Многие абитуриенты стараются поступить в престижные ВУЗы, выбирая такие же факультеты, например, юридические. Большая часть выпускников планируют занимать престижные должности, что позволит иметь высокий социальный статус и материальное положение. По этой причине после окончания учебного заведения они стараются работать в суде, органах прокуратуры, адвокатуре, нотариальной конторе, кто-то становится полицейским .

Кто может стать судьей

Судья – смысл жизни, а не работа или профессия. Выясните, не привлекался ли кто из родственников к административным или уголовным наказаниям, ведь судья – эталон честности, должен быть кристально чистым. Прежде чем назначить судьей, проводят полную проверку, даже родителей и родственников супруга.

Судья — вершитель правосудия, должен обладать совершенными знаниями.

  • Независим от власти.
  • Подчиняется Конституции или другим законодательным актам.
  • Поддерживает репутацию и авторитет судьи. Тактичный, вежливый, сдержанный и уважительно относится к участникам судебного процесса.
  • Поддерживает квалификацию.
  • Не реагирует на давление или влияние посторонних лиц, проявляет стойкость и мужество.
  • Не разглашает информацию, полученную в ходе разбирательства дела.
  • Не занимает государственные должности, кроме должности судьи.
  • Не выражает симпатии политическим партиям, не состоит в них.
  • Не проявляет предубеждения по расовому, половому, национальному или религиозному признаком.
  • Не принимает подарков или иных вознаграждений, которые связаны с рабочей деятельностью.
  • Не занимается индивидуальным предпринимательством .
  • Может заниматься научной, преподавательской, творческой деятельностью.

Квалификационная коллегия выбирает того, кто успешно окончил государственный ВУЗ . Если руководствоваться законом, судьей может стать любой гражданин РФ старше 25 лет, с юридическим стажем не менее 5 лет. Для этого следует обратиться в квалификационную коллегию судей региона проживания и написать заявление о желании сдать экзамены на квалификацию.

Кроме заявления в комиссию, подаются следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ.

Документы принимают и проверяют в отделе кадров Судебного департамента. После рассмотрения, документы передают в экзаменационную комиссию, которая находится при квалификационной коллегии.

Видео материал

Экзаменационная комиссия

Экзаменационная комиссия принимает экзамен в течение месяца, со дня подачи заявления. Комиссия состоит из 12 человек, задает вопросы, если на один из них дан неправильный ответ, экзамен провален. В ходе экзамена разрешено пользоваться нормативными документами. Самые сложные вопросы – практические. Понадобится полная концентрация внимания, нужно учитывать каждую мелочь.

После успешной сдачи квалификационного экзамена, претендент получает удостоверение о сдаче. Результаты экзамена действительны 3 года. После сдачи экзамена претендент может обратиться в коллегию судей с заявлением, чтобы его рекомендовали на имеющуюся вакантную должность. В заявлении указывается, каким судьей хочется работать, мировым или федеральным.

В обязанности мирового судьи входят гражданские споры: расторжение брака, имущественные споры, раздел имущества, трудовые споры. Некоторые уголовные дела, где применяется наказание не более 3 лет лишения свободы. Все дела вне имеющейся зоны юриспруденции мирового судьи, рассматривает федеральный судья.

Кроме заявления, подается ряд документов:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Анкету, где указаны сведения о претенденте.
  • Диплом о юридическом образовании.
  • Трудовая книжка или другой документ, подтверждающий юридический стаж.
  • Справка о состоянии здоровья, подтверждающая отсутствие ряда заболеваний, препятствующих работе.
  • Документ, подтверждающий сдачу квалификационного экзамена.
  • Характеристику с места работы. Если отработаны не по юридической специальности, указываются еще 5 лет стажа юридической практики. Характеристика выдается претенденту на должность в течение недели.
  • Сведения о доходах и имуществе. Также предоставляются сведения о доходах супругов и сведения о несовершеннолетних детях, согласно закону РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 г. № 3132 в редакции Закона РФ от 25.12.2008 г. №274-Ф3.

После коллегия судей проверяет достоверность предоставленных документов и фактов. Квалификационная коллегия оставляет за собой право обратиться в правоохранительные или иные органы на факт проверки достоверности документов. Претендентов проверяют через ФСБ, МВД, прокурорскую проверку и проверку таможенной службы.

