Здравствуйте, Андрей!

1. ИП находится на УСН (доходы, 6%). У него интернет магазин. Покупатели переводят оплату самостоятельно на расчетный счет ИП. В этом случае онлайн-касса НЕ нужна?

Нужна. Не нужна она только в том случае, если покупатели - ИП или организации.

Любой безналичный расчет попадает под понятие расчета при помощи элеткронного средства платежа. При таких расчетах должна применяться ККТ:

Статья 1.2. Сфера и правила применения контрольно-кассовой техники
1. Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов , за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

расчеты - прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или)электронных средств платежа

И исключение составляет только расчет между ИП и организациями.

Статья 2. Особенности применения контрольно-кассовой техники
9. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

2. Планирую к интернет-магазинам подключить систему приема платежей. Значит деньги тоже будут поступать на р/с? Наличка ко мне не попадет. В этом случае онлайн-касса НЕ нужна?

Это зависит от того договора, который вы заключите на услуги по приему системы платежей. Если при этом система платежей будет выполнять функции платежного агента, то чек обязаны выставлять она. Вам применять ККТ в этой ситуации не нужно.


Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

2. Планирую к интернет-магазинам подключить систему приема платежей. Значит деньги тоже будут поступать на р/с? Наличка ко мне не попадет. В этом случае онлайн-касса НЕ нужна?

Андрей Петров

Если речь идет о ЯндексКассе, то нужна:

В принципе Минфин уже высказался:


С учетом изложенного при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.

Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Добрый день! Благодарю Вас за ответ. Безналичный перевод денежных средств с использованием исключительно банковского счета (без применения платежной карты) не является "расчетами" для целей закона №54-ФЗ "О применении ККТ". Следовательно, применять ККТ в таком случае не обязательно. Если у меня все платежи идут по безналу, зачем мне онлайн-касса?

получен
гонорар 28%

Юрист, г. Москва

  • 10,0 рейтинг
  • эксперт

Здравствуйте. Полностью поддерживаю коллег.



Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ООО и по вопросам применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно пункту 5 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь ККТ при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.
Согласно пункту 3 статьи 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.
С учетом изложенного при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.
По вопросам технической реализации указанных расчетов целесообразно обратиться в ФНС России.
Статьей 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) определены обязательные требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ разработан приказ ФНС России «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию», предусматривающий соответствующие признаки способа расчета, применение которых осуществляется при авансе, предоплате.
При этом на официальном сайте ФНС России будут размещены методические рекомендации по использованию указанного Приказа ФНС России.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Дополнительно обращаем внимание, что на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности, о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.


Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
16.03.2017

Вопрос: О применении ККТ при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа.


Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА



Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ООО, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ)) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Пунктом 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрены обязательные реквизиты, содержащиеся на кассовом чеке и бланке строгой отчетности, в том числе наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость).
Согласно пункту 5 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.
Кроме того, обращается внимание, что в случае осуществления деятельности по приему платежей физических лиц в счет третьих лиц за реализованные товары (работы, услуги) лицом, осуществляющим указанную деятельность, необходимо соблюдать требования Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», в том числе в части применения контрольно-кассовой техники и использования специальных банковских счетов.
В соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
При этом следует учитывать, что Федеральный закон N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) не содержал положений, освобождающих от применения контрольно-кассовой техники налогоплательщиков, осуществляющих продажу товаров в сети Интернет посредством наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием такого вида электронного средства платежа, как платежная карта.
Согласно положениям Федерального закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели вправе до 01.02.2017 осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. При этом контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ регистрация и перерегистрация контрольно-кассовой техники, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускаются, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона N 290-ФЗ).
Дополнительно сообщается, что согласно пункту 3 статьи 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.
С учетом изложенного при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять контрольно-кассовую технику с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.


Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
02.02.2017

И только в одном случае, при работе с гражданами-потребителями, кассовый чек не выдается.

Оплата через банк по квитанции осуществляется безналичным путем непосредственно через кредитные учреждения с последующим зачислением денежных средств на расчетный счет хозяйствующего субъекта по договору о расчетно-кассовом обслуживании между банком и данным хозяйствующим субъектом, применение контрольно-кассовой техники не требуется, в связи с тем что данная форма расчетов не подпадает под определение расчетов, данное в Законе N 54-ФЗ.
Таким образом, при оплате покупателем товара через банк по квитанции контрольно-кассовая техника не применяется.

Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Здравствуйте, Марина. Хотел получить некий однозначный ответ от нескольких юристов, но так его и не получил.

"..при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять контрольно-кассовую технику с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией."

У мена не подключена на сайте система онлайн-платежей, я выставляю счет клиенту (организациям и физическим лицам) на оплату через банк на расчетный счет. Так получается, мне не нужна ОНЛАЙН-КАССА? Далее: клиент пришел в офис - я также отправляю его в банк на оплату счета на мой расчетный счет. Зачем мне ОНЛАЙН-КАССА?

"Оплата через банк по квитанции осуществляется безналичным путем непосредственно через кредитные учреждения с последующим зачислением денежных средств на расчетный счет хозяйствующего субъекта по договору о расчетно-кассовом обслуживании между банком и данным хозяйствующим субъектом, применение контрольно-кассовой техники не требуется, в связи с тем что данная форма расчетов не подпадает под определение расчетов, данное в Законе N 54-ФЗ."

  • Юрист, г. Сыктывкар

    • 9,7 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте, Андрей!

    Выскажу свое мнение по поводу безналичных платежей на расчетный счет банка. Действительно, все приведенные коллегами письма действительные и актуальные.

    Но письмо Минфина РФ от 28.04.2017 № 03-01-15/26324, в котором последний указал на необходимость выдать покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе или направить его в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты при оплате покупателем товара посредством платежного поручения через кредитную организацию, вызывает некоторое недоумение.

    Не говоря о том, что непонятно, как это сделать технически, есть вопрос с точки зрения пункта 5 статьи 1.2 закона 54-ФЗ, согласно которому передачу покупателю (клиенту) кассового чека нужно обеспечить при расчетах с использованием электронных средств платежа именно в сети «Интернет» , а не просто при расчетах с использованием электронных средств платежа, к которым действительно относятся и безналичные платежи посредством платежного поручения через кредитную организацию.

    5. Пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее - расчеты с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

  • эксперт
  • В офисе также не будет осуществляться прием наличных денег (как и сейчас происходит), все платежи будут идти через банк на расчетный счет. Зачем мне тогда онлайн-касса?

    Андрей Петров

    Онлайн касса нужна исключительно потому, что того требует закон.

    В законе нет сейчас понятия безналичный расчет. Есть понятие расчет при помощи элеткронного средства платежа.

    расчеты - прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей;

    А любой безналичный перевод как раз попадает под электронное средство платежа.

    Это следует из Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О национальной платежной системе»

    19) электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств;

    2) оператор по переводу денежных средств - организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств;

    12) перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика;

    Так что коллеги здесь справедливо недоумевают как применять это на практике, но несправедливо обвиняют во всех этих выдумках Минфин. Минфин поставлен в очень сложное положение, когда вынужден достаточно точно трактовать закон, который сложно выполнять на практике.

    Так что формально вы обязаны использовать ККТ в этих операциях.

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

  • Безналичный расчет, то есть оплата банковской картой, равнозначна расчетам наличными деньгами, а значит, этот способ отвечает требованиям и условиям, определенным Федеральным законом от 22.05.2003 №54-ФЗ (далее - Закон №54-ФЗ) о кассовых операциях. Более того, последней редакцией этого документа понятие «безналичные средства платежа» отменено, теперь ко всем платежам не наличными деньгами следует применять определение «электронные платежные средства».

    Что такое электронные средства платежа и нужно ли выдавать кассовый чек при оплате товаров (работ, услуг) таким способом, разберемся в сегодняшней статье.

    Что такое электронное платежное средство?

    Определение данного понятия изложено в пункте 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ, где сказано, что электронные средства платежа - это (цитата):

    «Средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств».

    Нужен ли кассовый чек при оплате картой?

    Регламенты действующего законодательства гласят - если покупатель производит оплату товаров (работ, услуг) при помощи пластиковой платежной карты, то операция обязательно должна быть зафиксирована кассовой техникой продавца, а значит, должен быть выдан и кассовый чек. Более того, при таком способе оплаты распечатывается два чека:

    • один (слип) выступает в качестве подтверждения факта списания денег с банковской карты, его распечатывает терминал оплаты;
    • другой (кассовый чек) пробивается самой кассой и фиксирует оплату по карте.

    Выдача чека ККМ при оплате картами, так же как при расчетах бумажными деньгами - обязанность продавца, установленная пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

    Чек не распечатывается только в том случае, если при оплате по безналу 2017 денежные средства списываются через банкомат, а не в точке продаж (оказания услуг). В данном случае покупка оплачивается через платежного агента, а не прямо продавцу, а значит, и чек должен выдать этот агент, то есть его банкомат.

