Обобщающий урок по темам: «Класс Пресмыкающиеся или рептилии. Класс Земноводные или амфибии» Цель урока: Повторение и закрепление особенностей внешнего и внутреннего строения представителей классов: Земноводные и Пресмыкающиеся Задачи: - Уметь сравнивать внешнее и внутреннее строение ящерицы и лягушки; - Называть приспособления в строении и жизнедеятельности существования в наземно -воздушной и водной среде; - Уметь применять полученные знания для реализации жизненной ситуации, имеющей личностный и познавательный интерес; - Развивать коммуникативную компетентность через коллективную творческую работу - Развивать способность к адекватной самооценке своей деятельности; Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Методы и приемы: Словесные, наглядные, частично – поисковые Форма работы: Индивидуально коллективная Ход урока I Организационный момент. Приветствие класса. Слово учителя: Добрый день. Как вы наверное уже заметили, у нас с вами сегодня будет несовсем обычный урок. Урок обобщения и повторения. Обратите внимание на экран. Попробуйте определить, о каких разделах пойдет речь. Давайте постараемся определить тему урока. Слайд 1 (На слайде разнообразные представители земноводных и пресмыкающихся) Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Класс Пресмыкающиеся или рептилии. Класс Земноводные или амфибии» Слайд 2 Каковы же цели нашего урока? О чем мы сегодня будем разговаривать? Мы сегодня с вами поговорим об особенностях внешнего и внутреннего строения представителей классов: Земноводные и Пресмыкающиеся Слайд 3 Наш урок будет состоять из нескольких последовательных этапов 1 Экспресс – опрос, как актуализация знаний Слайд 4 - Какие приспособительные черты характеризуют земноводных, как представителей наземно – воздушной среды? (речь идет о внешнем строении) – Пятипалые конечности, выпуклые глаза с подвижными веками и слезными железами, барабанные перепонки, воздушное дыхание Слайд 6 - Какие приспособительные черты характеризуют земноводных, как представителей водной среды? – Голая, богатая железами кожа, перепончатые задние лапы, глаза и ноздри на возвышениях. Слайд 8 – Какие признаки характеризуют принадлежность к классу пресмыкающихся? – Дышат легкими, размножаются на суше, внутреннее оплодотворение, голая сухая кожа, покрытая чешуйками (роговой покров) Слово учителя: Хорошо, молодцы ребята. Обратите внимание на оценочные листы. А сейчас у нас будет индивидуальная работа. Обратите внимание на экран. Слайд 9. Задание 1. Перед вами строение внутренних органов представителей классов земноводных и пресмыкающихся. Кроме того, у каждого из вас, есть карточка с заданием. Подпишите свои карточки. Вам необходимо, напротив каждой цифры указать название органа. (После выполнения задания, на экране появляются ответы) Слайд 10. Я попрошу вас обменяться карточками, и оценить результаты, по трехбалльной системе, согласно критериям, которые указаны на карточках, и определить количество баллов 0 ошибок - 3 балла 1-2 ошибки – 2 балла 3-4 ошибки – 1балл Ну а сейчас, внимательно посмотрите на свои карточки, и попытайтесь сделать вывод о причинах сходства в строении внутренних органов. Какой вывод можно сделать? Почему? (Общность происхождения) Ну а сейчас у меня к вам вопрос. У кого из вас есть черепаха? Я предлагаю вам решить такую задачу. Слайд 12 – на слайде задание: Задание 2 (Стимул) Вот вы решили завести черепаху. И пусть это будет красноухая черепаха. Тут же возникают проблемы: Чем кормить? Где поселить? А вдруг заболеет? (Проблемное задание) В зоомагазине вы получаете множество советов по уходу за питомцем. Один из них: Кормить сырым мясом 2 -3 раза в неделю. С чем это связано? Вы сами согласились бы с данной рекомендацией? Если да, то почему? Тем временем, один учащийся, по желанию приглашается к доске. Слово учителя: Я предлагаю тебе выполнить импровизированный каллаж (На доске надпись – земноводные. Задание (индивидуально). Ученик должен разместить вокруг признаки и представителей данного класса). Ответы по решению задачи. Далее проверяем каллаж. А сейчас я вас попрошу проверить и оценить работу вашего товарища. Перед вами есть своеобразные жетоны. Если, вы считаете, что задание выполнено верно, поднимите смайлик «с улыбочкой», но если вы считаете, что ответы неудовлетворительные, соответственно поднимите грустный смайлик. Молодцы ребята, теперь можно заводить черепаху. Задание 5 Перед вами лежат карточки с заданием под номером 2 Вам необходимо найти ошибки в тексте. Подчеркните их. После выполнения работы на экран выходит правильный текст, и ребята приступают к самооценке, согласно критериям. Пресмыкающиеся - многочисленная группа наземных животных, сохраняющих тесную связь с водной средой. Оплодотворение наружное. Тело ящерицы разделено на отделы: голову, туловище, хвост и две пары конечностей. Снаружи тело покрывает влажная кожа с многочисленными железами. (плотная сухая). Широкое и короткое тело ящерицы лишено хвоста. Между головой и туловищем имеется – шея. Она позволяет животному поворачивать голову в сторону звука. Если вы верно определили все ошибки, ставите себе 3 балла Если не заметили 1, то 2 балла, если 3, то 1 балл Хорошо, молодцы. Продолжим. У вас на столах лежат конверты с заданием под номером 3 Задания с выбором одного верного ответа Задание 3 1 Хлоднокровных животных, обитающих в водной и наземно – воздушной средах, но размножающихся только в воде, относят к классу А) Земноводные Б) Хрящевые рыбы В) Костные рыбы Г) ракообразные 2 К классу Земноводные не относится: А) крокодил Б) озерная лягушка В) саламандра Г) тритон 3 Земноводные имеют дыхание А) кожное Б) легочное В) кожное и легочное Г) жаберное 4 Способность к регенерации характерна для представителей класса: А) Земноводных Б) пресмыкающихся В) рыб 5 Число конечностей у наземных земноводных: А) 2 пары Б) 3 пары В) 1 пара Г) 4 пары 6 Хорошая координация движения в основном связана с развитием у пресмыкающихся: А) промежуточного и продолговатого мозга В) спинного мозга и мозжечка Б) продолговато и среднего мозга Г) переднего мозга и мозжечка (1-а; 2-а; 3-в; 4-а; 5-а; 6-г) А сейчас, обменяйтесь работами, для взаимопроверки. 0 ошибок - 3 балла 1-2 ошибки – 2 балла 3-4 ошибки – 1балл Не забывайте вносить количество заработанных баллов в свой оценочный лист Далее подсчитываем общее количество баллов, для выставления оценок за урок. (А сейчас сделаем выводы о различиях в строении и процессах жизнедеятельности между представителями данных классов) Спасибо Слайд 14 - жетоны Рефлексия. Какой этап урока, для вас был наиболее интересным и почему? Слайд 15 – спасибо за внимание))) Урок окончен.