Если органами выявлена недостоверность сведений или фактов, комиссия вправе отказать претенденту на должность. Если никаких нарушений не обнаружено, комиссия рекомендует претендента на вакантную должность. Решение коллегии возможно обжаловать через суд, если нарушен установленный законом порядок отбора претендентов.

Статус судей

Претендент на звание районного судьи должен быть не моложе 25 лет, с 30 летнего возраста можно претендовать на должность среднего звена — областного. Претенденты на должность судьи Верховного или Высшего арбитражного суда, не должны быть моложе 35 лет и иметь не менее 10 лет судебной практики. На должность судьи Конституционного суда — от 40 лет, судебная практика — не менее 15 лет. В должности можно находиться до 70 лет.

Почему существуют ограничения в возрасте? Для того, чтобы человек накопил жизненный опыт.

Неприкосновенность, гарантированная конституционными законами. Распространяется на членов семьи. Судья, который отработал 20 лет получает от государства пожизненное содержание. Претенденты на должность не должны состоять в наркологическом или психоневрологическом диспансерах.

Судья обязан руководствоваться в практике принципами неподдельной честности и исключительной справедливости. Выносить вердикты, строго следуя законодательным актам, опираясь на юридические знания, по справедливости и на основе богатого жизненного опыта. При вступлении в должность, кандидат дает клятву в выполнении обязанностей, руководствуясь только законом, беспристрастно и справедливо вершить правосудие, как велит совесть и долг.

Необходимость таких требований связывают со спецификой и особой профессиональной деятельностью, которая осуществляется только в соответствии с Кодексом чести судьи Российской Федерации.

Построить карьеру судьи реально, но нелегко. Удачи!

В разделе на вопрос какого возраста нужно достигнуть гражданину РФ, чтобы можно было стать судьёй? заданный автором Ѝмилия Дмитриева лучший ответ это Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о Конституционном Суде и Законе об арбитражных судах.
Часть из них условно можно было назвать формальными. Они касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности.
Универсальными для кандидатов в судьи всех судов являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридическое образование. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права» Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399 .
Что касается требований определенного возраста кандидатов и опыта их работы по специальности, то они не одинаковы для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем) . Для назначения в суды основного звена (в том числе военные и арбитражные) требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена - 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - 35 лет, а в Конституционный Суд РФ - 40 лет. Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен.
Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юриста. Кандидаты в судьи высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (в Конституционном Суде РФ - не менее 15 лет) . В отношении же кандидатов на судейские должности во все другие суды предусмотрено, что они должны проработать по юридической специальности не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ) . Вместе с тем, в отношении кандидатов в военные судьи Указом Президента РФ от 13 марта 1995 года установлено изъятие. «При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях» Положение о военных трибуналах, утвержденное Законом СССР от 25 июля 1980 г. //ВВСС, 1980, № 27, ст. 546
Лица такого рода обращаются с заявлением о допуске их к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Сдается он состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссии, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Он обязателен для всех, кто ставит вопрос о своем назначении впервые. При назначении уже работающего судьи в вышестоящий суд сдавать экзамен не нужно. «Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.

Закон о статусе судей в РФ (ст.3) устанавливает общие требования, предъявляемые к судье:

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы.

Судья при исполнении своих служебных обязанностей, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе быть народным депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия.

Перечисленные требования вытекают из ст.119 Конституции РФ, которая установила четыре основных требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей - это гражданство Российской Федерации, возрастной ценз не ниже 25 лет, наличие Высшего юридического образования и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Прямо указанные в Конституции требования не могут быть проигнорированы. Только соблюдение обязательных четырех условий дает возможность дальнейшего рассмотрения кандидатур. Конституция дает возможность Федеральному закону в дополнение к первичным условиям ввести дополнительные требования к судьям.

Конституционное требование достижения 25 летнего возраста имеет отношение к мировым судьям и федеральным судьям, выдвигаемым на должность судьи районного (городского) суда. Далее требования к возрасту повышаются. Судьей вышестоящего суда может быть лицо, достигшее 30 летнего возраста. Судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ может быть лицо, достигшее 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть лицо, достигшее 40 лет и имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет и обладающий высокой квалификацией в области права.

