Органы законодательной власти

Понятие и роль законодательной власти

I. Место и роль законодательной власти в государственном управлении

Орган вкуса.

Представлен вкусовыми почками,расположенными в многослойном плоском неороговевевающем эпителии боковых стенов желобоватых,листовидных и грибовидных сосочках языка.Развиваются вкусовые почки из эпителия языка (эктодерма) под влиянием нервных окончаний и волокон. Почки имеют элипсоидную форму, вершина открывается в углубление - вкусовую ямку мжду сосочками.Содержит около 50 эпителиальных клеток трех типов: 1. рецепторные вкусовые эпителиоциты - высокие с овалным ядром у основания.На апикальной поверхности микроворсинки; 2. поддерживающие эпителиоциты. Имеют крупное ядро,хорошо развитые гранулярную и агранулярную ЭПС и комплекс Гольжди.Синтезируют гликопротеиды;

3. базальные клетки-источник регенерации.

Законодательная власть - это право и возможность принимать от имени народа или непосредственно народом - корпусом избирателœей на референдуме общеобязательные правила (законы) - нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер и высшую юридическую силу (среди них верховную юридическую силу имеет основной закон - конституция).

Законодательная власть воспринимается как выражение воли народа (хотя это не всœегда так), его интересов, народного суверенитета. По этой причине законы имеют высшую юридическую силу и приоритет по сравнению с государственными актами исполнительной, судебной и иных ветвей власти. Акты президентов, правительств, судов не могут противоречить закону. Напротив, они основывают свою деятельность на нормах закона, применяют его. Лишь органы конституционного контроля (к примеру, конституционные суды) могут лишить закон действия (хотя и не отменить его юридически), в случае если закон противоречит конституции ᴛ.ᴇ. основному закону, обладающему верховной юридической силой.В некоторых мусульманских странах (Иране, Пакистане и др.) закон также должна быть лишен действия, в случае если он противоречит Корану.

Органы законодательной власти осуществляют управление государством прежде всœего путем принятия законов и иных правовых актов, а также путем формирования других органов государства и осуществления контроля за их деятельностью. Οʜᴎ действуют на разных уровнях и подразделяются на:

Общегосударственные законодательные органы,

Органы субъектов федерации;

Законодательные органы автономных образований, имеющих политический характер.

Органом законодательной власти является прежде всœего парламент.

Это обобщенноё название однопалатного или, чаще, двухпалатного

общегосударственного представительного органа. В очень редких случаях (в прошлом в ЮАР, Югославии) парламент состоял из большего числа палат (от трех до шести). В некоторых странах в доктринœе используется триединое понятие парламента (в Великобритании - две палаты и монарх, в Индии - две палаты и президент). Иногда парламентами называют также законодательные органы субъектов федераций, но обычно в данном случае используются термины ʼʼзаконодательное собраниеʼʼ, ʼʼлегислатураʼʼ.

В России парламент- двухпалатное Федеральное Собрание.

Однопалатный парламент имеет разные названия (Всекитайское собрание народных представителœей, Народное собрание в Египте, фолькетинг в Дании, риксдаг в Швеции). Одна из палат двухпалатного парламента принято называть обычно палатой депутатов (представителœей), национальным собранием (в России - Государственная Дума), другая - сенатом (в федерациях иногда - советом союза), в России это Совет Федерации. Почти во всœех странах большими правами обладает нижняя палата. Она всœегда избирается непосредственно гражданами.

Верхняя палата парламента может формироваться путем прямых, кос­венных выборов, назначения и др.
Размещено на реф.рф
(в России с 2000 ᴦ. - по выборам и назначению от органов субъектов Федерации).

Как правило, парламент - единственный законодательный орган государства и орган коллегиальный. Свои решения он принимает на заседаниях. Так действует парламент ив России. При этом в некоторых странах в дополнение к парламенту или вместо него существуют другие законодательные органы. В тех мусульманских странах, где нет парламента͵ законодательствует монарх - король, эмир, султан (Саудовская Аравия, Катар, Оман) или совет монархов (эмиров) составных частей федерации (Объединœенные Арабские Эмираты). Правда, юридически их акты называются обычно не законами, а низамами, поскольку считается, что всœе необходимые законы (кануны) содержатся в Коране. В условиях военных режимов законодательствуют фактически военные советы , создаваемые после переворота (парламент распускается), а иногда - их председатель, объявляемый президентом. Изданные ими акты тоже обычно называются не законами, а законодательными декретами, декрет-законами, прокламациями и т.д.

В некоторых странах законы, обычно по наиболее важным вопросам (в частности, об изменении конституции), принимают надпарламентскиеорганы, состоящие из всœех членов парламента͵ а также из других лиц. В их состав входят президент, лица, избираемые или делœегируемые от определœенных социальных, а иногда и этнических групп, губернаторы, члены правительства, другие высшие должностные лица (к примеру, судебных органов или прокуратуры).