Урок – игра

Тема: Обобщающий урок по теме «Класс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся».

Цель урока : обобщить, систематизировать и проверить знания о классах Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.

Задачи урока:

    Обобщение и закрепление знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения рыб, земноводных и пресмыкающихся; о некоторых особенностях жизнедеятельности.

    Развитие навыков самостоятельной работы; формирование умений работать в группе с дидактическим материалом, развитие умений самоконтроля и самооценки.

Средства обучения : таблица «Кровеносная система Хордовых», влажные препараты «Внутреннее строение рыбы», «Внутреннее строение лягушки», «Внутреннее строение ящерицы». Карточки – задания, схематические рисунки. Использование компьютера.

Основное содержание урока:

    Основные сходства и различия рыб, земноводных и пресмыкающихся.

    Многообразие представителей данных классов.

Ход урока:

1. Организационный этап.

Ребята, урок у нас сегодня необычный. До начала урока я предложила вам объединиться в 3 группы по 6 человек. На этом уроке каждая группа (команда) будет представлять один из предложенных классов.

    Первая команда представляет класс Рыбы.

    Вторая команда представляет класс Земноводные.

    Третья команда представляет класс Пресмыкающиеся.

2. Подготовительный этап.

Ребята, вам будут предложены задания различных туров, выполняя которые вы зарабатываете баллы для своей команды, в конце урока мы определим победителя по количеству набранных баллов.

    Работайте в группе сообща.

    Аккуратно обращайтесь с раздаточным материалом.

    Работайте быстро, смелее, у вас все получится.