Устанавливая 25-летний возрастной ценз как минимальный для претендующих на должность кандидатов в судьи, законодатель учел возможные случаи для выпускников вузов иметь к этому возрасту и диплом о высшем юридическом образовании и пятилетний стаж юридической работы к окончанию вуза с тем, чтобы сразу после вуза стать кандидатом в судьи. На практике кандидаты в судьи оказываются старше 25 лет.

Высшее юридическое образование - обязательное требование для всех судей. В сочетании с возрастом - это соединение дает возможность кандидатам в судьи выполнить третье условие: получить практический опыт. Пятилетний стаж - минимальный для поступления на должность судьи и он, в основном, востребуется при утверждении в должности мирового судьи или судьи районного суда.

Первое же конституционное требование к судьям России - ими могут быть граждане Российской Федерации.

Требования, указанные в статье 3 Закона о статусе судей, относятся к дополнительным, установленным Федеральным законом в связи с их конституционным допуском.

Они обязывают судью в своей деятельности наряду с соблюдением Конституции РФ и других законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдать общепринятые нормы нравственности и правила поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Обязанностям по осуществлению правосудия судья должен придавать приоритетное значение перед другими его занятиями.

Судья должен вести себя таким образом, чтобы не допускать и избегать ситуаций, которые могут умалить авторитет судебной власти. Он должен поступаться своими личными интересами и интересами других лиц, но не допустить причинения ущерба престижу профессии судьи.

Например, председатель Энского районного суда Гриценко сфальсифицировал справку о своей заработной плате с целью получения субсидий от местного органа. Полномочия его были прекращены по основаниям совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи (п.п.9 п.1 ст.14 Закона о статусе судей в РФ).

Другой пример, судья областного суда Самсонова, уволившись с должности, выехала на Украину, получила там украинское гражданство. Через год она вновь подала заявление в областной суд. Зная, Самсонову как хорошего профессионала и получив необходимые документы, ее представили вновь на должность судьи областного суда. После назначения на должность выяснилось, что она приступила к работе судьей в России, будучи гражданской Украины. Ее полномочия были прекращены в связи с утратой гражданства Российской Федерации (п.п.6 п.1 ст.9).

Судья всегда должен сохранять самообладание, личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что может причинить ущерб репутации, поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Примером отсутствия заботы о чести и достоинстве может служить появление судьи в общественном месте в нетрезвом состоянии, игра в казино, поддержание неформальных отношений с имеющими славу «преступного авторитета». Афиширование личных связей с руководящими работниками представительных и исполнительных структур может поставить под сомнение независимость судьи.

Все приведенные примеры показывают, чем судья может опозорить в глазах окружающих себя как носителя судебной власти.

Несовместимы обязанности судьи и народного депутата, так как здесь происходит совмещение в одном лице правомочий от двух разных ветвей государственной власти судебной и представительной. Если гражданин, являясь депутатом, избран судьей, то он должен сложить с себя обязанности депутата. Если судья избран депутатом, то он не может осуществлять полномочия, определенные статусом судьи. Как желающий остаться судьей он подаст заявление о сложении с себя обязанностей депутата в орган государственной власти, в которой состоит депутатом. В случае сохранения статуса депутата, судья подает заявление об отставке с должности судьи в соответствующую квалификационную коллегию судей, которая примет решение по п.1 ст.14 Закона о статусе судей о прекращении его судейских полномочий.

В практике был случай, когда председателя одного из районных судов города Москвы избирали депутатом Госдумы и, поскольку, Госдума первого созыва нуждалась в квалифицированных юристах, предпочтение было отдано статусу депутата.

Действующая Конституция РФ однозначно определила невозможность одному лицу быть сразу и депутатом и судьей, или работать в исполнительной структуре по совместительству и быть судьей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст.10).

Закон запрещает судье принадлежать к политическим партиям и движениям. Такая позиция закона проистекает из того, что всякая политическая активность мешает судье быть объективным и беспристрастным, так как состоя в партиях или принадлежа к движениям он станет перед необходимостью руководствоваться не только Конституцией РФ и законами, но и уставом партии или установками движения, к которым он принадлежит. При этом имеются ввиду партии или движения, преследующие политические цели и действующие для достижения решения политических задач. Надо полагать, что в общественном движении «Гринпис», борющемся за сохранение природы и ее чистоты, судья может принять участие без урона своего авторитета, когда, скажем, выскажется за принятие мер к сохранению редкого вида птиц - розового фламинго или черного лебедя. Может судья состоять в обществе нумизматов или филателистов - это расширяет его кругозор и не ущемляет его полномочий.

