Святые благоверные
князь ПЁТР и княгиня ФЕВРОНИЯ,
Муромские чудотворцы (†1227)

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) - русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии» . Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой - тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!" . Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.


Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети - устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом - смысл и назначение его.


Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года , каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.


Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре . День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

В Москве находится чтимая икона святых князей Петра и Февронии с частицей мощей в храме Вознесения Господня на Большой Никитской ("Малое Вознесение"), где каждое воскресенье в 17.00 им служится акафист.

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник - День семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля - день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка - как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским
О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. А минь.

У же несколько лет 8 июля во всех городах России празднуют День семьи, любви и верности. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских. Житие православных супругов – образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. Так в древнерусской литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов. Полный текст повести известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят и пересказывают до сих пор.

Однажды князя Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония, способная исцелить его.

Житие святых Петра и Февронии. Автограф Ермолая (Еразма) (РНБ. Солов.. № 287/307. Л. 134)

Святая Феврония. Художник Александр Простев

Феврония передает сосуд со снадобьем и объясняет, как получить исцеление. Фрагмент иконы 17 века

В отличие от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.

Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она не отказала в помощи и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.

После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить ее со свету. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.

Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев

Пётр и Феврония возвращаются в Муром. Икона

Икона благоверных святых Петра и Февронии.Икона благоверных святых Петра и Февронии.

Нелегка была жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии и ни разу не упрекнул ее в том, что она - причина их тягот.
Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.

Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».

Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час – 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Спустя 300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти. В 90-х годах жители Мурома приписали к этому дню и празднование дня своего города. Теперь мощи святых Петра и Февронии в едином гробу – в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. Множество богомольцев притекают к ним, чтобы поклониться и попросить заступничества. Припадающие с верой к раке с мощами обретают исцеление.

В России появился новый праздник - , приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Светлана Медведева о новом празднике:

Петр и Феврония Муромские

Заметка Анны Архангельской

Любовь – бывает разная. Если мы говорим о том, что чаще всего подразумевается под любовью, – о любви-страсти, то с этим, конечно, вовсе не к Петру и Февронии, а, скажем, к Тристану и Изольде и к роману о них. Любовный напиток – прекрасная метафора этой страсти, от которой “сносит крышу” настолько, что всё остальное не просто теряет смысл и значение, но и фактически перестаёт существовать. С ней невозможно бороться: она не предназначалась ему, как и он – ей, она замужем за другим, как и он женат на другой, но во всём мире для него есть только она, как и для неё – только он. Эта страсть может длиться всю жизнь (а может быть – и ещё дольше), но недаром она показана как греховная: на её основе практически невозможен семейный союз. Она самоцель и самоценность, но в этом и её главная слабость.

“Повесть о Петре и Февронии” скорее говорит о любви-предназначении. Условие Февронии “аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его” – это не прагматичная попытка не упустить свой шанс и извлечь максимальную выгоду для себя из сложившейся ситуации, а знание собственного предназначения. Феврония с самого начала знает не только то, что Пётр попытается её обмануть, но и то, что в конечном счёте она станет его женой. Потому что она предназначена ему, а он – ей.

Выгоден этот брак, похоже, в гораздо большей степени как раз князю Петру. Если, конечно, понимать под выгодой не улучшение социального положения, а духовное совершенствование. Недаром вся первая сцена Петра и Февронии является яркой метафорой покаяния: кровь змия (=дьявола), попав на Петра, приносит ему болезнь (=грех). Это проявляется в греховной раздвоенности сознания Петра (он думает одно, но говорит другое). Именно поэтому исцеление Петра оказывается не окончательным, и от того, что грех не изжит полностью (=непомазанный струп), болезнь снова завладевает всем его существом.

Второй приход Петра к Февронии демонстрирует необходимые признаки искреннего покаяния (стыд в содеянном обмане и твёрдую решимость больше не поступать таким образом), после чего только и возможно окончательное исцеление (=освобождение от греха).