    Функциональная и удобная программа «Бухсофт: Торговля» с системой учета товара теперь позволяет работать и с онлайн-кассами!

    Можно ли не выдавать чек при оплате по безналу?

    Довольно часто покупатели жалуются на невыдачу кассового чека при оплате пластиковыми картами. Все потому, что некоторые продавцы убеждены - раз не было факта передачи наличных средств, значит, и кассовый чек пробивать не нужно, достаточно слипа.

    Это грубейшее нарушение законодательства о ведении кассовой техники, где четко говорится - при безналичном расчете кассовый чек обязателен.

    Когда жалобы покупателей доходят до налоговых инспекторов, неизбежно наступает проверка контролерами операций по кассовой технике продавца. При этом налоговикам не составит сложности проверить факт нарушения требований закона о ККТ: суммы, которые были получены продавцом с банковских карт покупателей, можно легко отследить по выписке из банка. Если факт нарушения был установлен, на компанию или коммерсанта контролеры наложат административный штраф, согласно части 6 статьи 14.5 КоАП в размере:

    • для ИП - 2 тысячи рублей;
    • для должностных лиц - 2 тысячи рублей;
    • для юрлиц - 10 тысяч рублей.

    О некоторых нюансах законодательства

    Согласно положениям пункта 9 статьи 2 Закона №54-ФЗ юрлица и предприниматели при произведении расчетных операций между собой не обязаны применять кассовую технику, если оплата производится электронными платежными средствами без их предъявления, например, платежными поручениями.

    В случае если такие платежные процедуры производятся с физлицами при оплате ими товаров, как с помощью банковской карты, так и через интернет-банкинг, возникает обязанность применения продавцом кассовой техники, а значит, он должен выдать чек ККТ.

    Если физлицо производит перевод денежных средств через банковскую организацию без открытия счета (с предъявлением квитанции или платежки) - это также безналичный расчет (письмо ЦБ РФ от 04.01.2003 № 17-44/1). Однако под требования Закона №54-ФЗ эти операции не подпадают, так как расчеты данного типа не являются электронными платежными средствам.

    Так считалось до недавнего времени. Однако Министерство финансов РФ выпустило письмо от 28.04.2017 №03-01-15/26324, в котором позицию свою на этот счет высказано совершенно иначе. Чиновники отметили в своем письме, что при данного типа расчетах кассовые чеки обязательны, поскольку Закон №54-ФЗ для них не устанавливает исключений. Стоит ли говорить, что юристы, бухгалтеры, даже налоговики на местах категорически против данного вывода, о чем ведутся споры на тематических форумах в сети. Не исключено, что Минфин пересмотрит свое отношение к этому вопросу.

    Как известно, с 1 июля 2017 года применение онлайн-касс для большинства компаний и предпринимателей в стране стало обязательным условием работы. С внедрением кассовой техники нового образца ничего в порядке выдачи чеков не изменилось - кассовый чек обязан быть выдан в любом случае: и при расчетах наличкой, и по безналу. Однако теперь помимо бумажного чека по требованию покупателя ему может быть выдан электронный вариант кассового чека, отправляемый на электронную почту или на телефон по смс.

    Вы можете воспользоваться удобным сервисом для отправки электронных чеков Бухсофт .

    Важно отметить, что электронный чек не освобождает продавца от распечатки бумажного формата кассового документа. Исключение сделано только для интернет-магазинов, при оплате товаров покупателями на сайте продавца, когда выдача бумажного чека физически невозможна.

    На днях Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменениях 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Николай Жмуренко, основатель сервиса мобильного эквайринга 2can, считает, что пора бить тревогу - из стенограммы обсуждения следует, что ответственные за законопроект лица продолжают обходить своим вниманием серьезную проблему, которую принесет предпринимателям закон в текущей редакции.

    Предполагается распространить применение кассовой техники на очень широкий круг безналичных расчетов. Фактически, единственным типом безналичных платежей, при котором не нужно будет использовать кассу, останется осуществление платежа с помощью сотрудника в отделении банка плательщика. Все остальные, современные способы безналичных расчетов - перевод через клиент-банк, мобильный банк, платежи картами, SMS-переводы, платежи в мобильных приложениях, смарфоном через QR-коды и другие виды, которые придумают инноваторы в финтехе - потребуют от получателей таких платежей использования кассовой техники.