Возможность совмещать работу судьи с предпринимательской деятельностью, с другими видами оплачиваемой работы закон также ограничил неслучайно, т.к. эти ограничения будут препятствовать возникновению сложных ситуаций, при которых денежные расчеты могут быть использованы, обыграны, как мздоимство.

Судья, находящийся в отставке, вправе заниматься научной, преподавательской и иной творческой деятельностью, а также работать в сфере правосудия.

В сфере правосудия помимо судейских должностей имеются другие, где судьи, пребывающие в отставке, могут быть полезны: консультанты, помощники председателя суда, заведующие отделом кадров, заведующие кодификационными кабинетами и т.д. Судье, пребывающему в отставке и работающему одновременно, выплачивается оклад по месту работы и за ним сохраняется пожизненное содержание.

В настоящее врем перечень работ для отставного судьи расширен и он может работать в государственных органах, исключая милицию и прокуратуру, а также в общественных организациях некоммерческого типа.

Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предъявляемые к судье, сохраняет гражданство РФ и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

Все правила поведения судей, предусмотренные Конституцией РФ, Законом «О статусе судей в РФ», другими федеральными законами, в том числе процессуальными можно по признакам отнести к нормативным. К ненормативным следует отнести Кодекс чести судьи РФ, общепринятые нормы нравственности и правила поведения, а также правила конкретного суда или определенного судейского сообщества.

Кодекс чести судьи Российской Федерации в основе был принят II Всероссийским съездом судей 30 июня 1993 года и доработан Советом судей РФ.

Кодекс чести судьи в России появился впервые, так как судебный корпус России осознавал, что общих требований, записанных в Законе о статусе судей в РФ недостаточно для оценки поведения судьи как поступка, позорящего честь и достоинство судьи, и толковать их зачастую трудно.

Кодекс чести судьи принят всеми органами судейского сообщества России и поэтому, несмотря на то, что ему до настоящего времени не придан нормативный характер он играет роль регулятора поведения судей и применяется квалификационными коллегиями судей, Верховным Судом РФ при оценке профессиональной и внеслужебной деятельности судей.

Иногда говорят, что Кодекс чести не закон и не может служить мерилом поведения судьи. Да, он не закон, если под законом понимать нормативный акт, принятый государственной властью, концентрированное выражение государственной воли. Кодекс чести судьи РФ - концентрированное выражение воли судейского сообщества России, принятый судейским сообществом свод правил. И этим он более ценен, чем нормативный акт.

Возможно, придание Кодексу формы закона способствовало бы повышению уровня требований к лицам, стремящимся стать судьями, предотвращению явлений чванства, коррупции и злоупотреблений в сфере правосудия. В современных условиях привлечение пристального внимания законодателей к статусу судьи может повлечь не приобретение, а потери для судебной власти, т.к. кадровых проблем в судейском корпусе еще много. Хотя есть надежда, что закон, устанавливающий правила поведения судей, будет рассмотрен законодателями с большим рвением и оперативнее, чем какой-либо иной закон, поскольку они понимают, что скорейшее завершение становления судебной власти способствует стабилизации общества.

Кодекс чести судьи и в сегодняшнем его виде четко обозначает высокую планку, которой должен соответствовать судья, является принципиальным ориентиром в выборе поведения судьи и при сознательном к нему отношении достойно восполняет пробелы, имеющиеся в Законе о статусе судей в РФ. Вместе с тем, Кодекс чести судьи нуждается в комментарии его основных положений, что поможет судьям успешнее формировать свое поведение в соответствии с Кодексом. Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М. 2000. с.с. 80-81.