В дальнейшем же именно Феврония помогает Петру преодолеть искушение властью (побуждая оставить муромский княжеский стол ради того, чтобы поступить по Евангелию), а заодно – между делом и мимоходом – блестяще устраняет муромскую боярскую оппозицию.

Любовь-предназначение (в отличие от любви-страсти) как раз и проявляет себя в таком гармоничном взаимном служении (и взаимном дополнении). Она позволяет сосуществовать без тяжких потрясений и без эффектных сцен. В отличие от любви-страсти, преодолевающей разлуку, часто сметая всё на своём пути, любовь-предназначение в принципе не предполагает разлуки. Две частицы мироздания, предназначенные друг другу, так прочно входят в совпадающие друг с другом пазы, образуя единое целое, что разлучить их не может никакая сила: ни муромские бояре, ни сама смерть.

Одновременная смерть – столь же яркий признак этого единства в любви. Вроде бы, это инвариант традиционного сказочного финала “они жили долго и счастливо и умерли в один день”. Но в то же время это важная составляющая любви-предназначения. Характерно, что Тристан и Изольда умирают всё-таки не совсем одновременно, а друг за другом. Тристан и Изольда похоронены в разных могилах (=снова разлучены), но ветвь терновника соединяет эти могилы (всё-таки остаётся вопрос, преодолевается ли таким способом эта последняя разлука или, напротив, с особенной силой подчёркивается и констатируется). Тела Петра и Февронии пытаются положить в разные гробы, но сделать с ними то же самое, что сделали с Тристаном и Изольдой – похоронить в разных могилах – оказывается невозможным, и без всяких вопросов и сомнений в вечность они уходят вместе…

Житие Петра и Февронии Муромских

Петр и Феврония Муромские – супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви – дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда – по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату “суждена от Петрова плеча и Агрикова меча”. Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: “Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!”

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, – большую награду. “Я хочу его вылечить, – без обиняков ответила Феврония, – но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его”. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. “И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди”.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: “Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, – попросила княгиня. – Одинакова вода или одна слаще другой?” – “Одинакова”, – отвечал тот. “Так и естество женское одинаково, – молвила Феврония. – Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?” Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. “Что теперь с нами будет?” – с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: “Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!” В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: “Да будут они утром большими деревьями”. Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли “для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет” (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Молитва святым Петру и Февронии, Муромским чудотворцам

О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение.

Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните.

Ей, чудотворцы святии!

Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Светлана Медведева: О преданности, семье и настоящей любви

В прошлом году в России появился новый праздник - День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. О смысле этой даты и о том, что можно сделать сегодня, чтобы вновь поднять в нашем обществе статус семейных ценностей, мы беседуем с супругой Президента России, Председателем оргкомитета празднования Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации Светланой Владимировной Медведевой .

Этот день смог еще раз напомнить всем, что по-настоящему значимо в человеческих отношениях. Больше всего вдохновило то, с какой радостью он был воспринят людьми. Читая письма, пришедшие в адрес нашего оргкомитета, мы были приятно удивлены, поскольку сами не ожидали такой ответной реакции. Замечательно, что семейные ценности и такие понятия, как «любовь», «верность», по-прежнему очень много значат для наших соотечественников.

Очень важно, что мы получили широкую поддержку со стороны прессы и общественных организаций, оказавших нам неоценимую помощь. Именно такая поддержка, надеюсь, позволит сделать День семьи, любви и верности действительно народным - днем радости отцовства и материнства, заботы о родителях, а также о своих близких и любимых. Хочется, чтобы у нас появился еще один день, когда можно собраться в кругу семьи, с друзьями - как это было раньше. Уверена, что День семьи, любви и верности - это праздник, направленный в будущее, то есть в значительной мере обращенный к молодым людям, которые пока еще не вступили в брак. Будет замечательно, если 8 июля влюбленные и молодые пары проведут друг с другом или вместе со своими родителями, бабушками и дедушками… Поблагодарят их за любовь и заботу, которые и создают настоящее семейное тепло.