    Заместитель Министра финансов и обсуждавшие законопроект депутаты этот вопрос обошли вниманием, хотя для предпринимателей такое изменение более революционно, чем дополнение кассовых аппаратов функцией онлайн-передачи данных в ФНС.

    Функция онлайн-передачи данных не особо повлияет на бизнес-процессы предпринимателей. Многостраничный законопроект описывает просто изменение в «начинке» кассового аппарата: сейчас внутри него находится фискальный чип, а после вступления в силу нового закона внутри будет чип плюс GSM/WiFi-модуль для передачи данных. Сейчас фискальный чип называется «памятью», а по новому закону будет называться «накопителем», несколько изменится его функциональность. Начать выпускать новые фискальные чипы и кассовые аппараты, доработать старые кассы - задача для производителей чипов и кассовой техники. И они заявляют о готовности к ее решению. Также предпринимателям нужно будет заключать договора с операторами фискальных данных, которые будут принимать передаваемые GSM/WiFi-модулями данные, консолидировать их и передавать в электронном виде в ФНС. Заключение такого договора тоже не сильно большая проблема; сейчас похожие договора у многих заключены с компаниями, организующими передачу в ФНС налоговой отчетности.

    Будущие проблемы для предпринимателей создают всего три слова - кроме наличных денежных средств законопроект предписывает использовать кассовую технику для «электронных средств платежа». Определение ЭСП дано в 161-ФЗ, плюс они упоминаются в статье 847 ГК. Это «средство и (или) способ, позволяющие … составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств». Как отмечено выше, мне известен только один способ безналичного платежа, при котором не будет ЭСП, - пойти к окну сотрудника в своем отделении банка. Какого-либо понятного объяснения такого нововведения нет: как в пояснительной записке к законопроекту, так и в выступлении докладчика в Госдуме говорилось о планируемом сокращении теневого оборота наличных денежных средств. Трудно не согласиться с такой благой целью, но еще труднее понять, как ее достижению поможет создание проблем в безналичных расчетах.

    А проблемы ожидаются серьезные. Сейчас кассы должны использоваться только при одном виде безналичных расчетов - с помощью платежных карты. В ряде случаев такое требование было на практике неосуществимо, и появлялись противоречивые разъясняющие письма Минфина. Для решения проблемы эксперты предлагали исключить из закона, борющегося с теневым наличным оборотом, упоминание прозрачных безналичных карточных платежей. Вместо этого Минфин включил в новый закон еще больше видов безналичных платежей, увеличив количество кейсов, при которых выполнение требований закона будет неосуществимо. Законопроект требует продавца сформировать кассовый чек в «момент расчетов», но перечисление покупателем денег, например, через клиент-банк или мобильный банк не требует участия продавца - о том, что когда-то был момент расчетов, он узнает с опозданием из выписки по своему расчетному счету. Это будет нарушением закона, а за нарушения предусмотрены очень большие штрафы. Законопроект требует в обязательном порядке или по запросу покупателя направить ему бумажный кассовый чек, но во многих случаях действующий бизнес-процесс не предполагает встречу покупателя и продавца услуги: покупка, с помощью любого ЭСП, софта, покупка электроэнергии, электронного билета в театр, оплата такси или парковки приложением в смартфоне и множество других ситуаций. Всем этим организациям нанимать курьеров для доставки бумажных чеков?

    Сейчас множество организаций не используют наличные расчеты и, соответственно, не используют кассовую технику. Платное образование (детские сады, платные школы, вузы, семинары, конференции), дополнительное образование и досуг (кружки, секции), ЖКХ и многие другие организации просто подписывают с покупателем договор и/или выставляют счет на оплату. Появление требования применять кассовую технику при расчетах с использованием ЭСП, да еще с проблемами по определению момента расчетов, с необходимостью доставки плательщику бумажного чека, с рисками больших штрафов за невыполнение расплывчатых требований - вызовет необходимость серьезно перестраивать свою работу и создавать инфраструктуру по поддержанию кассового процесса. С большой вероятностью данные организации могут пойти по более легкому пути - устно или путем включения в договора потребуют от плательщиков не использовать ЭСП при перечислении, а формировать платеж в отделении своего банка. Таким образом, будет похоронена огромная работа, проводимая банками и другими финансовыми организациями по переводу плательщиков из отделений банков на удаленные каналы оплаты и современные способы платежей, и мы будем отброшены на 10-15 лет назад к очередям в «сберкассе».

    На зарегистрированные за пределами РФ интернет-сервисы и сервисы в мобильных приложениях требование нового закона распространить невозможно. Только российские сервисы будут обязаны нести дополнительные расходы на поддержание безналичного кассового процесса и содержание курьеров для доставки чеков - законопроект ставит их в заведомо худшее положение по отношению к зарубежным конкурентам. Такая ситуация подтолкнет некоторые из российских компаний с интернет и мобильными сервисами перерегистрироваться в другие юрисдикции чтобы устранить конкурентное преимущество, которое новый закон предоставит зарубежным участникам российского рынка.

    Указанные проблемы при первом чтении в Госдуме не обсуждались. Более того, судя по репликам выступавших депутатов, они еще не изучали текст законопроекта, не разбирались в специфике безналичных и наличных платежей. Хотелось бы надеяться, что при подготовке ко второму чтению ответственный комитет Госдумы привлечет к работе над законопроектом экспертов, профессиональные ассоциации, разберется и примет поправки, которые позволят избежать ненужных и невыполнимых требований к бизнесу. Тем более, на обсуждении прозвучали здравые мысли: «сегодня не время накладывать дополнительные какие-то прессинги на малый и средний бизнес», «надо очень аккуратно посмотреть», «без серьезной доработки ко второму чтению его принимать нельзя». Остается надеяться, что для аккуратного изучения и серьезных доработок депутаты обратятся за помощью к профессионалам, разбирающимся в темах, которые затрагивает законопроект.

    23 Aug 2017

    Коллеги, доброго времени суток вам!

    Правильно ли я понимаю что если покупатель, являясь физическим лицом, оплачивает товар через кассу банка по выставленному счету полученного после оформления заказа в ИМ, то ЮЛ(владелец ИМ, лицо выставляющее счет для оплаты) избегает требований 54-ФЗ?

    А если физик оплачивает по реквизитам через онлайн-банк(телебанк)/яндекс/киви/прочее?

    Благодарю за ответ!

    23 Aug 2017

    К сожалению, ситуация однозначно не прописана в законе. И мнения экспертов расходятся. Минфин и налоговая дают странные объяснения. Лично я работаю и принимаю оплату без кассового аппарата из тех соображений, что оплата физлицом на мой расчетный счет не попадает под данный закон. Вне зависимости от того, как физлицо произвело эту оплату по моим реквизитам - в отделении банка, через свой онлайн-банк или с помощью других сервисов, которые позволяют осуществить данный безналичный платеж.

    Более подробный разбор полетов на тему данных нововведений в соседней ветке:

    23 Aug 2017

    Минфин и ФНС решили: ККТ нужно применять при безналичных расчетах с физ. лицом Если раньше позиции ведомств по данному вопросу разнились, то теперь всё встало на свои места: онлайн-кассу нужно применять даже тогда, когда гражданин произвел оплату по безналу (в т.ч. через банк). Теперь на любой такой платеж (в вашу пользу) необходимо выбивать чек ККТ. За несоблюдение этого указания обещают штрафовать. Подтверждение: Письмо ФНС России письмо № ЕД-3-20/4592@ от 06.07.2017

    23 Aug 2017

    Письмо ФНС России письмо № ЕД-3-20/4592@ от 06.07.2017

    Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

    Ни к чему не обязывающее письмо.

    24 Aug 2017

    Из последнего номера журнала "Главбух"

    Старая редакция Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ, которая действовала до 15 июля 2016 года, распространялась исключительно на расчеты наличными деньгами либо платежной картой. Новая редакция, помимо платежной карты, охватывает расчеты всеми электронными средствами платежа. Безналичный платеж гражданина через банк по счету, квитанции или платежному поручению без карты – это тоже электронное средство платежа. При этом неважно, где гражданин оформил платеж – непосредственно в банке или через личный кабинет к банковскому счету. Поэтому, согласно новой редакции Закона, при безналичных расчетах без использования платежных карт применять ККТ обязательно. Это подтверждают письма ФНС России от 6 июля 2017 № ЕД-3-20/4592 и Минфина России от 28 апреля 2017 № 03-01-15/26324. В этих письмах указан сам факт – нужно применять ККТ, речи о сроках нет.

    До поправок организации и предприниматели, которые принимали такие платежи от граждан через банк, не были обязаны применять ККТ. Это освобождение продлили до 1 июля 2018 года (п. 9 ст. 7 Закона от 3 июля 2016 № 290-ФЗ).