    Внимательно слушайте ответы ваших одноклассников

    В конце урока вас ждет мини – тест по теме «Класс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся», от результатов которого будет зависеть ваша оценка на уроке.

Желаю успеха!

(сводную таблицу начертить на доске, баллы выставляются в течение урока)

Название тура

Команда

«Рыбы»

Команда

«Земноводные»

Команда

«Пресмыкающиеся

1. «Презентация класса»

2. «Стоп - кадр»

3 . «Найди ошибку»

4. «Анатомическая лаборатория»

5. «Книга рекордов природы»

3. Этап закрепления изученного материала.

1 тур – «Презентация класса». (время отводится каждой команде по 3 минуты)

Каждая команда представляет свой класс, оценку ставит каждая команда, выставляем в таблицу среднюю. (5 баллов)

    Характеристика класса

    Особенности класса

    Многообразие класса

    Значение

Прослушав сообщения о классах, вам необходимо заполнить таблицу на листочках.

(время отводится 2 мин)

Характеристика классов

признаки

земноводные

пресмыкающиеся

1. кожные покровы

2. органы дыхания

3. строение сердца

4. круги кровообращения

5. место обитания и размножения

Каждый проверяет свою работу (на экране представлена таблица)

Выставляем оценки: (критерия оценивания на доске)

    7-11 баллов - «3»

    12 – 13 баллов - «4»

    14 – 15 баллов - «5»

2. тур – «Стоп - кадр».

Команды по очереди угадывают животных. за каждый правильный ответ 1 балл

окунь


лягушка травяная

Жаба обыкновенная


лягушка прудовая

саламандра огненная

тритон обыкновенный


головастики


змея кобра


крокодил нильский
икра лягушачья


морская черепаха


прыткая ящерица


уж обыкновенный


щука


ящерица живородящая

3 тур – «Найди ошибку».

За каждую найденную и исправленную ошибку ученик получает 1 балл.

(Раздаточный материал на столе учащихся)

4 тур – «Анатомическая лаборатория»

Используем диск – Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс.

Открываем лабораторную работу «Скелет и внутренние органы лягушки» №7,№9,№11.

Задание: расставить названия органов соответственно рисунку. (3 балла)

5 тур – «Книга рекордов природы»

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл

    Самая крупная лягушка – обитает в Западной Африке. В 1960 г. Была поймана самка, которая весила 3 кг 306 гр. / Голиаф/

    Самая большая ядовитая змея – она имеет длину до 5,5 м. Описаны даже случаи гибели слонов от ее укусов. / королевская кобра/

    Самая быстрая сухопутная змея. Она может передвигаться со скоростью до 11 км/ч / Черная мамба/

    Самая огромная из ныне живущих ящериц, достигает в длину до 3 м и веса 150 кг. Питается в основном свиньями, оленями, обезьянами и мелкой живностью. /Варан/

    Самая крупная из костных рыб. В ширину она больше, чем в длину: её длина – 3 м, а ширина – 4,26 м. Весит рыба 2,25 т. Откладывает до 300 млн. икринок, менее 1 % которых дают начало малькам. / рыба луна/

    Самая крупная рыба – в длину до 18 м и весом до 25 т, одна печень этой рыбы весит около тонны. /китовая акула/

    Самая древняя рыба из ныне живущих на земле, длина выловленных рыб достигала 180 см, а вес – 95 кг, крупные икринки рыбы (каждая размером с апельсин, а всего их десятка два) развиваются в теле самки, так что на свет появляются уже молодые рыбки. Её плавники напоминают лапы земноводного и очень подвижны. / латимерия/

    Самый сильный яд имеет маленькое существо золотистого цвета, умещающееся в чайной ложке. Живет в джунглях Южной Америки, в Колумбии. Её яд в тысячи раз сильнее цианистого калия и в 35 раз сильнее яда среднеазиатской кобры. Раньше индейцы использовали отравленные стрелы этим ядом. /кокои/

    Самая большая рыба – людоед, длиной 7,92 м? / белая акула/

мини тест

1 вариант

1. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды

    Органом обоняния

    Боковой линией

    Органом вкуса

2. К хрящевым рыбам относят:

3. Долгое время, находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у нее нет жабр, потому что:

    Органом дыхания является кожа, богатая кровеносными сосудами.

    Лягушка расходует запас воздуха, имеющегося в легких

    Жизненные процессы в организме лягушки резко замедляются.