8 ноября 2008 года, у стенда праздника на выставке «Православная Русь». Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и почившего Патриарха Алексия поддержала идею проведения Дня семьи, любви и верности.

- Почему был выбран именно день памяти православных ?

– Такой выбор, разумеется, не случаен, ведь история жизни князей Петра и Февронии - это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека. Очень важно, что праздник этот является частью забытой традиции нашего народа, которую хотелось бы возродить. Ведь раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви.

Несмотря на то что это день памяти православных святых, его охотно приняли как представители других традиционных религий России, так и люди нерелигиозные. Нашу инициативу сразу же активно поддержал Межрелигиозный совет России. В прошлом году, например, широкие торжества прошли в Казани. Ничего удивительного здесь нет: история Петра и Февронии, их пример важны в равной степени для всех нас, близки и понятны каждому.

Центром торжеств в этом году, как и в прошлом, станет город Муром, где жили и правили святые супруги. Нам кажется, что это позволит живее ощутить связь времен и прочувствовать ту культуру, которая взрастила наши великие семейные традиции.

- Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка. Это был Ваш личный выбор? С чем он был связан?

У каждого памятного дня может быть свой символ. Когда я думала над тем, что может стать образом преданности, чистоты, любви, мысль о цветке ромашки пришла, как говорится, сама собой. Я сразу позвонила подруге, с которой мы в тот день обсуждали идею праздника, ей очень понравился придуманный мною символ.

Ромашка - простой, но в то же время удивительно красивый цветок, к тому же привычный для каждого из нас. Это очень родной, близкий, домашний символ. Кроме того - это символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Светлана Владимировна, сейчас интерес к созданию семьи у современных молодых людей, к сожалению, падает. В чем, по-Вашему, причина этого явления и как следует на него реагировать?

Проблема, как мне кажется, в том, что люди, особенно люди молодые, сегодня не всегда понимают то, что было очевидно для их предков. Семья - это прежде всего жертвенность, но в наши дни актуален вопрос: зачем жертвовать собой ради другого человека? Почему нужно предпочесть ответственность сиюминутным удовольствиям?

Сложно сказать, как вышло, что сегодня мы, может быть, не готовы к такой жертвенности - даже ради любви к другому человеку, более того - нередко не понимаем ее смысла. Необходимо искать ответ на этот вопрос.
Лично мне кажется, что здесь во многом сказался и произошедший в прошлом веке разрыв с традициями. Ведь что такое традиция? Это живой опыт предшествующих поколений, наших родителей, бабушек и дедушек. И к этому опыту следует относиться с уважением и вниманием.

Каждый человек волен выбирать, как ему жить. Но старшее поколение, как мне кажется, должно показать, из чего, из каких вариантов этот выбор состоит, к чему он может привести. Например, объяснить, что, отказавшись в молодости от семьи в пользу «свободной жизни», потом можно оказаться совсем одиноким. Научиться такому пониманию можно только на ошибках: либо чужих, либо своих. К сожалению, чужие ошибки интересуют сегодня людей все меньше и меньше, а ведь их осмысление и опыт - это тоже традиция, традиционные ценности, которые многим сегодня кажутся чем-то ненужным.
Я убеждена, что сохранение семьи очень важно для нашего общества. Без этого не решить одну из важнейших проблем в нашей стране - проблему демографии. Кроме того, если мы со временем откажемся от семьи, то вслед за этим мы можем пойти еще дальше - отказаться от нормальных человеческих отношений, заменив их эгоизмом и себялюбием.

Сейчас необходимо говорить о тех жизненных принципах, которые когда-то казались неотъемлемой частью общества, а сегодня нуждаются в том, чтобы о них постоянно напоминали человеку XXI века. Хотя совершенно очевидно - и об этом тоже надо говорить с молодежью, - что эти принципы не противоречат современному образу жизни, что традиционная нравственность лишь укрепит наше общество, поможет ему двигаться вперед, а вовсе не отбросит назад.