Внешний вид судьи имеет большое значение. На Руси давно живет пословица «по одежке - встречают, по уму - провожают». Она имеет прямое и непосредственное отношение к судье. За его внешним видом: как одет, во что одет, где мог взять костюм или платье - всегда следят не только в зале судебного заседания, но и соседи и жители микрорайона, где проживает судья. Особенно важно судье иметь пристойный вид на работе, в судебном заседании. В настоящее время судьям предписано заседать в судейских мантиях, но это не всегда соблюдается. К тому же из-за климатических условий или по состоянию здоровья (мантия весьма закрытое одеяние) судьи сознательно пребывает на службе без мантии, особенно в день, когда нет судебных заседаний. Судья, одетый по-домашнему в полувер, пестрый растянутый свитер, возлежащий в судейском кресле со скучающим видом человека, вынужденного слушать разную «болтовню», небритый или дама, одетая в платье с очень «откровенным» декольте, разглядывающая только что сделанный маникюр и украшения на руке, за судейским столом не вызывают уважения. Не будет способствовать взаимопониманию и успешному продвижению судебного заседания неаккуратно причесанная, неряшливо одетая, как бы «неубранная» судья. Если она себе дать ума не может, - подумают участники процесса или присутствующие в зале, - как же она разберется с нашим делом?

Закон безусловно требует: «При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантию …» Непривычно это, иногда по обстоятельствам сложно, но закон надо выполнять. Судейская мантия - символ правосудия. Она дисциплинирует всех присутствующих в зале, в том числе и самого судью, вызывает почтение. Поскольку олицетворяет судебную власть, усиливает официальность атмосферы в ходе судебного заседания, снимает вольные реплики, неуместные шутки.

Как бы себя не чувствовал судья, с каким бы настроением не пришел на работу, если он на работе, ведет заседание - его состояние не должно отразиться ни в интонации, ни в форме обращения к участникам процесса, ни на тщательности исследования тех или иных вопросов. Судья должен избрать ровный, спокойный тон, быть уравновешенным - это внешне смотрится как проявление беспристрастности, собранности, объективности, готовности работать профессионально.

Судейская дисциплина и ответственность носителя судебной власти предусмотрены законом.

Правила поведения и ответственность судей закреплены в законе о статусе судей и в Кодексе чести судьи. Правила поведения рассмотрены вместе с предъявляемыми требованиями к судьям, поскольку они имеют отношение к одному и тому же правовому положению - ответственности судей.

За совершение должностного или иного проступка судья несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. На судью не налагаются взыскания в виде строгого выговора, замечания. Наиболее распространенным видом юридической ответственности судьи, а именно дисциплинарной ответственности, является прекращение полномочий судьи.

По данным Высшей квалификационной коллегии судей РФ это дисциплинарное взыскание широко применяется в практике работы региональных квалификационных коллегий судей. Только за последние 3 года с 1996 года по 1998 год по этому основанию отрешены от должности 277 судей, в том числе в 1998 году - 107. Из числа судей, чьи полномочия прекращены в прошлом году, 37% - фальсифицировали судебные документы и (или) изготавливали их вне пределов совещательной комнаты, 30% - систематически и грубо нарушали сроки рассмотрения судебных дел, что повлекло волокиту и нарушения прав граждан, 19%- допустили прогулы, в том числе появление на работе в состоянии опьянения. Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М. 2000. с.с. 86.

Статья 4 Кодекса чести предусматривает основания и порядок привлечения судей к ответственности за нарушение требований данного кодекса и дает понятие проступка, позорящего честь и достоинство судьи. Проступком, позорящим честь и достоинство судьи признается такое действие или бездействие судьи, которое не являясь преступным, по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи.

Прекращение полномочий - это такая же строгая мера как увольнение с работы по инициативе администрации по трудовому законодательству. Это основание предусмотрено п.п.9 п.1 ст.14 Закона о статусе судей в РФ.

Конкретные основания к прекращению полномочий судьи, перечисленные в статье 14 Закона о статусе судей, есть смысл привести полностью без комментариев ввиду ее абсолютной выразительности.

Статья 14. Прекращение полномочий судьи

(в ред. Федерального закона от 21.06.95г. №91-ФЗ)

Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

письменное заявление судьи об отставке;

ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако, она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

прекращение гражданства Российской Федерации;

занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

вступление в силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

Завершая тему судьи - носителя судебной власти необходимо акцентировать внимание на присяге, приносимой судьей. Присягу приносят один раз лишь лица, впервые избранные на должности судей общих, военных и арбитражных судов. Судьи Конституционного Суда РФ также приносят присягу, клянясь честно и добросовестно исполнять обязанности Судьи Конституционного суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более.