4. Координацией движения управляет:

    Спинной мозг

    Мозжечок

    Средний мозг

5. Пресмыкающиеся наземные животные, поэтому они дышат при помощи:

    Только легких

    Легких и кожей

2 вариант

1. Приспособления у рыб к водной среде обитания:

    Дышат при помощи жабр

    Имеют хорду

    Имеют спинной о головной мозг

2. По характеру питания окуня относят:

    Растительноядным

    Хищникам

    Сапрофитам

3. Глаза лягушки снабжены подвижными веками. Это является признаком:

    Приспособления к жизни в воде

    Хорошего зрения

    Приспособления к жизни на суше.

4. Сосуды, несущие кровь от сердца называются:

  1. Капилляры

5. Живорождение наблюдается:

  1. Кожистой черепахи

    Нильского крокодила.

На выполнение работы отводится 3 минуты, взаимопроверка / Критерий оценивания –

5 баллов –оценка «5», 4 балла –«4», 3 балла – оценка «3», 2 балла – оценка «2»

Пока помощник подсчитывает баллы, набранные командами, чтобы определить победителя. Мы поговорим о представителях Красной книги Челябинской области.

Презентация «Красная книга» .Учащиеся готовят небольшие сообщения по представителям класса Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.

Домашнее задание:

    Составить презентацию по многообразию представителей классов Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся. (по желанию)

    Составить кроссворд по многообразию. (по желанию)

    Повторить значение рыб, земноводных, пресмыкающихся в природе и жизни человека. (параграфы -35, 39, 43)
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: повторение и обобщение знаний по темам: “Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся”.

Задачи урока:

  • расширить представление учащихся о многообразии животных форм;
  • развивать интерес к биологии, бережное отношение к животным;
  • развивать самостоятельное мышление, умение анализировать;
  • закрепить полученные знания по пройденной теме;
  • обобщить знания учащихся 7 класса об особенностях морфологии, экологии и этологии холоднокровных животных;
  • провести занимательную викторину, которая поможет повысить интерес к биологии, как к одной из фундаментальных наук человечества.

Методы урока: эвристический или частично-поисковый, форма организации учебного процесса - познавательная командная викторина среди учеников 7-го класса.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация в Power Point.

Ход урока

  1. Объявление темы урока, его целей и задач.
  2. Активизация знаний учеников 7 класса (введение в тему урока).
  3. Формулирование гипотезы урока.
  4. Формирование 3-х команд (по числу рядов в классе).
  5. Формулирование цели и правил проведения викторины.
  6. Проведение познавательной викторины, основанной на пройденном материале.
  7. Подведение итогов викторины.

Правила проведения познавательной викторины.

  1. Ученики 7 класса формируют 3 команды (по числу рядов в классе).
  2. Каждый правильный ответ - + 10 баллов команде (при неполном ответе допускается судьей-учителем засчитать 5 баллов из 10).
  3. При неверном ответе, другие две команды могут попытаться ответить на этот вопрос в порядке очередности.
  4. В конце – подведение итогов и выставление оценок для выявления победившей команды.

Вопросы познавательной викторины .

Тема “Надкласс Рыбы”

1. Рыбы (ерш и окунь), чистое полотенце и раствор йода. Какая связь между ними?

Ответ: Спинной и анальный плавники этих рыб имеют жесткие и колючие лучи. Уколы лучей при ловле и разделке рыб очень чувствительны и болезненны, приводят к образованию опухолей на коже рук. Руки при уколе необходимо вытереть чистым полотенцем, а ранки продезинфицировать раствором йода.

2. Чешуя рыб “паспорт” и “медицинская” книжка одновременно. Почему?

Ответ: Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.

3. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на них и всех без промаха переловила. Каким образом она их обнаружила?

Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: определять направление и скорость движения воды; воспринимать колебание воды и отраженные от различных объектов волны; определять величину движущихся объектов.

4. Обычай рыболовов плевать на приманку – не просто дань традиции. Почему?

Ответ: В состав слюны человека входят вещества, оказывающие стимулирующие воздействие на вкусовые почки некоторых рыб. Эти почки располагаются на усиках, челюстях, жаберных дугах, в полости рта и глотке.

5. Почему избыток растений в аквариуме оказывает вредное влияние на рыб?

Ответ: Процесс фотосинтеза ночью не происходит. Растения кислород не выделяют, только поглощают его в процессе дыхания. Рыбам кислорода достается меньше, происходит угнетение их жизнедеятельности.

6. После дождя клев рыбы в водоеме заметно усилился. Почему?

Ответ: Дождевые капли сбивают на поверхность воды насекомых, обогащают воду кислородом, охлаждают воду в жаркий день.

7. У японцев существует поговорка: “Хочешь съесть фугу – напиши сначала завещание”. Каков ее смысл?

Ответ: Национальным блюдом в Японии является рыба-собака, которую готовят опытные повара в специальных ресторанах. В этих ресторанах всегда висит объявление: “Администрация не несет ответственность за жизнь клиентов”.

Тема “Класс Земноводные”

1. Лягушка и спортивный стиль плавания. Какая связь между ними?

Ответ: Брасс – спортивный стиль плавания, основанный на эффективном лягушачьем плавании.

2. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?

Ответ: Нельзя. У лягушки нет ребер и грудной клетки. Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают ребра при вдохе и выдохе.

3. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу как в сказке про Ивана-царевича? Почему?

Ответ: Может. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год.

4. Растут ли лягушки средней полосы России зимой? Почему?

Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и др. У амфибий резко понижается обмен веществ, клетки не делятся, рост лягушек не происходит.

5. Как по посадке можно различить лягушку и жабу?

Ответ: Объект охоты у жаб – ползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушки – летающие насекомые (в основном). Ввиду этого голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушек приподнята вверх.

6. Жаба теряет на ночь около 15% своего веса. Как и чем она восполняет недостаток влаги?

Ответ: Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы, из росы при помощи специального участка кожи на животе в паху.

7. На головастика тритона напала рыба. Рванулся головастик, вырвался, а хвоста и ноги нет. Через некоторое время вместо хвоста выросла лапа, а вместо лапы появился хвост. Возможно ли это? Как называется такое явление?

Ответ: Да, возможно. У тритона хорошо развита способность к регенерации, но вместо одного органа может вырасти другой.

Тема “Класс Пресмыкающиеся”

1. Аллигатор, анаконда, саламандра, черепаха, удав. Какое животное лишнее в этой компании? Почему?

Ответ: Саламандра – земноводное.

2. В зеленой траве он зеленый, в высохшей и пожелтевшей – желтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? Каковы его биологические особенности?

Ответ: Хамелеон. Изменчивость окраски обусловлена перераспределением пигментов кожи под влиянием определенных факторов. Глаза хамелеона могут независимо друг от друга совершать повороты. Питается хамелеон насекомыми, которых он добывает при помощи своего длинного языка.

3. Почему змеи часто высовывают язык из межчелюстного отверстия?

Ответ: Длинный и узкий язык змей – орган осязания, который позволяет им общаться в внешним миром: ощупывать предметы и пищу, улавливать запах, ощущать тепло, воспринимать звуковые колебания.

4. Живой организм не может обходиться без воды. Но вот гремучая змея, обитающая в пустынях юго-запада США, никогда не пьет воду. Как она решает “водную” проблему?

Ответ: Гремучая змея, питаясь грызунами, получает воду из их крови.

5. Если пасть крокодила закрыта, ничего не стоит удержать ее в этом состоянии одной рукой. Зато, если она открыта, то уж лучше держаться от него подальше. Как можно объяснить этот факт?

Ответ: Мышцы, смыкающие челюсти крокодила, во много раз сильнее мышц, размыкающих их.

6. Как можно различить укус двух змей: ядовитой и неядовитой?

Ответ: Укус змей оставляет на теле человека следы зубов в виде двух серповидных полос, образующих полуовал. След от укуса ядовитой змеи имеет в передней части полуовала две кровоточащие ранки (следы от ядовитых зубов), Неядовитые змеи оставляют только след в виде полуовала.

7. Объясните, почему говорят: “Плачет крокодиловыми слезами”?

Ответ: Так говорят о неискренних людях. У крокодилов во время еды выделяются слезы, и они как бы оплакивают свою жертву, хотя в это время рвут ее на куски. На самом деле появление слез – просто физиологический процесс. Со слезами у крокодилов выделяются излишки солей.

Литература

Для подготовки вопросов занимательной викторины использовалось пособие:

1. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. Тула: “Родничок”, 1999. – 144 с.


Выпишите признаки, характерные для каждого класса. 1. Кожа голая и имеет множество желез. 2. Кожа сухая и не имеет желез. 3. Тело покрыто костной чешуей. 4.Имеется шейный отдел позвоночника. 5.У некоторых отрядов скелет хрящевой. 6. Дыхание жаберное. 7. Дыхание легочное и кожное. 8. Дыхание легочное. 9.Сердце двухкамерное. 10. Сердце трехкамерное. 11. Сердце трехкамерное с дополнительной перегородкой. 12.Кровь в организме течет по двум кругам кровообращения. 13.Кровь в организме течет по одному кругу кровообращения. 14. Имеется клоака. 15.Хорошо развит дополнительный орган чувств - боковая линия 16.Оплодотворение внутреннее. 17.Оплодотворение наружное




Биологические задачи Биологические задачи Класс Рыбы 1.Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое и сильно сжатое с боков, у скатов – сплюснутое в спинно- брюшном направлении, у акул – торпедообразное, у рыб – игл- иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения. 2. У большинства современных рыб кожа покрыта костной чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных? Что можно прочитать по чешуе. Класс Земноводные 1. Лягушки охотятся за движущейся добычей. Они хватают ее и проглатывают. Однако ученые – биологи утверждают, что, лягушки едят, используя глаза. Насколько они правы? 2. Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт. Класс Пресмыкающиеся 1.Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в стороны, опускать её вниз, поднимать вверх. В связи с чем могут вертеть головой. 2.Змеи не имеет мочевого пузыря. Объясните этот факт? Почему?














Значение Амфибии и Рептилии могут предсказывать погоду. Лягушка квакает – дождь зовет. Жабы в нору спрятались на теплую погоду. Жабы днем на дорожку сада выходят – перед дождем. Крокодил из воды выходит на сушу – к холодной погоде. Змеи прячутся в норы – к похолоданию. Амфибии уничтожают вредных насекомых, являются пищей для птиц и мелких водных млекопитающих животных, в некоторых странах, например в Китае и Франции человек употребляет в пищу мясо Амфибий.) Ящерицы истребляют вредных насекомых, змеиный яд используется как обезболивающее и кровесвертывающее средство, кожа крокодилов используется для изготовления портфелей, сумок, ремней, мясо и яйца черепах человек использует в пищу, мелкие рептилии являются пищей для более крупных животных, из панциря черепах изготавливают гребни, панцири черепах используют для декорации цветочных клумб. Рыбы являются промысловыми. Рыбы, вылавливаемые в большом количестве для потребления в свежем виде и для переработки в промышленном. К ним относятся сельдь, лосось, треска, судак, лещь и т.д. Особенно ценны в этом отношении осетровые. Они дают отличное мясо, ценную икру и другие продукты.





































Придумайте название вашей команде 1. Запишите состав команды на листочке 2. Подпишите названием команды все листы на вашем столе

Четвертый лишний Жерлянка –квакша– кобра – чесночница Хамелеон – крокодил –пикша– черепаха Севрюга–навага– тритон –семга Гадюка – желтопузик – агама – веретеница

Кобра – змея, остальные земноводные Пикша–рыба, остальные – пресмыкающиеся Тритон– земноводные, остальные рыбы Гадюка – змея, остальные – ящерицы

Задания для команд Напишите краткий ответ на вопрос № 1 Как тело рыбы приспособлено к обитанию в водной среде? Ответ: Обтекаемая форма тела, боковая линия, жабры, слизь на покровах тела, чешуя, защитная или предостерегающая окраска, плавники, плавательный пузырь 1 балл

Задания для команд Напишите краткий ответ на вопрос № 2 Есть такие рыбы, которые намеренно « привлекают к себе внимание» . Что это за рыбы? Зачем они это делают? Ответ: Это глубоководные рыбы, обитающие на большой глубине, куда не проникает солнечный свет. При помощи светящихся органов тела, они приманивают добычу, и таким образом охотятся. Это удильщики и др. 1 балл

Задания для команд Напишите краткий ответ на вопрос Как земноводные приспособлены к № 3 своей среде обитания? Ответ: К суше: легкие, пятипалые ноги, влажная кожа, хорошо развитые органы чувств: зрения и слуха, влажный секрет глаз и кожи и др. К воде: кожное дыхание, перепонки на задних конечностях, ноздри и глаза на возвышениях, размножение в водной среде и др. 1 балл

Задания для команд Напишите краткий ответ на вопрос № 4 Какие самые большие земноводные вам известны? Ответ: Среди хвостатых земноводных это – исполинская саламандра около 1, 5 метров в длину, а среди бесхвостых это лягушка-голиаф длиной до 30 см и массой более 3, 5 кг, жаба- ага длиной до 50 см и массой до 2, 8 кг.) 1 балл

Задания для команд Напишите краткий ответ на вопрос № 5 О чем может сказать яркая окраска земноводного? Ответ: Яркая окраска кожи предупреждает о сильной ядовитости животного. Например, красные и желтые лягушки – древолазы, обитающие в Южной Америке, их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Яд южноамериканской лягушки кокоа, такой сильный, что прикосновение к ней стоит жизни человеку 1 балл

Задания для команд Напишите краткий ответ на вопрос № 6 В чем сходство головастика с рыбами? Ответ: Наличие тех же отделов тела, в том числе и хвоста, наличие жабр, боковой линии и обтекаемой формы тела, живут в воде 1 балл

Задания для команд Напишите краткий ответ на вопрос Как пресмыкающиеся приспособлены № 7 к своей среде обитания? Ответ: Среда обитания большинства рептилий суша. Для обитания на суше у них возникли следующие приспособления: легочное дыхание, сухая ороговевшая кожа, хорошо развитые органы чувств, ноги с когтями, откладывают яйца и др. 1 балл

Работа с терминами запишите их значение - малек - головастик - выползок - нерест - амфибия - линька 2 балла

Заполнить таблицу 3 балла вписать названия животных из предложенных вариантов ответов. веретеница, жаба, сом, саламандра исполинская, скат, акула, червяга, кобра, хамелеон, динозавр. № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10 ? ? ? Эту амфибию разводят на фермах ради мяса и шкуры У этой рыбы в скелете всю жизнь сохраняется хорда Эта рыба «бьет» электрическим током Усатая рыба Безногая амфибия Ядовитая змея Рептилия с непостоянной окраской тела Ужасный ящер «Истребитель» комаров Безногая ящерица

Ответ: 1 -саламандра исполинская 2 -акула 3 -скат 4 -сом 5 -червяга 6 -кобра 7 -хамелеон 8 -динозавр 9 -жаба 10 -веретеница

Работа по вариантам Выпишите признаки, характерные для каждого класса 1 вариант Класс Рыбы 2 вариант Класс Земноводные 3 вариант Класс Пресмыкающиес я

Выпишите признаки, характерные для каждого класса 1. Кожа голая и имеет множество желез. 2. Кожа сухая и не имеет желез. 3. Тело покрыто костной чешуей. 4. Имеется шейный отдел позвоночника. 5. У некоторых отрядов скелет хрящевой. 6. Дыхание жаберное. 7. Дыхание легочное и кожное. 8. Дыхание легочное. 9. Живут только в воде

Выпишите признаки, характерные для каждого класса 10. Живут и в воде, и на суше, но размножаются только в воде 11. Могут жить на суше, иногда в воде, но размножаются на суше 12. Имеют плавники 13. Имеют пятипалые конечности 14. Имеется клоака. 15. Хорошо развит дополнительный орган чувств - боковая линия 16. Оплодотворение внутреннее. 17. Оплодотворение наружное

Ответы Рыбы: 3, 5, 6, 9, 12, 15, 17. Земноводные: 1, 4, 7, 10, 13, 14, 17. Пресмыкающиеся: 2, 4, 8, 11, 13, 14, 16.

Биологические задачи Класс Рыбы 1. Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое и сильно сжатое с боков, у скатов – сплюснутое в спинно- брюшном направлении, у акул – торпедообразное, у рыб – игл- иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения. 2. У большинства современных рыб кожа покрыта костной чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных? Что можно прочитать по чешуе. Класс Земноводные 1. Лягушки охотятся за движущейся добычей. Они хватают ее и проглатывают. Однако ученые – биологи утверждают, что, лягушки едят, используя глаза. Насколько они правы? 2. Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт. Класс Пресмыкающиеся 1. Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в стороны, опускать её вниз, поднимать вверх. В связи с чем могут вертеть головой.