Однако сегодня нередко говорят о том, что распад традиционной семьи - это естественный процесс. Если так, то, может быть, не стоит и противостоять ему?

Действительно, подобные тенденции существуют. К примеру, в современном обществе практически неосуществимой становится модель патриархальной семьи двухсотлетней давности. Но, во-первых, я бы хотела отметить и другую тенденцию: сегодня, когда все больше говорится о равных правах супругов, значение семьи лишь возрастает. Ведь именно в семье, где люди оказывают взаимную поддержку и по-настоящему доверяют друг другу, каждый из ее членов может надеяться на наиболее полную самореализацию.

Во-вторых, даже если негативные тенденции не так просто остановить, это еще не значит, что ничего не стоит делать. Об этом говорят нам и зарубежные примеры: в современном опыте разных стран разговор о семейных ценностях все чаще занимает важное место в государственной политике. В нашей стране государство в последние годы все активнее поддерживает семьи, в том числе многодетные. Конечно, проблемы существуют, но сейчас делается очень много, чтобы веками формировавшиеся традиции крепкой и счастливой семьи не были утрачены.

Однако в таком важнейшем и многостороннем вопросе усилий одного государства недостаточно. Никто не сможет заставить людей измениться, если сами они этого не захотят. Как бы ни были велики усилия государства, общественных и религиозных организаций, сколько бы сил ни выделялось на поддержку семей - если никто не захочет их создавать, все старания окажутся никому ненужными.

Именно поэтому мы уделяем столько внимания Дню семьи, любви и верности. Ведь он воплощает в своем названии важнейшие ценности.

Будут ли у нас настоящие крепкие семьи, научимся ли мы быть верными и преданными друг другу - все это зависит от каждого из нас, от нашего терпения, желания, готовности к пониманию. От нашей любви.

В марте 2008 года отмечавшийся на Руси с незапамятных времён праздник — День Петра и Февронии - получил общегосударственный статус. Он стал российским аналогом празднуемого всем западным миром дня, в который принято дарить сердечки-валентинки. Была учреждена даже медаль «За любовь и верность», и не потому, что в наше время эти качества приравнены к подвигу, а просто чтобы отметить тех, кто отличился в семейной жизни долголетием и многочадием.

История любви, дошедшая до нас из XVI века

День Февронии и Петра на Руси стали отмечать с момента канонизации этих святых, в 1547 году. История их жизни - это настоящая поэма верности и любви. Однако начиналась она не с первого взгляда и не так гладко, как бывает в некоторых романах. В XVI веке из-под пера величайшего писателя и публициста того времени Ермолая Еразма вышла «Повесть о Петре и Февронии». Именно она донесла до нас историю муромского князя и его жены, которые «жили счастливо и умерли в один день». Вот о чём она рассказывает.

Вынужденное супружество

Начиналось всё с того, что ещё молодой и неженатый князь заболел проказой. Лечить её не умели, и потому Пётр, кроме сочувствия и вздохов, ничего от окружающих не получал. Но однажды во сне ему было открыто, что живёт в Рязанской земле благочестивая девица Феврония — дочь простого пчеловода, которая одна способна его исцелить. Вскоре она была доставлена в Муром и согласилась помочь больному, но с условием, что он обещает на ней жениться.

Как часто это обещание звучит в мужских устах, особенно если вынуждают обстоятельства. Вот и Пётр дал ей слово, но, когда Феврония его излечила, пошёл на попятную: я, дескать, князь, а ты крестьянка. Но девица была мудрой и всё предусмотрела: сделала так, что болезнь вернулась, и напомнила ему забытое обещание. Тут князь раскаялся, получил исцеление и повёл её под венец. С этих пор каждый день Февронии и Петра был наполнен любовью и счастьем.