Законодательство не связывает с принятием присяги судьи каких-либо юридических последствий. Присяга налагает на судью моральное обязательство честно и добросовестно исполнять долг носителя судебной власти, быть беспристрастным и справедливым.

Присяга судьи изложена в п.1 ст.8 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

По смыслу Закона о статусе судей присяга может быть принесена в любом собрании судей соответствующего суда, проводимом в торжественной обстановке.

Федеральный закон 3132-1 указывает, что судебная власть представляется судьями. В некоторых ситуациях отдельные функции и полномочия могут быть переданы представителям народа. Важнейшим аспектом является конституционное разделение судебной, исполнительной и законодательной ветвей власти. В данном законе соответствующее предписание имеется уже в первой статье.

Закон «О статусе судей в Российской Федерации» был принят 26 июня 1992 года. Он определяет независимость данной должности и отсутствие подотчетности. Судебная власть подчиняется лишь Конституции страны и ее законодательству. Ее предписания и решения являются обязательными к исполнению.

ФЗ 3132-1 структурно не разделяется на главы. Состоит он из 27 статей и 7 приложений. Статьи закона регулируют следующие аспекты:

  • основные понятия и принципы судебной власти, определение статуса судьи и его единства;
  • требования к должности и к ее кандидатам;
  • медицинское освидетельствование и процедура отбора кандидатов;
  • порядок наделения полномочиями, аналогичная процедура регламентируется и по статусу председателя суда и его заместителя;
  • присяга и исполнение обязанностей;
  • регулирование предоставления сведений о доходах и имуществе;
  • гарантии независимости судьи и недопустимость вмешательства в его деятельность, неприкосновенность;
  • срок полномочий по статусу и несменяемость должностного лица, дисциплинарная ответственность;
  • приостановление и прекращение полномочий, отставка;
  • материальное обеспечение и меры социальной защиты, как для должностного лица, так и для членов его семьи;
  • аттестация и дополнительное профессиональное образование.

Вместе с ключевыми статьями, регулирующими аспектами являются и приложения к Закону о судебной системе и о статусе судей в РФ. Приложения регламентируют следующие вопросы:

  • порядок предоставления сведений о доходах кандидата и его имуществе, принадлежащем по праву собственности, а также информации об имущественных обязательствах;
  • аналогичные сведения о супруге кандидата и несовершеннолетних детях;
  • предоставление подобной информации судьями, их супругами и детьми;
  • порядок предоставления сведений о доходах и имуществе общероссийским средствам массовой информации;
  • регулирование размеров должностного оклада.

Приложения 1-4, регулирующие предоставление сведений о доходах и имуществе, утратили силу с 1 января 2015 года . Вместо них форма, по которой оформляется соответствующая информация, утверждается Президентом РФ.

Действующее приложение 5 Федерального закона 3132-1 о статусе судей регулирует лишь порядок предоставления сведений в средства массовой информации. Приложения 6 и 7 предписывают процентное соотношение должностных окладов между различными категориями.

Закон о статусе судей 3132-1 постоянно дорабатывается в соответствии с актуализацией правовой базы. Последние изменения в редакцию документа были внесены в декабре 2016. Так есть закон о мировых судьях, ознакомиться с которым можно

Права судей

Закон о правовом статусе судей наделяет их следующими полномочиями :

  • право на самостоятельность и независимость в принятии решений;
  • возможность требовать исполнения постановлений и судебных предписаний;
  • право на получение документов и их копий , необходимых для осуществления правосудия;
  • право на неприкосновенность , в том числе частичную после снятия с себя полномочий;
  • право на материальное обеспечение и социальную защиту членов семьи;
  • возможность получения дополнительного профессионального образования и повышения квалификации.

Скачать 3132-1 ФЗ

Скачать Федеральный закон 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» можно . Текст представлен в последней редакции, с актуальными изменениями на 2017 год. Документ будет одинаково полезен как для лиц, вступающих в судебную должность, так и для юристов, изучающих правовую основу судебной ветви власти.

Изменения в Законе о статусе судей

Последние поправки в Закон о статусе судей РФ были внесены 28 декабря 2016 . Согласно изменениям был скорректирован подпункт 5.1 пункта 3 статьи 3 ФЗ 3132-1 , регулирующий требования к занимаемой должности. Согласно поправкам слова «финансовыми инструментами; » были заменены на развернутое определение с уточнением об иностранных источниках дохода и ссылкой на соответствующий закон.

В некоторые статьи поправки вносились в более ранний период. Статья 14 ФЗ 3132-1 «О статусе судей в РФ» регулирует прекращение полномочий. Последние изменения были внесены в 2013 году и коснулись следующих моментов:

  • введен подпункт 6.1 о нарушении должностным лицом, его супругом или несовершеннолетним ребенком запрета об открытии счета или хранении ценностей в иностранном банковском учреждении;
  • добавлен подпункт 13 о совершении дисциплинарного проступка, за которое налагается взыскание в виде досрочного лишения статуса и полномочий;
  • согласно нововведениям скорректирована редакция пункта 2 .

Статья 15 Федерального закона 3132-1 о статусе судей регулирует отставку судебного должностного лица. Последние поправки были внесены в июле 2013 и изменили редакцию пунктов 6, 7 и 8 об отмене отставки, соответствующем решении и прекращением на основании повторного избрания.

Ст 16 Закона о статусе судей регулирует их неприкосновенность. Изменения в статью последний раз вносились в марте 2014. По ним были исключены слова «Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, », формулировка «федерального арбитражного » была заменена на «арбитражного ».

Статус судей в РФ

Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлеченных в установленном законом порядке народных, присяжных и арбитражных заседателей, которые осуществляют правосудие в случаях, предусмотренных законом.

Судья - это лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ "О судебной системе РФ" полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Существенное значение имеет и другое понятие - статус судей в РФ.

Статус судей - это их правовое положение, закрепленное в Конституции РФ и законах Российской Федерации. Права и обязанности, составляющие правовое положение, судьи получают в силу занимаемого должностного положения.

Эти права и обязанности - исключительны по своему характеру, они даются судьям помимо общих гражданских прав и обязанностей. Таких прав нет у обычных граждан в повседневной жизни.

Статус судей - единый для всех судей вне зависимости от того, в каком суде они работают. Единые требования к судьям, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством являются важным условием единства судебной системы России. Хотя судьи различных ветвей судебной системы РФ имеют различную компетенцию и полномочия. Такие различия зависят от того, в каком суде работает судья, какова его должность, входит ли он в состав какого -либо органа судейского сообщества. Особенности правового положения по отношению к отдельным категориям судей определяются федеральным законами, а в случаях ими предусмотренными - законами субъектов РФ. Такие особенности предусмотрены в настоящее время по отношению к судьям военных судов, судьям Конституционного Суда РФ и к некоторым другим категориям судей.

Статус судей слагается из нескольких элементов:

1. Требования к кандидату на пост судьи и к лицу, назначенному судьей.

2. Порядок наделения судей полномочиями; порядок приостановления полномочий судей и освобождения их от должности.

3. Правила о невмешательстве в судебную деятельность.

4. Меры обеспечения неприкосновенности судей.

5. Меры материального и социального обспечения судей.

Требования, предъявляемые к судьям можно условно разделить на две группы:

Требования, предъявляемые к кандидату на пост судьи;

Требования, предъявляемые к лицу, назначенному судьей.

1. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи. Общие требования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в РФ" (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 г. № 135-ФЗ).

Общие конституционные требования:

Гражданство РФ;

Высшее юридическое образование;

Возраст - не менее 25 лет;

Стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Помимо данных требований, Закон РФ "О статусе судей в РФ" закрепляет следующие требования:

Отсутствие судимости или уголовного преследования в отношении кандидата на должность судьи;

Отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

Отсутствие заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи;

Сдача квалификационного экзамена;

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Любой гражданин, достигший установленного Законом РФ «О статусе судей в РФ» возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.

Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.

Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, предъявляемым законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

По отношению к судьям вышестоящих судов устанавливаются более строгие требования по возрасту и стажу работы по юридической специальности. Соответственно: возраст - 30 (для судей судов среднего звена) и 35 (для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) лет; стаж - для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - не менее 10 лет.


Похожая информация.