Органы законодательной власти - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Органы законодательной власти" 2014, 2015.

Законодательная власть - представительная .

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти. При демократическом гос.строе высшим представительным органом является парламент. две палаты : верхнюю и нижнюю (Напр, США – палата представителей и сенат). Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов.

Руководство парламентом осуществляется единолично председателем , коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов и т.д.

Парламент и каждая палата на весь срок своих полномочий образуют комиссии (постоянные, временные, смешанные) и комитеты . Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача - выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.



Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества (издавать законы самостоятельно или совместно с главой государства). Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и иные функции : привлекать президента, членов правительства к ответственности (импичмент), создавать комиссии по расследованию.

Порядок работы парламента определяется его регламентом , в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.

Другими гос.органами, имеющими представительный характер явл. местные органы гос.власти и местного самоуправления, действующие в пределах административно-территориальных единиц (АТЕ). Избираются населением АТЕ.

Законодательные органы РФ Федеральное собрание РФ – представительный и закон-ый постоянно действующий орган РФ. Состоят из 2 палат: Совета Федерации и Гос.Думы. Совет Федерации основывается на паритетном представительстве субъектов РФ, каждый из которых представлен в палате 2 членами (89 субъектов – 178 членов). Гос.Дума состоит из 450 депутатов (на 4 года).Палаты Фед.собрания собираются отдельно, но могут вместе для заслушивания посланий президента. Каждая из палат принимает свой регламент, распорядок своей деятельности. Заседания м.б. открытыми и закрытыми. Две сессии: весна, осень.

Стадии законодательного процесса РФ.

1. законодательная инициатива, 2. обсуждение законопроекта в гос.Думе, 3. принятие закона, 4. рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого гос.Думой закона, 5. преодолени е разногласий между СФ и ГД, 6. подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Местное самоуправление и государство.

Местное самоуправление в РФ – признаваемая и гарантируемая конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя их интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, посредством выборных и других органов местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления:

1.самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.

2.органы местного самоуправления не входят в систему органов гос.власти, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

3.соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

4.ответственность органов и должностных лиц перед населением.

Функции местного самоуправления :

1.управление муниципальной собственностью, утверждение и исполнение местно бюджета,

2.развитие территории,

3.охрана общественного порядка,

4.защита интересов и прав местного самоупр-ния, гарантированных Конституцией,

5.обеспечение потребностей населения в соц.-культурных, бытовых и иных услугах.

К органам местного самоупр-ния относятся:
1.Представительные органы местного самоуправления - собрания представителей, которые м. называться думой, советом, муниципальным собранием и т.д. Избираются населением города, села. Численный состав органов определяется уставом муниципального образования.

2.Глава муниципального образования . М.б. выбран населением или представительным органом местного самоуправления, которым он подотчетен. Права, обязанности и функции главы определены уставом города.

3.Иные органы местного самоуправления . К ним относится администрация – орган, осуществляющий управленческую деятельность.

7.Разделение властей в правовом государстве.

Разд.властей- политико правовая доктрина и конституционно правовой принцип лежащий в основе правового гос-ва.

Одним из базовых положений, определяющих сущность правового государства, является принцип разделения властей, согласно которому законодательная, исполнительная и судебная ветви власти осуществляют свои функции самостоятельно, не подменяя одна другую, не выполняя несвойственные им функции. В правовом государстве должно обеспечиваться верховенство закона, соблюдаться все процедурные вопросы законотворческого процесса.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на З,С,И. Органы ЗСИ власти с/ны.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственная власть - руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.

Центральное место в механизме государственной власти занимает государственный аппарат, включающий в себя совокупность органов государственной власти (гос. чиновники, служащие).

Помимо наличия у государственного органа государственно-властных полномочий к его основным чертам можно отнести следующие: орган образуется в установленном государством порядке; он уполномочен государством осуществлять задачи и функции последнего; он действует в установленном для него государством порядке; органы государства являются частями единого государственного аппарата.

Виды властей:

1.Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти. При демократическом гос.строе высшим представительным органом является парламент. М.б. двухпалатный (Германия) и однопалатный (Дания, Польша). В федеративный гос-вах парламент вкл. в себя две палаты : верхнюю и нижнюю (Напр, США – палата представителей и сенат).Законодательные органы РФ избираются населением государства. Федеральное собрание РФ – представительный и закон-ый постоянно действующий орган РФ. Состоят из 2 палат: Совета Федерации и Гос.Думы.

2.Исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через правительство , которое осуществляет управление страной. Возглавляется главой правительства (премьер-министром), председателем совета или кабинета министров, первым министром, канцлером.

Структура фед.органов: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Судебная власть - специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Судебная система РФ охватывает 3 разновидности органов судебной власти :

1.Конституционный суд РФ – разрешает дела о соответствии Конституции, издаваемых нормативных правовых актов в РФ, споры о компетенции нормативных актов между федеральными органами гос.власти, рассматривает вопросы, связанные с охраной Конституции и дает ее толкование.

2.Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

3.Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган по разъяснению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арб.судами, осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В соответствии со статьями 77, 94 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в Российской Федерации установлена и действует двухуровневая система органов законодательной власти: на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

1. Законодательную власть на федеральном уровне осуществляет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

Российский парламент построен на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он не обладает никакими юридическими полномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральных органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органом проведен достаточно последовательно.

Представительным органом Федеральное Собрание РФ является потому, что оно представляет интересы всего многонационального народа России. Порядок формирования и полномочия обеих палат Федерального Собрания закреплены таким образом, что они достаточно полно учитывают и отражают в своей деятельности не только общие интересы всего многонационального народа Российского государства в целом, но и специфические интересы наций и народностей всех субъектов Российской Федерации, всех социальных слоев российского общества, что создает необходимые условия для превращения Российской Федерации в демократическое, социальное государство.

Парламент Российской Федерации закреплен как законодательный орган . Это означает, что он является федеральным органом государственной власти, который имеет право издавать федеральные нормативные акты, которые обладают высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами, кроме Конституции Российской Федерации. Федеральное Собрание принимает все виды федеральных законов, которые не могут противоречить федеральной Конституции и отдельным ее нормам.

В ч. 1 ст. 95 Конституции РФ определена структура Федерального Собрания как двухпалатного органа: «Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы».

Статус, порядок деятельности и общая структура палат Федерального Собрания Российской Федерации

А) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

В соответствии со ст. 1 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации - представительного и законодательного органа Российской Федерации.

Совет Федерации осуществляет государственную власть в Российской Федерации в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации.

Совет Федерации, являясь субъектом права законодательной инициативы, самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, в том числе по вопросам укрепления федерализма, государственной безопасности и кадровой политики.

Совет Федерации действует на постоянной основе.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Представители от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации являются членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом Совета Федерации, данная палата может проводить закрытые заседания. Порядок деятельности Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации. При этом, в Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений.

Структура Совета Федерации : Председатель Совета Федерации, Первый заместитель Председателя Совета Федерации, Заместители Председателя Совета Федерации, Совет палаты, Комитеты Совета Федерации, постоянные и временные комиссии Совета Федерации, Аппарат Совета Федерации.

Б) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации и состоит из 450 депутатов, которые избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями), которые работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Государственная Дума самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами и Регламентом Государственной Думы. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Структура Государственной Думы: Председатель Государственной Думы, Первые заместители Председателя Государственной Думы, заместители Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы, фракции, комитеты и комиссии, Аппарат Государственной Думы.

2. Законодательную власть на уровне субъектов федерации осуществляют законодательные (представительные) органы соответствующих субъектов РФ (например, Законодательное Собрание Новосибирской области, Совет народных депутатов Кемеровской области, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга).

Место законодательных органов власти в системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии со статьей 4 этого Федерального закона законодательный орган субъекта Российской Федерации является единственным, постоянно действующим и высшим органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Указанный орган самостоятельно осуществляет принадлежащие ему полномочия, а также решает вопросы организационного, правового, информационного и материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Необходимо отметить, что в отличие от органов исполнительной власти, которые по предметам совестного ведения составляют единую систему федеральных и региональных органов, законодательные органы субъекта Российской Федерации не подчиняются федеральным органам законодательной власти. Более того, законодательные органы власти вправе влиять на решения, принимаемые Советом Федерации, посредством обязательных предписаний, которые они могут давать своим представителям в Совете Федерации.

Компетенция законодательных (представительных) органов включает в себя несколько групп полномочий:

1) законотворческие;

2) представительские;

3) контрольные;

4) учредительские.

Структура законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации

Как правило, законодательные органы государственной власти состоят из комитетов (комиссий) и аппарата, руководство деятельностью органа и его аппарата осуществляет избираемый из числа депутатов председатель. Основным структурным подразделением законодательного органа власти выступают комитеты, которые, как правило, ведут разработку законопроектов, их проработку на разных стадиях прохождения проектов, а также решают иные задачи в соответствии с полномочиями, предоставляемыми Регламентами.

Полномочия аппарата Законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ заключаются в проведении правовой экспертизы проектов законов, а также в материально-техническом, информационном и организационном обеспечении деятельности органа власти.