Любовь, которая дороже власти

Далее повествуется о чувствах молодых супругов, столь сильных, что Пётр не согласился бросить жену даже под страхом лишиться своей княжеской власти. Описан случай, когда бояре, осуждая его неравный брак, пытались изгнать князя. Однако вскоре были посрамлены, молили о прощении и всю вину свалили на своих жён, дескать, это они их к тому подбивали. В общем, стыдно и не по-мужски у них вышло. Но так или иначе, а вся история послужила к вящей славе молодожёнов, тем более что они были людьми незлопамятными.

На закате своей долгой и счастливой жизни супруги приняли монашеский постриг, обещав друг другу отправиться в иной мир рука об руку. Так и получилось: умерли они в один день, и тела их были положены в общий гроб — двухместный, с тонкой перегородкой посередине. Спустя триста лет на церковном соборе они были причислены к лику святых. День Февронии и Петра стали отмечать 25 июня (8 июля н.с.). Мощи их упокоились в Троицком женском монастыре города Мурома.

День супружеского счастья

С давних пор праздник связан с важнейшими сторонами жизни — любовью, браком и семьёй. Но так как по календарю праздник выпадал на Петровский пост и в этот период венчание не производилось, то принято было лишь свататься, а свадьбы откладывались на конец осени, когда заканчивались работы в поле. Считалось, что пары, сговорившиеся в День Февронии и Петра, самые крепкие. Сохранилось много памятников народного фольклора, связанных с брачными обрядами и ритуалами. Считалось, что девушки, не нашедшие к этой поре своих суженых, вынуждены будут ждать своего счастья как минимум год.

Решением Святейшего Синода было установлено отмечать День семьи Петра и Февронии ещё один раз в году ― 19 сентября. Эта дата не входит ни в один из многодневных постов, и если в недельном исчислении день является скоромным, то ничто не мешает венчанию. До придания празднику общегосударственного статуса он отмечался только в самом Муроме, и лишь его жители приносили друг другу поздравления с Днем Петра и Февронии.

Поддержка традиции органами власти

Инициатором этого начинания был лично недавно избранный мэр В. А. Качеван. В плане восстановления исторического облика Мурома в 2001 году он предложил отмечать праздник города в День семьи (Петра и Февронии ― широко известных муромских святых). В дальнейшем его администрацией были предприняты действия по возведению местных торжеств в ранг всероссийских. В связи с этим в Госдуму было направлено обращение, под которым подписались 150 000 муромчан.

Известно, что 2008 год был решением президента России объявлен годом семьи. Это, безусловно, во многом помогло достичь поставленной цели. Также важным этапом на пути к учреждению праздника было подписание рядом высокопоставленных лиц, связанных с вопросами церковной жизни, совместного коммюнике в поддержку муромского начинания. И наконец, в марте того же года день любви Петра и Февронии получил официальный государственный статус.

Ромашка ― символ счастья

Был сформирован оргкомитет, в задачу которого входили вопросы, связанные с порядком проведения торжеств, их атрибутикой и символикой. Возглавила его Светлана Медведева, являвшаяся в те годы первой леди государства. Именно благодаря ей День семьи (Петра и Февронии) получил в качестве своего символа ромашку.

Её изображением украшена та самая медаль, о которой говорилось в начале статьи. Она вручается всем, чей супружеский союз отметил золотой и бриллиантовый юбилеи, а также тем, кого благословил Господь обильным потомством. С этого года праздник стал всероссийским, и поздравления с Днём Петра и Февронии звучат 8 июля по всей стране.

Святые Петр и Феврония - покровители семьи и брака

Петр и Феврония - покровители семьи и брака. Их брак многие века является образцом христианского супружества.

Из книги «Великое наследие» :
«Героиня повести - дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках.

Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана.
Князь Петр пытается обмануть ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти».

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.

Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивой, благочестивой и доброй девушкой. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.

Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались