, допускается ведение черновых записей. В этом случае подготовленный акт представляется на подпись вместе с черновыми материалами, которые предварительно завизировали все члены комиссии и заинтересованные лица.

    Вне зависимости от вида все акты составляются по единой схеме. Для многих актируемых повторяющихся ситуаций существуют унифицированные трафаретные формы. Например, унифицированные формы актов, составляемых архивными подразделениями предприятий при проверке наличия и состояния дел, при выделении дел к уничтожению, при приеме-передаче дел на государственное хранение и др.

    • наименование организации (07);
    • название вида документа (10);
    • дата документа (11);
    • регистрационный индекс документа (12);
    • место составления или издания документа (14);
    • гриф утверждения документа (17);
    • заголовок к тексту документа (19);
    • текст документа (21);
    • отметка о наличии приложений (22);
    • подписи (23).

    Оформляется акт на общем бланке предприятия. Целесообразно использовать угловой бланк (с угловым расположением реквизитов), если акт подлежит утверждению.

    Дата и место составления, проставляемые в акте, должны соответствовать дате и месту актируемого события.

    Заголовок в краткой форме должен отражать содержание актируемого события. Формулируется заголовок с помощью отглагольного существительного с предлогом «О» («Об») или без него. Например: « О проверке…» , «О списании…» , «Об уничтожении…» или «Установление производительности автоматической линии…»

    Текст акта состоит из двух частей: вводной и констатирующей. Во вводной части указываются название, номер и дата распорядительного документа, на основании которого актируется событие, указываются должности, фамилии и инициалы (в именительном падеже) лиц, участвующих в составлении акта, а также могут быть указаны присутствующие лица.

    Вводная часть начинается со слова «Основание» , которое печатается ниже заголовка на 2 - 3 интервала без отступа от левого поля. После слова «Основание» ставится двоеточие и указываются название организационно-распорядительного документа в именительном падеже (приказ, решение, положение, правила и др.), его дата, регистрационный номер и заголовок.

    Пример:

    Основание: приказ директора завода от 03.12.2009 № 112 «О реконструкции опытно-экспериментального участка».

    С новой строки без отступа от левого поля печатается слово «Составлен» и приводятся должности, фамилии и инициалы составителей акта либо приводится состав комиссии (при этом первым указывают председателя комиссии).

    Следует обратить внимание, что, если акт составлен постоянно действующей комиссией, созданной по приказу руководителя (например, экспертной комиссией по определению ценности документов) или по решению коллегиального органа (например, ревизионной комиссией акционерного общества), должности председателя и членов комиссии в акте не указывают.

    Должности присутствующих (свидетелей составления акта) следует указывать обязательно. В числе присутствующих могут быть: лица, работа которых проверяется; должностные лица предприятия; специалисты данного предприятия или приглашенные; представители профкома или другой общественной организации; свидетели события и др. Если в составлении акта принимают участие представители других предприятий, то в название должности включают и наименование предприятия. Фамилии членов комиссии и присутствующих указываются в алфавитном порядке.

    Пример:

    Составлен комиссией в составе:

    Председатель - Новый М. Н.

    Члены комиссии: Воинов К. Л.

    Субботин М. И.

    Якушев В. А.

    Присутствовали: главный инженер ОАО «Турбоатом» Савченко Т. Т.

    В констатирующей части излагаются цели и задачи, сущность и характер проделанной комиссией работы, указываются документы, в соответствии с которыми проводилась работа, фиксируются установленные факты. Сведения могут быть представлены в виде таблицы. В случае необходимости формулируются выводы и даются рекомендации.

    Количество экземпляров акта определяется соответствующими нормативными документами или тем, какой круг предприятий или лиц заинтересован в нем. Сведения о количестве экземпляров акта и их местонахождении помещают после текста перед подписями, печатают с новой строки без отступа от левого поля.

    Пример:

    Составлен в 3-х экземплярах:

    • 1-й экземпляр - в бухгалтерию;
    • 2-й экземпляр - в отдел главного механика;
    • 3-й экземпляр - в дело № 08-25.

    Акт подписывается всеми лицами, участвовавшими в его составлении, в том числе и приглашенными. При подписании должности перед фамилиями не указываются.

    Пример:

    При наличии особого мнения у составителей акта или присутствующих его излагают ниже подписей на первом экземпляре акта или на отдельном листе. В последнем случае в акте рядом с подписью делается отметка: «с учетом особого мнения (прилагается)» .

    Некоторые виды актов требуют утверждения. Например, акт об инвентаризации утверждается руководителем предприятия. Утверждение оформляется грифом в соответствии с ДСТУ 4163 (см. с. 14).

    6.4. Служебные письма

    Служебные письма являются одним из наиболее распространенных видов документов и служат средством общения - установления служебных контактов, обмена информацией между предприятиями. Путем переписки ведутся переговоры, согласуются вопросы, выясняются отношения между партнерами, излагаются претензии и т. п. Деловая переписка предусматривает связь между юридическими лицами или между юридическими и физическими лицами, которые могут быть как отправителями, так и получателями корреспонденции.

    По функциональному признаку служебные письма делятся на такие, которые требуют ответа, и такие, которые его не требуют.

    К письмам, которые требуют ответа (инициативные письма) , относятся: письма-просьбы, письма-обращения, письма-запросы, письма-предложения, письма-требования.

    Ответные письма по своему содержанию зависят от инициативных писем, поскольку тема их текста уже задана и остается изложить запрашиваемые сведения или характер решения вопроса, поставленного в инициативном письме: принятие или отказ от предложения, выполнение просьбы. Ответ должен быть изложен в конкретной форме: все ли просьбы могут быть выполнены и в какие сроки. Если письмо содержит отказ, он должен быть аргументированным. На таких письмах исполнитель указывает дату и номер инициативного документа, на который он отвечает.

    Среди писем, которые не требуют ответа (циркулярные письма) , можно назвать письма-подтверждения, письма-напоминания, письма-уведомления, письма-предупреждения, письма-отказы, сопроводительные письма, гарантийные письма, информационные письма.

    Сопроводительное письмо - документ, который информирует адресата об отправке ему документов, прилагаемых к письму. Такое письмо составляется в случае, когда необходимо пояснить или дополнить документы, которые прилагаются: указать срок исполнения, пояснить причину задержки, пояснить сложные моменты и т. п. Начинаются письма этой разновидности словами: «Высылаем» , «Направляем» , «Возвращаем» , «Прилагаем» , далее указываются заголовки и реквизиты (дата и номер) документа, который высылается.

    Гарантийное письмо - документ, который обеспечивает выполнение изложенных в нем обязательств. В нем адресату гарантируется оплата или предоставление чего-либо (места работы, проведение исследований и т. п.).

    Письмо-напоминание содержит указания на приближение или окончание срока исполнения какого-либо обязательства или проведения мероприятия. Эта разновидность писем, как правило, начинается словом: «Напоминаем» .

    Письма-приглашения направляются адресату с предложением принять участие в мероприятиях, которые проводятся. Они могут адресоваться как конкретным лицам, так и учреждениям. В этих документах раскрывается характер проводимого мероприятия, указываются сроки проведения и условия участия в нем.

    Письмо-уведомление по своему стилю приближено к письму-приглашению и информационному письму. Составляется для конкретного адресата и, как правило, является ответом на запрос. Начинается со слов: «Уведомляем» , «Сообщаем» , «Доводим до Вашего сведения» и т. п., далее излагаются факты, которые являются целью уведомления.

    Письмо-подтверждение содержит уведомление о получении какого-либо отправления (письма, телеграммы, перевода, бандероли), о том, что предварительный документ остается в силе, и т. п. Письмо может подтверждать какой-либо факт, действие, телефонный разговор. Начинается эта разновидность писем словом: «Подтверждаем» .

    Служебные письма пишут на специальных бланках, которые так и называются: угловой бланк письма предприятия (см. с. 19) и продольный бланк письма предприятия (см. с. 20) в зависимости от размещения реквизитов и границ зон на бланке, или оформляют на чистом листе бумаги. В последнем случае оставляют место вверху слева для оттиска углового штампа отправителя. В зависимости от объема текста используют листы или бланки формата А4 или А5.

    Бланк письма в зависимости от учредительных документов предприятия содержит реквизиты :

    • изображение Государственного герба Украины, герба Автономной Республики Крым (01);
    • изображение эмблемы организации или товарного знака (знака обслуживания) (02);
    • изображение наград (03);
    • код организации (04);
    • наименование вышестоящей организации (06);
    • наименование организации (07);
    • наименование структурного подразделения (08);
    • справочные данные об организации (09).

    Кроме того, на бланке письма рекомендуется размещать ограничительные отметки для реквизитов: «Дата документа» (11), «Регистрационный индекс документа» (12), «Ссылка на регистрационный индекс и дату документа» (13), «Адресат» (16), «Резолюция» (18), «Заголовок к тексту документа» (19), «Отметка о контроле» (20), «Текст документа» (21).

    Реквизиты (01) - (09) печатаются типографским способом. ДСТУ 4163 разрешено изготавливать бланки с помощью компьютерной техники.

    Служебное письмо является единственным документом, на котором не ставится реквизит «Название вида документа (10)» , т. е. слово «Письмо».

    Реквизиты служебного письма :

    • дата документа (11);
    • регистрационный индекс документа (12);
    • ссылка на регистрационный индекс и дату документа, на который дается ответ (13);
    • гриф ограничения доступа к документу (15) (при необходимости);
    • адресат (16);
    • резолюция (18);
    • заголовок к тексту документа (19);
    • отметка о контроле (20);
    • текст документа (21);
    • отметка о наличии приложений (22) (при необходимости);
    • подпись (23);
    • визы документа (25) (оформляются на экземпляре письма, остающемся у отправителя);
    • оттиск печати (26) (при необходимости);
    • фамилия исполнителя и номер его телефона (28);
    • отметка об исполнении документа и направлении его в дело (29) (проставляется от руки после исполнения документа);
    • отметка о наличии документа в электронной форме (30);
    • отметка о поступлении документа в организацию (31) (проставляется адресатом в день поступления документа).

    Остановимся на особенностях оформления некоторых реквизитов.

    Ссылка на регистрационный индекс и дату входящего документа (реквизит 13) имеется только на бланке для писем. В письмах-ответах регистрационный индекс и дата входящего письма должны быть проставлены обязательно в специально отведенном для этого месте . Ссылочная дата и номер переписываются составителем ответа из инициативного письма цифровым способом и должны иметь следующий вид: «На № 05-14/122 от 28.12.2009».

    Такая запись позволяет при получении письма-ответа быстро найти копию письма-запроса.

    Этот реквизит не следует повторять в тексте . Фраза: «На Ваш № ____ от ______ сообщаем следующее…» - является лишней.

    Текст письма должен четко отражать причину и цель его написания, раскрывать суть дела, содержать убедительные аргументы. Все аспекты рассматриваемого вопроса необходимо излагать сжато, но в достаточной мере полно. Изложение текста письма должно быть лаконичным, логически последовательным и корректным. Не менее важным для текста письма является соответствие литературным нормам.

    Письмо, как правило, должно быть посвящено одному вопросу , поскольку это значительно упрощает и ускоряет все операции по обработке, поиску, исполнению и хранению документа. Несколько вопросов в одном письме можно затрагивать тогда, когда они взаимосвязаны.

    В служебной переписке принята форма изложения текста от первого лица множественного числа (просим, уведомляем, направляем, напоминаем и т. п.), так как должностное лицо, которое подписывает письмо, выступает от имени предприятия (учреждения, организации). Форма изложения текста от первого лица единственного числа (прошу, уведомляю, направляю, напоминаю и т. п.) возможна в случаях, если письмо оформляют на бланке должностного лица или если письмо содержит персональное обращение к адресату.

    Вступление должно содержать изложение причин или непосредственного повода, обусловивших появление письма. Также во вступительной части могут приводиться ссылки на нормативные или инструктивные документы. Часто вступлением служит ссылка на решение вышестоящего органа.

    Например:

    « В соответствии с решением наблюдательного совета правление ОАО «Монолит» информирует заинтересованные предприятия о…»

    «С целью выполнения распоряжения…»

    В доказательной части приводятся факты, цифровые данные, ссылки на нормативные акты, излагается история вопроса, которые должны побудить адресата к рассмотрению высказанной просьбы (предложения) и принятию определенного решения.

    Вывод (его также называют основной частью письма) является главным логическим элементом письма, в котором излагаются суть вопроса, основная цель в форме просьбы, предложения, гарантии, согласия или отказа и др.

    Например:

    « Учитывая вышеизложенное, считаем Ваши обвинения безосновательными и просим отозвать претензию».

    В письме могут быть выражены и такие аспекты: ожидаемый результат и готовность к дальнейшему сотрудничеству.

    Например:

    « Думаем, что этот проект Вас заинтересует»

    «Надеемся, что наше дальнейшее сотрудничество будет таким же плодотворным и взаимовыгодным».

    В заключительной части письма перед реквизитом «Подпись» могут присутствовать слова: «С уважением».

    Письма, направляемые зарубежным адресатам, целесообразно оформлять на двуязычных бланках, дополнительно используя язык страны-адресата или один из языков международного общения.

    Унификация процесса оформления писем позволяет:

    • организовать централизованное изготовление бланков для писем;
    • сократить трудозатраты на составление и оформление писем;
    • ускорить обработку корреспонденции;
    • облегчить визуальный поиск нужной информации;
    • применить оргтехнику.